Первая мировая война оборона порт артура. Основные события войны

Из сражений, имевших место в годы русско-японской войны, оборона Порт-Порт-Артура была самой продолжительной. В первые же дни войны японская сторона направила свой главный удар на Ляодунский полуостров, намереваясь лишить русскую армию важнейшего форпоста в Южной Маньчжурии и в Жёлтом море. В течение полугода российская и мировая пресса информировали своих читателей о ходе боевых действий, и, хотя постепенно подконтрольная русским войскам территория сокращалась, сдача крепости была шоком и для российской армии, и для гражданской общественности.

Россия получила право на аренду оконечности Ляодунского полуострова в 1898 году согласно Пекинскому трактату (Павловскому соглашению), подписанному между Россией и Китаем. Фактические русски войска появились в Даляни годом ранее. Аренда полуострова должна была продолжаться 25 лет. Центром новообразованной Квантунской области был объявлен город Далянь, который именовался на русский манер – Дальний. В 1899 году на месте поселения Лойшунь была основана крепость Порт-Артур, которая должна была стать главной базой российского Тихоокеанского флота. В 1903 году русские владения в Квантунской области были подчинены Дальневосточному наместничеству с центром в Хабаровске. В том же году Порт-Артур и Далянь были соединены с Харбином железной дорогой (ЮМЖД), а между Москвой и Порт-Артуром начал курсировать скорый поезд.

Продвижение японских войск на Ляодунский полуостров

Первая японская атака на Порт-Артур состоялась ещё до формального объявления войны. Поздним вечером 26 января (8 февраля) 1904 года 46 японских кораблей атаковали русский флот на порт-артурском рейде. Семь русских кораблей получили повреждения, но сама военная база не пострадала. 26 февраля (10 марта) был атакован Ляотешань, находившийся к юго-западу от Порт-Артура. С февраля по апрель японские силы проводили заграждение порт-артурской бухты. У её входа были затоплены 17 старых пароходов, а внешняя часть рейда была заминирована. 30 апреля на внешнем рейде Порт-Артура подорвался броненосец «Петропавловск». Среди погибших был командир Тихоокеанского флота Степан Макаров. Минирование внешнего рейда обеспечило блокаду Порт-Артура с моря.

Ход обороны Порт-Артура

В мае 1904 году японцы закрепились на одном из самых узких участков Ляодунского полуострова между заливами Даляньвань и Цзиньчжоувань (Цзиньчжоуские позиции). С этого момента стало невозможным железнодорожное сообщение между Ляодунским полуостровом и русскими частями в Маньчжурии. Русский гарнизон Ляодунского полуострова оказался на осадном положении. В течение месяца 3-я армия генерала Но́ги оттеснила русские войска из Дальнего, а единственным крупным населённым пунктом под контролем России остался Порт-Артур.

Несмотря на блокаду и ограниченное число вооружений и боеприпасов, русские войска давали достойный отпор японским. Армия Но́ги могла наступать только ценой больших потерь: в каждом бою число убитых японских солдат превосходило потери русских в два – четыре раза. В августе и сентябре японская армия провела три штурма. Каждый раз русские войска отступали ближе к стенам Порт-Артура, но ни один из штурмов не позволил японцам прорваться в саму крепость.

Ожесточённое сопротивление русских солдат и моряков не прекращалось, хотя условия нахождения в крепости становились всё тяжелее. В июле прекратилось сообщение Порт-Артура с гражданским портом Инкоу. В конце июля Порт-Артурская эскадра сделала последнюю попытку снять блокаду крепости с моря. 28 июля (10 августа) состоялся Бой в Жёлтом море – попытка прорыва порт-артурской (1-й Тихоокеанской) эскадры во Владивосток. Несколько крейсеров смогли прорваться в открытое море, но из-за полученных повреждений были вынуждены уйти в китайские порты, где их интернировали. Бо́льшая часть кораблей была вынуждена вернуться в Порт-Артур.

Осенью в крепости началась цинга. В армии начали употреблять конину. Потери от болезней временами превышали боевые потери. В то же время японская сторона наращивала силы. 13 (26) ноября генерал Ноги начал четвёртый штурм Порт-Артура, который продолжался десять дней и завершился взятием стратегической горы Высокая, с которой японская армия могла корректировать огонь по остававшимся в Порт-Артуре русским кораблям. Положение крепости становилось безнадёжным.

Сдача крепости. Суд над генералом Стесселем

В конце ноября японский флот один за другим затопил корабли «Полтава», «Победа», «Пересвет», «Паллада», «Баян» и «Севастополь». Это означало, что пристани Порт-Артура остались беззащитными. 2 (15) декабря во время очередного японского обстрела погиб генерал Роман Кондратенко, который руководил обороной Порт-Артура. К тому стало очевидно, что добиться снятия осады не удастся.

Новый командующий обороной генерал-лейтенант Анатолий Стессель посчитал, что дальнейшее удержание Порт-Артура приведёт лишь к бессмысленным человеческим жертвам. Офицерский совет крепости не выразил ни поддержки, ни жёсткого неприятия его мнения. 23 декабря (4 января) Стессель подписал капитуляцию крепости. В плен сдались 23 000 солдат и офицеров.

Сдача Порт-Артура спасла жизни сотен русских солдат, но нанесла удар по репутации российской армии. Она также имела важные стратегические последствия: Россия потеряла стратегически важный пункт на Ляодунском полуострове и остатки своей 1-й Тихоокеанской эскадры, а главный театр военных действий переместился в центральную Маньчжурию.

Через три года Анатолия Стесселя судили за сдачу крепости, которую ещё можно было оборонять. Военный суд в 1908 году приговорил его к смертной казни, которую тут же заменил на длительное заключение. В 1909 году Николай II помиловал Стесселя. Отставной генерал умер от болезней в 1916 году.

Героическая оборона Порт-Артура потерпела крах из-за недальновидных решений генералов. Это поражение русских войск предопределило исход русско-японской войны.

Начало войны

С нападения японских миноносцев на внешнем рейде Порт-Артура на русскую эскадру 26 января 1904 года начались масштабные боевые действия русско-японской войны. Японцами были торпедированы и на время выведены из строя лучшие русские броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсер «Паллада». Меры по охране кораблей на внешнем рейде оказались явно недостаточными. Стоит признать, что фатальных повреждений ни один из русских кораблей не получил, а после артиллерийского боя утром 27 января японский флот был вынужден отступить. Фатальную роль сыграл моральный фактор - японскому флоту удалось захватить инициативу. Наша эскадра стала нести в последующие дни нелепые и неоправданные потери из-за слабого взаимодействия и управления. Так, спустя уже два дня после начала войны, на собственных минах погибли заградитель «Енисей» и крейсер «Боярин».

Минная война

В ходе борьбы за Порт-Артур обе стороны активно использовали минные заграждения: русские для защиты подхода к крепости, а японцы для усиления блокадных мер. Причем потери от мин в кораблях и личном составе для обеих сторон оказались гораздо большими, нежели чем во всех артиллерийских морских боях у Порт-Артура вместе взятых. В результате подрыва на японских минах затонули броненосец «Петропавловск» (на корабле погибли вице-адмирал Степан Макаров, его штаб и большая часть команды), канонерка «Гремящий» и четыре миноносца. Русские корабли за время боев выставили на подходах к крепости 1442 мины, жертвами которых стали 12 японских кораблей, в том числе броненосцы «Хацусе» и «Ясима». Таким образом, самые тяжелы потери в войне 1904-1905 годов японский флот понес именно от русских мин у Порт-Артура.

На кого работает время

События у Порт-Артура в немалой степени определяли общий ход военных действий Русско-японской войны. У русского командования возникла необходимость провести ряд наступательных действий с целью деблокировать крепость. Это заставляло переходить в наступление. Результатами таких вынужденных и плохо подготовленных наступлений становились неудачи под Вафангоу и на Шахэ.

Для японцев, планировавших овладеть Порт-Артуром сходу, длительная осада также оказалась сложной задачей. Она сковывала треть всех японских войск на континенте. Попытки же решить проблему одним мощным штурмом (как в канун боев на Шахэ) вели к колоссальным потерям с минимальным военным результатом. Сдача же крепости 5 января 1905 года позволила японскому командованию своевременно перебросить 3-ю армию из под Порт-Артура в Маньчжурию незадолго до крупнейшего сражения войны под Мукденом.

Продовольствие

В период борьбы за Порт-Артур как русская, так и японская армии испытывали нехватку продовольствия. Ситуацию в крепости усугублял запрет генерала Стесселя местному китайскому населению заниматься рыбной ловлей, которая могла быть серьезным подспорьем в борьбе с нехваткой продовольствия. И если запасов муки, сухарей и сахара на момент сдачи крепости оставалось еще на месяц-полтора, то мяса и овощей практически не было. Среди гарнизона начала свирепствовать цинга.

Японские войска испытывали не меньшие трудности. Изначально система питания японцев не была адаптирована к боевым действиям на континенте в условиях более сурового, чем на японских островах климата и морозной зимы 1904-1905 годов. Огромная убыль в японской армии под Порт-Артуром (до 112 тысяч человек, по оценкам отечественных историков) была обусловлена не только боевыми, но и огромными санитарными потерями.

Гибель генерала Кондратенко

Тяжелой потерей для защитников Порт-Артура, ускорившей падение крепости, стала гибель начальника сухопутной обороны генерал-лейтенанта Романа Кондратенко. С именем этого человека, ставшего душой обороны Порт-Артура, связан целый ряд мероприятий по усилению обороны крепости. Под руководством Кондратенко оборона Порт-Артура была выстроена фактически заново.

Сосредоточение крупных сил на направлении главных ударов противника не раз позволяло Кондратенко отражать натиск превосходящих сил японцев. Большое внимание Кондратенко уделял внедрению технических новшеств (минометов, колючей проволоки с пропущенным через нее электрическим током). Являясь бесстрашным защитником Порт-Артура, в то же время, Кондратенко выступал за скорейшее окончание войны с Японией, указывая на необходимость подписания мира до того, как японцы сумеют овладеть Порт-Артуром. После гибели Кондратенко 2 декабря 1904 года генералы Стессель и Фок стали активно проводить политику, направленную на сдачу крепости японцам.

Высокая

Высокая (высота 203) являлась одним из ключевых пунктов обороны Порт-Артура. С Высокой просматривалась крепость и внутренний рейд, где находилась большая часть кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры. Японские войска предпринимали неоднократные попытки овладеть этой высотой. Наиболее ожесточенные бои на Высокой развернулись в середине ноября 1904 года, когда японцы бросили в бой две дивизии и сосредоточили огонь тяжелых 280 мм осадных гаубиц, от снарядов которых не спасала никакая защита. 23 ноября японцы окончательно овладели Высокой, получив возможность корректировать огонь осадной артиллерии по русским кораблям в Порт-Артуре, что и предопределило гибель большей части эскадры.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год…

На фото выше крейсер “Новик”.

На фото ниже внутренний рейд Порт-Артура после нападения японских кораблей на русскую эскадру 22 января 1904 года.

«ПОРТ-АРТУР - китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур, возник в 80-х годах ХIХ века на юге полуострова Ляодун. Китайское правительство решило построить на берегу Желтого моря бухты военно-морскую базу. Начатые фортификационные работы были сорваны Японо-китайской войной 1894–1895 гг. Потерпевший в ней поражение Китай уступил весь полуостров Японии, но почти сразу же получил его обратно в результате совместного протеста России, Германии и Франции.

Через два года (1898) Россия получила права на аренду Порт-Артура и Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. В 1901 по проекту военного инженера К. Величко началось строительство Порт-Артурской крепости. На рейде встала 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). Главной задачей гарнизона и флота была защита русских владений в Китае от нападения японских войск.

9 февраля 1904 года японский флот внезапно атаковал Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на рейде без боевого охранения. Японские миноносцы повредили три русских корабля и заперли флот до прихода своих главных сил в гавани Порт-Артура. 13 апреля погиб флагманский броненосец “Петропавловск”, а с ним и командующий русским флотом С.О. Макаров. Русская эскадра до 10 августа несколько раз пыталась выйти в море, но все время сталкивалась с японским флотом и возвращалась обратно. 19 августа начался штурм крепости. Потеряв за пять дней 20 тысяч солдат (русская армия - около 6 тысяч), японцы смогли вклиниться на отдельных участках в линию обороны, не добившись серьезного успеха в целом. 2-й и 3-й штурмы, предпринятые соответственно 19–22 сентября и 3–31 октября, позволили войскам генерала Ноги захватить три русских укрепления. Но и это не дало осаждающим стратегического преимущества.

Лишь после 4-го штурма, проведенного 5 декабря, японцы, потеряв 8 тысяч человек, захватили господствовавшую над городом гору Высокую и начали обстрел запертой на рейде эскадры. 15 декабря погиб организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал Кондратенко со всем своим штабом.

Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней. В борьбе за город японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. Заключенный после войны Портсмутский мирный договор аннулировал права России на город и передал их Японии. Срок аренды истек в 1923, но японское правительство отказалось вернуть город Китаю. До конца второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию.

В августе 1945 город был захвачен советскими десантниками, и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы». Взято отсюда .

Чрезвычайно любопытная история о том, как путем взяток китайским чиновникам царская Россия получила военно-морскую базу на территории Китая. Правительственная коррупция и политическая беспринципность во всем своем блеске .

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год,

Ниже знаменитый крейсер 1-го ранга «Варяг».

Статья В.Д. Доценко, «Крейсер “Варяг” – неизвестные страницы истории». Приведен документ, подписанный командиром крейсера 1 ранга “Варяг” капитаном 1 ранга Рудневым .

Ниже канонерская лодка «Кореец», Порт-Артур, 1904 год. Та самая, которая приняла неравный бой наравне с «Варягом» в битве при Чемульпо.

Схема канонерской лодки «Кореец», чертежи модели и волнующая история .

«Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6″−орудий; потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них - умерло. Еще 11 наших раненых моряков были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских судов были приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В количестве 30 офицеров и 600 матросов они прибыли - в Одессу».

Ниже на фото командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и командующий одесским военным округом генерал А.В. Каульбарс с группой моряков-героев.

16 апреля 1904 года они прибыли по железной дороге в Петербург и, выстроившись колоннами,- промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал Император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Императора были вручены именные часы.

Ниже парад моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Группа офицеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», отличившихся в бою при Чемульпо. Сидят слева направо: священник М. Руднев, лейтенант П.Т. Степанов, капитан 2-го ранга Г.П. Беляев, капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, капитан 2-го ранга А.И. Засухин, лейтенант Е.А. Беренс, лейтенант С.В. Зарубаев.

Ниже гибель флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». На нем погибли командующий русским флотом С.О. Макаров и великий русский художник-баталист В.В. Верещагин.

«Петропавловск» был хорошо сбалансированным кораблём с неплохим сочетанием вооружения, защиты, скорости и мореходности. На момент спуска он был одним из наиболее мощных в своём классе в мире, однако затянувшаяся достройка привела к тому, что броненосец реально вступил в строй одновременно с более современными кораблями. «Петропавловск» был создан в то время, когда прогресс в области военного кораблестроения шёл очень быстро, в результате чего его конструкция отражала новейшие достижения в технике, но в то же время имела немало уже устаревших элементов.

Гибель «Петропавловска» была глупой и трагичной, как и многие события в этой войне.
Не ожидая выхода всех кораблей и не отдав приказа протралить рейд, С. О. Макаров повёл броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и четыре крейсера к месту гибели «Страшного», успешно миновав минное поле. «Петропавловск» открыл огонь по японским крейсерам; японцы отступили на восток, где вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру. Здесь к нему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего С. О. Макаров вновь пошёл на сближение с противником. На этот раз курс вёл прямо на мины.

«На мачте «Петропавловска» взвился сигнал: «миноносцам войти в гавань», и он на малом ходу начал поворот вправо. В 9.43 в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Боезапас сдетонировал. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду».

Ниже художник-баталист Верещагин. Он погиб на «Петропавловске». В наши дни так погибают военные корреспонденты.

Всю жизнь он был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) “учиться на живой летописи истории мира”, ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза - в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 × 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Потрясающий сайт, посвященный Верещагину и его картинам .

Ниже бронированный крейсер 1-го ранга «Аврора». Википедия . Во время «Гулльского инцидента» на нем был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий. Крейсер участвовал в Цусимском сражении. Кстати, это та самая «Аврора», сыгравшая позже определенную роль в Октябрьской революции.

Ниже крейсер (броненосец) «Громобой». Википедия . 14 августа 1904 г. во время боя в Корейском проливе крейсер получил серьёзные повреждения; потери в личном составе - 91 убитый и 185 раненых.

15 мая 1904 года он бестолково напоролся на камни в Амурском заливе и получил серьёзные повреждения. С большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте. Это спасло корабль и экипаж от гибели, но лишило их военной славы русского флота при обороне Порт-Артура. Впрочем, слава досталась «Богатырю» позже. Во время Первой Мировой войны 26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Крейсер «Рюрик» погиб в бою с японскими кораблями героически сопротивляясь более современным и многочисленным крейсерам противника. К моменту окончания пятичасового боя в живых на Рюрике из старших офицеров остался только один лейтенант Иванов 13-й (по принятой тогда в российском флоте нумерации однофамильцев), действовало всего одно орудие. Адмирал Камимура ждал капитуляции «Рюрика», но русской командой было принято решение затопить крейсер. Поскольку подрывные заряды оказались поврежденными, были открыты кингстоны. Камимура пришёл в бешенство от того что русские не сдают корабль и приказал открыть огонь по уже уходящему под воду крейсеру. «Рюрик» затонул у острова Ульсан. Из 796 матросов крейсера погибли 193, ранено 229 человек. Из 22 офицеров 9 убито, 9 ранено.

Ниже подбитые крейсеры «Победа» и «Паллада». Википедия .

Крейсер «Паллада» 8 февраля 1904 был торпедирован японским миноносцем на внешнем рейде Порт-Артура. Потом он вновь введён в строй после ремонта в апреле 1904. Участвовал в бою в Жёлтом море, после которого в основной частью эскадры вернулся в Порт-Артур. 8 декабря 1904 был потоплен японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура.

В сентябре 1905 поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 переоборудован в минный заградитель.

27 мая 1924 крейсер «Паллада» потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

Ниже спуск на воду броненосца «Победа» на стапеле Балтийского судостроительного завода.

На фото ниже – во время обстрела японских кораблей, русский крейсер «Паллада» и броненосец «Победа». Внутри рейда «Паллада».

Ниже эскадренный броненосец «Севастополь». Википедия .

Ниже эскадренный броненосец «Полтава». Википедия .

К концу ноября японцы захватили господствовавшие над Порт-Артуром высоты и стали прицельно обстреливать стоявшие в гавани русские корабли. Первой погибла «Полтава»: 22 ноября в 13.30 в неё попал 280-мм снаряд, пробивший левый борт, броневую палубу и взорвавшийся в погребе 47-мм снарядов. Возник сильный пожар, раскаливший переборки, а система затопления не действовала, будучи выведенной из строя прошлыми бомбардировками. Попытка потушить огонь шлангами, заливая воду через элеватор подачи снарядов и вентиляционные трубы, оказалась безуспешной: вода быстро вытекала через осколочные пробоины в коридор гребного вала. От высокой температуры около 14 часов произошёл взрыв полузарядов главного калибра (около 2 т пороха), в результате чего были разрушены многие водонепроницаемые переборки и пожарные магистрали, погиб один нижний чин и ещё 10 было ранено (всего на корабле находилось порядка 50 человек). Подошедший на помощь пароход «Силач» вкупе с поступавшей водой смог потушить пожар, но к 14.45 «Полтава» села на грунт, погрузившись почти до верхней палубы. Остатки экипажа приняли участие в последних боях за Порт-Артур.

8 июля 1905 года (по новому стилю) японцы подняли «Полтаву», а 21 июля зачислили её в свой флот под названием «Танго» (запись хираганой: たんご, катаканой: タンゴ, иероглифами: 丹後; так называется один из районов древней японской столицы Киото). В 1915 г. «Полтава»-«Танго» была выкуплена у Японии российским царским правительством, переименована в «Чесму», экипаж укомплектовали моряками Черноморского флота, а сам корабль зачислили в число гвардейских линейных кораблей Черноморского флота.

Ниже броненосец «Цесаревич». Ему удалось выжить во время обороны Порт-Артура. Драматическая история описана ниже по ссылкам.

Ниже минный заградитель «Амур».

20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Однако, он не погиб. Корабль достался японцам, т.к. он оказался лежащим в доке в полузатопленном состоянии. Судьба «Амура» оказалась долгой и насыщенной событиями. Он участвовал в Октябрьской революции, в подавлении Кронштадтского восстания и даже участвовал в событиях начала Великой Отечественной войны в 1941-м г. История “Амура” ниже по ссылкам.

Ниже броненосец «Пересвет».

После захвата Порт-Артура на «Пересвете» побывал английский журналист Н. Сеппинг-Райт. Он вспоминал: «Палуба представляла картину разгрома и разрушения… Носовая башня была полуразрушена, орудия и станки - разбиты вдребезги… Снаряд сбил верхнюю часть башни, и на палубе лежала её крыша. Остальная часть башни вся расшаталась и представляла сходство с лопнувшим гранатовым яблоком. Мостик был уничтожен, а попавший в боевую рубку снаряд привёл её в полную негодность. Всё закоптело и искорёжилось от действия пожара. Огонь докончил разрушение всего уцелевшего от действия японских снарядов. Сильно пострадали дымовые трубы: одна из них имела вид безобразной груды изогнутого железа. Задний мостик находился в таком же состоянии разрушения, как и передний, хотя бушевавший на броненосце пожар сгладил много следов повреждений, нанесённых японскими снарядами».

Ниже флагманский крейсер «Россия». Википедия .

Затонувший японский брандер и русский пострадавший при минной атаке брандеров в ночь на 14 марта.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год, затонувшие броненосцы.

Погружаясь в архивные фотографии, документы и исторические свидетельства очевидцев, мы приходим к субъективной картине прошлого. Массовый героизм простых воинов в таком аду, когда смерть уже перестает быть личной трагедией. Массовая расхлябанность и безответственность управляющей верхушки, при которой военные корабли оказываются не боеспособны. Реальные случаи поступков военной верхушки, за которые в мирное время надо судить, а в условиях войны принято расстреливать на месте. Горько и трагично. Понимаешь, что нынешние проблемы России имеют глубочайшие корни…

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №86 от 16.07.2012

Одним из самых крупных противостояний считается русско-японская война 1904-1905. Причины ее будут рассмотрены в статье. В результате конфликта были применены орудия броненосцев, дальнобойной артиллерии, миноносцев.

Суть этой войны состояла в том, какая из двух воюющих империй будет главенствовать на Дальнем Востоке. Император России Николай Второй считал своей первоочередной задачей усилить влияние своей державы в Восточной Азии. В то же время император Японии Мэйдзи стремился получить полный контроль над Кореей. Война стала неизбежной.

Предпосылки конфликта

Понятно, что русско-японская война 1904-1905 (причины связаны с Дальним Востоком) началась не мгновенно. У нее были свои предпосылки.

Россия продвинулась в Центральной Азии до границы с Афганистаном и Персией, что затрагивало интересы Великобритании. Не имея возможности расширяться в этом направлении, империя переключилась на Восток. Там был Китай, который из-за полного истощения в опиумных войнах и вынужден был передать России часть территории. Так она получила под свой контроль Приморье (территория современного Владивостока), Курильские острова, частично остров Сахалин. Для соединения дальних рубежей была создана Транссибирская магистраль, которая по линии железной дороги обеспечивала связь между Челябинском и Владивостоком. Помимо железной дороги, Россия планировала торговать по незамерзающему Желтому морю через Порт-Артур.

В Японии в это же время происходили свои преобразования. Придя к власти, император Мэйдзи прекратил политику самоизоляции и начал модернизацию государства. Все его реформы были настолько успешными, что спустя четверть века после их начала империя смогла всерьез задуматься о военной экспансии на другие государства. Первыми ее целями стал Китай и Корея. Победа Японии над Китаем позволила ей заполучить в 1895 году права на Корею, остров Тайвань и другие земли.

Назревал конфликт между двумя сильными империями за господство в Восточной Азии. Результатом оказалась русско-японская война 1904-1905 гг. Причины конфликта стоит рассмотреть более детально.

Основные причины войны

Для обеих держав было крайне важно показать свои боевые достижения, поэтому развернулась русско-японская война 1904-1905. Причины этого противостояния кроются не только в притязаниях на территорию Китая, но и во внутриполитических ситуациях, которые к этому времени сложились в обеих империях. Удачная кампания в войне не только дает победителю экономическую выгоду, но и повышает ее статус на мировой арене и заставляет умолкнуть противников существующей в ней власти. На что рассчитывали оба государства в этом конфликте? В чем заключались основные причины русско-японской войны 1904-1905? Таблица, приведенная ниже, раскрывает ответы на эти вопросы.

Именно из-за того, что обе державы стремились к вооруженному разрешению конфликта, все дипломатические переговоры не приносили результатов.

Соотношение сил на суше

Причины русско-японской войны 1904-1905 были как экономическими, так и политическими. На Восточный фронт из России была отправлена 23-я артиллерийская бригада. Что касается численного преимущества армий, то лидерство принадлежало России. Однако на Востоке войско ограничивалось 150 тысячами человек. При этом они были разбросаны по обширной территории.

  • Владивосток - 45000 чел.
  • Маньчжурия - 28000 чел.
  • Порт-Артур - 22000 чел.
  • Охрана КВЖД - 35000 чел.
  • Артиллерия, инженерные войска - до 8000 чел.

Наибольшей проблемой российской армии была отдаленность от европейской части. Связь осуществлялась телеграфом, а доставка - линией КВЖД. Однако по железной дороге можно было доставить ограниченное количество грузов. К тому же у руководства не было точных карт местности, что негативно отразилось на ходе войны.

Япония перед войной имела армию численностью 375 тысяч человек. Они хорошо изучили местность, имели достаточно точные карты. Армия была модернизирована английскими специалистами, а солдаты преданны своему императору до смерти.

Соотношения сил на воде

Помимо суши, бои проходили и на воде Руководил флотом Японии адмирал Хэйхатиро Того. Его задачей было блокировать эскадру противника вблизи Порт-Артура. В другом море (Японском) эскадра Страны восходящего солнца противодействовала Владивостокской группе крейсеров.

Понимая причины русско-японской войны 1904-1905, держава Мэйдзи подготовилась к боям на воде основательно. Важнейшие корабли ее Соединенного флота были произведены в Англии, Франции, Германии и существенно превосходили российские судна.

Основные события войны

Когда в феврале 1904 года японские силы начали переправляться в Корею, российское командование не придало этому значения, хотя им были понятны причины русско-японской войны 1904-1905.

Кратко про основные события.

  • 09.02.1904. Исторический бой крейсера «Варяг» против японской эскадры близ Чемульпо.
  • 27.02.1904. Японский флот атаковал российскую Порт-Артур без объявления войны. Японцы впервые применили торпеды и вывели из строя 90% Тихоокеанского флота.
  • Апрель 1904. Столкновение армий на суше, которое показало неготовность России к войне (несоответствие формы, неимение военных карт, неумение фехтовать). Из-за наличия у русских офицеров белых кителей, японские солдаты их легко вычисляли и убивали.
  • Май 1904. Взятие японцами порта Дальний.
  • Август 1904. Успешная оборона русскими Порт-Артура.
  • Январь 1905. Сдача Порт-Артура Стесселем.
  • Май 1905. Морской бой под Цусимой уничтожил русскую эскадру (во Владивосток вернулся один корабль), при этом ни один корабль Японии не пострадал.
  • Июль 1905. Вторжение японских войск на Сахалин.

Русско-японская война 1904-1905 гг., причины коей имели экономический характер, привели к истощению обе державы. Япония стала искать пути разрешения конфликта. Она прибегла к помощи Великобритании и США.

Сражение при Чемульпо

Состоялось знаменитое сражение 09.02.1904 у берегов Кореи (город Чемульпо). Двумя русскими кораблями командовал капитан Всеволод Руднев. Это были крейсер «Варяг» и лодка «Кореец». Эскадра Японии под командованием Сотокити Уриу состояла из 2 броненосцев, 4 крейсеров, 8 миноносцев. Они заблокировали русские корабли и вынудили вступить в бой.

Утром в ясную погоду «Варяг» с «Корейцем» снялись с якоря и попытались выйти из бухты. В честь выхода из порта для них заиграла музыка, но спустя всего пять минут на палубе пробили тревогу. Поднялся боевой флаг.

Японцы не ожидали таких действий и рассчитывали уничтожить русские корабли в порту. Эскадра противника в спешке подняла якоря, боевые флаги и начала готовиться к бою. Началось сражение с выстрела из «Асамы». Далее шел бой с применением бронебойных и фугасных снарядов с обеих сторон.

В неравных силах «Варяг» был сильно поврежден, и Руднев решил повернуть назад к якорной стоянке. Там японцы не могли продолжать обстрел из-за опасности повредить корабли других государств.

Опустив якорь, команда «Варяга» принялась к исследованию состояния корабля. Руднев тем временем отправился за разрешением на уничтожение крейсера и перевод его команды на нейтральные корабли. Не все офицеры поддержали решение Руднева, однако спустя два часа команда была эвакуирована. «Варяг» решили потопить, открыв его шлюзы. Тела умерших моряков при этом оставили на крейсере.

Лодку «Кореец» было решено взорвать, эвакуировав перед этим команду. Все вещи оставили на судне, а секретные документы сожгли.

Моряки были приняты французским, английским и итальянским кораблями. После проведения всех необходимых процедур они были доставлены в Одессу и Севастополь, откуда их расформировали по флоту. Им по договоренности нельзя было продолжать участие в русско-японском конфликте, поэтому на Тихоокеанский флот они не допускались.

Итоги войны

Мирный договор Япония согласилась подписать при полной капитуляции России, в которой уже началась революция. По Портсмунскому мирному договору (23.08.1905) Россия обязана была выполнить следующие пункты:

  1. Отказаться от притязаний на Маньчжурию.
  2. Отказаться в пользу Японии от Курильских островов и половины острова Сахалин.
  3. Признать за Японией право на Корею.
  4. Передать Японии право на аренду Порт-Артура.
  5. Выплатить Японии контрибуцию за «содержание пленных».

Помимо этого, поражение в войне имело для России негативные последствия в экономическом плане. Начался застой в некоторых отраслях промышленности, поскольку сократилось их кредитование со стороны иностранных банков. Жизнь в стране существенно подорожала. Промышленники настаивали на скорейшем заключении мира.

Даже те страны, которые вначале поддерживали Японию (Великобритания и США), поняли, насколько тяжела ситуация в России. Войну необходимо было прекратить, чтобы направить все силы на борьбу с революцией, которой одинаково сильно опасались мировые государства.

Начались массовые движения среди рабочих и военнослужащих. Ярким примером является восстание на броненосце «Потемкин».

Причины и итоги русско-японской войны 1904-1905 понятны. Осталось выяснить, каковы были потери в человеческом эквиваленте. Россия потеряла 270 тысяч, из которых 50 тысяч были убиты. Япония потеряла такое же количество солдат, но убитых было более 80 тысяч.

Оценочные суждения

Русско-японская война 1904-1905 года, причины коей носили экономический и политический характер, показала серьезные проблемы внутри Российской империи. Об этом же писал и Война раскрыла проблемы в армии, ее вооружении, командовании, а также промахи в дипломатии.

Япония не была в полной мере довольна исходом переговоров. Государство потеряло слишком много в борьбе с европейским противником. Она рассчитывала получить больше территории, однако США в этом ее не поддержали. Внутри страны стало назревать недовольство, и Япония продолжила путь милитаризации.

Русско-японская война 1904-1905, причины коей рассматривались, принесла много военных хитростей:

  • использование прожекторов;
  • применение проволочных заграждений под током высокого напряжения;
  • полевая кухня;
  • радиотелеграф впервые позволил управлять кораблями на расстоянии;
  • переход к нефтяному топливу, которое не производит дыма и делает корабли менее заметными;
  • появление кораблей - минных заградителей, которые стали производиться с распространением минного оружия;
  • огнеметы.

Одним из героических сражений войны с Японией является битва крейсера «Варяг» при Чемульпо (1904). Вместе с кораблем «Кореец» они противостояли целой эскадре врага. Бой был заведомо проигран, но моряки все же совершили попытку прорваться. Она оказалась неудачной, и чтобы не сдаваться в плен, экипаж во главе с Рудневым потопили свой корабль. За мужество и героизм они были удостоены похвалы Николая Второго. Японцев же настолько поразили характер и стойкость Руднева и его моряков, что они в 1907 году наградили его орденом Восходящего Солнца. Капитан затонувшего крейсера принял награду, но никогда ее не надевал.

Существует версия, по которой Стессель сдал японцам Порт-Артур за вознаграждение. Насколько эта версия верна, проверить уже невозможно. Как бы там ни было, из-за его поступка кампания была обречена на провал. За это генерал был осужден и приговорен к 10 годам в крепости, однако он был помилован спустя год после заточения. Его лишили всех званий и наград, оставив при этом пенсию.

Атака японских миноносцев русской эскадры.

В ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января) 1904 года 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. Эскадренные броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» получили тяжелые повреждения от взрывов японских торпед и чтобы не затонуть выбросились на мель. Ответным огнем артиллерией русской эскадры были повреждены японские эсминцы IJN Akatsuki и IJN Shirakumo . Так началась Русско-японская война.

В этот же день японские войска начали высадку десанта в районе порта Чемульпо. При попытке выйти из порта и направиться в Порт-Артур канонерская лодка «Кореец» была атакована японскими миноносцами, вынудившими ее вернуться обратно.

9 февраля (27 января) 1904 года произошел бой при Чемульпо. В результате которого, ввиду невозможности прорыва, были своими экипажами затоплен крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».

В тот же день, 9 февраля (27 января) 1904 года, адмирал Иессен вышел во главе Владивостокского отряда крейсеров в море, чтобы начать военные действия для нарушения транспортного сообщения Японии с Кореей.

11 февраля (29 января) 1904 года под Порт-Артуром недалеко от островов Сан-шан-тао на японской мине подорвался русский крейсер «Боярин» .

24 февраля (11 февраля) 1904 года японский флот пытался закрыть выход из Порт-Артура путем затопления 5 судов, груженных камнем. Попытка оказалась неудачной.

25 февраля (12 февраля) 1904 года два русских эсминца «Бесстрашный» и «Внушительный» при выходе на разведку наткнулись на 4 японских крейсера. Первому удалось уйти, а второй был загнан в Голубую бухту, где был затоплен по приказу капитана М. Подушкина.

2 марта (18 февраля) 1904 года по приказу Морского Генерального штаба Средиземноморская эскадра адмирала А. Вирениуса (броненосец «Ослябя» , крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской» и 7 миноносцев), направлявшаяся в Порт-Артур, была отозвана в Балтийское море.

6 марта (22 февраля) 1904 года японская эскадра обстреляла Владивосток. Урон был незначителен. Крепость была переведена на осадное положение.

8 марта (24 февраля) 1904 года в Порт-Артур прибыл новый командующий русской Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С. Макаров , сменивший на этом посту адмирала О. Старка.

10 марта (26 февраля) 1904 года в Желтом море, при возвращении из разведки в Порт-Артур, был потоплен четырьмя японскими миноносцами (IJN Usugumo , IJN Shinonome , IJN Akebono , IJN Sazanami ) русский миноносец «Стерегущий» , а «Решительному» удалось вернуться в порт.

Русский флот в Порт-Артуре.

27 марта (14 марта) 1904 года была сорвана вторая попытка японцев блокировки входа в гавань Порт-Артура путем затопления брандеров.

4 апреля (22 марта) 1904 года японские броненосцы IJN Fuji и IJN Yashima обстреляли Порт-Артур огонь из Голубиной бухты. Всего ими было произведено 200 выстрелов и орудий главного калибра. Но эффект был минимален.

12 апреля (30 марта) 1904 года японскими миноносцами был потоплен русский миноносец «Страшный».

13 апреля (31 марта) 1904 года на мине и затонул почти со всем экипажем во время выхода в море подорвался броненосец «Петропавловск» . В числе погибших был адмирал С. О. Макаров. Так же в этот день был поврежден взрывом мины и вышел из строя на несколько недель броненосец «Победа» .

15 апреля (2 апреля) 1904 года японские крейсера IJN Kasuga и IJN Nisshin обстреляли внутреннего рейда Порт-Артура перекидным огнем.

25 апреля (12 апреля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров у берегов Кореи потопил японский пароход IJN Goyo-Maru , каботажное судно IJN Haginura-Maru и японский военный транспорт IJN Kinsu-Maru , после чего направился во Владивосток.

2 мая (19 апреля) 1904 года японцами, при поддержке канонерок IJN Akagi и IJN Chōkai , миноносцев 9-й, 14-й и 16-й миноносных флотилий, была предпринята третья и последняя попытка заблокировать вход в гавань Порт-Артура, на этот раз использовав 10 транспортов (IJN Mikasha-Maru , IJN Sakura-Maru , IJN Totomi-Maru , IJN Otaru-Maru , IJN Sagami-Maru , IJN Aikoku-Maru , IJN Omi-Maru , IJN Asagao-Maru , IJN Iedo-Maru , IJN Kokura-Maru , IJN Fuzan-Maru ) В результате им удалось частично перекрыть проход и временно сделать невозможным выход крупных русских кораблей. Это способствовало беспрепятсвенной высадки 2-й японской армии в Маньчжурии.

5 мая (22 апреля) 1904 года 2-я японская армия под командованием генерала Ясукаты Оку, численностью около 38,5 тысяч человек, начала высадку на Ляодунском полуострове, примерно в 100 километрах от Порт-Артура.

12 мая (29 апреля) 1904 года четыре японских миноносца 2-й флотилии адмирала И. Мияко приступили к тралению русских мин в заливе Керр. При выполнении поставленной задачи миноносец №48 подорвался на мине и затонул. В этот же день японские войска окончательно отрезали Порт-Артур от Манчжурии. Началась осада Порт-Артура.

Гибель IJN Hatsuse на русских минах.

15 мая (2 мая) 1904 года на минном заграждении, выставленном за день до этого минным заградителем «Амур», подорвались и затонули два японских броненосца IJN Yashima и IJN Hatsuse .

Так же в этот день у острова Эллиот произошло столкновение японских крейсеров IJN Kasuga и IJN Yoshino , в котором второй от полученных повреждений затонул. А у юго-восточного берега острова Канглу села на мель авизо IJN Tatsuta .

16 мая (3 мая) 1904 года при проведении десантной операции к юго-востоку от города Инкоу столкнулись две японские канонерские лодки. В результате столкновения затонула лодка IJN Oshima .

17 мая (4 мая) 1904 года на мине подорвался и затонул японский миноносец IJN Akatsuki .

27 мая (14 мая) 1904 года не далеко от города Дальний налетел на камни и был подорван своей командой русский миноносец «Внимательный». В этот же день японское авизо IJN Miyako подорвался на русской мине и затонул в бухте Керр.

12 июня (30 мая) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров вышел в Корейский пролив для нарушения морских коммуникаций Японии.

15 июня (2 июня) 1904 года крейсер «Громобой» потопил два японских транспорта: IJN Idzuma-Maru и IJN Hitachi-Maru , а крейсер «Рюрик» двумя торпедами потопил японский транспорт IJN Sado-Maru . В общей сложности на трех транспортах находилось 2445 японских солдат и офицеров, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц.

23 июня (10 июня) 1904 года Тихоокеанская эскадра контр-адмирала В. Витгофта предприняла первую попытку прорваться во Владивосток. Но при обнаружении японского флота адмирала Х. Того, не вступая в бой, вернулась в Порт-Артур. Ночью того же дня японские миноносцы предприняли безуспешную атаку на русскую эскадру.

28 июня (15 июня) 1904 года в море снова для нарушения морских коммуникаций противника вышел Владивостокский отряд крейсеров адмирала Иессена.

17 июля (4 июля) 1904 года возле острова Скрыплева подорвался и затонул на японском минном поле русский миноносец №208 .

18 июля (5 июля) 1904 года подорвался на мине русского минного заградителя «Енисей» в бухте Талиенвань и затонул японский крейсер IJN Kaimon .

20 июля (7 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров через Сангарский пролив вышли в Тихий океан.

22 июля (9 июля) 1904 года отрядом был задержан с контрабандным грузом и отправлен во Владивосток с призовой командой английский пароход Arabia .

23 июля (10 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров подошли ко входу в Токийский залив. Тут был досмотрен и потоплен английский пароход с контрабандным грузом Night Kommander . Также в этот день были потоплены несколько японских шхун и германский пароход Tea , шедший с контрабандным грузом в Японию. А захваченный позднее английский пароход Kalhas , после досмотра, был направлен во Владивосток. Крейсера отряда так же направились в свой порт.

25 июля (12 июля) 1904 года с моря к устью реки Ляохэ подошла эскадра японских миноносцев. Команда русской канонерской лодки «Сивуч», ввиду невозможности прорыва, после высадки на берег, взорвала свой корабль.

7 августа (25 июля) 1904 года японские войска впервые с суши обстреляли Порт-Артур и его гавани. В результате обстрела поврежден броненосец «Цесаревич» , легко ранен командующий эскадрой контр-адмирал В. Витгефт. Также получил повреждения броненосец «Ретвизан» .

8 августа (26 июля) 1904 года отряд кораблей в составе крейсера «Новик» , канонерской лодки «Бобр» и 15 миноносцев участвовал в бухте Тахэ в артобстреле наступающих японских войск, причинив большие потери.

Бой в Желтом море.

10 августа (28 июля) 1904 года при попытке прорыва русской эскадры из Порт-Артура во Владивосток произошел бой в Желтом море . Во время боя контр-адмирал В. Витгефт был убит, русская эскадра потеряв управление распалась. 5 русских броненосцев, крейсер «Баян» и 2 эсминца в беспорядке начали отходить в Порт-Артур. Прорвались сквозь японскую блокаду лишь броненосец «Цесаревич», крейсера «Новик», «Аскольд» , «Диана» и 6 эсминцев. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик» и 3 эсминца направились в Циндао, крейсер «Аскольд» и эсминец «Грозовой» - в Шанхай, крейсер «Диана» - в Сайгон.

11 августа (29 июля) 1904 года Владивостокский отряд вышел на встрече русской эскадре, которая должна была прорываться из Порт-Артура. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик», эсминцы «Бесшумный» , «Беспощадный» и «Бесстрашный» прибыли в Циндао. Крейсер «Новик», погрузив в бункера 250 тонн угля вышел в море с целью прорваться во Владивосток. В это же день в Чифу китайскими властями был интернирован русский эсминец «Решительный» . Так же 11 августа командой был затоплен поврежденный эсминец «Бурный» .

12 августа (30 июля) 1904 года в Чифу двумя японскими миноносцами был захвачен ранее интернированный эсминец «Решительный».

13 августа (31 июля) 1904 года в Шанхае был интернирован и разоружен поврежденный русский крейсер «Аскольд».

14 августа (1 августа) 1904 год в Корейском проливе четыре японских крейсера (IJN Izumo , IJN Tokiwa , IJN Azuma и IJN Iwate ) перехватили идущих на встречу Первой Тихоокеанской эскадре три русских крейсера («Россия» , «Рюрик» и «Громобой»). Между ними произошел бой, который вошел в историю под названием Бой в Корейском проливе . В результате сражения был потоплен «Рюрик», а других два русских крейсера с повреждениями вернулись во Владивосток.

15 августа (2 августа) 1904 года в Циндао немецкие власти интернировали русский броненосец «Цесаревич».

16 августа (3 августа) 1904 года во Владивосток вернулись поврежденные крейсера «Громобой» и «Россия». В Порт-Артуре было отклонено предложение японского генерала М. Ноги о сдачи крепости. В тот же день в Тихом океане русским крейсером «Новик» был остановлен и досмотрен английский пароход Seltic .

20 августа (7 августа) 1904 года у острова Сахалин произошел бой между русским крейсером «Новик» и японскими IJN Tsushima и IJN Chitose . В результате боя «Новик» и IJN Tsushima получили серьезные повреждения. Ввиду невозможности ремонта и опасности захвата корабля противником, командир «Новика» М. Шульц принял решение затопить корабль.

24 августа (11 августа) 1904 года в Сайгоне французскими властями интернирован русский крейсер «Диана».

7 сентября (25 августа) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Форель» .

1 октября (18 сентября) 1904 года подорвалась на русской мине и затонула недалеко от острова Айрон японская канонерская лодка IJN Heiyen .

15 октября (2 октября) 1904 года из Либавы вышла на Дальний Восток 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского .

3 ноября (21 октября) подорвался на мине выставленной российским эсминцем «Скорый» и затонул в рядом с мысом Лунь-Вань-Тань японский эсминец IJN Hayatori .

5 ноября (23 октября) 1904 года на внутреннем рейде Порт-Артура после попадания японским снарядом сдетонировал боезапас русского броненосца «Полтава». В результате этого корабль затонул.

6 ноября (24 октября) 1904 года наскочила в тумане на скалу и затонула под Порт-Артуром японская канонерская лодка IJN Atago .

28 ноября (15 ноября) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Дельфин» .

6 декабря (23 ноября) 1904 года японская артиллерия, установленная на днем ранее захваченной высоте №206, начала массированный обстрел русских кораблей, стоящих на внутреннем рейде Порт-Артура. К концу дня ими был потоплен броненосец «Ретвизан» и получил тяжелые повреждения броненосец «Пересвет» . Для сохранения целыми, броненосец «Севастополь» , канонерскую лодку «Отважный» и миноносцы, вывели из под японского огня на внешний рейд.

7 декабря (24 ноября) 1904 года, из-за невозможности ремонта после полученных повреждений от японского артобстрела, был затоплен экипажем броненосец «Пересвет» в западном бассейне гавани Порт-Артура.

8 декабря (25 ноября) 1904 года японской артиллерией были потоплены во внутреннем рейде Порт-Артура русские корабли - броненосец «Победа» и крейсер «Паллада» .

9 декабря (26 ноября) 1904 года японская тяжелая артиллерия потопила крейсер «Баян» , минный заградитель «Амур» и канонерскую лодку «Гиляк» .

25 декабря (12 декабря) 1904 года IJN Takasago в ходе патрулирования подорвался на мине, выставленной российским эсминцем «Сердитый», и затонул в Желтом море между Порт-Артуром и Чифу.

26 декабря (13 декабря) 1904 года на рейде Порт-Артура огнем японской артиллерии была потоплена канонерская лодка «Бобр».

Подводные лодки Сибирской флотилии во Владивостоке.

31 декабря (18 декабря) 1904 года во Владивосток из Санкт-Петербурга по железной дороге прибыли первые четыре подводные лодки типа «Касатка».

1 января 1905 года (19 декабря 1904 года) в Порт-Артуре по приказу командования экипажем были взорваны полузатопленные на внутреннем рейде броненосцы «Полтава» и «Пересвет» и на внешнем рейде был затоплен броненосец «Севастополь».

2 января 1905 года (20 декабря 1904 года) командующий обороной Порт-Артура, генерал А. Стессель, отдал приказ о сдаче крепости. Завершена осада Порт-Артура.

В этот же день, перед сдачей крепости, были затоплены клиперы «Джигит» и «Разбойник». 1-я Тихоокеанская эскадра была полностью уничтожена.

5 января 1905 года (23 декабря 1904 года) прибыла из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге подводная лодка «Дельфин».

14 января (1 января) 1905 года по приказу командира Владивостокского порта из подводных лодок «Форель» , .

20 марта (7 марта) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского прошла Малакский пролив и вошла в Тихий Океан.

26 марта (13 марта) 1905 года из Владивостока на боевую позицию к острову Аскольд вышла подводная лодка «Дельфин».

29 марта (16 марта) 1905 года вернулась во Владивосток из боевого дежурства у острова Аскольд подводная лодка «Дельфин».

11 апреля (29 марта) 1905 года во Владивосток были доставлены торпеды к русским подводным лодкам.

13 апреля (31 марта) 1905 года 2-й Тихоокеанская эскадры адмирала З. Рожественского прибыла в бухте Камрань в Индокитае.

22 апреля (9 апреля) 1905 года из Владивостока к берегам Кореи вышла в боевой поход подводная лодка «Касатка».

7 мая (24 апреля) 1905 года из Владивостока вышли для нарушения морских коммуникаций противника крейсера «Россия» и «Громобой».

9 мая (26 апреля) 1905 года в бухте Камрань соединились 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. Небогатова и 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала З. Рожественского.

11 мая (28 апреля) 1905 года во Владивосток вернулись крейсера «Россия» и «Громобой». За время рейда ими было потоплено четыре японских транспортных корабля.

12 мая (29 апреля) 1905 года для перехвата японского отряда к бухте Преображения было направлено три подводные лодки - «Дельфин», «Касатка» и «Сом». В 10 часов утра недалеко от Владивостока у мыса Поворотный произошел первый бой с участием подводной лодки. «Сом» атаковал японские миноносцы, но атака закончилась безрезультатно.

14 мая (1 мая) 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского вышла во Владивосток из Индокитая.

18 мая (5 мая) 1905 года во Владивостоке у причальной стенке от взрыва паров бензина затонула подводная лодка «Дельфин».

29 мая (16 мая) 1905 года в Японском море у острова Дажелет своей командой затоплен броненосец «Дмитрий Донской» .

30 мая (17 мая) 1905 года русский крейсер «Изумруд» сел на камни у мыса Орехова в заливе Святого Владимира и был взорван своей командой.

3 июня (21 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле американские власти интернировали русский крейсер «Жемчуг» .

9 июня (27 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле был интернирован американскими властями русский крейсер «Аврора» .

29 июня (16 июня) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят со дна русский броненосец «Пересвет».

7 июля (24 июня) 1905 года японские войска начали Сахалинскую десантную операцию по высадке десанта численностью 14 тысяч человек. В то время как русские войска насчитывали на острове всего 7,2 тысячи человек.

8 июля (25 июля) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят затопленный русский броненосец «Полтава».

29 июля (16 июля) 1905 года завершилась японская Сахалинская десантная операция капитуляцией русских войск.

14 августа (1 августа) 1905 года в Татарском проливе подводной лодкой «Кета» проведена безрезультатная атака на два японских миноносца.

22 августа (9 августа) 1905 года в Портсмуте начались переговоры между Японией и Россией при посредничестве США.

5 сентября (23 августа) в США в Портсмуте между Японской Империей и Российской Империей был подписан мирный договор. Согласно договору Япония получила Ляодунский полуостров, часть КВЖД от Порт-Артура до города Чанчунь и Южный Сахалин, Россия признала преобладающие интересы Японии в Корее и согласилась на заключение русско-японской рыболовной конвенции. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Манчжурии. Требование Японии о репарациях было отклонено.