Римский император отказавшийся от власти. Диоклетиан: гонитель Церкви, спасатель империи

ДИОКЛЕТИАН (284 - 305)

Диоклетиан (284-305 гг.; с 286 г. - соправитель), которого сначала звали Диоклом, родился в 240 г. в бедной далматской семье, но сумел сделать карьеру на военной службе и при Нумериане стал командиром элитного офицерского полка, неотлучно находившегося при императоре. Те, кто входил в его состав, назывались протекторами, или телохранителями (protectores domestici ). В 284 г. в окрестностях Никомедии солдаты избрали Диокла императором, с тем чтобы он отомстил за смерть Нумериана, что он и сделал, убив префекта преторианцев Апра, подозреваемого в убийстве молодого императора.

После того как Диокла провозгласили императором, он стал называть себя Диоклетианом и присовокупил к этому имени имя Гая Аврелия Валерия. Он сразу же отправился с войском в Европу и примерно 1 апреля 285 г. разбил старшего брата Нумериана, Карина. Хотя он не сменил начальника его преторианской гвардии, Аристобула, Цезарем он назначил своего товарища Максимиана, а в следующем году сделал его полноправным соправителем с титулом Августа. После этого Диоклетиан провел несколько лет в беспрерывных пограничных войнах, сначала в Мезии и Паннонии (что, примерно в 286 г., принесло ему титул “Германский Величайший”), затем в 289 и 292 гг. против сарматов, а в 290 г. против сарацинов, арабского племени с Синайского полуострова, вторгшегося в Сирию.

В 293 г. Диоклетиан преобразовал систему двойного соправления в тетрархию, в основе которой лежал принцип выдвижения людей на высшие посты по их заслугам. Новый порядок предусматривал совместное правление двух Августов (его и Максимиана) и двух Цезарей. Цезарями стали его земляки-данувийцы Констанций I и Галерий: они были помощниками и заместителями соответственно Максимиана (на Западе) и самого Диоклетиана (на Востоке). Империю и раньше делили между соправителями, но теперь это было проделано более тщательно и последовательно, поскольку Диоклетиан рассчитывал, что такой раздел будет постоянным. Предполагалось, что это, с одной стороны, укрепит Империю с военной точки зрения, а с другой - обеспечит, спустя какое-то время, бесперебойную смену власти. Увеличение числа соправителей не означало, что произошел формальный раздел Империи - на всей ее территории по-прежнему действовали единые законы, издававшиеся от имени всех четырех. Кроме того, оба Цезаря должны были подчиняться обоим Августам.

В 296 г. Диоклетиан подавил мятеж Домиция Домициана и Ахиллея в Египте, а его заместитель Галерий после первой неудачи одержал победу над персами. Диоклетиан впервые посетил Рим в 303 г., когда приехал на празднование двадцатой годовщины своего правления. На следующий год он тяжело заболел, после чего совершил небывалый поступок: 1 мая 305 г. он отказался от власти и заставил поступить так же Максимиана, который вовсе не хотел этого. Лишь однажды, в 308 г., Диоклетиан покинул город Салоны в Далмации, куда он удалился на покой, и ненадолго вернулся в политику, чтобы на совещании в Карнунте помочь Галерию восстановить порядок среди претендентов на императорскую власть. Он вернулся в Салоны, где и скончался в 316 г., с грустью наблюдая за развалом тетрархии, которую он создавал с таким усердием.

Тем не менее он оставил впечатляющее наследие. Он был самым значительным преобразователем Империи со времен Августа. Одна из его реформ заключалась в увеличении количества провинций с пятидесяти до ста: цель состояла в том, чтобы наместники этих теперь сравнительно небольших областей (помимо гражданских, они сохраняли и некоторые военные функции) не обладали достаточными силами, для организации мятежа. Причем на провинции разделили даже Италию. Другое нововведение заключалось в том, что провинции объединили в тринадцать более крупных территориальных образований - диоцезов (областей). Наместники диацезов, викарии, подчинялись четырем префектам претория (по одному на каждого тетрарха), которые, в свою очередь, стали главными заместителями августов и цезарей по гражданским, финансовым и судебным делам.

Кроме того, Диоклетиан предпринял кардинальную перестройку военной системы. Армию разделили на две части, резко отличавшиеся друг от друга. Одна часть представляла собой регулярное подвижное формирование - comitatences , или “придворные солдаты”. Такие полки имелись при каждом из четырех правителей и состояли частично из пехотинцев, но в основном - из мощной кавалерии, в том числе из вновь образованных отрядов конной гвардии или личных телохранителей императора - scholae palatinae . Их появление практически низвело преторианскую гвардию до положения столичного гарнизона. Вторая крупная часть армии состояла из приграничных формирований, впоследствии получивших название limitanei , пограничных войск, и riparienses , береговых войск. Эти части, размещавшиеся в сильно укрепленных пунктах, пополнялись с помощью ежегодного призыва римских граждан на военную службу. Но в этих формированиях служили также и германцы, горцы из Малой Азии и представители других варварских племен, имевшие склонность к военному делу и обладавшие соответствующими навыками. (Кроме того, Диоклетиан предпринимал усилия по увеличению римского флота.)

Чтобы содержать это огромное войско, насчитывавшее не менее полумиллиона человек (что намного превышало его численность в предыдущем веке), Диоклетиану пришлось повысить налоги с гражданского населения, подняв выплаты в деньгах и натурой до крайнего предела, какой еще мог вынести римский мир. И все же он старался, чтобы эта ноша распределялась на всех как можно равномернее. Одной из крупнейших мер, предпринятых для этого, был изданный в 301 г. указ, устанавливающий максимальные цены на все продаваемые товары и транспортные перевозки, а также единую по всей Империи максимальную заработную плату для всех наемных работников. Этот указ, наиболее значительный из всех сохранившихся с античных времен экономических документов, представлял собой совершенно новое явление в истории императорского Рима, хотя аналогичные меры, но в гораздо меньших масштабах, предпринимались в некоторых греческих государствах.

Однако поскольку Диоклетиан и его соправители не обладали рычагами воздействия на средства и уровень производства и потребления, они оказались бессильными провести свои постановления в жизнь. Это лишь привело к тому, что продовольствие и другие товары исчезли с рынков, а рост цен, который уже давно приносил Империи немалые страдания, вновь стал совершенно безудержным. Диоклетиан, стремясь воспрепятствовать этому, еще в 294 г. провел коренную реформу денежной системы, опираясь на новую устойчивую монету. Но ему не хватало благородных металлов, необходимых для того, чтобы уравновесить количество золотых и серебряных монет, с одной стороны, и монет из низкопробных металлов - с другой, так что цены, из-за деноминации некачественной монеты, продолжали круто расти.

Диоклетиан предпринял дальнейшие усилия для облегчения участи налогоплательщиков. В предшествующие десятилетия они были сильно измучены непредсказуемостью поборов имперского казначейства. Теперь весь процесс сбора налогов был коренным образом упорядочен: четыре префекта претория каждый год издавали новый, пересмотренный список податей. Как и прежде, основой налоговой системы служило сельское хозяйство. Но новая, специально разработанная система налогообложения впервые стала учитывать размер урожая и плодородие почвы. Однако эта система, хотя и создававшаяся с благими намерениями, содержала элемент угнетения, поскольку укрепляла уже имевшуюся тенденцию принуждать людей работать все время на одном месте, где их регистрировали, причем от поколения к поколению эта несвобода все усиливалась. Арендаторы в крупных поместьях вдруг обнаружили, что прикованы к одному месту, равно как и члены гильдий и корпораций, не связанных с сельским хозяйством, а также всевозможные государственные чиновники. Таким образом, на бумаге возникло полноценное тоталитарное государство, хотя в действительности у Диоклетиана не было способа до конца провести в жизнь все многочисленные правила и запреты.

Все эти принудительные меры были направлены на то, чтобы собрать достаточно средств для содержания сильно разросшейся армии. Правителям зачастую одновременно приходилось иметь дело как с внутренними противниками, так и с внешними врагами. О первых в Империи открыто ничего не говорилось, поскольку считалось, что солдаты якобы всегда сохраняют преданность. Зато изображения и надписи на монетах навязчиво славят победы над внешними врагами, причем каждый раз подчеркивается, что основная заслуга в победе принадлежит правителю. Почитание Диоклетиана и Максимиана как могущественных победителей под именами Иовия и Геркулия стало поистине сверхчеловеческим, поскольку теперь считалось, что они пользуются особым покровительством и поддержкой со стороны соответственно Юпитера и Геркулеса (см. также Максимиан). Более того, это возвеличивание отразилось на придворном ритуале, который своей изощренностью не имел ничего общего с более простыми обычаями прежних времен и по духу скорее соответствовал порядкам тогдашней Персии.

Вечное Римское государство также получило немалую долю восхвалений, были выпущены миллионы монет в честь Гения римского народа (GENIVS POPVLI ROMANI). Следуя логике своего обращения к традиционным патриотическим чувствам, Диоклетиан при поддержке своего цезаря, Галерия, возобновил преследования христиан, которые до того четыре десятилетия пребывали в состоянии неопределенности, хотя собственная жена Диоклетиана, Приска, принадлежала к их вере. Целью начавшихся в 303 г. великих гонений, как никогда прежде, являлось полное искоренение христианства. Началась смертельная схватка между старыми и новыми устоями. Первый антихристианский указ Диоклетиана запрещал любые собрания христиан с целью отправления культа и постановлял разрушить их церкви и уничтожить священные книги. Следующие два указа, действие которых распространялось и на восточные провинции, разрешал арест всех священников, за исключением тех, что служат языческим божествам. Наконец, в 304 г. четвертый эдикт распространял действие трех предыдущих указов на всех христиан.

В начале своего правления Диоклетиан восстановил Курию, здание заседаний сената, расположенного неподалеку от Римского Форума. Это здание сильно пострадало во время пожара 283 г. Восстановленное строение (сохранившееся до наших дней) своими очертаниями и пропорциями в значительной степени повторяло предыдущие его варианты. Внутри находился скромный прямоугольный зал с кессонированным потолком, обшитым деревом. По обеим сторонам вдоль зала располагались низкие ступеньки, служившие местами для сенаторов. Строгие верхние части стен с одиночными окошками резко контрастировали с изысканными нишами и колоннами, которые находились уровнем ниже, и с роскошным полом, набранным из разноцветного мрамора.

Однако свою ставку Диоклетиан поместил вовсе не в Риме, а в Никомедии и Вифинии. Там от его построек почти ничего не сохранилось, но о перестройке Антиохии, куда он перевел свою резиденцию после образования тетрархии, мы можем сказать несколько больше. В новой столице он построил храмы, зернохранилища, бани, стадион и фабрику по производству оружия. Там же он перестроил и расширил крепость, воздвигнутую веком ранее, превратив ее в императорский дворец. По описанию Либания, этот дворец занимал целый квартал с четырьмя улицами колоннад.

Антиохия Диоклетиана ныне глубоко погребена под наносами реки Оронт. Однако до наших дней сохранились развалины дворца в Спалате близ Салон, куда он удалился после отказа от власти. Дворец представлял собой примечательную смесь гражданской и военной архитектуры, связывающей воедино общественные залы, характерные для резиденции императора, частные апартаменты, как в крупной далматской вилле или в ставке главнокомандующего, и оборонительные сооружения с внушительной стеной и четырех- и многоугольными башнями. Весь гигантский комплекс имеет строго осевую планировку. По всей его длине проходит дорога, которая через украшенный колоннами внутренний двор, или atrium (в котором расположен круглый изнутри и восьмиугольный снаружи мавзолей) ведет в куполообразный вестибюль с апсидой. Из него открывается вход в тронный зал или в Зал приемов (Aula Palatina), откуда по-прежнему можно видеть трехпролетный фасад с колоннами, увенчанный Фронтоном Славы. Над средними колоннами возвышалась арка, в проеме, словно в обрамлении небесного свода, появлялся император, увешанный драгоценностями и с венком на голове, чтобы принять знаки уважения собравшейся толпы. Южный фасад Зала приемов смотрит на Адриатическое море. С двух сторон от него расположены две квадратные башни, а по всей длине проходит широкая галерея с балконами в центре и по краям. По сирийскому образцу между сорока двумя арочными проемами галереи располагаются колонны, опирающиеся на выступы, или консоли (выступающие из стены балки).

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)

Когда римский император Кар при неясных обстоятельствах погиб осенью 283 года нашей эры в походе на Персию, начальство над войском принял его сын, Нумериан, действиями которого руководил его тесть, префект преторианцев Апр. Уступая желанию войска, Нумериан отступил обратно за Тигр. Человек слабого характера и здоровья, более пригодный для занятия красноречием и поэзией, чем для суровой походной жизни, Нумериан занемог на отступлении. Апр держал его шатер под строгой охраной и распоряжался всем, как государь. Это возбудило подозрение в войске и когда оно стояло близ Босфора, воины ворвались в шатер императора и увидели там его мертвое тело. То, что Апр скрывал его смерть, заставляло предполагать убийство.

Войско собралось на совещание в Халкедоне, военачальники стали рассуждать, кого назначить императором, и выбрали им начальника телохранителей, Диоклетиана (сентябрь 284). Он тотчас пошел к престолу и сел на него. К новому императору привели Апра, закованного в цепи. Диоклетиан, не дав обвиняемому оправдываться, вонзил в грудь ему меч, воскликнув: «он – убийца Нумериана!».

Гай Аврелий Валерий Диокл Диоклетиан, уроженец далматского города Диоклеи, сын раба, дослужился храбростью и талантами до высоких военных должностей и до консульского сана. Теперь убийство Апра упрочило за ним престол. Человек суеверный, он в молодости получил в Бельгии от друидской прорицательницы предсказание, что, убив вепря, он сделается императором; ему было теперь ясно, что пророчица говорила об Апре («aper» значит по латыни вепрь ). Сооружая себе мавзолей, он велел сделать на нем барельеф, изображавший известную из мифов охоту на Калидонского вепря ; это было напоминанием о том, что он, новый Мелеагр , тоже убил вепря.

Голова Диоклетиана. Стамбульский археологический музей

Второй сын императора Кара, Карин, был не в состоянии противиться энергичному человеку, провозглашенному императором на Востоке. Карин вел гнусную жизнь, отдал важнейшие должности прислужникам своего распутства оскорблял знатнейшие фамилия своим высокомерием, бесчестил их, делая их дочерей жертвами своего разврата, считал необузданное удовлетворение сладострастия правом верховной власти. Он старался приобрести расположение римских простолюдинов великолепными играми в театрах, амфитеатрах и цирках, но оно было слабой опорой ему при ненависти сената и всего знатного сословия. Впрочем, у этого развратника не было недостатка в мужестве. Весною 285 года войска его и Диоклетиана сошлись в балканской провинции Мезии, у Марга, небольшого города неподалеку от Дуная. Войско Карина было многочисленнее и храбрее, победа начинала склоняться на его сторону: ряды врагов были уже сломлены. Но все выгоды, доставленные Карину множеством войска, оказались напрасны: военный трибун, чью жену он обольстил, нашел во время битвы случай отмстить за свой семейный стыд и заколол развратника. Битва прекратилась. Диоклетиан, уже утративший надежду на победу, был признан войском Карина в сане императора. Отчасти по врожденной кротости, отчасти по благоразумному политическому расчету, он поступил с приверженцами Карина очень милостиво; это возбудило надежду, что он будет превосходным государем, и приобрело ему всеобщую любовь. Победитель в междоусобной войне не отнял ни у кого из побежденных ни имущества, ни даже должности, говорит историк Аврелий Виктор. Никто не подвергся ни казни, ни изгнанию – это было делом совершенно необыкновенным.

Поздняя Римская империя. Диоклетиан и Константин. Видеоурок

Личность Диоклетиана

Император Диоклетиан (284‑305) был более политик, чем воин. Один из христианских писателей того времени говорит даже, что он был трус; вероятно эти слова внушены ненавистью и несправедливы, но действительно у Диоклетиана было мало отваги. В его поступках преобладала житейская расчетливость человека, имеющего большую опытность. Подобно Августу , основателю монархической власти, Диоклетиан, довершитель монархического устройства империи, предпочитал политические средства открытому насилию и действовал всегда умеренно, рассудительно, с полным самообладанием. Он преобразовал государственное устройство не военным путем, не победами, а искусным действием на умы людей: он скрывал свои честолюбивые планы под маской военного прямодушия. Хорошо зная людей, он ловко пользовался ими для выгод своего властолюбия, умел соединять гордость с приветливостью, строгость с кротостью, щедрость с бережливостью, твердость с гибкостью. Благодаря этим талантам, он освободил монархическую власть от всякого стеснения, сделал ее независимой от войска и от сената и, при помощи юристов, бывших его советниками, ввел абсолютное монархическое правление, форма которого получила потом полное развитие в Византии. Он был горячий приверженец суеверий своего времени; его называли «любителем гаданий о будущем, постоянно занимавшимся священными обрядами». Он был окружен жрецами, рассматривал внутренности животных, принесенных в жертву, тревожно следил за предзнаменованиями, какие находили римляне в молнии. Он верил и в то, что имена служат предзнаменованиями, потому принял почётное прозвание «подобный Юпитеру », Jovius, а своему соимператору Максимиану дал название «подобный Геркулесу », Herculius.

Желая обеспечить престол от мятежей войска и честолюбия полководцев, облегчить управление громадным государством и придать более энергии делу обороны границ от врагов, нападавших на империю со всех сторон, Диоклетиан разделил императорскую власть с помощниками, выбрал себе соправителей, надеясь, что все они, соединенные одинаковостью интересов, будут помогать друг другу и взаимной поддержкой устранять мятежи. Он назначил (286) вторым августом (титул, который носил и он сам) своего давнего сподвижника Максимиана , сурового воина. Сын поселянина из окрестностей иллирийского Сирмия, не имевший никакого образования, не знавший законов, умевший только сражаться, Максимиан был послушным исполнителем мыслей Диоклетиана. Имея сан августа, он считался равным Диоклетиану.

Через несколько лет каждый из них назначил себе помощника (1 марта 293 г.). Эти помощники назывались цезарями и были предназначены сделаться наследниками августов. Диоклетиан назначил своим цезарем Галерия , бывшего в молодости пастухом, человека сурового и необразованного, но энергичного; Максимиан сделал своим цезарем Констанция , которому было дано название Хлор (желто‑зеленый, бледный) по цвету его лица. Это был образованный человек кроткого, приветливого характера; отец его Евтропий был одним из знатнейших вельмож Дардании, а мать его была племянница императора Клавдия II .

Так была основана тетрархия (четверовластие) Государство было разделено между соправителями следующим образом: август Диоклетиан, избравший своею столицею Никомидию (на противоположной от того места, где позже был основан Константинополь , стороне Босфора), управлял азиатскими провинциями, Египтом и Фракией. Его цезарь Галерий, имевший резиденциею Сирмий, управлял иллирийскими провинциями и Грецией. Август Максимиан, имевший резиденцией Медиолан (Милан), управлял Италией, соседними островами и Африкой, а его цезарь Констанций Хлор, избравший резиденциею Город Тревиров (Трир), защищал от внешних и внутренних врагов западную часть империи, Испанию, Галлию, Британию.

Карта раздела империи между тетрархами. В пояснении к ней Галерий ошибочно назван августом, а Диоклетиан – цезарем. Надо наоборот. Автор изображения – Hellerick

Постройки Диоклетиана

Двадцать лет Диоклетиан искусно и энергично правил государством; могущество империи восстановилось при нем, порядок в ней упрочился, но многое в ней совершенно изменилось. Рим потерял свое прежнее преобладание, потому что ни один из четырех государей не имел там постоянной резиденции. Диоклетиан приезжал в Рим лишь изредка и обыкновенно уезжал скоро по приезде, потому что ему не нравилась привычка римского населения обращаться с императорами запросто. Любя делать постройки, он строил здания и в Риме; термы, сооруженные им, имели 3000 комнат и составляли одно из великолепнейших украшений города; кроме терм он построил в Риме несколько храмов и портиков. Но он делал гораздо больше построек в новых резиденциях, Никомидии и Медиолане. Новый дворец в Никомидии, построенный в форме стана, состоял из множества зданий. И в Никомидии и в Медиолане были построены театры, амфитеатры, цирки, бани, колоннады, дворцы, соперничавшие громадностью с римскими. Город Тревиров тоже стал великолепною столицей.

Доминат Диоклетиана

Нерасположенный к Риму, Диоклетиан не любил и сенат. Еще недавно император Проб выказывал большое уважение к сенату; Диоклетиан пользовался всяким случаем оскорбить и унизить его; Максимиан, следуя примеру Диоклетиана, делал то же, но еще грубее. Важнейшие сенаторы были обвиняемы в выдуманных заговорах, лишаемы имущества и сенаторского звания, если не были казнимы. Преторианцы, замечая, что теряют власть над империей, выказали расположение защищать сенат; это подало августам желанный предлог уменьшить число преторианцев и преимущества их службы; гордое войско, столько времени владычествовавшее над императорами и над государством, было доведено до совершенного бессилия. Место преторианцев заняли два иллирийских легиона, отличавшиеся преданностью Диоклетиану; им было поручено охранение его и Максимиана. Одному из этих легионов было дано название Юпитерова; другому Геркулесова (Иовианцев и Геркулианцев). Рим перестал быть центром государства, сановники государей жили в своих новых резиденциях, правительственные и судебные дела решались там; потому сенат уже не имел в своем заведывании государственных дел и обратился в местный правительственный совет города Рима. Императоры иногда льстили тщеславию сената пустыми формальными почестями, но он был бессильным остатком старины.

Таким образом, исчезла та форма разделения власти между императором и сенатом, которая была введена Августом; сенат перестал считаться представителем верховной власти народа. Императоры теперь не находили нужным принимать на себя прежние магистратуры, напоминавшие своими именами о республике, уже не брали на себя титулы консулов , цензоров, народных трибунов . Вся полнота власти, принадлежавшей теперь государям, обозначались военным титулом «император»; к формуле приветствия императору было прибавлено слово «господин» (dominus); об императоре говорили, как о божестве (numen); вошла в употребление формула «божественное величие» императора. Эта новая правительственная система получила полное развитие при Константине Великом , но уже при Диоклетиане были положены главные основания строя неограниченного самодержавия (домината ) и этого бюрократического порядка.

Личность государя была возведена на такую высоту, на какой стояли восточные цари, и прежний простой военный порядок двора был заменен старинным персидским церемониалом. Почти все прежние императоры довольствовались простою пурпурною мантией; теперь государи стали носить облачение восточных царей: длинную, широкую шелковую или парчовую одежду, украшенную жемчугом и дорогими камнями; обувь, тоже украшенную дорогими камнями; диадему, белую повязку, вышитую жемчугом. Доступ к императору был затруднен формальностями придворного этикета. Приемные залы дворца были наполнены придворными сановниками, служителями, телохранителями; внутренние комнаты были поручены охранению евнухов. Кто получал доступ к императору, должен был, подходя к нему, падать на колени и по восточному обычаю преклонять лицо до земли.

Диоклетиан был человек рассудительный и хорошо понимал вред, какой должно принести государству это восточное самодержавие, отделявшее государя от народа; он не увлекался тщеславием, не по любви к пышности вводил этот порядок, неудобства которого знал: он действовал по расчету личной выгоды государя. Хорошо понимая, что блестящие формы ослепляют людей, он полагал, что великолепная обстановка, которой он окружил государя, внушит благоговение к его власти; что монарх, устранившись от простых отношений к народу и войску, станет выше опасностей, каким подвергало государей буйство воинов при солдатских императорах ; он надеялся, что привыкнув преклоняться перед государем, народ и войско будут искренно уважать его.

Новое придворное устройство имело два важных дурных последствия: оно уничтожило последние остатки благородных чувств и создало раболепную придворную литературу; исчез обычаи говорить с государем или о государе простым языком, развилась риторическая лесть. Знаменитые панегиристы того времени, Мамертин, Эвмений и другие, соперничали между собою в пышных описаниях золотого века, наставшего для империи под владычеством Диоклетиана и его соправителей. Другим последствием пышного придворного устройства было возрастание налогов. Особенно были увеличены поземельный налог, подушная подать и патентный сбор за торговлю. В трактате «О смерти гонителей христианства», приписываемом Лактанцию , говорится: «Каждый из четырех государей держал больше воинов, чем их было прежде в целой империи. Налоги возросли до неслыханной обременительности; число людей получавших содержание от правительства, было громадно; угнетенные налогами земледельцы покидали свои нивы, и пахотная земля поросла лесом. Провинции были раздроблены на округа. В каждом округе в каждом городе были толпы администраторов и сборщиков налогов; у них было мало заботы о пользе народа; происходили бесчисленные конфискации, поборы, штрафы, сопровождаемые невыносимыми насилиями». Трактат, в котором находится эта характеристика, написан в духе, враждебном Диоклетиану, поэтому можно подумать, что она слишком мрачна. Но другие более беспристрастные сочинения того времени подтверждают ее, а еще несомненнее доказывается справедливость её обеднением провинций. Действительность представляла резкую противоположность блестящим похвалам панегиристов Диоклетиана. Правда, были в его деятельности и хорошие стороны. Он восстановил могущество империи, улучшил судопроизводство, издал хорошие законы по торговым делам, строил дворцы, храмы, термы, давал этими сооружениями работу художникам и мастеровым, покровительствовал наукам. Он был человек гордый, ему нравилось быть земным провидением, представителем всемогущего Юпитера, правящего всем на земле. Ему хотелось, чтобы все в государстве зависело от него. Он издавал законы о всяческих предметах и крупных, и мелких. Он между прочим установил прочную монетную систему. Общий характер его правления был произвольный, деспотичный. Он издал (301 г.) закон, который административно установил цену всех товаров и величину заработной платы для всех профессий и ремесёл. Этот «социалистический» эдикт был невыносимым нарушением прав собственности. Впрочем, намерение Диоклетиана было хорошее: он желал обуздать алчность, думал, что такса будет полезна для массы населения. Он действительно сумел обуздать другой порок – страсть к доносам, старался охранить провинциалов от притеснений правителей и ростовщиков. Заботы подобного рода показывают, что он желал блага своим подданным.

Караузий

Римская империя была так расстроена, и у неё было столько внешних врагов, что соединенные усилия всех четырех государей были едва достаточны для поддержания порядка во внутренних делах и для отражения варваров. Максимиан с большим трудом подавил в Галлии опаснейшее восстание багаудов . Но, едва справившись с ним, он получил известие о мятеже в Британии. Караузий, галл из племени менапийцев, простолюдин, искусный моряк и храбрый воин, достиг должности начальника эскадры, сборным пунктом для которой служил Гезориак (Булонь) и которая имела своим назначением охранять берега Британского пролива и Атлантического океана от морского разбоя франков . Вместо того, чтобы преследовать морских разбойников, хитрый менапиец вошел в тайный союз с ними: они давали ему часть добычи, а он предоставлял им волю грабить. Получая огромные суммы от морских разбойников, он щедро раздавал деньги своим матросам и воинам своей флотилии, приобрел их привязанность, и когда Максимиан хотел наказать его за союз с пиратами, его эскадра согласилась плыть с ним в Британию. При помощи своих матросов и воинов, он овладел этой провинцией; войска, стоявшие там, приняли его сторону, и он провозгласил себя императором.

Законные государи империи не имели средств наказать этого мятежника. Семь лет (287-293) Караузий владычествовал в Британии. Гезориак оставался в его руках. Его корабли господствовали в Британском канале, на Атлантическом океане и Немецком море. Он был в союзе с нижнерейнскими франками; их воины служили в его войске; он чеканил монету и вообще разыгрывал роль законного государя. Наконец Констанций Хлор, получив сан цезаря, собрал войска западной части государства, осадил Гезориак, взял эту крепость (292). Максимиан между тем теснил нижнерейнских франков, так что они были не в состоянии помогать своему союзнику. Утратив Гезориак, Караузий потерял преобладание на море. Владычество его в самой Британии поколебалось; один из его приближенных, Аллект, убил его и сам принял титул императора (293). Но Констанций, собравший много кораблей, напал на Британию с трех сторон, высадил на берега её свои войска более многочисленные, чем военные силы Аллекта, разбил его, и узурпатор погиб (296). Британский народ радостно приветствовал Констанция Хлора, восстановившего принадлежность Британии к империи, от которой десять лет она была отделена.

Войны с пограничными варварами

Одновременно с подавлением мятежей, Диоклетиан и его соправители заботились об отражении варваров, помогавших мятежникам. Максимиан и Констанций вели успешную войну с германцами , прогнали их за Рейн; Максимиан вступил в Германию, ходил по берегам Неккара и по северному берегу Дуная; Констанций освободил землю батавов от франков и одержал блистательную победу у Андоматуна (Лангра) над алеманнами (298). Диоклетиан, охотно предоставлявший военные действия Максимиану, вел с варварами переговоры, ссорил их между собою и упрочивал результаты побед Максимиана и Констанция заботами об укреплении границ.

Историк Мамертин прославляет Диоклетиана за то, что он сумел перессорить алеманов с бургундами, вандалов с готами, так что они ослабляли друг друга кровопролитными битвами. От истока Рейна до устья Дуная были поправлены прежние станы и другие укрепления; места, особенно опасные, были защищены новыми укреплениями; таким образом, северная граница была приведена в безопасность от вторжений варваров. На юге также шла линия укрепленных станов от Египта до персидской границы; благодаря тому, население государства жило спокойно и радовалось своей безопасности от врагов. Диоклетиан умел извлекать пользу для империи от соседства варваров: тех из них, которые попадались в плен, он селил в опустевших местностях, где они возделывали нивы и служили пастухами. Других варваров, просивших у него спасения от врагов, он также селил в провинциях, обязывая их жить мирно и заниматься честным трудом; так были поселены на римских землях карпы, бастарны и сарматы. Из других варварских племен Диоклетиан принимал молодых воинов на службу в легионы.

Не один только запад надобно было охранять от мятежей и от нападений варваров; весь юг от Нила до Атласского хребта был охвачен восстанием; на востоке персы вошли в Месопотамию и в Армению, и началась долгая тяжелая война. Четыре государя разделили между собою труд борьбы с врагами: Констанций Хлор действовал на западе, Галерий на востоке. Максимиан победил Юлиана, принявшего в Карфагене титул императора, усмирил диких мавров, живших в ущельях Атласа и делавших опустошительные набеги на богатую провинцию Африку.

Восстание Ахиллея в Египте

Сам Диоклетиан пошел в Египет. На юге этой области еще волновались блеммии, восстание которых незадолго перед тем было усмирено; буколы, гнездившиеся в поросших тростником болотах Дельты, грабили соседние округи, а в Александрии принял (296) титул императора Ахиллей. Диоклетиан осадил Александрию; она еще не оправилась от ударов, которым подверглась при Каракалле и Галлиене . Но граждане её мужественно выносили восемь месяцев тяжкие страдания осады. Раздраженный их упорством, Диоклетиан разрушил водопроводы и стал действовать беспощадно. Он зажег город, и Александрия покорилась. Ахиллей был убит в сражении (начало 297). Овладев Александрией, Диоклетиан велел умертвить приверженцев узурпатора, отдал дома и храмы на разграбление своим ожесточенным воинам. Еще более тяжкой судьбе подверглись знаменитый древний город Бусирис в среднем Египте и богатый торговый город Копт на юге: они были совершенно разрушены по приказанию раздраженного императора. Этой жестокостью он хотел запугать египтян, чтоб они не отваживались нарушать спокойствие государства своими мятежами. Для обуздания диких блеммиев Диоклетиан дал другому ливийскому племени, нобатам, землю у порогов Нила на юг от Сиены, обязав их защищать границу государства.

Нобаты и римляне долго совершали ежегодный праздник с жертвоприношением на острове Филах, возобновляя обещание соблюдать заключенный между ними договор; и кажется, что Египет довольно долго пользовался безопасностью от набегов дикарей, от которых много страдал прежде. Между развалинами храма Сераписа в Александрии еще стоит огромная колонна, вырубленная из одного цельного камня; надпись на ней прославляет «непобедимого Диоклетиана, священнейшего самодержца, божественного покровителя Александрии». Одним из благонамеренных распоряжений Диоклетиана в Египте было то, что он велел собрать и сжечь древние египетские книги об искусстве превращать в золото и серебро другие металлы; мы знаем, что Египет был тогда центром всяческих тайных наук и суеверий.

Походы Галерия против персов

В славное правление Диоклетиана была восстановлена честь римского оружия в войне (297-298) с персами. Их царь был принужден смириться перед могуществом римской империи. После того, как в плен к персам попал император Валериан , Армения оставалась под владычеством персидской династии Сасанидов . Последний потомок армянской династии Тиридат жил изгнанником в римских владениях. Памятники прежней независимости Армении были разрушены, статуи обоготворенных царей армянских были низвергнуты, национальное служение солнцу и луне было заменено служением Ормузду . Но под иноземным игом армяне сохраняли пламенную любовь к национальной независимости и с нетерпением ждали возможности взяться за оружие. Тиридат, бежавший к римлянам ребенком, научился у них военному искусству. Когда он, еще молодой человек, но уже опытный полководец, явился (286) на границе Армении, туземные вельможи собрались к нему. В Персии шла война между двумя братьями; это благоприятствовало успеху армянского восстания; страна освободилась от персидского ига, и храбрый Тиридат стал мстить персам за прежние обиды походами в их землю. Но его престол был еще непрочен. Царь Нарсес (292-301) овладел всею Персиею, одолев своего брата, и повел все военные силы государства против армян. Тиридат не мог устоять против врагов, гораздо более многочисленных, чем армянское войско, и был принужден снова бежать к римлянам; Армения была покорена персами.

Диоклетиан вступился за Тиридата. Оставшись сам с частью войска в Антиохии охранять государство от других врагов, он послал за Евфрат своего помощника Галерия. В Месопотамии было дано несколько битв, оставшихся нерешительными. Но в безводной степи близ Карр, где погибли легионы Красса , римское войско снова было разбито тяжеловооруженной конницей и стрелами врагов (297). Галерий с рассеянными остатками его бежал в Сирию, Тиридат спасся, переплыв в полном вооружении через Евфрат. При известии об этом поражении Диоклетиан пошел из Антиохии навстречу разбитому войску. Галерий в императорской порфире подошел к его колеснице; все войско было свидетелем унижения, которому Диоклетиан подверг своего помощника. Галерий в смущении стоял у колесницы Диоклетиана; это длилось довольно много времени; Диоклетиан поехал назад в сопровождении войска; Галерий должен был идти подле его колесницы. Диоклетиан вел его так более римской мили.

Галерий просил позволения отмстить персам. Диоклетиан дал ему закаленное в боях иллирийское войско и большой отряд готов, находившихся в римской службе. Галерий снова перешел Евфрат и двинулся теперь на персов не безводной равниной, а горами по северной окраине ее. С проводниками из местных жителей он сам осмотрел положение персидского стана и напал на него ночью (298). Варвары испугались и бежали; римляне взяли стан, захватили богатую добычу в шатрах царя и вельмож, взяли в плен несколько жен Нарсеса, его сестер и детей; Галерий велел оказывать пленницам уважение, какого требует их сан. Это поражение отняло бодрость у персидского царя; он послал одного из своих вельмож с неограниченными полномочиями для заключения мира. Посол приехал в Нисибис, где присоединился к Галерию Диоклетиан. Галерий, человек горячий, желал идти за Тигр, вглубь персидского царства, но должен был подчиниться воле осторожного, расчетливого Диоклетиана. Секретарь императора Проб был отправлен к персидскому царю с объявлением требований Диоклетиана. Нарсес после некоторого колебания согласился на все.

Персы уступили римлянам всю Месопотамию и пять областей на востоке от Тигра, в том числе горную страну Гордиену (Курдистан), где жили воинственные кардухи; кроме того, персы предоставили римлянам право назначать царя в Иберию, и таким образом отдали под их власть проходы через Кавказ, признали Тиридата армянским царем и уступили ему на северной границе землю, не принадлежавшую прежде к Армении. Диоклетиан возвратил Нарсесу его пленных жен, детей и сестер и построил укрепления по новой границе империи. Таким образом, установился довольно прочный мир с персами; он длился 40 лет.

Диоклетиан был теперь наверху могущества и славы. Юпитер, покровитель его, дал ему высочайшее земное величие, и он воображал себя представителем олимпийского царя богов на земле. Мы уже говорили, что он принял титул «подобный Юпитеру», Iovius. Он явился представителем Юпитера на блестящих играх, которые устроил в священной антиохийской роще. Он председательствовал на этих играх; вместо длинной белой шелковой одежды, вышитой золотом, в какой обыкновенно бывали председатели игр, он был в императорской порфире. Он ни на минуту не хотел переставать быть императором. На голове у него был венок из дорогих камней, на ногах были белые сандалии, в руке длинный жезл из черного дерева. Старик высокого роста, сухощавый, с коротко остриженными седыми волосами и бородой, с голубыми глазами, большим носом и светлым цветом лица, он шел в этом облачении величественный, но несколько сгорбленный от лет и раскланивался на все стороны народу, в молчании преклонявшемуся перед ним, взошел на престол, сел и подал знак, по которому начались игры.

Гонение Диоклетиана на христиан

В Салоне император, сложивший с себя власть, провел последние девять лет своей жизни (305‑313), наслаждаясь сельскою тишиной, радуясь тому, что может ухаживать за своими садами без всяких забот о политических делах. Когда через несколько времени Максимиан и Галерий убеждали его снова принять на себя власть, он с улыбкой отказался и прибавил: «Если бы вы увидели капусту, которую я посадил в Салоне своими руками, вы не сделали бы мне этого предложения». Но междоусобия, которым подвергло империю властолюбие Максимиана, нарушили спокойствие Диоклетиана. Его жена и дочь были убиты на Востоке, и сам он, быть может, ускорил свою смерть (313), чтобы не подвергнуться унизительным бедствиям. Римский сенат, с согласия Константина Великого, постановил, что умершему Диоклетиану должны воздаваться божеские почести. Это был последний языческий апофеоз. Близ Салоны еще остаются развалины огромного дворца Диоклетиана, свидетельствующие и о его великолепии, и об упадке искусств и вкуса в ту эпоху.

После отречения Диоклетиана и Максимиана наступила новая эпоха междоусобий.

20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан - человек, о личности которого спорили еще античные историки. Христианин Лактанций считал его воплощением зла, поскольку в 303 году он начал одно из самых жестоких гонений на Церковь.

Неизвестные авторы «жизнеописаний августов», напротив, считали Гая Аврелия Валерия Диоклетиана одним из лучших цезарей в истории Рима, проведшего целый ряд реформ, которые позволили почти на сто лет продлить существование Западной римской империи. Церковный историк Василий Болотов примирял эти две точки зрения: Христианство оказывалось настолько неудобно для римской ментальности, что император-державник, который искренне хотел «навести порядок» и «закрутить гайки», начинал гонение. Такими были и другие гонители, предшественники Диоклетиана - Декий, отчасти Траян.

Сам же Диоклетиан, нет сомнений, был одним из самых незаурядных правителей, о чем свидетельствует знаменитая история про капусту, которая пересказывается даже в фильме «Москва слезам не верит». В 305 году он добровольно ушел от власти, передав ее своим соправителям. Через некоторое время в его поместье в Салоне приехали его соправители, с просьбой вновь управлять империей. Диоклетиан отказал им, сказав: «Посмотрите, какую я вырастил капусту».

Приход этого человека к власти был не менее удивительным. В молодости он встретился с друидской пророчицей, предсказавшей ему, что тот станет императором, если убьет кабана. С тех пор Диокл (таково было его исконное имя) убил множество этих животных, но власть всегда получали другие. Так было до 284 года, когда в Римской империи разыгралась очередная борьба за власть. Диокл прошел путь от простого солдата до командующего войском при императоре Каре. Вспыхнул мятеж, и префект преторианцев Аррий Апр убил сына императора по имени Нумериан. В этот момент солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. На первой же сходке он собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Наконец-то я убил кабана». С этого момента и началось правление императора, назвавшего себя Диоклетианом.

До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии. Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории. Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан - оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других.

До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов. В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины.

Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером. По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора. Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.

Дело в том, что общество уже не хотело видеть в христианах опасность, как это было в I-II веках. Христиане и язычники в разных частях империи жили бок о бок, а потому почти никто не хотел, чтобы их соседи страдали за веру.


Лактанций в своем сочинении о смерти гонителей пишет: «Цезарь Максимиан, распаленный преступными желаниями подстрекать пустого старика (Диоклетиана - ред.) к преследованию христиан, начало чему он уже положил» . Вслед за этим античным автором многие историки стали говорить о том, что инициатором гонений был не император, а его соправитель, но дело обстояло все-таки не совсем так. Диоклетиан видел в христианах опасных для единства империи экстремистов, не желавших приносить жертвы, а потому захотел избавиться от этой крамолы в своем государстве.

Именно против христиан как граждан был направлен первый эдикт Диоклетиана. Болотов так описывает суть императорского рескрипта: «Приказано было места общественных собраний христиан, как обширные церкви, так и маленькие, разрушить, священные книги от христиан отобрать. Затем все христиане подвергались, так сказать, гражданской смерти. Без различия своего ранга и состояния все христиане объявлены подлежащими пытке. Те, которые занимали должности, объявлены лишенными этих должностей. Сказано, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбою о защите».

Фактически христиане объявлялись «негражданами», людьми вне закона, чем сразу же воспользовались воры и злые люди, начавшие грабить последователей молодой религии. Однако общественное мнение было уже на стороне христиан, а потому выдача священных книг и принесение жертвы превратилось в формальность.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский описывает, как римские солдаты помогали христианам выполнять императорские указы, не отрекаясь от веры: «Вот одного схватывают за руки и тащат к жертвеннику, на правую руку кладут ему жертвенное мясо и освобождают, как будто он совершил жертвоприношение. Другой даже и не дотрагивался до жертвенного мяса, даже близко не подходил к жертвеннику, но стоящие около него говорят, что и он принес жертву, и он молча уходит. Третьего, наконец, полумертвого поднимают на воздух и бросают почти как мертвого, оттаскивают далеко за ноги, освобождают от уз и записывают в числе совершивших жертвоприношение. Этот, наконец, кричит, что он христианин, что он не приносил и никогда не принесет жертвы богам, но его бьют по устам поставленные около жертвенника солдаты, «прогоняют с насилием, хотя он и не приносил жертвы». Напомним, что в гонения предыдущих веков, особенно в декиево, некоторые христиане пытались давать взятки, чтобы их записали в число людей, принесших жертву. Это считалось меньшим грехом, чем вероотступничество. При этом в прежние времена, когда гонения не были столь жестоки и тотальны, как пишет Болотов, судьи или радеющие о мире и стабильности правители провинций порой помогали христианам найти такую формулу уклончивого ответа, которая исключала бы почитание и римских богов и императора как бога.

Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ. Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет» . Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости. Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.

Жестокость гонений Диоклетиана компенсировалась формальным выполнением приказов, и разной интенсивностью преследований в провинциях. Так отец Константина Великого Констанций Хлор, правивший на Западе империи, практически не преследовал христиан. Лактанций пишет: «Констанций, видимо, чтобы не противоречить приказам старших, допустил разрушение собраний (т. е. стен, которые можно восстановить), истинный же храм божий, что находится внутри людей, оставил в целости».

Гонения Диоклетиана были последней попыткой уничтожить Церковь. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть самое начало действий Константина Великого, который сделал христианство сперва религией терпимой в империи, а затем и предпочитаемой им самим. Впрочем, Диоклетиан не был фанатичным язычником. Он лишь хотел продлить время существования Рима. До падения Вечного города оставалось уже чуть меньше ста лет.
В Риме сохранились развалины терм Диоклетиана, в которых сейчас находится христианская церковь

Диоклетиан, Гай Аврелий Валерий - римский император в 293-305 гг.


Диоклетиан был родом из Далмации и имел происхождение настолько не знатное, что многие считали его сыном простого писца, а другие утверждали, что он был вольноотпущенником сенатора Ануллиана (Евтропий: 9, 19). По имени своей матери и своего родного города Диоклеион до принятия власти назывался Диоклом, и только получив власть над римским миром, переделал свое греческое имя на римский лад (Виктор: «О жизни и Нравах римских императоров»; 39). По свидетельству Вописка, Диоклетиан всегда был преисполнен высоких замыслов; иногда, однако, лицо его принимало несколько жестокое выражение, но благоразумием и исключительной твердостью он подавлял движения своего беспокойного сердца. Говорят, еще в юности ему было предсказано, что он станет императором после того, как убьет кабана, поэтому в душе Диоклетиана всегда жила жажда императорской власти. На охоте, когда предоставлялась возможность, он всегда убивал кабанов/ но императорская власть, минуя его, каждый раз доставалась его соратникам. Поэтому Диоклетиан сказал однажды друзьям: «Кабанов всегда убиваю я, а лакомым куском пользуются другие». Вместе с Каром он отправился в персидский поход, будучи начальником дворцовых войск. После смерти Кара императором стал его сын Нумериан. Однако некоторое время спустя он был злодейски умерщвлен префектом претория Апром. Когда весть об этом преступлении распространилась по войску, солдаты подняли на трибуну Диоклетиана и провозгласили его императором. Но видно, что единодушия среди легионеров не было: загадочная смерть Нумериана многих привозила в смущение. Тогда Диоклетиан поклялся, что никакого отношения к убийству императора не имеет, извлек меч и, указав на Апра, поразил его со словами: «Вот виновник убийства Нумериана!» Своим друзьям Диоклетиан сказал: «Наконец-то я убил назначенного роком кабана!» (Вописк: «Кар, Карин и Нумериан»; 13, 15)

Всем остальным дано было прощение, и почти все его враги были оставлены на своих должностях, в том числе Аристобул, новый префект претория; ни у кого не было отнято ни имущества, ни славы, ни достоинства (Виктор: «О Цезарях»; 39). На западе между тем был провозглашен императором старший сын Кара, Карин. В 285 г. Диоклетиан победил его в большом сражении у Марги. У Карина было больше войска, но оно оставило его. Таким образом Диоклетиан получил всю власть (Евтропий: 9, 20).

Начало его правления было смутными тяжелым. Вся империя была охвачена войнами и мятежами. В Галлии после отъезда Карина некие Элиан и Аманд, набрав шайку разбойников среди поселян, которых местные жители называли багаудами, опустошили много полей и пытались захватить многие города. Диоклетиан сейчас же направил туда с неограниченной военной властью своего друга Максимиана Геркулия, человека хоть малообразованного, но зато хорошего и умного воина. Отправившись в Галлию, тот частью рассеял врагов, частью захватил в плен и в скором времени всех усмирил. Бэтой войне отличился отвагой менапиец Караузий. Его поставили во главе флота, Набиравшегося для отражения германцев, разбойничавших на море. Зазнавшись от такого своего положения, она 286 г. захватил Британию и провозгласил себя императором. В то же время на восточцые провинции напали персы, в Африке подняли восстание киренцы во главе с Юлианом, а в Египте присвоил себе знаки власти нектс? по имени Ахилл (Виктор: «О Цезарях»; 39).

В этой крайности Диоклетиан в 286 г. возрел Максимиана Геркулия в сан Августа, даровав ему равные с собой права, а спустя некоторое время, в 293 г., сделал Цезарями двух других полководцев -Констанция и Галерия. Чтобы, они еще более сблизились между собой, Констанций Взял в жены Фёодору, падчериицу Геркулия, Галерий же женился на дочери Диоклетиана Валерии, поэтому оба были вынуждены развестись со своими прежними женами (Евтропий: 9; 22). Все четверо) происходили из Иллирика и были малообразованными людьми, зато хорошо знали нищету сельской жизни и военной службы и были достойными государственными деятелями. Согласие этих людей лучше всего доказало, что прирожденных качеств и опыта военной деятельности, какой они получило под руководством Аврелиана и Проба, пожалуй, достаточно для доблестного управления. На Диоклетиана они смотрели с уважением, как на отца или даже как на великого бога. Но,так как тягость войны давила все больше, они как бы разделили власть; все Галльские земли, лежащие за Альпами, были поручены Констанцию, Африка и Италия - Геркулию, побережье Иллирии вплоть до Понтийского пролива - Галерию; все остальное удержал в своих руках Диоклетиан (Виктор: «О Цезарях»; 39).

Разделив легионы, соправители начали упорную войну с врагами, со всех сторон наседавшими на империю. Констанций в Галлии нанес сокрушительное поражение лингонам и алеманам, а в 296 г. его полководцы вновь овладели Британией. В 297-298 гг. Геркулий закончил войну в Африке, сам Диоклетиан осадил Ахилла в Александрии, взял ее 8 месяцев спустя, а Ахилла убил. Одержав победу, он поступил сурово: весь Египет опустошил проскрипциями и убийствами, однако через это многое изменил и мудро устроил в его управлении. Не столь удачно, но в общем успешно закончил войну с персами Галерий.

Диоклетиан был хитрым, но проницательным человеком и отличался острым умом, и своей суровостью он пытался подавить чужую злобу. Он был весьма рачительным государем и первым в Риме ввел царские обычаи вместо прежней римской свободы (Евтропий: 9; 21-26). Он первый стал надевать одежды, сотканные из золота, и пожелал даже для своей обуви употреблять шелк, пурпур и драгоценные камни. Однако это было не самым значительным из его нововведений. Он первый из всех, если не считать Калигулы и Домициана, позволил открыто называть себя господином, поклоняться себе и обращаться к себе, как к богу (Виктор: «О Цезарях»; 39). Даже от сенаторов император требовал, чтобы они поклонялись ему, а не приветствовали по прежнему обряду (Феофан: 293).

Налоги при нем достигали таких размеров, что землепашцы принуждены были бежать из своих домов, и поля обращались в леса. Везде рыскали сборщики податей, овладевавшие остатками имений. Цены на продукты питания поднялись до непосильных размеров. К тому же Диоклетиан отличался безграничной страстью к строительству, ложившейся немалой тяжестью на провинции. В одном месте строились базилики, цирк, монетный двор, в другом - арсенал или дворцы для жены и дочери (Лактанций: 5, 7). Столица Рим и другие города, особенно Карфаген, Медиолан и Никомедия, были украшены новыми замечательными постройками (Виктор: «О Цезарях»; 39).

Конец царствования Диоклетиана был ознаменован невиданными гонениями на христиан, набравшими к этому времени большую силу. Впрочем, по свидетельству Лактанция, главным врагом христиан был Галерий, а Диоклетиан долго противился его внушениям. Он не находил причины проливать столько человеческой крови и нарушать спокойствие империи. Он говорил, что довольно и того, если слуги его дома и воины будут держаться древней религии. Но в конце концов он уступил, и в 303 г. с его ведома и согласия была разрушена христианская церковь в Никомедии. Это событие послужило сигналом к открытию гонений по всей империи. На другой день был обнародован указ, в котором объявлялись лишенными чести все те, которые исповедовали христианскую религию; всякому было ведено возводить на них обвинения и предавать их мукам, какого бы звания и состояния они не были (Лактанций: 9, II-13). Христианские божественные книги было велено сжигать, а священников и всех христиан насильно заставлять приносить жертвы идолам (Феофан: 295). Гонения никого не щадили. Чиновники беспрерывно заседали в храмах и наблюдали за тем, как народ приносит жертвы. Даже жену свою Приску и дочь Валерию Диоклетиан принудил публично принести жертвы. Всякий, кто отказывался от жертвоприношения, рисковал своим имуществом и жизнью. Темницы были наполнены несчастными, вся вина которых заключалась в том, что они исповедовали христианство (Лактанций: 15).

Процарствовав двадцать лет, Диоклетиан стал ощущать тяжесть власти. Тогда он уговорил Геркулия уйти в частную жизнь, а дела государственные передать более молодым. Геркулий последовал его примеру неохотно. Однако оба они в один день, 1 мая 305 г., сменили знаки императорского достоинства на частную жизнь: Диоклетиан - в Никомедии, Геркулий - в Медиолане. После этого Диоклетиан поселился в Салоне, Геркулий - в Лукании (Евтропий: 27). Последние годы своей жизни Диоклетиан провел в счастье и покое в своем имении на берегу моря. Когда же в империи вновь разгорелась междоусобная война и Геркулий с Галерием стали звать Диоклетиана вернуться к власти, он, по словам Аврелия Виктора, точно отстраняясь от какой-то чумы, ответил им: «О, если бы вы могли посмотреть на выращенные моими руками в Салоне овощи, вы бы сказали, что этого никогда не следовало бы делать!» Но наследники все никак не хотели оставить старика в покое. В 313 г. Константин и Лициний послали Диоклетиану приглашение на свадебный пир. Он отказался, извиняясь, что из-за старости не имеет сил участвовать в празднестве. Императоры, однако, не приняли его извинений и послали другое письмо с угрозами. Подозревая, что ему готовится позорная насильственная смерть, Диоклетиан, как говорят, принял яд (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 39).

Диоклетиан – римский император III – IV века, известный больше всего как яростный гонитель христиан.

Впрочем, насколько яростными были в действительности его преследования христиан – вопрос спорный.

Не стоит также оценивать правление Диоклетиана лишь с точки зрения его отношения к новой религии: в некотором смысле царствование этого императора было спасительным для страны.

Окончание кризиса

В римской истории имел место длительный период, известный как «кризис третьего века». В эти годы застой царил во всех сферах жизни империи: в экономике, ремесле, политике, культуре, религии и т. д.

Хронологию кризиса принято начинать с 235 года, когда умер Александр Север, и заканчивать 284 годом, когда воцарился Диоклетиан. Новый правитель принял жёсткие меры, позволившие преодолеть большинство кризисных явлений.

Ранние годы

Будущий император родился 22.12.244г в окрестностях Скодры – это нынешний Шкодер в Албании; точное место его рождения – селение Диоклетии (известное сегодня как Дукля в Черногории).

Его тогдашним именем было Диокл (или Валерий Диокл), в чём можно было усмотреть греческое происхождение; став императором, он изменил его на «более римское» Диоклетиан.

Диокл не был представителем знати; больше того – считается, что он был сыном вольноотпущенника, то есть раба. Его жизнь – яркий пример того, как человек самого низшего звания благодаря своей воле и усердию приобрёл власть чуть ли не над всем обитаемым миром.

На службу он поступил простым солдатом и достаточно быстро двигался по карьерной лестнице. Поскольку его подразделение должно было перемещаться по разным местам империи, Диоклетиан хорошо изучил, как живут люди в разных концах римского государства и какие это люди.

Существует легенда, что в Галлии он встретился с друидкой, которая предсказала ему, что он станет императором после того, как убьёт вепря (по латыни «aper»). Впоследствии его легион во главе с императором Каром пошёл в поход на Персию; император внезапно умер по дороге, а находившегося с ним сына Нумериана внезапно умертвил его тесть – начальник преторианцев Аррий Апер.

Солдаты при участии Диокла расправились с Апром, после чего весь отряд дружно провозгласил новым императором именно Диокла. Так якобы сбылось пророчество колдуньи.

Доминат

Правление Диоклетиана открывает новую главу в истории Рима. Теперь фактическая империя становится законной: Диоклетиан отменяет почти всю «республиканскую мишуру», имевшую место при его предшественниках:

  • Вся реальная власть сосредоточилась в руках одного человека – монарха;
  • Сенат сохранялся, но теперь он играл чисто декоративную роль и перестал являться источником власти;
  • Император, стало быть, не заседал больше в сенате и не являлся более «первым среди равных», - теперь он был одним-единственным главой государства;
  • Сохранялись и звания консулов и преторов, но теперь они тоже представляли собой почётные титулы, а не государственные должности;
  • Придворный этикет приобрёл исключительную пышность, позаимствованную с востока. Император приравнивался к богу и фактически был с ним отождествлён. Посетители были обязаны падать перед ним на колени;
  • Император приобретал титулы «август» («священный») и «домин» («господин»), последний титул означал, что все римские граждане превращались как бы в рабов императора;
  • Император издавал законы, назначал чиновников, наместников провинций, некоторых военных руководителей.

Впрочем, некоторые демократические традиции при Диоклетиане продолжали сохраняться – например, армейские народные собрания. Это не позволяет называть доминат Диоклетиана стопроцентным абсолютизмом.

Тетрархия

Было и ещё одно отличие от монархии в нынешнем понимании: император не обязан был передавать трон своим прямым потомкам. Принадлежность к правящей династии была важным, но необязательным аргументом в борьбе за власть. Чтобы обеспечить принцип наследования, последующие императоры назначали сыновей своими соправителями ещё в раннем возрасте.

Это стало возможным благодаря введённой Диоклетианом новойсистеме – тетрархии. Императорская власть при этом как бы делилась на четыре: два старших соправителя назывались цезарями, а два младших – августами. Такая система просуществовала до 313 года и была продиктована частично тенденцией к разделению империи, но главным образом – трудностью в управлении огромной державой.

Впоследствии некоторые принципы тетрархии продолжали сохраняться: вместе с самим императором управленческие функции осуществляли его дети.

Административная реформа

Диоклетиан известен и своей реформой в отношении провинций. Территория Римской империи была поделена на большое количество округов, которые подчинялись более крупным административным центрам. Те же, в свою очередь, подчинялись четырём столицам, в которых заседали тетрархи. Пятой, главной столицей по-прежнему оставался Рим.

Последние годы

Диоклет заболел, отказался от власти по совету Галерия, оставшуюся свою жизнь провел на своей родине, в имении Салоне. Умер в 313 году. Есть версия, что его отравили, но есть и мнения, что он умер от старости и болезни.