Учение дарвина о естественном отборе. Выводятся новые сорта растений и породы животных


Цель: показать учащимся логику построения эволюционной теории Ч.Дарвина. Задачи: Задачи: раскрыть механизмы эволюции и их роль в развитии органического мира; раскрыть механизмы эволюции и их роль в развитии органического мира; сформировать у учащихся умение сравнивать разные формы естественного отбора. сформировать у учащихся умение сравнивать разные формы естественного отбора. Развивать некоторые личностные качества школьников (умение аргументировано высказывать свое мнение, слышать и слушать других, работать в коллективе и д.р.) Развивать некоторые личностные качества школьников (умение аргументировано высказывать свое мнение, слышать и слушать других, работать в коллективе и д.р.)


Тип урока: комбинированный Содержание: Содержание: 1.Проверка качества знаний учащихся. 1.Проверка качества знаний учащихся. Проверочные задания (2 варианта). Проверочные задания (2 варианта). 2.Изучение нового материала. 2.Изучение нового материала. Логика теории Ч.Дарвина. Логика теории Ч.Дарвина. Типы борьбы за существования. Типы борьбы за существования. Формы естественного отбора. Формы естественного отбора. 3.Закрепление изученного материала. 3.Закрепление изученного материала. Сравнительная таблица. Сравнительная таблица. 4.Домашнее задание. 4.Домашнее задание.


Проверочные задания. Наследственность. 1 вариант 1 вариант Вставьте в текст пропущенные слова. Вставьте в текст пропущенные слова. … – свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала - …. Его основой является молекула …. Внезапные изменения наследственных свойств организма, приводящие к изменению признаков - …. … – свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала - …. Его основой является молекула …. Внезапные изменения наследственных свойств организма, приводящие к изменению признаков - …. 2 вариант Найдите в тексте предложения, в которых есть биологические ошибки. 1.Передача наследственных признаков организма происходит только при половом размножении.2.Носителями наследственной информации обычно служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах.3.Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма.4.Материальной основой наследственности является ген – участок молекулы ДНК.


Логика теории Ч.Дарвина. Наблюдаемые природные факторы. Наблюдаемые природные факторы.ВыводМеханизмыэволюции Все организмы стремятся размножатся в геометрической прогрессии, но в природе существует относительное постоянство особей одного вида.(Пр.) Следовательно, организмам что-то мешает выжить. Это – ограниченность жизненных ресурсов и неравномерность их распределения. Борьба за существование. В природе не встречаются две одинаковые особи одного вида.(Пр.) Следовательно организмы обладают способностью приобретать новые признаки. Изменчивость Особи находятся в постоянной борьбе за существование и выживают наиболее приспособленные. Следовательно, в природе происходит отбор. Естественный отбор.




Естественный отбор Основной движущий фактор эволюции, являющийся результатом борьбы за существование. Основной движущий фактор эволюции, являющийся результатом борьбы за существование. Выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида организмов. Выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида организмов.



Движущий (направленный) естественный отбор. Происходит на фоне изменения условий среды обитания, и возникает направленный отбор в сторону меняющегося фактора (температура воздуха, воды, влажность и т.д.). Происходит на фоне изменения условий среды обитания, и возникает направленный отбор в сторону меняющегося фактора (температура воздуха, воды, влажность и т.д.).


Стабилизирующий естественный отбор. Происходит длительное время в практически не меняющихся условиях жизни. В популяциях сохраняются виды организмов с достаточным набором определённых признаков, характерных для конкретной среды. Происходит длительное время в практически не меняющихся условиях жизни. В популяциях сохраняются виды организмов с достаточным набором определённых признаков, характерных для конкретной среды.


Половой естественный отбор. Проявляется у раздельнополых животных. Проявляется у раздельнополых животных. Основывается на соперничестве между особями одного пола за спаривание. Основывается на соперничестве между особями одного пола за спаривание. Приводит к половому диморфизму (характерные внешние признаки сцепленные с полом животного). Приводит к половому диморфизму (характерные внешние признаки сцепленные с полом животного).


Дизруптивный естественный отбор Благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости, т.е. преимущественно получают крайние варианты приспособлений. Благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости, т.е. преимущественно получают крайние варианты приспособлений.


Вывод. Результатом естественного отбора является: Результатом естественного отбора является: приспособленность организмов, приспособленность организмов, образование подвидов и видов, образование подвидов и видов, происходит последовательное изменение организмов в ходе прогрессивной эволюции, происходит последовательное изменение организмов в ходе прогрессивной эволюции, вымирают менее приспособленные. вымирают менее приспособленные.


Сравнительная характеристика естественного и искусственного отборов. Характеристики Характеристики для сравнения для сравнения Искусственный отбор Искусственный отбор Естественный отбор Естественный отбор Кем проводится отбор? Что служит материалом для отбора? По скольким признакам происходит? Как долго длится? Почему? Кому приносит пользу? Что является результатом отбора?


Домашнее задание. Обязательное: стр.24 – 34. Обязательное: стр.24 – 34. Творческое: Творческое: Гусеницы одного из видов бабочек встречаются на листьях двух видов – ярко- зелёного и сероватого цветов. На зелёных листьях намного чаще встречаются зелёные гусеницы, а на сероватых – серые. Предложите возможные объяснения этого факта и опыты по проверке. Гусеницы одного из видов бабочек встречаются на листьях двух видов – ярко- зелёного и сероватого цветов. На зелёных листьях намного чаще встречаются зелёные гусеницы, а на сероватых – серые. Предложите возможные объяснения этого факта и опыты по проверке.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Урок №7 Уч. Покровский Б.Н,

Проверочная работа №4 Вариант 1 2 3 4 Наследственная изменчивость + + Мутация + + Искусственный отбор + + Селекция + + Дайте определения понятиям Опишите методы выведения новых сортов и пород

СПАСИБО!!!

Д/ з §5 Дайте определения понятиям: Индивидуальная изменчивость Борьба за существование (примеры) Межвидовая борьба (примеры) Внутривидовая борьба (примеры) Естественные отбор (примеры)

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Вольтер

Учение Ч.Дарвина об естественном отборе.

УСЛОВИЯ Процесс ИСТОЧНИК СРЕДСТВО РЕЗУЛЬТАТ

Источник естественного отбора Индивидуальная изменчивость – появление у потомков в результате мутации новых наследуемых признаков, отсутствующих у родительских особей.

Условие Избыточная численность потомства: Севрюга 400 тыс. икринок Судак 300-900 тыс. икринок Жаба 10 тыс. икринок Треска 10 млн. икринок Пастушья сумка 73 тыс. семян Белена 450 тыс. семян Все организмы оставляют избыточное количество потомства. Большая часть потомков – гибнет.

Например: Если бы выживали все рождающиеся мыши, то потомство одной пары заняло бы ВСЮ сушу в течении 7 лет. в результате мутации.

Средство Борьба за существование – многообразие взаимоотношений организма с окружающей средой. Естественный отбор – избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов

Внутривидовая борьба – конкурентные взаимоотношения между организмами одного вида.

Межвидовая борьба – конкурентные взаимоотношения между организмами разных видов.

Борьба с неблагоприятными условиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

Данный урок способствует развитию структурно-логичскому мышлению, развитию умения решать пролемы, сравнивать и делать выводы....

Наследственность и изменчивостьНаследственность
консервативна и
обеспечивает сохранение признаков
Изменчивость
признаков
приводит к появлению новых

Определенная или групповая изменчивость (модификационная)

Видимая
(определенная) ответная реакция
организма на воздействие среды

Неопределенная или Индивидуальная (наследственная) изменчивость

Индивидуальные отклонения
могут быть полезными,
нейтральными или вредными для
организма.
Изменения эти единичны,
неадекватны воздействию
внешних факторов, появляются
спонтанно и всегда наследуются

1.
Длящаяся – незначительные
наследственные изменения, которые
накапливаются в ряду поколений,
отличают особь от представителей того же
вида.
2. Возникновение новых форм в результате
резких изменений (мутационная)

Разновидности наследственной изменчивости (по Ч. Дарвину)

3.
Соотносительная или коррелятивная –
изменение в одном органе являются
причинами изменения в другом (белые
голубоглазые кошки глухие, у голубей с
оперенными ногами перепонки между
пальцами)
4.Комбинативная – изменчивость от
скрещивания, дающая разные сочетания
признаков

Изменчивость- свойство живых организмов приобретать в течении жизни новые признаки

Ненаследственная
(фенотипическая,
модификационная,
определенная) изменчивость
Наследственная
9генотипичаская,
неопределенная)
изменчивость
1.Фенотип изменяется под
действием окружающей
среды, генотип не
изменяется
2.По наследству не
передается
3.Носит приспособительный
и массовый характер
4.Предсказуема и обратима
5.Пределы определяются
нормой реакции; наследуется
1.Изменяется фенотип в
следствии изменения
генотипа
2. Передается по
наследству
3. Носит случайный
характер
4.Непредсказуема,
необратима
5. Является основой
разнообразия живых
организмов и главной
причиной эволюционного
процесса (источник материала
не сам признак а способность
проявлять его в конкретных
условиях, т.е. наследуется
норма реакции
для естественного отбора)

Виды изменчивости

Ненаследственная
Наследственная
Значение
для особи
Повышает или
понижает
жизнеспособность,
продуктивность,
адаптацию
Полезные изменения
приводят к победе в
борьбе за существование,
вредные – к гибели
Значение
для вида
Способствует
выживанию
Образуются новые
популяции, виды в
результате процесса
дивергенции
Роль в
эволюции
Формируют
адаптации
(приспособления)
организмов к
условиям
окружающей среды
Поставляет материал для
естественного отбора

Роль искусственного отбора

Изучая
работу селекционеров, Ч. Дарвин
подробно изучил методы выведения новых
пород и сортов.

Выводы Ч. дарвина

1.
Каждый сорт или порода выведены от
одной исходной формы, представленной
диким видом. Предпосылка – изменчивость
организмов
2.
Выведение новых сортов и пород нельзя
осуществить путем улучшения условий
содержания организмов, так как нет
прямой зависимости между появлением
новых признаков и факторами внешней
среды

Выводы Ч. дарвина

3.
Одно из условий получения новой
культурной формы – внезапное
возникновение изменений у единичной
особи. Но такие случаи редки и не
являются главными в селекции.
4.Новые
сорта и породы – результат
деятельности человека, включающей
оценку мелких изменений у особей,
подбор родительских пар, скрещивание,
отбор и отбраковку

Искусственный отбор

Творческая
целенаправленная
деятельность человека
по выведению нового
сорта или породы

Все
ли особи оставляют
потомство?
Если нет, то какие
факторы сохраняют
особей с полезными
признаками и устраняют
всех остальных?
Дарвин обратился к
анализу размножения
организмов.

Основываясь
на изучении большого
числа фактов из области естествознания
и практики растениеводства и
животноводства Ч. Дарвин приходит к
выводу о существовании в природе
стремления к размножению каждого
вида в геометрической прогрессии.
Это правило не знает исключений ни в
животном, ни в растительном мире.
Потенциально каждый вид способен
произвести и производит гораздо больше
особей, чем выживает их до взрослого
состояния.
Юных особей всегда больше, чем
взрослых.

Ч. Дарвин изучил плодовитость слона

Слон
живет 100 лет
За жизнь слонихи рождается не более 6
детенышей
Потомство от одной пары слонов за 750 лет
составит
19
млн. особей

сельдь

1 особь
40 тысяч икринок

осетр

1 особь
2 миллиона икринок

мак

1 растение
32 тысячи семян

Почему число взрослых особей каждого вида растений и животных сохраняется более или менее постоянным?

Наличие борьбы
за
существование.

Борьба за существование

Каждая
пара организмов дает гораздо
больше потомков, чем их доживает до
взрослого состояния.
Большая часть появившихся на свет
организмов гибнет, не достигнув
половой зрелости.
Причины гибели разнообразны:
недостаток корма из –за конкуренции с
представителями своего же вида,
нападение врагов, действие
неблагоприятных физических факторов
среды – засухи, сильных морозов,
высокой температуры и т.п.

Борьба за существование -

это совокупность всех
отношений особей друг с
другом и с неживой
природой,
определяющихся
способностью данной
особи к выживанию и
оставлению потомства.

Межвидовая
Внутривидовая
Борьба с неблагоприятными
условиями внешней среды

Формы борьбы за существование

Название формы
борьбы за
существование
1. Межвидовая
борьба
2. Внутривидовая
борьба
3. Борьба с
неблагоприятными
условиями внешней
среды
Результат борьбы
Примеры

Название формы
борьбы за
существование
Результат борьбы
Примеры
1. Межвидовая борьба
Использование одного вида
другим в качестве пищи,
расселение на новой
территории
Вытеснение жалоносной
европейской пчелой
местной австралийской,
борьба за пищу между
видами одного рода – серой
и черной крысами,
поедание хищниками жертв
2. Внутривидовая
борьба
Сохранение популяции и
вида за счет гибели слабых.
Победа более
жизнеспособной,
занимающей ту же
экологическую нишу
Состязание между
хищниками одной
популяции за добычу,
внутривидовой
каннибализм – уничтожение
молодняка при избыточной
численности популяции,
борьба за главенство в стае
3. Борьба с
неблагоприятными
условиями внешней
среды
Выживание в крайних или
изменившихся условиях
наиболее приспособленных
Зимой животные меняют
окраску, густоту шерсти,
впадают в спячку

1.
2.
3.
4.
Чередование посевов (севооборот)
Биологические методы борьбы с
вредителями (использование трихограмм,
наездников, яйцеедов, привлечение птиц)
Использование в лесопосадках микоризных
грибов, которые вступают в симбиоз с
корнями высших растений и улучшают
почвенное питание высших растений
В рыбоводстве – использование малоценных
травоядных пород для защиты прудов от
зарастания

Использование человеком различных форм борьбы за существование

5. В охотоведении – использование хищников
как санитаров, которые уничтожают больных и
ослабленных животных, ценных для хозяйства
6. Использование фитонцидов и антибиотиков
для уничтожения или ограничения конкуренции
или в качестве лекарственных препаратов
7.Использование различных агротехнических
приемов (пикировки, окучивания, пасынкования,
полива, внесение удобрений, посева семян в
парниках или выращивание в теплицах).

Естественный отбор как движущая сила эволюции

Какие
особи в пределах одного вида могут
выжить в условиях постоянной борьбы за
существование?
Ч. Дарвин при сопоставлении фактов
борьбы за существование и всеобщей
изменчивости признаков и свойств, пришел
к заключению о неизбежности в природе
избирательного уничтожения одних особей
и размножения других –
естественного отбора.

Естественный отбор

Это
процесс сохранения одних
особей за счет гибели других.

Показатель для
сравнения
Эволюция
культурных форм
(искусственный
отбор)
Эволюция
природных форм
(естественный
отбор)
Материал для
отбора
Индивидуальная
Индивидуальная
наследственность (в наследственная
том числе резкие
изменчивость (в
уклонения)
основном
незначительные
уклонения)
Фактор отбора
человек
Борьба за
существование на
фоне факторов
живой и неживой
природы

Сравнение искусственного и естественного отбора

Показатель для
сравнения
Эволюция
культурных форм
(искусственный
отбор)
Эволюция
природных форм
(естественный
отбор)
Характер действия
отбора
Накопление изменений в
последовательном ряду поколений
Скорость действия
отбора
Действует быстро
(методический
отбор)
Действует
медленно,
постепенно
(эволюция)
Формы отбора
Сознательный,
бессознательный
Движущий,
стабилизирующий
Результат отбора
Создание пород и
сортов (формы
полезные человеку)
Образование видов
и более крупных
таксонов
(приспособления к
окружающей среде)

Приспособления

Неизбежным
результатом отбора
оказалось возникновение
приспособлений и на этой основе –
таксономического и экологического
разнообразия.
Пример: перепонки есть между
пальцами водоплавающих птиц, но есть
и у горных гусей и фрегата. У воробья
оляпки перепонок нет, но он прекрасно
ныряет и плавает.
Дарвин объяснял это временем.

Таким образом, приспособления относительны.

Эту
особенность Дарвин назвал
принципом относительной
органической
целесообразности, т.е.
приспособленность организмов к среде
обитания относительна и утрачивает
свое значение при изменение условий
существования.

1.
В пределах каждого вида существует
огромное количество индивидуальной
наследственной изменчивости по
различным признакам. Эта изменчивость
существует всегда: не существует двух
идентичных особей по всей совокупности
признаков.
2. Все живые организмы обладают
способностью к увеличению численности

Основные положения теории Ч. Дарвина

3.
Жизненные ресурсы ограничены,
поэтому между особями возникает борьба
за существование. В условиях этой борьбы
выживают и дают потомство те особи,
которые наиболее приспособлены к
данным условиям.
4.Избирательное выживание и
размножение наиболее приспособленных
особей называется естественным отбором.
Естественный отбор, происходящий внутри
популяций, постепенно ведет к
расхождению признаков и в конечном
итоге к видообразованию.

Основные труды Ч. Дарвина

1859
год – «Происхождение видов путем
естественного отбора или сохранение
благоприятствующих форм в борьбе за
жизнь»
1868 год – «Изменение домашних животных
и культурных растений»
1871 год – «Происхождение человека и
половой отбор»

«Развитие теории Дарвина» - Составьте синквейн о К. Линнее, Ж.Б. Ламарке Ч. Дарвине. 12 февраля 1809 1831-1839 кругосветное путешествие. Научные и социально- экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Выберите правильный ответ: вариант 1 – Ж.Б. Ламарк вариант 2 – К. Линней. Основные этапы развития взглядов учёных на вопрос Эволюции.

«Теория Дарвина» - Характеристика искусственного и естественного отбора. Формы изменчивости (по Дарвину). Результаты эволюции. Причины эволюции: борьба за существование и естественный отбор. Определённая, групповая, ненаследственная (совр. - модификационная). Вызывается вли- янием внешней среды. Для эволюции имеет значение только на- следственная (неопределённая) изменчивость.

«Основное положение теории Дарвина» - Тема урока: «Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира». Цель урока: Рассмотреть теорию эволюции Чарльза Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Чарльза Дарвина.

«Чарльз Дарвин» - Капитан Роберт Фицрой. Возвращение. Эдинбургские студенческие билеты Ч. Дарвина. Последние годы страдал психическим заболеванием. рисунок Дарвина геологической структуры Анд. Запись о зачислении Чарльза Дарвина в Кембриджский университет. Дом Дарвинов в Шрусбери. 18 декабря остров Огненная Земля показался на горизонте.

«Биология Дарвин» - Дом д-ра Роберта Дарвина, где родился Ч. Дарвин. Рукописный дневник Дарвина. На стене небольшой барельеф с изображением Дарвина и надпись: Презентацию подготовила: Данильченко О.В., учитель биологии высшей квалификационной категории Донецкой ОШ № 97. Кембриджский период жизни 1828-1831. Этапы жизни.

«Жизнь Чарльза Дарвина» - Путешествие продолжалось без малого пять лет. Церемония бракосочетания была проведена в традициях Англиканской церкви и в соответствии с унитарианскими традициями. Мать Ч. Дарвина Сусанна Дарвин. Чарльз Дарвин (1809-1882). КОГДА И ГДЕ РОДИЛСЯ Чарльз дарвин? Кембридж. Многие из детей и внуков сами достигли значительных успехов.

Всего в теме 13 презентаций