Приключения профессора скиннера и доктора уотсона. Ф

Беррес Фредерик родился в штате Пенсильвания, США, в семье юриста Уильяма Скиннера и его жены Грейс. У мальчика было счастливое детство, и с ранних лет он питал страсть ко всяческим изобретениям. Ещё в раннем возрасте он становится убеждённым атеистом. Он мечтает стать писателем, и, чтобы добиться заветной цели, поступает в Колледж Гамильтон в Нью-Йорке. Однако, из-за своих взглядов, мальчик так и останется чуждым интеллектуальной позиции учебного заведения. В 1926 г. Скиннер получает учёную степень бакалавра гуманитарных наук в области английской литературы.

После этого, в 1930 г., он поступает в Гарвардский университет, где получает степень магистра гуманитарных наук.

По окончании университета, Скиннер берётся за написание романа, но в своём литературном таланте он скоро разочаровывается. Случайное знакомство с книгой Джона Б. Уотсона «Бихевиоризм» вдохновляет Скиннера сосредоточить свои усилия на изучении психологии.

Научная деятельность

В 1931 г. Скиннер получает степень доктора философии в Гарварде, и до 1936 г. будет научным сотрудником университета. Именно здесь он начинает работу по созданию камеры оперантного обусловливания – приспособления, также известного под названием камеры Скиннера и предназначенного для изучения процессов инструментального обусловливания и классических условных рефлексов животных.

В 1936 г., покинув Гарвард, он становится преподавателем Миннесотского университета, где в 1937 г. получит должность старшего преподавателя, а в 1939 г. станет доцентом. На этой должности Скиннер проработает до 1945 г.

В 1945 г. он займёт пост профессора Индианского университета, где также будет избран главой отделения психологии. Проработав три года, Скиннер уходит из университета.

Вернувшись в Гарвард, в 1948 г. он входит в штат профессоров университета, в котором и останется до конца своих дней.

Скиннер основывает собственную школу психологии, известную под названием «радикального бихевиоризма». Его труды в этой области основываются на изучении условных рефлексов. Скиннер твёрдо верит в то, что живой организм не обладает собственной волей, а лишь копирует поведение, приводящее к благоприятному для него исходу.

Он конструирует обучающую машину – устройство, упрощающее образовательный процесс широкой аудитории его студентов. Этот аппарат преподаёт заложенный в него учебный курс, тестируя полученные знания и, в качестве мотивации, поощряя за правильные ответы.

В 1948 г. Скиннер пишет роман-утопию «Уолден-два» – весьма противоречивое литературное произведение, в котором автор опровергает теории существования свободы воли, духа и души. Он утверждает, что поведение человека определяется генетическими факторами и влиянием изменчивой окружающей среды, а вовсе не свободным выбором.

В 1957 г. Скиннер публикует работу «Вербальное поведение», в которой проводит анализ использования языка, языковых явлений и речи – труд чисто теоретический, не подкреплённый практическими исследованиями.

В 1971 г. выходит в свет его самая известная книга, «За гранью свободы и чести», в которой Скиннер излагает собственный подход к науке, который называет «культурной инженерией». Эта публикация в мгновение ока становится хитом продаж издательства “New York Times”.

Основные работы

Скиннер изобрёл камеру оперантного обусловливания, способствующую изучению поведенческой модели животных, побуждая их выполнять конкретные действия в ответ на определённые стимулы. Эти камеры получили применение в целом ряде исследований при изучении поведения и психологии животных. Психологическое учение Скиннера, радикальный бихевиоризм, используется во многих, совершенно различных сферах современного общества: в менеджменте, клинической практике, дрессировке животных и образовательных процессах. Его теории применяют при назначении терапии для детей-аутистов.

Награды и достижения

В 1971 г. Скиннер был награждён золотой медалью Американского психологического фонда.

В 1990 г., за неоценимый вклад в область науки, он получил награду «За выдающиеся достижения» Американской ассоциации психологов.

Личная жизнь и наследие

В 1936 г. Скиннер женится на Ивонне Блу. В семье рождается две дочери, Джулия и Дебора. Джулия впоследствии станет известным писателем и педагогом.

Фонд Б. Ф. Скиннера, основанный в 1988 г. при его личной поддержке, был создан для продвижения философии науки, предложенной учёным. Президентом этого фонда является его собственная дочь Джулия.

В 1989 г. у Скиннера диагностировали лейкемию, от которой он и скончался в 1990 г.

Самым ярым противником теорий Скиннера был философ и сторонник когнитивизма Ноам Хомский.

Скиннер чаще всего предпочитал ставить опыты над голубями.

СКИННЕР

Беррес Фредерик (Skinner В. F., 1904-1990). Известный психолог, лидер современного бихевиоризма. С. родился в 1904 г. в Саксуэханне, штат Пенсильвания, США. Окончил Гамильтон-колледж в 1926 г. Степень доктора философии получил в 1931 г. в Гарвардском университете. С 1948 г. - профессор Гарвардского университета, член Национальной академии наук.
С. выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. У И. П. Павлова, идеи которого оказали влияние на С., реакция возникает в ответ на стимул, т. е. условный или безусловный раздражитель; в «скиннеровском ящике» животное сначала производит реакцию, а лишь затем она подкрепляется.
Начиная с 1930 г. С. изучал оперантное поведение животных и предложил ряд оригинальных приборов и методик. Называя вербальное поведение сугубо человеческим, т. е. имеющим специфические свойства, С. считал возможным распространить на человека методы, примененные в экспериментальном исследовании на животных, не подвергая их существенной модификации («Наука и поведение человека», 1953). Взгляды на природу процесса научения были перенесены затем с лабораторных условий и воплотились в концепции программированного обучения («Технология обучения», 1968), охватывающего усвоение речи, обучение в школе. Начиная с 50-х гг. методы оперантного бихевиоризма распространились на психотерапевтическую практику (поведенческая психотерапия).
В дальнейшем С. разработал идеи управления поведением и создал технологию поведения, целью которой являлось разрешение социальных проблем и переустройство общества путем модификации поведения человека средствами внешнего контроля. Этому посвящена его книга «По ту сторону свободы и достоинства» (1971), которая была подвергнута критике в разных странах, в том числе и в нашей. Данная концепция получила название социального бихевиоризма.
В 70-е гг. вышли труды С., обобщающие прежние его идеи: «О бихевиоризме» (1974), «Автобиография: в 2-х т.» (1976).
Ряд методов поведенческой психотерапии - позитивное подкрепление, угашение, некоторые аверсивные приемы - основаны на модели оперантного обусловливания.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "СКИННЕР" в других словарях:

    Скиннер, Беррес Фредерик (англ. Burrhus Frederic Skinner, 1904 1990) американский психолог. Скиннер, Бретт (англ. Brett Skinner, род. 1983) канадский хоккеист. Скиннер, Джетро (англ. Jethro Skinner, род. 1977) английский актёр.… … Википедия

    - (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20. 3. 1904, Саксуэханна, шт. Пенсильвания, США), амер. психолог, лидер совр. бихевиоризма. Выступил против нео биховиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых… … Философская энциклопедия

    - (Skinner) Беррес Фредерик (20.03.1904, Саксуэханна, штат Пенсильвания) американский психолог, с 1974 г. профессор психологии Гарвардского университета, представитель бихевиоризма. Разработал оригинальную технику и методику изучения поведения… … Энциклопедия социологии

    - (Skinner) Беррес Фредерик (1904 90), американский психолог, лидер современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию оперантного, подкрепляемого научения, предложил ряд методик экспериментального исследования поведения животных. Выступал с… … Современная энциклопедия

    - (Skinner) Беррес Фредерик (1904 90), американский физиолог, развивший концепцию инструментального подкрепления УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ. Выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм обретает новые реакции благодаря тому, что сам… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Скиннер, Б. - Скиннер, Б. (1904 1990) Американский психолог, автор ьконцепции «оперантного бихевиоризма», одним из центральных шонятий которой является «оперантное обусловливание». Это понятие обозначает особый путь образования условных рефлексов,… … Большая психологическая энциклопедия

    Скиннер - Бихевиоризм и Скиннер После Уотсона бихевиоризм распался на несколько разных направлений. Можно сказать, что эпистемологическая основа идей Уотсона близка к прагматизму, а эпистемологическая основа более позднего бихевиоризма к… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20.3.1904, Саскуэханна, штат Пенсильвания, США), американский психолог, лидер современного Бихевиоризма. Профессор (с 1939) в университетах Миннесоты, Индианы и Гарварда. Член Национальной АН США. Выступил… … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • ValueWeb. Как финтех-компании используют блокчейн и мобильные технологии для создания интернета ценностей , Скиннер К.. Новая книга от автора «Цифрового банка» о третьем поколении Интернета - или ValueWeb - позволяющем машинам и потребителям торговать, обмениваться и делиться ценностью в режиме реального…
  • Истоки современной политической мысли. Эпоха реформации Том 2. Квентин Скиннер , Скиннер К.. Второй том двухтомного труда Квентина Скиннера посвящен исследованию политической мысли Реформации и Контрреформации. Автор прослеживает основные этапы развития лютеранства и кальвинизма,…

В 1972 году членов Американской психологической ассоциации (которых уже в то время насчитывалось около ста тысяч) попросили назвать самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым). Наверное, тут сыграл свою роль и великодержавный нарциссизм американцев. Однако если в такой оценке и было допущено преувеличение, то небольшое. Скиннер - действительно выдающийся психолог, и если не первый, то один из первых. Его влияние на мировую психологию, на весь комплекс наук о человеке (не в последнюю очередь - и на педагогику) огромно. Можно по-разному относиться к его радикальным идеям (а в радикализме его упрекали постоянно), но в анализе мировой психологической мысли уходящего столетия их ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

НЕЗАУРЯДНЫЙ УМ

Беррес (такое русское написание принято для редкого имени Burrhus) Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, 20 марта 1904 года. Как он сам отмечал в автобиографии, которая опубликована в 5-м томе знаменитой «Истории психологии в автобиографиях» (1967), воспитывался он в теплой и доброжелательной семейной атмосфере. Однако в семье была и строгая дисциплина. Общий позитивный настрой достигался за счет того, что родители не злоупотребляли наказаниями, а напротив - поддерживали дисциплину и порядок, всякий раз поощряя и вознаграждая те поступки, которые того заслуживали. Вероятно, такой стиль отношений впоследствии повлиял на формирование психолого-педагогических воззрений Скиннера: так называемому позитивному подкреплению он всегда отводил решающую роль.

В детстве и юности интересы будущего психолога были крайне разнообразны и совершенно несистематичны. Как и многие мальчишки, он увлекался экспериментированием с механическими устройствами, пытался смастерить самодельное пневматическое ружье, даже сконструировал изощренную многоблочную конструкцию для... аккуратного развешивания собственной пижамы.

В этих интересах его биографы усматривают (хоть это и кажется некоторой натяжкой) предвестие крайнего механицизма его будущих теорий. Дома он устроил целый террариум, где содержал нескольких жаб, ящериц, черепах и даже змей.

Успел он поиграть в школьном оркестре, в юности считался неплохим саксофонистом. Но наибольшее внимание юный Скиннер уделял литературе. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он на основе скрупулезного анализа шекспировских пьес выдвинул собственную гипотезу об их авторстве, которое приписал Бэкону. Подобные гипотезы высказывались и раньше, и потом, но характерно, что американский школьник пришел к такому заключению своим умом, что само по себе характеризует этот ум как весьма незаурядный. Много ли вы знаете восьмиклассников, способных на такие умозаключения, да еще и читавших Бэкона? А Скиннер с особым вниманием вникал в бэконовскую философию науки, восхищаясь верой английского мыслителя в возможность научного решения практических жизненных проблем.

ЮНОШЕСКИЕ ИСКАНИЯ

Скиннер был известен среди коллег потрясающей работоспособностью.
С молодых лет он большую часть суток проводил в лаборатории

Высшее образование Скиннер получил в колледже Гамильтона, небольшом гуманитарном учебном заведении штата Нью-Йорк. Здесь он специализировался в области английского языка и литературы, намереваясь в будущем посвятить себя литературному творчеству. О студенческих годах он сохранил не самые приятные воспоминания. Многое в учебном распорядке его раздражало, особенно - обязательные ежедневные богослужения (на протяжении всей жизни религиозность была ему абсолютно чужда).

Близко сойтись с однокашниками ему не удалось, поскольку он считал их (вероятно - небезосновательно) людьми ограниченными, с низкими духовными запросами. В то время как они предавались незамысловатым юношеским увеселениям, он с упоением читал Джойса и Пруста. Впрочем, и в студенческих проказах Скиннер порой принимал активное участие, а после нескольких рискованных розыгрышей, организованных по его инициативе, юношу едва не исключили из колледжа. Окончить колледж ему все-таки удалось, в 1926 году он получил степень бакалавра.

Следует отметить, что в колледже Гамильтона психология преподавалась факультативно. Скиннер этих занятий не посещал, его интерес к психологии сформировался позже. А в те годы он всерьез планировал свою литературную карьеру. Знакомство с известным поэтом Робертом Фростом еще более укрепило его в этом намерении. Фрост полагал, что юноша подает большие надежды как писатель, и тепло его напутствовал. Этому прогнозу не суждено было оправдаться. По окончании колледжа Скиннер провел довольно продолжительное время в творческих исканиях, пока наконец не пришел к неутешительному выводу, что ему «решительно нечего сказать».

ВЕХИ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ

Уже к концу 30-х годов молодой Скиннер приобрел
известность как один из ведущих бихевиористов

В этот момент произошла его резкая переориентация из области искусства в область науки, которая, как он осознал, и является «искусством ХХ века». В 1928 году Скиннер поступил в Гарвардский университет на психологическое отделение. Он отдавал себе отчет, что упустил много времени и в плане психологической эрудиции далеко отстал от своих университетских товарищей. Поэтому он установил для себя строжайший, поистине спартанский режим учебных занятий, полностью отказав себе в досуге: на внеучебные занятия он отводил 15 минут в сутки. Такая самоотверженность дала свои плоды. В 1931 году Скиннер получил докторскую степень и опубликовал свое первое серьезное научное исследование, сразу выдвинувшее его в первые ряды специалистов по поведенческой психологии.

С 1931 по 1936 год Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал свои усилия на изучении поведения животных. В 1936 году он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и оставался там до 1945 года. Осенью 1945 года он возглавил кафедру психологии в Университете штата Индиана и занимал этот пост до 1947 года, после чего вернулся в Гарвард в качестве лектора. Он работал там до ухода на пенсию в 1974 году.

ПОВЕДЕНИЕ И ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Научная библиография Скиннера весьма обширна: за полвека им было написано 19 крупных монографий и множество статей. Но самая ранняя публикация, принесшая ему известность, обычно упоминается даже в самых кратких списках его трудов. Это небольшая статья «Понятие рефлекса в описаниях поведения». Здесь впервые условный рефлекс трактовался не как реальный акт жизнедеятельности, присущий ей самой по себе, а как производное от операций экспериментатора.

В одной из своих последующих работ Скиннер писал, что за всю свою жизнь он имел только одну идею и эту идею выражает термин «управление» («контроль»), - имеется в виду управление поведением. Справиться с этой задачей экспериментатор способен лишь в том случае, если контролирует все переменные, под влиянием которых складывается и изменяется поведение организма. Он утрачивает власть над своим объектом, когда допускает его зависимость от гипотетических, ускользающих от прямого наблюдения внутренних факторов. Поэтому интерес для науки представляют только непосредственно фиксируемые отношения между экспериментально контролируемыми стимулами и последующими реакциями.

По мнению Скиннера, к гипотезам и дедуктивным теориям наука вынуждена прибегать там, где ее объектами выступают явления, недоступные прямому восприятию. Психология же находится в более выгодном положении. Взаимодействие факторов, порождающих поведенческие реакции, можно непосредственно увидеть.

Для этого, однако, требуются специальные экспериментальные установки и схемы. Они подобны оптическим приборам, позволяющим обнаружить события, скрытые от невооруженного глаза. Таким прибором Скиннер считал изобретенный им экспериментальный ящик (названный впоследствии, вопреки протестам самого изобретателя, скиннеровским ящиком), в котором крыса или голубь, нажимая на рычажок или кнопку, получает подкрепление. Рычаг соединяется с самописцем, регистрирующим движение.

Нажим на рычаг рассматривается в качестве образца и самостоятельной единицы «оперантной реакции» - очень удобной для фиксации, поскольку всегда можно однозначно определить, произошла она или нет. Дополнительные устройства позволяют соединять подкрепление с различными сигналами (звуковыми, световыми и т.п.).

Схема опыта может быть усложнена. Например, вместо одного рычажка перед крысой находятся два, тем самым ставя ее в ситуацию выбора. Из этого довольно простого набора элементов составляются самые разнообразные планы управления поведением. Так, крыса нажимает на рычаг, но получает пищу только тогда, когда загорается лампочка. В результате в дальнейшем при свете лампочки скорость реакции заметно возрастает. Или пища выдается лишь при нажиме с определенной силой. В дальнейшем движения требуемой силы появляются все чаще и чаще. Можно соединить движения в цепи (скажем, реакция на зеленый цвет ведет к появлению нового раздражителя - красного цвета, двигательный ответ на который подкрепляется). Экспериментатор может также широко варьировать время и порядок положительного и отрицательного подкрепления, конструируя различные «планы подкрепления».

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

В своих экспериментах Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных на самом деле совсем не принципиально

Скиннер отрицательно относился к статистическим обобщениям, считая, что лишь тщательная фиксация реакций отдельного организма позволит решить главную задачу психологии - предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов.

Статистические данные, касающиеся группы (выборки), недостаточны для выводов, имеющих предсказательную силу в отношении каждого из ее членов. Частоту реакций и их силу запечатлевают кривые, которыми, по Скиннеру, исчерпывается все, что позитивная наука способна сказать о поведении. В качестве образца такого типа исследований предлагалась работа Скиннера, выполненная им совместно с Ч. Ферстером, «Планы подкрепления» (1957), в которой были собраны в 921 диаграмму данные о 250 миллионах реакций, непрерывно производимых подопытными голубями в течение 70 000 часов.

Подобно большинству бихевиористов, Скиннер полагал, что обращение к физиологии бесполезно для изучения механизмов поведения. Между тем его собственная концепция «оперантного обусловливания» сложилась под влиянием учения Павлова. Признавая это, Скиннер разграничил два типа условных рефлексов. Он предложил отнести условные рефлексы, изучавшиеся павловской школой, к типу S. Это обозначение указывало на то, что в классической павловской схеме реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула (S), то есть раздражителя.

Скиннеровский ящик разнообразных конструкций «сопровождал» своего создателя всю его творческую жизнь

Поведение же в «скиннеровском ящике» было отнесено к типу R и названо оперантным. Здесь животное сперва производит реакцию (R), а затем реакция подкрепляется. В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа R и выработкой слюноотделительного рефлекса по павловской методике.

По мнению Скиннера, ограниченность традиционной поведенческой формулы S - R состоит в том, что она не учитывает влияния результатов реакции на последующее поведение. Реакция рассматривается только как производное от стимула, только как следствие, но не как детерминанта, которая преобразует организм. Адекватная формула о взаимодействии организма со средой, писал Скиннер, всегда должна учитывать три фактора: 1) событие, по поводу которого происходит реакция, 2) саму реакцию, 3) подкрепляющие последствия. Эти взаимоотношения являются несравнимо более сложными, чем отношения между стимулом и реакцией.

ОПЕРАНТНАЯ ТЕХНИКА

Так наметился принципиальной важности переход от линейного представления о поведении к утверждению роли обратной связи в построении реакций. В этой роли выступало подкрепление, производящее отбор и модификацию реакций.

Разработанная Скиннером и его последователями техника «оперантного обусловливания» получила в Соединенных Штатах широкое применение в различных областях практики. Установка на то, чтобы приложить принципы оперантного бихевиоризма к решению практических задач разного рода, придала этому направлению широкую популярность далеко за пределами психологии. Оперантную технику стали использовать при воспитании умственно отсталых детей, лечении невротиков и психически больных. Во всех случаях модификация поведения достигается за счет постепенного подкрепления. Например, больной вознаграждается за каждое действие, ведущее шаг за шагом к цели, предусмотренной схемой лечения.

В годы II мировой войны наблюдение за склевыванием пищи обученными голубями привело Скиннера к изобретению особых управляемых снарядов. Однако это изобретение не было применено на практике. (Эта идея Скиннера много лет назад была спародирована датскими кинематографистами: в комедии «Бей первым, Фредди!» специально обученные голуби были подменены в чреве ракеты обычными почтовыми голубями, которые приучены... возвращаться домой.)

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В педагогике идеи Скиннера нашли чрезвычайно широкое применение. Сам он объяснял это явление случайностью, как, впрочем, и все свои достижения (верный своей теории, все происходящее в жизни он оценивал как следствие складывающихся обстоятельств).

11 ноября 1953 года, посетив урок арифметики в школе, где училась его дочь, Скиннер, как он вспоминает в автобиографии, пришел в смятение: «Внезапно ситуация представилась мне совершенно абсурдной. Не ощущая своей вины, учитель нарушал почти все законы, открытые учеными относительно процесса научения».

Под впечатлением от этой картины Скиннер стал размышлять о факторах подкрепления, которые можно было бы использовать для улучшения преподавания школьных предметов, и спроектировал серию обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. Его быстрое развитие отвечало запросам эпохи научно-технической революции.

Правда, сама по себе идея оптимизации обучения и использования в этих целях специальных машин не связана неразрывно с какой-либо определенной психологической концепцией. Что касается теории Скиннера, то она смогла (в отличие от других психологических систем) стать основой для поисковых работ по программированному обучению, в силу того что вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

Уязвимость скиннеровской «технологии обучения» состояла в том, что она вносила в педагогическую теорию и практику присущую всему бихевиоризму идею об идентичности механизмов модификации поведения у всех живых существ. Спорность этого положения особенно резко обнажилась в скиннеровской трактовке тех высших форм психической деятельности, которые издревле принято считать чисто человеческим достоянием, а именно речевых актов.

РЕЧЬ И РЕАКЦИЯ КРЫСЫ

В книге «Вербальное поведение» (1957) Скиннер развивает концепцию, согласно которой овладение речью происходит по общим законам образования оперантных условных рефлексов. Когда один организм производит речевые звуки, другой организм их подкрепляет (положительно или отрицательно), контролируя тем самым процесс приобретения этими звуками устойчивых значений. Последние, по мнению Скиннера, могут относиться к одному из двух разделов - указывать либо на предмет, в котором говорящий индивид испытывает потребность, либо на предмет, с которым этот индивид соприкасается.

С острой критикой этой концепции выступил известный американский лингвист Ноэм Хомский, показавший, что попытки объяснить порождение речи по типу оперантных реакций крысы, нажимающей на рычаг, не только несовместимы с лингвистической трактовкой языка как особой системы, но и обессмысливают ключевые для бихевиоризма понятия о стимуле, реакции, подкреплении. И хотя большинство специалистов в области теории языка в этой полемике тяготеют скорее к позиции Хомского, сам Скиннер до конца своих дней считал «Вербальное поведение» наиболее удачной и убедительной работой.

ПИОНЕР, ЛИДЕР, МАСТЕР

Не меньшую, а пожалуй, еще более острую полемику вызвала другая работа Скиннера - социальная утопия «Уолден 2».
В этой книге, совместив свои литературные задатки и психологические находки, Скиннер изобразил в беллетристической форме перспективы создания с помощью техники оперантного обусловливания нового справедливого социального устройства.

Несмотря на гуманистический замысел, аналогия с «Прекрасным новым миром» Олдоса Хаксли просматривалась в «Уолдене 2» так явно, что наиболее экзальтированные публицисты записали Скиннера чуть ли не в фашисты. Впрочем, жизнь сама все расставила на свои места. Созданные по предложенной Скиннером модели коммуны просуществовали недолго: не очень-то уютно оказалось в них жить. Впрочем, как и в коммунах детей-цветов, исповедовавших диаметрально противоположные принципы. Наверное, такова судьба всех социальных утопий.

Скиннер, в самом деле, дал много поводов для критики. Однако имена его критиков (за исключением Хомского и еще, пожалуй, Роджерса) вряд ли сохранятся в истории психологии, а Скиннер по сей день остается одним из самых часто цитируемых авторов. На Золотой медали, врученной ему в 1971 году Американской психологической ассоциацией, едва уместился панегирик: «Б.Ф. Скиннеру - пионеру психологических исследований, лидеру теории, мастеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения».
Б.Ф. Скиннер умер от лейкемии 18 августа 1990 года.
На русский язык ни одна из его работ до сих пор не переведена.

Беррес Фредерик Скиннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог и писатель.

Беррес Фредерик Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч) назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Фредерик Скиннер , опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).

Личные данные

В 1990 году за несколько недель до смерти Беррес Фредерик Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера , боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don? t believe in God, so I? m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Биография Берреса Фредерика Скиннера

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У. Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Беррес Фредерик Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера . Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Беррес Фредерик Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т. е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Беррес Фредерик Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Беррес Фредерик Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990. Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).

Основные публикации

1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427-458.
1938 Behavior of Organisms. Applelon-Century-Crofts.
1948 Walden 1\\>o. Macmillan.
1953 Science and Human Behavior. Macmillan.
1957 Verbal Behavior. Applelon-Century-Crofts.
1957 Schedules of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
1959 Cumulative Record. Appleton-Century-Crofts.
1968 The Technology of Teaching. Applelon-Century-Crofts.
1969 The Contingencies of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts.
1971 Beyond Freedom and Dignity. Knopf. 1974 About Behaviorism. Knopf. 1976 Particulars of my Life. Knopf. 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Prentice-Hall.

Свободны ли мы? Есть ли у нас выбор? Можно ли запрограммировать поведение человека полностью и что будет, если возможности психологии будут использованы в тоталитарных странах для создания системы всеобщего повиновения? В этой статье мы кратко изложим основные работы и идеи одного из известнейших ученых XX века — Фредерика Скиннера.

Беррес Фридерик Скиннер, вероятно, один из самых неоднозначных персонажей в психологии ХХ века. Для многих он гений, из-под руки которого вышло одно из самых продвинутых направлений в психологии, для других он синоним бесчеловечной идеологии, для которой методы психологии значили лишь одно — получение абсолютной власти над человеком.

Фредерик Скиннер — отец необихевиоризма.

Так или иначе, но однажды Скиннер произвел маленькую революцию в психологии поведения, введя в схему стимул-реакция, за долгие десятилетия ставшей в бихевиоризме классической, еще одно промежуточное звено, которое учитывало наконец, и то, что происходит в человеческом сознании. С тех пор объектом изучения в бихевиоризме становится не только поведение личности, но и сама личность.

Долгие годы последователи поведенческого направления в психологии свято верили, что их священная корова, цепочка стимул-реакция (поведение), избавит науку от любых претензий со стороны научного мира. Тех претензий, которые не раз высказывались в адрес психоанализа и гуманистической психологии, считавшимися многими учеными направлениями ненаучными, ведь их идеи были умозрительны и не подлежали экспериментальной проверке.

Бихевиористы считали, что любое живое создание обязательно отреагирует на стимул (воздействие), будь то слово или удар электрическим током, и эту реакцию всегда можно будет наблюдать и измерить опытным путем. Субъективные переживания личности, конечно же, не отрицались, но всякий раз выносились за скобки, а по причине того, что не могли быть объективно оценены, всегда относились на счет побочных факторов.

Но такое пренебрежение звеном, являвшимся, фактически, ключевым, не могло продолжаться долго. И Скиннер стал первым ученым, который, не отказываясь от базовых идеи и наработок классического бихевиоризма , ввел «промежуточный фактор» — человеческое сознание, которое было важнейшим ключевым звеном в изучении человеческого поведения.

Так появилось учение, которое впоследствии назвали необихевиоризм, или новая поведенческая психология.

Ф. Скиннер — самый известный психолог Америки.

В 1971 году Скиннер с легкой руки журналистов Таймс становится одним из самых влиятельных психологов на земле и уж точно самым известным в Америке. Но до сих пор его история окутана ореолом таинственности.

Так, например, покопавшись немного в интернете, можно найти удивительную историю о том, как маленькая Дебора Скиннер, дочь ученого, стала одним из первых объектов его исследований, при этом девочку помещали в закрытый ящик, и так продолжалось несколько лет. Отец на собственном ребенке проверял, к какому поведению приводят различные воздействия. Согласно этой же версии, уже будучи взрослой, Дебора инициировала судебное разбирательство против отца и, проиграв суд, якобы совершила суицид.

На примере этой истории мы можем наблюдать, насколько бессовестными фантазиями бывают одержимы журналисты в погоне за сенсацией. На самом деле дочь Скиннера до сих пор жива, здравствует и, судя по всему, любит своего отца, что подтверждает интервью, данное журналистке Лорин Слейтер.

Но, возможно, в этой истории нет дыма без огня, и плохая репутация ученого все же имеет под собой основания. Так, в своем собственном интервью журналисту Р. Эвансу Скиннер признается, что его методы иногда сродни нацистским и, помимо прочего, сообщил, что, стань они достоянием тоталитарных режимов, они вполне могут быть использованы ими для порабощения сознания людей. В том же интервью Скиннер высказывает свою знаменитую идею, принципиально ставя под сомнение свободу воли человеческой личности.

Несмотря на то, что Скиннер одним из первых стал учитывать фактор человеческого сознания, он же всегда исходил из предположения, что мышление не играет особой роли в деле поведения индивида, и в свое время приложил немало усилий для доказательства того, что у человека можно вызвать фактически любую поведенческую реакцию, применяя разные виды регулярного и нерегулярного подкрепления. Так Скиннер, по мнению некоторых ученых, примеривал свое новое направление на роль Господа Бога от психологии.

Масла в огонь подливал и тот факт, что свои опыты он проводил в знаменитых «ящиках Скиннера», которые на самом деле были просто большими деревянными коробками, не пропускающими звук и свет. В ящики помещались испытуемые животные, там же находились электрические датчики, регистрирующие поведение в ответ на стимул, и один единственный рычажок, который давал иногда пищу, а иногда лишь надежду на то, что она будет получена.

Психологические опыты Скиннера.

Ученый со своими птицами

В одном из опытов голодные птицы помещались в ящик, куда через определенные промежутки времени вбрасывалась порция еды. Хотя выдача корма не была связана с поведением птиц, тем не менее они запоминали, какие движения они выполняли в этот момент. Через некоторое время они начинали пытаться выполнять похожие действия, поскольку надеялись, что определенное поведение вызовет появление корма. Эти действия для каждой птицы были разными и в некоторых случаях напоминали настоящий ритуальный танец.Так было показано, что живое существо вовсе не является неким абстрактным поведенческим «черным ящиком» — автоматом, но принимает непосредственное участие в выработке собственного и довольно сложного поведения.

Несколько позднее этот способ получил название оперантного научения, и с его помощью студенты Скиннера выделывали настоящие фокусы, обучая свинью пользоваться пылесосом, а кроликов складывать деньги в ящик.

В 1948 году Скиннер пишет роман «Уолден Два», являющийся поведенческой утопией, в котором мировое правительство в лице ученых-бихевиористов довольно успешно управляет всем миром, пользуясь методами социального программирования населения. При этом эта книга вовсе не является романом ужасов о зомбировании людей, в ней утверждается, по мнению автора, довольно прогрессивная идея о всеобщем счастье под управлением ученых — психологов. Вопреки возможным ожиданиям автора, его идеи вовсе не были приняты с распростертыми объятиями. Особенно негативной была общественная реакция после публикации книги «За пределы свободы и достоинства», когда один из журналистов заметил, что в ней фактически говорится о приручении человечества по законам собачьего воспитания.

Несмотря на такие отклики, Скиннер полон радужных надежд на будущее. Он мечтает получить инструмент для программирования поведения любого живого существа, включая и человека, для этого он пытается преобразовывать простые условные рефлексы в нечто более сложное, и эксперимент с птицами был только началом.

Работая с экспериментальной популяцией крыс, Скиннер открывает новые, ранее неизвестные законы поведения. Так, выработав у животных условный рефлекс, когда, нажимая на рычаг, они каждый раз получали еду, он несколько меняет правила игры, с некоторого момента крысы начинают получать корм не так регулярно — иногда рычаг срабатывает, а иногда и нет. При этом корм мог появляться как после 2-3 нажатий, так и после 10. И тем не менее крысы продолжали все время нажимать на рычаг, надеясь получить питание, ведь рано или поздно, но еда появлялась. Так он доказывает, что более редкое подкрепление вовсе не вызывает угасание рефлекса, но, напротив, активирует его с новой силой.

Некоторые психологи этим законом объясняют стойкость деструктивных браков, когда люди стойко переносят негативное и даже унизительное отношение, в надежде время от времени получать позитивное подкрепление от партнера.

Критика необихевиоризма.

Несмотря на успешные и революционные для своего времени находки, немало ученых скептически относятся к научному творчеству Скиннера, утверждая, что тот не открыл ничего нового и лишь немного развил идеи Ивана Павлова. Кроме того, его эксперименты касались лишь механизмов выработки условных рефлексов, пусть и более сложных, однако не объясняли появления у людей таких явлений, как творческое мышление, чувство вины и стыда, а также поведения, основанного на альтруизме.

Справедливой критике подвергаются и идеи Скиннера о возможностях обучения человека любому поведению. Современные эксперименты доказывают, что оперантное обучение применимо далеко не всегда, и это отчасти обесценивает миф о возможности тотального контроля за человечеством.

На сегодняшний день, несмотря на очевидную утопичность многих идей Скиннера, его методы активно используются в психиатрии и обучении. Так, уже начиная с середины ХХ века, они успешно применяются при коррекции поведения больных шизофренией, когда под воздействием стимула (сигареты) пациенты начинали выполнять требуемые действия — одеваться, принимать еду и т.п., а позднее эти методы стали применять и при коррекции различных фобий. Так идеи Скиннера проникли в область практической психологии, где известны в основном под брендом когнитивно-поведенческой психотерапии .

Можно ли манипулировать свободой воли человека с помощью психологии?

И в заключение немного о свободе воли. На сегодняшний день, несмотря на довольно широкое использование метода оперантного научения Скиннера, вопрос о свободе воли остается открытым. Очевидно, что никакие современные методики не позволяют программировать поведение человека полностью, и в каждом случае речь может идти лишь о фрагментарном научении, связанном с конкретной ситуаций. Можно отучить человека бояться высоты или замкнутого пространства, можно научить ребенка самостоятельно завязывать шнурки или помогать маме на кухне. Но во всех случаях процесс научения индивидуален, зависит от большого числа обстоятельств и, главное, от особенностей самой личности.

Мы не знаем, какое будущее таит в себе дальнейшее развитие психологии. Вполне возможно, что ученые научатся воздействовать на поведение людей и определять его в гораздо большей степени, чем сегодня, и, как и любые другие технологии, эти возможности можно будет использовать и во вред, и во благо.

К сожалению, в случае тоталитарных и авторитарных режимов сложно ожидать использования психологии во благо народа. И это вполне подтверждает современное положение вещей в нашей собственной стране, когда в полной мере задействованы механизмы манипулирования общественным мнением через средства массовой информации . Увы, когда речь идет о сохранении власти ее беспринципность не имеет границ.

Остается лишь надеяться, что на момент появления новых продвинутых поведенческих технологий мир изменится и станет более мирным и справедливым.

Статьи на похожие темы: