Практикум знаки препинания в спп.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

[На закате пошёл дождь, (который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту) , и, (в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома), [в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени].

Выбрасываем придаточные:

[На закате пошёл дождь], и [в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени].

Запятые 1 и 2 для придаточного (который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту)

Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома».

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Ответ: 1234

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗА-ДА-НИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ С РАЗ-НЫ-МИ ВИ-ДА-МИ СВЯЗИ

В за-да-нии 20 уча-щи-е-ся долж-ны уметь рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-ном пред-ло-же-нии, со-сто-я-щем из 3-5 про-стых.

Это слож-ней-шее за-да-ние про-ве-ря-ет уме-ние вы-пуск-ни-ка при-ме-нять на прак-ти-ке сле-ду-ю-щие зна-ния:

1) на уров-не про-сто-го пред-ло-же-ния:

По-ни-ма-ние, того, что пред-ло-же-ния без ос-но-вы не бы-ва-ет;

Зна-ние осо-бен-но-стей ос-но-вы од-но-со-став-ных пред-ло-же-ний (без-лич-ных и др.)

По-ни-ма-ние того, что в про-стом пред-ло-же-нии могут быть од-но-род-ные ска-зу-е-мые и под-ле-жа-щие, знаки пре-пи-на-ния между ко-то-ры-ми ста-вят-ся по пра-ви-лам од-но-род-ных чле-нов.

2) на уров-не слож-но-под-чинённого пред-ло-же-ния:

Уме-ние опре-де-лять глав-ное и при-да-точ-ное в со-ста-ве СПП по во-про-су;

Уме-ние ви-деть союзы (со-юз-ные слова) в при-да-точ-ном пред-ло-же-нии;

Уме-ние ви-деть ука-за-тель-ные слова в глав-ном

Уме-ние ви-деть од-но-род-ные при-да-точ-ные, при ко-то-рых знаки пре-пи-на-ния ста-вят-ся так, как и од-но-род-ных чле-нах.

3) на уров-не слож-но-со-чинённого пред-ло-же-ния:

Уме-ние ви-деть части ССП и раз-де-лять их за-пя-той. Об-ще-го вто-ро-сте-пен-но-го члена в этом за-да-нии не бы-ва-ет.

4) на уров-не всего пред-ло-же-ния в целом:

Уме-ние ви-деть те места в пред-ло-же-нии, в ко-то-рых встре-ти-лись два союза: может быть рядом два под-чи-ни-тель-ных или со-чи-ни-тель-ный и под-чи-ни-тель-ный.

Соберём все ба-зо-вые пунк-ту-а-ци-он-ные пра-ви-ла, важ-ные при вы-пол-не-ния за-да-ния и про-ну-ме-ру-ем их для удоб-ства.

БП 6

Если в слож-ном пред-ло-же-нии рядом ока-за-лись со-чи-ни-тель-ный и под-чи-ни-тель-ный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно вы-яс-нить, нет ли после при-да-точ-ной части со-от-но-си-тель-ных слов ТО, ТАК или еще од-но-го со-чи-ни-тель-но-го союза (А, НО, ОД-НА-КО и др.). За-пя-тая ста-вит-ся толь-ко тогда, когда эти слова после при-да-точ-ной части от-сут-ству-ют. На-при-мер:

[За-на-вес под-нял-ся], и, (как толь-ко пуб-ли-ка уви-де-ла сво-е-го лю-бим-ца), [театр за-дро-жал от ру-ко-плес-ка-ний и вос-тор-жен-ных кри-ков]

Срав-ни-те:

[За-на-вес под-нял-ся], и (как толь-ко пуб-ли-ка уви-де-ла сво-е-го лю-бим-ца), так театр за-дро-жал от ру-ко-плес-ка-ний и вос-тор-жен-ных кри-ков].

и, (хотя слова ее были при-выч-ны-ми для Са-бу-ро-ва), [от них вдруг за-ще-ми-ло серд-це].

[Жен-щи-на все го-во-ри-ла и го-во-ри-ла о своих не-сча-стьях], и (хотя слова ее были при-выч-ны-ми для Са-бу-ро-ва), но [от них вдруг за-ще-ми-ло серд-це].

Как видно, пра-ви-ла 5 и 6 очень по-хо-жи: вы-би-ра-ем-либо пи-сать ТО (НО...), либо ста-вить за-пя-тую.

Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из базы РЕ-ШУ-ЕГЭ и ал-го-ритм ра-бо-ты над пред-ло-же-ни-ем.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Вы-де-ля-ем ос-но-вы.

1- Утвер­жда­ют (од-но-со-став-ное, ска-зу-е-мое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы уви-де-ли

4- сами убе-ди-лись

5- правы оче-вид-цы

2. Вы-де-ля-ем союзы и со-от-но-си-тель-ные слова. Об-ра-ща-ем вни-ма-ние, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. По-ме-ча-ем при-да-точ-ные пред-ло-же-ния: все пред-ло-же-ния, в ко-то-рых есть под-чи-ни-тель-ные союзы, берём в круг-лые скоб-ки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Уста-нав-ли-ва-ем, к каким глав-ным от-но-сят-ся при-да-точ-ные. Для этого ста-вим во-про-сы от глав-ных к пред-по-ла-га-е-мым при-да-точ-ным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 ком-по-нент най-ден. За-пя-тая 1 ста-вит-ся по пра-ви-лу 4 [ = ], (что- = и =).

Оста-лись два при-да-точ-ные и одно без под-чи-ни-тель-но-го союза. Про-ве-ря-ем, можно ли от него по-ста-вить во-про-сы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Вто-рой ком-по-нент най-ден. За-пя-тые 4 и 5 ста-вят-ся по пра-ви-лу 4.

(когда - =), [то- = ], (на-сколь-ко - =) Два раз-ных при-да-точ-ных к од-но-му глав-но-му, при-да-точ-ное вре-ме-ни очень часто стоит ПЕРЕД глав-ным.

1 и 2 ком-по-нен-ты свя-за-ны со-чи-ни-тель-ным со-ю-зом И в одно слож-но-со-чинённое пред-ло-же-ние. Это за-пя-тая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (на-сколь-ко - =)|

Оста-лось вы-яс-нить, нужна ли за-пя-тая 3. Между И и КОГДА по пра-ви-лу 6 за-пя-тая не нужна, так как после при-да-точ-но-го на-хо-дит-ся идёт ТО.

Задание 19 1 вариант

    На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

    Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

    Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

    Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

    На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

    Мне казалось (1) что никто не мог нарушить (2) окружавшего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появление Алексея с друзьями.

    Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.

    Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

    Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

Задание 19 2 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

1.Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

2.Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

3.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

    Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

    Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

    Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

    Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

    Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

    Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

Задание 19 3 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

    Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

    Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.

    По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

    Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз убеждался.

    Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

    Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

    После того как все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) она не стала удерживать сына.

    Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

    Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Задание 19 4 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

    В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

    Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.

    Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

    После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

    Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

    До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

    Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

    Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

    Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

Задание 19 5 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

    Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

    Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

    А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

    Старцев избегал разговоров (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он садился (4) и ел молча.

    Елена не успела уйти со сцены с другими актёрами (1) и (2) когда занавес распахнулся (3) шумящая волна зала (4) накрыла её.

    Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

    Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.

    Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

    Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

Задание 19 6 вариант

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

1.Алексей был в окопе один (1) и 2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

    Катя очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену (1) и (2) когда она оказалась в аудитории перед сидящими преподавателями (3) ей стало радостно (4) оттого что появилась возможность блеснуть накопленными знаниями.

    В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

    По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

    Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

    Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

    Пели нескончаемую песню комары (1) и (2) по мере того как сгущались сумерки (3) и смолкали все другие звуки (4) до меня стал доноситься шум далёкого водопада.

    После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

    Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

[На закате пошёл дождь, (который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту) , и, (в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома), [в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени].

Выбрасываем придаточные:

[На закате пошёл дождь], и [в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени].

Запятые 1 и 2 для придаточного (который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту)

Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома».

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Ответ: 1234

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ымив пря(4)остях.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдаёт иллюзию за «чистую монету».

2) Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.

3) С верхней палубы доносились смех весёлые возгласы детские голоса.

4) Это выглядит как благородная попытка найти истину.

5) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.

Ответ: ___________________________.

16.

Потребность в мифах (1) героизирующих историю этноса (2) обычно возникает у пред­ставителей народов (3) в ходе истории стра­давших от притеснений со стороны более могу­щественных соседей (4) и нуждающихся в каких-то дополнительных моральных опорах для само­утверждения

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность извлекать смысл из хаоса бессмысли­цы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероят­но (4) удовольствие рыбалки: из хаоса воды из­влечь трепещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы создать её.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

После открытия астронома Гершеля Солнеч­ная система (1) границы (2) которой (3) до тех пор проводились по орбите Сатурна (4) увеличи­лась сразу вдвое.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя – другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.

(4)Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть. (5)История же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9)Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку. (10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище . (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про- . (15)Про - – это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то, чего ещё нужно достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но ипризвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые. (20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество . (22)Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25)Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагатель­ным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.


(28)Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.

(30)Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» ХVIII века.

(33)Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена. (34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35)Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?

(39)Не имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом. (По В.В. Колесову)

20. Какие высказывания не соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.

2)Имя подбирали человеку только по внешности.

3) Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут

4)Отчество – это семейное имя.

5) Имя связано каким-то образом с личностью человека.

Ответ: ___________________________.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 7–9 представлено повествование.

2) Предложение 21 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 20.

3) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.

4) В предложении 18 содержится описание действий.

5) В предложении 33 присутствует элемент описания.

Ответ:______________

22. Из предложений 4–9 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 38–41 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.

Ответ: ___________________________.

В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как __ (например, «нарекут»), ____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32___ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. ,__ использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

3) фразеологическое сочетание

4) устаревшие слова

5) метафора

6) парцелляция

7) ряд однородных членов

8) превосходная степень прилагательного

9) терминологическая лексика

А Б В Г

25.Напишите сочинение по прочитанному тексту.