Секретный комитет для решения крестьянского вопроса возглавил. Секретные комитеты

Создание секретных комитетов

Образовывались императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20-30-х гг. Главным в работе С. к. был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы.

Секретные комитеты

Комитет 6 декабря 1826

Первый С. к. - «Комитет 6 декабря 1826 » (существовал до 1832) под председательством В. П. Кочубея и при активном участии М. М. Сперанского пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих С. к. В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др. На основе деятельности Секретного комитета 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почётных гражданах (1832).

Комитет 1835 года

Созданный в марте 1835 С. к. разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого С. к. - подготовка реформы государственных крестьян. В 1839-42 в С. к. обсуждался проект П. Д. Киселева о введении инвентарей. Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах. С. к. в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в С. к. в 1846, 1847 и 1848.

Прочие секретные комитеты

Периодически создавались ведомственные и отраслевые С. к. Так, в 1840-43 действовало 6 финансовых С. к. В 1848 было создано 2 С. к. по вопросам цензуры (т. н. «Меншиковский» и Комитет 2 апреля, который действовал до 1855). Существовали С. к. карательного характера, действовавшие совместно с Синодом (С. к. о раскольниках и отступниках, 1825-59, С. к. высшей церковной цензуры, 1851-60). Деятельность ряда С. к. явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права. Последний С. к. был созван 3 января 1857 под председательством императора Александра II и занялся разработкой мер по отмене крепостного права. Нарастание революционной ситуации 1859-61 заставило правительство ускорить решение крестьянского вопроса. В конце 1857 Александр II особыми рескриптами разрешил дворянству ряда губерний приступить к составлению проектов «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», т. е. проектов отмены крепостного права. После опубликования этих рескриптов подготовка крестьянских реформ получила гласность. В начале 1858 С. к. был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Литература

  • Семевский В. И. , Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX вв., т. 2, СПБ, 1888;
  • Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае I, в кн.: Великая реформа , т. 2, М., 1911;
  • Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968, с. 55-59, 68-94.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Секретные комитеты" в других словарях:

    В России во 2 й четв. 19 в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857 58 для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права; в 1858 переименованы в Главный комитет … Большой Энциклопедический словарь

    СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ, временные государственные учреждения, создавались во 2 й четверти 19 в. в царствование императора Николая I для обсуждения проектов различных реформ. В царствование императора Александра II в 1857 создан С. к. для обсуждения… … Русская история

    В России во 2 й четв. 19 в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857 58 для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права; в 1858 переименованы в Главный комитет. Политическая… … Политология. Словарь.

    Временные высшие совещательные органы в России в 1 й половине 19 в. Образовывались императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным… …

    Временные верховно бюрократич. учреждения, создававшиеся в царствование Николая I для обсуждения проектов реформ. Опасаясь обществ. брожения, Николай I окружил деятельность С. к. глубочайшей тайной, привлекая к ним лишь особо доверенных… … Советская историческая энциклопедия

    В России во второй четверти XIX в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ; в 1857 58 действовал Секретный комитет по крестьянскому делу для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного… … Энциклопедический словарь

    СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ - временные высшие совещательные органы в России в 1 й половине XIX в. Были образованы императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований. Главным в работе Ок. был крестьянский вопрос – подготовка отмены крепостного права. До… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    А; м. [франц. comité от лат. committere поручать] 1. Выборный коллегиальный орган, руководящий какой л. работой. Исполнительный к. Местный к. профессионального союза. 2. Орган государственного управления, выполняющий определённые функции. К. по… … Энциклопедический словарь

    Буржуазная реформа, отменившая Крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной К. р. явился кризис феодально крепостнической системы. «Сила экономического развития, втягивавшего Россию… … Большая советская энциклопедия

    В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

15:24 — REGNUM

Александр II призывает московских дворян приступить к освобождению крестьянства. 1857. Гравюра начала 1880-х гг .

1857 год. 15 января (3 января ст.ст.) был учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу для подготовки реформы по освобождению крестьян.


Образцы крестьянских плугов

"С того дня (30 марта 1856 г.), когда Александр II заявил: "Лучше сверху, чем снизу", - началась по инициативе царя подготовка к отмене крепостного права. Но эту инициативу лично Александру II ставить в заслугу нельзя. Сам по себе он был еще более консервативен, чем его отец, Николай I. Даже те грошовые уступки в крестьянском вопросе, которые допускал Николай, Александр считал лишними.

Как личность, Александр II был, конечно, привлекательнее отца - умнее, образованнее, мягче и сдержаннее характером (сказалось на нем влияние его воспитателя В.А. Жуковского). Внешне, статью и выправкой, - вылитый отец, он умственно и нравственно больше походил на своего дядю, Александра I, чем на отца. Однако и Александр Николаевич тоже сочетал в себе - не столь кричаще, как Николай Павлович,- пороки самодура и ретрограда, да и чрезмерно полагался на бывших служак Николая, о которых Ф.И. Тютчев в 1856 г. сказал, что они ему "напоминают волосы и ногти, которые продолжают расти на теле умерших еще некоторое время после их погребения в могиле".

В отличие от сильной, хотя и ограниченной, истинно жандармской натуры Николая, Александр был по натуре не столько слаб, сколько изменчив. Этим он тоже напоминал своего дядю. В молодости он, к примеру, то безропотно терпел, как отец под горячую руку хлестал его по щекам (оттого, по уверению злых языков, щеки у Александра смолоду отвисли), то вдруг дерзал презреть отцовскую волю и стоять на своем. С годами Александр II сохранил эту неустойчивость натуры - и в личной, и в государственной жизни, "всегда шел то вправо, то влево, беспрестанно меняя свое направление". Долго колебался он и прежде, чем проявить инициативу в отмене крепостного права. Главное же, эта его инициатива была вынужденной, навязанной царю силою обстоятельств - силою, давно и неуклонно нараставшей, в виде экономических и социальных бедствий, стихийного протеста крестьянских масс, давления со стороны либералов и революционеров.

Подготовка отмены крепостного права в России началась с того, что 3 января 1857 г. был учрежден очередной Секретный комитет по крестьянскому делу, как это делалось время от времени при Николае I. В состав комитета вошли 11 вельмож: бывший шеф жандармов А.Ф. Орлов, настоящий шеф жандармов В.А. Долгоруков, будущий "Вешатель" М.Н. Муравьев, бывший член суда над петрашевцами и будущий председатель суда над ишутинцами П.П. Гагарин и другие, почти все без исключения реакционеры, крепостники. Орлов даже похвалялся, что "скорее даст отрубить себе руку, чем подпишет освобождение крестьян с землей". Он и был назначен (не за это ли?) председателем комитета.

Таков был комитет по подготовке освобождения крестьян. Члены его не скрывали своей готовности похоронить крестьянский вопрос в разговорах "о крестьянском вопросе", как это было в таких же комитетах при Николае I. Однако нарастание революционной ситуации и в особенности подъем крестьянского движения заставили комитет через 6,5 месяцев абстрактных прений конкретно приступить к делу. 26 июля 1857 г. член комитета министр внутренних дел С.С. Ланской представил официальный проект реформы и предложил создать в каждой губернии дворянские комитеты с правом вносить свои поправки к проекту. Это предложение означало, что царизм, проявляя максимальную чуткость к интересам помещиков, так повел реформу, чтобы инициатива ее осуществления исходила от дворянства с минимальным для дворян ущербом. Сам Ланской афишировал свои крепостнические убеждения, печатно заявив, что государь император поручил ему "ненарушимо охранять права, венценосными его предками дарованные дворянству". 20 ноября царь узаконил предложение Ланского в рескрипте на имя прибалтийского генерал-губернатора В.И. Назимова. Рескрипт Назимову был разослан для сведения всем губернаторам и опубликован. В нем излагались те сформулированные Ланским /187/ принципы реформы, которыми должны были руководствоваться губернские комитеты, а именно:

1) помещики сохраняют в своих руках всю землю и вотчинную (т.е. полицейскую) власть над крестьянами;

2) крестьяне получают лишь юридическую свободу личности, да и то после так называемого переходного периода (до 12 лет), а также усадьбу за выкуп, без земли".

Цитируется по: Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций. - М.: Высшая школа, 1997

История в лицах

Из письма Александра II великой княгине Елене Павловне, 1856 год :

Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян

Цитируется по: Татищев С.С. Император Александр II: Его жизнь и царствование. М.: Эксмо, 2009

Мир в это время

В 1857 году в Индии начинается восстание сипаев.

Подавление индийского восстания англичанами. В.Верещагин. 1884 год

"Воскресным вечером 10 мая 1857 года местные наемники-сипаи 20-го и 11-го полков Бенгальской туземной пехоты и III полк легкой кавалерии подняли мятеж на стратегически важной военной базе в Мируте, отказавшись повиноваться своим офицерам-британцам, и открыли по ним огонь. Они захватывали, грабили и жгли бунгало европейцев, хладнокровно истребляя их обитателей. В живых не оставляли никого, даже женщин и детей. Грохот ружейного огня и оглушительные звуки военных горнов перекрывали жуткие крики боли и отчаянные мольбы о пощаде.

Мятежники скрылись в ночной тьме, захватив заложников. Менее чем сутки спустя, рано утром 11 мая, сипаи перешли по мостам через реку Ямуна и направились в Красный форт в Дели. Вооруженные ружьями, пистолетами, ножами, кинжалами и мечами, мятежники подавили сопротивление гарнизона, расквартированного в форте, перебив множество англичан. Восстание возглавил падишах Бахадур Шах Зафар II, престарелый правитель династии Моголов. Местная столица империи, Дели, пала. Сипаи одержали свою первую победу.

Не успела колониальная администрация осознать весь масштаб катастрофы, как мятежи вспыхнули в Северной и Центральной Индии. Это было начало страшных событий, продолжавшихся многие дни и месяцы. Британским властям стало ясно: происходит нечто большее, чем просто бунт сипаев, - британскому империализму был брошен вызов.

Поводом для мятежа стала печально известная проблема со средствами ухода за только что поступившими на вооружение капсюльными ружьями системы Энфилда. Смазка винтовки и пропитка картонных патронов содержали в себе животные жиры, верхушку же патрона (с пулей) надлежало надкусить при заряжании ружья (из картонной гильзы в ствол насыпался порох, сама гильза использовалась как пыж, сверху шомполом забивалась пуля). Сипаев, среди которых были и индуисты, и мусульмане, пугала перспектива осквернения через подобный контакт с останками животных - коров и свиней. Причина, как известно, в религиозных табу: свинья считается у мусульман нечистым животным, а корова для индуистов - животное священное, и питаться его мясом великий грех.

Армейское руководство настаивало на использовании и новой модели ружья, и смазанных запретными жирами патронов к нему, не обращая внимания на растущее недовольство сипаев. Когда власти осознали ошибку, было уже поздно: сипаи истолковали нововведение как преднамеренное оскорбление их религиозных чувств, и хотя командование тщательнейшим образом следило за тем, чтобы подразделения сипаев комплектовались по смешанному религиозному признаку, дабы устранить вероятность возникновения среди них сговора, эффект оказался прямо противоположным. Сипаи - и индуисты, и мусульмане - забыли разногласия и объединились в защите "дхармы и Корана" (...)

Мятеж был подавлен с исключительной жестокостью. И как ни пытались британцы охарактеризовать его всего лишь как "бунт сипаев, и ничего более", факты говорили о другом. Один из представителей британской администрации в Дели, Т. Меткалф, отмечал с сожалением, что "англичане живут на вулкане, готовом в любой момент взорваться вспышкой беспощадного насилия. Все Удхи с оружием в руках восстали против нас, не только регулярные войска, но и 60 тысяч человек из армии экс-короля. Заминдары и их челядь, 250 фортов, до зубов оснащенных артиллерией, действуют против нас. Правлению Компании (Ост-Индской) они противопоставили верховную власть собственных королей и почти единодушно выступили в их поддержку. Даже служившие в армии наемники стали нашими противниками, и все, до последнего человека, примкнули к мятежникам"(...)

Мятеж 1857 года потряс сами основы имперского правления в Индии, оказав воздействие и на большинство остальных колоний. Британцы более не могли представлять колонизацию обоюдовыгодной как для колонизаторов, так и для колонизируемых. Отчаянно пытаясь сохранить Индию в качестве колонии, британская корона распустила Ост-Индскую компанию, передав управление Индией напрямую правительству Великобритании. Прошли административная и военная реформы. Воззвание королевы обещало "уважать чувства преданности, которые индийцы испытывают к землям, унаследованным ими от их предков", "в законотворчестве и правопорядке надлежащим образом учитывать исторически сложившиеся порядки, обычаи и традиции Индии".

А для самой Индии 1857 год стал поворотным - индийцы как нельзя более доходчиво обозначили свое стремление к самостоятельности, хотя до обретения независимости и оставалось еще почти столетие".

Цитируется по: Кумар М. Сипаи против империи. Вокруг света, №8, 2007

Секретные комитеты и их деятельность.

Данную главу я бы хотела начать с упоминания о секретных комитетах. Основным в работе секретных комитетов был крестьянский вопрос. Так, Николай I поставил во главе секретных комитетов по рассмотрению дел о быте крестьян Графа П.Д. Киселева.

Первый Комитет 6 декабря 1826г. (существовал до 1832г.) под председательством В. П. Кочубея имел программное значение для всех последующих секретных Комитетов. В этом Комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, а также запрета отчуждать их без земли, проекты о создании новых сословий, об упорядочении центральной и местной администрации.

В секретном Комитете 1835-1836г., ведущая роль в котором принадлежала П. Д. Киселеву, Сперанскому, E. P. Канкрину, обсуждался вопрос о постепенной замене крепостнических отношений договорными: крестьянам предоставлялось право свободного состояния, а вся земля оставалась собственностью помещиков. Результатом работы этого Комитета - стала подготовка реформы государственных крестьян.

О Комитете 1839-1842 хотелось бы поговорить более подробно. Прежде всего, этот Комитет имеет особое значение в истории крестьянского вопроса. Как известно, Николай I опасался общественных волнений и поэтому окружил деятельность секретных Комитетов глубочайшей тайной, приглашая в них только доверенные лица. Таким образом, «Комитет, по соображениям секретности, назывался “Комитетом о повинностях в казенных имениях западных губерний”».

Перед Комитетом стояли такие задачи, как поиск новых условий освобождения крестьян от помещиков, то есть необходимость пересмотреть закон о вольных хлебопашцах. Также обсуждался проект П.Д. Киселева о введении инвентарей. Проведение инвентарной реформы в помещичьей деревне было начато законом от 15 апреля 1844 года. Считалось, что реформа должна улучшить положение крестьян. Реформа проводилась только в западных губерниях, потому что в центральных губерниях России было велико сопротивление русских помещиков. В западных же губерниях было немного русских помещиков, а значит, их отношения с властями не подвергались большой опасности. Стоит отметить, что итоги этой реформы неоднозначны. С одной стороны, положение крестьян ухудшилось, так как в инвентарях повинности завышались помещиками. С другой стороны, частновладельческие крестьяне впервые получили возможность жаловаться на помещиков из-за превышения ими норм, закреплённых в инвентарях.

Инициатором Комитета 1839-1842г. был П. Д. Киселев. Он разработал новое положение об освобождении крестьянства. Суть его проекта состояла в том, что помещики больше не могли определять размеры земельного надела для крестьян, а также размеры повинностей. Крестьяне получали от помещиков землю, которая поступала в общинное пользование, а следовательно, не могла уже быть возвращена обратно помещиками. То есть, предлагалось освобождение крестьян с землей. В зависимости от размеров помещичьей земли, передаваемой бывшему крепостному в пользование, устанавливались размеры повинностей. Государство брало под свой контроль соблюдение обязательных соглашений между помещиками и крестьянами. Освобожденные крестьяне назывались обязанными и имели собственные права: права личной свободы, права движимой и недвижимой собственности, право перехода в другие сословия, право защиты в суде. Реакция на данный проект не была только лишь положительной. Стало понятным, что с принятием этого проекта у правительства уже не останется шансов освободить крестьян без земельных наделов, иначе последуют крестьянские недовольства. Более того, помещики вставали под угрозу оказаться совсем без земельной собственности. Члены Комитета, не одобрявшие проект Киселева, настаивали на отстранении государства от вмешательства в дела между помещиками и крестьянами и предпочитали оставить земли за помещиками. Важно, что проект Киселева был практически в шаге от отмены крепостного права и наделением крестьян земельной собственностью. Разногласия по теме проекта вскоре вышли за рамки Комитета, и, согласовавшись с Николаем I, Киселев был вынужден пойти на уступки. Теперь основная идея проекта заключалась в договорном пользовании крестьянами землей с условием отработки повинностей. Однако члены комитета настояли на том, чтобы к закону о вольных хлебопашцах 1803г. просто добавить Положения об обязанных крестьянах, не останавливаясь на деталях, а дать возможность помещикам действовать по их усмотрению. Николай I принял такое предложение. На общем собрании Государственного совета обсуждался данный проект, названный бесполезным и неопределенным. «Председатель Совета И.В.Васильчиков на это отвечал, что надо “сделать, по крайней мере, что-нибудь”, чтобы успокоить дворянское общественное мнение и крестьян». Здесь же видно и мнение самого императора о крестьянском вопросе. «Император Николай I произнес в Совете известную речь, в которой назвал крепостное право “злом для всех ощутительным и очевидным”, но прикасаться к которому “теперь было бы делом еще более гибельным”. Но “всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда”». Несмотря на то, что Николай I дал понять, что не намерен в данный период времени решать вопрос об отмене крепостного права, Комитет 1839-1842г. был создан именно для осуществления этих замыслов, которые, однако, на этом этапе реализовать не удалось. Был лишь подписан указ 2 апреля 1842г. об обязанных крестьянах, в котором первоначальных идей, таких как предоставление крестьянам личной собственности и инвентаризации помещичьей собственности, уже не было.

И хотя в обязанные крестьяне было переведено малое количество человек по сравнению с общим числом всех крепостных, закон обратил на себя внимание дворянства, а именно на отношения между землевладельцами и крепостными. И как писал В.О.Ключевский, «На почве закона 1842г. только и стало возможно Положение 19 февраля , первая статья которого гласит, что крестьяне получают личную свободу “без выкупа”».

Дальше хотелось бы остановиться на записке графа Л.А.Перовского, которая носила название «Об уничтожении крепостного состояния в России». Для ее рассмотрения был создан в 1846г. еще один секретный Комитет. Суть проекта Перовского состояла в том, что крестьяне по-прежнему прикреплены к земле, но уже не являются собственностью помещиков. Крестьяне, оставаясь крепостными, должны были выплачивать сумму, установленную законом, обеспечивая таким образом и дворян-хозяев, и государство. Такой проект содержал такие же принципы, как и проект М.М.Сперанского, еще в Комитете 1826г. По задумкам Перовского, помещик должен был превратиться в государственное лицо, чиновника.

Сознание дворян постепенно меняется, приходит понимание ненужности крепостного права, обременительности крестьян. «Помещики перестали бояться экономических последствий отмены крепостного права. Что же мешает немедленному освобождению крестьян?». И сразу же мы находим ответ на этот важный вопрос. «…часть дворянства, с точки зрения Перовского, уже дозрела до того, чтобы освободить крестьян, их останавливает только склонность народа к анархии».

Мысли Перовского были одобрены комитетом. Идея постепенного освобождения крестьян от крепостного права, чтобы не будить в обществе опасных волнений, казалось единственно правильной.

Комитет считал необходимым установить некоторые правила: оградить собственность крестьян от притязаний на нее помещиков, определить власть помещика над крестьянами и даровать крестьянам права жаловаться на злоупотребления помещиков. Один шаг касательно этих правил уже был сделан, а именно издание Уложения 1845г. о наказаниях, где разбирались полномочия помещиков в наказании крепостных.

Важным для Комитета представлялся и «Закон о собственности крестьянской» как основное ограничение помещичьей власти.

В решении крестьянского вопроса немалую роль играл и Комитет 1847г. Речь идет об указе 8 ноября «О предоставлении крестьянам имений, продающихся с публичных торгов за долги, права выкупать себя с землею». Иными словами, крестьяне по всей России могли выкупаться на свободу на публичных торгах при внесении выкупной суммы. Такие крестьяне становятся государственными и полученные земли могут и продавать, и обменивать, но только с подтверждения министерства государственных имуществ. Выкупившиеся крестьяне назывались безоброчными, потому что выполняли все повинности, что ложились на плечи государственных крестьян, кроме оброка. (В последующем, было решено называть выкупившихся крестьян «государственными на особом положении»). Николая I эта идея воодушевила, и он высказал одобрение. Стоит отметить, что данный закон уже действовал в Грузии (закон 1824г.), так что теперь стояла задача распространить его на другие части империи.

Интересно обратить внимание на то, что император, Николай I, был во многом уступчив в вопросах крепостничества и, скорее всего, не очень настойчив. Возможно, он не был уверен в своих идеях или же не знал как поступить правильнее. К такому выводу не сложно прийти: «Встал вопрос: как называть выкупившихся крестьян? Император предложил – “крестьяне-собственники”. Однако сначала Орлов, а за ним и другие выступили против: такое название, утверждали они, будет непонятно для простого народа и может дать повод к недоразумениям и превратным толкам. Николай I уступил…». « “Я не мог, - заметил Николай Павлович, - не уважить это требование, ибо для всех вас я император, а для меня императором был мой брат Константин”».

После издания закона 1847г. велась активная борьба за его ликвидацию. Что интересно, борьба велась даже теми, кто этот закон и принимал (в их числе П.Д.Киселев, Л.А.Перовский).

Закон 8 ноября 1847 года действовал недолго. Тульский предводитель дворянства В. А. Норов представил Николаю I записку о вреде этого указа, что стало поводом к новому Комитету 1848-1849 годов. В Государственном совете большинство высказывалось за упразднение указа, однако, было решено в конечном итоге составить новое «Положение об описи, и публичной продаже», утвержденное в 1849г. В соответствии с этим Положением выкуп крестьян был сильно ограничен, так как теперь он ставился в полную зависимость от воли помещиков.

В итоге, важным является то, что указ 8 ноября 1847г., как и указ об обязанных крестьянах, подготовил сознание масс к неизбежному освобождению крестьян или, в крайнем случае, к изменениям в системе крепостного права.

Если постараться подвести некий итог вышесказанному, то задумки, связанные с инвентаризацией, были осуществлены в западных губерниях. Далее, до 1835г. крестьяне могли освобождаться без земли, со временем стало понятно, что такое освобождение еще хуже, чем крепостное право. В правление Николая I произошло изменение и в сознании дворянства на тему крестьянского вопроса. Крестьяне становятся предметом опеки со стороны государства, власть помещиков над крестьянами ограничивается. Однако же в правовом отношении, положение крестьянства мало изменилось.

Если говорить о законодательстве касательно крестьян, то произошли изменения в паспортной системе: крестьяне могли продлить паспорта в местном казначействе, находясь на заработках, с условием письменного разрешения помещика. Получали паспорта крестьяне теперь не из вотчинной администрации, а из уездного казначейства. Плата за сами паспорта снизилась. «Запрещается выдавать плакатные паспорта: а) слепым, калекам и старикам к работе неспособным; б) людям публично наказанным, на прожитие в столичных и губернских городах; в) кому-либо вместе с женою и детьми; ибо каждое лицо должно иметь свой паспорт».

Еще при Александре I крестьяне получили расширенные возможности для предпринимательства: можно было учреждать заводы и фабрики, но опять же с разрешения помещиков. «Крепостным людям не запрещается учреждать фабрики и заводы с соблюдением общих для этого правил и с дозволения помещика». Более того «Им дозволяется также вступать временно в цехи, заниматься ремеслом в своих селениях и продавать изделия в городах». С 1848г. крестьянам разрешалось покупать недвижимое имущество, разумеется, так же не без согласия помещиков.

«Крепостным людям не запрещается давать деньги свои другим лицам взаймы и получать от них узаконенные обязательства, но с условием, что они не могут принимать в заклад ни деревень, ни крепостных людей с землей или без земли».

Отметим, что принимаются акты, провозглашающие переход крестьян «по воле помещиков» в свободное состояние. А все потому, что правительство никак не могло решиться на отмену крепостного права, надеясь возложить это в какой-то мере на помещиков.

С 1853г. процесс перевода крестьян в свободные хлебопашцы становится более трудным, а указ 8 ноября 1847г., точнее ограничения, принятые к этому закону, упразднили понятие «свободные хлебопашцы», заменив его «государственными крестьянами».

Как мы помним, существовало правило, запрещающее ссылать крестьян старше 50 лет «по воле помещиков» в Сибирь, теперь это возрастное ограничение снималось. А во второй половине XIX века помещики получили право наказывать своих крепостных.

Однако правительство боялось крестьянских выступлений, и следило, чтобы помещики не злоупотребляли своей властью. С 1853г. введен запрет на ссылку беременных женщин и женщин с грудными детьми «по воле помещика». В случае особой жестокости по отношению к крепостным, помещик лишался управления имением, а также права покупки и продажи крестьян.

6 декабря 1826 года Николай направил графу В. П. Кочубею рескрипт, назначив его Председателем особого комитета, которому следовало «обозреть настоящее положение всех частей управления, дабы из сих соображений вывести правила к лучшему их устройству и исправлению». В состав этого Секретного комитета, названного по дате его образования «Комитетом 6 декабря», вошли члены Государственного совета – генералы П. А. Толстой и И. В. Васильчиков и барон И. И. Дибич, а также статские сановники – князь А. Н. Голицын, М. М. Сперанский и Д. Н. Блудов. Этот рескрипт появился после того, как Сперанский за неделю перед тем представил Николаю записку о том, чем следует заниматься такому комитету. На его записке Николай написал резолюцию, в которой предложил «Изложить мнения: 1) что предполагалось, 2) что есть, 3) что кончить оставалось бы, 4) в изложении мыслили, что нынче хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить». «Комитет 6 декабря» стал первым из десяти Секретных комитетов, которые вслед за тем создавались для обсуждения проектов различных реформ. Главным при обсуждении был крестьянский вопрос, но так как гласность рассмотрения проблемы совершенно исключалась, это привело к полной неудаче их деятельности.

«Свод в систематическом порядке» А. Д. Боровкова
В то самое время, когда первый Секретный (или Особый) комитет начал собираться на свои заседания, Николай дал поручение тайному советнику А. Д. Боровкову – бывшему секретарю Особого комитета для следствия о тайных обществах, возглавлявшему делопроизводственную часть процесса от начала следствия до вынесения приговоров (обобщить сказанное декабристами во время следствия и суда). Царь назвал Боровкову четверых, наиболее ему запомнившихся. Боровков сделал извлечения из ответов Батенкова, Штейнгеля, Александра Бестужева и Пестеля. Он опустил повторы и «пустословие» и оставил главное – идеи, касающиеся исправления дел в России.
В изложении Боровкова идеи декабристов выглядели следующим образом. Начиналось все с противопоставления первых лет царствования Александра (до 1807 года) его последующему царствованию, когда из-за войн с Наполеоном расстроились финансы, произошло обнищание народа и надежды людей остались без исполнения. Победа в Отечественной войне 1812 года ничего не дала народу. Ратники, вернувшиеся из-за границы, из освободителей России и Европы снова превратились в крепостных рабов, и деспотизм хуже прежнего стал царствовать во всей империи. Далее Боровков указал, что: 1) воспитание юношества было пронизано свободомыслием, а окружающая действительность во всем противоречила его идеалам; 2) законы наши запутаны и противоречивы, отчего торжествуют крючкотворы и ябедники, а бедные и невинные страждут; 3) судопроизводство настолько многоступенчато и сложно, что порой недостаточно жизни, чтобы дождаться окончания дела. К сему следует присовокупить несправедливости, злоупотребления, волокиту и лихоимство, до крайности истощающих тяжущихся; 4) система правления государством в губерниях, Сенате, министерствах, Кабинете министров занималась лишь камуфляжем недостатков, прикрываясь «высочайшими повелениями», так что «верховное правительство рассыпалось, потеряло единство и представляло нестройную громаду»; 5) жалованье чиновников вопиюще несоразмерно – меньшинство жирует, а масса нищенствует: «чиновники целого уезда, вместе взятые, не получают жалованья и одного надзирателя питейного сбора»; 6) взимание податей остается в совершенном произволе местного начальства, не подвергаясь ни проверке, ни учету; 7) тяжким бременем лежат на народе дорожные повинности, доводя множество хозяйств до разорения; 8) недоимки, которые жестоко выбивали и выколачивали, почти целиком шли в Петербург, а все остальные города «пришли в упадок, оскудели и упали духом»; 9) казенная продажа вина и соли позволила государству взвинчивать на них цены, одновременно грабить и откупщиков, и подрядчиков, отчего разорились многие знатнейшие купцы; 10) тарифная политика привела к упадку отечественную торговлю в угоду торговле Австрии, Пруссии и Польши; 11) военный флот сгнил в гаванях, ибо не дождался оснащения и вооружения; 12) военные поселения, водворенные насильственно, были приняты «с изумлением и ропотом», но ничего не решили; 13) состояния – дворяне-помещики, личные дворяне, духовенство, купечество, мещане, казенные крестьяне, удельные крестьяне – все испытывают великие тяготы и ждут от нового государя решения своей участи.
В заключение Боровков писал: «Надобно даровать ясные, положительные законы, водворить правосудие учреждением кратчайшего судопроизводства, возвысить нравственные образования духовенства, подкрепить дворянство, упавшее и совершенно разоренное займами в кредитных учреждениях, воскресить торговлю и промышленность незыблемыми уставами, направить просвещение юношества сообразно каждому состоянию, улучшить положение земледельцев, уничтожить унизительную продажу людей, воскресить флот, поощрить частных людей к мореплаванию, словом, исправить неисчислимые беспорядки и злоупотребления».
Свой «Свод» А. Д. Боровков представил Николаю 6 февраля 1827 года. Император велел снять со «Свода» две копии – одну отослал Константину в Варшаву, а вторую дал князю В. П. Кочубею (председателю Государственного совета). Через некоторое время Кочубей, встретив Боровкова, сказал, что император часто просматривает представленный ему «Свод», да и он тоже нередко обращается к нему. А потом Боровков стал все чаще встречать отдельные положения и мысли «Свода» в разных правительственных постановлениях.

Еще по теме Первый Секретный комитет:

  1. Первый кризис с заложниками и выход на первый план Черномырдина

Секретные комитеты

временные высшие совещательные органы в России в 1-й половине 19 в. Образовывались императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20-30-х гг. Главным в работе С. к. был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы. Первый С. к. - «Комитет 6 декабря 1826» (существовал до 1832) под председательством В. П. Кочубея (См. Кочубей) и при активном участии М. М. Сперанского (См. Сперанский) пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих С. к. В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др. На основе деятельности С. к. 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почётных гражданах (См. Почётный гражданин) (1832). Созданный в марте 1835 С. к. разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого С. к. - подготовка реформы государственных крестьян (См. Государственные крестьяне). В 1839-42 в С. к. обсуждался проект П. Д. Киселева (См. Киселёва реформа) о введении инвентарей (См. Инвентари). Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах (См. Обязанные крестьяне). С. к. в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в С. к. в 1846, 1847 и 1848. Периодически создавались ведомственные и отраслевые С. к. Так, в 1840-43 действовало 6 финансовых С. к. В 1848 было создано 2 С. к. по вопросам цензуры (т. н. «Меншиковский» и Комитет 2 апреля, который действовал до 1855). Существовали С. к. карательного характера, действовавшие совместно с Синод ом (С. к. о раскольниках и отступниках, 1825-59, С. к. высшей церковной цензуры, 1851-60).

Деятельность ряда С. к. явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права. Последний С. к. был созван 3 января 1857 под председательством императора Александра II и занялся разработкой мер по отмене крепостного права. Нарастание революционной ситуации (См. Революционная ситуация) 1859-61 заставило правительство ускорить решение крестьянского вопроса. В конце 1857 Александр II особыми рескриптами разрешил дворянству ряда губерний приступить к составлению проектов «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», т. е. проектов отмены крепостного права. После опубликования этих рескриптов подготовка крестьянских реформ получила гласность. В начале 1858 С. к. был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу .

Лит.: Семевский В. И., Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX вв., т. 2, СПБ, 1888; Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае I, в кн.: Великая реформа, т. 2, М., 1911; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968, с. 55-59, 68-94.

А. Г. Тартаковский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Секретные комитеты" в других словарях:

    Временные высшие совещательные органы в России в первой половине XIX в. Содержание 1 Создание секретных комитетов 2 Секретные комитеты … Википедия

    В России во 2 й четв. 19 в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857 58 для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права; в 1858 переименованы в Главный комитет … Большой Энциклопедический словарь

    СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ, временные государственные учреждения, создавались во 2 й четверти 19 в. в царствование императора Николая I для обсуждения проектов различных реформ. В царствование императора Александра II в 1857 создан С. к. для обсуждения… … Русская история

    В России во 2 й четв. 19 в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857 58 для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права; в 1858 переименованы в Главный комитет. Политическая… … Политология. Словарь.

    Временные верховно бюрократич. учреждения, создававшиеся в царствование Николая I для обсуждения проектов реформ. Опасаясь обществ. брожения, Николай I окружил деятельность С. к. глубочайшей тайной, привлекая к ним лишь особо доверенных… … Советская историческая энциклопедия

    В России во второй четверти XIX в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ; в 1857 58 действовал Секретный комитет по крестьянскому делу для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного… … Энциклопедический словарь

    СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ - временные высшие совещательные органы в России в 1 й половине XIX в. Были образованы императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований. Главным в работе Ок. был крестьянский вопрос – подготовка отмены крепостного права. До… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    А; м. [франц. comité от лат. committere поручать] 1. Выборный коллегиальный орган, руководящий какой л. работой. Исполнительный к. Местный к. профессионального союза. 2. Орган государственного управления, выполняющий определённые функции. К. по… … Энциклопедический словарь

    Буржуазная реформа, отменившая Крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной К. р. явился кризис феодально крепостнической системы. «Сила экономического развития, втягивавшего Россию… …

    В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия