Типология жизненных стратегий. Исследование жизненных стратегий в отечественной и зарубежной литературе

Быдло или не быдло - вот в чем вопрос.

Статья, конечно же, вовсе не о быдле - в том смысл е, который имеет обычно в обращении негативный оттенок и даже используется как ругательство. О психи ческом явлении, обозначаемом словом "быдло" случилось на этом сайте. Это слово использую в значении - как символ состояния, не требующего творческой мотивации у людей, которым не особо досаждает неудовлетворенность существующим (не берусь сказать, насколько она предопределеная наследственно). Да, у этого слова печальный, антиэволюционный оттенок.. . Однако, слово "быдло" подразумевает один из наиболее общих полюсов личных стратегий в жизни.

Говоря о рамках применимости понятия, стоит заметить, что не всегда эволюция, кипение желанием что-то изменить - оправдана в определенных условиях, близких к оптимуму для данного вида. Кошки милы и чудесны даже без творчества:) хотя игручие, творческие авантюристки намного интереснее многим.

Так же уточню, что слово "творчество" принимается не в расхожем смысл е. Можно условно выделить три уровня задействованности механизмов творчества . Первый - перебор воспоминаний с прогностическими сноподобными видениями возможных радужных (или суровых) картин, второй - на базе первого, но с подключением навыков выработки новых вариантов - как бы промежуточный уровень творчества и третий - на базе второго, но с мотивацией воплотить эти творческие фантазии для передачи в социум.

Более подробно: Первый уровень - режим прогностических раскруток значим ых сюжетов или режим сновидения, - чистая фантазия, остающаяся при себе, со всеми неадекватами. В этом варианте возникающие новые-значим ые сюжеты обусловлены текущими контекст ами цепей переживаний, перекрывание которых может создвать новые комбинации. Это - пассивное творчество - в смысл е не требующее активного привлечения генератора новых идей. Эти варианты могут в подходящих ситуациях быть опробованы реально.
Второй уровень - не просто пассивно мотивационные субъективные фантазии, а к ним подключаются наработанные навыки нахождения новых желаемых вариантов. Это, так же, может так и оставаться субъективной фантазией и нагромождаться во все более далекие от реальности размышлизмы, а может, в подходящих условиях, пробоваться реально, но оставаясь личными субъективными навыками. Человек остается вещью в себе и, отдав коньки, забирает все свое с собой в никуда.
Третий уровень включает усилия по формализ ации своих идей для передачи сведений о личных прогнозах другим людям. Это - жизненное творчество, которое, при достаточной востребованности, остается на какое-то время своей актуальности в совокупном сознании общества.
Надо сказать, что все три уровня оказывают воздействие на окружающих людей тем или иным образом, раз они наблюдают то, что носит проявления этих идей: поведения человека - носителя идеи. Он влияет на окружающих близких людей, те, в свою очередь, распространяют это дальше.
Но только в третьем варианте идеи имеют настолько более широкое влияние, насколько общеразделяемые символы в формализ ованном виде идее это позволяют. Конечно же, коммуникация с помощью вербальны х символов намного обширнее.

Даже с точки зрения запасания впрок нарабатываемых творчеством навыков более универсальной адаптивн ости, польза - довольно спорна: невозможно все предусмотреть, и есть определенный вред в самосовершествовании без насущной необходимости . Так что быдло не должно бы огульно быть порицаемо, - оно занимает свою, возможно, очень важную, стабилизирующую нишу в социуме. Мало того, даже самые неравнодушно-кипучие - далеко не всегда творцы, а во многих ситуациях и моментах подходят под критерии быдла, а некоторые творцы лучше бы были быдлами в виду деструктивности для социума результатов своих усилий. Но никто не скажет заранее какое зло когда может обернуться добром и наоборот...

Все не могут и не должны быть одинаковыми и, соответственно, играют те социальные роли, для которых сумели приспособиться. Лишь в ограниченном ареале взаимопонимаемого людей объединяет общая культур а. В гораздо большем они относительно стабильно принадлежат к разным субкультур ам и более локальным анклавам от круга самых близких до круга по интересам, определяемым личной жизненной стратегией. Это определялось на ранних этапах формирования личности .

Пример конкретного влияния общеразделяемого в культур е, что задается на ранних этапах развития виден в статье Жизненные стратегии современной молодежи :

Как показывают данные социологических исследований последнего времени, в родительских установках преобладает ориентация на конформист ские ценности (умение вести себя на людях, честность, аккуратность, послушание родителям, хорошие отметки и поведение в школе ) и в значительно меньшей степени ориентация на развитие внутренних регуляторов поведения детей (ответственность, чуткость и внимательность к людям, любознательность, самоконтроль ). Такая ориентация родителей на передачу детям конформист ских ценностей в ущерб развития у них внутренних регуляторов поведения делает подростков в высшей степени зависимыми от того, в какое окружение они попадают , что в условиях нестабильного российского общества особенно повышает вероятность девиантного поведения.

Параллельно с активной рекламой явно завышенных стандартов уровня жизни пропагандируется идея о том, что бедность - результат личных недостатков человека: лени, непрофессионализма, негибкости, безинициативности... Поэтому бедным быть стыдно! В результате в общественном мнении сформировалось представление о том, что общество делится на людей успешных, то есть имеющих деньги (в первую очередь, это - предприниматели и преступники) и на всех остальных (то есть бедных и, следовательно, неуспешных).... Специфика российской ситуации состоит в том, что на грани бедности и за ее чертой оказались прежде вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых было много и специалистов с высшим образованием.

См. критику Айн Рэнд Атлант расправил плечи .

Наиболее распространенная жизненная стратегия молодого поколения - получение образования, дающего денежную профессию, и благоустроенная личная жизнь - выстраивается ради достижения максимальной независимости, полной свободы, противоположной любым ограничениям, любым "зависимостям". По сути дела, эта жизненная стратегия формулируется так: "я хочу иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть". Иначе говоря, я вступаю в социальный мир (учусь, зарабатываю, тружусь), потому что я хочу освободиться от общества и даже от семьи ("ни от кого не зависеть!), не быть ни чем и ни с кем связанным, "делать, что хочу"....Очевидно, что нынешняя модель успеха, питаемая мечтой о безграничной свободе, не более, чем утопия. В то же время она является естественной реакцией на страх перед криминализацией общества и все увеличивающейся пропастью между богатыми ("бизнесменами") и бедными ("всеми остальными").

Как и любой акт адаптации личности к новому с использованием механизмов сознания , процесс выбора и верность выбора жизненной стратегии предполагает личную оценку результата: насколько желаемое оказывается в соответствии с ожидаемым. Другими словами, в наиболее общем плане, раз речь идет о стратегии, главную роль играет оценка удовлетворенности существующим, в самом общем плане - удовлетворенности жизнью.

И здесь есть важный момент: от специфики системы ценностей конкретной личности зависит такая оценка, как и вообще склонность к переоценке или недооценке значения результатов своего поведения. Легко увидеть в принципе, что те, кто склонен завышать позитивность результатов своей деятельности, легче удовлетворяются достигнутым, на том и прекращают усилия, останавливая процесс приспособления к новому. Они легко оценивают результат как вполне приемлемый, оценка может иметь до того низкий порог удовлетворения результатом, что их система представлений даже неудачи склонна оправдывать какими-то своими объяснениями (что всегда бывает при наличии очень важной Идеи или идеи-фикс , но легкость позитивной оценки не всегда имеет причиной такую идею).

Вот несколько иллюстрирующих высказываний.

Беспокойство - это неудовлетворённость, а неудовлетворённость - первейшее условие прогресса . (Томас Эдисон)

Неудовлетворённость - источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов . (Эрих Ауэрбах)

Главные свойства его характера - вечная неудовлетворённость и постоянная строптивость - не только стимулировали Ломоносова двигаться вперёд, к открытиям, но довольно часто создавали проблемы и неприятности на пути к просвещению .

В книге Скотта Миллера, Глава 13 Удовлетворенность жизнью :

Одну из популярных тем психологии старения называют по-разному: «моральное состояние», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью* или просто «счастье». Речь идет о вопросе, имеющем огромное значение: насколько доволен человек своей жизнью?

На разрешение этой проблемы было направлено множество исследований с использованием LSI и SWLS и аналогичных методик.

Связь с удовлетворенностью жизнью имеет и семейное положение; у лиц, состоящих в браке, показатели удовлетворенности жизнью в целом выше, чем у овдовевших или разведенных.... Наверное, наиболее интересный результат касается связи между уровнем активности и удовлетворенностью жизнью. В ряде исследований было обнаружено, что эта связь положительна - то есть пожилые люди, ведущие активный образ жизни, более довольны своей жизнью, чем те, у кого уровень активности снижен.

Можно сделать предположение, что столь выраженная связь между неудовлетворенностью и прогрессом эволюционно воплотилась в наследуемую предрасположенность некоторых людей к неудовлетворенности существующим, раз это является мощным приспособительным фактором эволюции человека. Однако, гипертрофированность такого качества может оборачиваться бедой для социума, и поэтому проявления излишней неудовлетворенности, выраженной в конкретных действиях, так же должно было бы быть как-то эволюционно ограничено. Возможно, таким ограничителем и является консервативная предрасположенность к быдло-существованию, которая может отстаиваться очень даже активно.

В любом случае можно констатировать, что в социуме есть баланс тех, кто предрасположен к активной неудовлетворенности, и тех, кто предрасположен к консервативности. Первые обеспечивают прогресс, они имеют более развитые системы адаптивн ости, они - увлеченные исследователи. Вторые препятствуют всем некомфортным для них, настораживающим новшествам. Первые чаще бывают великими героями и великими злодеями, они кипят жизнью потому, что только это придает их жизни смысл , в какой-то мере удовлетворяет. Им необходима социально востребованная активность, наполняющая их жизнь смысл ом. Вторые легко могут удовлетворяться и без особой социальной активности, общением в кругу близких или анклаве по интересам. Но вообще без социальной активности не может быть никто , - это приводит к жестокой депрессии .

Из статьи Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека :

Под стратегией жизни мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни.

Проблема стратегии жизни тесно связана с вечной проблемой смысл а жизни, и если первая отвечает на вопрос как жить, то вторая - ради чего жить.

Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью и психи ческое здоровье.

...Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что люди с более высокими показателями осмысл енности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие. Они удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели психи ческого здоровья.

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль - интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная ("потребительская ") активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная ("достиженческая ") активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

Стратегия творчества - это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни , опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья.

Люди, которые имеют более низкий уровень субъективного контроля, не привыкли нести ответственность за свою жизнь , они не чувствуют в себе сил влиять на ход своей жизни, живут по принципу "иметь " (по Э. Фромму), в отличие от тех, кто стремится "быть " многим.

Самая распространенная, интуитивно исповедуемая установка в мотивациях тех, кто вполне удовлетворен жизнью - стремление к получению удовольствий. В условиях низкой требовательности в оценки собственного поведения, это становится главным оправданием даже явно неадекватн ых действий, которые требуют каких-то оправданий для устранения негатива не соответствия предполагаемого и получаемого. По отношению к тем, кто не демонстрирует это, "трудоголикам", исследователям, увлеченным творцам всех видов, возникает часто высказываемый вопрос: "А как же ты расслабляешься?".

Стремление к удовольствию - как цели, в самой основе может быть контекст ом жизненной стратегии и, соответственно, возможности достижения таких целей - очень разнообразны и, чаще всего, достаточно доступны. Конечно, сознается и принимается необходимость этапа подготовки, этапа необходимых усилий для накопления потенциал а, который можно обратить в удовольствие. Но в самых непритязательных случаях это реализуется традиционной "оттяжкой" с вечера пятницы и в выходные, расслаблением в отпуске и праздниках вполне ставшими традиционно-привычными способами, дополняемыми доступной экзотикой.

В целом создается уверенное впечатление: все, на что направляются усилия, все возникающие задачи и цели имеют одну основу мотивации: получение итогового удовольствия, радости, в самом общем виде - ощущение счастья .

Такие представления настолько глубоко коренятся, что если человек не получает регламентированной ему в определенных случаях дозы, то это серьезно озабочивает его вплоть до крутящегося в голове слова "неудачник".

Если бы это было верно, то проблема погружения человечества в нирвану счастья становится легко разрешима потому, что есть очень действенные технические способы достичь счастливого состояния любой мыслимой силы и длительности, и на этом закончится смысл существования любой личности. Если вообразить, что всем дали кнопки счастья и нужно лишь тыкать в них, что технически реализуемо уже сегодня, то к началу следующего дня планета Земля полностью освободится от экологических проблем сгинувшего человечества.

На самом деле ощущение счастья и несчастья - функционально равноправные и равнонеобходимые оценки происходящего с личностью, которые позволяют научиться избегать плохого и стремиться к хорошему. Понятие плохого и хорошего принципиально индивидуальны, зависят от текущего состояния системы значим ости личности и никто, кроме самой личности не может дать верную их оценку в данных условиях.

Счастливые состояние отмечают удачные действия, несчастливое - пока недостигнутое желаемое. В первом случае можно больше не задумываться, а просто пользоваться найденным удачным рецептом действий, которое становится привычным, во втором все зависит от личного порога притязательности, от мотивирующей силы неудовлетворенности.

У каждого есть такой порог: начиная с некоторой прогнозируемой сложности при данной силе потребности, поиск путей решения проблемы откладывается, а то, в исходе чего не уверен, не совершается. Этот порог нарабатывается личным жизненным опытом и так же как любой навык зависит от конкретики условий.

Это очень важный вид личного знания: в какие ситуации вмешиваться, а в чем лучше не участвовать. И, как и любое знание, невозможно передать другому непосредственно, в виде сведений. Когда человек не уверен в исходе, чувствуя чем может грозить неудача, а другой настойчиво кричит: "Да прыгай же ты, трус! Тут всего шесть метров! При падении сгруппируйся и все будет хорошо!!", то второй не сможет вот так просто воспользоваться автоматизмами чужих реакций, которые тот нарабатывал для себя. Он еще ни разу в жизни вообще не группировался, и, прыгнув, он может получить свой опыт слишком дорогой ценой, но так толком и не научившись правильному действию. Как лучше поступать в подобных критических ситуациях?.. В статье Про опасности :

То, что выполняется уверенно, без раздумий, автоматически - представляет собой наиболее хорошо отработанный опыт. Он дает максимально ожидаемые, позитивные результаты и наименьший риск. А то, что требует раздумий, не достаточно уверенное, - дает высокой риск неудачного исхода. Вот и критерий: Если задумался, не достаточно уверен, - будь особо осторожен и, по возможности, не спеши.
Если подошел к бревну через бурную речку, это - не ново для тебя и не вызывает раздумий, то иди, не задумываясь и, скорее всего все будет хорошо. Иначе стоит очень хорошо обдумать более безопасный вариант прохождения, например, не на ногах, а сидя, переерзывая все далее по бревну.
Общая стратегия: если есть время и ситуация не уверенная, - как можно лучше подумай. Но когда уже нет времени, нужно действовать, то делай это не задумываясь , как баран, прыгающий по скалам, уверенно и автоматически, - это даст наиболее высокий шанс на успех. Тогда остается только уповать на лотерею судьбы...

К этому моменту должно уже становиться понятно, насколько верность выбора жизненной стратегии определяется пониманием того, каким образом происходит приспособление личности к окружающему. Так, оказывается, что расхожие представления о том, что нужно стремиться к счастливому состоянию - как самоцели это - вывернутый наизнанку механизм: как организовывается наработка личного опыта за счет позитивной или негативной оценки результатов попытки действия. Оказывается чтобы оставаться в ладах с окружающим нужно стремиться не к счастью во что бы то ни стало и желательно в чистом, не омраченном виде, а к успешности своих действий, которая сопровождается ощущением радости получения желаемого. А неудовлетворенность или досада от неудачи не должны рассматриваться как ни в коем случае не допустимое, ведь тогда никогда не научиться забивать гвозди, ездить на велике, побеждать противника и вообще чему бы то ни было потому, что любое обучение неизбежно основано на ошибках проб и нахождении путей их корректировки в направлении желаемого результата.

Способом быть как можно ближе к основным струям социальной жизни и при этом оставаться самобытной личностью, а не придатком чужой воли, неизбежно оказывается необходимость развития достаточно действенной базовой системы понимания - мировоззре ния . На этой основе у социально активной части людей становится возможным формирование самобытного влияния в обществе - в области своей специализации.

Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» . Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера . Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии - суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, - для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» .

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, - подчеркивает он, - следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» . На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.

Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» .

Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным . Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, - поясняет она, - это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» . Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.

По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.

«Представляется, - подчеркивает Н.Ф. Наумова, - что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой - объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии .

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него -- это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек -- активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Надеяться, что все будет хорошо - это не стратегия, а лень. Мудрые люди понимают, насколько важно жить осознанно, составлять план на ближайшие несколько лет и корректировать его в случае необходимости. Неудачники же просто верят, ничего при этом не делая.

Когда вы решаете, пойти в тот университет или этот, работать или путешествовать, почитать книгу или пообщаться с человеком, это требует усилий и времени. Особенно, если у вас нет четкой стратегии.

Существует несколько определений термина «жизненная стратегия». Дадим лишь одно, лучшее, на наш взгляд. Итак, это форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к своим возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации.

Жизненная стратегия - курс жизни, который человек выбирает сознательно, учитывая свои убеждения, ценности и цели. Это умение тратить свое время, энергию и деньги правильно. Звучит прекрасно, но как этого достичь?

Ответ вряд ли порадует: чтобы сознать жизненную стратегию, нужно потратить большое количество времени и усилий. И даже в случае успеха придется вносить в нее изменения. Это процесс вечный.

Но есть и хорошая новость: тот, кто создаст ее, в подавляющем количестве жизненных ситуаций будет принимать правильные решения. Вы будете действовать как профессиональный шахматист, то есть жертвовать пешками, чтобы добраться до короля. Придется трудно, ведь понадобится много учиться, развиваться, наблюдать за собой и делать верные выводы. И, возможно, в первые месяцы не будет ощутимых результатов. Но спустя несколько лет вы увидите, как помог выбор, обдуманный и сделанный заранее.

Элементы жизненной стратегии

Конечно, каждый человек меняет свою жизненную стратегию в течение своей жизни, особенно когда приобретает новый опыт и переживает прозрение. Поэтому вы должны обновлять ее раз в несколько лет.

Тем не менее, элементы жизненной стратегии в основном состоят из одних и тех же решений, которые мы должны принять:

  • Надлежащее образование.
  • Забота о теле, внешнем виде.
  • и качества личности.
  • Развитие компетенций и навыков.
  • Взаимоотношения в семье.
  • Отношения с детьми.
  • Карьерная стратегия.
  • Стратегия управления деньгами и инвестициями.
  • Ваша социальная стратегия.
  • Искусство и культура.
  • Хобби и развлечения.
  • Отношение к природе и животным.
  • Отношение к окружающей среде.
  • Путешествия.
  • Стратегия использования технологий.
  • Духовность и религия.
  • Забота о своем эмоциональном здоровье.
  • Саморазвитие.
  • Отношения с людьми.

Все эти компоненты могут быть совершенно разными в зависимости от того, чего вы хотите достичь.

Как проходит наша жизнь?

Возможно, вы не считаете, что нуждаетесь в жизненной стратегии. Давайте рассмотрим гипотетическую историю.

Детство

Первые 15 лет проходят очень весело, вы выполняете то, что скажут. Мало задумываетесь о будущем. Детский сад, школа, первые трудности.

Молодость

Вы молоды и обладаете и энергии, но совершенно не имеете опыта. Выясняется, что большинство отличных рабочих мест заняты, нужно из кожи лезть вон, чтобы их заполучить.

Нужно срочно повысить свои навыки. Такого количества свободного времени и энергии не будет никогда.

Каждое дело, которым вы занимаетесь, влияет на навыки и настроение. Выясняется, что не всегда понятно, какие задачи выбрать, какие решения принимать. Возникает первое осознание того, что нужно нечто большее, чем близорукое следование общепринятым нормам.

Вы также начинаете понимать, как сложно устроена психика. Например, что решение ходить в тренажерный зал, принятое искренне и продуманно, никак не влияет на уровень мотивации через две недели. Вы бросаете спорт, потому что не видите особого смысла им заниматься.

Поступаете в университет и готовитесь к новой жизни.

Зрелый возраст

Вы не очень довольны своей работой - 15 лет опыта и три компании, в которых работали. Вы по-прежнему выкладываетесь на полную, ведь так хочется поехать в Гренландию и купить новую машину.

Выясняется, что мотивацию можно победить силой воли. Работа при этом выполняется, но нет никакой радости. Психика, оказывается, еще сложнее, чем вы думали.

Старость

Вы вышли на пенсию и получаете неплохое вознаграждение от государства. Появились внуки, у каждого из них свои заботы. И вроде бы жизнь прошла хорошо (вы дожили до преклонного возраста, что само по себе отлично), но все же есть ощущение, что вы что-то упустили. Не реализовали потенциал и занимались не тем, чем должны были.

Эта история немного примитивна, однако она дает понять одну важную вещь: если вы живете от зарплаты до зарплаты и планируете свою жизнь максимум на месяц вперед, то не достигнете никаких значительных успехов.

Вы получаете деньги, тратите их, затем снова получаете и опять тратите. Каждое решение принимается, исходя из нынешней ситуации, а не жизни в целом.

У вас есть миллион долларов. Есть всего пять вариантов, как их можно потратить и необходимо выбрать один из них:

  • Купить большой дом, перевезти в него свою семью и стать писателем.
  • Путешествовать до конца жизни.
  • Создать свой бизнес, но не ради увеличения прибыли, а ради удовольствия в процессе.
  • Положить деньги в банк и попытаться найти работу, которая приносит радость. Жить на проценты.
  • Отдать деньги на благотворительность.

Не имеет значения, какой вариант вы выбрали. Важно, чтобы он соответствовал важной жизненной стратегии. Если вы «разрываетесь» между 2-3 вариантами, значит, вы совершенно не понимаете, чего хотите.

Дайте эти деньги амбициозному бизнесмену: он точно будет знать, что с ними сделать. Почему? Потому что он думал об этом уже несколько лет. Он живет этим, каждое его действие подчинено стратегии. Его цель состояла в том, чтобы создать капитал, а затем вложиться в выгодное дело. Теперь, если возникает выбор между сном и вечеринкой, для него это не выбор вовсе.

Вот почему стратегия важна. Она существенно облегчает процесс принятия решений и при этом позволяет выбрать лучший вариант. Но, как мы уже говорили, до этого нужно будет основательно потрудиться.

Подготовка к формированию жизненной стратегии

Жизненную стратегию нельзя просто сесть и написать «на коленке». До того, как вы только начнете ее составлять, потребуется пройти через процесс саморефлексии. Чтобы сделать это, выполните следующие задания.

Определите смысл своего существования

Ответьте на следующие вопросы максимально честно. Не существует правильных или неправильных ответов. Если понадобится, вернетесь к ним немного позже и подкорректируете.

Личность : кто вы?

Цель : почему вы здесь и куда направляетесь?

Миссия : каково ваше конкретное задание? Для чего вы появились на свет? Что заставляет чувствовать вас живым? Чем вы надеетесь запомниться? Что вы делаете для этого сегодня?

Видение : как выглядит достижение вашей миссии?

Ценности : что имеет для вас наивысшую ценность?

Цели : каковы ваши конкретные цели, как тактические, так и стратегические? Какова ваша временная шкала для достижения этих целей?

Заведите дневник

Создайте виртуальный или реальный дневник, в который будете записывать обо всех своих успехах, идеях и достижениях. Начните с этого.

Создайте список цитат, которые вдохновляют. Но особенно если они цепляют. Обращайте внимание на любую фразу, что позволяет чувствовать себя живым.

Запишите определение успеха. Что это для вас? Как можно описать его в 5-6 словах? Что вы напишите, если вас попросят увеличить описание до целой страницы?

Создайте «доску мечты»

Купите деревянную доску или используйте свою стену. Заполните ее изображениями, цитатами и вдохновляющими вырезками всего, что хотите получить или испытать.

Смотрите на эту доску каждый день своей жизни, напоминая себе о том, чего пытаетесь достичь. Не стоит пропускать ни одного дня, это крайне важно. Всегда помните о глобальных целях. Вы будете видеть общую картину, а не застревать в деталях.

Доска может меняться со временем. Вы развиваетесь и нормально, что цели в 20 лет отличаются от целей в 35. Смотрите на доску каждое утро и спрашивайте себя:

  • Приближаюсь ли я к своей цели?
  • Что я сделал вчера для этого?
  • Что я сделал на прошлой неделе?
  • Что я буду делать на этой неделе?
  • Чего мне нужно достичь за этот год?

«Доска мечты» - это простой и могущественный инструмент, который будет визуальным напоминанием о том, что является для вас самым важным в жизни.

Создайте план жизни

Создайте план жизни, разделенный на наиболее важные для вас области. Например:

  • Финансы.
  • Физическое здоровье.
  • Духовное развитие.
  • Карьера.

Пускай это сначала будет лишь черновой набросок. Просто перечень целей, которых вы хотите достичь. Но он должен висеть перед вами и напоминать о себе. Вы будете перерабатывать свой план жизни еще не раз. Особенно, когда создадите свою жизненную стратегию.

Как сформировать свою жизненную стратегию

Чтобы сделать это, нужно пройтись по каждой важной для вас области и наметить цели. А затем - выяснить, не существует ли противоречия между ними и где найти на все это время.

Не каждая стратегия забирает время, кстати. Некоторые из них просто помогают принимать решения. Когда вы получаете зарплату, у вас в голове не должно возникать никаких сомнений, ведь вы знаете свою цель.

Мировоззрение и личность

Первая и самая важная часть стратегии - это вы. Здесь и сейчас вы должны сделать выбор относительно того, насколько ценными являются цели, которые вы поставили.

Определите также, каких людей будете воспринимать как конкурентов, а каких - как партнеров.

Следующее решение, которое вам нужно будет принять: на каком времени ваш ум будет сосредоточен - на прошлом, настоящем или будущем. Разумеется, он будет прыгать от одного к другому, но вы должны выбрать приоритетное.

Например, вы решили, что будете постоянно думать о будущем. Это ваше решение и оно оправдано, ведь позволит не упускать из виду свою жизненную стратегию. А в какие моменты лучше сосредоточиться на настоящем? Хорошо подумайте об этом.

Теперь подумайте о своем личном уровне этики и нравственности. Где проходит эта линия? Можете ли вы обмануть человека, чтобы нажиться на нем? А чего бы никогда не сделали? Крайне важно четко ответить на эти вопросы. Это поможет в будущем принимать правильные решения.

Саморазвитие, компетенции и навыки

Мы все знаем, что традиционного образования недостаточно для того, чтобы достичь успеха. Оно если и не губит, то уж точно не развивает заложенный в вас потенциал. Поэтому этим делом предстоит заниматься одному.

Речь идет о знаниях, навыках, развитии таланта. Твердо решите:

  • До какого уровня хотите развить свою компетенцию?
  • Как будете развивать свои таланты?
  • Какие знания хотите получить?
  • Какие навыки хотите получить? (программирование, кулинария)
  • Какие мягкие навыки хотите развить? (работа в команде, )
  • Какие языки будете учить?

Отношения с людьми

Пожалуй, одна из самых важных областей в жизни любого человека, пусть не каждый это признает.

Суть можно выразить так: вы должны следить за тем, что вылетает из ваших уст. От этого зависит карьера, психическое здоровье, отношения в семье и многое-многое другое. Определите:

  • Свой коммуникационный стиль.
  • То, насколько активно вы будете слушать других людей.
  • Уровень коммуникационных способностей, которого хотите достичь.
  • Как часто будете критиковать, делать комплименты.
  • Будете ли сплетничать.

Отношения со своей семьей

Если в вашем доме живет любящая семья, которая разделяет ваши ценности, тогда она станет солидной опорой. И наоборот: плохие отношения могут разрушить все, в том числе брак или карьеру.

Четко решите:

  • Как часто будете поддерживать связь со своими родителями.
  • Насколько близкими вы хотите быть своим родителям.
  • Как часто будете поддерживать связь с братьями и сестрами.
  • Как часто будете видеться с бабушкой и дедушкой.
  • Каким образом будете лечить психологические травмы, полученные в детстве.
  • Какой видите свою семью.

Деньги и инвестиционная стратегия

Для начала вам нужно решить, насколько ценны как работник, на какой доход вы можете смело рассчитывать. И хотите ли стать фрилансером, владельцем бизнеса или наемным работником.

Вы обязательно должны решить, сколько денег будете тратить, откладывать и инвестировать. Для этого нужна стратегия для инвестиций и экономии.

Также нужно избавиться от долгов и прекратить совершать импульсивные покупки. Помните: то, что вы родились бедными - это не ваша вина, но то, что умрете бедными - исключительно ваша.

Сформируйте свою стратегию относительно следующего:

  • Какими способами вы будете зарабатывать деньги (наемный работник, фрилансер, бизнесмен, инвестор).
  • Какой вид заработка у вас будет (активный, пассивный доход, инвестиции).
  • Будете ли застраховывать имущество.
  • Сколько будете откладывать.
  • Будете ли брать в долг.
  • Станете ли жертвовать деньги и сколько.
  • Будете покупать дом или арендовать.
  • Какую роскошь хотите себе позволить.

Карьерная стратегия

Ваш доход очень тесно связан с карьерой, достижениями и социальным статусом.

Следует понимать, что карьерная стратегия полностью зависит от амбиций. Кому-то достаточно быть простым программистом, а кто-то хочет создать социальную сеть, которая покорит весь мир. Чем больше амбиций, тем более отточенная стратегия должна быть.

Нужно решить, хотите ли быть лидером или наемным работником. А также, в какой отрасли хотите трудиться.

Ваша карьера сильно зависит от дипломатических навыков. Чем больше компания, в которой работаете, тем выше должен быть этот уровень. Четко определите:

  • Уровень своих амбиций.
  • Лидер вы или последователь.
  • Индустрию, в которой хотите работать.
  • Компанию, в которой хотите работать.
  • Хотите ли создать собственный бизнес.
  • Какова ваша манера управления.
  • Как будете развивать свои дипломатические навыки.

Социальная стратегия

Мы все социальные создания и не можем выжить без других людей. Отношения нас наполняют приятными чувствами и радуют, но порой и ранят.

Все люди разные. Одни, скорее, экстраверты, другие - интроверты. Один человек предпочитает деловые отношения, а другой личные.

Нужно четко знать, что для вас означают социальные отношения, сколько времени и усилий вы готовы инвестировать в них.

Не секрет, что социальные навыки можно развить - это называется приобретением социального капитала.

Выясните о себе и о других людях:

  • Экстраверт или интроверт?
  • Деловые или личные отношения?

Помимо этого определите:

  • Когда и зачем нужно социализироваться?
  • Список людей, с которыми хотите проводить большую часть своего времени.
  • Как часто вы меняете друзей и социальные круги?
  • Каков ваш социальный интеллект и социальные навыки?
  • Как часто вы будете помогать своим друзьям?

Хобби и удовольствия

Сейчас эта область жизни кажется такой далекой, ведь вы тут принимаете важнейшие решения. Какие еще хобби и удовольствия? Однако без них жизнь очень быстро превратится в ад.

Вы должны принять важное решение о том, сколько времени потратите на свои развлечения и увлечения, а сколько оставите на «взрослые дела».

Четко определите:

  • Что вас расслабляет?
  • Как часто вы будете расслабляться?
  • Как вы будете проводить свое свободное время?

Формирование жизненной стратегии - это, как мы уже говорили, сложный и долгий этап. Но вы можете начать с самого важного. Выберите 4-5 главных областей и задайте себе несколько десятков вопросов. Но помните, что стратегия еще много раз будет меняться - и это нормально. Поиск себя - это очень длительный процесс.

Желаем вам удачи!

В общенаучном понимании стратегия - это генеральный, схематичный план какой-либо многоступенчатой деятельности, предписывающий ее основные направления на длительный период времени. В отличие от тактики, определяющей конкретные способы действования в зависимости от стечения обстоятельств, основная задача стратегии в том, чтобы в самых принципиальных чертах указывать путь достижения конечной цели, намечать траекторию продвижения из текущего положения к будущему желаемому состоянию. Это общее значение «тиражируется» в частных науках, изучающих долгосрочную организацию различных видов человеческой деятельности и оперирующих понятиями «криминалистическая стратегия», «маркетинговая стратегия», «терапевтическая стратегия», «военная стратегия» и т. п.

Термин «жизненная стратегия», или «стратегия жизни» получил преимущественное распространение в общественных и гуманитарных науках , а заслуга его психологического обоснования принадлежит К. А. Абульхановой. В ее работах жизненная стратегия анализируется как феномен субъектно-личностного бытия на разных уровнях - индивидуально-психологическом и социально-психологическом; комплексно обсуждаются психологические параметры, факторы формирования и реализации, типологические особенности различных стратегий жизни. Будучи сложным, многомерным образованием, стратегия жизни характеризуется с разных позиций и как способность личности строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни, и как диалектика отдачи и присвоения личностью общественных благ по ходу индивидуальной жизни. В конечном итоге К. А. Абульханова определяет стратегию жизни как «способность к самостоятельному построению своей жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением» .

Стратегия жизни является сложным феноменом, выражающим основные принципы познавательно-практического взаимодействия личности с собственной жизнью во всем многообразии и целостности ее реальных обстоятельств. В этой связи в психологических исследованиях сохраняется высокая доля неопределенности, многозначности относительно природы и сущности данного феномена. Разными авторами жизненная стратегия конкретизируется как: «искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла» ; «форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации» ; «способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего» ; «структура жизненных целей, развернутых во временной перспективе психологического будущего, которая характеризуется такими параметрами, как четкость, протяженность и содержание» ; «индивидуальный способ конструирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе» . Приведенные дефиниции говорят о том, что психологические представления о формировании, структуре, функциях жизненной стратегии личности еще не оформились в полноценное научное понятие. Они отличаются аморфностью, собирательностью и синкретизмом, с легкостью редуцируют стратегию жизни к другим феноменам (смыслу жизни, личностным ценностям, ценностным ориентациям, временной перспективе, жизненным целям, планам, программам и т.

д.). Косвенным свидетельством незрелости понятия является преобладание дифференциально-типологического подхода, при котором концептуальное осмысление жизненной стратегии личности заменяется описанием ее типичных вариантов.

По нашему мнению, общепсихологическое изучение жизненной стратегии может основываться на теоретическом представлении о жизнедеятельности как системной организации частных деятельностей (профессиональной, учебной, воспитательной, досуговой и т. д.), посредством которых личность стремится осуществить смысл своей жизни. Если смысл жизни — обобщенная характеристика мотивационно-смысловой стороны жизнедеятельности, то стратегия жизни емко характеризует ее операционально-техническую, инструментально-исполнительскую сторону. В отличие от смысла, определяющего ценностное наполнение жизнедеятельности и отвечающего на вопрос «ради чего жить», стратегия обеспечивает соотнесение, соизмерение смысла жизни с ресурсами его практической реализации и отвечает на вопрос «как жить». Стратегия вырабатывается личностью тогда, когда у нее возникает внутренняя необходимость в практической реализации смысла жизни, а ее оптимальность оценивается по критерию продуктивности, успешности этой реализации. При этом стратегия — не столько свод жизненных принципов или правил, сколько ценностно-прагматико-пространственно-временная «архитектоника» реальной жизнедеятельности, выстроенная личностью и призванная способствовать успеху реализации смысла. Иными словами, в стратегии жизни определенным образом увязаны между собой смысложизненные ценности, релевантные им виды деятельности, а также пространственно-временные координаты, в которых личность осуществляет или намеревается осуществлять эти виды деятельности. Как справедливо подчеркивает К. А. Абульханова, «стратегия жизни представляет собой составление субъектом определенной семантической, смысловой композиции из того, чем он располагает, обладает, использует, потребляет, из того, что он создает соотносительно с тем, что от него требуется, которая определяет в итоге то, чего он способен достичь» .

Стратегия жизни, таким образом, раскрывается как общий способ организации инструментально-исполнительской стороны жизнедеятельности, общий подход личности к управлению и распоряжению различными жизненными ресурсами, подчиненный задаче реализации смысла жизни. «Камнем преткновения» для конкретно-психологических исследований жизненной стратегии выступает широкое разнообразие, множественность ресурсов, которые личность вовлекает в свою повседневную жизнедеятельность. Понятно, что в реальности стратегия жизни является в высшей степени интегративным феноменом, в котором тотально представлены все возможные категории ресурсов личности как субъекта жизни. Однако в целях не только теоретического, но и эмпирического изучения должна быть выделена стратегически важная категория ресурсов, без которых основная задача личности как субъекта жизни - практическая реализация смысла - становится невыполнимой.

Выходные данные сборника:

ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ

Долгов Юрий Николаевич

к. соц. н., доцент БИСГУ, г. Балашов

Смотрова Татьяна Николаевна

к. псх. н., доцент БИСГУ, г. Балашов

E - mail : tat - smotrova @ yandex . ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Кросс-культурное исследование жизненных стратегий жителей малых и средних городов России и Германии в условиях социально-экономической нестабильности», № 11-06-01175а

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации. Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

1) cтратегия успешной внешней адаптации;

2) cтратегия эффективной внутренней адаптации;

3) cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы - страна, народ. И, наконец, третья стратегия - стратегия выживания - характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы .

Второй подход (Ю.М. Резник и др.), восходящий к работам Э. Фромма, в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность . Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:

1) «иметь» (рецептивная активность);

2) «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);

3) «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).

Первый тип активности человека (рецептивная или «приоб-ретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности .

При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу

Таблица 1.

Типологии жизненных стратегий.

Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов - «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. При всем уважении к Н. Ф. Наумовой и Ю. М. Резнику, и тот, и другой термины кажутся нам не совсем удачными. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы - повседневные или обыденные стратегии.

Нельзя согласиться также с утверждением Ю.М. Резника и Е.А. Смирнова о том, что «в отличие от диспозиций личности типы ее стратегий жизни строятся не в иерархическом порядке, а как рядоположенные и равноправные по своему характеру ведущие ориентации людей. С этой точки зрения нет, например, никакой разницы между стратегией благополучия и стратегией самореализации» . Сами авторы начали рассматривать аналогии между предлагаемыми ими типами жизненных стратегий и иерархией потребностей человека по А. Маслоу, но почему-то не увидели в этих аналогиях иерархичности жизненных стратегий. Так, стратегия жизненного благополучия соответствует первым двум ступеням известной «пирамиды А. Маслоу», то есть физиологическим потребностям и потребности в безопасности, стратегия жизненного успеха основана на социальных потребностях человека, потребности в уважении со стороны социального окружения и самоуважении и, наконец, стратегии самореализации соответствует потребность личности в самоактуализации, самосовершенствовании и самореализации.

Кроме того, мы полагаем, что «веер стратегий» жизни, по образному выражению Дж. Коулмена , не ограничивается только тремя типами стратегий, приведенными выше. В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:

· по степени осознания индивидом - сознательные и бессознательные;

· по направленности изменений, происходящих в индивиде - прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);

· по характеру активности индивида - активные, реактивно-адаптивные, пассивные;

· по локусу контроля - экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);

· по способу восприятия условий жизни - гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;

· по степени совпадения с целями и задачами общества - просоциальные, асоциальные и антисоциальные;

· по степени реализации - эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;

· по характеру и способу самореализации - стратегии самоактуализации и манипуляции;

· по характеру соотношения эмоциональности и рациональности - аффективные, когнитивные;

· по приоритетности в социальном обмене - присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);

· по наличию элемента творчества - креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф. );

· по типу активности - успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т. Е. и Резник Ю.М. );

· по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер ) - стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;

· по целям и средствам (Р. Мертон ) - подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;

· по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И. ) - обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;

· по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н. ): две пассивные - рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные - карьерная, инструментальная, криминальная;

· по степени аффилиации - индивидуальная и коллективистская.

Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.

Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.

Сегодня мы живем в обществе, которое стремительно изменяется на наших глазах. Релевантным ответом на социальные вызовы, определяемые нестабильностью социальных институтов для отдельного индивида могут быть только соответствующие жизненные стратегии, не теряющие своей эффективности даже в неспокойное кризисное время. А для этого человек должен иметь в своем арсенале как минимум несколько вариантов жизненных стратегий, поскольку, как известно из теории систем, природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие. Думается, что с некоторой степенью допущения, этот принцип можно применить и к социальным системам. Этот принцип или, если угодно, вид стратегии можно назвать стратегией диверсификации, который будет характеризоваться увеличением степени разнообразия применяемых в различных условиях жизненных стратегий с целью более эффективного достижения поставленных человеком целей.

Жизненные стратегии, объективируясь в реальные поведение и деятельность людей, определяют жизненный путь человека. От того, насколько эффективны будут жизненные стратегии в период социально-экономической нестабильности зависит более полная реализация личностного потенциала человека, его самореализация и самоактуализация и, в конечном счете, удовлетворенность жизнью.

Список литературы :

  1. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1988. С. 16–230.
  2. Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 20.
  3. Резник Т. Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. №6. С. 110–119.
  4. Резник Ю. М., Смирнов Е. А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 173–174.
  5. Резник Ю. М., Смирнов Е. А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 174–175.
  6. Федотова Н. Н. Социальная интеграция молодежи в сферу трудовой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов. 1998.
  7. $18. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. С. 66.

$19. Швери Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена // Социологический журнал. 1996. №1/2. С. 65

$110. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 811–812.

$111. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Leipzig, 1933.