Продолжая традиции Презентация на тему: "Тема гражданина и поэта в лирике Н.А. Некрасова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пушкинские традиции в лирике Некрасова

Некрасов, как общественный деятель, как редактор, критик, публицист заслужил вечную благодарность своего народа.

Но прежде всего он поэт и совершил великие открытия именно в поэзии. Он далеко расширил рамки лирики, органически включив в нее элементы эпоса, художественной драмы. Идя по дороге, проторенной Пушкиным, Лермонтовым и Кольцовым, он необычайно обогатил поэзию художественными ценностями народного творчества, с удивительной свободой, естественностью и в подлинно народном духе преобразив в своих стихах пословицу, загадку, сказку, лирическую песню и меткую шутку из репертуара народного балагана.

Вслед за своими великими предшественниками и в то же время совершенно своеобразно он соединил песенность стиха с живой естественностью разговорной речи и вместе с тем придал поэзии еще невиданную раздольную силу, заставлявшую вспомнить о ямщицких, «разбойничьих», солдатских, лирических народных песнях.

Он наполнил новым содержанием и преобразовал традиционные поэтические жанры - размышление, послание, элегию, песню - и впервые в истории русской лирической поэзии создал стихотворную поэму - эпопею.

Как великий художник, Некрасов сумел отразить в своей поэзии сложный духовный мир лучших людей своего времени. Его поэзию признали своей, кровной читатели - крестьяне, и многих из них именно Некрасов впервые приобщил к литературе. Некрасовская традиция оказалась необычайно плодотворной в развитии русской поэзии.

Исповедальная обнаженность души, честность и глубина самоанализа в лирике Некрасова неотделимы от ее социальной широты, от гражданского накала.

Это лирика суровой и неотступной совести, пробуждающей ненависть во имя любви, требующей ответственности за все, что происходит вокруг, не только от поэта, но и от читателя:

Примеритесь же с музой моей!

Я не знаю другого напева.

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

(«Газетная» 1865 г.)

Некрасов мечтал о литературной деятельности еще в Ярославской гимназии (1832-1837 гг.), он писал «сатиры» на однокашников и лирические стихи.

Поэтом Некрасов стал в Петербурге. И «петербургская тема», начиная с ранних стихов («Провинциальный подьячий в Петербурге», 1839 г.), стала одной из ведущих в его творчестве.

Созданные им в разные годы «Петербургские» стихотворения и стихотворные циклы позволяют представит себе эту духовную атмосферу, в которой помещичий сын стал по убеждениям демократом - разночинцем, одним из вождей движения «шестидесятников».

…Воображенье

В столицу юношу манит.

Там слава, там простор, движенье.

Как чудно город изукрашен!

Шпили его церквей и башен

Уходят в небо; пышны в нем

Театры, улицы, жилища.

Счастливцев мира - и кругом

Необозримые кладбища…

(«Несчастные», 1856 г.)

В изображении Петербурга Некрасов идет вслед за Пушкиным. Почти цитируя (вспомните описание театра в первой главе «Евгения Онегина»), он пишет

… В стенах твоих

И есть и были в стары годы

Друзья народа и свободы…

(«Несчастные»).

Стихотворение «Поэт и гражданин» построено как диалог, как спор о долге поэта, о роле его в обществе.

К этой теме Некрасов, как и великие русские поэты, его предшественники, обращался не раз на протяжении всего творческого пути.

Знакомые нам стихи Пушкина о поэте и поэзии проникнуты мечтой о читатели - друге и единомышленнике, о читательской публике, духовно родственной поэту и глубоко понимающей его.

В пору подъема демократической революционности, когда создавался «Поэт и гражданин», такая публика, воспитанная всей передовой русской литературой, уже формировалась. Теперь именно читатель - гражданин призывает поэта ответить на требования жизни:

Пора вставать! Ты узнаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем не подкупно прям,

В ком дарованье сила меткость,

Тому теперь не должно спать…

Нам знакомы «Пророк» и «Памятник» Пушкина. Стихотворение Некрасов «Поэт и гражданин» и темой, и диалогической формой напоминает читателю также о пушкинском «Разговоре книгопродавца с поэтом» (1824 г).

В стихотворении противопоставлены две позиции: страстная гражданственность и угрюмая разочарованность. Но с самого начала ясно, что спорят друзья, а не враги. Более того, такой спор мог бы происходить и в сознании одного человека, который мужественно анализирует свой жизненный путь. Поэт «хандрит и еле дышит», но значит ли это, что призыв гражданина ему чужд? Нет, сама хандра поэта порождена тем, что он усомнился в своем даре, в своей способности тревожить людские сердца:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она.

И Муза вовсе отвернулась

Презренья горького полна.

Нельзя не почувствовать здесь сурового самообвинения, укоров совести, столь характерных для некрасовской лирики. Недаром и воспоминания поэта о его юности напоминают нам юность самого Некрасова. Да и чувства любви и ненависти сближают автора и героя стихотворения:

Без отвращенья, без боязни

Я шел в тюрьму и к месту казни,

В суды, в больницы я входил,

Не повторю, что там я видел…

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренне любил!

Поэт не может простить себе, что душа его «пугливо отступила», хоть угроза была и нешуточной:

И что ж?.. мои послышав звуки,

Сочли их черной клеветой,

Пришлось сложить смиренно руки

Иль поплатиться головой…

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

Монологи гражданина напоминали читателям 50-60-х годов поэзию декабристов, вольнолюбивые стихи Пушкина. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики20-х годов: «поэт - избранник неба», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «сердца благие, которым родина свята», «благо ближнего», «отечества достойный сын»…

Диалог гражданина и поэта в некрасовском стихотворении есть художественное обобщение широкого круга идей и настроений, характерных для 60-х годов. Здесь обличается равнодушие к судьбе народа, высказывается твердая вера в успех неизбежной борьбы, отвергается «искусство для искусства», чуждое народным стремлениям. В духе того времени поэт пытается опереться на Пушкина, будто бы защищавшего «чистое искусство». Но гражданин воспринимает пушкинские стихи по-иному - как солнце поэзии, как высочайший образец для каждого поэта:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу небес, долин и моря

И ласку милой воспевать.

Вряд ли вполне прав здесь и гражданин. Вы знаете, что в поэзии Пушкина красота природы и прелесть любимой не противостояли свободолюбию, напротив, были взаимосвязаны и неразделимы в его художественном мире. И поэт, изображенный Некрасовым, всем сердцем откликается на призыв гражданина не потому, что осуждает свои прежние идеалы. Мы чувствуем, что он жаждет возрождения своих духовных сил. Слова собеседника коснулись еще не заглохших струн его души, ирония и безразличие исчезают, их сменяет беспощадный самоанализ. Меняется и строй речи поэта, появляются совсем иные слова: «долг священный человека», «рок суровый», «песен дар необычайный». Это уже голос истинного поэта - вечно ищущего, требовательного прежде всего к себе. Что будет с ним дальше? В стихотворении нет ответа на этот вопрос. Но можно верить, что «песен дар необычайный» вернется к нему.

Любовь в стихах Некрасова светла и трагична. Сфера любви не замкнута, жизнь вторгается в нее со всеми своими горестями, противоречиями, обидами.

И всегда в его стихах сострадание и раскаяние сильнее обиды.

Общее свойство некрасовской поэзии - единство истинного и социального - ясно проступает и в его стихах о любви.

Счастье, свобода, доверие, нежность - все это взаимосвязано в стихах.

Такое направление в русской лирике впервые предложил Пушкин, осмелившийся соединить в поэтическом образе столь разные чувства, как любовь к свободе и любовь к женщине:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

(«К Чаадаеву», 1818 г.)

Некрасов, идя по этому пути, открывает новые связи мира человеческой души с бесконечным миром действительности.

С такою же силой, как и Пушкин, заставляющей вспомнить о гражданской лирике декабристов, говорит Некрасов о героях 60-х годов. Стихотворение, посвященное Чернышевскому, было названо «Пророк». Уже само название пробуждало представление о вожде, наставнике, мыслителе, чей взгляд пронизал завесу времени; оно напоминало о стихотворениях с тем же названием, написанных Пушкиным (1826г.). Оно было написано в 1874 г., когда Чернышевский томился в Вилюйской тюрьме. Высокий слог, торжественный тон, образы, древних народных сказаний, символизирующие извечные нравственные идеалы, - все это сближает стихотворение Некрасова с вольнолюбивой лирикой 20-40-х годов.

В «Пророке» сталкиваются разные жизненные позиции. Поэт спорит с мнением чуждым ему, словно обращаясь к кому-т: «Не говори: «Забыл он осторожность!..», и прославляет того, кто, «служа добру», сознательно приносит себя в жертву.

Его еще покамест не распяли,

Но час придет - он будет на кресте;

Его послал Бог Гнева и Печали

Царям земли напомнить о Христе.

Духовный облик лучших людей России 60-70-х годов XIX века отразился в стихотворении «Элегия» (1874 г.), которое поэт назвал «самым задушевным и любимым» из последних своих стихов. Поэт выступает в этом стихотворении, как страстный защитник и выразитель народных интересов.

В элегии обычно передаются размышления о жизни, о людях, часто окрашенные печалью, горечью.

Были в русской лирике и элегии, где философские раздумья сочетались с пламенным вольнолюбием. Пример тому - пушкинская «Деревня». Некрасов хочет напомнить читателям о пушкинской традиции. В свою элегию он включает строки:

…увы, пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Эти строки сразу приводят на память пушкинские:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Некрасов подчеркивает тем самым прочность освободительных традиций поэзии, придает этим традициям всемирное значение: поэт говорит о народах, которые «влачатся в нищете»…

О пушкинской «Деревни» в некрасовской элегии напоминает и размер (шестистопный ямб) и пейзаж:

…сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят… (Пушкин)

…по нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме. (Некрасов)

Некрасов верен самому духу пушкинской элегии, где отвергается возможность душевного покоя «на лоне счастья и забвенья» для каждого, кому невыносимо зрелище народного рабства.

Некрасов обращается к молодым силам, к надежде своей страны с призывом не обольщаться модными теориями, пытающимися увести поэзию и читателя от общественных тревог и битв:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте юноши! Не стареет она.

Традиционность некрасовской элегии с особой контрастностью оттеняет приметы нового этапа русской жизни и русской поэзии.

Пушкин мечтал увидеть народ «угнетенный и рабство, падшее по манию царя». Тогда, в 1818 году, такая мечта множеству лучших людей Росси казалась осуществимой, казалась залогом «просвещенной свободы» отечества.

Некрасову довелось своими глазами увидеть «царскую милость»; он пишет об этом через полвека после того, как самодержавие расправилось с дворянами, стремившимися к освобождению крестьян. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - вот главный вопрос некрасовской элегии. Поэт обращается к юным гражданам своей страны с надеждой, что голос его дойдет когда-нибудь и до самого народа. Пока народ безмолвствует (подобно народу в пушкинском «Борисе Годунове»), он «не внемлет», «не дает ответа». Но поэт зовет «идти вперед» и свято верить в неизбежность победы:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин.

Но каждый бой иди. А бой решит судьба…

И в заключении о поэте вспомним стихотворение «Газетная». В стихотворении «Газетная», отвечая тем, кто упрекал его в чрезмерном внимании к «нашим немощам», поэт говорит:

Не заказано ветру свободному

Петь тоскливые песни в полях,

Не заказано волку голодному

Заунывные стоны в лесах;

Спокон веку дождем разливается

Над родной страной небеса,

Гнутся, стонут, под бурей ломаются

Спокон веку родные леса.

Спокон веку работа народная

Под унылую песню кипит,

Вторит ей наша муза свободная,

Вторит ей - или честно молчит.

Здесь речь идет об одной из примечательных особенностей русской поэзии: именно внутренняя свобода побуждала поэтов вслушиваться в родные напевы, проникаться настроениями родной земли. Некрасов, несомненно, помнил, что писал об этой традиции Пушкин:

Фигурно иль буквально: всей семьей,

От ямщика до первого поэта,

Мы все поем уныло. Грустный вой -

Песнь русская. Известная примета!

Начав за здравие, за упокой

Сведем как раз. Печалию согрета

Гармония и наших муз и дев.

Но нравится их жалобный напев.

«Домик в Коломне».

Эта черта, подмеченная Пушкиным, становится доминирующей в лирике Некрасова. Но печаль в ней сочетается с гневными интонациями, его муза - «муза мести и печали».

некрасов поэзия творчество

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. "Проза любви" в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

    реферат , добавлен 25.09.2013

    Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы "Дедушка Мазай и зайцы".

    контрольная работа , добавлен 16.02.2011

    Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности "Поэт и гражданин" и "Элегия".

    сочинение , добавлен 16.12.2002

    Новаторство и традиции русской поэзии начала ХХ века, основательная трансформация традиционных жанров оды, романса, элегии и развитие нетрадиционных жанров: фрагмент, миниатюра, лирическая новелла. Особенности творчества Есенина, Блока, Маяковского.

    презентация , добавлен 15.09.2014

    Чуковский как один из лучших отечественных исследователей творчества Некрасова. Присуждение за книгу Ленинской премии. Чуковский о влиянии на Некрасова Пушкина и Гоголя. Своеобразное описание "приемов" Некрасова и критический анализ его творчества.

    реферат , добавлен 10.01.2010

    Обличительный приговор самодержавию, любовь к народу, светлая вера в прекрасное будущее Родины в поэзии Н.А. Некрасова. Лирический герой, стилистика, эмоционально-ритмический строй, фольклорные традиции, приемы народной поэтики в произведениях поэта.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2011

    Общие теоретические основы поэзии Плеяды. Реформа Плеяды в области поэтических жанров. Сонет в поэзии Плеяды. Ода в поэзии Плеяды. В своем творчестве поэты Плеяды достигли одной из высочайших вершин поэтического мастерства.

    реферат , добавлен 12.10.2004

    Образ города на Неве в стихах поэтов разных времен. Интерес к Петербургу как эстетическому явлению. Противопоставление друг другу мира провинции и города в творчестве Некрасова. Петербургская тема в поэзии А Блока. Поэмы О. Берггольц, посвященные блокаде.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Традиции поэтов русской классической школы XIX века в поэзии Анны Ахматовой. Сравнение с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, с прозой Достоевского, Гоголя и Толстого. Тема Петербурга, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов на протяжении всего своего пути постоянно обращался к теме поэта и поэзии.

Уже в 40-е годы, касаясь этих мотивов, поэт склонен сопоставлять свою Музу с простой женщиной из народа (“Вчерашний день часу в шестом…”1848). Этим самым Некрасов подчёркивает напрасность своего творчества осознанную или уже в ту раннюю пору и одновременно показывал трудности, с которыми он столкнулся в начале творческого пути, борясь с цензурой и журналистскими преследованиями. Муза его, словно молодая крестьянка бичом исполосованная, кнутом исчерчена. Через 4 года в стихотворении “Муза ”1852г. поэт развивает эти уподобления и оценки. Но муза поэта не только уподоблена сельской труженицы, но и названа “ печальной спутницей, печальных бедняков”.

Некрасов создаёт и своё размышление о творце “Блажен незлобливый поэт…”1852г. Созданное в пору “мрачного семилетия” оно посвящено памяти только что умершего Н. В. Гоголя. В стихотворении резко противопоставлены два типа поэта: “незлобливый художник слова” и “обличитель толпы”. Прославляя “обличителя толпы” Некрасов во второй части стихотворения использует пушкинскую образность, когда образ творца впервые обретает черты пророка которого “преследуют хулы ”, но который твёрдо проходит свой тернистый путь. Миссия пророчества здесь чётко обозначена.

Размышляя о художнике, творце, Некрасов создаёт прославленное стихотворение “поэт и грпжданин”1856,в котором образу поэта придал собственные черты. Обобщённостью отличается фигура гражданина, требующая от поэта отклика на жизненные конфликты, активного изучения народа, защиты обездоленных. Стихи “поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к декабристской поэзии в частности к формуле Рылеева: ”я не поэт, я гражданин”. Сам Некрасов предавал большое значение этой политике декларации.

Откликаясь на споры о роли поэта в обществе, которые вились в журналистики, 1870-х годов Некрасов создаёт стихотворения поэту (“Поэту” памяти Шиллера 1874г.). Проблематика этого стихотворения отличается от предшествующих стихов о поэте: автор не касается здесь темы страдания и мук не связывает художника с судьбой русского крестьянства он создаёт идеальный, объективный образ поэта каковым для автора является Шиллер. Для Некрасова жизнь, мысли, творчество, великого немецкого поэта прекрасны, прежде всего, потому, что в них он видит проявления личности художника, судьи, который руководствуется высший принципиальности и красоты. В верном служении свободе он равен и верен Богу. Поэт нужен веку и людям служит им, а не замыкается в оторванном от жизни искусстве.

Но самым глубоким и выразительным драматическим стихотворением на тему поэта и поэзии становится в 70-е годы стихотворения “Элегия” 1874г. Это искренне душевная исповедь итог, подводимый в конце пути. Осмысливается характер пореформенных лет. Некрасов приходит к не утешительному выводу, что старая тема страданий народа не утратила своей злободневности: ”О, если бы её состарить годы! Процвёл бы божий мир…”. Доля народа, участь крестьян по-прежнему остаются тягостными и невыносимыми.

Многими своими мотивами стихотворения связанно с пушкинскими традициями. Когда в первой строфе поэт пишет о народах, которые “влачатся в нищете, покорствуя бичам, как тощие стада по выжженным лугам”. Он перекликается с “деревней” Пушкина: “склонясь на чуждый луг, покорствуя бичам здесь рабство тощее влачится по браздам…”. Размышляя о народе и о мире призванный оплакивать его бедствие, и трагический рок рождает проникновенную строфу о поэте и поэзии. Она является самым важным и глубоким некрасовским самовыражением: ”Я лиру посвятил народу своему, быть может, я умру не ведомый ему, но я ему служил – и сердцем я спокоен… ”. В этом пот видит роль и назначение поэзии вообще.
Подводя окончательно итоги своего пути, Некрасов возвышается к мотиву ранних произведений, он вновь утверждает родственность своей поэзии простому люду. Пришедшая к гробу Муза – “сестрица народа и моя” восклицает Некрасов. (“Угомонись, моя Муза, задорная”, ”О, Муза, я у двери гроба… ”)


Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…».


Вчерашний день, часу в шестом, Зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Конкретность: поэт точно называет время и место, где совершилось событие, врезавшееся в его память. Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, не содержащего ничего поэтического. Все прозаично и обычно. Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией.


Муза Н.А.Некрасова Общность Музы и «крестьянки молодой» подчеркнута: стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» - «сестра твоя родная») драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций Муза в традиционном понимании этого слова: утонченная дама, вдохновлявшая поэтов Простая крестьянская девушка, униженная и поруганная =


В более позднем стихотворении «Муза» (1854) поэт освещает традиционную тему отношений поэта с Музой, которые складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни, иногда побуждала мстить. Подчас же, смиряясь, «шептала надо мной: «Прощай врагам своим!» Вот тогда-то, по откровенному слову поэта, «нелюбимая» муза - потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух гармоничными звуками музу трудно любить - все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее «суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой». Но поединок поэта с музой не привел к разрыву - в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз».


Для Некрасова Муза – это не только вдохновитель на создание прекрасного, сложное общение с которым приводит к противоборству двух сил, прочный и кровный союз которых держится на неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них, но и женщина, сильная духом, способная перенести многие невзгоды своей судьбы, которая никогда не сломится и не преклонит колени перед своими угнетателями.

Всякий литературный деятель, будь то поэт или писатель, связан с классическими традициями прежних лет, всякий в той или иной степени испытывал влияние общепризнанных гениев. В этом плане примечательна лирика Некрасова. Начинал он, как и многие, с подражаний, в его практике можно встретить все: от пьес до фельетонов (пристрастие к последним, кстати, переросло ступень литературного эксперимента, Некрасов сочинял их даже в зрелые годы).

Первые шаги, достойные оценки, в литературе Некрасов делал в то время, когда память о Пушкине была еще очень свежа, таким образом, неизбежным оказалось сравнение его с великим предшественником. Здесь мнения высказывались неоднозначные, но категоричные. Одни считали, что Некрасов пошел своим путем, в большой степени опираясь, тем не менеее, на достижения Пушкина. Этих людей оказалось значительно меньше, нежели тех, кто был уверен в следующем: творчество одного диаметрально противоположно творчеству другого; если кто-то любит Пушкина, то Некрасова он должен чуть ли не ненавидеть; к тому же эти критики утверждали, что Некрасов неуважительно относился к Пушкину (а то и вовсе презирал). Последняя группа руководствовалась, вероятно, тем соображением, что внешне их поэзия сильно отличается; кроме того, это был период, когда достижения Пушкина пытались опустить или ограничить, утверждая, что тот был приверженцем "чистого искусства". Многие также заявляли, что благодаря Некрасову Пушкин прослыл бездарностью. На самом деле существует множеств доказательств того, что Некрасов был страстным его почитателем: в печати часто появлялись пасквили на Пушкина, но его ученик (каковым он себя считал) гневно опровергал их; по его словам, он еще с детства выучил наизусть тысячи пушкинских строк. Вероятно, это одна из причин, по которой многие стихотворения Некрасова имеют значительное сходство со стихотворениями Пушкина. Самый известный пример, так сказать, хрестоматийный, – "Элегия" (1874 г.) и "Деревня" (1819 г.).


…пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам…

Это строки из некрасовского стихотворения. А вот – соответствующий отрывок из "Деревни":

…покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Следует сразу заметить, что Некрасов ни в коем случае не "списывал" фразы или темы у Пушкина. Думается, такое "заимствование" происходило по следующей причине: Некрасов писал об одной конкретной проблеме, в данном случае – о положении крестьян. Стихотворение было написано в 1874 г., т.е. уже после отмены крепостного права. Но поэт замечает, что жизнь крестьян не улучшилась по сравнению с дореформенным периодом. О том времени уже все сказано, и незачем повторятся, Некрасов просто берет емкую фразу (слово) и помещает в свое произведение, так что у читателя возникает мысленная аналогия с пушкинскими (или чьими-либо другими) строками.

Поэзия Некрасова неординарна не только потому, что в ней часто встречаются "заимствования" из иных авторов. Поэта мало занимала "эстетичность" слога, стиля; скорее, наоборот, он стремился максимально упростить, "опрозить" (по выражению К. Чуковского) поэзию. В то же время Некрасов придерживается несколько архаичных традиций, восходящих к Державину (схожий стиль – у Тютчева). Таким образом, некрасовский стих обладает определенной пышностью, что, впрочем, удачно сочетается со многочисленными прозаизмами. То есть поэт, несомненно, многое почерпнул из творчества своих предшественников, но и привнес нечто совершенно новое. Этот факт можно доказать, рассмотрев связь между поэзией Некрасова и произведениями любого из его учителей. Нельзя отрицать, например, присутствия в "Евгении Онегине" подобных "неожиданных" вставок – прозаизмов, но особенного размаха в их употреблении, думается, достиг лишь Некрасов.

Изображение "прозы жизни", со всеми ее страстями, грубостью, – прерогатива писателей "натуральной школы". Некрасов не просто принадлежал к их числу, но и активно пропагандировал это направление. Он даже выпустил в свет два издания, полностью принадлежавших произведениям этой школы; кроме того, он считал своей обязанностью продолжить дело Гоголя, начатое им "срывание масок". "Но продолжать – не значит копировать. Поэзия Некрасова есть новый этап гоголевского направления, этап, на котором обличение общественных зол сочетается с боевыми призывами к активному уничтожению их" (К. Чуковский). Действительно, творчество Гоголя было направлено больше на обличение; и сам он, поддавшись влиянию направленных против него сил, стал утверждать, что в "Мертвых душах" (где, по выражению Белинского, звучит "горький упрек современной Руси", "крик ужаса и стыда") ни в коем случае не стоит слышать упрека. Таким образом, Некрасову приходилось противостоять уже самому Гоголю. Тем не менее, отправной точкой развития Некрасова как натуралиста послужило именно творчество Гоголя, и, "борясь" с ним, поэт совершенствовал свое искусство.

Некрасов – поэт народный. Не всякий поэт или писатель, претендующий на народность, действительно ее заслуживает. Но Некрасову в самом деле удалось воспроизвести в своих произведениях самый дух русского народа. В них сочетаются скорбь и ирония, городской или деревенский пейзаж, в описании которого поэт не стыдится самых безобразных картин унижения, пьянства, разврата, и трагические, но в некоторой степени благородные характеры. Некрасов часто сгущает краски, но это – не недостаток. Он, можно сказать, учился этому с самого раннего периода своего творчества (в его первых, подражательных, стихотворениях можно встретить даже угрюмые, мрачные лермонтовские мотивы). Как уже говорилось, быть учеником классиков – вовсе не значит копировать их творчество. Некрасов оттолкнулся от их идей и принципов и пошел своим путем, что и позволило его произведениям приобрести бесспорную самобытность.