Рейтинг школьного образования по странам. Рейтинг по отдельным направлениям

До начала промышленной революции формальное образование и достижения в области технологий для основной массы людей значения не имели. Однако ускорение научно-технического прогресса заставило пересмотреть отношение общества к знаниям и к образованию. Приспособиться в современном мире, где ежегодно появляются новые разработки и технологии, стало возможным только с помощью образованности и интеллекта. Именно поэтому очень важно иметь представление о рейтинге стран по уровню образования, чтобы знать, в каких государствах обучение специалистов проводится на высшем уровне.

Что такое индекс уровня образования в странах мира?

Более ста лет назад мир серьёзно задумался о всеобщем доступе к школьному образованию. Нужно отметить, что за последние несколько десятков лет в этом направлении достигнуты существенные успехи. Однако в эпоху, когда технологические инновации стремительно опережают уровень образования, требуется не только удвоение усилий, но перестройка всего учебного процесса под изменчивый нестабильный мир.

Современным миром в силах управлять только образованные люди

Организация Объединённых Наций периодически предоставляет обществу так называемый Индекс развития человеческого потенциала . Публикация этого документа содержит три ключевых индекса.

  1. Индекс продолжительности жизни (Life Expectancy Index).
  2. Индекс уровня образования (Education Index).
  3. Индекс уровня доходов (Income index).

Как высчитывается EI и на что влияет?

Индекс уровня образования высчитывается на основе двух главных показателей. Первый - ожидаемая продолжительность обучения. Второй - средняя продолжительность обучения.

Ожидаемая продолжительность обучения - это некоторое количество времени, нужное человеку для получения конкретного уровня образования. Средняя продолжительность обучения берётся из среднестатистического показателя населения с законченным образованием. Обычно этот показатель составляет 25 лет и выше.

Индекс уровня образования (Education Index) – это ключевой показатель благосостояния общества всего мира. Это очевидно, так как параметр определяет, на каком уровне находится развитие той или иной страны. В первую очередь имеется в виду развитие экономическое, технологическое, промышленное, оказывающее прямое влияние на качество жизни.

Уровень грамотности взрослого населения, а также совокупная доля учащихся граждан отображается индексом образования . По уровню грамотности вычисляется общий процент людей, владеющих навыками чтения и письма. Совокупная доля учащихся позволяет определить процент людей, получающих воспитание или образование на всех уровнях.

Рейтинг стран по уровню образования в 2015 году

Индекс уровня образования стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Считается, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше.

  • Австралию (0,927),
  • Новую Зеландию (0,917),
  • Норвегию (0,910),
  • Нидерланды (0,894),
  • США (0,890),
  • Ирландию (0,887),
  • Германию (0,884),
  • Литву (0,877),
  • Данию (0,873),
  • Чехию (0,866).

Страны с наиболее низким уровнем образования:

  • Нигер (0,198),
  • Буркина-Фасо (0,250),
  • Чад (0,256),
  • Гвинея (0,294),
  • Пакистан (0,302),
  • Сьерра-Леоне (0,305),
  • Мали (0,305),
  • Судан (0,306),
  • Центральная Африка (0,318),
  • Йемен (0,339).
  • Соединённые Штаты Америки,
  • Швейцарию,
  • Данию,
  • Финляндию,
  • Швецию,
  • Канаду,
  • Нидерланды,
  • Великобританию,
  • Сингапур,
  • Австралию.

Главные критерии университетского рейтинга «Universitas21», в целом охватывающего 50 стран мира, - это результативность и эффективность образования. Если сравнить эти показатели с теми, что отмечались 2 года назад, некоторое падение уровня образования показали Украина и Сербия, Испания и Греция, Болгария и Турция.

Существует рейтинг индекса образования стран, в котором учитываются 4 параметра - ресурсы, экология, коммуникации, ВВП на душу населения . Вычисления, правда, носят ориентировочный характер. Так вот по этому рейтингу от «Universitas21» ТОП-10 стран выстраивается следующим образом:

  • Сербия,
  • Великобритания,
  • Дания,
  • Швеция,
  • Финляндия,
  • Португалия,
  • Канада,
  • Швейцария,
  • Новая Зеландия,
  • Южная Африка.

Как видно из этого рейтинга, несколько стран с низким экономическим развитием заметно подтянулись по индексу образования населения. К примеру, Южная Африка, занимающая 10 позицию, Китай на 16 позиции, Индия на 18 позиции, а Сербия и вовсе оказалась на 1 месте.

Рейтинг по отдельным направлениям

Среднее образование

Если рассматривать только область среднего образования, здесь лидирующие позиции занимают:

  • Великобритания,
  • Финляндия,
  • Швейцария,
  • Канада,
  • Нидерланды.

Среднее образование высокого уровня получают британцы

Среднее образование Великобритании действительно отличается высоким качеством . Выпускники британских школ имеют неограниченные возможности для продолжения учёбы в любых вузах мира.

Финляндия - серебряный призёр. Среднее образование в этой стране, образовательная система в целом построены на принципах школы СССР. Умелое совмещение теории и практики, высокая квалификация преподавательского состава дали свой результат - среднее образование Финляндии на второй позиции мирового рейтинга.

Швейцарское среднее образование - это беспроигрышная подготовка к более высоким достижениям . Обладателям швейцарского аттестата о среднем образовании можно не переживать. Дорога в престижные учебные заведения по всему миру открыта.

Школы Канады отличает своеобразная черта: здесь качество образования практически однородно для любого учреждения . Нет таких резких разбросов, как, например, это наблюдается в системе среднего образования США. Поэтому выпускники любой канадской средней школы имеют высокие шансы на поступление в университеты.

Нидерландское среднее образование по качественным показателям ничем не уступает британскому . При этом стоимость учёбы в нидерландских школах в два раза меньше, чем в британских. Аттестат о среднем образовании нидерландского образца котируется во всём мире.

Высшее образование (бакалавриат)

Рейтинг системы высшего образования возглавляют 5 наиболее благополучных стран мира . Там, где есть ресурсы на образование, где реально нуждаются в специалистах высокого класса, денег на учёбу не жалеют. Поэтому вновь первая строчка остаётся за Великобританией. Далее по убыванию - Германия, США, Австралия, Швеция.

Британским университетам не требуется лишняя реклама. Учебные заведения с долгой историей, высокими показателями образования всегда претендуют на первые роли. Ценность британского диплома сомнений не вызывает.

Германия готова предоставить гражданам бесплатное высшее образование и это, пожалуй, один из важных моментов, который выводит страну на вторую позицию рейтинга . Многообразие образовательных программ и признаваемые во всём мире дипломы.

Вузы США предлагают гибкий подход к системе обучения . Студентам предлагается богатый выбор образовательных программ. Есть множество университетов, где практикуется дистанционное образование.

В вузах США очень гибкий подход к обучению

Австралийские институты - это целая сеть учреждений высшего образования, где есть все возможности получить степень бакалавра. Австралия привлекает иностранных студентов высоким качеством учёбы и перспективой хорошей карьеры.

Шведская система бакалавриата предлагает множество программ обучения . Преподавание ведётся на английском языке. Швеция славится прекрасно оборудованными университетскими аудиториями. В стране работает много исследовательских центров.

Магистратура

Германия стабильно удерживает первые позиции в рейтинге стран, где будущим магистрам обеспечены лучшие условия обучения. Этому есть масса причин, начиная от возможности бесплатной учёбы и заканчивая достойными стипендиями.

Студенты первой российско-германской магистратуры после лекции Гунтрама Кайзера

Австрия ненамного отстала от соседней Германии. Здесь также предлагается достойное образование за приемлемые деньги. Не исключается возможность бесплатной учёбы. Условия обучения позволяют совмещать учёбу и работу.

Магистратура США - хорошая база для получения образования в самых разных областях. Набор образовательных программ впечатляет. Вместе с тем американский вариант привлекателен интересными перспективами трудоустройства после обучения.

По рейтингу магистратуры Великобритания несколько уступает другим странам . Однако положение на четвёртой позиции не снижает значимости британского диплома. Напротив, совместно с британской стажировкой диплом магистра приобретает ещё более высокий статус.

Пятое место мирового рейтинга магистратуры занимает Франция. Высшее образование здесь можно получить при условии небольших расходов. К тому же для студентов не исключается вариант обеспечения стипендией. Хорошие условия для исследовательской деятельности и обширный выбор специализаций.

MBA (Магистр делового администрирования)

Собственно, родина MBA - это США, а потому вполне естественно, что именно Штаты и занимают первое место. На территории США функционирует множество школ бизнеса, где студентов обеспечивают качественным образованием в области делового администрирования.

Китайская школа MBA уже составляет конкуренцию США

Следом за американцами спешит завладеть студенческим рынком Великобритания . Вторая позиция в рейтинге подтверждает способность британской высшей школы бизнеса конкурировать на равных в этой сфере. Хорошие школы, профессиональная подготовка, опытные учителя.

Третье место в области образования MBA уверенно держит Австралия . Страна также готова предложить большое количество бизнес-школ разного уровня. Образование здесь отлично сочетается с доступной практической базой. Открыты возможности для трудоустройства.

Основам европейского бизнеса учат высшие школы Франции. Не просто так французское высшее образование в области MBA занимает четвёртое место рейтинга. Здесь хороший выбор престижных школ бизнеса, каждая из которых обучает в полном соответствии с европейскими стандартами.

Наконец, Канада - пятая позиция рейтинга и все необходимые навыки администрирования бизнеса после окончания учёбы в любом из вузов. Канадское образование обходится дешевле, чем в США и даже в Европе. В Канаде после учёбы проще закрепиться - остаться работать по специальности.

Аспирантура

Первыми в образовательной сфере для аспирантов оказались Соединённые Штаты . Америка предоставляет множество университетов, массу исследовательских программ, хорошо оснащённые лаборатории. Для аспирантов в США присутствует важный фактор - поддержка со стороны крупного бизнеса в виде грантов и стипендий.

Фундаментальным подходом и контактами с видными учёными привлекает Германия. Третье место рейтинга по причине выраженной финансовой поддержки проектов в области технических и естественных наук.

Пятое место отошло Великобритании. Этого вполне достаточно, чтобы лишний раз подтвердить высокий уровень научной базы, степень квалификации преподавательского состава.

Направление обучения

Достаточно трудно выделить конкретную страну, чтобы поместить её в рейтинг с учётом направления обучения. Большинство стран из ТОП-списка обеспечивают выбор практически по всем направлениям. Официального рейтинга по направлениям обучения не существует. Есть некие рекомендации со стороны университетского бомонда. На основе этих рекомендаций и создаются рейтинги.

Таблица рейтинга стран по отдельным направлениям высшего образования

Рейтинг по стоимости образования

Некоторые европейские страны готовы обучать иностранцев и своих граждан если не бесплатно, то за цену чисто символическую . Например, обучение в Германии обойдётся среднестатистическому студенту примерно в €500 за год. Однако если студент-иностранец, дополнительно на проживание в стране обучения придётся потратить более внушительную сумму. Но даже при таком раскладе немецкое образование обещает студентам расходы в 10 раз меньше, чем в Австралии.

Рейтинг стран мира по стоимости обучения (таблица)

Реально бесплатными для обучения на сегодняшний день остаются только две страны: Финляндия и Аргентина.

Таблица: сравнение образования в России и за рубежом

Российское образование

Зарубежное образование

Основной упор делается на изучение теоретической части

Акцент делается на получении навыков в практической области

Объёмный подход к обучению, когда изучается много «лишних» предметов

Профильный подход к обучению с дополнением смежных предметов

Доступность высшего образования

В большинстве стран высшее образование дорогостоящее

Низкий уровень инфраструктуры и комфорта студентов

Хорошие условия для учёбы, инфраструктура на высоком уровне

Зачисление абитуриентов по результатам ЕГЭ

Зачисление абитуриентов по результатам теста/экзамена или на основании среднего балла аттестата

Таблица: сравнение систем образования в разных странах

Страны Положительные стороны Отрицательные стороны
Австралия, США, Канада, Новая Зеландия
  1. Рассчитаны на значительный процент населения.
  2. Ассоциированы с банковским кредитованием обучения.
  3. Предоставляются возможности трудоустройства для студентов.
  • индивидуальный, либеральный, свободный подход для универси­тетской деятельности;
  • массовое привлечение иностранных студентов. Высокий процент экспорта услуг;
  • образование с учётом местных особен­ностей и потребностей;
  • внимание к на­учно-исследовательским и прикладным знаниям одинаковое;
  • приветствуется специальная подготовка в сочетании с практикой;
  • на­учные исследования на высоком уровне;
  • широко развито дистанционное об­разование;
  • количество научно-технических специалистов, магистров, докторов наук внушительное;
  • финанси­рование образования по большей части государственное.
Высокая стоимость обучения в большинстве зарубежных стран.
  • планирование набора студентов в масштабе государства не проводится;
  • система образования дезинтегрирована. Отсутствуют строгие федеральные стандарты под учебные заведения. Источники фи­нансирования общего назначения;
  • функциональ­ная грамотность школь­ников на низком уровне;
  • частных вузов значительно больше государственных;
  • под­держка государства наблюдается только в университетах с исследовательским уклоном;
  • ощущается дефицит научных, инженерных, педагогических рабочих кадров.
Япония, Китай, Южная Корея
  • вступительные экзамены и тесты отличаются высоким уровнем сложности. Высокий уровень грамотности школьников;
  • иностранцам предлагаются краткосрочные образовательные курсы;
  • хорошие перспективы трудоустройства.

само­стоятельность вузов ограничена;

многофункциональность учебных заведений на низком уровне;

много частных вузов. Доля финансирования государства очень мала;

технических специалистов готовят мало. Большая часть - гуманитарии;

процент аспирантов небольшой. Уровень научных исследований низок;

общеобразо­вательные дисциплины в приоритете. Недостаток преподавателей-практиков;

присутствует иерархия ву­зов. Отмечается наличие бю­рократии;

в периоды обучения для студентов нет никаких мотиваций.

Страны Европы
  • система образования отличается гибкостью, многообразием обучающих программ. Есть масса вечерних вузов. Работают центры обучения взрослого населения. Функционирует система заочного обучения. Магистратуры предлагают большой выбор направлений;
  • много вузов государственного подчинения;
  • преподавательский состав - госслужащие. Система образования регулируется государством;
  • поддерживается принцип «академической свободы»;
  • в некоторых странах образование бесплатное. Много программ финансирования для студентов;
  • учёба ориентирована на потребности рынка. Практикуются стажировки. Преобладают техниче­ские специальности и прикладные;
  • на­учные исследования проводятся на высоком уровне.
  • отсутствие вступи­тельных испытаний в некоторых странах;
  • отсутствие или незначительное число мест производственной прак­тики во время обучения в некоторых отдельных странах;
  • студенты гуманитарных спе­циальностей имеют сложности с кредитованием учёбы;
  • нет единых требований по качественным показателям обучения;
  • процесс обучения может затянуться на долгие годы. В некоторых странах университеты перегружены студентами;
  • в большинстве стран система образования децентрализована;
  • сложное определение соответствий дипломов. Деление учебного года на циклы часто не согласовано.

Список стран по уровню грамотности населения на 2015 год

Информация к размышлению - большинство стран, где продвинутая система образования, последние 10 лет не предоставляют информацию в организацию ЮНЕСКО относительно уровня грамотности собственного населения.

Страны мира

Мужчины, %

Женщины, %

Афганистан

Аргентина

Азербайджан

Австралия (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,2 (нет данных на 2015)

Бангладеш

Беларусь

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Болгария

Буркина-Фасо

Кабо-Верде

Камбоджа

Канада (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Центрально-Африканская Республика

Колумбия

Коморские острова

Коста-Рика

Кот-д’Ивуар

Хорватия

Чешская Республика (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Дания (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Джибути (2009)

73,0 (нет данных на 2015)

73,0 (нет данных на 2015)

Доминика (2009)

88,0 (нет данных на 2015)

88,0 (нет данных на 2015)

Доминиканская Республика

Сальвадор

Экваториальная Гвинея

Фиджи (2009)

94,4 (нет данных на 2015)

94,4 (нет данных на 2015)

Финляндия

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Германия (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Гренада (2009)

96,0 (нет данных на 2015)

96,0 (нет данных на 2015)

Гватемала

Гвинея-Бисау

Гондурас

Исландия (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Индонезия

Ирландия

(нет данных на 2015)

(нет данных на 2015)

Израиль (2011)

97,8 (нет данных на 2015)

97,8 (нет данных на 2015)

Япония (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Казахстан

Корея (КНДР)

Республика Корея (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Кыргызстан

Люксембург (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Македония

Мадагаскар

Малайзия

Мальдивские о-ва

Мавритания

Маврикий

Монголия

Черногория

Мозамбик

Нидерланды (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Новая Зеландия (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Никарагуа

Норвегия (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Пакистан

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Филиппины

Португалия

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Сейшельские острова

Сьерра-Леоне

Сингапур

Словакия

Словения

Соломоновы Острова

Южная Африка

Южный Судан

Шри-Ланка

Свазиленд

Швеция (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Швейцария (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Таджикистан

Танзания

Тимор-Лешти

Тринидад и Тобаго

Туркменистан

Объединённые Арабские Эмираты

Великобритания (2009)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

99,0 (нет данных на 2015)

Узбекистан

Венесуэла

Зимбабве

Лучшие страны для учебной эмиграции

По результатам многочисленных опросов, проведённых в течение последних 5 лет, список лучших стран для учебной эмиграции сильно не изменился. Северная Америка, Европа, Юго-восточная Азия ждут будущих бакалавров и магистров, аспирантов и докторов.

  1. Великобритания.
  2. Канада.
  3. Германия.
  4. Франция.
  5. Австралия.
  6. Швеция.
  7. Япония.

Что даёт знакомство с рейтингами потенциальному студенту? Безусловно, информацию, которая поможет сделать правильный выбор страны обучения и конкретного места, где предстоит получать знания. Сведения рейтингов помогут точнее определиться в плане личных возможностей и выбрать подходящую систему образования. Наконец, даже вопрос цены обучения решается проще благодаря рейтингам.

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.

Зачем составляются?

Составители, заказчики рейтингов преследуют бизнес-цели. Им нужно продавать услуги высших учебных заведений, повысить посещаемость собственных веб-ресурсов. Кроме того, высокие позиции по публикуемым показателям – это престиж не только самих университетов, но и стран, в которых они находятся, позволяет привлекать и человеческий капитал, и инвестиции.

Вслед за этим в строке экспорта такой страны увеличивается доля образовательных услуг. Это важный фактор, чем лучше развит экспорт услуг в стране, тем сильнее экономика. Например, в США на долю услуг приходится 78% от ВВП, на промышленность – 21 %, и всего 1 % – на сельское хозяйство. То есть, из 18,5 трлн долларов ВВП, 14,5 трлн приходится на услуги. ВВП Великобритании – пятый по счету в мировом рейтинге. Страна захватила 10% мирового рынка услуг, что делает ее экономически сильной и устойчивой. Лидирующие позиции на мировом рынке услуг – залог мощного экономического роста.

Некоторые данные

Часть этого рынка – образование. Ежегодно свыше 4 млн студентов обучаются за рубежом.

Они выбирают университеты, исходя из рейтингов, первые места в которых занимают США и Европейские страны. Поэтому на США приходится около 20% всех иностранных студентов – это около 800 тыс. человек. На Великобританию – чуть больше 11% или около 450 тыс. человек.

Российским университетам удается привлечь 5% зарубежных студентов, уступая Австралии (7,5-8%), Франции (7,5-8%) и Германии (6-7%). Здесь отечественные ВУЗы опережают КНР (менее 2%), Южную Корею (около 1,5%), Малайзию и Сингапур (каждая привлекают по 1,2%).

Из общего количества студентов треть приходится на следующие страны:

  1. Китай – чуть более 15%;
  2. Индия – около 6%;
  3. Южная Корея – 3,5-3,7%;
  4. Германия – 2,6-2,8%.

Наибольшим спросом у студентов, исходя из распределения общего количества учащихся, пользуются направления:

  1. Бизнес – 22-23%;
  2. Инженерное дело – 14-15%;
  3. Гуманитарные науки – 14-15%;
  4. Право, социология – 12-13%.

Борьба университетов за первые места в мировых рейтингах – это метод повышения экономического роста страны.

Какие рейтинги?

Существует разные показатели, основанные на различных системах оценивания. Некоторые из них представлены в таблице ниже:

ТОП-5 по разным системам оценивания

ТОП-5

Место России

Уровень образования

Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия, Германия

Лучшие университеты мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION

Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский Технологический институт, Стэнфордский Университет, Массачусетский Технологический институт

194 (Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова)

Эффективность национальных систем образования

США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция

Международное исследование качества чтения и понимания текста (по результатам учащихся 4-х классов)

Гонконг, Россия, Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия

Международное исследование качества математического образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Россия (углубленное изучение), Ливан, США, Россия, Португалия,

Международное исследование качества естествонаучного образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Словения, Россия, Норвегия, Португалия, Швеция

Если российские школы достойно справляются с возложенными на них функциями, возникают вопросы к системе высшего образования. Почему, получая неплохо подготовленных студентов, отечественные ВУЗы не составляют конкуренции американским, английским, немецким университетам?

Проблема кроется в подходах оценивания и направлениях, которые берутся за основу, а именно:

  1. Образование;
  2. Наука;
  3. Интернационализация;
  4. Коммерциализация.

Отечественные специалисты объясняют неблагоприятные данные по России в зарубежных рейтинговых агентствах несовершенной системой оценивания. Объекты изучения – ВУЗы – для них представляются в качестве научно-исследовательских учреждений.

Простой пример. Один из параметров оценивания – соотношение количества обучающего персонала и студентов учреждения. На одного российского преподавателя приходится 8 учащихся. В зарубежных ВУЗах это соотношение в 2,5 раза выше – 1 к 17. Сказываются разные подходы, отечественный путь выдвигает на первое место работу в аудиториях, на Западе преимущество за самостоятельным обучением.

Кстати, за счет этого показателя России удалось подняться в рейтинге, но планируется изменение соотношения, после которого на одного отечественного преподавателя будет 12 студентов. Это понизит страну в списках, ухудшит привлекательность обучения в российских университетах для иностранцев.

Университеты вынуждены меняться под давлением требований, которые диктует новое время. Их деятельность необходимо учитывать с позиций внедренных инноваций, внесения новшеств в экономику, а также их роли в развитии регионов страны. Расширение направлений оценивания позволит избежать противоречий и составлять объективный рейтинг.

Исследовательский центр из Великобритании "The Economist Intelligence Unit" провел широкомасштабное изучение систем обучения в разных странах мира, чтобы выяснить, какая из них самая лучшая.

Топ стран по уровню школьного образования

Исследование проводилось на основании на международной оценки результатов итоговых выпускных экзаменов в течение нескольких лет.

На первом месте, согласно данным британских ученых, находится Финляндия: здесь лучшее образование в мире. И такое признание - не случайность. Уже не одно десятилетие финны претворяют в жизнь масштабные реформы в этой сфере, благодаря которым школьная система страны регулярно выходит на лидирующие позиции в интернациональных рейтингах.

На втором месте - Республика Корея, а замыкает тройку лидеров Гонконг. На четвертой и пятой позиции - Япония и Сингапур соответственно. В первой десятке также оказались: Соединенное Королевство, Швейцария, Новая Зеландия, Нидерланды и Канада.

В чем секрет финского образования?

Многие отличительные черты образовательной системы Финляндии, могут показаться неожиданными и противоречащими традиционным представлениям, однако именно благодаря им в этом государстве самое лучшее образование.

  • Финские дети начинают ходить в первый класс только когда им исполниться семь лет. В то время как, например, в США в большинстве штатов поступают в начальную школу уже в пятилетнем возрасте.
  • Школьникам практически не задают заданий на дом, у них даже нет дневников.
  • В финских школах учеников не разделяют на сильных и слабых. Формирование элитных классов и школ запрещается. Ребята с ограниченными возможностями учатся в общем потоке, вместе со своими одногодками.
  • Первые 6 лет здесь совсем не оценивают знания учеников, а первый экзамен (аналогичный нашему ЕГЭ) они сдают лишь перед окончанием учебы.
  • Уровень обучения во всех школах страны приблизительно одинаковый. Все школьники имеют возможность получить образование одинакового качества, невзирая на то, живут ли они в небольшой деревеньке или в мегаполисе.
  • В Финляндии учитель стоит на той же ступеньке социальной лестницы, что и юрист или, скажем, инженер. Заработок школьного преподавателя финского языка, имеющего нагрузку около 20 часов в неделю, находится на уровне примерно 3600 евро. А у учителей-предметников старшего звена зарплата еще выше.
  • И наконец, в школах здесь все бесплатно: само обучение, транспорт (при необходимости), учебные пособия и канцтовары, питание (обед и два перекуса) и даже медицинское обслуживание.

Образование в странах мира отличается многими факторами: педагогической системой, формой образовательного процесса, средствами, которые люди вкладывают в обучение и т. д. зависит от общего уровня развития государства. В разных государствах функционирует собственная образовательная система.

  • Различные страны Восточной Азии отстают от других. В других странах уровень учебной успеваемости существенно выше, чем здесь. Однако среди заинтересованных лиц распространяется культура ответственности и усердия в труде. В странах Европы такая культура практически не развивается. Так что для жителя развитых государств учиться в странах Восточной Азии экономически невыгодно.
  • Скандинавские страны, которые многие годы удерживали лидирующие позиции по привлечению иностранцев, желающих учиться здесь, растеряли свои преимущества.
  • Позиции таких стран, как Россия, Израиль и , возросли в рейтинге перспективности учебной системы.
  • Учеба в европейских странах, таких как и , считается очень перспективной уже многие годы.
  • Страны, которые называют «развивающимися», в последние годы улучшили свои позиции. Речь идет о таких государствах, как Мексика, и Индонезия.

Обучение в Европе

Всегда считалось, что если человек получил диплом в европейском вузе развитого государства, то он перспективный специалист, имеющий престижную профессию.

Вузы в Европе дают студентам знания, которые являются фундаментальными. Что это значит? Студенты получают теоретическую базу, которая позволит им грамотно применять усвоенные знания на практике. Таким образом, ученик за период своего обучения формирует профессиональные навыки. Именно по этой причине выпускники известных европейских учебных заведений всегда ценились как профессионалы в любой стране мира.

Кроме фундаментальных сведений, в европейских вузах студентам дают знания, направленные на развитие личности. У студентов расширяется кругозор и мировоззрение.

Прослеживается такая тенденция: выпускники высших учебных заведений не прекращают заниматься своим обучением даже после получения диплома. Это объясняется тем, что за годы студенчества им прививают любовь к знаниям.

Как правило, лучшие вузы Европы находятся в очень красивых городах. У каждого такого города своя уникальная история и архитектура.

Обычно, когда студент выпускается из такого вуза, он знает минимум один иностранный язык. Есть ли в Европе возможность бесплатного обучения? Да, есть. Учиться на бюджете можно в таких странах:

Ехать в Европу учиться выгодно, ведь после получения диплома человек может практически сразу найти себе работу. А это позволит ему оформить вид на жительство в данной стране. К тому же у студента будет возможность подрабатывать в учебный период. А еще среди главных преимуществ обучения в Европе можно назвать путешествия. Студенческая виза позволяет человеку ездить в другие страны Европы без оформления каких-либо дополнительных документов. Время, которое студент потратит на путешествие, позволит ему приобрести бесценный культурный опыт.

Какие требования выдвигают перед абитуриентами европейские учебные заведения?

  1. Абитуриент должен быть совершеннолетним (от 18 лет).
  2. Нужно предоставить сертификат, подтверждающий факт знания человеком иностранного языка. Какой именно язык необходимо знать? Тот, на котором ведется преподавание. В большинстве случаев это английский язык.
  3. Аттестат, выданный после окончания школы, должен быть с довольно высоким средним баллом.
  4. В некоторых случаях нужно предоставить приемной комиссии эссе на заданную тему.
  5. Все документы, которые сдает абитуриент, должны быть переведены на английский язык. А также допускается перевод на государственный язык страны, в которой будет учиться человек.
  6. Есть возможность дистанционной процедуры поступления. В таком случае все документы должны быть переданы почтой.

Интересные факты про европейское образование

  • Стоимость учебы в России и других странах СНГ часто превышает стоимость учебы в других странах Европы, таких как Чехия, Германия или Франция.
  • Самым старым европейским вузом считается Болонский университет в Италии.
  • Университет Тромсе (Норвегия) считается самым северным вузом мира, а его исследовательские центры находятся за Полярным кругом.

Образование в зарубежных странах отличается от европейского.

Американская система обучения

Говорить о единой государственной учебной системе в Америке нельзя, так как ее не существует. Несмотря на то, что практически все школы и другие учебные заведения финансируются государством, в каждом штате есть свой совет по делам обучения. Именно данный совет занимается всеми вопросами, касающимися образовательного процесса, а именно разработкой учебной программы, списком обязательных предметов и т. д.

Но это не является поводом для того, чтобы его не получать. Да, обучение в высших учебных заведениях могут себе позволить не все американцы, но есть также колледжи, учеба в которых существенно дешевле.

Чтобы ребенок в американской семье поступил после школы в колледж, родители начинают копить деньги за много лет до этого. Но большинство американских студентов на период своего обучения уже имеют подработку, поэтому после поступления в образовательное учреждение они сами оплачивают свою учебу.

Для тех студентов, которые не хотят работать, но хотят иметь диплом, была разработана система студенческого займа. Когда человек закончит учиться, он получит не только свой диплом, но также и долговое бремя.

Немецкая система обучения

В Германии главный образовательный принцип заключается в предоставлении ученику полной академической свободы. Что это означает? После окончания школы, студент сам определяет, какие предметы он желает прослушать. После того как он получит диплом о высшем образовании, там будут указаны эти предметы.

На какие группы делятся высшие учебные заведения в Германии?


Студенты здесь обучаются 4 года. В некоторых вузах период учебы еще меньше, 3 года.

В Германии для специалистов с высшим образованием предусмотрена полуторагодовалая стажировка. Когда человек успешно пройдет ее, он должен будет сдать государственный экзамен и только после этого получит диплом.

Английская система обучения

Кембриджский университет - университет Великобритании, один из старейших (второй после Оксфордского) и крупнейших в стране

Чтобы учиться здесь, придется заплатить немало. Но не стоит отчаиваться, ведь многие вузы Великобритании предоставляют студентам долгосрочную кредитную систему.

Японская система обучения

В Японии больше всего ценятся специалисты, разбирающиеся в математике и технике. В техническую сферу государство вкладывает достаточные суммы для того, чтобы она развивалась.

Образование в Антигуа и Барбуда

Сегодня в Антигуа функционируют 2 школы, направленность которых - медицина. Уровень грамотности здесь - 90 %. Дети идут в школу, когда им исполняется 5 лет. Учатся они до 16 лет. Школьное образование в Антигуа и Барбуда бесплатное. Но есть здесь не только государственные, но и частные школы. Их можно разделить на такие группы: общие, технические, педагогические и специальные.

Что касается высших учебных заведений, то здесь их немного. Образование в них носит консервативный характер.

Каждый год Quacquarelli Symonds обследует около трех тысяч вузов в разных странах, выбирая из них те, где самое лучшее образование. В данный рейтинг могут попасть только те университеты, в которых предлагаются все три ступени высшего образования: бакалавр, и доктор (в российской образовательной системе – аспирант). К тому же в вузе должен быть охват хотя бы двух из следующих областей: социальные науки и менеджмент; гуманитарные науки и искусства; медицина и науки о жизни; инженерные и технические науки; естественные науки.

В рейтинге Quacquarelli Symonds лучшие университеты оцениваются на основании следующих критериев: академическая репутация (опрос); соотношение численности преподавателей к количеству обучающихся; репутация выпускников вуза среди работодателей (опрос); доля иностранных студентов (отражает уровень популярности учебного заведения в мире); доля иностранных преподавателей (берутся в расчет лишь те преподаватели, которые трудятся на условиях полной занятости или на полставки, проработавшие в университете не меньше одного семестра); индекс цитирования (зависит от количества опубликованных научных исследований преподавательского состава по отношению к его общей численности).

Лучшее образование: топ

Лидирует в рейтинге QS Массачусетский технологический институт (США). Второе и третье места занимают британские учебные заведения – Кембриджский университет и Имперский колледж Лондона соответственно. На четвертой позиции Гарвардский университет (США), на пятой - Оксфордский университет и Университетский колледж Лондона. Помимо американских и британских вузов, в первой двадцатке есть два учебных заведения из Швейцарии (Швейцарская высшая техническая школа Цюриха и Федеральная политехническая школа Лозанны), а также Торонтский университет (Канада).

Московский государственный университет им. Ломоносова сумел войти в топ-200. Полная версия рейтинга насчитывает 800 позиций, в числе которых 21 университет из России и два университета из Белоруссии (БГУ и БНТУ). Ни одно из высших учебных заведений, расположенных на территории СНГ, не вошло в первые сто вузов с лучшим образованием в мире. По мнению составителей рейтинга, чтобы улучшить свои позиции, этим университетам нужно больше сотрудничать с другими государствами и увеличивать индекс цитируемости научных публикаций.