Понятие толерантности простыми словами. Толерантность и будущее

Слово «толерантность» является достаточно актуальным в условиях современной жизни. Тем не менее, определение этого понятия каждый из нас понимает по-своему и осознает по-разному. Так что же оно означает простыми словами.



Понятие толерантности

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.

История развития

Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).




В условиях растущей глобализации с помощью усилий международных организаций, больше всего ЮНЕСКО, в ХХІ веке толерантность получила статус общечеловеческого морального императива, того стержня, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения как в рамках одного государства, так и на международном уровне.

Виды социологической толерантности

Социологи ДЖ. Мид и Г.Блумер изучали проблему толерантности на уровне микросоциологии, на основе чего они выделили следующие виды социологической толерантности:

  • гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
  • расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
  • национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
  • по отношению к инвалидам;
  • религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
  • сексуально-ориентационная – уважительное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
  • образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
  • межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.

Отличие безразличия от толерантности

Первое означает отсутствие интереса к жизни другого человека, второе – терпимость по отношению к жизни другого (к его взглядам, мнению, поступкам, поведению и т.д.), осознание права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.




Важно ! Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жестокого навязывания своего мнения окружающим.

Плюсы и минусы

Как и у любого явления, у толерантности есть две стороны: хорошая и плохая.

Плюсы толерантности:

  • ведет к гуманности и пониманию других людей;
  • помогает преодолеть страхи, связанные с общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;
  • способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;
  • посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.

Минусы толерантности:

  • позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;
  • выступает способом разрушения традиционного уклада, религий, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
  • в современных реалиях вместо решения реальных социальных проблем только лицемерно декларируется уважение прав представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
  • невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;
  • многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;
  • может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
  • в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.



Пример негативного момента

Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам.

Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.



Толерантность и будущее

Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества.

Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Поскольку нормы и ценности зависят от личности каждого человека, нужно все усилия направить именно на тщательную работу, связанную с их правильным формированием.

Важно! Практика свидетельствует: чем образованнее и культурнее человек, тем более толерантно он относится к людям вокруг, и к миру в целом.

Урок гражданственности Донбасса № 23 для 4 класса

Макросфера 2. "Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной республики"

Микросфера «Учимся жить среди людей»

Тема: Толерантность. Избежание конфликтов с другими людьми

Пояснительная записка

Методическая разработка урока по теме «Толерантность. Избежание конфликтов с другими людьми» для учащихся 4 класса представлена на районный этап конкурса методических разработок (методических материалов) педагогического конкурса профессионального мастерства учителей уроков гражданственности Донбасса «Лучшая методическая разработка уроков гражданственности - 2018». Данный материал был использован на уроке, а так же был приурочен к Международному дню толерантности. Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. В современном обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на республиканском уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого урока и мероприятия имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе школы. Также данная тема входит в систему нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации, т.е. базовые национальные ценности в соответствии с ГОС.

Цель : помочь учащимся выяснить сущность понятия «толерантность»; объяснить учащимся значение добрых взаимоотношений, их преимущества над конфликтами; учить вести себя так, чтобы избегать конфликтов, а в случае их возникновения - уметь их преодолеть; развивать навыки самоконтроля, воспитывать желание достойно выходить из конфликтной ситуации.

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации к сказкам, таблицы с тестами, задания – карточки для работы в группах.

Основные понятия : толерантность, терпимость, Конвенция о правах ребенка, конфликт, прощение, агрессия.

Ход урока

І. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

- Что такое культура поведения? (Это умение вести себя так, чтобы быть приятным для всех.)

Как трудно, порою, даётся общение,
все право имеют на личную странность.
И, если, привычно расходятся мнения, -
на сцену должна выходить ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Она дополняет собой понимание,
ведёт к расширению границ обозримости.
Душевным теплом наполняет сознание.
Нам просто, порой, не хватает терпимости. Слайд 2

Чтобы вызвать интерес к материалу, который изучается, а также мотивировать учебную деятельность, предлагается игра «Прикоснись ко мне нежно»

Задание. Не разговаривая, необходимо прикоснуться к лицу, руке, волосам и отгадать своего одноклассника, назвать его имя и фамилию. Далее учитель объявляет тему урока.

Что означает понятие толерантность?

Всегда ли мы толерантны к другим?

Кто такой толерантный человек и как воспитать в себе эти качества?

Каждый человек неповторим. Мир поэтому и интересный, потому что мы все разные. В классе у вас есть друг или подруга. Сядьте рядом и составьте следующий перечень «Я и мой друг». Слайд 3

- Мешают ли вашему общению разные черты вашей личности?

Если да, то какие?

Если нет, то почему?

Вывод. Иногда черты характера друга или подруги вас нервируют, иногда помогают принять нужное решение. Невзирая на отличия в характеров, вам интересно вместе.

Толерантность – признание уважения к другим людям, умение жить вместе с другими людьми.

Чтобы помочь учащимся оценить свое отношение к другим людям, предлагается тест для работы в парах «Терпимы ли мы?» Слайд 4

Ты все таки слушаешь его.

Ты не даешь ему говорить.

В классе ты уже ответил…

Тебе хочется ответить еще.

Ты даешь возможность ответить другим.

Товарищ предал тебя.

Ты пытаешься понять его.

Ты ему отомстишь.

2. Слушание стихотворения Деевой Людмилы Ивановны

Ты зачем сломала, Рита,
Распрекрасный мой фонарик?
Ты зачем сломала, Рита? -
Возмущался брат Антон.
- Лишь вчера купил мне папа
Распрекраснейший фонарик,
Лишь вчера купил мне папа
Самый яркий огонёк.
Я его в ночи включал бы
(Очень-очень был мне нужен),
Я его в ночи включал бы:
Даже шёл с ним на горшок.
А, вот, ты его сломала!
Для чего сломала, Рита?
Может, хочешь быть ты битой?! -
Возмущался брат Антон.
- Я его и не ломала,
Я его лишь разобрала:
Посмотреть хотела очень,
Как горит тот огонёк.
А собрать, вот, не сумела.
Потому что не сумела,
Потому что на два года
Младше я тебя, Антон!

- Чем понравилось вам это стихотворение?

-О чем эта история? (Про ссоры, конфликты)

- Что такое, по вашему мнению, конфликт?

Конфликт - противоречие, возникающее между людьми.

- Конфликт приносит пользу или наносит вред?

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке вы узнаете, как избегать конфликтов с другими людьми.

IV. Изучение нового материала

1. Работа в группах

- Нередко нашу жизнь затмевают конфликты. Они, как правило, является следствием неумения общаться.
Рассмотрите иллюстрации к сказкам.

- Что было причиной конфликта между героями сказок?

«Два козлика» (упрямство),«Кирило Кожемяка» (жестокость), «Про дедову та бабину дочек» (неприязнь). Слайд 5

- Что, по вашему мнению, может привести к конфликту, вызвать его?

Составление общего списка причин конфликтов. Слайд 6

Личная неприязнь, разные мнения, характеры, нежелание выслушать друг друга, столкновения интересов, неумение слушать, издевательства над слабыми, неумение дружить, неумение прощать.

2. Сообщение учителя

- Конфликт - это неудовлетворенность, тревога, нежелание общаться с определенными людьми. Конфликтов не избежать, ведь все люди разные, имеют разные мнения, желания, интересы, то есть их столкновения возможны. Ошибочным является мнение, будто во время конфликтной ситуации лучше сделать вид, будто ничего не произошло. Его нужно решать. Слайд 7

Возможны такие формы конфликтов: столкновение мнений, разногласия (конфликт не затрагивает личности), неудовлетворенность (появляются отрицательные эмоции), противодействие, ссора (конфликт затрагивает личность в целом), разрыв (окончательное прекращение отношений).

Возможны следующие способы решения конфликта: «Волшебные» слова, компромисс (соглашение на основе взаимных уступок), проявления заботы, нежности, любви, осознание и признание собственной вины или неправоты в споре, поднятие престижа, самоуважения, гордости противника, шутка, юмор, вера в позитивное разрешение конфликта и добрые отношения, умение поставить себя на место другой стороны конфликта.

- Почему же существуют конфликты между людьми?

Конфликты между людьми существуют для того, чтобы они научились сначала решать их по законам любви и в конце концов научились жить бесконфликтно.

Но любой конфликт - это начало беды, большой или малой. Поэтому нужно избегать конфликтов.

- Если же все-таки конфликта не удалось избежать, тогда, как советуют психологи, необходимо поступить так.

1) У конфликтов не бывает победителей: всегда проигрывают обе стороны.

Итак, не сравнивай степень вины, а сделай первым шаг навстречу - это показатель твоего характера и самоуважения.

Начни разговор с описания конкретной ситуации, которая тебя не устраивает. Старайся быть при этом более объективным.

2) Выскажи то, что ты чувствуешь через конфликтную ситуацию. Множество конфликтов между людьми усложняются наличием невысказанных мыслей и чувств. Иногда только благодаря их выражению можно уладить ситуацию.

3) Старайся выслушать противоположную сторону - это, пожалуй, самое сложное. Необходимо помнить, что ваши мысли являются различными, и именно это повлекло конфликт. Внимательно слушай собеседника, не перебивай, не спорь, не спорь. Продемонстрируй ему, что ты его внимательно слушаешь и стараешься достичь согласия.

4) Воздержись от комментариев, завершая разговор. Обращай внимание на то, в чем мнения совпадают.

5) Вырази свои конкретные предложения, реализация которых может изменить ситуацию, поведение, отношения.

- Запомните важные правила: быть рассудительным и взвешенным лучше, чем ссориться, необходимо всегда искать такие пути, чтобы избежать ссор, обид и конфликтов, никогда сам не делай того, чего бы не хотел, чтобы сделали тебе.

3. Физминутка

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья
За работу нам пора!
Слайд 8

V. Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Практические советы «Как побороть гнев» Слайд 9

1) Почувствовав приближение злости, закройте глаза и посчитайте до 10. В следующий раз попытайтесь не считать, а пересчитывать определенные предметы.

2) Испытывая прилив гнева, посмотрите на часы и отложите вспышка гнева на 15 мин. Так можно научиться контролировать себя.

3) Придумайте фразы, которые могли бы ослабить ваш гнев. Например: «Не следует кричать, меня и так все хорошо слышат», «Ему тоже больно. Не стоит усиливать чужую боль ».

- Итак, лучшее лекарство от ненависти и гнева - это прощение. Что значит прощать?

Не держать в сердце гнева. Гнев всегда порождает гнев.

Не обвинять других в плохих мыслях или поступках.

Найти в себе мужество признать свою ошибку.

2. Анализ ситуаций

Ситуация 1
Ты стоишь на перемене и разговариваешь с друзьями. И вдруг тебе кто-то больно наступает на ногу. Ты рассердился, готов полезть в драку, и вдруг слышишь: «Извини, пожалуйста. Мне очень жаль, я не хотел сделать тебе больно ». Злость сразу прошла, и ты неожиданно для себя отвечаешь: «Да ничего, бывает».

Почему? (Вежливые слова предотвращают конфликта, «гасят» его)

Ситуация 2
Мама дала Диме конфеты, чтобы он угостил своих товарищей. Когда Дима вышел во двор, он увидел, что среди друзей был и его обидчик - Сережа, который часто грубо его толкал, обзывал. Дима задумался, как ему поступить: угощать Сережу, или нет?
- Дайте совет Диме.

3. Чтение и обсуждение рассказов В. Сухомлинского

«Потому что это больно Марии Петровне», « Закрытые глаза», «Собери ее слезы», « Камень за пазухой», «Папа с мамой поссорились» (рассказы в приложении)

4. Работа в группах Слайд 10

Что вы сделаете, если…

Кто-то нечаянно вас толкнул.

Друзья не разделяют ваших взглядов .

Одноклассник тебя обидел.

Степан и Богдан начали драться, а вокруг стоят ребята, которые подбадривают и подстрекают.

Парень намеренно подставил подножку, вы упали и больно ударился.

Девочка (мальчик) не хотят с вами дружить.

5. Работа с пословицами Слайд 11

Какие пословицы помогают разрешить конфликт, а какие - обостряют его?

Око за око, зуб за зуб.

Как аукнется, так и откликнется.

Почитай сам себя, уважать и люди тебя.

Кто сильнее, тот и прав.

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Люди, которые уважают тебя, не будут делать больно другому человеку.

Путем зла не доходят до добра.

В обществе лад – всяк тому рад.

Все хорошее перенимай, а зла избегай.

6. Веселая минутка

- Юмор, шутки, как известно, часто помогают избежать ссор.
Предлагаю вам попробовать решить интересные задачи Г. Остера.

1) Вовчик 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз - Дашу, 7 раз - Клаву и 1 раз, ошибочно, - завуча Маргариту Ивановну. Вопрос: сколько раз дергал за косички Вовчик, и что ему теперь будет за это?

2) Возвращаясь из школы домой, Дима толкнул 9 девочек и подставил ножку 3 девочкам. Половина девочек, обиженных Димой, заплакали. А другая половина погналась за Димой и оказывала ему по шее. Сколько раз Дима получил по шее?

-Что хотел высмеять в этих задачах Г. Остер?

- Почему ссорятся мальчики и девочки?

- Можно ли избежать ссор, оскорблений?

- Как необходимо общаться друг с другом?

VI. Подведение итогов. Рефлексия

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что означает слово конфликт?

- Почему возникают конфликты?

- Как их избежать?

VII. Домашнее задание
Рассказать, как вы помирились, когда с кем-то поссорились.

Приложение 1.

В.А. Сухомлинский

Потому что это больно Марии Петровне

Это было в последний год войны.
Ученика четвертого класса Володю обидела одноклассница Нина. Она сказала ему на перемене:
Пять платьев с заплатами.
Нина намекала на то, что у Володи пять сестренок, мама часто болеет, отец погиб на фронте, не на что купить новые платья, поэтому у сестренок платья с заплатами...
Володя не мог стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась слезами.
Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, сказала:
- Сегодня я приду к вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним недавно, всего две недели назад. До нее нас учила очень строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила домой - без ремешка не обходилось.
Мы приуныли. На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сегодня, Володя...
На следующий день Володя пришел в школу радостный. Он несколько раз повторил:
- К нам приходила Мария Петровна...
Потом он рассказал:

Мария Петровна ни слова не сказала о том, что он ударил Нину. Она принесла сестренкам игрушки, а самой старшей - платьице. А когда уходила, тихонько, очень тихонько сказала Володе:
- А драться нельзя...
Я никогда больше не буду драться,- сказал Володя.- Потому что это больно Марии Петровне...
Закрытые глаза
В доме у открытого окна сидела молодая мать. На ее лице - счастливая улыбка. Потому что из дома вышел, стал ворот на зеленой долине ее пятилетний сын. Какой он красивый, какой он умный! Вот к маленькому Вите подходят два мальчика - сына других матерей - Коля и Боря. Они такие же пятилетние ребята, как и Витя. «Но, - полагает Витина мама, - им далеко до ее сына. Ведь Витя и умнее и смелее, и ловкий. » Смотрит иметь детей, улыбается. Вот они заспорили, машут руками, как петушки крыльями. Витя сжал кулачка и... ударил Колю. А Коля стоит и молчит.

Мать закрыла глаза... «Ничего страшного в этом нет, - думает мать. Дети же не бьются, играют». Открыла глаза и увидела, как Боря сжал кулачок и ударил Витю. Витя громко заплакал. От ужаса у матери затряслись руки. Она выбежала из дома и закричала:

Что же это вы издеваетесь над беззащитным ребенком? Как вам не стыдно! Вы же видите, что он скромный и приветливый. Она подбежала к группе, взяла сына за руку. Тот расплакался еще сильнее и прижался к маме. На скамейке у соседнего дома сидел дедушка. Он все видел.

Дедушка тихо сказал:

Любовь с закрытыми глазами - почти ненависть. А ложь с открытыми глазами - хуже ненависти.

И мать не слышала этих мудрых слов.

Собери ее слезы

Анатолий дружил с красивой девушкой - Ольгой. Они были одноклассники, но парень был на год от девушки старше. Он хорошо знал математику, и не раз помогал ей, когда было трудно. Вот пришли в школу, как еще никого не было. Ольга и просит помочь по алгебре. Занимались они в классе, увлеклись задачами. Кто-то увидел их вдвоем и стал насмехаться: вот, мол, молодой и молодая. Анатолий побоялся насмешки. Подошел на перемене к девушке и сказал:

Больше не подходи ко мне. Это ты виновата, что надо мной смеются.

Ольга ошеломленно смотрела на Анатолия:
- Что же это я виновата? Не обращай на пустяки внимания - вот и хорошо будет. Здесь Анатолий выпалил девушке грубое слово. Ольга - в плач. Так и простояла у окна целый час, на урок не пошел. Анатолий спохватился: зачем же девушку обидел? Вот досада! Ему заболело. Он пришел домой и не мог успокоиться. Мучили угрызения совести. Из головы не шли слова девушки. Он сейчас видел ее заплаканные глаза. Вечером он рассказал все матери.

Мама, дорогая, ну, скажи, что мне делать, чтобы Ольга забыла то слово?

Скажу. Собери ее слезы. До единой. Только тогда, может, девушка забудет, как оскорбил ее парень.

Камень за пазухой

Были себе два крестьяне – молодой и старый. Вот пригласил Старый крестьянин Молодого в гости.

Пришел Молодой крестьянин к соседу. Правой рукой давит соседу руку, приветствуется, а левую за пазухой спрятал: камень держит.

Бдительным оком заметил Старый крестьянин камень за пазухой у Молодого, и промолчал.

Посадил Старый Молодого за стол, угощает. Ест Молодой и все восхваляет блюда, левой руки из пазухи не убирает.
- А теперь, - говорит Старый крестьянин, - угощу тебя медом. Но обычно у нас такой: из бочки дорогому гостю наливают меда в тарелку, и он берет тарелку и несет в рот обеими руками. Как совесть у гостя чистая - ни одна капля меду не разольется. Побледнел Молодой крестьянин, но что поделаешь - обычай. Налил Старый полную тарелку меда, поставил перед соседом. Вынул Молодой крестьянин левую руку с пазухи, чуть хотел прикоснуться обеими руками к тарелке, а камень выскользнул из-под рубашки, упал и разбил тарелку с медом. Вот что бывает, когда держишь камень за пазухой.

Папа с мамой поссорились

Папа с мамой еще вчера поссорились. Папа что-то говорил маме, а мама, склонив голову, плакала. Потом мама вышла из комнаты, а папа долго ходил из угла в угол.

Сегодня, вернувшись с работы, папа и мама не сели обедать, как всегда, вместе за стол, не посадили рядом с собой маленькую Тину. Сначала сел обедать папа, потом мама. И папа, и мама отдельно просили Тину: «Садись, доченька, обедать...». Но Тени не хотелось есть.

Когда Тина осталась в комнате одна, к ней подходили то мама, то папа, гладили по головке, целовали. Но Тени казалось, что они ласкают ее украдкой. Наступил вечер. Мама села за стол - читает книгу. Папа сел на диван - тоже читает книгу. Тина уселась между папой и мамой. Она взяла мамину руку, опустила ее на диван и положила на папину руку. И в тот момент почувствовала, как и папина, и мамина руки дрогнули. Мама бы хотела оторвать руку от папиной, но Тина не пускала. В детских глазах засияла улыбка. Папа крепко сжал мамину руку.

Конспекты классных часов о толерантности для младших школьников

Урок толерантности или учимся сочувствовать, 4 класс

Цели : дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Оборудование : мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки с недописанными предложениями:

Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я...

Если я увижу больного престарелого человека, то...

Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я...

Если бы я был волшебником, то...

Оформление: написать на доске список человеческих качеств:

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Чуткость.

4. Умение доверять людям.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Беседа «Что такое толерантность?».

III. Упражнения на развитие толерантности.

1. «Аплодисменты».

2. «На какого сказочного героя я похож».

3. «Это здорово!»

4. «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день».

IV. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашей беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать».

II. Беседа «Что такое толерантность?»

Классный руководитель. Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

Кто из мальчиков прав? (Никто.)

Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

Кто назовет другие черты толерантного человека?

(Учащиеся высказываются.)

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

(Дети высказываются.)

III. Упражнения на развитие толерантности

Классный руководитель. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

1. «Аплодисменты»

Попрошу встать тех, кто умеет:

Кататься на роликах;

Вышивать;

Сочинять стихи;

Играть в футбол;

Танцевать;

Плавать и т. д.

(Остальные учащиеся аплодируют.)

2. «На какого сказочного героя я похож»

Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.

3. «Это здорово!»

Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

4. «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день»

У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения, когда кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли?

Я предлагаю вам составить памятку «Мои лучшие черты», в которую вы запишете свои лучшие качества, умения и таланты.

Внеклассное мероприятие

«Что такое толерантность»

Учитель: Серегина В. И

Толерантность– нерусское малознакомое слово обозначает терпимость, что как раз присуще русскому народу.

Учитель.

Здравствуйте, дорогие ребята, родители, гости.

Я очень рада, что вы все сегодня собрались вместе. Ведь совсем скоро мы отравимся в путешествие в страну Знаний. А в этой стране ценятся доброта, взаимопонимание , уважение к окружающим тебя людям - то есть одним словом - толерантность. Толерантность-это слово не русское, а латинское, обозначает

терпимость, что как раз присуще русскому народу. А чтобы нам в пути подружиться, давайте споем песню «Вместе весело шагать».

Ребята, на Земле живет около трех тысяч народов. Каждый из них отли чается друг от друга своей культурой, то есь ть песнями, танцами, костюмами, традициями, а так же языком, на котором люди думают и говорят.

Краснодарский край называют краем ста народов. Наш район Красноармейский, тоже многонациональный и в нашей школе учатся дети различных национальностей.

У каждого народа есть свои игры. Вот,например, украинские ребята предлагают вам поиграть в их национальную игру, которая называется «Перепелочка». Поднимитесь, пожалуйста, все. - Ой, у перепелочки да головка болит.

Да, головка болит.

Припев. Тут была, тут была перепелочка,

Ой, у перепелочки да коленки болят.

Да коленки болят.

Тут была, тут была перепелочка,

Тут была, тут была сизокрылая.

Ой у перепелочки крылья не болят,

Да крылья не болят.

Учитель. Понравилась вам игра?

Вот видите, мы все вместе играли в эту игру и русские, и татары, и армяне и ребята других национальностей.

Нельзя судить о человеке по его принадлежности к той или иной расе или народу. Судить надо о человеке по его поступкам.

Человечество часто делило людей на своих и чужих по расовым или национальным признакам. Многие европейцы гордились своей белой кожей и презирали тех, у кого она была другого цвета. Они считали, что такие люди могут быть только рабами.

В двадцатом веке фашисты утверждали, что германский народ самый умный, сильный и непобедимый.

В наше время общечеловеческое правило – закон - утверждает, что люди всех рас и всех народов равны между собой. Это очень важный закон, поэтому в 1966 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно отмечать международный день толерантности – терпимости.

На Земле под синим небосводом,

Создано немалое народом

Разных стран, обычаев, культур,

И любой народ велик и мудр.

Русскому, японцу, эфиопу

«Шведу или немцу из Европы,

Или папуасу – жизнь дана,

Чтоб умела радовать она.

И терпимость – не пустяк.

Но это то, в чем нуждается планета,

Потому что только мир людей

Главное сокровище на ней.

Пусть всегда друг к другу уваженье

Будет знаком нашего движенья.

Через разногласий океан

К подлинному счастью всех землян.

Толерантность – это не только терпимое, уважительное.

отношение к людям другой национальности, но и умение понимать друг друга, жить среди людей, в одном классе. Как часто ребята дают одноклассникам клички, прозвища, потому что их товарищи чем-то не похожи на остальных. Это очень обидно и некрасиво. Об этом всегда думали мудрые люди.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

Ч. Айтматов.

«Добру человек у человека учится».

«Умение прощать – свойство сильных, слабые никогда не прощают.»

Золотое правило этики.

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».

И вот мы снова в нашем классе говорим о дружбе.

Шире круг, шире круг

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод.

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине.

Дружит с небом океан,

Дружат люди разных стран.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Ребята, давайте споем песню « Солнечный круг».

Ребята, что же такое толерантность?

О чем вы узнали из нашего путешествия?

Будь толерантен (попросту терпим)

К культурам и обычаям иным:

Все в мире важно,

Все его лицо,

И все достойно быть

В конце концов.

Люби того, кто ест не так

И носит странную одежду.

Пусть он иной.

Но он не враг

И занят в этой жизни тем же.

Он любит, создает семью

И строит дом как все земляне.

Толерантность

Толерантность (tolerance) - снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Толерантность и терпимость

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости »: лат. tolerantia , англ. tolerance , нем. Toleranz , фр. tolérance . Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни , поведению, чужим обычаям , чувствам, верованиям , мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.

В отличие от «терпимости» (терпеть - «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance ) - готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть - значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО , 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Критика понятия

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм , индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране». Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.

Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина) . В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.

Ответы на критику

если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома.