Сопереживание человека. Сочувствие и сопереживание: в чем разница? Техника и методы конструктивной критики

Сопереживание - внутреннее отождествление себя с другим человеком, способность к состраданию, являющаяся даром свыше. Среди своих родных и друзей такой человек ценится тем, что способен понять каждого. Что это за качество, каким образом оно проявляется, рассказывается в статье.

Эмоциональное сочувствие

Чувствами и эмоциями других людей позволяет проникнуться такое качество, как эмоциональное сопереживание. Это очень важная черта для поддержки близких и друзей, которая существенно помогает налаживать положительные контакты с окружающими. Подобное общение основывается на понимании других людей на уровне малейших изменений в выражении их лиц или даже незначительных жестов.

Профессионалы считают, что человек, способный испытывать сопереживание, видит мир глазами собеседника и даже слышит те же звуки, аналогично думает. В принципе, каждому хочется иметь такого знакомого. Поэтому возникает логичный вопрос: Что такое сопереживание и у кого оно встречается? Это качество преимущественно присутствует в преподавателях, врачах, работниках торговли, менеджерах.

Подводные камни сострадания

Способность сопереживать очень часто может быть потеряна в детстве, когда на проявление сострадания у ребёнка сверстники отвечают смехом и жестокостью. Но если ему всё же удаётся пронести свою особенность характера через годы, то это является прямым свидетельством развитой и доброй личности.

Такой человек способен находить в любом прохожем. Это может происходить не каждый день, но в такие периоды он испытывает состояние глубокой гармонии. Хотя окружающий мир способен ранить не только в детстве, а и в зрелом возрасте. Если человек не находит отклика или понимания в других, то начинает считать себя более развитым по сравнению с ними. Он чувствует досаду и максимально ограничивает круг своих знакомых.

Есть люди, которые, испытывая сопереживание другому человеку, настолько увлекаются его ощущениями, что полностью погружаются в чужие проблемы и не могут остановиться. Этим личностям лучше с сочувствием.

Также существуют манипуляторы, которые просто разыскивают добряков. Эмпату они точно не угрожают, потому что он распознаёт их на глубоком уровне. Но вот обесценивать чей-либо рассказ, даже если он и является манипуляцией чистой воды, не стоит. Этот шаг может превратить собеседника в скрытого недоброжелателя. Ведь что такое сопереживание на самом деле? Это не ограничение, а понимание. Поэтому предпочтительнее внутренне остановить себя, не вникать в монолог и при первой же возможности удалиться.

Особенности личности сочувствующего

Способному сопереживать человеку несколько сложно с теми, кто мало разговаривает. А вот с людьми, которые хотят высказаться, он сходится легко. Но залезть в душу и ранить сочувствующий неспособен по простой причине: он хорошо прочувствовал собеседника и ярко осознаёт, чем для человека станет подобный удар. Хотя на самом деле сострадать могут личности со способностью к высокому уровню психического и эмоционального развития.

Многие боятся увязнуть в чужой жизни, но это тоже невозможно для истинного эмпата. Что такое сопереживание в первую очередь? Это именно понимание, а не взятие на себя бед и страхов с последующей возможностью попасть в больницу. Очень важно ограничивать себя и вовремя пресекать любые посягательства на

На самом деле, не у всех получается принимать сторону собеседника. Есть люди, переживающие свои радости и горести внутри. Им сложнее проявить полноценное сочувствие. Кроме того, всегда очень неприятно увидеть поведение, созданное искусственно.

Для чего это нужно

Преимущественно люди, которые способны сопереживать, являются простыми и наивными. Но не стоит принимать это за правило. Эмпат вполне может раскрыть внутренние качества какого-то человека с определённой целью. Например, выявить слабые стороны конкурента фирмы, в которой работает.

Но не стоит считать его профессиональным психологом. Он способен выпутаться из сложной ситуации, увидеть всё многогранно, но не знает научного обоснования происходящего, и чёткий логический план в его поведении отсутствует.

Люди, способные сопереживать и сострадать, способны организовывать поддерживающие группы. Смысл создания такой структуры во взаимопомощи. Но в подобных случаях мало кто учитывает, что смысл группы исчерпывается после прорабатывания объединившей ситуации. Участники становятся чужими людьми, не имеющими общих тем.

Это качество может помогать в семье, дружеских отношениях, на работе, в непредвиденных ситуациях, со случайными прохожими. В принципе, уметь проявлять чувство сопереживания, не выходя за грань дозволенного - тоже способность свыше. Ведь собеседники, видя искренне понимающее лицо, часто склонны раскрываться и рассказывать ему множество своих проблем.

Каким образом проявляется настоящее сочувствие

Что такое сопереживание? Это способность полностью понять другого до такой степени, чтобы исключить даже малейшую возможность осуждения. Сопереживающий всегда объединяется с ощущениями рассказчика, смотрит на мир его глазами. Он не критикует, не говорит:

  1. "А что, ты не мог сделать так и так?"
  2. "Почему ты ему не ответил?"
  3. "Надо было то и это…"
  4. "А вот я бы…"

Он понимает, что в определённой ситуации его собеседник мог повести себя только так, как поступил в действительности.

Гораздо приятнее жить в мире, в котором не спрашивают лишнего и правильно понимают сказанное. Однако часто получается так, что обычный для кого-то вопрос загоняет беседу в тупик, поставив человека в неудобное положение. А нужны ли тому, кто выстрадал решение, чьи-то поверхностные советы со стороны? Сочувствие - это очень нужное качество, которое не стоит полностью подавлять в страхе оказаться не понятым. Главное - научиться разделять себя и проблемы рассказчика, принимая его мировоззрение.

admin

Проявление эмоций к другому человеку – эта важная составляющая психологического состояния личности. Сочувствие и сопереживание помогают наладить отношения с людьми, сбросить негативные эмоции. Навык формируется в детстве и необходим для анализа ситуаций, происходящих с другими людьми. Таким образом, срабатывает инстинкт самосохранения. Что собой представляет эмпатия и почему важно уметь сопереживать?

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это способность сострадать любому живому существу, не обязательно человеку. Сопереживание проявляется при виде больного животного, к незнакомым людям, пережившим сильные потрясения. Человек сочувствует героям книг или фильмов, проникаясь сюжетной линией. Важно понимать, что эмпатия – это и считывать мимические сигналы, движения. После получения знаков, личность, способная сопереживать, разговорит страдающего и окажет поддержку.

Что же такое эмпатия? Это сходный с сочувствием навык или расхожий? Эмпатия отличается от сочувствия тем, что человек не просто жалеет, попавших в беду людей, но и полностью проникается проблемой. Этот навык помогает понять окружающих и стать к ним ближе.

Эмпатия – это не обязательно активные действия. Сопереживающий человек не обязан решать проблемы другого. Хотя уровень помощи не измеряется, здесь уже зависит от конкретной ситуации. Эмпатию можно назвать обратной стороной эгоизма. Сострадающая личность выделяется добрым нравом, способностью любить, видеть в людях хорошие качества. Таким человеком движет душевная сила, которая подключается при виде людей, попавших в беду.

Почему важно уметь сопереживать?

Сострадание проявляется по-разному. На уровень эмпатии влияет, кто перед нами – близкий или незнакомый человек. Сопереживающая личность принимает боль и проносит через себя. Вспомните, как вы реагируете на трогательные моменты в фильмах. Многие не способны . Подобные переживания снимают напряжение, помогают .

Описанное состояние называют эмоциональной эмпатией. Такие люди остро реагируют на положительные и печальные события. Теракт в другой стране вызывает слезы, победа на олимпийских играх – радость и смех. Реагируя на беды, происходящие во всем мире, человек не контролирует эмоции, его покидает душевное равновесие.

В любом вопросе требуется золотая середина. Почему важно уметь сопереживать?

Как развить эмпатию?

Для начала следует вытянуть чувства наружу. Человек, который подавляет эмоции, не понимает, когда испытывает радость или грусть, не способен сопереживать другим людям. Сострадание основывается на понимании чувств, наблюдательности, общения, участливого отношения к окружающим.

Как развить эмпатию?

Пройдя эти упражнения, переходите к сложным методам. Проявите эмпатию к незнакомцам или людям, которых не любите или не уважаете. Общаясь с человеком, участвуйте в дискуссии, задавайте встречные вопросы, а не только рассказывайте о своей жизни.

Эмпатия у детей

Чтобы проверить готов ли ваш малыш сочувствовать другим, понаблюдайте за поведением ребенка. Как он реагирует, если у сверстника поломалась игрушка. Есть три варианта развития событий: малыш расплачется или погладит «страдальца», не обратит внимания, или посмеется в ответ. Последние две реакции говорят о том, что чувство эмпатии вашему ребенку неизвестно. Возьмите на заметку и после достижения ребенком 3 лет, начинайте действовать.

Эмпатия у детей проявляется по-разному. Сочувствующий ребенок обратит внимание на слезы, расстроится или также заплачет. Детки, способные сострадать, реагируют на интонацию родителей, мимику. Эмпатия способствует развитию полезных навыков ребенка: адекватной эмоциональной оценке происходящего, заботе о природе, близких людях. Эти качества необходимы для формирования зрелой и

Развитие эмпатии у дошкольников

Не существует универсального метода, который из безразличного малыша сделает сопереживающего ребенка. Основы закладывают родители и близкие, находящиеся в окружении. На развитие эмпатии у дошкольников уйдут годы, поэтому не откладывайте прививание навыка на потом. Для формирования отзывчивости выполняйте такие правила:

Следите за эмоциональной обстановкой в семье. Ребенок копирует действия родителей, считывает с них информацию, повторяет слова, привычки. Покажите на своем примере, как общаются близкие люди. Проявляйте сочувствие, интересуйтесь, как прошел день, предлагайте помощь, заботьтесь во время болезни.
Станьте примером для подражания. Как правило, люди замыкаются в своей семье, оставаясь безразличными к бедам других. Покажите, что вы активно участвуете в жизни бабушек и дедушек, проведываете друзей. Помогаете незнакомцам, попавшим в неприятные ситуации. Достаточно начать с малого, предложить ребенку уступить место пожилому человеку и объяснить, что ему тяжело стоять.
Поощряйте ребенка за проявление чувств. Благодарите малыша, если он помог или проявил участие. Поддерживайте, если у ребенка возникло желание помочь окружающим. Пусть даже если совершаемые действия кажутся вам пустяком. Например, спасение муравья от дождя.
и не наказывайте. Если ребенок повел себя неадекватно, то не спешите ругать. Разберитесь, правильно ли малыш понял ситуацию, знает ли он, как принято реагировать. Непонимание эмоций или поступков приводит к неправильному поведению ребенка.
Давайте эмоциональную подпитку. Не скупитесь на похвалу, объятия, поцелуи. Рассказывайте ребенку, как прошел день, спрашивайте о его переживаниях. Главное при этом не жаловаться и не осуждать поступки других, а просто объяснять, плакали или грустили. Не отмахивайтесь от проблем ребенка, проявите сочувствие.

Эмпатия поддается развитию, но и неиспользование навыка ведет к снижению сопереживания. Исследования среди студентов показали, что уровень отзывчивости за последние 30 лет снизился на 40%. Поэтому понимания эмпатии недостаточно. Проявляйте участие ежедневно, заботясь о близких людях.

25 марта 2014, 17:36

1:Отношения между людьми,которые носят взаимный характер(15 букв)
2:То,что помогает человеку справиться с трудным делом.(6 букв)
3:И уровень межличностных отношений,и плавленый сырок(6 букв)
4:Обман,враньё.(4 буквы)
5:Сопереживание другому человеку.(10 букв.)
6:Однокоренное слово со словом "общество",то,без чего люди не могут обходиться(7 букв),
7:Уровень межличностных отношений,основанный на общем деле.Подсказка в стихах А.С.Пушкина "(...),верб:взойдёт она,звезда пленительного счастья,"..." и на обломках самовластья напишут наши имена!"(12 букв)
По горизонтали:
8.Самые распространённые межличностные отношения,в которых участвуют все узнаваемые нами люди.(либо 9-либо 10 букв.в школе сказали,что ошибка,идолжно быть 9 букв)
9:Расположение,чувство приязни,тёплое чувство к кому-либо.(8 букв)
10:Близкие,относительно продолжительные отношения между двумя или более людьми,основанные на взаимной симпатии и свободном выборе и доверии.(11 букв)
11:Чувство,противоположное симпатии(9 букв)
12:Отношение,построенное на уверенности в том,что тебя не подведут,не обидят(7

Реши кроссворд. Если все ответы будут верными, то тебе удастся найти в нём все уровни межличностных отношений. По вертикали:1. Отношения между людьми,

которые носят взаимный характер. 2. То, что помогает человеку справиться с трудным делом. 3. И уровень межличностных отношений, и плавленый сырок. 4. Обман, враньё. 5. Сопереживание другому человеку. 6. Однокоренное слово со словом «общество», то, без чего люди не могут обходиться. 7. Уровень межличностных отношений, основанный на общем деле. Подсказка в стихах А. С. Пушкина «(...), верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья, <...> и на обломках самовластья напишут наши имена!»По горизонтали:8. Самые распространённые межличностные отношения, в которых участвуют все узнаваемые нами люди. 9. Расположение, чувство приязни, тёплое чувство к кому-либо. 10. Близкие, относительно продолжительные отношения между двумя или более людьми, основанные на взаимной симпатии и свободном выборе и доверии. 11. Чувство, противоположное симпатии. 12. Отношение, построенное на уверенности в том, что тебя не подведут, не обидят.5. Ниже приводится список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к межличностным отношениям.Подчеркни термин, который «выпадает» из этого перечня.Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, знакомство, язык общения.

1)Если человек вуступил в суде для свидетельства о преступлении и словно,которое он сказал,не доказал, а это дело-дело о жизни, то человек должен быть

убит.
2)Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит а также тот, который принял из его рук краденое,должен быть убит.
3)Если человек сделал пролом в дом другого человека то перед этим проломом его следует убить.
4) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...
5)Если человек выбил зуб человеку,равному ему,то должен ему выбить зуб.

СПРАВЕДЛИВЫ ЛИ ЭТИ ЗАКОНЫ? ПОЧЕМУ В ДРЕВНОСТИ НАКАЗАНИЕ БЫЛИ ТАКИМИ ЖЕСТОКИМИ??? помогите плиз срочно надо!!!

ПОМОГИТЕ!!!

1. Гуманизм - это:

А) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности;

Б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;

В) сентиментальность;

Г) особый вид деятельности.

2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:

А) нравственность;

Б) культура;

В) общечеловеческие ценности;

Г) общественное сознание.

3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:

А) философия;

Б) мировоззрение;

В) наука;

Г) социология.

4. В наиболее полном виде мораль - это:

А) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;

Б) наука о правилах хорошего тона;

В) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

Г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.

5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:

А) искусства;

Б) науки;

В) морали;

Г) права.

6. К морали в отличие от права относятся:

А) любой закон;

Б) Конституция государства;

В) устав общественной организации;

Г) определенные принципы, нормы поведения.

7. Мораль в отличие от права:

А) опирается исключительно на поддержку общества;

Б) содержит нормы поведения людей;

В) возникает на основе исторического опыта людей;

Г) находится в развитии.

8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?

А) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

Б) сделать вид, что тебя это не касается;

В) выразить соболезнование тому, кого обидели;

Г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?

А) сделать все возможное для устранения зла, ущерба;

Б) сделать вид, что ничего не произошло;

В) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;

Г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).

10. Критерии духовности человека:

А) активная жизненная позиция;

Б) обладание высшим образованием;

В) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.

11. Мировоззрение в жизни человека - это:

А) ориентир для его деятельности;

Б) укрепление его жизненного опыта;

В) связь с религией и наукой.

12. Уровень развития духовной культуры измеряется:

А) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей;

Б) качеством духовной продукции;

В) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди;

Г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

13. Мировоззрение человека зависит от:

А) исторических условий;

Б) жизненного опыта;

В) от уровня образования;

Г) внутренней культуры.

14. Моральные качества человека:

А) заложены от рождения;

Б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием;

В) формируются обществом целенаправленно.

15. Культура в широком смысле - это:

А) все виды преобразовательной деятельности;

Б) все, что связано с искусством;

В) производство духовных ценностей;

Г) образованность человека.

16. К продуктам материальной культуры не относятся:

А) небоскреб;

Б) музыка;

В) автомобиль;

Г) телевизор.

17. К духовным ценностям относится:

А) микроскоп;

Б) компьютер;

В) научное открытие;

Г) видеокассеты.

18. Верно ли суждение?

А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.

Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.

А) верно только А;

Б) верно только Б;

В) верно А и Б;

Г) оба неверны.

19. Накопление культурных ценностей по вертикали связано:

А) с появлением новых произведений искусства;

Б) углублением знаний о культуре;

В) передачей культурных ценностей от поколения к поколению;

Г) реставрацией памятников культуры.

Сопереживание, эмпатия


Если сопереживание - достаточно знакомое для современного читателя слово, то термин эмпатия - способность увидеть мир глазами другого - только начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии. В своей статье "Эмпатия, гуманность и благополучие животных" Д-р Майкл У. Фокс дает анализ таких понятий, как сочувствие, сопереживание и эмпатия.

Эмпатии дают различные определения: слияние в мыслях и чувствах с другим существом, способность вхождения в другую личность или проникновение в сознание другого существа. Сопереживание и эмпатия - различные явления. Сопереживание с кем-то его эмоций, особенно горя, страданий, включает сострадание, жалость. Эмпатия - это слово, которое произошло от греческого термина, означающего нежность, и более позднего немецкого слова, означающего чувства к чему-то. Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо. Хотя оба этих понятия - сопереживание и эмпатия - не исключают взаимно друг друга, эмпатия подразумевает более объективное понимание другого существа. Сопереживание более субъективно, оно представляет собой интуитивное проникновение в чувства другого существа и отклик на его эмоции.

Сочувствие к животному как чисто субъективное чувство, не подкрепленное объективным пониманием поведения животного и его потребностей, может привести к ошибочным заключениям о том, что ощущает животное. Эмпатия же включает и понимание природы животного, и сочувствие к нему.

Отсутствие эмпатии дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с нами никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их.

Существует мнение, что субъективный мир животных не может быть объективно оценен, и поэтому он не существует вообще. В этом случае эмпатия оказывается бессмысл енной, раз животные не имеют эмоций и руководствуются подсознательными инстинктами. Это восприятие животного как машины получило название картезианства еще в XVII веке - по имени философа Рене Декарта.

Способность к эмпатии может быть врожденной, и она в большой степени зависит от взаимоотношений с родителями. Эмпатическое понимание родителями ребенка, поддержка ребенка во время его беспокойства, страданий, его ощущение связи с родителями имеют колоссальное влияние на последующую способность ребенка любить и эмпатировать.

В современном обществе мужчины проявляют большую жестокость по отношению к животным или оправдывают такую жестокость, потому что они в меньшей степени способны эмпатировать по сравнению с женщинами, когда они встречаются с беспомощными или страдающими существами. Большее внутреннее беспокойство, меньшая способность эмпатировать и большая потребность доминировать, возможно, укореняются в душе ребенка - мальчика в результате его большего одиночества и незащищенности, отделения его от матери в раннем возрасте. Эти переживания менее ярко выражены у девочек, поскольку они в большей степени идентифи цируют себя с матерью.

Такие защитные идеологии, как идеология патриархата, картезианства, махизма, возможно, являются защитной реакцией незащищенной мужской личности.

Нравственная сторона взаимоотношений человека с животными в современной промышленной цивилизации весьма ущербна и характеризуется отсутствием уважения к жизни в целом. Для того, чтобы оправдать эксплуатацию животных в медико-биологических исследованиях, в сельском хозяйстве, эксплуатацию диких животных как сырье, необходимо пользоваться такими концепциями, как господство человека над живой природой, отсутствие прав у животных, способности страдать. Поэтому современная культур а часто отрицает эмпатию, сострадание и чувство ответственности перед животными. Утрата способности воспринимать чужие страдания является естественным защитным механизмом человека, которому приходится причинять боль животным.

Есть и другие причины того, что эмпатия по отношению к животным не развита сейчас в полной мере и с животными обращаются жестоко: недостает объективных, научных знаний о поведенческих особенностях и эмоциях животных, о субъективном мире животных; люди, работающие в сельском хозяйстве, в научном эксперименте, как правило, имеют слабую подготовку в этологии.

Многие люди находятся в морально тяжелой, парадоксальной ситуации: крестьяне, которые сначала выращивают скот, а потом должны резать его; сотрудники приютов для животных, которые ухаживают за животными, но в конечном итоге вынуждены их умерщвлять; экспериментаторы, занимающиеся медико-биологическими исследованиями, которые сначала заботятся о животных, потом заставляют их страдать и, наконец, убивают их и вскрывают; врачи и медицинские сестры, которые ухаживают за безнадежными больными, зная, что они скоро умрут.

Стараясь защититься от собственных чувств, оправдать эксплуатацию животных и уменьшить свое чувство вины перед ними, люди рационализируют свое отношение к животным. Человек часто использует специальную терминологию, которая отделяет, удаляет от него объект эксплуатации, например, женщин называют объектами секса, больных называют историей болезни, животных называют трофеями, моделью исследования и т. д.

М. Фокс пишет: "Мы отличаемся от животных степенью, в которой мы обладаем теми или иными качествами, но это отличие не принципиально: мы не обладаем ничем, чего не имеют животные. Мы не выше их и мы не имеем права, с точки зрения этики, игнорировать наше сходство с животными. Единственное различие между человеком и животными заключается в том, что человек имеет способность самосозерцания, творческого воображения и словесного выражения своих мыслей, чувств. Эта способность к пониманию и чувству достигает своего наивысшего выражения, когда воля сознательно мотивируется субъективной силой любви и направляется объективной силой знания. Знание, используемое без любви, ограниченно и разрушительно, так же как любовь, которая применяется слепо. Эмпатия, представляющая собой синтез любви и сочувственного понимания других (качество, которое имеется и у других животных) является самой сутью человеческого существа."

Ни законы, ни моральный кодекс не могут заставить людей эмпатировать животным. Быть гуманным - это свойство сердца и ума, а не просто подчинение законам.

Майкл Фокс далее пишет: "Эмпатия - это мостик к безоговорочной любви, которая означает мир без преследования личных интересов и без предвзятых мнений. Мы живем в разных мирах - объективном и субъективном. Как животные, мы живем в нашем коллективном мире и, как разумные существа, мы стоим отдельно от мира и оцениваем его рационально и объективно. Эти два мира должны слиться в единый, который включает и нас, и животных, и природу. Чтобы изменить мир, мы должны стать едины с миром в мире и гармонии. И поскольку мир приходит изнутри, мы должны сначала увидеть его сами, изнутри, прежде чем мы начнем менять мир. И для этого нам нужна эмпатия."

В преддверии лета хочу на одном смешном примере рассказать, как можно понимать другого и делать сочувствие уместным. Есть много разных определений сочувствия, сопереживания, эмпатии, включенности, некоторые пересекаются и я уже в них запуталась, поэтому буду приводить примеры.

Когда мы разговариваем с другим человеком, мы понимаем его, как можем, и переживаем разные эмоции - сочувствуем, сопереживаем. У психотерапевтов есть свои методы слушанья - эмпатия, включенность, присутствие. В обоих случаях есть одно общее - мы позволяем другому на себя влиять: эмоционально, интеллектуально, - и отликаемся так или иначе. Иногда эмоции другого человека так сильны, что мы, глядя на телесные проявления или слыша эмоциональные звуки, реагируем на них мгновенно и бесконтрольно. Однажды на платформе на Белорусском вокзале я видела, как из электрички вышла бабушка, а маленький внук не успел, машинист закрыл двери. Я услышала стон - лицо мальчика было искажено отчаянием. Мгновенно я почувствовала боль в груди. Это сопереживание . Способность объясняется работой зеркальных нейронов. Развита у всех по-разному.

Иногда эмоции человека не настолько сильно выражены, но мы слышим его рассказ и тоже чувствуем что-то - сочувствуем . Мы с детства помним слова: «А ты поставь себя на его место!» или «А тебе бы хотелось, чтобы тебя поймали, как жука, и к маме не пускали?!». Так ближайшие родственники пытались нас сдвинуть с детской эгоцентрической позиции. Научить мысленно перемещать себя в ситуацию другого человека и что-то чувствовать, чтобы мы были добрее и социализировались.

Сегодня я предлагаю сделать еще один шаг (кто еще не сделал) и научиться тому, что умеют психотерапевты (включенности ). Перед тем как сочувствовать, они пытаются понять другого. Объясню, зачем это нужно на примере. Когда один мой клиент был маленьким, у него умерла мама. На многолюдных похоронах друзья родителей и дальние родственницы подходили к нему и с рыданиями утыкали в свои щедрые груди, говоря: «бедное дитя, как тяжело потерять мать!». Дитя же думал в этот момент следующее: «Моей мамы больше нет, я не могу в это поверить, кто все эти люди, ведь МОЯ мама умерла, почему я не плачу, а они плачут, как-будто это их мама умерла, наверное я чего-то не понимаю, я ненормальный, я здесь чужой». В итоге эффект от сочувствия был ровно обратный, потому что женщины не учли того, что люди разные, а одно и то же событие имеет разные значения, и переживается по-разному.

Чтобы попытаться понять другого, необходимо мысленно задержать превращение, не надевать его ботинок, остаться в своих и спросить: «Как ты?». А если есть возможность, расспросить о том, как человек видит ситуацию, что она для него значит, попытаться смоделировать его образ мира.

В учебнике Ж. Годфруа «Что такое психология» есть замечательный шуточный пример. На жуках тренировались, потренируемся же на клещах. Прочитайте текст.

Она взбирается на ветки кустарника, отыскивая дорогу благодаря чувствительности своей кожи к свету, и ждет, пока не появится «жертва», которую она определяет по запаху, исходящему от сальных желез млекопитающих. Когда самка находит, что источник этого запаха в пределах ее досягаемости, она падает. У нее очень развито температурное чувство, и если она приземляется на что-то теплое, то она, не теряя времени, принимается с помощью своего осязания искать участок без шерсти. Там она проталкивает голову в ткань, чтобы высасывать кровь, а напившись, падает на землю, откладывает яйца и умирает. Если при первом прыжке с куста она промахивается и попадает на что-нибудь холодное, ей ничего не остается, как опять взбираться на ветку и ждать (если потребуется - до 18 лет) в условиях полного голодания. Такова подлинная жизнь клеща…

Упражнение 1

Итак, чтобы представить образ мира клеща, закройте глаза, заткните уши, оставьте нос и ощущения на коже. Далее мысленно, вот вы оплодотворены, вам надо крови, найдите на ощупь ветки кустарника, определяете, лезете ли вы вниз или вверх по тому, есть ли ощущения на коже, что становится светлее. Залезли, сидите, ничего не думайте, включайте нос и ждите. Пахнет? Угадайте момент и падайте вниз, в темноту.

Холодно? Ищите ветку, чувствуйте свет, ползите вверх, сидите на ветке, нюхайте. Говорят, еще у вас есть рефлекс на тряску - отпускайте лапы и падайте.

Возвращайтесь в себя, вспоминайте, кто вы. Если упражнение сработало, клещ может показаться немного симпатичнее, чем раньше. Появляется торжественное ощущение прикосновения к чужому внутреннему миру. А вот пример вставания на место клеща и сочувствия.

Упражнение 2

Бедная женщина! Доставила мужчине удовольствие, а теперь должна беременная лезть на ветку. Где он теперь этот папаша? Ничего не видит, лезет наощупь, наверное, тяжело. Сидит голодная, одинокая, ждет, дожди ее поливают, солнце печет. Да еще кровь пить приходится, буэ. Ест один раз в жизни, да еще умирает сразу во цвете лет. Лучше уж подольше бы никто не приходил, пожила бы подольше. Но зато респект за силу воли - самоотверженная мать. Столько ждать, чтобы накормить детей. Наверное обидно промахнуться, я бы расстроилась, и еще подумала, лезть ли другой раз наверх, или все напрасно. А она лезет и ждет - настоящий герой! 🙂

И в заключение такой пример. У меня есть друг, он носит очки, и вот совсем недавно, когда он снял их и начал протирать, я спросила, какое у него зрение, оказалось, что -7. Потом меня озарило:

— Что ты сейчас видишь?
— Тебя вижу в блере.
— А прыщи видишь?
— Нет.
— А морщины?
— Нет.
— Круто. Чувствую себя красавицей.

Ну и торжественное чувство и все дела. 🙂