Способность чувствовать – главное богатство человека. Принцип и мировоззрение - это одно и то же? Чувство – высшее проявление эмоций

Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви

Чувства величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.

По мнению психологов, чувство это внутреннее отношение человека к чемуто, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.

Наукой доказано, что положительные эмоции радость, нежность, удовольствие и другие являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.

Одно из прекрасных чувств дружба появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. "Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь " (К. С. Льюис).

Подростковая дружба сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.

Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (1416 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное "Я ".

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что "настоящая дружба среди сверстников встречается часто ".

Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.

Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.

Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кемто. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.

Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.

Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.

Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства.

Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых "побед ". Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их всетаки можно, и лучший советчик в этом время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших "не спешить " не лишен здравого смысла.

"Тайна сия велика есть ", сказано еще в глубокой древности о любви.

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общемто верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.

Когда 15летняя девочка серьезно спрашивает: "Существует ли чистая любовь? " это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является "грязной ". Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.

С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (1315 лет) нередки "грязные " разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им "заземлить ", "снизить " волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только "испорченным " мальчикам. На самом деле и "грязный " секс, и "возвышенный " идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).

Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение "запретных " вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом. Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет "грязные " разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и "заземлить " волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.

Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.

Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую "нить ", которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений бессмысленна.

Известна пословица: "Та и красавица, которую сердце полюбит ". В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: "Любовь это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем ".

В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви...

Первая любовь прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.

Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.

Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.

Для нас привычно выражение: мужчины это сильный пол, а женщины слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.

В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.

Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).

Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.

В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.

Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.

Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни.

Внутренний мир человека

Внутренний мир человека это набор жизненных взглядов, ценностей через которые формируется его система восприятия. Если выразится более научно, то внутренний мир человека это энергоинформационная матрица, которая формируется электрохимическими процессами взаимодействия нейронов головного мозга.

Чем каждый из нас отличается от других? Казалось бы, все мы имеем одинаковое количество хромосом, каждый из нас испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Так в чём же разница и за счёт чего между нами такими одинаковыми так часто возникают недопонимания, вот главный вопрос нашей статьи.

Внутренний мир личности - это психическая реальность человека, организованное содержание его психики, вмещающее в себе все аспекты сознательной духовной жизни индивида и его духовную энергию. Внутренний духовной мир - это первоначальное создание культурных ценностей и дальне их сохранение, распространение. Данное понятие является своего рода словестной метафорой определяющей виртуальную реальность, которая моделируется взаимодействием нейронов головного мозга.

Психология внутреннего мира человека

В современном мире душа - является синонимом внутреннего мира, хотя это не совсем так. Расширение и развитие духовного мира может происходить очень стремительно, в то время как душа может оставаться неизменной.

Структура душевного мира

Богатый внутренний мир личности формируется с помощью компонентов духовной структуры мира.

  1. Познание - нужда знать что - то о себе и о смысле своей жизни, своей роли в этом обществе и о том, что происходит вокруг нас. Именно это свойство нашего мышления и формирует нашу интеллектуальную платформу для дальнейшего развития, тренирует умение получать новую информацию на основе той, что уже была известна ранее.
  2. Эмоции - личностные переживания по поводу всего с нами происходящего, каких - то явлений или событий.
  3. Чувства - эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени. Также чувства имеют ярко выражений предметный характер, другими словами особую направленность на что или кого либо.
  4. Мировоззрение - ключевой аспект в изучении внутреннего мира человека. Это совокупность взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и моральных принципов как своих, так окружающих вас людей.

Мировоззрение играет значительную роль в судьбе человека, ведь именно благодаря ему мы имеем жизненные ориентиры и цели для практической деятельности. Оно также позволяет каждой женщине выделить для себя главные жизненные и культурные ценности. Развитие внутреннего мира происходит посредствам совершенствования всех его выше представленных составляющих. Не стоит также забывать, что развитие мировоззрения зависит от того жизненного пути который вы уже прошли, в то время как духовные аспекты познания можно формировать и расширять с момента осмысления себя как личности.

Виды интелекта

Интеллект человека, пожалуй, самая гибкая часть всего человеческого существа, которую каждый делает такой, какой хочет. Понятие интеллекта имеет структуру и виды, каждый из которых рекомендуется развивать для того, чтобы быть гармоничной личностью.

  1. Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.
  2. Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.
  3. Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.
  4. Физический интеллект. Это - ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.
  5. Музыкальный интеллект. Это - понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.
  6. Социальный интеллект. Это - способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.
  7. Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо анализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.
  8. Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.
  9. Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.

Все виды интеллекта можно тренировать и развивать в любой период жизни, а не только в юности. Люди с развитым интеллектом дольше сохраняют работоспособность и жизнелюбие.

Внутренний и внешний мир человека
Внешний мир человека это его социальная жизнь, его взаимодействие с другими людьми, его жизнь в обществе. Как известно, мы управляем нашей реальностью лишь в некоторой степени, ей управляют разные внешние силы, но мы можем управлять своей собственной энергией, направляя эти внешние силы в пользу либо во вред себе. Отсюда становится очевидным, что наибольшее влияние на окружающий мир сможет оказать тот, у кого больше развита способность, контролировать мир внутренний. Человек, который способен взять под контроль себя, постепенно сможет взять под контроль часть окружающей реальности. Почему это так, мы разберем далее.

Внутренний духовный мир человека
Понимание достигается путем развития своего внутреннего мира, и каждый раз, когда вы будете выходить на новый уровень осознанности, вы будете испытывать настоящее удовлетворение, так как эти процессы вызывают приток жизненной энергии, и повышают внутреннюю силу. Появившаяся внутри гармония постоянно увеличивается, и проецируется на внешний мир, благодаря этому человек начинает получать больше удовольствия от взаимодействия с окружающими, это дает новые силы и так продолжается вновь и вновь. Развитие внутреннего мира человека, напрямую ведет к усилению его взаимодействий с духом. У человека повышается способность чувствовать силу духа, и взаимодействовать с ней, и поэтому часто внутренний мир называют духовным миром человека.

Развитие внутреннего мира человека
Развитие внутреннего мира человека представляет собой осмысленный практический процесс, и целью этого развития должно стать повышение осознанности и увеличение внутренней силы. Повышение осознанности достигается путем самопознания. Осознанность без внутренней силы лишь приведет к тому, что к человеку будут относиться как к школьному отличнику, которого никто не принимает всерьез, поэтому необходимо развивать внутреннюю силу. Внутренняя сила нарабатывается путем реальных действий.

Внутренний мир человека план развития
По сути, развитие внутреннего мира, это есть саморазвитие, но с уклоном больше в сторону себя, поэтому можно использовать указанный ниже план. Замечу, что данный план является условным, и сделан лишь для удобства восприятия материала.

  • Самоанализ, выявление того что мы считаем своими проблемами (понимание себя)
  • Расстановка приоритетов, корректировка образа жизни (понимание ситуаций)
  • Избавление от вредных программ, ментальное очищение (внутренняя свобода)
  • Самопрограммирование, создание необходимых жизненных привычек (свой путь)
  • Наработка внутренних качеств путем движения по намеченному пути (действие)

Самоанализ помогает понять куда двигаться и откуда. Избавление от вредных программ позволяет иметь достаточно энергии и времени для более глубокого анализа и размышлений, это позволяет повысить качество мышления, так как избавляет от отвлекающих внешних программ и мыслей. Расстановка приоритетов даст четкий план действий, которые нужно внести в свою жизнь в соответствии со своими жизненными ценностями. Наработка внутренних качеств путем реальных действий, позволяет взять свою жизнь под контроль, и жить в согласии с духом. Это прямой путь к повышению внутренней силы, это повышение таких качеств как самоконтроль, дисциплина и сила воли. Этот пункт по сути и создает результат, создает образ жизни человека, его цельность.

Одним из важных проявлений внутренней субъективной жизни человека являются эмоции и чувства. Любовь и ненависть, радость и горе, страх и ужас, грусть и тревога, удивление и восхищение, страдание и наслаждение, отвращение и презрение, возмущение и негодование, стыд и совесть - вот далеко неполный перечень эмоций и чувств свойственных человеку.
Наиболее характерная особенность этих психических явлений заключается в их непосредственной представленности человеку. Каждый из нас испытывает разнообразные эмоции и чувства и может дать отчет о том как они возникают, протекают и исчезают.
Они не только наполняют нашу душевную жизнь, но и определяют наши действия и поступки, стимулируют или угнетают нашу деятельность, побуждают нас осуществлять замыслы и желания, совершать благодеяния и злодеяния.
В эмоциях и чувствах проявляется пристрастное отношение человека к окружающему миру, к самому себе, к тому, что он совершает и делает. Эмоции и чувства представляют собой своеобразные психические состояния, в которых проявляется переживание человеком своего отношения к окружающему миру и к самому себе. Испытываемые человеком переживания возникают под влиянием удовлетворения или неудовлетворения потребностей, свойственных субъекту. По мнению С. Л. Рубинштейна эмоции являются субъективной формой проявления потребностей.
Переживания могут проявляться как в виде легкого душевного волнения, так и в форме устойчивого нравственного состояния личности, называемого чувством. Возникновение эмоций и чувств обусловлено не только наличием потребностей, но и действием предметов, посредством которых они удовлетворяются.
Таким образом, переживания человека связаны с теми впечат-лениями, которые мы получаем посредством органов чувств из внешнего мира и внутренних состояний и поэтому обозначаются нами как особые состояния - чувства. Связь переживаний с впечатлениями проявляется в виде импрессивной стороны эмоций и чувств. Благодаря этой связи эмоции и чувства становятся сигналами внешних воздействий и внутренних состояний личности. А.Н. Леонтьев полагал, что эмоции выполняют функции внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и результатами отвечающей им деятельности субъекта.
Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
1 Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 41, 42.
Поскольку выражение эмоций у человека и у животных во многом сходны, то Ч. Дарвин считал, что происхождение эмоций у человека есть результат эволюционного развития. Эмоции, по его мнению, есть не что иное как внутреннее отражение биологически целесообразных реакций организма. Очевидно, поэтому эмоции возникают на основе удовлетворения или неудовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих биологическое существование живых организмов.
Связь между эмоциями и телесными изменениями вызывала появление органической теории происхождения эмоций У Джемса и К. Ланге. По их теории причинами появления эмоций являются органические воздействия, которые, отражаясь в нервной системе, порождают переживания. Однако, такое упрощенное понимание причин происхождения эмоций было подвергнуто критике. У Кеннон установил, что искусственно вызванное прекращение сигналов органического происхождения не влияет на возникновение эмоций. Следовательно, органические изменения не являются причиной возникновения эмоций, а лишь сопровождают их появление. Дальнейшее исследование связи эмоций с органическими процессами показало, что те и другие возникают почти одновременно.
Факт существования связи между эмоциями и внешними воздействиями вызвал появление теории когнитивного происхождения эмоциональных переживаний. Согласно этой теории положительные или отрицательные эмоциональные переживания возникают у человека под влиянием результатов познавательной деятельности. Положительные переживания возникают тогда, когда результаты деятельности соответствуют ожиданиям, отрицательные имеют место в том случае, если между ними имеется расхождение или несоответствие (диссонанс).
Конечно, все эти теории являются правомерными, так как они представляют собой различные подходы к происхождению эмоций, и объяснению их связей с внешними воздействиями и органическими процессами.
Эмоциональные переживания характеризуются: качеством, интенсивностью, длительностью и устойчивостью.
Наиболее важной характеристикой эмоций и чувств является их качество. Каждое эмоциональное переживание имеет свое качество. Вместе с тем, все эмоции и чувства имеют два полярных качества: положительное и отрицательное.
Полярность качеств переживаний обусловлена их непосред-
ственной связью с удовлетворением и неудовлетворением потребностей. При удовлетворении потребности возникает положительное качество, которое проявляется в форме переживания удовольствия, в то время как при неудовлетворении возникает переживание неудовольствия.
Полярные качества могут иметь различную степень выраженности: сильную и слабую. Это зависит от уровня проявления потребностей. При наличии сильной потребности ее удовлетворение вызывает не просто удовольствие, а наслаждение, при неудовлетворении - страдание. Высшей формой отрицательного переживания является чувство отвращения (идиосинкразия), которое возникает к источнику его породившего.
Обычно человеку свойственно переживание одного из полярных качеств, но бывают случаи, когда он испытывает эмоции, включающие и положительное и отрицательное качество. Такие переживания называют двойственными или амбивалентными. Чаще всего одно из переживаний связано с прошлым, а другое с настоящим или будущим. Например, человек может одновременно переживать и радость и горе. Радуется потому, что случившаяся с ним беда миновала, горюет же потому, что она испортила жизнь в настоящее время и разрушила все надежды на лучшее будущее.
Наряду с чувствами, имеющими ярко выраженные полярные качества, могут иметь место и такие эмоциональные состояния, которые невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным переживаниям. Такие переживания являются часто нечеткими, смутными и неопределенными. Они возникают чаще всего в таких ситуациях, когда личность не может сразу сориентироваться в том, что происходит и испытывает чувство растерянности и беспокойства.
Интенсивность эмоций и чувств является также одной из важных их характеристик. Эта сторона эмоциональных переживаний зависит от силы их проявления. Иногда чувство бывает настолько сильным, что оно целиком и полностью овладевает человеком и он воспринимает окружающий мир и все, что в нем происходит через его призму. Чувство как бы ослепляет его глаза и он видит в объекте только то, что соответствует его переживанию. При слабой интенсивности чувства переживание имеет поверхностный характер, что является иногда причиной несерьезного отношения к действительности и порождает легкомысленные поступки.
Наиболее сильные и интенсивные чувства имеют место тогда, когда
они возникают впервые. Они также отличаются новизной и свежестью. В дальнейшем по мере их многократного проявления их интенсивность уменьшается и они притупляются. Тогда субъект, в погоне за свежими чувствами, стремится к новым объектам, отличающимися неординарностью и экзотичностью.
Еще одной важной особенностью эмоций и чувств является их длительность и устойчивость. От устойчивости эмоциональных переживаний часто зависит самочувствие человека в течение определенного периода времени. Иногда отрицательные переживания депрессивного характера сохраняются долгое время и накладывают отпечаток на психику и поведение человека. Выйти из такого состояния бывает очень трудно. Помогает в этом случае перемена обстановки, путешествие, знакомство с новыми людьми, интересные занятия и т.п.
Динамика возникновения и протекания эмоций и чувств имеет некоторые характерные особенности. В одном случае чувства возникают быстро почти мгновенно и проявляются в форме эмоциональной вспышки, другом случае они возникают медленно и постепенно. По мере нарастания эмоций и чувств увеличивается напряжение переживаний, которые достигнув пика вступают в фазу спада и разрядки. После этого наступает раз-решение от возникшего чувства и личность начинает испытывать успокоение.

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, - раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций - это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.

В этой статье использованы материалы из статей, размещенных в Интернете, в частности из статей А.Н. Занковского "Психология деловых отношений" и И. Пирога " Тайны внутреннего мира человека. Эмоции" и мой личный врачебный опыт работы.

В жизни человек переживает, удивляется, тревожится, радуется, стесняется, стыдится и т.п. Это эмоции. Они непостоянны и сменяют друг друга.Итак, что такое эмоции?

Эмоции человека – это особые психические явления, которые субъективно оценивают события, предметы, явления, других людей в форме переживаний и чувств.

Благодаря эмоциям человек ориентируется в окружающей обстановке, оценивает события в точки зрения их значимости, полезности или вредности, важности или неважности.

Эмоции для человека являются сигналами, которые ориентируют и направляют его мысли и действия. У человека высокое внутреннее доверие к возникающим у него эмоциям.

В структуре эмоций три компонента:
-предмет;
-эмоциональное переживание;
-потребность (мотив)
.

Предмет эмоции – любое значимое для человека событие, явление, эпизод, в связи, с которыми возникает эмоциональное переживание. Это – оценка на экзамене, разговор с начальником, пребывание в автомобильной пробке, чей - то поступок, собственные мысли, природное или общественное явление. Такие события и явления называются эмоциогенн ыми. Они могут возникать очень часто или создаваться кем – то преднамеренно.

В ответ на эмоциогенные события возникают различные эмоциональные переживания: радость, гнев, удивление, страх, недоумение и т. п.

Эмоциональные переживания возникают непроизвольно и всегда влияют на сознание человека, его внутренний душевный мир (внимание, мышление, память, воображение, восприятие, настроение), а также на его физиологические процессы (на сердечно – сосудистую, нервную, пищеварительную, дыхательную и другие системы и органы тела).

Потребность или мотив - определяет значимость происшедшего явления, поступка, эпизода для человека, определяет его актуальность.

Значимость всегда связана с потребностями. Если потребности нет, то эмоции не проявляются, их просто нет. Например, если человек голоден, то у него множество, связанных с этим эмоций. Но как только человек утолил голод, ситуация голода перестаёт быть значимой, эмоции не проявляются.

Эмоции - важный психологический инструмент, обеспечивающий социальное бытие человека. Они воздействуют на физиологические и познавательные процессы.

Эмоции быстро и надёжно ориентируют человека в жизненных событиях, ситуациях, в людях, в самом себе, в предметах и явлениях. Эмоциональная оценка для человека представляется более важной, чем интеллектуальная.

Например, человек с избыточным весом, страдает обжорством, много ест. Он знает о вреде переедания, но пренебрегает этим. Знание его является абстракцией, не касающейся его. Чтобы изменить отношение человека к избыточному потреблению пищи необходимо, чтобы он эмоционально пережил его вред лично для себя.

Эмоции дают сигнал человеку о его потребностях. Если человек в чем - то нуждается, то у него возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды, интереса, беспокойства и т. д.), которые называются потребностными.

Эмоции обладают побудительными функциями, выступают как мощные источники активности. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Например, сильный страх позволяет человеку убежать от злой собаки, которая бросилась на него.

Эмоции бывают положительными и отрицательными.

Положительные эмоции побуждают к действию на победу, на обладание, на сближение, на продолжение контакта и т. п..

Отрицательные эмоции обладают антипобудительными свойствами, настраивают на поражение, отказ от обладания, отказ от сближения, прерывание контакта и т. п..

Эмоции влияют на физиологические процессы человека, его состояние здоровья.

Негативные эмоции вызывают множество различных заболеваний, в том числе тяжелых, ведущих к преждевременному старению и преждевременной смерти.

Обычно негативные эмоции возникают у человека, как реакция на несоответствие его ожиданий, с тем, что происходит в действительности.

Обычно люди сдерживают свои негативные эмоции, не проявляют на людях свой гнев, или раздражение. Но сдерживание негативных эмоций заставляет человека зацикливаться, прокручивать неблагоприятную ситуацию.

Возникают мышечные спазмы, артериальная гипертензия, могут развиться инфаркты миокарда, инсульты, язвенная болезнь органов пищеварения, онкологические заболевания, нарушение половой функции, сахарный диабет, неврозы и психозы.

Положительные эмоции могут привести к избавлению от различных тяжёлых хронических заболеваний, выздоровлению и омоложению.


Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут улучшаться или ухудшаться.

Под влиянием сильного стресса человек может значительно хуже соображать, помнить, у него рассеивается внимание, нарушается сознательный контроль над своими действиями.

Положительные эмоции стимулируют творческое мышление и воображение.

Эмоции человека – внутренние психические процессы. Однако они довольно хорошо выражаются в мимике, во взглядах, в действиях, в движениях, в жестах, в позе, в интонациях речи. Это позволяет понимать эмоциональное состояние других людей и более эффективно общаться с ними.

Положительные эмоции благотворны для человека. Отсюда наше стремление к удовольствию.

Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, указывают на вредность для человека соответствующих ситуаций.

Они возникают при длительном неудовлетворении потребностей человека и побуждают к действиям, направленным на устранение, преодоление или выход из соответствующих ситуаций.

Основные виды и формы эмоций по данным американского психолога К.Изарда

Кэррол д. Изард

1.Интерес – возбуждение возникает, как чувство
захваченности, любопытства по отношению к чему – то
или кому – то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Это сильный эффективный мотив в познавательной деятельности. Эмоция интереса активизируется при встрече человека с соответствующим предметом или информацией.


2.Противоположной интересу является эмоция скуки. Она проявляется, когда жизнь человека становится монотонной, однообразной, неинтересной.

3.Удивление – эмоция близкая к интересу. Возникает в ситуациях новизны, необычности, противоречивости. Это быстротечная является сильным познавательным мотивом, побуждает выяснить, узнать, уточнить, удостовериться.

4.Радость – возникает в ситуациях реализации основных потребностей и возможностей человека. Переживается, как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущениями прилива сил, расширения возможностей и чувством оптимизма.

5.Страдание, тревога противоположна эмоции радости.

Может переживаться, как состояние уныния, пассивности, упадка духа, одиночества, депрес сии или просто горя.

Возникает в состоянии депривации – лишения или значительного ограничения удовлетворения основных жизненных потребностей и устремлений человека, при потере близких людей.


Страдание может быть причиной развития тяжелых соматических и психических заболеваний у человека.

6.Гнев, возбуждение возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей, при невозможности самореализации.

Причинами гнева могут быть личное оскорбление, унижение человека и его близких, обман, шантаж, надругательство над идеалами и жизненными ценностями. Гнев вызывает прилив сил, желание расправиться с обидчиком.


Сильный гнев может привести к ярости, аффекту. При этом человек может потерять самоконтроль и перестанет управлять своими действиями.В таком состоянии человек может совершать тяжкие преступления, даже убийства.

Гнев чаще всего направлен на других людей, но может быть направлен на себя.

7.Стыд – проявляется при несоответствии своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, внешнего облика нравственно – эстетическим нормам, которые разделяет сам человек.

Он представляет себя плохим, никчёмным, беспомощным, слабым, недостойным, глупым, неудачником. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его.

Легкий стыд – это застенчивость. Стыд парализует работу интеллекта, нарушает действия и поступки человека, активизирует защитные механизмы личности. Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения позволяет решать серьёзные личностные проблемы.

8.Гордость – эмоция противоположная стыду.

Человек представляет себя важным, значительным, достойным, ценным, стремится показать это другим людям.

При этом он представляет себя на высоте нравственно – эстетических требований.

На основе стыда и гордости развивается самооценка, отношение к своей личности.

9.Отвращение – возникает по отношению к людям, объектам, явлениям, не соответствующим нравственно – эстетическим требованиям человека. Они представляются, ка уродливые, отвратительные, омерзительные.

Отвращение вызывает желание изменить соответствующий объект, улучшить его, усовершенствовать, уничтожить или дистанцироваться от него.



Страх переживается, как неуверенность, тревога, предчувствие беды, незащищенность, опасность.

Может быть сильный ужас, который может перейти в неконтролируемый аффект.


Преодоление страха расценивается, как сила, смелость, храбрость человека.

Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный склад, в котором проявляются определённые эмоции. Набор эмоций каждого человека неповторим как отпечатки пальцев. И каждая эмоция у отдельно взятого человека ощущается по - своему.

Например, радость. Как она ощущается? Сколько её вариантов? Сколько людей на Земле, столько существует вариантов радости. Это касается каждой эмоции.

Большинство людей умеют выражать свои эмоции, но есть и такие, которые этого не умеют, или делают это неправильно.

Эмоции должны соответствовать ситуациям и чувствам. Так, если человек получил травму и ему больно, то адекватной реакцией будет крик, стон, боль, слёзы и т.п.. Но если он при этом засмеётся или сдержит адекватные данной ситуации чувства в себе, то это плохо отразится на нём в дальнейшем.

Если хочется смеяться - смейтесь, если хочется плакать – плачьте. Сдерживание негативных эмоций со временем отрицательно отразится на здоровье человека. Могут развиться неврозы, нарушения психики и различные психосоматические заболевания.

Каждому человеку показаны положительные эмоции – радость, счастье, любовь, чувство эмоционального подъёма. Они должны преобладать в жизни человека над отрицательными эмоциями. Это будет залогом здоровья, счастья, благополучия и увеличения продолжительности жизни каждого человека.