Решительность. Учимся принимать решения

ГКОУ Шафрановская санаторная школа-интернат

Воспитательное занятие

6 класс

Тема «Учимся принимать решения»

Воспитатель: Аипова Р.Т.

с. Шафраново, 2016 г.

Цель:

формирование умения принимать правильное решение в зависимости от ситуации.

Задачи:

1) рассмотреть ситуации, требующие принятия того или иного самостоятельного решения, часто встречающиеся в школьной жизни;

2) помочь осознать степень ответственности за принятое решение, и его последствия;

3) рассмотреть приемы, помогающие принимать решения.

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

Форма проведения: дискуссия.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, фломастеры, лист ватмана А4 (либо специальная доска), таблички с надписями «ЧУВСТВА», «РАЗУМ»; 11 бумажных самолетов, видеоролик «Круговорот добра».

Ход занятия:

    Организационные моменты.

Ребята, Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня у нас очень интересная тема для обсуждения. С этим явлением мы часто сталкиваемся в жизни и от того, насколько хорошо мы умеем это делать, зависит, как хорошо будет складываться наша жизнь. Поэтому прошу быть всех внимательными, принимать активное участие, надеюсь на нашу с вами плодотворную работу.

    определение темы занятия:

«Цепь событий».

А о чем пойдет речь, вы должны определить сами. Что же за таинственное умение, которое необходимо каждому, и от которого зависит, будет ли наша жизнь хорошей или вообще прекрасной?

Итак, разберем простую житейскую ситуацию.

На слайде фото бездомного котенка, на доске лист ватмана для схематического разбора ситуации, в руках педагога фломастер.

Педагог: Посмотрите на этого котенка. Он вам нравится? Какие чувства он у вас вызывает? А он, между прочим, бездомный, ничей. Вам его жалко? У меня возникает вопрос: «Пройти мимо или Позаботиться о нем».

Ребята, предлагают возможные в данной ситуации варианты ответов : «забрать», «подойти», «пройти мимо».

Педагог, совместное с ребятами коллективное обсуждение ситуации, сопровождает одновременным построением схемы развития событий фломастером на ватмане.

Педагог: Каждый из предложенных вариантов ответа предполагает возникновение уже других вопросов. Какие могут быть ситуации дальше?

Ребята снова предлагают возможные ситуации развития события.

Если «забрать», то «прятать (если родители не одобрят твое решение)» или «просить помощи у взрослых (ведь самостоятельно ты пока не сможешь обеспечить за ним уход)»;

Если «подойти», то возможно «покормить» или «отнести в приют»

Педагог: Ребята, возможно, вы просто шли в магазин или к другу, или вообще, у вас были планы на вечер, а тут встреча с котенком. В голове у вас начинают возникать вопросы, вы быстро ищите на них возможные ответы, затем из них выбираете наиболее правильный на ваш взгляд ответ и начинаете по нему действовать. Как в жизни называется это явление, происходящее с каждым человеком, когда в жизненной ситуации он быстро выбирает возможный ответ и начинает действовать? (Принимать решение)

Правильно тема нашего занятия: «Учимся принимать решения».

Схема на ватмане, которая получилась у нас с вами при обсуждении вроде бы совсем простой ситуации, встречи с котенком показывает, насколько сложно принимать решения, потому что возможно много вариантов ответов, из которых нужно выбирать. И насколько это ответственно принимать решение, так как могут случиться разные последствия иногда и плачевные.

Какая будет цель нашего занятия, отталкиваясь от его темы? (Научиться принимать решения).

Сформулировать задачи нашего занятия, может помочь крылатое выражение: «Учиться надо на чужих ошибках».

    Рассмотреть разные ситуации принятия решений;

    Проанализировать эти ситуации;

    Сделать вывод, что значит принимать решение.

    2 часть: «Выбор в борьбе»

Педагог: Принимать решение – это сложно. Часто, в нас как будто борются две личности. И каждая из них считает себя правой. А наша задача – сделать правильный выбор, о котором вы потом не пожалеете.

Сейчас мы будем учиться принимать решения. Для этого разыграем сценки. Разделимся на группы по три человека. Представим, что мы на ринге, где борются «Чувства» и «Разум». Один из вас будет в роли бойца чувств, который склоняет главного героя действовать под импульсом нахлынувших переживаний, а другой – бойца разума, который пытается оправдать «виновника» ситуации и склонить главного героя поступать согласно чести. А третий будет главным героем, в голове которого идет бой. Он должен принять решение. По окончании предполагаемого боя главный герой должен поднять руку победителя и объяснить нам, почему он сделал такой выбор.

Ситуации:

    Мимо проходящая девочка наступила случайно тебе на ногу.

    Ты выбегаешь без куртки в холодную погоду. Воспитатель кричит тебе «Сорванец, вернись и надень куртку немедленно! Не хватало тебе заболеть! Кто тебя лечить будет?!»

3. Ты пыталась, но не смогла в очередной раз выучить урок. Учитель на это говорит: «Бестолковая ты голова! Что из тебя только вырастит!»

Обсуждение актуальности разыгранных ситуаций, принятых главным героем решений.

Педагог: Разыгранные вами ситуации помогли сейчас нам с вами посмотреть со стороны на ситуацию принятия человеком решения. Давайте попробуем сделать вывод, какие умения важны при принятии решений?

( Ответы: Умение поставить себя на место другого участника ситуации, умение держать себя в рамках общих правил поведения).

    3 часть: «Быстрый выбор».

Педагог: Жизнь не всегда дает нам время подумать, в момент принятия решений. Бывает, происходит так, что решение необходимо принимать быстро. Сейчас, предлагаю проверить насколько вы готовы быстро принимать решения.

Для этого всем желающим поучаствовать предлагаю взять из мешочка бумажный самолет, можете взять два. Каждому участнику я задам ситуацию, в которой он не задумываясь долго должен быстро озвучить свое решение, как он поступит. В зависимости от вашего ответа я буду просить вас смять самолет или его сохранить.

Ситуации:

    Взрослых нет дома. Услышав звонок в дверь, ты:

(спросишь: «Кто там?», посмотришь в глазок и откроешь только знакомому);

    В помещении возник пожар. Комната задымлена. Твои действия:

(нагнешься, прикроешь нос и рот влажным полотенцем и побыстрее выйдешь)

    В квартире запахло горелой резиной. Что будешь делать:

(Найдешь источник запаха и постараешься устранить причину, либо звонить 03)

    Ты далеко заплыл и у тебя свело ногу. Твои действия?

(не паниковать! позвать на помощь, либо постараться разогреть ногу руками и аккуратно доплыть до берега на спине)

    Ты играешь с другом на игровой площадке. Он падает с турника, кричит от боли и не может встать. Твои действия? (Не трогать и позвать взрослых, либо позвонить 03)

    *Ты идешь по улице и видишь, как на котенка напала собака. Твои действия? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья.)

    Гуляя в лесу, ты нашел очень аппетитные, но неизвестные тебе ягоды. Что решишь? (Не есть незнакомые плоды)

    *Ты идешь по своим делам и замечаешь, как твоего друга обижают ребята явно сильнее вас обоих. Сделаешь вид, что не видишь или подойдешь? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья)

    Выйдя из магазина, ты заметил, что случайно прихватил с прилавка товар за который не расплатился. Что делать? (Вернуть товар)

    Младший по возрасту и по статусу огрызается и нагло ведет себя с тобой. Как быть? (Нужно уважать всех)

    Весь класс решил сбежать с урока. А ты? Что делать будешь? ((Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Вопрос доверия и совести).

Педагог: Как вы думаете, почему некоторые самолетики я просила смять?

(Так как решение принято неверное). Коллективное обсуждение некоторых решений.

Педагог: Эти самолетики олицетворяют ДОВЕРИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЧЕСТЬ. Посмотрите, эти понятия также хрупки, как эти самолетики, которые легко смять. К этим понятиям нужно относиться бережно. Одно неверно принятое вами решение может привести к потере и доверия и здоровья и чести, не оставив вам ни одного шанса вернуть их.

    Рефлексия: «Выбор в пользу добра».

Педагог: Ребята, принимать решения - сложно? (Да. )

Кому было сложно сегодня, поднимите руки?

Ребята, принимать решения - ответственно? (Да)

Кто почувствовал, что за свое решение ему придется отвечать?

Ребята, принимать решения - страшно? (Да)

Так вот, ребята в заключении мне хочется отметить, что при принятии решений:

Когда мы переступаем черту сложности, мы получаем СИЛУ.

Когда берем ответственность, мы получаем ВЛАСТЬ ( в той или иной степени)

Преодолевая страх, что мы получаем СМЕЛОСТЬ.

Но все эти качества вы можете получить только в одном случае, если принято правильное решение. А как понять, что решение правильное?

Коллективное обсуждение.

Педагог: действительно, если решение принято в пользу добра и честности!

Дорогие ребята, всегда старайтесь идти «дорогою добра». Это сложно, это ответственно, это страшно. Но этот путь самый правильный. Приняв правильное решение, вы почувствуете, как расправились ваши плечи, поднялось ваше настроение, и все люди вокруг вам улыбаются. И это есть счастье!

Демонстрация видео. «Круговорот добра».

    Самоанализ

Целью воспитательного мероприятия ставила – показать детям на примерах жизненных ситуаций сложность принятия решения и ответственность за него.

В первой части занятия в целях раскрепощения ребят, создании ситуации доверия использовала коллективное обсуждение, так как дети чаще замкнуты и вступают в дискуссию по одному неохотно.

Во второй части запланировала рассмотреть более детально ситуации с которыми, по моему мнению, чаще всего дети сталкиваются в своей повседневной жизни. И по моим наблюдениям эти конфликтные ситуации вводят их в замешательство и в растерянность. Хотела научить детей иначе (или со стороны) смотреть на бытовые конфликты, чтобы они были к ним готовы.

В третьей части, предложив детям так называемый блиц опрос, рассчитывала продемонстрировать, сложность ситуаций, в которых нужен быстрый ответ, и важность правильного решения в таких случаях.

При планировании воспитательного занятия учитывала то, что дети имеют ограниченный словарный запас. Чаще всего они неуверенные в себе, бояться ответить неправильно и попасть впросак, в связи, с чем не сразу вступают в открытый диалог.

Опасения были оправданы частично. Дети активнее обычного участвовали в дискуссии и охотно шли на контакт. Наблюдала их заинтересованность в происходящем и заметила процесс их внутренних размышлений по ходу занятия.

Принятие решений – это важная част ь повседневной жизни . Мы принимаем решения постоянно, будь это выбор наряда, который нужно надеть на мероприятие, продукты питания, которые покупаем в супермаркете, личные вещи, которым отдаем предпочтение. Казалось бы, это все мелочи, но на самом деле от того выбора зависит наше настроение и самочувствие. Если повседневные выборы мы делаем достаточно легко, на автомате, не уделяя этому особого внимания, то более серьезные решения, оказывается, принимать не так уж и легко . Это касается более значимых решений, от которых зависит, в каком русле будет продолжаться наша жизнь. Например, в какое учебное заведение поступить, в какой детский садик отдать ребенка, какая работа лучше подойдет, выбор друзей и партнера, места жительства и отдыха и т.д.

Как же принять столь важное решение, чтобы потом не жалеть, а жить полноценной жизнью? Наверное, простейший способ, который предложит любой психолог – это найти плюсы и минусы . Что делаем? Берем листик бумаги, сверху пишем: «Что будет, если я приму это решение (конкретно то, что вызывает у Вас вопрос)», разделяем лист на две части – «+» и «-» и заполняем колонки в соответствии с мыслями. В итоге, принимаем решение в зависимости от количества плюсов.

Техника довольно проста, но часто бывает, что «+» и «-» получается равное или почти равное количество. В таком случае предлагаю более детальный и результативный способ, так называемый квадрат Декарта

Работа с квадратом носит простейший характер, но есть обязательные условия:

  • отвечаем на 4 вопроса, примеряя к своей ситуации;
  • отвечаем только письменно, разделив лист на 4 части (в форме квадрата);
  • отвечаем искренне (очень важный момент, ведь от этого зависит Ваша дальнейшая жизнь).

Если готовы, тогда поехали! Итак, вопросы .

  1. Что будет со мной, если это произойдет?
  2. Чего НЕ будет со мной, если это произойдет?
  3. Что будет со мной, если это не произойдет?
  4. Чего НЕ будет со мной, если это НЕ произойдет?

Вопросы, конечно, можно изменять под свою ситуацию, оставляя суть. Ответов бывает достаточно много, в таком случае рисуем квадрат на большем формате. После такого искреннего и детального ответа очень часто понятно, что же делать дальше .

Бывает так, что и после этой техники остаются какие-то вопросы, непонятные моменты. Здесь предлагаю составить рейтинг важности для себя каждого из ответов по 10-бальной шкале. Дальше выбираем ответы в каждом блоке, вышедшие на первый план. Сравниваем их между собой, анализируем и делаем выводы. Возможно, ответы будут похожи, возможно и нет. Таким образом можно не только принять важное решение, но и понять, что вообще сейчас для Вас важно и значимо, на что можно обратить внимание для достижения свой цели, а что Вам мешает в исполнении желания.

Надеюсь информация была полезной, добавлю еще лишь то, что принять решение можете только Вы , ибо только Вам известно, что на самом деле является основой личного счастья.

Все мы ежедневно сталкиваемся со сложными жизненными ситуациями, которые нуждаются в скорейшем разрешении. Если такие решения (независимо, нравятся они нам или нет) не принимаются своевременно, то проблемы накапливаются, целиком занимая все наши мысли, беспокоя и мешая нормально жить.

Именно поэтому умение принимать решения так важно в современном мире.. Итак, приступим.

Учимся принимать решения

1. Отстраняемся от проблемы

Крайне важно не брать проблемы что называется «на сердце». Любая сложная ситуация кажется значительно проще, когда случается с кем-нибудь другим, кроме нас самих. Именно поэтому так важно:

  • отстраниться от проблемы;
  • перенести проблему на какого-нибудь другого воображаемого человека;
  • постараться представить, что неприятности случились не конкретно с вами, а с посторонним человеком.

Так мы добиваемся максимальной объективности взглядов, можем непредвзято приступать к решению задачи, успокаиваем мысли, душу и голову. Чужие проблемы всегда проще решаются, чем свои, затрагивают меньше эмоций. Отстраняемся от неприятностей и смотрим на сложную ситуацию со стороны.

2. Ищем авторитетное мнение

Совета о том, как правильно поступить, можно просить у каждого человека, чье личное мнение вам дорого и ценно. Еще лучше, когда таких объективных мнений будет несколько. В частности это поможет составить список возможных вариантов действий, из которых предстоит выбрать единственно верный пункт.

Все знания, полученные в личных беседах с авторитетными людьми (конкретно для вас), можно суммировать в общую картину, которая расширит горизонты вашего восприятия и видения проблемы. Так, можно получить некоторые советы, к которым сложно прийти самостоятельно, основанные на индивидуальном опыте другого человека. Возможно, подходящий ответ совсем близко, но незаметен лично для вас.

В таких случаях остается лишь думать: и как я сам (сама) не замечал (замечала) этого раньше? Помните: гениальное – это простое!

3. Составляем список

Список, включающий возможные варианты действий, качественно помогает в решении задачи. И он особенно актуален, если предстоящее решение будет сложным, не самым желанным. В список также стоит включить положительные и отрицательные последствия потенциальных решений, не забывая о мелочах и нюансах, личных предпочтениях.

В результате такой работы человек может оценить различные поведенческие варианты, принимая во внимание их последствия (как негативные, так и положительные).

4. Забываем о бесполезных принципах

Бывают задачи и решения, которые нам неприятны. Это совершенно естественно. В таких случаях любые личные убеждения и жизненные принципы стоит пересмотреть дважды. Возможно, для полноценного решения проблемы вам предстоит изменить образ жизни, пожертвовать личными благами, приобрести новые качества и знания.

Немалую роль при принятии сложных решений играет умение управлять своими эмоциями, действуя в угоду объективных сложившихся обстоятельств, от нас не зависящих. Так, если мы не в силах изменить окружающую действительность, нам приходится адаптироваться, изменяться, осваивать новые горизонты, приобретать новый опыт.

5. Отказываемся от «накатанных дорожек»

Чем необычнее и оригинальнее решения мы принимаем, чем парадоксальнее наши ответы на жизненные вопросы, тем скорее мы достигаем желанных целей. В качестве примера полезно рассмотреть те поступки, которых мы никогда не совершали ранее. Возможно, это и будет кротчайший путь из затруднительной ситуации.

А мешает на данном пути наша привычная лень, боязнь новизны, боязнь перемен. Именно эти факторы не дают человеку сойти с наторенной дорожки, по которой он двигался всю жизнь, не замечая, что здесь же, совсем рядом, есть более короткий и простой путь!

Момент принятия сложного решения – лучший повод, чтобы «остановить» свою привычную жизнь и оценить ее новым взглядом.

6. Соглашаемся с минусами

Абсолютно правильных, идеально выгодных и совершенно безболезненных решений не бывает. Любое действие имеет положительные и отрицательные моменты, с которыми также придется смириться. В этом случае негативные нюансы наших решений стоит принять как неизбежную данность. А вся предыдущая подготовка призвана свести такие негативные моменты к минимуму (для этого мы и составляли списки, советовались с и близкими).

Не может быть взлета без падения, и все это необходимо понять. Откладывать сложные решения можно лишь на время подготовки, на период обдумывания проблемы, а после – следует двигаться намеченным путем, принимая всю полноту ответственности за собственный выбор.

Именно так принимаются сложные решения, и чем скорее вы это сделаете, тем больше нервов и сил сможете сэкономить, тем спокойнее окажется ваш сон и жизнь в целом. Не бойтесь принимать трудные решения – это совсем не сложно!

Матиас Нёльке - "Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно ". 11.01.2016 - 24.01.2016

Эта книга внезапно для меня стала второй прочитанной для рубрики отзывов о литературе. Пока не удаётся заставлять читать себя книги так часто, как планировал.

Сам отзыв в последних трёх абзацах, кому лень читать мои рассуждения - можете начать оттуда.

Итак, книгу я обнаружил на просторах интернет-магазинов книг. Заинтересовала она меня, как водится, названием. По-скольку, во-первых, раньше я не задумывался о проблемах принятия решений, жизнь и события в ней были довольно линейны и делились почти всегда на чёрное и белое, типа получил пятёрку - белое, двойку - чёрное. Что бы я ни выдумывал, оптимальным решением было хорошо учиться, чтобы хорошо закончить школу, чтобы поступить в хороший университет, в котором я бы хорошо учился, чтобы по его окончании было получено качественное образование, которое поможет в итоге найти хорошую работу. Всё просто:)

Но, чем дольше я работаю, тем яснее становится (эти мысли были и раньше, но я их старательно отбрасывал), что жизнь гораздо сложнее и, скорее, состоит из оттенков серого. Всё чаще стал замечать, что цитата из Assasin"s Creed красной нитью сплетает не только серию этих игр, но и работу: "Ничто не истина. Всё дозволено". Но чтобы достичь реалий дозволенной истины и выйти за ее рамки, нужно чаще принимать идеальные решения.

Во-вторых, в последние год-два, количество сложных решений, которые нужно принять в короткий срок, при ограниченных ресурсах и, на первый взгляд, примерно равных результатах (последствиях), стало активно расти и я давно задумался, что не плохо было бы почитать чё-нить на эту тему.

И вот как-то ночью я нашёл книгу "Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно". Более того, стоила она чуть больше ста рублей, что подтолкнуло меня к более быстрому решению о покупке книги вместо её поисков в fb2. Книга, точнее книжка, оказалась напечатанной на формате вдвое меньше А5 (тетрадный лист) на 125-ти страницах, что как бЭ намекало, но всё равно не испугало меня.

Когда я начал её читать, всё время думал как я её уничтожу в своём отзыве и оставлю где-нибудь в общественном туалете, где не принято класть туалетную бумагу, по-скольку манера написания меня убивала: мне всё время казалось, что это какая-то сокращённая версия настоящей книги, которая к тому же переведена электронным переводчиком, где корректор только поправил окончания)))) На столько криво и неуместно строятся предложения, водятся хороводы вокруг да около. Вся суть которых сводилась к "Решения нужно принимать на основе сравнения аналитически выверенных равнозначных параметров между несколькими альтернативами, не забывая при этом про интуицию, которая подсказывает вам подсознательное решение, основанное на вашем опыте".

Но, внезапно! Именно так, на 85-й странице, напомню, из 125-ти страниц, в главе "Техники принятия решений" я нашёл именно то, ради чего была куплена эта книжка. На последних 40-ка страницах приведены самые распространенные алгоритмы поиска решений. Не скажу, что они открыли для меня Америку, стали для меня шокирующими, но какой-то порядок в голове всего того, что я знал, ощущал, догадывался, привели в структуру.

Надо сказать, что такой дотоша, как я, даже прочтя этот отзыв, начал бы читать книгу сначала, но не делайте так. Откройте её, перелестните на 85-ю страницу и вперед!??