SMART. Учимся формулировать цель

Тема: «Целеполагание. Постановка SMART цели урока»

Цель: SMART ) целей урока в планировании.

Задачи:

Учителя смогут -

Понять о сущности SMART цели

Прийти к мнению о SMART цели – как правильной постановки целей, как достижение результата качества знаний

Ставить конкретные и достижимые цели, ориентируясь на ожидаемый результат

Выбрать правильный подход к постановке целей, то есть формулирование цели урока с позиции ученика

Составлять планирование урока, используя SMART цели.

Ожидаемый результат:

Знают о сути SMART цели

Придут к мнению о SMART цели – как правильной постановке цели

Могут ставить цели с позиции ученика

Могут составлять планирование урока, используя SMART цели ориентируясь на ожидаемый результат.

Ключевые идеи: SMART цели, постановка цели с позиции ученика, правильная постановка цели - результат достижения качества знаний.

Этапы

Деятельность коуча

Деятельность слушателей

Ресурсы

1.Вызов 3 мин

1.Психологический настрой. Позитивная разминка.

2.Деление на группы при помощи конфет.

Выполняют действия под музыку.

Выбирают конфету, ищут тех, кто выбрал такую же, рассаживаются по местам

Музыкальная физминутка «Паровоз-Дед Мороз»

Введение в тему через просмотр видео ролика.

Приём «Корзина идей»

Что такое цель и для чего она нужна?

(Это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, назначение, смысл предпринимаемых действий, желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы)

Просматривают видео ролик из кинофильма «Чародеи».

Запись ответов учителей на стикерах, заполняют «Корзину идей»

ИКТ, презентация

Стикеры, маркеры

2.Осмысление.

Презентация «Целеполагание. Постановка SMART цели урока»

К какому результату мы пришли? (Цели должны быть умными – это означает – SMART.)

Что это нам даст?

Просмотр презентации, отвечают на вопросы

Физминутка «Муха»

Игра на внимание, следуют указаниям тренера

Работа в группе: Составить SMART цели урока на любую тему (можно в группе или же индивидуально) с позиции ученика ориентируясь на ожидаемый результат.

Составление SMART цели урока, ориентируясь на ожидаемый результат.

Составление постера в группе.

Защита постера.

Постер, маркеры, раздача ресурсов

Подведение итогов

К какому выводу вы пришли?

Обсуждение

3.Рефлексия

Обратная связь «Новогодняя ёлка»

Рефлексия

Лист оценки, стикеры.

I этап. Вызов.

Учитель: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас в Джалтырской средней №1 школе на нашем коучинге. Семинар наш проходит в преддверии Нового года, поэтому коучинг мы начнём с весёлого позитивного настроя. Прошу встать всех в круг, друг за другом. Представьте, что вы отправились в путешествие на поезде. На каждой станции Вас ждёт что-то интересное.

(Прослушивают музыкальную физминутку «Паровоз-Дед Мороз», выполняют движения).

(делятся на группы)

Учитель: - Чтобы определить тему коучинга, я предлагаю Вам посмотреть видео ролик фрагмента из кинофильма «Чародеи».

(просматривают видео ролик)

Учитель: - Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего коучинга. Тема занятия «Целеполагание. Постановка SMART цели урока».

(слайд1-2)

Цель нашего коучинга: Оказать содействие учителям в правильной постановке (SMART ) целей урока в планировании.

Всем известно, что постановка целей – не самый любимый, и в то же время трудный, этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще учитель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернета для того чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что продумывание целей, это лишняя трата времени урока.

(слайд 3)

Приём «Корзина идей»

Учитель : - Применяя приём «Корзина идей», давайте с вами определим «Что такое цель урока и для чего она нужна?»

(учителя на стикерах пишут свои мысли и отправляют в «Корзину идей». Высказывания зачитываются, и делается вывод:

(слайд 4)

Цель урока – это прогнозируемый учителем результат работы ученика на уроке.

(слайд 4)

II Этап. Осмысление.

Учитель: Ответьте на такие вопросы:

Как вы думаете, всегда ли мы, верно, ставим цели на урок?

Понятны ли цели, которые мы ставим на урок учащимся?

Знают ли учащиеся, что мы от них ожидаем к концу урока?

(Учителя высказывают своё мнение)

(слайд 5)

Учитель: - Одним из правильных способов постановки целей является применение так называемых SMART – критериев.

S - конкретная

M - измеримая

A - достижимая

R – ориентированные на результат

T – соотносимая конкретным сроком

(Конкретная : цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, сильно отличающийся от запланированного.

Измеримая: измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей) для определения, достигнута ли поставленная цель и в какой степени;

Достижимая: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха;

Ориентированная на результат: цели должны характеризоваться, исходя из результата, а не количества проделанной работы

Соотносимые конкретным сроком: цель должна быть выполнима в чётко поставленные сроки. Без сроков конкретной цели нет.)

Учитель: - Критерии успеха, доведённые до ученика, являются гарантией понимания учениками своего пути к достижению успеха выполнению цели урока.

Критерии успеха могут помочь учащимся отслеживать свой прогресс и прогресс своих одноклассников. Они дадут им ясно понять, что именно представляет для них трудность и что у учащегося хорошо получается.

(слайд 6)

Например: Предмет: Познание мира.

Тема: Как животные приспосабливаются в природе.

Цель урока: к концу урока учащиеся смогут обобщить материал урока и отразить знания о приспособлении животных в природе в своём постере.

Критерии успеха:

    Могу назвать группы животных;

    Могу рассказать о жизни животных в разное время года;

    Могу объяснить, какую пользу приносят животные друг другу.

Учитель: - А теперь давайте рассмотрим ошибки, которые допускает учитель при постановке целей.

(слайд 7)

    Учитель ставит цель не на ученика (а на себя, что затрудняет понимание, чего же ожидает учитель от своего ученика. Например: «Систематизировать знания об имени прилагательном»)

    Цели «размытые» (их выполнение трудно измерить. Например: «Ученики получат представление о площади прямоугольника)

    Учитель путает цели с задачами

(Цель- это то, что мы хотим достичь, задача – это процесс, как мы этого достигнем?)

    Цели не доводятся до учеников (они подменяются темой, что затрудняет понимание учениками, что они должны достичь и, соответственно, как их будут оценивать.

    Учитель не уточняют понимание целей урока учениками

    Не подводятся итоги выполнения целей урока и критериев успеха (не проводит обратную связь)

(слайд 8)

Учитель: - Во избежание типичных ошибок необходимо помнить:

план урока включает SMART -цели и задачи урока

На уроке происходит:

    Знакомство учеников с целями или вовлечение учащихся в постановку целей;

    Уточнение понимания учащимися целей урока и определение шагов к достижению критериев успешности;

    Подведение итогов выполнения целей

Наводящие вопросы:

- К какому результату мы пришли, просмотрев презентацию? (Цели должны быть умными – это означает – SMART.)

При постановке целей урока должны мы учитывать понимание учеников?

С какой позицией мы должны подходить к постановке целей?

Должны мы знакомить учащихся с целями урока?

Что это нам даст?

(Формулирование цели урока с позиции ученика помогает учителю реагировать на то, как учащийся усваивает материал урока, а ученику дает возможность сконцентрировать свое внимание на том, что ему необходимо усвоить на уроке).

Физминутка «Муха»

Учитель: - Сейчас я предлагаю Вам выполнить работу в группе: составить SMART цели урока, критерии успеха, ожидаемые результаты (можно в группе или же индивидуально) с позиции ученика ориентируясь на ожидаемый результат. Вам предоставляется раздаточный материал, который поможет Вам в выполнении группового задания.

(выполняют задание в группах, презентуют)

Подведение итогов.

Учитель: - Можно ли сказать, что правильно поставленная цель дает шанс получить ожидаемый результат?

К какому выводу вы пришли?

III этап. Рефлексия «Новогодняя ёлка»

На стикерах напишите своё имя и приклейте его там, где как вы считаете, вы оказались после проведения нашего коучинга.

Был ли наш коучинг для Вас полезен?

Тема коучинга: «Постановка smart -целей урока»

Цель: участники коучинга будут ставить SMART – цели урока для того, чтобы ученик стал активным субъектом собственной учебной деятельности т.е. поставленная цель урока стала для него личностно-значимой и направляла его активность.

Задачи: 1. понимание необходимости «умных» целей 2. составление SMART цели; 3. размышление о роли «умной» цели на уроке.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Умение учителей ставить цели урока, определять содержание, прогнозировать ожидаемый результат; соотносить цели урока и ожидаемый результат; учителя смогут научить учеников ставить собственные цели на уроке.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: определение эффективности коучинга через мини-анкету по методу «Шкалирование», рефлексия вслух «По кругу»

Подходы к проведению сессии :

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Продукты деятельности учителей : постеры «Что такое цель?» (А4), разработанное целеполагание конкретного типа урока

I. Этап побуждения:

1.Вводная часть.

1 .Психологический настрой в кругу «Зеркало»

2.Распределение учителей по группам (по параллелям классов)

3. Просмотр позитивного видео -О чем данное видео?

4. Целеполагание

Сформулируйте тему нашего коучинга. -Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще учитель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернет для того чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что это лишняя трата времени урока.

Этап целеполагания - основополагающий на уроке, так позволяет учителю видеть план и результат своего воздействия на умы учеников. Занимает 2-3 минуты на уроке опытных учителей.

4. «Мозговой штурм »

по вопросу: Что такое цель урока и зачем она нужна?

Учителя составляют кластер и презентуют его.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Целеполагание – э то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

    сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

    соотносимы с типом и содержанием урока

    личностно ориентированы

воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.

II. Этап осмысления:

1.Ознакомление с дополнительным материалом , приложение № 1 S = Конкретными M = Измеримыми A = Достижимыми R = Реалистичными T = Ограниченными во времени

2. Работа в группах:

Задание 1. -Задайте вопроспо изученной теме другой группе

Задание 2. Каждой группе, используя вспомогательную таблицу (Приложение 2,3) разработать цели предлагаемого урока. Каждой группе предлагается определенный тип урока. Определить предмет, тему урока. Разработать цели и ожидаемый результат урока.

    Подведение итогов. Слово коуча. Вывод .

Таким образом, подводя итог, коуч делает вывод:

Цель обучения и его результаты:

« Цель обучения определяет то, чему стремится научить учеников учитель, конкретизируя свои «стремления» в вопросах:

Какие знания необходимы ученикам?

Какие ключевые идеи должны усвоить ученики?

Какие вопросы должны быть проанализированы и исследованы учениками?

Результаты обучения продемонстрируют учителю степень успешности его деятельности по достижению запланированных целей обучения на уроке.

Результаты должны быть:

Ориентированы на личность ученика:

Выражены в форме глагола, характеризующего приобретенный навык;

Согласованы с общей целью подготовки учеников.» (Руководство для учителя, 2012. с. 273)

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

III. Этап рефлексии:

1 . Индивидуальное задание: Мини-анкета ( Приложение №4)

2. Рефлексия вслух по кругу:

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Приложение 2

Как формулировать цели разных уроков?

Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

Учащиеся должны иметь представление о …

Учащиеся должны иметь общие понятия о …

Учащиеся должны распознавать …

Урок усвоения нового материала

Учащиеся должны понимать содержание…

Учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…

Учащиеся должны уметь выявлять закономерности…

Урок формирования новых умений

Учащиеся должны уметь применять знания в стандартной ситуации…

Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…

Учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Урок закрепления нового материала

Учащиеся должны знать…

Учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

Учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания…

Урок систематизации и обобщения учебного материала

Учащиеся должны знать…

Учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал…

Учащиеся должны уметь делать обобщение…

Урок проверки и оценки знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень):

Учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…

Учащиеся должны воспроизводить по образцу…

Учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму…

Учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…

Учащиеся должны владеть компетенцией…

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить...,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Приложение 3

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить...,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить...,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Приложение 3

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить...,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Приложение 4

Рефлексия коучинг – занятия по теме

Как правильно поставить цель урока?

Мини-анкета: Ответьте на вопросы, поставив в нужную ячейку «

1. Насколько мне всё было ясно и понятно

2. Насколько мне это было необходимо

3. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

4. Насколько я готов использовать полученные знания на своих уроках?

5. Насколько нужна помощь тренера?

Рефлексия коучинг – занятия по теме

Как правильно поставить цель урока?

Мини-анкета: Ответьте на вопросы, поставив в нужную ячейку «

1. Насколько мне всё было ясно и понятно

2. Насколько мне это было необходимо

3. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

4. Насколько я готов использовать полученные знания на своих уроках?

5. Насколько нужна помощь тренера?

Приложение 1

«Модель достижения целей - SMART »

Постановка целей по SMART

Что такое цели SMART

S (specific) - конкретная. Необходимо ответить на вопросы Кто: кто вовлечен? Что: что я хочу выполнить? Где: определить местоположение. Когда: установить временные рамки.

Убедитесь, что поставленные Вами цели конкретны, просты и прозрачны для учеников

M (measurable) измеримая. . Возможность измерения степени достижения цели. Следует устанавливать конкретные критерии для измерения прогресса. Например: “ Сегодня на уроке, чтобы получить 5, нужно … (4, 3,2) ”.

А (аchievable)- достижимая. Вы при постановке цели, вы должны быть уверены, что она достижима. Поставленные цели должны быть выполнимы именно на этом уроке, именно с этими детьми.

R (Realistic relevant ,) реалистичная и актуальная.

T (time-based) определенная во времени.

Рефлексия коучинг-занятия

Проведение коучинг-занятия вызвано необходимостью научить учителей постановке smart –целям урока для вовлечения ученика в учебный процесс как активного участника. Для этого надо определить для него понятные, четкие, достижимые, реалистичные цели урока, достигая которые ученик самостоятельно сможет определить уровень своей успешности.

Слова великого американского писателя Марка Твена: «Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда» - отражают реалии современного урока.

Работая в группах, учителя составляли постер, что такое цель урока и ее значение, составляли SMART - цели к урокам, обсуждали, презентовали. Во время обсуждения вопроса: «Надо ли привлекать учащихся к формулировке целей урока?» дискуссия между учителями стала особенно яркой. Однако в процессе исследовательской беседы группы пришли к важности этого этапа урока, т.к. понимание и принятие учебной цели учениками дает им возможность стать активными участниками урока, самим планировать и организовывать свою деятельность на уроке, формулировать критерии успеха. Мы считаем, что занятие прошло продуктивно, так как об этом свидетельствуют отзывы участников коуч-сессии: «Коучинг мне понравился. Новое видение урока. Материал полезен», « Активная форма обучения очень понравилась», «Раздаточный материал можно применять на уроках». В отзывах прозвучала просьба о необходимости проведения второго коучинга по этой теме. При планировании следующего занятия считаем необходимым рассмотреть информацию по таксономии Блума.

Приложение 1

КОУЧИНГ «Модель достижения целей - SMART »

Постановка целей по SMART

Один из самых действенных методов формирования мотивации - грамотно организованное целеполагание. Постановка целей по методу SMART поможет Вам поставить конкретные, измеримые, реалистичные (достижимые) и ограниченные конкретными сроками реализации цели. Все без исключения эффективные системы менеджмента интегрируют в процесс управления человеческими ресурсами организации систему целеполагания. Очень часто именно методика SMART среди прочих альтернатив оказывается наиболее востребованной.

Вначале немного истории SMART:

в 1960 году Доктор Эдвин Лок начал исследование вопросов целеполагания. Он предположил, что обозначенная перед началом работы цель провоцирует рост мотивации человека на её достижение. Также он отметил, что человек показывает ещё большую продуктивность, если постоянно получает обратную связь по своей работе. В 1990 году Лок и доктор Гарри Лэвем опубликовали работу “Теория целеполагания и продуктивности”. Работа касалась в частности необходимости ставить сложные, значительные для человека и конкретные цели. Из этой работы постепенно выкристаллизовалась теория целеполагания SMART.

Что такое цели SMART ? Это цели – конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и ограниченные во времени.

S (specific) - конкретная. Необходимо ответить на вопросы Кто: кто вовлечен? Что: что я хочу выполнить? Где: определить местоположение. Когда: установить временные рамки. Убедитесь, что поставленные вами цели конкретны, просты и прозрачны для учеников.

M (measurable) измеримая. Существует очень расхожее на Западе выражение: “If you can’t measure it, you can’t manage it” - если Вы не можете это измерить, Вы не можете этим управлять . Возможность измерения степени достижения цели. Следует устанавливать конкретные критерии для измерения прогресса, критерии оценок.

А (аchievable)- достижимая. Вы при постановке цели, вы должны быть уверены, что она достижима именно на этом уроке и именно с данными детьми.

R (Realistic relevant ,) реалистичная и актуальная. Имеется в виду реалистичность достижения цели как вообще, так и в конкретном случае. В рамках имеющихся ресурсов, знаний и времени. Например, цель не будет реалистична, если она противоречит системе ценностей, внутреннему миру человека. Актуальность проверяется вопросом: зачем, для чего?

T (time-based) определенная во времени.

Не знаете, с какой стороны подойти к решению своей проблемы? Как приступить к достижению цели?

Тогда просмартируйте ее и многое станет куда более понятным и простым. Сегодня поговорим о том, как правильно ставить цели по СМАРТ.

Многим из вас знакомо понятие SMART. Рабочие задачи принято ставить именно в соответствии с этой технологией. Иногда от строгого следования СМАРТ-у они становятся даже смешными.

Но это не умаляет полезность самой технологии.

Попробуем?

SMART – это аббревиатура, 5 признаков поставленной цели:

Specific - конкретная;
Measurable - измеримая;
Achievable - достижимая;
Realistiс - реалистичная; второй вариант Relevant – релевантная, соотносимая с другими задачами
Timed - определенная по времени

Итак, давайте разберем всё по-порядку.

S - Конкретная. Цель должна быть четкой, конкретной. Что это значит? Регулярно посещать спортзал – цель неконкретная. Посещать тренажерный зал (а еще лучше определить вид спорта – бассейн, занятия йогой или аэробикой) 2 раза в неделю по полтора часа – цель конкретная. И не забываем о том, что цель должна быть сформулирована в позитиве. Перестать есть сладкое – это не цель. Весить 55 кг – это цель.

M - Измеримая. Поставленная вами цель должна иметь измеримые результаты. Выучить иностранный язык – неизмеримая цель. Выучить Х слов, сдать сертификационный тест и т.п. – цели конкретные и измеримые. Когда сложно понять, чем измерить результат, избегайте формулировок «Я пойму по своим ощущениям». Ощущения – вещь субъективная, и вы можете остановиться, так и не достигнув цели, или продолжать вечный бой с тенью. Если совсем сложно придумать измеримую цель, используем шкалирование:

Оцените от 1 до 10, на сколько вы сейчас приближены к своей цели (знаю язык на 3 из 10).
Оцените от 1 до 10, сколько баллов вы хотите получить, чтобы считать свою цель достигнутой (хочу знать язык на 7 из 10).
Как вы узнаете, что достигли этого результата (смогу писать письма без словаря/ смогу поддержать беседу с иностранцем на туристические, бытовые темы/ смогу читать художественную или профессиональную литературу без словаря).

Формулировка должна стать такой, чтобы любой прочитавший ее человек понял ее одинаково.

А - Достижимая. Вы должны иметь возможности достичь поставленной цели, хотя бы в потенциале. У вас должны быть ресурсы(внешние и внутренние) для ее достижения, либо вы должны быть способны эти ресурсы обрести. Осмотрите свои резервы и ресурсы. Что у вас уже есть, что необходимо приобрести еще?

R - Реалистичная/Релевантная. Необходимо оценить собственные возможности к достижению поставленной цели. Напишите, что у Вас есть для достижения своей цели и чего на данный момент Вам не хватает. Также ваша цель должна согласовываться с другими Вашими жизненными целями, не противоречить им. Например, поставив цель вставать раньше, вам придется и ложиться раньше для того, чтобы высыпаться, или искать другие возможности для полного восстановления своих сил.

Т - Определенная по времени. Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Для кого-то этот пункт окажется самым сложным – ставим своей цели конкретный срок исполнения. Когда я хочу достичь этой цели? Какой это будет год, месяц, день? Не бойтесь помечтать, наш мозг уже знает ответы на все вопросы. И не забывайте, что цель, не определенная во времени, всего лишь мечта!

Дополнительно проверяем экологичность своей цели – как другие люди отнесутся к достижению вами этой цели? Кому она может не понравиться? Как это может повлиять на достижение вашей цели?

Проделав смартирование, посмотрите, что у вас получилось – какой самый первый и самый легкий шаг на пути к своей цели вы можете сделать уже сегодня?

SMART - самая известная система постановки целей. Однако существуют альтернативные системы, например, система КОНЭЦ. О том, как ее использовать, читайте в нашем журнале «Все(м) о коучинге».

P.S. Легче рассказать, как поставить цель по СМАРТ, чем сделать это. Не так ли?