В какую школу пойдет. Давайте начистоту: нужна ли ребенку элитная школа

Лицеи, гимназии, школы… Сейчас их выбор так огромен и разнообразен, что многие родители будущих первоклассников в растерянности: куда же отдать ребенка, как принять правильное решение? А принимать решение нужно уже сейчас, ведь именно весной начинается запись или поступление в первый класс.

У современных детей и их родителей выбор первого учебного заведения гораздо больше, чем у их сверстников советского периода. Тогда выбирали между обычной районной школой и спецшколой с углубленным изучением отдельных дисциплин, а слова "гимназия" и "лицей" ассоциировались с дореволюционной эпохой.

После падения СССР многие школы стали называться лицеями и гимназиями. Родители часто не понимают, в чем принципиальная разница между ними.

Прогимназия - начальная школа с гуманитарной ориентацией, 1-4-й классы.

Гимназия - средняя и старшая школа, с 5-го по 11-й класс, как правило, учебная программа с гуманитарной направленностью, сверх школьной программы - обилие дисциплин историко-филологического направления, часто - два иностранных языка.

Лицей - старшая школа, 8-11-й классы, профессионально ориентированное обучение. Лицеи часто работают в сотрудничестве с вузами, в большинстве случаев техническими, и ученики зачисляются в вузы по итогам выпускных в лицее.

Проще говоря, лицей или гимназия - это большее количество дополнительных дисциплин, изучение нескольких языков, профильная ориентированность. Если школа становится гимназией или лицеем, это значит, что она прошла государственную аттестацию. Инициативный, энергичный директор стремится к получению статуса лицея или гимназии, потому что в такую школу идут талантливые дети, которые хотят учиться, а с такими учениками легче и интереснее работать.

При выборе школы для ребенка обязательно обратите внимание:
  • на текучку кадров. Если учителя меняются часто, это отражается на качестве обучения и указывает на неблагоприятную обстановку в школе;
  • следят ли в школе за отдыхом и досугом детей. Поинтересуйтесь, какие есть кружки, как часто бывают экскурсии, поездки в другие города, за рубеж;
  • есть ли дополнительные образовательные услуги, которые школа имеет право оказывать за деньги. Учтите, что школа должна иметь лицензию на эти услуги. Кстати, единственный легальный "побор" с родителей (кроме денег на дополнительные занятия, которые добровольны) - это охрана. Сборы "на шторки", "на подарок классной" и т. д. нелегальны;
  • посмотрите, насколько в школе уютно и комфортно. Вашему ребенку предстоит провести в ее стенах значительную часть жизни. Обратите внимание на состояние подоконников и стен - много ли надписей; их содержание может дать представление о культурном уровне школьников, равно как и сам факт наличия. Посмотрите, много ли стенгазет, отчетов о походах, как давно они были созданы, что в них пишут;
  • есть ли в школе психолог - несомненно, это очень важно, ведь он помогает детям решать их проблемы;
  • участвуют ли ученики школы в городских и районных олимпиадах, какие они показывают результаты.

Государственная общеобразовательная школа

Это школа, которая, как правило, находится в вашем или соседнем дворе. Учебная программа в таких школах одинаковая, список предметов один и тот же. Туда стоит идти, если ребенок пока не проявил никаких особых талантов и интересов. Обычно такую школу выбирают исходя из ее местоположения - близость к дому, отсутствие дороги, которую надо переходить.

Как правило, здесь не самый лучший преподавательский состав - талантливые учителя работают или со способными детьми в специализированных школах, или с богатыми в частных. Однако встречаются и исключения. Почти в каждой школе есть хотя бы один учитель-сподвижник, который в свое свободное время ведет кружки и студии, занимается с талантливыми детьми. Насколько продуктивна его работа, зависит от директора: готов ли он к переменам, поощряет ли инициативу. Поэтому прежде, чем отдавать свое сокровище в первую попавшуюся школу, пообщайтесь с директором, составьте свое мнение о нем, о его отношении к ученикам, учителям и учебному процессу.

"Углубленные" школы

Сейчас спецшкол нет, есть школы с углубленным изучением тех или иных предметов. Как правило, в профилированные школы набор ведется в первые и в старшие классы. Многие из них стали гимназиями и лицеями, как правило, это старые советские спецшколы, пользовавшиеся хорошей репутацией в течение долгих лет.

Если ваш ребенок идет в подобное учебное заведение, необходимо отдавать себе отчет в том, что он выбирает специализацию на много лет вперед и будет поступать в вуз с соответствующим профилем. В "бывшие" спецшколы довольно высокий конкурс даже среди будущих первоклассников, и поступление (что в 1-й, что в 8-й класс) сюда иногда не менее трудное, чем вступительный экзамен в вуз, а обучение требует немалых сил. Еще одно сходство с вузом: во многих школах есть подготовительные курсы. Обучение в школе, как правило, бесплатное. В ряде подобных школ отдельные профильные предметы ведут преподаватели из вузов, с которыми сотрудничает школа, и хорошая учеба в таких школах является практически гарантией поступления.

Если ваш основной приоритет - знание иностранного языка, выбирайте хорошую старую спецшколу, имеющую имидж "спецязыковой" еще с советских времен, - выбор сейчас огромен, только в столице их более ста.

То, что в школе с первого класса учат английскому, вовсе не гарантия того, что это хорошая языковая школа. Поинтересуйтесь, какой процент выпускников поступает в вуз без (конечно, вас это коснется не скоро, однако такая информация даст представление о качестве обучения), в какие вузы чаще всего поступают, есть ли программы обмена с зарубежными школами, возможность стажировок, ведут ли занятия носители языка. В некоторых школах часть предметов преподается на иностранном языке, так что ребенок находится в режиме "полного погружения", что, конечно же, способствует быстрому усвоению языка. Как правило, первый иностранный язык начинают преподавать в 1-м или 2-м классе, а затем добавляют еще один. Зачастую при окончании школы ученики сдают международный экзамен, который дает возможность поступать в высшие учебные заведения других стран.

Несомненный плюс "углубленных" школ в том, что ребенок вращается в среде таких же, как он, одаренных детей со схожими интересами.

Огромный минус "углубленных" школ, гимназий и лицеев: нагрузка, отражающаяся в первую очередь на здоровье. Переутомление, головные боли, близорукость, гастриты - это болезни талантливых детей, которые с утра до вечера сидят за письменным столом. Кроме того, вынужденные большую часть времени проводить в помещении, чтобы успевать выполнять довольно объемные домашние задания, эти дети меньше своих сверстников гуляют и двигаются. Результат - более низкий иммунитет, плохая физическая подготовка.

Школа полного дня

В последние два года получили широкое распространение государственные и негосударственные школы полного дня. В таких школах ребенок остается на вторую половину дня, что очень удобно для работающих родителей. Это не стандартная советская продленка, где ребенок только гулял и делал уроки, в школе полного дня существуют дополнительные кружки, спортивные секции, детей, естественно, кормят, делают с ними уроки и выводят на прогулку. Отдавать или не отдавать школьника на целый день зависит прежде всего от индивидуальных особенностей ребенка - кто-то чувствует себя комфортно, находясь постоянно в коллективе сверстников, а кому-то нужна тишина и домашний покой. Эта услуга в государственных школах бесплатная. Что же касается частных школ, тут цена напрямую зависит от пакета предоставляемых услуг.

Частные школы

Принципиальной разницы по качеству знаний между государственной и негосударственной школой нет: и те и другие бывают и слабыми, и сильными. Но в негосударственных школах вам обеспечат при желании доставку ребенка от дома до школы, качественные обеды, бассейн, верховую езду - то, что вы выберете и сможете оплатить. Ребенок будет учиться в небольшом, возможно, исключительно женском или мужском коллективе. В такой школе ребенок находится под пристальным контролем, и можно не волноваться, что он сбежит с уроков, пронесет в школу сигареты или пиво. Кроме того, там обычно такая охрана, что мышь не пролезет. Немаловажный факт - внимательное и уважительное отношение учителей абсолютно ко всем ученикам, теплая дружеская атмосфера. И плюс, и минус: вашего ребенка будут окружать дети из небедных семей. Иногда это весьма оригинальные, избалованные, капризные и ленивые дети. У некоторых родителей, чьи дети учатся в негосударственных школах, часто такой подход: я плачу, а что он там делает - меня не касается, это проблема школы, пусть сами разбираются! И сбагривают своего "вождя краснокожих" на попечение несчастных учителей, в одноклассники вашему ребенку.

Если вы выбрали частную школу, необходимо помнить:

Частная школа обязательно должна иметь лицензию на образовательную деятельность, которую вам покажут при встрече. Обратите внимание на срок ее действия - если он заканчивается, скажем, через две недели, это должно вас насторожить: у хорошей школы проблем с лицензированием нет, и они заботятся о том, чтобы продлевать лицензию заранее. У негосударственной школы должна быть государственная аккредитация. Это подтверждает, что школа соответствует всем стандартам, обеспечивает качественное образование и дает аттестат государственного образца. Это очень важно, потому что в противном случае ребенок не получит государственный аттестат и, соответственно, сможет продолжить обучение только в негосударственном вузе. Если школа без аккредитации устраивает сдачу выпускных экзаменов на базе другой школы, ребенок получит аттестат той школы, в которой он сдает экзамен. Обычно, если в школе все в порядке с документами, они это не скрывают, вешают на стенд лицензию и аккредитацию.

Комментарий эксперта

Александр Гаврилов, руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы

Весной, когда начинается прием в первые классы, в управлениях создаются специальные комиссии, куда можно обратиться за помощью, если вам отказали в записи в школу.

Сейчас школы не прикреплены к определенному району и ребенок при наличии мест может идти в любую школу. И медики, и психологи рекомендуют отдавать малыша в школу, которая находится рядом с домом, потому что в противном случае ребенку придется раньше вставать, он будет больше утомляться. Подыскивая школу для первоклассника, помните, что от учителя младших классов зависит очень многое, именно он создает основу на будущее. Посетите день открытых дверей, познакомьтесь с программой школы, пообщайтесь с учителями, чтобы составить представление о том, кто будет учить ребенка, побеседуйте с мамами учеников школы. Конечно, имеет значение и то, в каком состоянии находится здание школы, есть ли компьютерные классы, оборудование. Школы по закону могут сами выбирать, по какой программе учить детей - пяти- или шестидневной. Разница состоит в том, что при пятидневке у детей есть еще один свободный день, но тогда у них больше нагрузка в школе, при шестидневке ежедневная нагрузка меньше, но дети учатся и в субботу тоже.

Учтите, что при приеме детей в первые классы школа не имеет права устраивать экзамен, в первый класс детей принимают по записи. Единственное, что ребенок может пройти перед поступлением, - это собеседование. Отказать в приеме могут в двух случаях: если в школе нет мест и если это специализированная школа с углубленным изучением каких-либо предметов, а ваш ребенок не прошел собеседование.

Лучшие государственные школы Москвы:

  • физико-математические:
    • Лицей "Вторая школа" (Л2 Ш),
    • Школа-интернат №18 при МГУ,
    • Физико-математическая школа №444,
    • Математическая гимназия №1514,
    • Энерго-физический лицей при МЭИ №1502,
    • Политехнический лицей №1501,
    • школа №57.
  • гуманитарные:
    • Востоковедческий лицей №1535 при ИСАА МГУ - бывший интернат №14,
    • гимназии №45, №1250, №1225, №1275, №1243, №1239 - бывшая №20.

Лучшие частные школы Москвы:

  • Московская экономическая школа,
  • школа "Премьер",
  • лицей "Москвич",
  • школа "Самсон".

Куда отдавать ребёнка, в какую школу?

Ваши хорошие знакомые традиционно советуют для этого узнать:

а) сколько детей в классе,

б) где школа находится,

в) какой у неё уклон,

г) в государственную, альтернативную или в частную

д) вежливые ли там учителя, особенно первый учитель.

е) сколько придется платить (легально или нелегально)

Но как только начинаются занятия, родители ощущают, что чего-то неподрассчитали: ребёнка от школы воротит, он оттуда приносит плохие привычки, неважные оценки, уйму домашних заданий и закомплексованность.

Постепенно родители прозревают. Им становится ясно, что важно было печься не о количестве детей в классе, а о том, из какой они среды... Не о месте расположения школы, а о том, насколько комфортно ребёнку развивать там свои способности... Не об уклоне обучения, а о том, каковы перспективы у ребёнка с этим уклоном в жизни по окончании школы... Поступит ли он в хороший университет, и будет ли он потом в жизни достаточно зарабатывать…

Они хотят, чтобы ребенок был счастлив, но еще не разобрались, что для этого нужно: тепличные условия и "добрая" учительница, всё разрешающая и потакающая, или "строгая", у которой можно научиться уму-разуму. Или и то, и другое вместе.

Они спрашивают, сколько в школе компьютеров?.. Хотя вместо этого следовало бы спросить: сколько процентов учителей в школе общаются с компьютером на ты и активно пользуются мобильными приложениями?

Они почему-то не спрашивают, как разруливаются конфликты (хотя всё равно когда-то придётся с этим столкнуться).

Ещё хорошо бы спросить, какая в школе система оценок, поощрений и наказаний, не унизительна ли она? Не ставят ли плохие оценки "специально"? И как решаются вопросы с оплатой, если она есть.

Ещё одно разочарование вызывает у родителей несостоявшийся уклон, или специализация. Ведь нет более эффективного способа выращивания в семье будущего неудачника, чем с шести лет (или даже с пятнадцати) определять его в физики, литераторы, программисты, художники, юристы или спортсмены.

Так как уже сейчас стоит задуматься над тем, не будет ли он потом лет до тридцати сидеть у родителей на шее лузером и проклинать всех подряд на уличных забастовках.

Тогда не стоит ли заблаговременно подыскать школу, где дают 2 в 1: и фундаментальные знания, и практические, с помощью межпредметных кейс-уроков?

А именно: уметь программировать, зарабатывать (и тратить) деньги.., хорошо знать язык.., уметь работать в команде.., умело перерабатывать информацию.., быстро печатать на клавиатуре и на 3D принтере.., уметь выделять приоритеты.., общаться со всеми.., становиться эрудированным.., достигать целей.., всё делать вовремя.., и ещё 50 аналогичных умений и навыков.

Хорошо, что в последнее время наметился устойчивый тренд, когда родители находят действительно прогрессивную школу, у выпускников которой жизнь складывается удачно и благополучно.

И как они говорят, не в последнюю очередь, благодаря правильному выбору с детства хорошей взлётной полосы.

Підписуйся на сторінки UAINFO у

Нужна ли прописка ребенка для школы?

Конкретных требований наличия регистрации ребенка для поступления в школу в законодательных актах РФ нет.

Новый Закон об образовании закрепил за родителями право выбора ОУ по их желанию, независимо от места проживания ребёнка и его прописки.

Однако закрепляя данное право за гражданами РФ, законодатели продумали механизм регулирования наполняемости учебных заведений путём внесения отдельных требований приёма по территориальному признаку.

Согласно требованиям Рособрнадзора и Приказу Минобрнауки от 22.01.2014 г. № 32 в первую очередь школа должна предоставить места детям, проживающим в районе её расположения.

Поэтому администрации начали издавать локальные акты, по которым для приёма в школу необходимо документально подтвердить, что ребёнок проживает рядом с нею.

Согласно требованиям закона и локальным актам ОУ преимущественное право поступления имеют дети:

  • сотрудников полиции;
  • военнослужащих;
  • имеющие регистрацию в районе расположения школы.

Поступить в школу без прописки на закреплённой за нею территории можно при наличии в ней свободных мест .

Как устроить ребенка в школу без прописки?

Устройство без прописки

Понадобится ли справка о месте регистрации ребенка для школы? И как попасть в школу не по прописке? Минобрнауки в своём Приказе о правилах приёма в школы устанавливает сроки приёма детей, не проживающих на закреплённой за ними территории с 1 июля по 5 сентября текущего года.

До этого времени производится приём детей, зарегистрированных на закреплённой территории (список А).

Если на момент окончания приёма детей по прописке остались свободные места , начинается формирование списка Б. Ребёнка, при наличии свободных мест, обязаны принять беспрепятственно.

Поэтому шанс попасть в ОУ не по прописке есть. Но в том случае, если школа престижная и пользуется спросом, он крайне маленький.

В случае отсутствия свободных мест нужно искать приемлемый выход из ситуации , иначе ребёнку придётся посещать ОУ, находящееся слишком далеко от дома.

Такой вариант неудобен с точки зрения затрат времени на дорогу, да и в плане безопасности вашего чада.

Идеальным вариантом будет по месту пребывания в нужном районе. можно оформить у родственников, знакомых, а также с участием фирм-посредников.

Только по закону ребёнок до 14-ти лет может быть прописан совместно с одним из родителей, а с 14-ти лет , но исключительно на жилплощади близких родственников.

Поэтому при использовании варианта прописки в квартире постороннего человека, одному из родителей в любом случае придётся регистрироваться вместе с ребёнком .

Особенности поступления в гимназии и лицеи

Можно ли попасть в гимназию не по прописке? При поступлении в гимназию или лицей к проблеме прописки может присоединиться необходимость прохождения тестирования или собеседования. В гимназиях реализуются более сложные образовательные программы по сравнению с обычными школами.

В большинстве из них многие предметы изучаются на повышенном уровне. Руководство гимназий и лицеев заинтересовано в первоочередном приёме детей с хорошими способностями к обучению, развитым кругозором.

Практически во всех гимназиях организованы подготовительные курсы для будущих первоклассников. Стоит записать своего ребёнка на них, поскольку это позволит ему адаптироваться в школьном коллективе. В то же время посещение курсов может служить некоторой гарантией первоочередного поступления в первый класс.

Если гимназия расположена в районе вашего официального проживания, ребёнка обязаны принять в неё независимо от результатов тестов или собеседования.

Даже если первоклассник не справится с заданиями, отказать в приёме на обучение в данное ОУ администрация не имеет права .

Если интеллектуальные способности вашего ребёнка «невысокие», или он не очень хочет учиться, лучше выбрать обычную общеобразовательную школу. В гимназии ему будет сложно учиться, и он может сильно отстать от программы.

О том, как получить ребенка по месту жительства по форме №8, а также по форме №9, вы можете узнать из наших статей.

Если не принимают

Что делать, если дети не попали в школу по прописке? Каждая школа, находящаяся в каком-либо районе города, имеет закреплённую за ней территорию. Все дети школьного возраста, проживающие в данном районе по прописке, должны обучаться в этой школе .

ОУ не только обязано принять ребёнка на обучение даже при отсутствии свободных мест, но и отвечает за охват образовательными услугами всех детей .

Отказ в приёме ребёнка при наличии регистрации в данном районе является прямым нарушением закона.

Но практика показывает, что зачастую родители получают отказ в приёме ребёнка на обучение.

Особенно распространены такие случаи, если школа престижная. Попасть в такое ОУ довольно сложно, но вполне возможно на вполне законных основаниях.

Если администрация не принимает ребёнка, ссылаясь на нехватку мест, нужно потребовать выдать письменный отказ и одновременно предупредить о намерении обратиться в Министерство образования.

Нехватка мест не может служить причиной отказа, а других причин и вовсе не существует. Администрация может и должна принять меры по обеспечению всех детей , зарегистрированных в районе расположения школы.

Вы можете предложить руководству перевести класс в более просторное помещение, где можно будет расположить большее количество учащихся, поделить класс на две параллели.

Если конфликт не решается подобным образом, смело обращайтесь с жалобой в контролирующие ОУ организации (Департамент образования, Управление образования) или напрямую в Министерство образования региона.

Так же стоит поступить, если отказ мотивирован низкой успеваемостью ребёнка на предыдущем месте учёбы. Подобные причины – нарушение Закона об образовании .

Получив отказ, попросите администрацию ознакомить вас с Уставом учебного заведения. Этот документ содержит все права и обязанности обучающихся, учителей и администрации ОУ.

Вы наверняка найдёте в нём все основания для приёма вашего ребёнка именно в эту школу , и конфликтная ситуация будет решена. Для того чтобы ребёнок наверняка был зачислен в ОУ, можно подать документы сразу в две школы.

Если в школе рядом с домом не будет мест, в запасе останется ещё один вариант.

Прикрепление домов к определённым школам по территориальному признаку и отсутствие мест в нужном учебном заведении может создать проблемы с поступлением .

Родителям стоит заранее выяснить всю информацию о поступлении ребёнка в школу по прописке и принять необходимые меры, чтобы 1-го сентября он начал обучение.

В первые классы московских школ принимают детей, которым на 1 сентября будет не меньше 6 лет и 6 месяцев и не больше 8 лет. Записать ребенка в 1-й класс московской школы могут родители или законные представители.

2. Как записать ребенка в 1-й класс?

Если ваш ребенок пойдет в 1-й класс той же школы, воспитанником дошкольной группы которой он является, достаточно написать заявление.

При подаче нужно указать три школы: одна из них обязательно должна быть школой территориального прикрепления, две другие - по выбору.

Сначала зачисляют детей, которые зарегистрированы в прикрепленных к школе районах, а затем, если есть свободные места, - детей, зарегистрированных в районах, не прикрепленных к школе. Дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, также имеют преимущество при зачислении в школу, в которой учатся их братья и (или) сестры.

Если вы не определились с выбором школы, найдите ее с помощью сервиса Департамента образования и науки города Москвы.

Регистрация электронных заявлений о приеме в 1-е классы московских школ начинается 15 декабря года, предшествующего году начала обучения, и заканчивается не позднее 5 сентября года начала обучения.

3. Какие документы нужны для записи?

Для подачи электронного заявления на сайт на запись ребенка понадобятся:

  • паспортные данные одного из родителей или законного представителя;
  • серия и номер свидетельства о рождении ребенка;
  • адрес регистрации ребенка по месту жительства или пребывания в Москве;
  • СНИЛС (понадобится для регистрации на сайт).

4. Что будет после подачи заявления?

После регистрации электронного заявления в течение 30 дней вам придет Сообщение в личном кабинете на сайт или электронное письмо.

">приглашение посетить школу.

Посетите школу, взяв с собой:

  • документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • Свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства - форма № 8, свидетельство о регистрации по месту пребывания - форма № 3.">свидетельство о регистрации ребенка;
  • удостоверение опекуна (при необходимости).

Иностранным гражданам и лицам без гражданства дополнительно нужно предоставить:

  • документ, подтверждающий родство родителя и ребенка;*
  • документ, подтверждающий право родителя (законного представителя) на пребывание на территории РФ.*

В течение 7 рабочих дней после приема документов ребенка зачислят в школу.

Все документы иностранного образца предоставляются вместе с нотариально заверенным переводом на русский язык.

5. Как поступить, если ребенку нужны специальные условия обучения?

Самыми лучшими школами Москвы неоднократно признавались такие учебные заведения как Лицей №1535, СУНЦ МГУ, школа №179 МИОО, «Пятьдесят седьмая школа», лицей «Вторая школа» и гимназия №1543. Также хорошо себя зарекомендовали лицей №1580 при МГТУ им. Баумана, лицей №1502 при МЭИ, гимназия №1518 и гимназия №1514.

Популярными сегодня являются средние специальные школы, совмещающие преподавание общеобразовательных и специальных предметов.

Гимназии и лицеи Москвы отличаются от стандартных школ программами обучения, расширенным многопрофильным дополнительным обучением, ученой степенью преподавателей и изучением второго иностранного языка. Кроме этого, данные учебные заведения обладают более строгой дисциплиной, собственной символикой, современным оборудованием и резервным преподавательским составом. Старшеклассниками в московских лицеях и гимназиях становится примерно 75% отличников.

Как выбрать хорошую школу в Москве

При выборе школы в первую очередь следует выяснить все о педагогическом составе и учебной программе – объем домашних заданий, максимальное количество факультативных занятий, насыщенность программы. Также нужно ориентироваться на способности ребенка и в зависимости от них выбирать школу с лингвистическим, математическим, спортивным или другим соответствующим уклоном. Помимо этого, при выборе школы для ребенка необходимо посетить выбранное учреждение, чтобы ознакомиться с ее атмосферой и дисциплиной.

Сегодня для одаренных детей существует много специализированных школ, где их способности будут развиваться в полной мере.

Не лишним будет общение с преподавателями и директором, а также получение данных по поводу участия школы в олимпиадах и соревнованиях, ее наград и достижений. Очень важным фактором является местоположение школы – ребенок должен без проблем добираться до нее, а родителям должно быть удобно отвозить и забирать школьника в случае необходимости. Выбирая между частной и государственной школой, следует помнить, что в каждой из них существуют различия между объемами финансовых вливаний и способами оплаты. При поступлении в частную школу нужно выяснить заранее сумму ежемесячной оплаты с дополнительными платежами включительно. Государственная школа обычно обходится гораздо дешевле, однако уточнить приблизительные расходы все-таки желательно.