Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению Что такое Плач, что означает и как правильно пишется. Плач: отношение к действительности

Плач (литературный жанр)

Плач - один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии - одна из книг Ветхого Завета целиком представляет собой образец жанра («Плач Иеремии »), - а также в гомеровских поэмах.

Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. Примерами плачей в древнерусской литературе являются знаменитый плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» , плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия Донского . В «Житии зырянского просветителя Стефана Пермского », написанном Епифанием Премудрым , есть ряд текстов, по жанру относящихся к данной категории: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа». Известны плачи, написанные русскими авторами XVII века , в частности анонимный «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» () и «Плач и утешение» по поводу смерти царя Федора Алексеевича , написанные поэтом Сильвестром Медведевым.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Плач (литературный жанр)" в других словарях:

    Плач: Плач психофизиологический процесс у человека. Плач литературный жанр Плач один из подвидов сирвенты в поэзии трубадуров … Википедия

    плач - ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик), жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии; лирико драматическая импровизация в стихах, в которой оплакивается смерть или несчастье близкого человека. Как своеобразный литературный жанр, П … Поэтический словарь

    плач - ПЛАЧ1, а, м Выражение горя, страдания, боли или сильной взволнованности в жалобных нечленораздельных звуках, сопровождающихся слезами; Син.: Разг. рев, рыдания, слезы, Разг. вой; Ант.: смех, хохот. Родственники и друзья умершего съезжались со… … Толковый словарь русских существительных

    Литературные произведения - Имена существительные БИОГРА/ФИЯ, жизнеописа/ние. Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, – описание жизни человека, созданное с целью выявления психологического типа личности, её связей с внешним миром, историей… … Словарь синонимов русского языка

    К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… … Литературная энциклопедия

    Г. Ш. Чхартишвили, 2012 год Григорий Шалвович Чхартишвили (род. 20 мая 1956, Зестафони, Грузинская ССР, СССР) … Википедия

    ПЛАЧА КНИГА - или ПЛАЧА ИЕРЕМИИ КНИГА, каноническая книга ВЗ. В евр.Библии входит в состав *Кетубим и называется по первому слову 1–го стиха Эйх. В *Септуагинте эта книга именуется «QrБnoi», Плачи, а в нек–рых рукописях «Плачи Иеремии» и помещена в разделе… … Библиологический словарь

    Считается старейшей между романскими, или ″неолатинскими″: она первая достигла художественной обработки в руках поэтов тробадоров (trobaire, trobador), как они назывались в Южной Франции в средние века (мы усвоили себе искусственную форму… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Разворот Хлудовской псалтыри (9 век) с изображением сочинителя царя Давида, играющего на арфе (псалтерии) и побеждающего диких животных и врагов Псалтирь, Псалтырь (от … Википедия

    Киевская Псалтырь, 1397 г. Псалтирь, Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтерион) музыкальный инструмент) библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песней (псалмов, греч.… … Википедия

Жанр плача в поэзии Анны Ахматовой

© Е. В. КИРПИЧЕВА

Такой жанр традиционного русского народного творчества, как плач, стал важным источником вдохновения для Анны Ахматовой и нашел свое преломление в ее поэзии.

Причитание (плач) - архаичный жанр фольклора, связанный с погребальным обрядом . В.Г. Базанов отмечает характерные признаки плачей: «По форме плач - это выстраданная и глубоко искренняя исповедь. Причитания можно рассматривать как особый род лирической поэзии, правда, лиризм их "жесткий", не знающий успокоения, полный скорби, взволнованно-слезной патетики» .

Ахматова, лирике которой присущ высокий трагедийный пафос, неоднократно обращалась к народным причитаниям, каждый раз находя новые точки соприкосновения с этим жанром устного поэтического творчества. Об этой близости говорят даже названия стихотворений "И вот одна осталась я..." (1916), "Причитание" (1922), "Причитание" (1944).

Тип интонации народного причитания, приближающий некоторые стихи к речитативному фольклору, встречается у Ахматовой в разных формах. Особенно ясно эта интонация звучит в стихотворении на смерть А. Блока "А Смоленская нынче именинница.":

Принесли мы Смоленской заступнице, Принесли Пресвятой Богородице На руках во гробе серебряном Наше солнце, в муке погасшее, -Александра, лебедя чистого.

Эмоциональная напряженность определяет языковую поэтику: еди-ноначатие, экспрессивные словообразования, использование аллегории (Наше солнце, в муках погасшее) и поэтического сравнения (Александра, лебедя чистого).

Посещение Анной Ахматовой Оптиной пустыни в 1922 году (вскоре после смерти Н. Гумилева) стало значительным событием в духовном самоопределении поэта. В стихотворении "Причитание" она отсылает к этому важному событию своей биографии, напоминая о революционном разорении страны, в том числе и Оптиной пустыни.

Господеви поклонитеся Во святем дворе Его. Спит юродивый на паперти, На него глядит звезда. И крылом задетый ангельским, Колокол заговорил Не набатным, грозным голосом, А прощаясь навсегда. И выходят из обители, Ризы древние отдав, Чудотворцы и святители, Опираясь на клюки. Серафим - в леса Саровские Стадо сельское пасти, Анна - в Кашин, уж не княжити, Лен колючий теребить. Провожает Богородица, Сына кутает в платок, Старой нищенкой оброненный У Господнего крыльца.

Использованием в первой строке стихотворения такой формы интертекстуальности, как цитата из Псалтыри (".. .поклонитеся Господеви во дворе святем Его" (Псалом XXVIII, 2 и ХСУ, 9), автор сознательно подчеркивает общность "своего" и "чужого" текстов, создавая впечатление стиля причитания.

Возможность проецирования дат биографии и жизненных ситуаций Ахматовой на другие культурно-исторические события при помощи использования имен собственных выводят "Причитание" за рамки конкретного временного пространства. Вспомним, что Серафим, монах Саровской пустыни, канонизирован в 1903 году; Анна, жена великого князя тверского Михаила Ярославича, после казни мужа в 1318 году постриглась в монахини и переехала в Кашин к сыну, канонизирована в 1909 году. Таким образом, соотнесенность начала XX и начала XIV веков представляет собой "одно из колец возврата" символистской идеи "вечного возвращения".

Люди Серебряного века жили с ощущением соприсутствия в их жизни других веков и культур.

Следы двух страшных войн XX века - чуть ли не на каждой странице стихов привыкшей к утратам, мужественно готовой к испытаниям Анны Ахматовой.

Трагедии, выпадавшие на долю народа, всегда воспринимались поэтессой как личные. Такова была ее позиция в период империалистической войны, когда она создает ряд стихотворений ("Июль 1914", "Утешение", "Молитва"), проникнутых искренней болью и состраданием, обретающих форму плачей и молитв. Картины народного горя, переживаемого ею ("Июль 1914"), написаны со щемящим душу лиризмом:

Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит.

Во время Великой Отечественной войны этот жанр вновь оказывается эмоционально и эстетически значимым для поэта. Плачи - специфически женская поэзия, поэтому они строятся как монолог от лица простой русской женщины, в чью жизнь вторглась война. Биографическая основа "плачей" Ахматовой делает причитание драматически насыщенным, исполненным проникновенного чувства. Вопленица обычно выступает как "истолковательница чужого горя", и в этом смысле Ахматовой оказалась близка по духу поэтика именно этого фольклорного жанра. Процесс возрождения плача (причитания) в годы войны происходил потому, что он оказался той формой, которая могла выразить и вместить эмоции, понятные всему народу. Исполненное высокой патетики "Причитание" (1944) Ахматовой явилось поэтическим памятником погибшим ленинградцам:

Ленинградскую беду Руками не разведу, Слезами не смою, В землю не зарою. <...> Я не взглядом, не намеком, Я не словом, не попреком Я земным поклоном В поле зеленом Помяну.

Стихотворение построено на традиционном для народной поэтики образе неизбывного горя, "кручинушки".

Особое значение в причитаниях имеют мотивы доли-судьбы, горя, смерти, разлуки. Но вместе с тем причитание как жанр содержит опре-

деленность, конкретность, это лирический монолог о настоящем. В таком стилистическом ключе написано и ахматовское "Причитание". "Вневременной" мотив беды приобретает локальную и временную соотнесенность: "Ленинградскую беду Руками не разведу". Отталкиваясь от образности народной пословицы "Чужую беду - рукой разведу, ко своей - ума не приложу", Ахматова создает образ народного горя одновременно и как своего собственного.

Как народная заплачка звучит стихотворение, посвященное ленинградским детям.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Плач - один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Жанр известен ещё в литературе древнейшего Ближнего Востока (шумерские «Плач об Уруинимгине » и «Плач об Уре »). Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии - одна из книг Ветхого Завета целиком представляет собой образец жанра («Плач Иеремии »), - а также в гомеровских поэмах. Плач (коммос) - обязательная часть античной трагедии.

Русская литература

Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. Примерами плачей в древнерусской литературе являются знаменитый плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» , плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия Донского . В «Житии зырянского просветителя Стефана Пермского », написанном Епифанием Премудрым , есть ряд текстов, по жанру относящихся к данной категории: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа». Известны плачи, написанные русскими авторами XVII века , в частности анонимный «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства » () и «Плач и утешение» по поводу смерти царя Федора Алексеевича , написанные поэтом Сильвестром Медведевым .

Поэзия трубадуров

См. также

Плач - жанр фольклора и литературы. Его темой является смерть близкого человека (надгробный плач), любое печальное событие (в том числе и общенародное) драматическая смена жизненных обстоятельств (свадебные плачи в фольклоре, солдатские плачи, плачи-проводы в солдаты). Плач - воспоминание. С этим жанром тесно связан стихотворный жанр элегии. Реже плач встречается в религиозной поэзии, в том числе в русских духовных стихах. За этим жанром не закреплено какой-либо определённой стихотворной формы.

Плач присутствует во всех без исключения культурах с глубокой древности до наших дней. В ряде случаев в литературе он строится на повторе одних и тех же слов по аналогии с фольклорным плачем, в русской традиции также носящим название «причитание» (причеть). Существуют также плачи-оповещания.

Есть точка зрения, согласно которой «Слово о полку Игореве» (XII в.) является «мужским плачем» по игореву войску: это синкретический жанр «плача-славы», который трансформировался в фольклорную «героическую песню» и литературную «героическую поэму». В этом смысле надгробная песнь - специфически «женский» вид плача. «Женщины оплакивают всякого покойника или покойницу. Мужчины — только мужчин, павших в бою или при особо трагических обстоятельствах. Причитания мужского цикла характерны наличием в них героико-эпических элементов; в них говорится о мужской доблести покойного, о решающих битвах и сражениях...» (Руденко М. Б. Курдская обрядовая поэзия. Похоронные причитания. М., 1982. С. 12).

В ряде национальных культур интересующий нас жанр занимает одно из фиксированных мест в жанровой иерархии. Так, во французской куртуазной поэзии плач сосуществует с канцоной (песней), альбой (утренней песней), тенцоной (спором), пасторелой (то же, что более поздняя пастораль), балладой (в рамках указанной культуры - плясовой песней), сирвентесом (строфической песней, посвящённой политическим и общественным темам). По-видимому, литературный сирвентес теснейшим образом связан с фольклорными «мужскими плачами» и является одной из первых попыток соединить фольклорную основу с требованиями литературного произведения.

Интересные случаи плача встречаются в поэзии А. А. Ахматовой. Контаминация элементов «мужского» и «женского» плача лежит в жанровой основе поэмы «Requiem», причем диалог обоих начал присутствует в соседних строфах, образуя архитектонику поэмы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Плач - один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Жанр известен ещё в литературе древнейшего Ближнего Востока (шумерские «Плач об Уруинимгине » и «Плач об Уре »). Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии - одна из книг Ветхого Завета целиком представляет собой образец жанра («Плач Иеремии »), - а также в гомеровских поэмах. Плач (коммос) - обязательная часть античной трагедии.

Русская литература

Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. Примерами плачей в древнерусской литературе являются знаменитый плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» , плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия Донского . В «Житии зырянского просветителя Стефана Пермского », написанном Епифанием Премудрым , есть ряд текстов, по жанру относящихся к данной категории: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа». Известны плачи, написанные русскими авторами XVII века , в частности анонимный «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства » () и «Плач и утешение» по поводу смерти царя Федора Алексеевича , написанные поэтом Сильвестром Медведевым .

Поэзия трубадуров

Напишите отзыв о статье "Плач (жанр)"

Отрывок, характеризующий Плач (жанр)

В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется.
– Я готов на всё, – сказал Пьер.
– Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.
Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.