Социально экономическое развитие сибирского ханства. Завоевание Сибирского ханства

7 866

Вместе с историей похода Ермака сильной мифологизации подверглась и история Сибирского ханства. Практически, можно сказать, что мы ничего не знаем об истории этого ханства, да и знать не хотим. Оно в прославленном труде «История Сибири с древнейших времен до наших дней» охарактеризовано как «примитивная государственность». Раз было примитивным, то и нечего изучать. В.Н. Шунков, ответственный редактор второго тома «Истории Сибири с древнейших времен», защищал всеми силами тезис: «едва ли подлежит сомнению, что до конца XVI века у большинства народов Сибири первобытнообщинный строй был еще господствующим».

Но, как мы видим, это не так. Государство, сумевшее просуществовать 371 год, нельзя назвать примитивным. У него было такое устройство, которое обеспечивало ему стабильность и устойчивость, несмотря на бурные события. Это было достаточно хорошо развитое государство. Л.Р. Кызласов писал: «Открытия последних лет показали, что в Сибири почти повсеместно, за исключением может быть узкой полосы зоны тундры, в древности или с эпохи раннего средневековья существовали самостоятельные городские центры» . Эти открытия, добавлю к высказыванию Леонида Романовича, требуют еще и глубокого изучения истории Сибирского ханства до прихода русских.

Однако проделать сейчас работу по изучению истории Сибирского ханства очень сложно, ибо сведения о нем рассеяны в труднодоступной литературе, по многочисленным, редким и часто непереведенным на русский язык источникам. Археологи же практически ничего не сделали для изучения городов этого ханства, несмотря на то, что их местонахождение хорошо известно, а некоторые города остались на карте и до наших дней. Например, в 35 километрах к юго-востоку от Тобольска и сейчас на берегу Иртыша стоит поселок Аба-лак, известный еще во времена Сибирского ханства.

Сложность и труднодоступность источников сильно затрудняет работу. С таким положением дел столкнулся уже Г.Ф. Миллер. Он провел очень большую работу, копируя документы в приказных избах сибирских городов, опрашивая местное население, посещая места исторических событий и осматривая древние находки. Историю Сибирского ханства он сумел довести только до времени Чингис хана. Ему удалось сделать черновой набросок его древней истории, причем он опирался на крайне противоречивые и ненадежные сведения, требующие дополнений и уточнений.

Но по сравнению с советской версией дорусской истории Сибирского ханства, по-настоящему легендарной, работа Миллера выглядит выдающимся достижением исторической мысли.

Вот версия, изложенная в книге иркутского краеведа Дмитрия Копылова «Ермак». Указав, что Сибирь была малозаселенной и неосвоенной территорией, он сообщает, что в конце XV века на месте Сибирского ханства было два княжества: Ишимское, расположенное в нижнем течении Ишима со столицей в Кызыл-Туре, и Тюменское, в междуречье Туры и Тавды, со столицей в Чимги-Туре . «Тура» - это город. Значит, обе столицы княжеств были городами. Копылов не указывает местоположения этих городов. «Кызыл» - это прилагательное красный. Значит, столицей Ишимского княжества был «Красный город». А что такое «Чим-ги», непонятно, и в книге иркутского краеведа не объясняется.

Ишимским княжеством правил Саргачик. Если государство названо княжеством, значит Саргачик был князем. Тюменским княжеством правил Ибак-хан. Раз так, то его государство должно назваться ханством. Но в книге Копылова Ибак-хан правит княжеством. Ладно, пройдем.

Про Ибак-хана сообщается, что он присоединил земли по Туре, Тавде, Тоболу, Иртышу и Ишиму . Это огромная территория, на завоевание которой надо много сил. Надо полагать, что он завоевал Ишимское княжество, расположенное в низовьях Ишима. Кончил свою жизнь Ибак-хан плохо. В 1493 году его убил некий Махмет. Кто такой этот Махмет, так и остается не до конца ясным. Судя по изложению Копылова, это сын Саргачика. Судя по имени, он, возможно, был мусульманином. Махмет убил Ибак-хана и основал новое государство - Сибирское ханство. Столицей он сделал городок Кашлык, или Искер.

В 1558 году Кучум, средний сын Муртазы и прямой потомок Ибака, возвел своего отца на престол Сибирского ханства. Что он сделал с Махметом, история умалчивает. Может быть убил, а может быть тот и сам умер. Мне больше вторая версия нравится. Умер старый-старый Махмет, хан Сибирского ханства. Узнал Кучум, что престол ханства опустел, и, как примерный сын, предложил своему отцу - папа, пойди, посиди на нем немного.

А в 1564 году Кучум и сам стал ханом Сибирского ханства . Видно, Муртазы стар был, долго на престоле ханства не засиделся, но и ошибки Махмета повторять не стал, отдал ханство среднему сыну.

С этого момента и начинается история Сибирского ханства во главе с ханом Кучумом на престоле.

А вот как историю Сибирского ханства описывает Г.Ф. Миллер.

Первым правителем этой территории, имя которого сохранилось в истории, был Он-Сон. Его власть простиралась на татар, живших по течению Иртыша и Ишима. Столица того владения находилась в городе Кизыл-Тура, который был населен еще во времена Кучума .

Судя по контексту и дальнейшему описанию истории этого места, правление Он-Сома относилось к давним временам, примерно ко второй половине XII века. После него правил его наследник, скорее всего, сын, Иртышак. От его имени, как утверждает Миллер, произошло название реки Иртыш. Чем он так прославился, что в его честь назвали большую реку, осталось неизвестным.

Правил Иртышак, видимо, в начале XIII века. Скорее всего, он был разгромлен и покорен нойонами Чингис-хана. Когда сам Чингис-хан взял штурмом Бухару, к нему явился царевич Казахской Орды по имени Тайбуга, сын хана Мамыка, и попросил у всемогущего хана владения по Иртышу, Тоболу, Ишиму и Туре. Милость царевичу была оказана, и Тайбуга стал правителем в этих землях.

Вот он-то как раз и стал основателем Сибирского ханства. Итак, 1217 год можно считать годом основания Сибирского ханства. Тайбуга-хан построил в пожалованных ему землях город, который назвал в честь своего благодетеля - «Чингидин», то есть «город Чингиза». Впоследствии он стал известен под татарским названием «Чимги-Тура». После завоевания Сибирского ханства русские построили на месте Чингидина свой город - Тюмень.

От Тайбуга произошел целый род правителей, которые правили с перерывом до 1588 года. О событиях, которые произошли в Сибирском ханстве при этой династии, мало что известно. Известно лишь, что в конце XV века власть этой династии чуть было не оказалась в чужих руках.

Г.Ф. Миллер об этом рассказывает так. Правнук или праправнук Тайбуга, Map-хан был женат на сестре казанского хана Упака. Видимо, отношения между родственниками были далеко не безоблачными, потому как Упак начал войну против Мара и разгромил его войско. Map-хан был убит, а его семья: жена, сыновья Обдер и Ебалак, были взяты в плен, увезены в Казань и вскоре умерли в плену. Сибирское ханство на время попало под власть казанского хана.

У сыновей Мара остались сыновья, Махмет, который был сыном Обдера, и Ангиш, который был сыном Ебалака. Когда их отец потерпел поражение, знатные татары спрятали внуков хана и потом тайно их воспитали. Завоеватель ханства не знал, что в живых остались законные наследники престола. Когда Махмет вырос, он в 1493 году поднял восстание против казанского хана. Оно было поддержано жителями бывшего ханства. Хан Упак повел войско на подавление восстания. Но под Чингидином он был разбит ополчением Махмета. Хан попал в плен и был убит.

Махмет, как законный наследник престола по старшей линии, объявил себя ханом и восстановил Сибирское ханство. Для себя он выстроил новую столицу на Иртыше, в 16 верстах от того места, где потом будет заложен Тобольск. Это был город Искер, или Сибирь .

В Ремезовской летописи, которую Миллер приобрел в Тобольске и потом положил в основание своего исследования, столица, построенная Махметом, называлась Каш-лыком. Но Миллер нигде не слышал такого названия и потому специально опросил тобольских, тюменских и тарских татар. Все они сказали, что столицу Сибирского ханства называли Искером, а чаще всего - Сибирью: «В Ремезовской летописи этот город называется Кашлык, но это название, как я слышал, не употребляется ни у одного народа», - пишет он в «Истории Сибири» .

В дальнейшем при описании событий Миллер пользуется только названием «Сибирь». Это обстоятельство, впрочем, не помешало нашим историкам поверить на слово Ремезовской летописи и поименовать столицу Сибирского ханства Кашлыком. Под этим названием город вошел во все патриотические мифы.

После смерти Махмета правил Ангиша, который оставил престол сыну Махмета, Касиму. Касим оставил престол своему старшему сыну, Едигеру. Кроме него были еще сыновья Сенбахта и Саускани.

Едигер неожиданно умер в 1563 году. Власть было передать некому, поскольку его братья к тому моменту тоже умерли, не оставив наследников. Об их судьбе и о причине столь ранней смерти не сохранилось никаких сведений. Едигер же оставил после себя беременную жену. В принципе, сибирские тайши могли бы подождать, пока ханша разрешится от бремени, и уже тогда окончательно решить вопрос о престолонаследии. Но, по всей видимости, они опасались долгого безвластия в ханстве и сразу же отправили посольство в Бухару, к Муртазы, с просьбой отпустить к ним на ханский престол кого-нибудь из своих сыновей.

Муртазы был не просто бухарским ханом. Он был еще потомком Чингис-хана, который когда-то посадил предка династии сибирских ханов на престол. Видимо, сибирские тайши рассудили, что нового хана им тоже должен дать потомок Чингис-хана. Муртазы-хан происходил из рода Шейбани-хана, внука Чингис-хана, и его сына Джучи, который сделался правителем Бухары. По имени этого предка весь род бухарских правителей назывался Шейбанидами.

К слову сказать, советские историки говорили иногда о «борьбе Тайбугидов и Шейбанидов», но не разъясняли, что это за роды и от кого они происходили. Это совсем не роды «правителей Ишимского и Тюменского ханств». Шейбаниды - это род чингизидов, которые пользовались на всем Востоке очень большим авторитетом. Род Тайбугидов просто не мог с ним ни за что соперничать, главным образом, потому, что был худороден перед Шейбанидами (хоть Тайбугиды и получили власть из рук самого Чингис-хана).

Итак, к Муртазы-хану, потомку Чингис-хана в двенадцатом колене, прибыли посланники из Сибирского ханства и попросили дать им правителя из своего рода. Муртазы отправил править в Искер своего среднего сына Кучума. В это время, как пишет Абулгази-хан, писавший по-арабски, Кучуму было тридцать лет. Ханом он был до 1003 года хиджры, то есть до 1595 года. В этот год ему было 62 года.

Вот такая версия. Конечно, и за нее трудно поручиться и сказать, что она абсолютно достоверная. Но все же она вызывает намного более доверия, чем легенды советских историков. Доверие она вызывает потому, что в ней четко названы участники событий, четко перечислена последовательность событий, и потому, что в ней есть привязка к истории соседних народов и государств.
Верхотуров Дмитрий Николаевич

Тобольский разряд →

Политическая история

Истоки (1220-1375)

Пожалуй, впервые термин «Сибирь» упоминается в составленном в 1240 году «Сокровенном сказании монголов» («Юань-чао ми-ши»), где говорится о завоевании Джучи в 1206 году лесных племён к югу от Shibir . В то же время исследователи не могут уверенно локализовать эту область; высказывается предположение, что «может быть, так называлась северная окраина Барабинской плоскости между Обью и Иртышом» (Палладий) .

Более уверенно можно отождествить с Тоболо-Иртышским междуречьем области Сибирь и Ибирь , упоминаемые в первой половине XIV века в составе Золотой Орды секретарём египетского султана Аль-Омари . В том же веке города будущего Сибирского ханства встречаются на западноевропейских картах: Кашлык в форме Sebur фигурирует в карте венецианцев братьев Пиццигани (1367) , а Чинги-Тура в форме Singui появляется в Каталонском атласе (1375) .

У историков нет единого представления о том, какая административно-политическая единица послужила основой для образования Тюменского (Сибирского) ханства. На этот счёт существуют две почти равноправные версии и одна оригинальная.

Владение Тайбугинов

Согласно версии, происходящей от академика Г. Ф. Миллера , опиравшегося в свою очередь на т. н. «сибирские летописи » XVII века (Есиповскую, Ремезовскую и воеводы Петра Годунова), земли будущего ханства первоначально входили в Тайбугинский юрт , основанный в 1220 году и являвшийся наследственным владением потомков сибирского князя Тайбуги . В отличие от прочих улусов Золотой Орды , Тайбугинский юрт обладал автономией. Приверженцы этой версии даже наделяют Тайбугинов статусом ханов , то есть ставят их на один уровень с Чингизидами . Поэтому Тайбугинский юрт и должен называться собственно Тюменским ханством .

Сообщается, что предание о Тайбуге обсуждается также в «Родословной тюрок» узбекского историка, шибанида хана Абулгази . Правда, данное произведение составлялось в то же время, что и сибирские летописи, то есть спустя 400 лет после описываемых событий. К сожалению, сейчас оно малодоступно.

В числе современных исследователей версию о ханах из рода Тайбугинов отстаивает, например, Г. Л. Файзрахманов. Последовательно развивая свою точку зрения, он следом за рядом других историков (З. Я. Бояршинова , Н. Н. Степанов, Н. Г. Аполлова) утверждает, что столицей ханов-шибанидов Хаджи-Мухаммада , Абу-л-хайра и даже Ибака была не Чинги-Тура , а городок Кызыл-Тура (ныне село Усть-Ишим) на месте впадения Ишима в Иртыш . А хан Ибак овладел Чинги-Турой только в начале 1480-х годов, что и означало занятие им престола Тюменского ханства .

Против данной версии свидетельствуют сразу несколько обстоятельств:

Часть владений Шибанидов

В дальнейшем состав и границы улусов неоднократно менялись, однако Шибанидам в целом удалось сохранить за собой прежний улус (юрт). Улус Шибана оказался единственным в Золотой Орде , сохранившим свою территорию и статус после административно-территориальной реформы хана Узбека :

Одним словом, выше мы упоминали уже в подробностях, [что] так как Шайбан-хан рубил саблей и покорял врагов [и] вилайеты, то /48а/ почитали и уважали по той причине все люди сыновей его и внуков. Когда [Узбек-] хан в гневе на этих огланов отдал [их] в кошун Исатаю, то и Исатай воздал огланам Шайбан-хана уважение за отца их, передал [им] буйрак и карлык, кои суть двусоставный эль, и предоставил их самим себе .

Имеется описание улуса в последней четверти XIV - первой четверти XV веков, из которого очевидно, что земля будущего Сибирского ханства в тот момент целиком контролировалась Шибанидами :

Определённый свет на отношения между Улусом Шибана и Тайбугинским юртом проливает сообщение «Избранных летописей из книги побед» (Таварих-и гузиде нусрат наме ) о том, что главу одного из четырёх подчинённых Шибану племён звали Тайбуга из буркутов (связано с кунгиратами ), а главу ещё одного племени - Тукбуга из тюменей . Когда Абу-л-хайр в 1428 году брал Чинги-Туру, её хакимами (наместниками) были Ададбек и Кебек-ходжа-бий из племени буркут , рода вышеназванного Тайбуги.

Порождение «Великой замятни»

Ж. М. Сабитов отождествляет Тайбугинов с потомками салджиута Алатая , одного из четверых эмиров хана Узбека, мотивируя тем, что это единственный эмир, о потомках которого ничего не известно . Характерно, что в одном из списков «Чингиз-наме» Алатай назван тоже буркутом .

Версия Ж. М. Сабитова относительно Алатая интересна ещё и тем, что Узбек передал Алатаю в управление племя минг , то есть мангытов (будущих ногаев). А по замечанию А. З. Валиди , полная версия «Чингиз-наме» называет Чинги-Туру времён хана Хаджи-Мухаммада мангытским поселением . Наконец, зависимость многих узбекских и сибирских ханов от ногайских мурз общеизвестна, а после разгрома Сибирского ханства Тайбугинский юрт вошёл в состав Ногайской Орды.

По логике Ж. М. Сабитова, Тайбугинский юрт возник как осколок Золотой Орды времён «Великой замятни», созданный потомками эмира Алатая, действовавшими по аналогии с потомками прочих эмиров хана Узбека - Исатая, Нангудая и Кутлук-Тимура, которые стали править в разных частях Золотой Орды за спиной марионеточных ханов-чингизидов . С усилением в Золотой Орде мангытов статус ханов-марионеток распространился и на Шибанидов, что выражалось в формуле:

С древних времён до настоящего времени каждый хан, которого провозглашали эмиры мангытов, предоставлял эмирам мангытов волю в государстве. Если теперь [Мухаммад Шайбани-] хан тоже поступит согласно нашему древнему обычаю, то прекрасно [то есть мы его провозгласим ханом], а если нет, [тоже] хорошо [то есть обойдемся без него] .

Вилайет Чинги-Тура (1375-1468)

В 1359 году в Золотой Орде начинается Великая замятня, в которой шибаниды принимают самое деятельное участие.

Время Тохтамыша

Как сообщает «Чингиз-наме», царевич Тохтамыш , сперва терпевший поражения от Урус-хана и его потомков, обратился за помощью ко главе рода Шибанидов Каганбеку . Каганбек помощи Тохтамышу не оказал, однако помощь пришла от двоюродного брата Каганбека Араб-шаха . Благодаря последнему Тохтамыш смог победить и Урусханидов, и Мамая , впервые после начала «Великой замятни» объединив Золотую Орду. В качестве благодарности Тохтамыш передал Араб-шаху власть над Улусом Шибана .

Как уже сообщалось, Араб-шах с братом кочевали между верховьями Яика летом и устьем Сырдарьи зимой. Первые удары Тамерлана по Тохтамышу были нанесены именно по Улусу Шибана. Низам ад-Дин Шами свидетельствует, что в 1389 году Тамерлан отправил Джахан-шах-бахадура, Омар-бахадура и Уч-Кара-бахадура «в сторону Иртыша на поиски врага». Нойоны достигли Иртыша и совершенно разграбили вилайет . Известен и поход Тамерлана, закончившийся в апреле 1391 года возведением кургана возле гор Улытау в Карагандинской области , где высечена следующая надпись:

В стране семисот черных токмак в год овцы, в средний весенний месяц султан Турана Темурбек шел двумястами тысячи войск, имени своего рода, на кровь Токтамыш-хана. Достигнув этой он воздвиг этот Курган, дабы он был знаком. Бог да окажет провосудие! Если богу будет угодно! Бог да окажет милосердие людям! Да вспомнит о нас с милосердием!

Нельзя также пройти мимо двух рукописей, опубликованных в 1903 году под общим названием «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири ». Согласно этим рукописям, в 1394-1395 годах 366 шейхов в сопровождении 1 700 всадников во главе с ханом из династии Шибанидов предприняли поход из Бухары вдоль Иртыша вплоть до Кашлыка с целью обращения местных жителей в ислам. В походе погибли 300 шейхов и 1 448 всадников, а потери противоположной стороны учёту не поддаются:

Язычников и татар они истребили великое множество, сражаясь так, что по берегам Иртыша не осталось ни ручейка, ни речки, где бы они не бились, и не дали тем язычникам возможности бежать…

Подробности похода свидетельствуют о том, что перепутаны либо год, либо имя хана. Учитывая, что один из героев сочинений шейх Бахауддин Накшбанд умер в 1389 году, а для Тамерлана было характерно обвинять своих врагов в вероотступничестве и вообще использовать религиозные мотивы в обоснование своих походов , время похода больше похоже на эпоху Тамерлана.

Впрочем, впервые название «Тюмень» упоминается в русских летописях в связи с представителем рода тукатимуридов ханом Тохтамышем , когда под 1408 годом летописец записал:

Государство Хаджи-Мухаммада (1421-1428)

Из анализа «Сборника летописи» и Сибирской летописи вытекает, что основателем Сибирского ханства был потомок Шайбана Хаджи-Мухаммед , провозглашенный ханом Сибири в 1420 году. Затем в ханстве началась многолетняя междоусобная борьба, завершившаяся лишь в 1495 г. провозглашением города Сибирь (Кашлык) столицей государства.

Государство кочевых узбеков (1428-1468)

Провинциальный статус Тюмени надолго был прерван шибанидом Абу-л-хайром , сделавшим Чинги-Туру столицей основанного им Узбекского ханства . В этом качестве город пробыл с 1428 года по 1446 год (всего 18 лет). В это же время впервые упоминается «вилайет Чинги-Тура», в который хан Абу-л-хайр назначал управляющих (даругов) . «Чингиз-наме » и «Нусрат-наме » упоминают о том, что тюменским ханам в этот период подчинялась Казань .

Тюменское ханство (1468-1495)

Тюменское ханство как самостоятельное государство возникло в XIV веке , до этого же оно входило под названием «Ибирь» в состав Золотой Орды . Оно располагалось в среднем течении Тобола и междуречье его притоков Тавды и Туры. В результате продолжительной борьбы между правителями Белой Орды , шейбанидами и тайбугинами , представлявшими местную знать, власть в государстве захватил шибанид Ибак . При братьях Ибаке и Мамуке , которые с 1480 года осмелились вести борьбу за трон Большой Орды , Тюменское ханство достигло своего наибольшего влияния. В 1495 году Ибак был убит тайбугином Махметом, перенёсшим столицу ханства в укреплённый городок Сибирь (Кашлык), ставший столицей нового Сибирского ханства. Земли Тюменского ханства вошли в Сибирское ханство в начале XVI века .

Искерский юрт (1495-1582)

Сибирское ханство Кучума (1563-1582)

Однако в 1563 год власть захватил внук Ибака шибанид хан Кучум . Он казнил соправителей - братьев Едигера и Бекбулата . Хан Кучум перестал платить дань Москве, однако в 1571 году прислал полный ясак в 1 000 соболей. В 1572 году он полностью порвал даннические отношения. В 1573 году Кучум отправил своего племянника Махметкула с дружиной с разведывательными целями за пределы ханства. Махмут Кули дошёл до Перми, потревожив владения Строгановых . Кучум прилагал немалые усилия для усиления значения ислама в Сибири.

Завоевание Сибири Русским царством (1582-1598)

Сиби́рское ха́нство (Сибирский юрт, Сибирское царство), государство в Западной Сибири , образовавшееся в конце 15 века в результате распада Золотой орды. Центр - Чинги-Тура (ныне Тюмень), позднее - Кашлык. В 13-14 веках территория будущего Сиюирского ханства под названием «Ибирь» входила в состав улуча Джучи, затем улуса Шейбана и Тюменского ханства. После убийства в 1495 году тюменского хана Ибака потомок Тайбуги хан Махмет возглавил союз татарских улусов, который по имени его главной ставки - Сибирь (Кашлык) стал называться Сибирским ханством. Оно граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой, Казахским ханством и с телеутами в прииртышских степях. На севере оно достигало низовьев Оби, на востоке граничило с «Пегой ордой».

Сибирское ханство населяли тюркоязычные племена: кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы, известные под собирательным именем сибирских татар; а также ханты, манси, зауральские башкиры. Основную массу населения составляли «черные люди» (кара халк), обязанные платить хану ежегодный ясак (главным образом пушниной) и поставлять воинов для ополчения. Сибирские татары занимались пастбищно-кочевым скотоводством, земледелием и ремеслом (гончарное, скорняжное, прядение, ткачество, плавка и обработка металлов). В северной части ханства большую роль играли охота, рыболовство, оленеводство. Феодальные отношения в Сибирском ханстве переплетались с пережитками патриархально-родовых отношений. В центральной части Сибирского ханства существовала частная собственность ханов и знати на пастбища и источники воды.

Официальной религией ханства был ислам. Во главе государства стоял хан, избиравшийся татарской знатью (мурзы, беки, тарханы). Государственное устройство носило полувоенный характер, территория и население делились на «сотни» во главе с мурзами. Опорными базами ханской власти являлись укрепленные городки Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура, Тонтур. В Сибирском ханстве наряду с нормами шариата и ясы действовали нормы обычного права. Важную роль играла торговля, находившаяся главным образом в руках бухарцев. Сибирское ханство имело торговые связи со Средней Азией, Русью, Ногайской Ордой, Казанским ханством, Монголией, Западным Китаем. Из Сибири вывозились меха, кожи, рыба, бивни мамонта, шерсть. В первой половине 16 века Сибирское ханство подвергалось набегам южных кочевников (ногайцев, узбеков, казахов).

Хан Едигер из рода Тайбуги признал в 1555 году вассальную зависимость от Москвы, но в 1563 году власть с помощью ногаев захватил шейбанид Кучум, который после 1572 года разорвал вассальные отношения и выступил против России. В 1582 году в пределы Сибирского ханства вторгся казачий отряд Ермака, который овладел столицей ханства Кашлыком и положил начало его присоединению К России. В конце 1580-1590-х годов на территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Березов (1593), Обдорск (1595). Кучум со своей ордой откочевал на юг и продолжал оказывать сопротивление русским отрядам до 1598 года. Последним сибирским ханом был его сын Али, власть которого распространялась только на кочевья в верховьях Ишима, Иртыша и Тобола. Присоединение Сибирского ханства к России содействовало подъему производительных сил народов Западной Сибири и способствовало сближению с русским народом.

Истоки (1220-1375)

Пожалуй, впервые термин «Сибирь» упоминается в составленном в 1240 году «Сокровенном сказании монголов» («Юань-чао ми-ши»), где говорится о завоевании Джучи в 1206 году лесных племён к югу от Shibir . В то же время исследователи не могут уверенно локализовать эту область; высказывается предположение, что «может быть, так называлась северная окраина Барабинской плоскости между Обью и Иртышом» (Палладий) .

Более уверенно можно отождествить с Тоболо-Иртышским междуречьем области Сибирь и Ибирь , упоминаемые в первой половине XIV века в составе Золотой Орды секретарём египетского султана Аль-Омари . В том же веке города будущего Сибирского ханства встречаются на западноевропейских картах: Кашлык в форме Sebur фигурирует в карте венецианцев братьев Пиццигани () , а Чинги-Тура в форме Singui появляется в Каталонском атласе () .

У историков нет единого представления о том, какая административно-политическая единица послужила основой для образования Тюменского (Сибирского) ханства. На этот счёт существуют две почти равноправные версии и одна оригинальная.

Владение Тайбугинов

Согласно версии, происходящей от академика Г. Ф. Миллера , опиравшегося в свою очередь на т. н. «сибирские летописи » XVII века (Есиповскую , Ремезовскую и воеводы Петра Годунова), земли будущего ханства первоначально входили в Тайбугинский юрт , основанный в 1220 году и являвшийся наследственным владением потомков сибирского князя Тайбуги . В отличие от прочих улусов Золотой Орды , Тайбугинский юрт обладал автономией. Приверженцы этой версии даже наделяют Тайбугинов статусом ханов , то есть ставят их на один уровень с Чингизидами . Поэтому Тайбугинский юрт и должен называться собственно Тюменским ханством .

Сообщается, что предание о Тайбуге обсуждается также в «Родословной тюрок» узбекского историка, шибанида хана Абулгази . Правда, данное произведение составлялось в то же время, что и сибирские летописи, то есть спустя 400 лет после описываемых событий. К сожалению, сейчас оно малодоступно.

В числе современных исследователей версию о ханах из рода Тайбугинов отстаивает, например, Г. Л. Файзрахманов. Последовательно развивая свою точку зрения, он следом за рядом других историков (З. Я. Бояршинова , Н. Н. Степанов, Н. Г. Аполлова) утверждает, что столицей ханов-шибанидов Хаджи-Мухаммада , Абу-л-хайра и даже Ибака была не Чинги-Тура , а городок Кызыл-Тура (ныне село Усть-Ишим) на месте впадения Ишима в Иртыш . А хан Ибак овладел Чинги-Турой только в начале 1480-х годов , что и означало занятие им престола Тюменского ханства .

Против данной версии свидетельствуют сразу несколько обстоятельств:

Часть владений Шибанидов

Ханство Туран (Сибирь) на карте Азии XIII века (обведено жёлтым). Из книги «Литературный и исторический атлас Азии» (под ред. Э. Риза), Нью-Йорк, 1912 год) .

В дальнейшем состав и границы улусов неоднократно менялись, однако Шибанидам в целом удалось сохранить за собой прежний улус (юрт). Улус Шибана оказался единственным в Золотой Орде , сохранившим свою территорию и статус после административно-территориальной реформы хана Узбека :

Одним словом, выше мы упоминали уже в подробностях, [что] так как Шайбан-хан рубил саблей и покорял врагов [и] вилайеты, то /48а/ почитали и уважали по той причине все люди сыновей его и внуков. Когда [Узбек-] хан в гневе на этих огланов отдал [их] в кошун Исатаю, то и Исатай воздал огланам Шайбан-хана уважение за отца их, передал [им] буйрак и карлык, кои суть двусоставный эль, и предоставил их самим себе.

Имеется описание улуса в последней четверти XIV - первой четверти XV веков , из которого очевидно, что земля будущего Сибирского ханства в тот момент целиком контролировалась Шибанидами :

Определённый свет на отношения между Улусом Шибана и Тайбугинским юртом проливает сообщение «Избранных летописей из книги побед» (Таварих-и гузиде нусрат наме ) о том, что главу одного из четырёх подчинённых Шибану племён звали Тайбуга из буркутов (связано с кунгиратами ), а главу ещё одного племени - Тукбуга из тюменей . Когда Абу-л-хайр в 1428 году брал Чинги-Туру, её хакимами (наместниками) были Ададбек и Кебек-ходжа-бий из племени буркут , рода вышеназванного Тайбуги.

Порождение «Великой замятни»

Ж. М. Сабитов отождествляет Тайбугинов с потомками салджиута Алатая , одного из четверых эмиров хана Узбека, мотивируя тем, что это единственный эмир, о потомках которого ничего не известно . Характерно, что в одном из списков «Чингиз-наме» Алатай назван тоже буркутом .

Версия Ж. М. Сабитова относительно Алатая интересна ещё и тем, что Узбек передал Алатаю в управление племя минг , то есть мангытов (будущих ногаев). А по замечанию А. З. Валиди , полная версия «Чингиз-наме» называет Чинги-Туру времён хана Хаджи-Мухаммада мангытским поселением . Наконец, зависимость многих узбекских и сибирских ханов от ногайских мурз общеизвестна, а после разгрома Сибирского ханства Тайбугинский юрт вошёл в состав Ногайской Орды.

По логике Ж. М. Сабитова, Тайбугинский юрт возник как осколок Золотой Орды времён «Великой замятни», созданный потомками эмира Алатая, действовавшими по аналогии с потомками прочих эмиров хана Узбека - Исатая, Нангудая и Кутлук-Тимура, которые стали править в разных частях Золотой Орды за спиной марионеточных ханов-чингизидов . С усилением в Золотой Орде мангытов статус ханов-марионеток распространился и на Шибанидов, что выражалось в формуле:

С древних времён до настоящего времени каждый хан, которого провозглашали эмиры мангытов, предоставлял эмирам мангытов волю в государстве. Если теперь [Мухаммад Шайбани-] хан тоже поступит согласно нашему древнему обычаю, то прекрасно [то есть мы его провозгласим ханом], а если нет, [тоже] хорошо [то есть обойдемся без него].

Вилайет Чинги-Тура (1375-1468)

В 1359 году в Золотой Орде начинается Великая замятня, в которой шибаниды принимают самое деятельное участие.

Время Тохтамыша

Как сообщает «Чингиз-наме», царевич Тохтамыш , сперва терпевший поражения от Урус-хана и его потомков, обратился за помощью ко главе рода Шибанидов Каганбеку . Каганбек помощи Тохтамышу не оказал, однако помощь пришла от двоюродного брата Каганбека Араб-шаха . Благодаря последнему Тохтамыш смог победить и Урусханидов, и Мамая , впервые после начала «Великой замятни» объединив Золотую Орду. В качестве благодарности Тохтамыш передал Араб-шаху власть над Улусом Шибана .

Как уже сообщалось, Араб-шах с братом кочевали между верховьями Яика летом и устьем Сырдарьи зимой. Первые удары Тамерлана по Тохтамышу были нанесены именно по Улусу Шибана. Низам ад-Дин Шами свидетельствует, что в 1389 году Тамерлан отправил Джахан-шах-бахадура, Омар-бахадура и Уч-Кара-бахадура «в сторону Иртыша на поиски врага». Нойоны достигли Иртыша и совершенно разграбили вилайет . Известен и поход Тамерлана, закончившийся в апреле 1391 года возведением кургана возле гор Улытау в Карагандинской области , где высечена следующая надпись:

В стране семисот черных токмак в год овцы, в средний весенний месяц султан Турана Темурбек шел двумястами тысячи войск, имени своего рода, на кровь Токтамыш-хана. Достигнув этой он воздвиг этот Курган, дабы он был знаком. Бог да окажет провосудие! Если богу будет угодно! Бог да окажет милосердие людям! Да вспомнит о нас с милосердием!

Нельзя также пройти мимо двух рукописей, опубликованных в 1903 году под общим названием «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири ». Согласно этим рукописям, в 1394-1395 годах 366 шейхов в сопровождении 1 700 всадников во главе с ханом из династии Шибанидов предприняли поход из Бухары вдоль Иртыша вплоть до Кашлыка с целью обращения местных жителей в ислам. В походе погибли 300 шейхов и 1 448 всадников, а потери противоположной стороны учёту не поддаются:

Язычников и татар они истребили великое множество, сражаясь так, что по берегам Иртыша не осталось ни ручейка, ни речки, где бы они не бились, и не дали тем язычникам возможности бежать…

Подробности похода свидетельствуют о том, что перепутаны либо год, либо имя хана. Учитывая, что один из героев сочинений шейх Бахауддин Накшбанд умер в 1389 году, а для Тамерлана было характерно обвинять своих врагов в вероотступничестве и вообще использовать религиозные мотивы в обоснование своих походов , время похода больше похоже на эпоху Тамерлана.

Впрочем, впервые название «Тюмень» упоминается в русских летописях в связи с представителем рода тукатимуридов ханом Тохтамышем , когда под 1408 годом летописец записал:

Государство Хаджи-Мухаммада (1421-1428)

Из анализа «Сборника летописи» и Сибирской летописи вытекает, что основателем Сибирского ханства был потомок Шайбана Хаджи-Мухаммед , провозглашенный ханом Сибири в 1420 году. Затем в ханстве началась многолетняя междоусобная борьба, завершившаяся лишь в 1495 г. провозглашением города Сибирь (Кашлык) столицей государства.

Государство кочевых узбеков (1428-1468)

Провинциальный статус Тюмени надолго был прерван шибанидом Абу-л-хайром , сделавшим Чинги-Туру столицей основанного им Узбекского ханства . В этом качестве город пробыл с 1428 года по 1446 год (всего 18 лет). В это же время впервые упоминается «вилайет Чинги-Тура», в который хан Абу-л-хайр назначал управляющих (даругов) . «Чингиз-наме » и «Нусрат-наме » упоминают о том, что тюменским ханам в этот период подчинялась Казань .

Тюменское ханство (1468-1495)

Тюменское ханство при Ибак хане

Тюменское ханство как самостоятельное государство возникло в XIV веке , до этого же оно входило под названием «Ибирь» в состав Золотой Орды . Оно располагалось в среднем течении Тобола и междуречье его притоков Тавды и Туры. В результате продолжительной борьбы между правителями Белой Орды , шейбанидами и тайбугинами , представлявшими местную знать, власть в государстве захватил шибанид Ибак . При братьях Ибаке и Мамуке , которые с 1480 года осмелились вести борьбу за трон Большой Орды , Тюменское ханство достигло своего наибольшего влияния. В 1495 году Ибак был убит тайбугином Махметом, перенёсшим столицу ханства в укреплённый городок Сибирь (Кашлык), ставший столицей нового Сибирского ханства. Земли Тюменского ханства вошли в Сибирское ханство в начале XVI века .

Искерский юрт (1495-1582)

Сибирское ханство Кучума (1563-1582)

Однако в 1563 год власть захватил внук Ибака шибанид хан Кучум . Он казнил соправителей - братьев Едигера и Бекбулата . Хан Кучум перестал платить дань Москве, однако в 1571 году прислал полный ясак в 1 000 соболей. В 1572 году он полностью порвал даннические отношения. В 1573 году Кучум отправил своего племянника Махметкула с дружиной с разведывательными целями за пределы ханства. Махмут Кули дошёл до Перми, потревожив владения Строгановых . Кучум прилагал немалые усилия для усиления значения ислама в Сибири.

Завоевание Сибири Русским царством (1582-1598)

В 1582 году, 26 октября отряд атамана Ермака после победы над Кучумом занял Кашлык . Однако три года спустя отряд погиб (сам Ермак утонул в Иртыше, уходя от внезапно напавших кучумовцев, в ночь с пятого на шестое августа 1585 года). Тем временем в Сибирь уже начали проникать новые отряды и вскоре на территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень , Тобольск , Тара , Берёзов , Обдорск и др. Кучум откочевал на юг и оказывал сопротивление русским отрядам до 1598 года. 20 августа 1598 года он был разбит тарским воеводой Андреем Воейковым на берегу реки Обь и откочевал по одной версии в Ногайскую Орду , по другой - на восток.

Видео по теме

Управление

Сибирское ханство было многонациональным политическим объединением. Во главе государства стоял хан , который избирался аристократической верхушкой - беками , мурзами , тарханами . Государственное устройство носило полувоенный характер. В управлении ханством хану помогал его визирь - карача и советники. Сибирские ханы мало вмешивались в дела улусов, управлявшихся знатными мурзами и беками. Во время войны мурзы вместе со своими отрядами принимали участие в походах, так как были заинтересованы в военной добыче, являвшейся важным источником доходов татарских феодалов. В состав феодальной знати также вошла небольшая часть феодализирующейся верхушки остяков и вогулов (манси). Остальное нетюркское население (остяки , вогулы и самоеды) находилось в подчинённом положении, что создавало внутренние противоречия в ханстве и ослабляло его могущество.

Экономика и население

Войско

Помимо сибирских отрядов, в войске Сибирского ханства во время походов принимали участие воины подчинённых ханству местных племён. Численность сибирского войска оценить сложно, однако известно, что во время битвы на Абалацком озере царевич Маметкул командовал тумэном - соединением, теоретически состоявшем из 10 000 воинов. Вооружённые силы ханства были разрозненны, в связи с чем Кучум при вторжении русских войск так и не сумел собрать их в единый кулак. Сам Кучум имел в своём распоряжении ногайскую гвардию . Большинство сибирских князей имели собственные укреплённые городки с находившимися там гарнизонами. На поле боя сибирские воины использовали традиционную для кочевников тактику маневрирования и засыпания противника стрелами в конном строю. Сибирские воины также умели сражаться и пешими. Важную роль в военном искусстве тюрков играла разведка, благодаря которой сибирские войска могли устраивать засады и неожиданные нападения на противника.

Комплекс вооружения сибирских воинов состоял из луков со стрелами, являвшихся их основным оружием, копий , дротиков , сабель , палашей , кинжалов и боевых топоров. В качестве защитного вооружения воинам служили кольчуги , шлемы и панцири. Помимо холодного оружия, сибирские воины использовали также и артиллерию .

Сибирские правители

Легендарные правители

  • Татар - хан
  • Казылтин, сын Татара
  • Даметей, сын Татара
  • Юваш, сын Казылтина
  • Ишим, сын Юваша
  • Мамет, сын Ишима
  • Куташ, сын Мамета
  • Аллагул, сын Куташа
  • Кузей, сын Аллагула
  • Ебаргул, младший сын Юваша
  • Бахмур, сын Ебаргула
  • Яхшимет хан
  • Юрак хан, сын Бахмура
  • Мунчак, сын Юрака - хан
  • Юзак, сын Мунчака
  • Он-Сом , сын Юзака (или Юрака) предположительно одно лицо с Ван-ханом (Он-ханом) Тогрулом
  • Иртышак , сын Он-Сома. Потерпел поражение от Чингисхана
  • Тайбуга , сын Иртышака (или Он-Сома) - первый тайбугинский мурза Сибири (1220-?)

Улус Шибана

  • Бахадур-хан - султан ( -)
  • Джучи-буга - султан ( -)
  • Бадакул султан
  • Пулад-Тимур - хан ( -)
  • Ибрагим-оглан и Араб-шах - соправители части улуса (с )
  • Алибек-хан - хан ( -)
  • Каганбек - хан ( -)
  • Давлат-шейх - султан (после )

Династия Тука-Тимуридов

  • Тохтамыш - хан ( -)

Узбекское ханство

  • Хаджи-Мухаммед - хан ( / -около /)
  • Джумадук - хан в части улуса ( -)
  • Махмуд-ходжа - хан (около - /)
  • Абу-л-хайр - хан ( - /)

Сибирское ханство

  • Ибак - хан ( -)
  • Мамук - хан ( -)
  • Агалак - хан ( -)
  • Кулук /Тулак-хваджа - хан, сын Ибака
  • Муртаза-Али - хан ( -)
  • Ахмед-Гирей - хан ( -)
  • Кучум - хан ( -)
  • Али - хан ( -), с 1607 года только номинальный правитель
  • Бахадур - хан ( -), сын Ораза, сына Шамая, сына Кулука
  • Ишим , зять тайши Хоурлюка - хан ( -)
  • Аблай-Гирей - хан ( -)
  • Девлет-Гирей - султан, титул хана не принял, в - руководил восстанием против русских.
  • Кучук - султан , сын Аблая, находится среди башкир Сибирской дороги во время Башкирскго восстания (1662-1664) , признавал Девлет-Гирея ханом, умер в 1679 году
  • Абуга, сын Аблая
  • Асан и Ишим-Чувек, сыновья Девлета, действовали в 1680-х годах
  • Султан-Мурат, сын Кучука, хан Каракалпаков
  • Ишим-Мухаммад, сын Абуги, хан Каракалпаков (начало 18 века)

Искерский юрт

Тайбугиды не принадлежали к Чингизидам и не имели права на титул хана.

  • Мар (Умар, Омар) - муж сестры хана Ибака (около -)
  • Мухаммед Тайбуга - сын Адера, тайбугинский мурза Сибири ( -)
  • Касым - сын Мухаммеда Тайбуги, племянник Ангиша, тайбугинский мурза Сибири ( -)
  • Едигер - сын Касыма Тайбуги, тайбугинский мурза Сибири ( -)
  • Бек-Булат - сын Касыма Тайбуги, брат и соправитель Едигера ( -), возможный отец Симеона Бекбулатовича
  • Сейд Ахмед (Сейдяк) - сын Бек-Булата, глава тайбугинов в -1588 годах

Примечания

  1. Сибирское ханство . bse.sci-lib.com. Проверено 13 сентября 2015.
  2. Иоганн Шильтбергер . Книга путешествий // Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей, XIII-XVII вв. - Новосибирск, 2006.
  3. Егоров В. Л. Глава вторая. Территория и границы Золотой Орды
  4. Егоров В. Л. Глава третья. Города Золотой Орды и некоторые вопросы экономической географии государства // Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. - М. : Наука, 1985. - 11,000 экз.
  5. Белич И. В. К этимологии, семантике и истории происхождения средневекового имени г. Тюмени // Вестник археологии, антропологии и этнографии: Электр. журнал. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007. - № 7 . - С. 152 . - ISSN 2071-0437 .
  6. Атласи, Хади . История Сибири . - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - С. 24-29. - 96 с.
  7. Файзрахманов Г. Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времён до начала XX века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - С. 112-121. - 431 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-298-01536-3 .
  8. Вернадский Г. В. О составе Великой Ясы Чингисхана (С приложением главы о Ясе из истории Джувейни) // История права. - СПб. : Лань, 1999. - С. 120. - 176 с. - (Мир культуры, истории и философии). - 3000 экз. - ISBN 8-0114-0172-8 .
  9. Исхаков Д. М. // Научно-документальный журнал «Гасырлар авазы - Эхо веков»: журнал. - Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2008. - № 2 . - ISSN 2073-7483 .
  10. Нестеров А. Г. Искерское княжество Тайбугидов (XV-XVI вв.) // Сибирские татары. Монография . - Казань: Институт истории АН РТ, 2002. - С. 19-20. - 240 с. - 500 экз. - ISBN 5-94981-009-0 .
  11. Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. - М. : Восточная литература, 2001. - С. 325-326. - 752 с.
  12. Камал ад-дин Бинаи . Шайбани-наме // Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). - Алма-Ата: Наука, 1969.
  13. Юдин В. П. Орды: Белая, Синяя, Серая... // Чингиз-наме. - Алма-Ата: Гылым, 1992. - С. 32-35.
  14. Сабитов Ж. М. Генеалогия Торе . - 3-е изд. - Алма-Ата, 2008. - С. 13. - 326 с. - 1,000 экз. - ISBN 9965-9416-2-9 .
  15. Костюков В. П. Улус Шибана в XIII–XIV вв. (по письменным источникам) // Проблемы истории, филологии, культуры: журнал. - Магнитогорск, 1998. - Вып. 6 . - С. 210-224 .
  16. Утемиш-хаджи ибн маулана Мухаммада Дости. Чингиз-наме . - Алма-Ата: Гылым, 1992. - С. 105.
  17. Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. - М. : Восточная литература, 2002. - С. 95-96. - 752 с. - ISBN 5-02-018193-5 .
  18. Исхаков Д. М. Тюркско-татарские государства XV-XVI вв . - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. - С. 21. - 132 с. - (Biblioteka TATARICA). - 500 экз.
  19. Мустакимов И. А. Об одном списке «Дафтар-и Чингиз-наме» // Средневековые тюрко-татарские государства: Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - Вып. 1 . - С. 123-127 . - ISBN 978-5-98245-048-7 .

ТЕМА 1. СИБИРЬ НАКАНУНЕ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ К РОССИИ

СИБИРСКОЕ ХАНСТВО

В конце XVI - XVII вв. на всей территории Сибири, но мнению историков, проживало всего тыс. человек. Более плотное население на юге и очень редкое на севере различалось по языку, хозяйственному развитию. На севере Западной Сибири, в тундре от Урала до реки Хатанги - ненцы, энцы, получившие от русских наименование «самоеды» (около 8 тыс. чел.). Южнее их в таежной полосе - ханты и манси тыс.), русские звали их остяками. На средней Оби и среднем Енисее - селькупы (около 3 тысяч человек) и другие племена, также именовавшиеся остяками.

На юге Западной Сибири кочевали тюркские племена: на среднем Иртыше, Ишиме, Тоболе - сибирские татары тыс. чел.), верхнем Енисее - енисейские киргизы и другие племена (8-9 тыс. чел.), на Алтае, верховьях Оби - томские, чулымские и кузнецкие татары (5-6 тыс. чел.) - предки современных шорцев, алтайцев, хакасов. Татарами русские звали и племена на верхнем Енисее и Саянском нагорье.

В Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря и от тундры до Монголии и Амура обитали тунгусы, предки современных эвенков (около 30 тыс. чел.). Они делились на 3 группы: оленьих тунгусов (в тайге), пеших (на побережье Охотского моря) и конных (в степях Забайкалья). В Забайкалье и Прибайкалье, по рекам Селенге, Ангаре жили кочевые монголоязычные племена, составившие этническую основу бурят (около 30 тыс. чел.). По Лене, Вилюю и в Приморье - предки нанайцев, удэге, тюркоязычные якуты тыс. чел.). На северо-востоке Сибири от низовья Лены до Анадыря жили юкагиры, на севере Камчатки, побережье Берингова и Охотского морей - коряки (9-10 тыс. чел.), на Чукотском полуострове и низовьях Колымы - чукчи (2-3 тыс. чел.). На побережье Чукотки обитали эскимосы (около 4 тыс. чел.), на Камчатке - ительмены. Эскимосы и ительмены считаются самыми древними обитателями Северной Азии, оттесненными «на край света» пришельцами с юга - тюрками, монголами и другими племенами.

Племена по морскому побережью занимались промыслом тюленей и моржей, население тундры и тайги - охотой, рыболовством, оленеводством, в лесостепи и степи разведением лошадей, овец, крупного рогатого скота. Земледелие существовало на юге Западной Сибири, в предгорьях Алтая, Минусинской котловине, Прибайкалье, Приамурье. Оно было примитивным и играло второстепенную роль. Основой хозяйства земледелие отмечено только на Амуре у дауров. Татарам, бурятам, якутам, алтайским шорцам, тунгусам были известны добыча и обработка металла . У племен Северо-Восточной оконечности Сибири: юкагиров, коряков, чукчей, эскимосов, ительменов - русские застали каменный век, с каменными и костяными орудиями.

Власть стремилась упорядочить и подчинить себе заселение Сибири путем обложения переселенцев тяглом - совокупностью налогов и повинностей в пользу государства, что четко фиксировалось сначала в порядных и поручных записях, а позже в переписных и дозорных книгах.

В XVII в. сложились основные социальные слои сибирского населения:

Служилые люди, которых к началу XVIII в. насчитывалось около 10 тыс. Они делились на несколько категорий: казаки (пешие и конные), стрельцы, а также служилая знать - дети боярские и сибирские дворяне;

Промышленные люди (до середины XVII в. были преобладающей частью русского населения);

Посадские люди, официально считавшиеся торгово-ремесленной частью горожан, но занимавшиеся в основном земледелием и огородничеством и проживавшие не только в городе, но и в окрестных деревнях; эта часть населения, как и крестьянство, относилась к тягловому населению и несла нелегкое посадское тягло, складывающееся из различных платежей, ординарных и неординарных налогов, натуральных повинностей;

Крестьянство (по численности преобладало к началу XVIII века и насчитывало 160-190 тыс. человек). В этой социальной группе также имелось несколько категорий: черносошные (пашенные и оброчные), лично свободные, несущие тягло в пользу государства; монастырские крестьяне, лично и экономически зависимые от монастырей;

- «гулящие люди» представляли из себя пеструю социальную группу людей, считающих себя вольными и необремененными хозяйством, государство же стремилось записать их либо в тягловое население, либо в службу.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СИБИРЬЮ В XVII - XVIII ВВ.

Управление Сибирью осуществлялось из Москвы (до начала XVII в. через Посольский приказ, затем приказ Казанского дворца). По мере освоения Сибири усложнялась и система управления новыми землями. В 1637 г. создается Сибирский приказ (существовал до 60-х гг. XVIII в.), который имел более широкие полномочия, чем другие областные приказы, вплоть до таможенных и дипломатических. Сибирь в административном отношении делилась на уезды и волости, позже уезды объединили в несколько разрядов (например, Тобольский и Томский, затем добавились Ленский, Енисейский). Во главе разрядов и уездов стояли воеводы (чаще из Москвы).

Особенностью Сибири было всевластие уездных и разрядных воевод, а особенно воевод тогдашней столицы Сибири - Тобольска (с 1621 г. Тобольск стал и церковным центром Сибири). Это влекло за собой страшное беззаконие и злоупотребление властью , доводившие русское и коренное население до различных форм недовольства и возмущения, вплоть до вооруженных выступлений

Но в то же время сибирские власти умело использовали в своих и государственных интересах мирское (общинное и посадское) самоуправление, понимая, что их главная задача - освоение Сибири и управление ею. Через старост, сотских, десятников и других была налажена система собственного хозяйства, организовано выполнение государственных повинностей и т. д. Отношения с коренными народами власть строила, не только основываясь на давлении и насилии, но и привлекая на службу государству родоплеменную знать, сохраняя родоплеменную структуру и религиозное своеобразие, охраняя интересы собственников.

Во время преобразований Петра I существенные изменения претерпела система государственного управления , в том числе и в Сибири. В рамках I губернской реформы создается Сибирская губерния (1708 г.) с центром в Тобольске, а основные функции управления сосредоточиваются в руках сибирского губернатора (1-й губернатор Сибири - князь, казненный в 1721 г. за злоупотребление властью). Сохраняется уездное деление, а воеводы становятся комендантами и назначаются губернатором.

В ходе II губернской реформы Сибирская губерния была разделена на Тобольскую, Иркутскую и Енисейскую провинции во главе с вице-губернаторами.

Петровские реформы привели к значительной централизации власти, усилению влияния и роли губернаторов, вице-губернаторов, воевод, а местное самоуправление все более подчинялось административной власти.

В то же время особенностью управления Сибирью в 1-й половине XVIII в. было сохранение выборности низших должностных лиц и малочисленность сибирской администрации.

Во второй половине XVIII в. во время реформирования управления России при Екатерине II коренным образом меняется структура власти в сторону центра. С 1763 г. Сибирская губерния управляется на общих основаниях с другими губерниями, а функции сибирского губернатора распределяются по центральным учреждениям - коллегиям (но сибирский губернатор подчинялся только Сенату и монарху).

Согласно «Губернскому учреждению» Екатерины II, в Сибири, как и в России в целом, вводился принцип «разделения властей» (исполнительной, финансовой, судебной), это носило во многом формальный характер, но все же в Сибири впервые появились органы, занимавшиеся решением социальных проблем, совершенствовалась судебная система, исполнительная власть.

«Жалованная грамота городам» 1785 г. существенно изменила городское самоуправление, и хотя оно контролировалось администрацией, расширились его права и вырос авторитет .

ТЕМА 3. СИБИРЬ НАКАНУНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЕРЕЛОМА (XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.). РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПОРЕФОРМЕННОЙ СИБИРИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИБИРИ

К началу XVIII в. большая часть Сибири стала составной частью русского государства. Шло интенсивное хозяйственное освоение этой территории, и было необходимо продолжить ее изучение, чтобы дополнить сведения о Сибири и получить о ней более достоверное представление. Решающий перелом в исследовании Сибири произошел в XVIII в., когда были предприняты грандиозные по своим масштабам и результатам экспедиции. Проделанная работа по сбору географических, этнографических и исторических сведений дает основание с полным правом назвать эти экспедиции «вторым открытием Сибири». В результате всей исследовательской работы к концу столетия имелось уже достаточно полное представление о Сибири. Ее итогом стали изданные в 1785 и 1786 гг. Генеральные карты Российской Империи и составленные в конце 1780 - начале 1790 гг. «топографические описания» Тобольского и Иркутского наместничеств, в которых давалось комплексное описание Западной и Восточной Сибири: природа, ландшафт, климат, численность и состав народонаселения.

Изучение Сибири велось и в следующем столетии. Северную часть Тихого океана, в частности, берега Камчатки и Сахалина , обследовали и, совершив в 1гг. кругосветное плавание. В 1гг. под руководством состоялась экспедиция, которая прошла от Красноярска до Амура.

Важным моментом в исследовании Сибири XIX в. явились геологические изыскания, которые привели к открытию в Сибири золота, графита, каменного угля и т. д. В 1828 г. верхотурский купец Андрей Попов, прослышав о находке крестьянином Егором Лесным золота в Мариинской тайге, устроил там золотой прииск. Вскоре золото нашли на Алтае, в Енисейской губернии, Забайкалье.

СИБИРСКИЕ ГОРОДА: ИХ СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЛИК

В Сибири в XVIII столетии существенно начал меняться облик городов. Деревянное строительство постепенно сменялось, хоть и чрезвычайно медленно, каменным. Возрастает численность городского населения. Города становятся крупными центрами торговли и промышленности. Сибирские горожане при всех своих обременительных повинностях в пользу государства обладали строго закрепленными за ними правами, являясь и юридически, и фактически свободными людьми. «Жалованная грамота городам» Екатерины II защищала жизнь горожан, достоинство, собственность и давала им возможность беспрепятственно осуществлять любые виды профессиональной и экономической деятельности. Посадские люди и мещане, выплачивая большие налоги в пользу государства, выбивались, тем не менее, что называется, в люди, становясь удачливыми ремесленниками, приказчиками, купцами, заводчиками, фабрикантами и т. д. По данным середины 60-х гг. XVIII в. в Сибири насчитывалось около 14 , приписанных к купечеству.

Города интенсивно развивались в хозяйственном плане не только благодаря тому, что именно в них активно вводились многочисленные технические новшества. Поскольку именно городское население обладало строго фиксированными и четко закрепленными за собой правами, имело возможность заниматься самыми различными видами деятельности , именно города становятся ведущими центрами промышленности и торговли.

Благоустройство города, его приобщение к культуре были следствием успешного экономического развития.

КРЕСТЬЯНСТВО СИБИРИ: СОЦИАЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Сибирь, в отличие от европейской части России, не знала крепостного права. На ее территории селилось много беглых крепостных крестьян, бежавших от помещиков, значительное число так называемых государственных крестьян, которые не были в крепостной зависимости, а просто прибывали в Сибирь в поисках лучшей доли. Поэтому не только достаточно давнее местное население посвящало свою жизнь сельскому хозяйству , но и вновь прибывавшие сюда люди быстро становились крестьянами.

Численность крестьянства, проживавшего в Сибири, на протяжении XVIII в. возросла более, чем в 3 раза (со 100 тыс. человек в начале века до 330 тыс. человек в конце). В середине XIX в. число крестьян уже превысило 1 млн. человек. В правовом отношении государственный крестьянин рассматривался как лично свободный, но в то же время были сильно урезаны его права на перемещение. Кроме этого, ограничить возможности перемещения крестьян на территории Сибири правительство старалось давними формами общественного существования крестьян. Известно, что крестьяне Руси, а затем и России жили «миром», или общиной. Община строго контролировала деятельность каждого своего члена. Она следила за тем, чтобы он вовремя вносил свою долю в выплату налогов, не покидал без разрешения общины территорию своего проживания, исправно участвовал в общественных работах . В связи с этим, крестьян легче было мобилизовать на различные казенные повинности, которые заключались в строительстве и ремонте дорог , перевозке почты, сборе хлеба в «запасные магазины» и т. д.

Однако следует отметить, что в целом повинности и платежи сибирских крестьян были значительно меньше, чем в европейской России. После уплаты налогов и справления повинностей половина дохода оставалась за крестьянином.

Вместе с тем, уже в XVIII столетии среди сибирского крестьянства наблюдалась имущественная дифференциация . Однако она отличалась от той, что была в европейской части России. Слой богатых крестьян был невелик. Состоятельные крестьяне часто предпочитали переходить в мещанство, купечество, вкладывая свой капитал в различные промыслы, торговлю и ростовщичество. Слой бедняков был невелик, составляя всего лишь% от всего крестьянства Сибири. Во всех крестьянских волостях были ежегодные выборы членов волостного правления. Выборы волостных и сельских начальников проводились на сходе, который являлся главным руководящим органом общины. На сельский сход (местные названия: «сходка», «совет», «согласие») приглашались все жители деревни, в том числе и женщины. Любой желающий мог участвовать в его работе.

Если крестьянин пытался переселиться на те территории, которые были не освоены, но требовали освоения, администрация не препятствовала этому. При этом важным было то, чтобы переселенцы не «выпадали» из тягла, продолжая и на новом месте выполнять все государственные повинности.

В первой половине XIX в. в целях обеспечения рабочими руками промышленности и золотых приисков власти идут на существенное расширение возможностей официального перемещения населения.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТОРГОВЛЯ

Распространение в Сибири крупной промышленности относится к XVIII в., что было связано с открытием месторождений железной, медной и серебряной руды. В 1704 г. в Забайкалье был построен казенный сереброплавильный завод. В 1729 г. Акинфий Демидов строит на Алтае Колыванский, а в 1744 г. - Барнаульский медеплавильные заводы. С 1766 г. стал действовать Сузунский монетный двор . Выпускаемая сибирская монета отличалась по своему виду от общегосударственной. На ней изображался герб Сибири. После 1781 года на Сузунском монетном дворе начала чеканиться медная монета общегосударственного образца.

Некоторые из заводских мастеровых оставались жить в родных деревнях и продолжали заниматься сельским хозяйством, ведь на заводах они работали несколько месяцев в году (столько времени, сколько требовалось для выполнения заданного им «урока»). Например, угольщик, находившийся на отдельной оплате, должен был выжечь в год три двадцатисаженных кучи древесного угля . Тяжелый изнурительный ручной труд, большие нормы выработки очень осложняли, физически истощали жизнь мастеровых. Они часто уходили с предприятий. Вот почему в ряде районов Сибири постепенно вводилось принудительное закрепление мастеровых за предприятиями.

В Сибири на протяжении XVIII - первой половины XIX вв. стремительно росла добыча золота (с 45 пудов в 1831 г. до 1296 пудов в 1850 г.). Благодаря сибирскому золоту, Россия стала лидером в мировой экономике.

Сибирь не уступала европейской части России по степени оживленности торговли. В первой половине XIX в. здесь стремительно стала расти численность купцов. Причинами этого являлись повышение товарности крестьянского хозяйства, а также увеличение численности потребительских слоев городского населения. В городах функционировали ежегодные ярмарки, устраивались традиционные базары, В середине XIX столетия Западная Сибирь по-прежнему опережала восток Сибири по числу купцов. Большая часть сибирского купечества принадлежала в это время к 3-й гильдии (мелкое купечество). Состоятельные купцы (1 - й и 2-й гильдии) концентрировались в крупных городах (Тобольске, Томске, Иркутске и др.).

ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИЗМА В СИБИРИ.

Основной массив земель в Сибири к началу буржуазных реформ был государственным и кабинетским. Государственных крестьян насчитывалось в это время 145 тысяч и свыше 20 тысяч казенных мастеровых. Феодализм, господствующий в Российской империи, серьезно тормозил генезис и развитие капиталистических отношений в регионе. Развитие сибирской экономики было тесно связано с общероссийской и мировой. В 70-е гг. XIX в. в Сибири началась массовая добыча золота, а золотопромышленность стала самой влиятельной среди остальных отраслей производства. Крупная буржуазия в Сибири включала в себя 1200 семейств. Источники формирования первоначального капитала здесь отличались тем, что были созданы, как отмечает большинство современных историков Сибири, в основном честным путем - оптовой и розничной торговлей. Внешняя торговля в Сибири приносила огромную прибыль и в рассматриваемый период была монополизирована