Ржевская битва во времена великой отечественной войны. Бои за Ржев

На днях, во время поиска информации по Ржевско-Вяземскому оборонительному рубежу , на сайте "Подвиг Народа" , мне неожиданно попалась карта, которая была датирована маем 1941 года и озаглавлена - "Схема укрепленных районов третьего рубежа по линии: Осташков, Ржев, Вязьма, Спас-Деменск" (фонд 208 опись 2511 дело 309).

Сначала, я подумал, что дата поставлена ошибочно, но на самой карте обнаружилась дата ее составления - 17 мая 1941 года , а вверху, там где должна была быть подпись Тимошенко значилось " " мая 1941 . Внизу оставлено место для подписи Жукова, но ее тоже нет, а вот подпись начальника отдела укрепленных районов КА генерала-майора Ширяева имеется.

Цепочка из 4х УРов протянулась ровно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа . Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали строить (и проектировать) лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут вот - готовая карта, с расположением УРов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В правом нижнем углу табличка, с раскладкой по тому, сколько и каких сооружений должно быть построено и сколько это будет стоить. Судя по таблице, первая очередь строительства должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года.

В 1940 и 1941 активно строилась первая линия - так называемая "Линия Молотова" , вдоль новой границы, которая возникла в сентябре 1939 года.

Вторая линия - "Линия Сталина" местами покинутая войсками (которые выдвинулись западнее), а местами реконструируемая проходила вдоль старой границы. И вот оказывается, планировалась и третья линия, в каких то 300 км от Москвы. Всего должны были построить 4878 оборонительных сооружений, из них 1296 за первый год строительства. Общая стоимость линии оценивалась почти в два миллиарда рублей, при этом во втором полугодии 1941 должно было быть "освоено" почти 440 млн рублей.

На карте нет подписей, и неизвестно, был ли отдан, до 22 июня 1941 года, приказ о начале ее строительства, однако в любом случае, была проведена большая подготовительная работа по рекогносцировке и проектированию рубежа. Исходя из того, что была подсчитана смета (с точностью до тысяч рублей) можно с с большой долей уверенности предположить, что к этому времени были созданы детальные проекты по всей линии, определены объемы земляных, бетонных и прочих работ.

Не очень понятно, за счет каких сил планировалось ее строить - план по "Линии Молотова" не выполнялся, буквально все силы были брошены на ее строительство (бетон лили даже ночью 22 июня), кроме того должна была начаться реконструкция "Линии Сталина" и формирование для нее новых частей.

Не хочется делать быстрых выводов, хотя они напрашиваются сами собой - Советский Союз готовился к обороне и к войне на своей территории.

Возможно, что данная карта, это часть доклада, который был представлен Сталину 24 мая 1941 года. Он был написан в единственном экземпляре от руки 15 мая 1941 года: "Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками" .

"Соображения... " содержали в себе такую приписку рукой Ватутина: «Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство укрепленных районов, начать строительство укрепрайонов на тыловом рубеже Осташков, Почеп и предусмотреть строительство новых укрепрайонов в 1942 г. на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укрепрайонов по линии старой госграницы» .

Осташков это как раз северный фланг рубежа, а Почеп - южный.

Судя по опросам на профильных форумах , подобной карты никто никогда не видел и даже не подозревал о ее существовании. Никаких упоминаний об этих 4х УРах ранее не встречалось.

Вот такая мистика. Любопытно, что меню поиска на сайте "Подвиг Народа" начинается с 06.1941, за май это единственная карта находящаяся на сайте. Единственное объяснение ее появления состоит в том, что она была в одной описи с сентябрьскими картами Западного фронта, по Ржевско-Вяземской линии. Возможно, ее использовали для сверки или как образец, а потом заодно сдали в архив. При рассекречивании и оцифровке на дату не обратили внимания и она проскочила в общий доступ.

Вероятно, можно найти какие либо доказательства начала подготовки строительства этой линии. Возможно, средства были заложены в бюджет СССР на 1941 год, задания на производство оборудования для ДОТов и их вооружения были включены в планы заводов, возможно в этот район уже выдвигались какие то строители, открывались лагпункты и тп.

Поскольку карта очень большая (найти ее можно либо на сайте, либо на торрентах - странно, что ранее на нее не обратили внимания), дам несколько ее частей с УРами для большей наглядности.

Ржевский УР.

Ширина по фронту 140 км. Перед УРом расположено большое предполье. Надо сказать, что в 1941 году по переднему краю предполья, проходил передний рубеж обороны. Еще можно обратить внимание на то, что узлы обороны расположены вдоль Волги таким образом, чтобы оборонять фланг от удара с севера. В 1941 году пришлось удерживать противоположный берег Волги. Обращает внимание рубеж возле города Белый, который прикрывает стык между УРами.

На днях, во время поиска информации по Ржевско-Вяземскому оборонительному рубежу, на сайте "Подвиг Народа", мне неожиданно попалась карта, которая была датирована маем 1941 года и озаглавлена - "Схема укрепленных районов третьего рубежа по линии: Осташков, Ржев, Вязьма, Спас-Деменск" (фонд 208 опись 2511 дело 309).


Сначала, я подумал, что дата поставлена ошибочно, но на самой карте обнаружилась дата ее составления - 17 мая 1941 года, а вверху, там где должна была быть подпись Тимошенко значилось " " мая 1941. Внизу оставлено место для подписи Жукова, но ее тоже нет, а вот подпись начальника отдела укрепленных районов КА генерала-майора Ширяева имеется.

Общий вид карты укрепленных районов.
Цепочка из 4х урепрайонов протянулась точно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали проектировать лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут - готовая карта, с расположением укрепрайонов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В нижнем углу таблица, с раскладкой по тому, что должно быть построено и какова их стоимость. Исходя из таблицы, первая очередь должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года.

Всего собирались построить 4878 оборонительных сооружений, 1296 из них в первый год строительства. Стоимость линии оценивалась почти в два миллиарда рублей, во втором полугодии 1941 должно было быть "освоено" почти 440 миллионов рублей.
На этой карте нет подписей, и неизвестно, был ли отдан приказ о начале ее строительства до 22 июня, но в любом случае, была проведена подготовительная работа по проектированию рубежа и рекогносцировке. Исходя из того смета была подсчитана с точностью до тысяч рублей, можно с большой долей уверенности предположить, что были созданы детальные проекты по всей линии УР, определены объемы бетонных, земляных, и прочих работ.
Не совсем понятно, какими силами планировали ее строить - по "Линии Молотова" план работ не выполнялся, на ее строительство были буквально брошены все силы (бетон заливали даже ночью 22 июня), кроме того планировалась реконструкция "Линии Сталина" и формирование новых частей для нее.

Исходя из всего этого можно сделать выводы что СССР готовился к обороне и к войне на своей территории.

Возможно данная карта это часть доклада, представленного Сталину 24.05.1941. Написан он от руки в единственном экземпляре 15 мая 1941: "Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками".
Эти "Соображения..." содержали в себе приписку рукой Ватутина: «Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство укрепленных районов, начать строительство укрепрайонов на тыловом рубеже Осташков, Почеп и предусмотреть строительство новых укрепрайонов в 1942 г. на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укрепрайонов по линии старой госграницы».
Осташков это как раз северный фланг рубежа, а Почеп - южный.

Вероятно, возможно найти какие нибудь доказательства подготовки строительства этой линии. Возможно, средства были заложены в бюджет Советского Союза на 1941 год, в планы заводов были включены задания на производство оборудования для ДОТов и их вооружения, может в этот районы уже выдвигались какие то строители, открыли лагпункты и тд.

Поскольку сама карта очень большая (17 мегабайт), вот несколько ее частей с Укрепрайонами для наглядности.

Ржевский УР.
Ширина Ржевского укрепрайона по фронту 140 км. Перед укрепрайоном - большое предполье. В 1941 году по переднему краю предполья проходил передний рубеж обороны. Так же можно обратить внимание на то, что узлы обороны расположены вдоль реки Волги таким образом, чтобы оборонять фланг от удара с севера. В 1941 году пришлось удерживать противоположный берег Волги. Обращает внимание рубеж около г. Белый, который прикрывает стык укрепрайонов.

Вяземский УР.
Ширина по фронту 120 км. Идет вдоль Днепра. Шоссе и железная дорога прикрыты одним узлом обороны в районе Издешково.

Спас-Деменский УР
130 км по фронту, у передней границы УРа город Ельня

Брянский УР
95 км по фронту. В 1941 году линия обороны проходила примерно также, включая предполье.

Карту целиком, большого размера и в хорошем качестве (размер целиковой карты 17 мб) скачать можно здесь.

  • Маршрут рассчитан на 1 день;
  • Место проведения: 230 км от Москвы (Тверская область, Ржевский район)
  • Протяженность: примерно 30 км по бездорожью
  • Для подготовленного стандарта (есть возможность незначительного повреждения лакокрасочного покрытия, желательно наличие резины класса All Terrain).
  • Стоимость участия от 2500 руб. с экипажа

Записаться на выезд: 8 916 540 98 20 или 8 800 333 58 94

Описание маршрута
Ржевский рубеж – территория беспримерного, но, к сожалению, забытого подвига советских солдат. Более 15 месяцев продолжались кровавые сражения за этот маленький русский город. Тысячи солдат сложили свои жизни, приближая Победу.

В ходе экскурсионной поездки мы пройдем маршрутом советских войск от города Зубцово до Ржева. Посетим руины Скорбященской церкви, сохранившей незаживающие раны прошедшей войны. Выйдем к немецкому укрепрайону линии Галахово-Тимофеево-Полунино и высоте 200, остававшейся неприступной более месяца и забравшей жизни нескольких тысяч советских воинов. Войдем в город Ржев со стороны мемориального русско-немецкого кладбища, где сможем почтить память павших соотечественников.

В городе нас ждут не только места боевой славы – мемориал освободителям города, летчикам, танкистам. Но и Покровская церковь – одно из немногих строений города, уцелевших после 17 месячной немецко-фашисткой оккупации. Перед своим уходом именно в ней солдаты Вермахта собрали оставшихся жителей города: 248 человек - женщин, стариков, детей, заперли железные двери и заминировали церковь.Только благодаря мужеству и героизму советских саперов-разведчиков людей удалось спасти.

Также мы увидим старый мост через Волгу, взрыв которого немецкими отступающими войсками лично слушал по телефону Адольф Гитлер.

Не останутся в стороне от маршрута и территории ДуЛага 240 – Ржевского лагеря смерти, располагавшегося на громадных территориях современного хлебокомбината.

Факультатив
Очень рекомендуем задержаться во Ржеве, а на следующий день посетить:

  • Музей военной истории Ржева . Музей небольшой, всего два зала. В первом зале представлена экспозиция из фотографий и парочки экспонатов, во втором зале – диорама ржевской битвы. Как на любой диораме, на этой присутствуют исторические личности, оставившие след в истории Ржевской битвы и которые останутся незамеченным, если на них не укажет экскурсовод. Адрес: Ржев, Красноармейская наб., д.26.
  • Музей Сталина в деревне Хорошево . Дом крестьянки Кондратьевой, в котором в 1943 году останавливался Иосиф Сталин во время своей первой и единственной поездки на линию фронта. Музей удобно посетить на обратном пути в Москву.
Выбор гостиниц во Ржеве не очень богатый. Некоторые варианты можно посмотреть здесь: гостиницы Ржева .

Стоимость участия: 2500 с экипажа (без ограничений) при ранней регистрации или 3000 руб. с экипажа при регистрации за неделю до выезда или позднее.

Что входит в стоимость:
  • Машина сопровождения с профессиональными инструкторами. Они помогут вам проехать трудные участки и, при необходимости, смогут сами провести ваш автомобиль. Если набирается группа от 10 автомобилей и выше, мы подключаем вторую машину сопровождения.
  • Экскурсия по всем достопримечательностям, а также дорожная книга для всех экипажей.
  • Мастер-класс внедорожного вождения от наших инструкторов.
  • Сытный обед посередине маршрута. Домашний борщ со сметаной, соки, чай/кофе, сладкое
  • Набор средств для извлечения внедорожников из любого бездорожья (троса, шаклы, электрическая лебедка);
  • Клубные наклейки маршрута "Ржевский рубеж". Памятный брелок для тех, кто первый раз с нами.
  • Полная организация следования по маршруту.
  • Фотографии после выезда на сайте.
Для устойчивой связи в лесу мы используем УКВ радиостанции. Частота 433.075 Мгц (01 канал LPD). Если вам необходима рация LPD, то ее можно взять в аренду всего за 200 руб.

Фотографии с маршрута
Маршрут от Зубцово до Ржева. На пути нам встретятся несколько небольших оврагов. Есть риск незначительно повредить лакокрасочное покрытие. Самые жесткие ветки и суки мы срубили.









Скорбященская церковь Никольского погоста.






Немецкий укрепрайон линии Галахово-Тимофеево-Полунино. Братская могила красноармейцев в дер. Полунино.



Высота 200. Братская могила советских солдат.


Военный мемориал в городе Ржев.

Покровская церковь (город Ржев)

Мост через Волгу, взрыв которого немецкими отступающими войсками лично слушал по телефону Адольф Гитлер.


заказ в интернет-магазинах в Митра (СПЕЦИАЛЬНАЯ НОВОГОДНЯЯ ЦЕНА) и конечно ОЗОН .




- история о маскировке Москвы в 1941 году и продолжение этой истории . Уникальные снимки и их анализ немецкими расшифровщиками

"Эхо войны" хотя скорее эхо взрыва артиллерийских складов в 1920 году


Ржевско-Вяземская линия обороны , которая строилась летом-осенью 1941 года для защиты Москвы, но не сыграла своей роли.
Итогом части проведенных исследований стал выход книги "Оленинский рубеж". Книгу теперь можно скачать с Яндекс.Диска https://yadi.sk/i/FTA_sBii3PuiCn или Google Drive https://drive.google.com/file/d/14OMhXltuvozlr4g8bo_1EfNt1GyuAyfU/view

Вы можете нам помочь узнать и рассказать еще больше о Ржевском УРе. . Все это позволит повысить эффективность поисков. Контакты в конце поста.


наши исследования материально можно
Если у вас есть вопросы пишите в личку или на [email protected]

Ищу родственников тех, кто строил оборонительные на московском направлении, а также любую информацию связанную с этим. Воспоминания, фотографии, газетные вырезки, все что может рассказать о событиях лета-осени 1941 года. Значительную долю строителей составляли москвичи, но вместе с ними работали…

А.Милютин

Предисловие

Для рецензии были выбраны эти главы рукописи, поскольку в них автор описывает эпизоды, касающиеся его службы в 297-м пулеметном батальоне.
До «Ваньки ротного» я прочитал много книг о войне и эта книга, несомненно, выделялась из них. Автор так подробно описывал местность в районах боевых действий, что у меня появилось желание сопоставить описание с натурой.()

Еще 18 июля 1941 г. Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ о строительстве оборонительных рубежей для прикрытия подступов к Москве на волоколамском, можайском и малоярославском направлениях. К концу сентября система рубежей включала Вяземскую и Можайскую линии обороны и Московскую зону обороны.
Вяземская линия проходила в 250-300 км западнее Москвы по рубежу Осташков, Селижарово, Оленине, Дорогобуж, Ельня, Жуковка, Брянск. Она включала в себя предполье глубиной 30-50 км и три оборонительные полосы с отсечными позициями между ними.

Разрешить НКВД на линии Брянск - Вязьма - Ржев - Селижарово, по мере окончания оборонительных работ, а по линии Валдай - Боровичи немедленно, перебросить на новые рубежи строительные управления и строительные тресты со всем имуществом, административно-техническим персоналом и постоянными работниками.

Как и впрежние века, Жирятинская земля стала основной заставой для врага на подступах к Брянску и Москве. 30 июня 1941 года Государственный Совет Обороны принял решение о строительстве рубежей обороны для армий второго эшелона Западного фронта по линии Ржев-Вязьма-Киров-Брянск-Трубчевск (по реке Десне с ее притоками).

По нашему району проходила первая линия обороны от Ожогов на Высокое, Большие Коски, Столбы, Быковичи и часть второй линии обороны через Слепынь, Страшевичи, далее на Госому, Сельцо и.т.д. Были еще третья и четвертая линии.

Система обороны представляла собой противотанковый ров размером 5-5,5 метров по верху и глубиной 2-2,5 метров; огневые сооружения доты, дзоты, железобетонные и металлические колпаки, убежища от огня противника для людей и техники, наблюдательные и командные пункты для управления боем, противотанковые препятствия.

На глубине обороны 1,5-2 км надо было строить 8-12 укреплений для орудийных и пулеметных точек, 36- для ручных пулеметов, 9- для противотанковых ружей, 36 стрелковых окопов.

Цепочка из 4х УРов протянулась ровно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали строить (и проектировать) лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут вот - готовая карта, с расположением УРов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В правом нижнем углу табличка, с раскладкой по тому, сколько и каких сооружений должно быть построено и сколько это будет стоить. Судя по таблице, первая очередь строительства должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года.

Ржевский УР.
Ширина по фронту 140 км. Перед УРом расположено большое предполье. Надо сказать, что в 1941 году по переднему краю предполья, проходил передний рубеж обороны. Еще можно обратить внимание на то, что узлы обороны расположены вдоль Волги таким образом, чтобы оборонять фланг от удара с севера. В 1941 году пришлось удерживать противоположный берег Волги. Обращает внимание рубеж возле города Белый, который прикрывает стык между УРами.

Вяземский УР.
Ширина по фронту 120 км. Идет вдоль Днепра. Шоссе и железная дорога прикрыты одним узлом обороны в районе Издешково.

Спас-Деменский УР
130 км по фронту, у передней границы УРа город Ельня.