С таким богатством и на свободе. Любимые цитаты из романа «Золотой телёнок

Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

Илья Ильф. Ильф Илья (наст. имя Файнзильберг Илья Арнольдович) (1897 1937) Российский писатель сатирик. Работал совместно с Евгений Петров.. Афоризмы, цитаты Илья Ильф. Биография. Все талантливые пишут разно, все бездарные одинаково и даже… … Сводная энциклопедия афоризмов

Иоанн Дамаскин (Ioannes Damaskenos) (Мансур) (675 740/753) Византийский богослов, философ, поэт, систематизатор греческой патристики, один из отцов Восточной церкви. Принадлежал к христианской арабской знати (арабское имя Мансур), унаследовал… … Сводная энциклопедия афоризмов

Евгений Петров. Петров Евгений (наст. имя Катаев Евгений Петрович) (1903 1942) Российский писатель сатирик. Работал совместно с Илья Ильф.. Афоризмы, цитаты Евгений Петров. Биография. Цитаты из произведений, написанных в соавторстве с Илья Ильф … Сводная энциклопедия афоризмов

ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ - Роман И. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Романы были написаны соответственно в 1927–1928 и в 1930–1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года… … Лингвострановедческий словарь

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

ЗЛО - [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия

- (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

- — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 … Большая биографическая энциклопедия

" Рано утром Бендер раскрыл свой акушерский саквояж, вынул оттуда милицейскую фуражку с гербом города Киева и, засунув ее в карман, отправился к Александру Ивановичу Корейко. По дороге он задирал молочниц, ибо час этих оборотистых женщин уже наступил, в то время как час служащих еще не начинался, и мурлыкал слова романса: "И радость первого свиданья мне не волнует больше кровь". Великий комбинатор немного кривил душой. Первое свиданье с миллионером-конторщиком возбуждало его. Войдя в дом No 16 по Малой Касательной улице, он напялил на себя официальную фуражку и, сдвинув брови, постучал в дверь.

Посредине комнаты стоял Александр Иванович. Он был в сетке-безрукавке и успел уже надеть вдовьи брюки мелкого служащего. Комната была обставлена с примерной бедностью, принятой в дореволюционное время в сиротских приютах и тому подобных организациях, состоявших под покровительством императрицы Марии Федоровны. Здесь находились три предмета: железная лазаретная кроватка, кухонный стол с дверцами, снабженными деревянной щеколдой, какой обычно запираются дачные сортиры, и облезший венский стул. В углу лежали гантели и среди них две больших гири, утеха тяжелоатлета.

При виде милиционера Александр Иванович тяжело ступил вперед.

Гражданин Корейко? - спросил Остап, лучезарно улыбаясь.

Я, - ответил Александр Иванович, также выказывая радость по поводу встречи с представителем власти.

Александр Иванович? - осведомился Остап, улыбаясь еще лучезарнее.

Точно так, - подтвердил Корейко, подогревая свою радость сколько возможно.

После этого великому комбинатору оставалось только сесть на венский стул и учинить на лице сверхъестественную улыбку. Проделав все это, он посмотрел на Александра Ивановича. Но миллионер-конторщик напрягся и изобразил черт знает что: и умиление, и восторг, и восхищение, и немое обожание. И все это по поводу счастливой встречи с представителем власти.

Происшедшее нарастание улыбок и чувств напоминало рукопись композитора Франца Листа, где на первой странице указано "играть быстро", на второй - "очень быстро", на третьей - "гораздо быстрее", на четвертой - "быстро как только возможно", а все-таки на пятой - "еще быстрее".

Увидев, что Корейко достиг пятой страницы и дальнейшее соревнование невозможно, Остап приступил к делу:

А ведь я к вам с поручением, - сказал он, становясь серьезным.

Пожалуйста, пожалуйста, - заметил Александр Иванович, также затуманиваясь.

Хотим вас обрадовать.

Любопытно будет узнать.

И, безмерно грустя, Бендер полез в карман. Корейко следил за его действиями с совсем уже похоронным лицом. На свет появилась железная коробка от папирос "Кавказ". Однако ожидаемого Остапом возгласа удивления не последовало. Подпольный миллионер смотрел на коробку с полнейшим равнодушием. Остап вынул деньги, тщательно пересчитал их и, пододвинув пачку к Александру Ивановичу, сказал:

Ровно десять тысяч. Потрудитесь написать расписку в получении.

Вы ошиблись, товарищ, - сказал Корейко очень тихо, - какие десять тысяч? Какая расписка?

Как какая! Ведь вас вчера ограбили!

Меня никто не грабил.

Да как же не ограбили! - разволновался Остап. - Вчера у моря. И забрали десять тысяч. Грабители арестованы. Пишите расписку.

Да, ей-богу же, меня никто не грабил, - сказал Корейко, по лицу которого промелькнул светлый зайчик. - Тут явная ошибка.

Еще не осмыслив глубины своего поражения, великий комбинатор допустил неприличную суетливость, о чем всегда вспоминал впоследствии со стыдом. Он настаивал, сердился, совал деньги в руки Александра Ивановича и вообще, как говорят китайцы, потерял лицо. Корейко пожимал плечами, предупредительно улыбался, но денег не брал.

Значит, вас не ограбили?

Никто меня не грабил.

И десять тысяч у вас не брали?

Конечно, не брали. Ну, как вы думаете, откуда у меня может быть столько денег?

Верно, верно, - сказал Остап, поостыв. - Откуда у мелкого служащего такая уйма денег! Значит, у вас все в порядке?

Все, - ответил миллионер с чарующей улыбкой.

И желудок в порядке? - спросил Остап, улыбаясь еще обольстительнее.

В полнейшем. Вы знаете, я очень здоровый человек.

И тяжелые сны не мучат?

Илья Ильф. С таким счастьем – и на свободе!


«Великий комбинатор», «бывший потомственный почетный гражданин» и «идейный борец за денежные знаки» – всё это Остап Бендер, один из самых популярных героев русской литературы. Почти каждая сказанная им фраза вот уже почти сто лет является культурным кодом, по которому узнают своих. Добиться такого – признак величайшего писательского мастерства, которое, без сомнения, было у Ильи Ильфа, урожденного Иехиеля-Лейба Файнзильберга, которому сегодня исполнилось бы 118 лет.

Ирландские газеты в 1930 году активно обсуждали личность Дерека Лимана, восхищаясь его противозаконной, но весьма комичной и кажущейся им оригинальной идеей. Статьи рассказывали о происшествии в шахматном клубе Корка, где, завлеченные громкими афишами о приезде «знаменитого русского гроссмейстера Царицына», собрались любители шахмат. После того как «знаменитый гроссмейстер», безуспешно пытавшийся играть одновременно на 50 досках, проиграл 14 партий подряд, местный библиотекарь установил, что никакого Царицына в природе не существует. Видимо, Дерек был одним из первых ирландцев, прочитавших вышедший двумя годами ранее роман «Двенадцать стульев». Правда, проворством Бендера он не отличался, а посему был пойман и предстал перед правосудием.

Навряд ли соавтор романа Илья Ильф слышал о подобном плагиате образа его героя, а то бы это вполне могло отразиться в новом романе о приключениях великого комбинатора. Впрочем, тогда он также еще не представлял, что популярность романа и варианты его экранизации не просто полюбятся читателям и зрителям, а будут популярны и востребованы вот уже без малого целый век.

Не знал этого и его отец, шокированный заявлением своего 23-летнего сына Иехиеля-Лейба о том, что его призвание – литература и что работу он бросает. Глядя на него, лежащего на кровати и думающего о чем-то часами, ничего не делающего и лишь сочинившего себе псевдоним – Илья Ильф, отец, скорее всего, с горечью вспоминал, какие надежды возлагал на него в момент его рождения 15 октября 1897 года.

Арье Беньяминович Файнзильберг был служащим Одесского отделения Сибирского банка. Он переехал в Одессу из Киевской губернии вместе с женой Миндль Ароновной и двумя сыновьями. В Одессе по прошествии двух лет у них родился третий сын – Иехиел-Лейб. Через несколько десятков лет фразы, придуманные и вложенные им в уста литературных героев, будет цитировать чуть ли не всё население страны, читая его книги, что говорится, «запоем». А по некоторым из этих фраз будет складываться и образ населения страны за рубежом. Например, еще при жизни Ильф услышит от официанта в одном из французских ресторанов: «Вы знаете, месье, все ваши соотечественники очень религиозные люди и, судя по всему, строго соблюдают посты. Каждый, начиная общение со мной, говорит, что не ел уже шесть дней. Теперь я верю, что Россия – страна очень высокой духовности!» Всё дело в том, что любой человек, читавший роман Ильфа, мог продемонстрировать свои познания во французском языке, процитировав Кису Воробьянинова: «Месье, же не манж па сис жур!» (Месье, я не ел уже шесть дней – пер. с франц.).

Всё это будет позже, а пока Иехиел-Лейб успеет окончить техническую школу, поработать в чертежном бюро, на телефонной станции, военном заводе и в бухгалтерии. Ошарашив отца вышеупомянутым заявлением, он становится журналистом Ильей Ильфом, а затем и редактором в юмористических журналах. В 1923 году Ильф перебирается в Москву и работает в газете «Гудок». Курировать его здесь стал Валентин Катаев, товарищ по одесскому «Коллективу поэтов», успевший к тому времени сделать в Москве стремительную литературную карьеру. В своих рекомендациях на вопрос редактора «Что он умеет?» Катаев, знавший Ильфа очень давно, ответил кратко: «Всё и ничего».

Первоначально Ильф готовил к печати письма рабочих, но вместо того чтобы просто исправлять ошибки, он стал переделывать письма в маленькие фельетоны. Скоро его рубрика стала любимой у читателей. Катаев же и познакомил Ильфа со своим родным братом Евгением, носившим псевдоним Петров. У них была разница в возрасте, разные вкусы и характеры, разные жизни, но вот писать вместе у них вдруг получилось гораздо лучше, чем по отдельности. Через некоторое время после начала их совместного творчества Ильф уже шутил: «Не зачислят ли нас с Женей на довольствие как одного человека?», а еще через какое-то время вышел их первый совместный легендарный роман – «Двенадцать стульев».

В своей книге «Алмазный мой венец» Катаев вспоминал, что предложил Ильфу и своему брату сюжет о бриллиантах, спрятанных во время революции в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Они должны были разработать тему, написать черновик романа, а Катаев должен был просто пройтись по их трудам своим «блестящим пером». Но после прочтения первых черновиков Валентин Катаев понял, что его участие в романе вовсе не требуется. В основу сюжета лег рассказ А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором двое бандитов охотились за драгоценной жемчужиной, спрятанной внутри одного из гипсовых бюстиков Наполеона. Говорят, что после выхода книги «Двенадцать стульев» друзья писателей, знавшие этот сюжет, преподнесли авторам коробку, открыв которую, те обнаружили шесть пирожных «наполеон».

Если сюжет был понятен, то вот по поводу прообраза главного героя до сих пор идут споры. Не претендуя на однозначность, всё же стоит упомянуть, что среди знакомых Ильфа по Одессе был некий Митя Ширмахер, о себе сообщавший лишь одно: «Я – внебрачный сын турецкоподданного». Они познакомились в одесском «Коллективе поэтов», хотя к нему Митя имел весьма отдаленное отношение. Митя лишь сумел получить у одесского горсовета помещение и деньги на открытие литературного кафе, где за бесплатный ужин читали свои произведения многие из будущих литературных звезд. Кафе пользовалось популярностью, а доход оседал в карманах у Мити Ширмахера. В те времена, когда семьи из пяти человек ютились в маленьких комнатушках, он один занимал трехкомнатную квартиру, обосновывая это необходимостью проведения творческих вечеров.

Если многие из манер героя Ильф черпал извне, то вот облик Остапа Бендера, скорее всего, был прямым отражением самого Ильфа в молодые годы. Друзья тогда называли его «наш лорд» – за элегантность, выражавшуюся в длинном узком пальто, пестром шелковом шарфе и где-то раздобытом английском пенсне.

Оглушительный успех первого романа способствовал дальнейшему творчеству: вышло продолжение романа, книга «Золотой теленок», были опубликованы новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и «1001 день, или Новая Шахерезада», напечатана фантастическая повесть «Светлая личность», а следом – документальная повесть «Одноэтажная Америка», которую он исколесил вдоль и поперек.

К слову, отец Ильфа был единственным из семьи, кто не эмигрировал в США, так что к моменту приезда Ильфа туда там жили практически все его родственники. Ильф никогда не скрывал своей национальности. Он любил повторять: «Всё равно про меня напишут: “Он родился в бедной еврейской семье”», – а один из его рассказов начинается словами: «Иногда мне снится, что я сын раввина». Совершенно открыто он едет навестить неких Файнсильверов, родственников, адаптировавших так свою фамилию. Он гостит у них в Коннектикуте и открыто пишет письма в Москву, гордясь тем, что его дядя, престарелый Натан, был лично знаком с Марком Твеном. Там же Ильф впечатляется несколькими идеями, которые потом лягут в основу его сценария для советского блокбастера – фильма «Цирк».

В Америке, по воспоминаниям его соавтора Петрова, он вдруг стал «выглядеть бледно и задумчиво». «Он часто уходил один, возвращался еще более печальный и встревоженный. Вечером в гостинице Ильф, морщась, сказал мне: “Женя, я давно хотел поговорить с вами. Мне очень плохо. Уже дней десять, как у меня болит грудь. Болит непрерывно, днем и ночью. Я никуда не могу уйти от этой боли. А сегодня, когда мы гуляли, я кашлянул и увидел кровь. Потом кровь была весь день. Видите?” Он кашлянул и показал мне платок. Через год и три месяца, 13 апреля 1937 года, в десять часов тридцать пять минут вечера Ильф умер», – писал в воспоминаниях Петров.

Однако его живой ум и острый, ироничный разговорный язык продолжают жить. Своими книгами Ильфу удалось то, что не удавалось до него никому в ту пору, – сделать главным героем симпатичного пройдоху и жулика, языком и фразами которого, порой сами не замечая, мы говорим до сих пор. И благодаря ему мы точно знаем, как охарактеризовать одним словом встречающихся нам в жизни людей – знойных женщин, мечту поэта, гигантов мысли и отцов русской демократии.


Алексей Викторов

jewish.ru

Раз в стране бродят денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их очень много.
(Остап Бендер)

В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда.

Не делайте из еды культа. (Остап Бендер)

Интересный вы человек! Все у вас в порядке. Удивительно, с таким счастьем - и на свободе.
(Остап Бендер)

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. (Безбородый мужчина)

Не говоря уже о том, что воровать грешно, - мама, наверно, познакомила вас в детстве с такой доктриной, - это к тому же бесцельная трата сил и энергии.
(Остап Бендер)

Финансовая пропасть - самая глубокая из всех пропастей, в неё можно падать всю жизнь.
(Остап Бендер)

Имейте в виду, уважаемый Шура, даром я вас питать не намерен. За каждый витамин, который я вам скормлю, я потребую от вас множество мелких услуг.
(Остап Бендер)

Надо мыслить. Меня, например, кормят идеи.
(Остап Бендер)

Я бы взял частями. Но мне нужно сразу.
(Остап Бендер)

Заграница - это миф о загробной жизни. Кто туда попадёт, тот не возвращается.
(Остап Бендер)

Пиво отпускается только членам профсоюза.
У меня с советской властью возникли за последний год серьёзнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм.
(Остап Бендер)

Покажите мне только богатого человека, и я отниму у него деньги.
(Остап Бендер)

Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.
(Остап Бендер)

В какой холодной стране мы живём! У нас все скрыто, все в подполье. Советского миллионера не может найти даже Наркомфин с его сверхмощным налоговым аппаратом.
(Остап Бендер)

Ах, если бы только найти индивида! Уж я так устрою, что он свои деньги мне сам принесёт, на блюдечке с голубой каёмкой.
(Остап Бендер)

Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь её своими лапами.
(Остап Бендер)

Людей, которые не читают газет, надо морально убивать на месте.
(Остап Бендер)

Холодные яйца всмятку - еда очень невкусная, и хороший, весёлый человек никогда их не станет есть.

Александр Иванович не ел, а питался. Он не завтракал, а совершал физиологический процесс введения в организм должного количества жиров, углеводов и витаминов.

В том, что старое вернётся, Корейко никогда не сомневался. Он берег себя для капитализма.

Нам грубиянов не надо. Мы сами грубияны.
(Остап Бендер)

Счастье никого не поджидает. Оно бродит по стране в длинных белых одеждах, распевая детскую песенку: «Ах, Америка - это страна, там гуляют и пьют без закуски». Но эту наивную детку надо ловить, ей нужно понравиться, за ней нужно ухаживать.
(Остап Бендер)

Чем меньше город, тем длиннее приветственные речи.
(Остап Бендер)

Снимите шляпы, обнажите головы. Сейчас состоится вынос тела.
(Остап Бендер)

Раз вы живёте в Советской стране, то и сны у вас должны быть советские.
(Остап Бендер)

Главное - это устранить причину сна. Основной причиной является самое существование советской власти. Но в данный момент я устранять её не могу. У меня просто нет времени.
(Остап Бендер)

Не сомневайтесь, как только советской власти не станет, вам сразу станет как-то легче. Вот увидите! (Остап Бендер)

Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами.
В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далёк от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно - как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.
Под все мелкие изобретения муравьиного мира подводится гранитная база «коммунистической» идеологии.
Вот наделали делов эти Маркс и Энгельс!

Клиента надо приучить к мысли, что ему придётся отдать деньги. Его надо морально разоружить, подавить в нем реакционные собственнические инстинкты.
(Остап Бендер)

Есть люди, которые не умеют страдать, как-то не выходит. А если уж и страдают, то стараются проделать это как можно быстрее и незаметнее для окружающих.

Вы не в церкви, вас не обманут. Будет и задаток. С течением времени.
(Остап Бендер)

С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.
(Остап Бендер)

Жизнь прекрасна, невзирая на недочёты.
(Остап Бендер)

Вот я и миллионер! Сбылись мечты идиота!
(Остап Бендер)

Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет! Здесь ещё летает догорающая жар-птица, и людям нашей профессии перепадают золотые пёрышки. Здесь сидит ещё на своих сундуках кулак Кащей, считавший себя бессмертным и теперь с ужасом убедившийся, что ему приходит конец.
(Остап Бендер)

А Козлевичу?! По справедливости!..
Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст…но уже дороже

Шура, сколько вам надо денег?
- Сто рублей!
- Нет, сколько вам надо для полного счастья?

Женщины любят: молодых, политически грамотных, длинноногих…

Вы пижон, сын пижона и дети ваши будут пижонами!

В детстве таких, как Вы, я убивал на месте. Из рогатки.

Заплатите за кефир, Шура, потом сочтемся.

С таким счастьем и на свободе

Настоящие йоги. Кто они? Индийцы, индусы, брахманы или египетские жрецы и фараоны? А может наши современники? Как за 2 тысячи лет до Р. Х. йоги обрели истинное человеческое счастье? Нужно ли верить в Бога, чтобы получить пользу от йоги? Как дживамукти-йога помогает человеку избежать и боли. Американские учителя голливудской звезды Шэрон Стоун, актера Уильяма Дефо, поп-идола Мадонны, рок-певца Стинга, модельера Донны Каран, отца-основателя движения «хип-хоп» и шефа легендарной фирмы DefJam Рассела Симмонса, а также топ-модели Кристи Терлингтон рассказывают о секретах йоги в интервью.

Дживамукти (на санскрите значит «святой» или лучше перевести «человек, достигший освобождения от законов кармы», «освободившийся от (нескончаемой) цепи перерождений»).

- Откуда произошла йога?

Шэрон Ганнон: - Этого никто не знает. Некоторые предполагают, что подлинные корни учения находятся в Древнем Египте. Доподлинно известно: более 4 тысяч лет назад появились первые индийские свидетельства, которые говорят об этом. Однако большинство индийских йогов утверждают, что йога всегда существовала, и мы всегда были окружены ею.

Дэвид Лайв: - Это звучит непривычно для слуха западного человека, но все-таки остается общим местом то, что человек, который непрерывно наблюдал за природой - ветром, облаками, водой, огнем, флорой и фауной, изобрел йогу.

- Отчего все эти акробатические трюки в йоге полезны для души и тела?

Дэвид: - Йога - это нечто большее, чем просто асаны или физические упражнения. Йога - это образ жизни, философия, которая учит, как быть и оставаться в этой жизни счастливым и довольным. Несмотря на внешние обстоятельства. А упражнения в йоге - помогают прочувствовать эту философию.

- Неужели гимнастика на грани экстрима может сделать счастливым?

Шэрон: - Да. Человек, который занимается йогой, занимается в некоторой степени глубоко идущей телесной психотерапией. Ведь мы несем все свои разочарования, гнев, боли, страхи и нерешенные конфликты не только в памяти и в подсознании, но и в нашем теле. Все, что мы пережили в своем прошлом, аккумулируется где-то в нашей органической системе. Хороший учитель йоги знает, где у его учеников сидят негативные эмоции и ненавязчиво при помощи специальных упражнений - асан, деблокирует их.

- На что обращают внимание учителя йоги, понимая, что в теле накопились негативные воспоминания?

Шэрон: - На манеру держать себя, осанку, походку, жестикуляцию, зажатость, ограниченность подвижности при движении, болевые точки. Хорошими индикаторами для определения общего состояния организма служат также выражение лица, язык и прежде всего . Большинство дышат коротко и быстро только в верхней части груди. Они постоянно испытывают страх, не получая достаточного количества кислорода. Йога углубляет и увеличивает продолжительность дыхания. Глаза вновь начинают светиться, мимика лица становится мягче, поза - прямой, но не развязной и разболтанной. Мысли проясняются, становятся уравновешенными и спокойными.

- Существует множество разновидностей йоги. Какая из них лучше?

Дэвид: - Есть только йога. Неважно, называется она хатха-йога, сивананда-йога или дживамукти-йога, все это йога. Для сравнения, абрикосовый сок остается абрикосовым соком в какую бы бутылку его не налить и какую бы этикетку на нее не наклеить. Безусловно, существуют незначительные различия среди школ йоги, но содержание их все равно всегда одно и тоже. Какую методику выбрать - каждый должен решать сам.

- Может ли заниматься йогой совершенно неспортивный человек? Человек с избыточным весом или больной?

Шэрон: - Конечно. Учитель йоги составляет совершенно индивидуальную программу для каждого конкретного человека. Поразительно, как быстро становятся на ноги страдающие от мигреней и хронических инфекций, люди с нарушениями системы кровообращения, имеющие проблемы с пищеварением и т. д. Те, кто вынужден регулярно употреблять медикаменты, например астматики, диабетики или люди с повышенным артериальным давлением, могут с помощью йоги сократить необходимые дозы препарата, а через некоторое время даже совсем прекратить их принимать.

Дэвид: - Потрясающе быстро йога излечивает от всех видов нервозности, нарушений сна, стрессов и депрессий. Курильщики, алкоголики и наркоманы обретают в йоге истинную свободу, находят в себе мужество побороть свои недуги и всякую зависимость от любых наркотиков. Юношеская свежесть вливается в их души и каждую клеточку организма. Йога омолаживает лучше любого крема или косметической операции.

- Йога разглаживает морщины и корректирует фигуру?

Шэрон: - Каждый, кто регулярно занимается йогой, автоматически выводит из организма вредные шлаки и избавляется от излишней жировой ткани. Йога оптимизирует все процессы организма: обмен веществ, гормональный баланс, кровообращение и регенерацию клеток. Соединительная ткань и кожа становятся подтянутыми. Тем не менее йога - это не программа по оздоровлению для фитнесс-клуба или дома для престарелых. Йога - это образ жизни, «Дао» или Путь жизни.

Дэвид: - Есть неверное представление о йоге. Те, кто приступают к ее изучению для того, чтобы решать исключительно свои узколичные проблемы, например, карьерные вопросы или осуществить мечту стать моложе, стройней, здоровее и счастливее, очень быстро теряют интерес к ее изучению и разочаровываются в результатах. Тут налицо парадокс, ведь йога в состоянии решить все эти потребности.

- Почему следует изучать йогу?

Дэвид: - По причине страстного желания к внутренней и внешней гармонии и стремлению к настоящему и постоянному счастью. Из интереса понять смысл своей жизни, изнанку бытия. Можно сказать так: я хочу заниматься йогой, чтобы победить мой эгоизм, свои страхи, обуздать гнев или преодолеть неуверенность. Однако йога указывает еще и путь к Наивысшему. Она дает веру в Божественное и желание служить Ему.

- Нужно ли верить в Бога, чтобы получить пользу от йоги?

Шэрон: - Не обязательно в конкретного. Неважно как вы называете Высший Разум или как его себе представляете. У нас занимаются христиане, буддисты, индуисты, мусульмане, иудеи и представители других конфессий. Все значительные религиозные вожди, как Моисей, Будда, Иисус или Мухаммад, все практиковали и изучали йогу. Потому что йога представляет собой, в конечном счете, связь между человеком и Божественным.

- Йога - это разновидность религии?

Дэвид: - Йога - это духовный путь, ведущий к абсолютному счастью. Физические упражнения, асаны, - это только незначительная часть учения йоги. В целом, речь идет о том, чтобы все 24 часа в сутки ощущать себя счастливым.