Военная педагогика и психология. Педагогическая психология и военная психология

Учебное пособие содержит материалы по курсу военной психологии и педагогики. В нем показаны авозможности использования данного курса в целях повышения эффективности начальной военной подготовки

Предмет военной психологии.

Военная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности и механизмы функционирования психики, формирования психологии личности воина и воинского коллектива в условиях учебной, служебной и особенно боевой
деятельности.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношении начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления воинским коллективом, боевой техникой, боевыми действиями.
В средних общеобразовательных и профессиональных школах в процессе обучения основам начальной военной подготовки преподаватель (организатор) НВП осуществляет разностороннюю подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах, в числе которых морально-психологическая занимает ключевую позицию.
Что же включает в себя понятие «психологическая подготовка»? Для этого необходимо, прежде всего, раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому -блюдению и именуемых психикой, а также формирование знании о них в истории человеческого общества.

ВВЕДЕНИЕ
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Общие вопросы военной психологии
§ 2. Основы военной психологии
§ 3. Психология личности воина. Психические процессы и состояния воинов в боевой, служебной и учебной обстановке
§ 4. Психические свойства личности воина
§ 5. Психология воинского коллектива. Структура и сущность
§ 6. Психология воинской дисциплины уставного порядка
§ 7. Психологические особенности службы и учебно-боевой деятельности. Психологическая подготовка воинов к активным боевым действиям
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Военная педагогика и ее задачи
§ 2. Военно-педагогический процесс.
Раздел II. военная дидактика
§ 3. Структура, сущность и принципы процесса обучения воинов в подразделении
§ 4. Методы и формы обучения воинов
Раздел Ш. ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ
§ 5. Сущность и принципы воспитания воинов
§ 6. Методы и формы воспитания воинов
§ 7. Педагогическая культура офицера и преподавателя НВП
§ 8. Самовоспитание и самообразование преподавателя и офицера
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы военной психологии и педагогики, учебное пособие, Каргин С.Т., Дошаков С.Х., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

1

Учебник «Психология и педагогика. Военная психология и педагогика» подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В учебнике раскрыты психолого-педагогические основы профессиональной подготовки военнослужащих, сущность, принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания, управления военно-педагогическим процессом в подразделении.

Методологической основой учебника служат концептуальные положения современной науки о личности и коллективе, факторах их формирования и развития; о человеке как главной цели психолого-педагогической деятельности, ее объекте и субъекте; о влиянии воинской деятельности на личность военнослужащего и др.

Учебник состоит из введения, шестнадцати глав и списка используемых источников из 28 наименований. Общий объем учебника составляет 332 страницы. Текст содержит 21 рисунок и 6 таблиц.

В учебнике раскрыты психолого-педагогические основы профессио-нальной подготовки военнослужащих, сущность, принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания, управления военно-педагогическим процессом в подразделении.

Учебник состоит из 2 самостоятельных разделов: 1. «Психология. Военная психология»; 2. «Педагогика. Военная педагогика».

Первый раздел представлен 7 главами. В первой главе дается характеристика психологии как науки. Во второй главе рассматривается военная психология как отрасль психологической науки. В третьей главе дается понятие о психике, создается общее представление о структуре психических явлений. В четвертой главе дается характеристика психическим процессам (позна-вательным, эмоциональным, волевым). В пятой главе рассматриваются индивидуально-психологические свойства личности. Шестая глава посвящена психологическим основам социальной психологии. В седьмой главе представлены психологические аспекты управленческой деятельности.

Второй раздел состоит из 6 глав. В восьмой главе рассматривается педагогика как наука и учебная дисциплина. Девятая глава посвящена военно-педагогическому процессу как системе. В десятой главе рассматривается образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. В одиннадцатой главе даются организационно-педагогические основы обучения военнослужащих. В двенадцатой главе рассматриваются основные концепции и педагогические технологии обучения военнослужащих. Тринадцатая глава посвящена рассмотрению роли воспитания в педагогическом процессе.

Учебник допущен Учебно-методическим объединением по классическому университетскому и техническому образованию Российской Академии естествознания в качестве учебника для курсантов военных вузов Министерства обороны РФ.

Библиографическая ссылка

Белошицкий А.В., Петровская М.В., Семоненко Ю.Ф., Терещенко А.Г., Устинов И.Ю. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (УЧЕБНИК) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 6. – С. 108-109;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5222 (дата обращения: 28.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1. Военная педагогика и психология. – М. : Воениздат, 1986. 2. Основы психолого педагогической деятельности офицера войск ПВО. Минск: МВИЗРУ ПВО, 1990. 3. Военная психология и педагогика. Минск: ВА РБ, 1999. 4. Военная психология и педагогика. М. : Совершенство, 1998.

5. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. М. : Воениздат, 1989. 6. Дьяченко М. И. , Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. Минск: Хэлтон, 1998. 7. Война и солдат. Под ред. Желтова А. С. Москва МО 1971.

Под психическим состоянием понимается целостная характеристика психической деятельности в определенный период. Негативные психические состояния, ведущие к снижению военно профессиональной работоспособности, нередко бывают вызваны экстремальными условиями труда и обитания.

Экстремальные условия - это условия, лежащие за пределами относительного оптимума, в котором человек комфортно себя чувствует и нормально функционирует.

К экстремальным относятся ситуации: Различные эмоциональные воздействия, связанные с опасностью, трудностью, новизной, высокой ответственностью выполняемой деятельности. Ситуации, сопровождающиеся опасностью массового поражения, чувством беззащитности, наличием непосредственной угрозы для жизни. Чрезмерные нагрузки на психические и психомоторные процессы.

К экстремальным относятся ситуации: Чрезмерные нагрузки на речевые функции, особенно при дефиците информации. Чрезмерные физические нагрузки, перенапряжение сил. Воздействие значительных ускорений, вестибулярных нагрузок, Режим выраженного понижения двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия). Резкие перепады барометрического давления и т. д.

В зависимости от силы и времени воздействия различных факторов внешней и внутренней среды можно выделить: Оптимальные, Параэкстремальные; Экстремальные; Паратерминальные; Терминальные.

Параэкстремальные (околоэкстремальные) условия характеризуются незначительной мобилизацией функциональных резервов, что приводит к возникновению так называемого оперативного напряжения. В экстремальных условиях первоначально происходит падение работоспособности и снижение отдельных показателей функциональных резервов, но затем оно сменяется их общим ростом и, наконец, перераспределением.

При паратерминальных условиях динамика психологических и физиологических показателей характеризуется тем, что перераспределение функциональных резервов прекращается и начинается их выраженное общее падение. Переход к терминальным условиям труда и обитания при дальнейшем воздействии экстремальных факторов неизбежно ведет к летальному исходу.

Терминальные условия Вероятность летального исхода Паратерминальные условия Высокая вероятность патологических изменений Экстремальные условия Включение гормональной регуляции. Перекрестная резистентность, а затем перекрестная сенсибилизация Параэкстремальные условия Первичная мобилизация функциональных резервов Оптимальные условия Относительный комфорт

Стресс – любое требование, предъявленное к человеческому организму. Общий адаптационный синдром ответ организма на различные интенсивные воздействия. Он состоит из трех фаз.

1 фаза – «реакция тревоги» Организм меняет свои внутренние характеристики, происходит изменение желез внутренней секреции, меняется содержание адреналина в крови. Данная реакция возникает в процессе предстартовой мобилизации.

3 фаза – «истощение» Постепенно происходит истощение адаптационной энергии, падение сопротивляемости, вновь возникает реакция тревоги. Наступает предельное напряжение, приводящее к срыву психической деятельности.

Фазы ответной реакции на психотравматические последствия: первичная эмоциональная реакция; фаза отрицания, выражающаяся в эмоциональном угнетении и стремлении избегать воспоминаний о психотравмирующем событии; чередование отрицания и вторжения. Вторжение проявляется во снах о событии и повышенном уровне реагирования на все, что о нем напоминает; фаза дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки травматического опыта.

Тяжесть психотравмирующего события зависит от: наличия или отсутствия угрозы для жизни; тяжести потерь; внезапности события; степени изолированности от других людей в момент события; степени воздействия окружающей обстановки; наличия или отсутствия защиты от возможного повторения психотравмирующего события; наличия или отсутствия моральных конфликтов, связанных с психотравмирующим событием, и их характера; пассивной или активной роли индивида в стрессовой ситуации; характера непосредственного воздействия данного события.

К основным симптомам стресса относятся: раздражительность в общении; затруднения при выполнении повседневных дел и привычной работы, с ко торыми ранее индивид справлялся вполне успешно; потеря интереса к жизни; постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть; постоя иное, ожидание неудачи; ощущение собственной неполноценности или даже ненависть к самому себе; затрудненное принятие решений; потеря интереса к другим людям; постоянное чувство едва сдерживаемого гнева; ощущение враждебности со стороны окружающих;

К основным симптомам стресса относятся: утрата чувства юмора и способности смеяться; безразличие (к работе, домашним делам, внешности, окружающим); страх перед будущим; боязнь собственной несостоятельности во всех ответственных делах; чувство, что никому нельзя доверять; пониженная способность к концентрации; неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое; сильный страх открытого или замкнутого пространства либо страх перед уединением.

Типичные этапы поведения в экстремальных условиях 1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предвидит наступление экстремальной ситуации. Содержание этого этапа носит познавательный характер: индивид накапливает определенную информацию о среде своего предстоящего обитания и об условиях предстоящей деятельности.

Типичные этапы поведения в экстремальных условиях 2. Этап начального психического напряжения. Состояние человека на этом этапе можно сравнить с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену, с предэкзаменационными волнениями. Содержание этого этапа состоит в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности и тревоги, которое активизирует деятельность организма, понижает ее надежность. Происходит внутренняя мобилизации психических ресурсов в целях организации нового уровня психической деятельности.

Типичные этапы поведения в экстремальных условиях 3. Этап острых психических реакций входа Личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов и измененных условий существования. Основными из этих факторов являются неожиданность ситуации, отсутствие опыта решения проблем. На этом этапе человек начинает испытывать фрустрирующее влияние среды, происходит активация адаптационного механизма. Рост напряжения сопровождается эмоциональным возбуждением, которое препятствует рациональным процессам.

Типичные этапы поведения в экстремальных условиях 4. Этап завершающего психического напряжения На этом этапе происходит своеобразная подготовка психики к возвращению к экономным режимам функционирования и реакций. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, на этот раз вызванные томительным ожиданием возвращения к привычной жизни.

Типичные этапы поведения в экстремальных условиях 5. Этап острых психических реакций выхода Для этапа выхода из экстремальных условий характерна эйфория, чувство преодоления многих социальных ограничений, ощущение полной свободы и неограниченных возможностей. Адаптированность выражается в появлении способности к эффективному решению проблем в новых условиях. Но если это состояние связано с формированием незрелых форм защиты, то возможно развитие дистресса - истощения резервных возможностей психики.

Любая стрессовая ситуация вызывает: 1) импульсивный тип дезадаптивного поведения: резкое снижение организованности поведения, импульсивные, преждевременные и несвоевременные действия, утрата сформированных навыков, повтор ответной двигательной реакции, снижение надежности изза повышения общей чувствительности; 2) тормозный тип дезадаптивного поведения: торможение действий и движений, их замедление вплоть до ступора, подавление процессов восприятия и мышления, ведущее к нарушениям приема и переработки информации, а также принятия решений; 3) адаптивный тип поведения: целесообразная активность, четкое восприятие и осмысление ситуации, высокий самоконтроль, адекватные действия.

Конспект лекций И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 180 с.

Основы обучения военнослужащих.
Организация боевой подготовки подразделений.
Сущность и содержание процесса обучения. Принципы, методы и формы воинского обучения.
Сущность и содержание процесса обучения.
Принципы, методы и формы воинского обучения.
Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицера в современных условиях.
Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии (xviii – первая половина xix века).
Военно-педагогические требования «устава воинского».
Направления военной школы после смерти Петра i.
Суворов и его «наука побеждать».
Последователи Суворова.
Военно-педагогические взгляды М. И. Драгомирова.
Значение военно-педагогического наследия русских полководцев для деятельности офицерских кадров в современных условиях.
Организация и порядок планирования боевой подготовки подразделений (части).
Формы и методы организации и проведения занятий по боевой подготовке.
Организация и проведение занятия по боевой подготовке.
Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск (сил).
Цель и задачи морально-психологического обеспечения при приведении войск (сил) в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке. Уровни морально-психологического обеспечения.
Основные виды морально-психологического обеспечения.
Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий.
Формы и методы работы офицеров при приведении частей (кораблей) в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке.
Виды психологической подготовки.
Способы организации психологической подготовки.
Обеспечение безопасности военной службы.
Организация воспитательной работы в подразделении.
Основы организации и проведения воспитательной работы в ВС.
Организация воспитательной работы с военнослужащими.
Основы организации воспитательной работы.
Обязанности должностных лиц подразделения по организации воспитательной работы.
Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими.
Организация воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами матросами), сержантами и старшинами.
Сущность, основные задачи и направления информационно-пропагандистской работы.
Организация и методика общественно-государственной подготовки.
Организация и методика проведения информирования.
Сущность, основные задачи и направления работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении.
Сущность воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих.
Организация работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
Основные формы воспитательной работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
Методика анализа состояния воинской дисциплины в подразделении.
Методика подведения итогов правопорядка и воинской дисциплины.
Основные формы и методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
Основы психологической работы.
Изучение психологических особенностей военнослужащего.
Изучение психологических особенностей воинского коллектива.
Психологические приемы достижения авторитета.
Сущность и основные задачи культурно-досуговой работы.
Организация досуга личного состава в предвыходные и выходные (праздничные) дни.
Проведение вечера отдыха.
Организация художественной самодеятельности.
Проведение культпохода, экскурсии.

Скачать файл

  • 396.5 КБ
  • добавлен 20.12.2010

Возникновение и развитие военной психологии. Взгляды выдающихся русских полководцев (А. В. Суворова, М. И. Кутузова, П. С. Нахимова, С. О. Макарова, М. И. Драгомирова) на проблемы психологического обеспечения деятельности военнослужащих. Развитие военно-психологической мысли в XX в. Становление отечественной военной психологии.

  • 203 КБ
  • добавлен 20.09.2010

Конспект лекций., - 2008. – 39 стр. (15 лекций).

Состояние и перспективы развития военной психологии как науки и пути внедрения ее достижений...

  • 432.06 КБ
  • добавлен 20.09.2010

Учебное пособие. – Н. Новгород: НГТУ, - 2004. – 39 стр.

В учебном пособии с учетом современных достижений науки изложены истоки и теоретические предпосылки формирования, методологические позиции и основные задачи отечественной и зарубежной военной психологии и педагогики. Достаточное внимание уделено изложению структуры...

Реферат - Методологические проблемы военной психологии

    рефераты

  • 103.5 КБ
  • добавлен 22.12.2009

ТВВИКУ, кафедра психологии, 13 страниц, 2009г.

Дисциплина: военная психология.
Специфика предмета военно-психологической науки.
Методологические основы военной психологии.
Современное состояние психологической науки.
Уровни методологии в современной методологии и логике психологической науки.rn

  • 427.84 КБ
  • добавлен 22.12.2010

В учебном пособии рассматриваются основные положения отечествен-
ной и зарубежной психологии и педагогики по проблеме формирования и
функционирования личности. Автором изложена психологическая структура
личности, содержание и характеристика ее элементов.
Предназначено студентам факультета военного обучения НГТ...

  • 393.38 КБ
  • добавлен 29.03.2011

Учебное пособие. - Нижний Новгород: НГТУ, 2004. - 32 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные разработки отечественной военной психологии по проблеме межличностного общения военнослужащих. Достаточное внимание уделено рассмотрению социально-психологических аспектов общения офицера, а также психологичес...

  • 649.5 КБ
  • добавлен 20.09.2010