Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (по произведениям Л. Н

Урок литературы в 10 классе «Вопросы, заданные человечеству войной»

(По роману Л.Н.Толстого « Война и мир » и произведениям русской литературы 19 и XX веков.) Анализ текста, подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе (сочинение).

« Война – « противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие » .

Л.Н. Толстой.

« Я старался писать историю народа. Главный герой романа – народ; народ, брошенный в чуждую его интересам войну 1805-1807 г., народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединённый великой целью – очистить свою землю от нашествия » .

Л.Н.Толстой.

Цели урока:

1. Сформулировать отношение Л. Толстого к войне.

2. Рассмотреть, как раскрывается проблема войны и мира в творчестве писателей 2-ой половины XIX века и XX века.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки и умения учащихся при работе с текстом, развивать речь учащихся (анализ ключевых понятий, эпизодов, позиции автора, формулировка тем и проблем, оформление собственного речевого высказывания, доказательство собственного мнения примерами).

2. Воспитание в учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну, критического отношения к войне, стремления к миру.

3. Развитие навыков работы индивидуально, в парах и группе.

Оборудование:

Электронная презентация, таблицы для выполнения заданий, текст романа «Война и мир», музыкальное сопровождение, выставка художественных книг о войне.

Ход урока:

Организационный момент.

Звучит музыка («Вставай, страна огромная..»)

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, наличия необходимых принадлежностей и материалов к уроку.

Приветствуют учителя.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята.

Мы завершаем изучение романа Л.Н.Толстого « Война и мир » . Последние уроки совпали с подготовкой к 70 – летию Победы нашего народа в ВОВ. Поэтому урок будет посвящён роману Толстого, дню Победы, а также поможет вам подготовиться к ЕГЭ, поэтому прошу вести записи в своих тетрадях.

Историческая справка «Участие Л. Толстого в войне»: слайд 2.

Настраивает учащихся на восприятие темы.

Слушают учителя.

Знакомство с темой, формулировка целей и задач урока.

Выполняя домашнее задание , с какими ключевыми словами вы работали? (война, мир, человек, народ). Посмотрите на тему урока: «Вопросы, заданные человечеству войной». Выделите ключевые слова (вопросы, война ). Главное ключевое слово?

( война ). Только ли Толстой раскрывает это понятие в своём творчестве?

Какие вопросы поставим перед собой на уроке, употребив слово «война»?

Задаёт вопросы, помогающие определить ключевые слова, цели урока.

Предлагает сформулировать ключевые вопросы по теме.

Отвечают на вопросы, определяют ключевые слова по теме, цели урока, записывают тему урока.

Формулируют вопросы:

1. Что такое война?

3. Как он раскрыл своё отношение к войне?

4. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

5. Что я думаю о войне?

6. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Работа с ключевыми понятиями, ассоциациями.

Какие ассоциации возникают в связи с понятиями «война», «мир»?

На что влияет война? Что она способна изменить?

Значит, почему Л. Толстой обратился к этой теме?

Своих героев писатель условно разделил на людей мира и людей войны. Какой художественный приём использован автором? (антитеза) Что такое антитеза? Приведите приём антитезы из романа Толстого.

Сгруппируйте этих героев. Свой выбор обоснуйте.

Прочитайте отрывки из романа, на их основе постройте определение. Ключевые слова подчеркните.

Вывод: война – это зло, преступление, но это и средство объединения людей, всего народа во имя великой цели. Она способна выявить в человеке как отрицательные, так и положительные качества. Война освободительная является оправданной, справедливой.

Проводит беседу с классом, приглашая учащихся к рассуждениям.

Даёт задание сгруппировать героев по принципу антитезы (люди мира – люди войны)

Записывают свои ассоциации:

Война – мир -

Конфликт счастье

Смерть жизнь

Несчастье любовь

Ненависть

Жестокость гармония

Война влияет на судьбу человека и страны, семью, счастье, любовь..

Люди должны задуматься о том , что война может уничтожить всё самое важное в жизни человека. Нужна ли война?

Люди мира – созидатели

Люди войны – разрушители

Повторяют литературоведческий термин (антитеза), анализируют текст,

строят собственное высказывание, делают выводы, определяют позицию автора.

Как писатель раскрыл своё отношение к войне? Анализ поведения героев на войне. Что чувствует человек на войне? Анализ средств выразительности.

Какие герои участвуют в войне? Почему?

(работа с таблицей 2, проверка д/з)

Какие герои не являются прямыми участниками войны, но, по мнению писателя, демонстрируют патриотизм?

Какие герои не участвуют в войне? Почему? Какие качества при этом проявляют? Какие проблемы поднимает автор? (проблему истинного и ложного патриотизма, проблему трусости, предательства, жестокости).

Проверка домашнего задания «Анализ поведения героев на войне. Позиция автора».

Формулировка проблем, поднятых

Л. Толстым в романе.

В чём заключается истинный и ложный патриотизм, героизм?

Проблема нравственного выбора на войне.

Проблема трусости, предательства.

Проблема человеческой жестокости.

Проблема разрушения (сохранения) человечности на войне.

Какова роль личности в истории?

Афонасьев

Бородин

Чернышова

Анищенко

Зуева, Лыкова

Гончаренко

Рассуждают, проводят анализ эпизодов.

Анализируют качества героев, формулируют проблемы, которые поднимает автор.

Что я думаю о войне, о проблемах, поднятых

Л. Толстым в романе? Насколько они актуальны сегодня? Поддерживаю ли я его точку зрения?

Какие примеры могу привести для доказательства собственного мнения? Обратимся к другим художественным произведениям и примерам из жизни.

Проводит беседу с классом, проверяет качество выполнения домашнего задания.

Ишбульдина

Полуяктов

Худякова

Анищенко

Колосов, Коробова

Быков

Крименчуцкий

Рассуждают об актуальности проблем, формулируют собственную точку зрения и доказывают её примерами из других художественных произведений, а также примерами из жизни (рассказ ученицы о своём дедушке, участнике ВОВ).

Выводы, заключение.

Роман Ю. Гроссмана « Жизнь и судьба » завершается пейзажной зарисовкой:

Глава 63

« Странной , удивительной в этот час была тишина.

В ней была память о поколении прошлогодней листвы, об отшумевших дождях, о свитых и покинутых гнездах, о детстве, о безрадостном труде муравьев, о вероломстве и разбое лис и коршунов, о мировой войне всех против всех, о злобе и добре, рожденных в одном сердце и вместе с этим сердцем умерших, о грозах и громе, от которого вздрагивали души зайцев и стволы сосен. < … >

Но в лесном холоде весна чувствовалась напряженней, чем на освещенной солнцем равнине. В этой лесной тишине была печаль большая, чем в тишине осени. В ее безъязыкой немоте слышался вопль об умерших и яростная радость жизни... »

В романе Л. Толстого «Война и мир» есть такие слова после описания Бородинской битвы (том 3, часть 2, глава 39):

«Над всем полем, прежде столь весело – красивым, с его блёстками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнурённых, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди, Перестаньте…Опомнитесь…Что вы делаете?

Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им ещё истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всё и побежать куда попало».

Как вы думаете, какими словами мы должны закончить наш урок после прочтения этих цитат?

Как вы понимаете смысл этих слов?

Зачем необходимо помнить о ней?

Среди всех вопросов, заданных человечеству войной, есть один главный : «Как сохранить мир?», в котором основное ключевое слово - «мир». Лев Толстой ответил на него так: надо научиться любить: любить людей, жизнь, семью, свою страну.

А как ответите на него вы?

Будем помнить о войне, чтобы она не повторилась, а думать будем о мире, который мы можем сохранить только совместными усилиями.

Прошу вас присоединиться к акции «Георгиевская ленточка» в знак памяти о великих годах и тех людях, которые подарили нам мир на долгие 70 лет!

Рассуждают над смыслом высказывания, выстраивают заключение к уроку, делают выводы.

Таблица №2

Патриотизм

Справедливость

Сражение под Аустерлицем

В чём заключается истинный патриотизм? Героизм?

Симпатизирует герою

М. Кутузов

Командующий русской армией

Патриотизм

Любовь к народу

Мудрость

Какова роль личности в истории?

Командир партизанского отряда

Петя Ростов

Участник партизанского движения

Героический романтизм

Проблема героизма

Николай Ростов

Проблема войны и мира

Проблема нравственного выбора

Пьер Безухов

Наблюдатель во время Бородинского сражения

Средства выразительности:

Антитеза

Внутренний монолог

Риторические вопросы

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие ».

« Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний » .

« Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну … Цель войны - убийство , орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют,

…»

Страх смерти и любовь к жизни, несовместимость понятий мира и войны.

Несовместимость войны и жизни Толстой показывает на примере описания состояния Николая Ростова накануне Шенграбенского сражения. (том 1, часть 2, глава 8)

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце... "Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, -- думал Ростов. -- Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут... стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность... В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни -- всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление.

И в этом фрагменте Толстой использует прием антитезы. « Страх смерти » и « любовь к солнцу и жизни » несовместимы. Но чувство страха, которое испытывает Николай Ростов, можно рассматривать как инстинкт самосохранения.

Желание жить, жить во что бы то ни стало испытывает Николай Ростов в первом бою (Том 1, часть 2, глава 19).

Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. "Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" -- Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. "А может, -- и убить!" … . Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине.

Чудовищную сущность войны Толстой передает через внутренний монолог Николая Ростова, ставшего свидетелем общения между императором Александром и Наполеоном после заключения Тильзитского мира (4 том):

Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения … Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?

Николай Ростов не находит ответа. Это риторический вопрос, которым автор утверждает бессмысленность войны, бессмысленность жертв, бессмысленность страданий.

Чудовищными показались Наполеону последствия сражения.

Глава 38 второй части третьего тома:

« Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона.... Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы... Одно, чего он желал теперь,- отдыха, спокойствия и свободы... »

Пьер на Бородинском поле (3 том). Его мысли о происходящем.

Андрей Болконский , видящий вертящуюся гранату. (глава 36, 3 тома … .части)

"Неужели это смерть? -- думал князь Андрей, совершенно новым,завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. -- Я не могу, я не хочу умереть, я люблю

жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...

Война как неизбежность, как средство объединения людей во имя великой цели, народный характер войны.

Толстой охарактеризовал партизанское движение в 4 томе:

« Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие » .

Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети и Николая Ростова и Денисова …

Таблица №2

М. Кутузов

Денисов

Петя Ростов

Николай Ростов

Пьер Безухов

Таблица №2

М. Кутузов

Денисов

Петя Ростов

Николай Ростов

Пьер Безухов

Таблица №2

М. Кутузов

Денисов

Петя Ростов

Николай Ростов

Пьер Безухов

1. Что такое война?

6. Что я думаю о войне?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других писателей?

Вопросы урока

1. Что такое война?

2. Почему роман называется «Война и мир»?

4. Как он раскрыл своё отношение к войне?

5. Каковы проблемы, поднятые в романе по теме?

6. Что я думаю о войне?

7. Как раскрывается эта тема в творчестве других

Таблица №1

В начале третьего тома Толстой так пишет о начале войны 1812 года:

« Миллионы … , которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления » .

Андрей Болконский так говорит Пьеру в 3 томе романа:

« Война … …

перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны …»

Что такое война?

В начале третьего тома Толстой так пишет о начале войны 1812 года:

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

« Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний , которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления » .

Андрей Болконский так говорит Пьеру в 3 томе романа:

« Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют,

перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны …»

I

С конца 1811-го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти — миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811-го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления. Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п. Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur, mon frère, je consens à rendre le duché au duc d"Oldenbourg, — и войны бы не было. Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes, а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан mémorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас — потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей-христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими. Для нас, потомков, — не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание Причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или Целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть. Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все — миллиарды причин — совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных. Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, — были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин. Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее. Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение. Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы. Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с бо́льшими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка. «Сердце царево в руце Божьей». Царь — есть раб истории. История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей. Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда-нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться. Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним. Когда созрело яблоко и падает, — отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его? Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием. Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

He может быть, чтобы со временем
человеческое общество не поняло всю
бессмысленность и жестокость войн.
А.С. Пушкин

Неприятие автором «Войны и мира» привычной в литературе и искусстве эстетизации военных действий отмечалось многими. Как известно, война для Л.Н. Толстого - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эта центральная идея «Войны и мира» в XIX веке вызывала возражения. Военные историки говорили, что мир в истории человеческого общества составляет скорее исключение.

Однако понимание Толстым войны - подлинно историческое. В его понимании нормой человеческого бытия является мир, война же противна истинно человеческой природе, подлинному разуму. Ho последним, но мысли автора «Войны и мира», противостоят социальные установления, приводящие к разъединению людей или их объединению в ненормальные, неестественные сообщества, в которых внешнее, показное подавляет внутреннее, существенное. Общество, допускающее войну, недостаточно человечно - к этой мысли подводит нас автор романа-эпопеи.

Правда, Толстой не отрицает стройной красоты воинского механизма. Без всякого осуждения говорит он о том, как солдаты после тридцативерстного перехода всю ночь готовились к смотру под Браунау, так что «к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, представлял стройную массу двух тысяч людей, из которых каждый знал свое место, свое дело, из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были па своем месте и блестели чистотой». Свое воздействие воинская эстетика оказывает и на Андрея Болконского, который накануне Аустерлицкого сражения «не мог равнодушно смотреть на знамена проходящих батальонов». Я думаю, что в этих своих мотивах «Война и мир» развивает традиции пушкинских поэм «Полтава» и «Медный всадник».

Ho главным образом показана в «Войне и мире» оборотная сторона, мрачная изнанка такого рода красоты военных действий. Так, Пьер, привлеченный «красотой зрелища» на батарею Раевского, сталкивается с войной во всем ее ужасе и безобразии. Ростову, ставшему свидетелем блестящей атаки кавалергардов под Аустерлицем, «страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей, юношей, офицеров и юнкеров... после атаки осталось только осьмнадцать человек». А князь Андрей, избавившись от иллюзий, называет войну убийством и обманом. Особенно потрясают ужасы войны, когда знакомишься с завершающим эпизодом Бородинского сражения: дождь, который стал накрапывать на убитых и раненых, испуганных и изнуренных людей, как будто говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

Мне думается, что изображение Толстым войны в ее ужасах и суровой прозаичности предварено лермонтовским стихотворением «Валерик», где создан образ войны как извечного, бессмысленного убийства людей друг другом.

Отнюдь не эстетизируя изображаемые военные действия, Толстой вместе с тем не выдвигает на первый план безобразное, страшное и очевидно абсурдное в войне. Нет, безобразие и преступность войны поворачиваются в «Войне и мире» опять-таки не внешней стороной: значим сам факт смерти лучших людей (Андрея Болконского, Пети Ростова, безобидного Платона Каратаева), важно воздействие войны на умы и психологию, важно то, что гибнут жизненные ценности. Так, в «Войне и мире» показан пожар Москвы в целом, а не то, как горело какое-либо здание; не привлекают внимания автора и конкретные причины пожаров.

Убийство человека человеком в романе-эпопее Толстого по показано ни в одной батальной сцене, не связано ни с одним персонажем. Насильственное умерщвление на войне у Толстого безлико, как бы стихийно, отвлечено от всего непосредственно человеческого. Зримых сцен убийства в книге только две - убийство Верещагина и расстрел пленных в Москве, но это не батальные сцены: изображение не войны как таковой, а наиболее преступных сопровождающих ее моментов. Исполнители казни показаны лаконично: «Молодой солдат с мертво-бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер-офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту». Этого достаточно, чтобы казнь предстала во всей ее бесчеловечности.

Война в изображении Толстого - это прежде всего жестокое поругание человечности, но время военных действий, по мысли автора, не прекращает «живой жизни», однако продолжается она в непомерно трудных и противоестественных условиях.

В отдельных эпизодах «Войны и мира» люди показаны испытывающими острые мучения, духовные и физические, действующими как бы на пределе возможного. Порой персонажи представлены в состоянии экстаза, истерики - и притом ведущими себя патетически. Так, добродушно и громко, а вместе с тем полуистерически хохочет пленный Пьер, выйдя ночью из барака и вслух думая о тщетности попыток держать в плену его «бессмертную душу». В состоянии экстаза зажигает купец Ферапонтов свой дом, чтобы тот не достался французам. Ho это немногие моменты жизни военного времени, как она подана в «Войне и мире».

Поэтизируемая Толстым народная война не сопряжена с какой-либо особой, специфической именно для нее эстетикой поведения. Достойные внимания и уважения герои романа в военной обстановке ведут себя столь же просто, столь же не причастны к демонстративной торжественности и импозантности, как и в мирное время. Таковы и Кутузов на Бородинском поле, и солдаты во всех изображенных Толстым сражениях, и Василий Денисов, и Тихон Щербатый в партизанском отряде. Действующие силы народной войны в глазах Толстого свободны от какой бы то ни было ритуальности и театральной эффектности. Нормой поведения человека на войне для автора является следование естественным законам жизни мирной - жизни как таковой. Здесь неизменно находится место и непреходящей человеческой доброте, и неотъемлемой заботе людей друг о друге, и радостному оживлению при вторжении в судьбу чего-то нового и неизведанного (будь то даже серьезная опасность), и шуткам, и веселому смеху.

He избавлены в «Войне и мире» от искуса величавости и импозантности, а также от иллюзии эстетической привлекательности военных сражений глазным образом те люди, которые психологически или практически причастны к силам агрессии. Так, профессиональный военный Наполеон, который способен любоваться полем сражения с изуродованными трупами, обнаруживает свою бесчеловечность также и тем, что сравнивает кровопролитное сражение при Бородине с шахматной партией: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра».

Таков именно военно-государственный ритуал, которому противопоставлена «дубина народной войны». Ритуал этот осуждается и применительно к русской военно-бюрократической верхушке. Как издевка воспринимается после всех ужасов и смертей помпезность встречи недавних врагов-императоров в Тильзите, награждение французским орденом солдата Лазарева (видимо, первого попавшегося).

В батальных сценах наиболее прямой объект критики Толстого - нападение, атака, ибо для него оправданна лишь оборонительная война. Так, нелепым, комичным выглядит атака с музыкой и барабанами на бегущее из России, разваливающееся войско Наполеона.

Внешне патетический ореол поведения в военных условиях предстает у Толстого как ошибочно приписанный народной Отечественной войне. Эта официальная версия абсолютно не соответствует тому, что было в действительности. В Бородинским сражении русские не атакуют, а защищаются. Решающее влияние на исход войны оказывает оставление Москвы армией и населением - действие, в буквальном смысле не героическое. Москвичи «уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы... Они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа».

Пo Толстому, люди, сделавшие войну средством самоутверждения, в той или иной мере театрализуют свое поведение, будь то французские маршалы (тщеславный Мюрат и сознательно создающий себе мрачную обстановку Даву), немецкие или русские генералы. В шенграбенском эпизоде описывается «турнир храбрости» между двумя полковыми командирами, стоявшими под пулями, чтобы перещеголять друг друга, и забывшими о своих обязанностях командиров.

Отмеченные выше особенности отношения Толстого к войне вполне отвечали его миропониманию, его понятиям добра, зла, человечности. Нить человечности - эту великую гуманистическую традицию русской литературы - Толстой унаследовал непосредственно от Пушкина, которого он называл своим «отцом».

Идут годы. И новые поколения читателей открывают в романе Толстого новые грани. Сохраняя полностью свое героико-патриотическое значение, в наши дни роман «Война и мир» воспринимается также и как великое антивоенное произведение, автор которого решительно осуждает агрессивные, захватнические войны и их зачинщиков.

Лев Толстой 1828 - 1910

Казна филолога

РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»

«Противная человеческому разуму и всей человеческой природе событие...»

«Я не знаю ни одного, кто писал бы о войне лучше Толстого», - сказал Е. Хемингуэй.

Концепцию истории, проблему войны и мира рассмотрены Толстым в самом широком философском диапазоне. Мир и война отождествляются писателем с антитезой «жизнь и смерть». Красота жизни, полнота человеческих чувств, очарование радости бытия - мажорная нота, которая постоянно звучит в романе и каждый раз вступает в противоборство с тревожной, зловещей мелодией, что олицетворяет вражеское нашествие, разрушает гармонию жизни, посягает на священное право человека на мир и счастье.

Толстого как мыслителя всегда привлекала идея «вечного мира». Авторская мысль о возможности «вечного мира» чувствуется уже в первых главах произведения. Эта идея поразила Пьера Безухова в рассуждениях аббата Морио. «Вечный мир возможен...» - пока что неуверенно говорит Пьер Андрею Болконському на вечере в салоне Шерер. Теория мистического и неизбежного возникновения войн была глубоко чужда Толстому. Писатель убедительно разоблачает антигуманный характер войны как таковой. Вот авторское «предисловие» к событиям 1812 г.: «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть осуществилась противостоящая человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Беспощадными есть слова Андрея Болконского, отрицание им тезисы о войне как азартную игру: «Война не любеВНОсть, а найгидкіша дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну».

Основу «Войны и мира», центральный «нерв» сюжета - военно - исторические события 1805, 1807, 1812 гг. В произведении описаны три главных военно-исторических эпизода, связанных с этими датами: бой под Шенграбеном, Аустерлицкая битва, Бородинское сражение. Эпизодам из истории, размышлением автора на исторические темы посвящено сто восемьдесят шесть из трехсот тридцати трех разделов книги. До романа-эпопеи входит более ста массовых и почти пятьдесят «солдатских» эпизодов. «Я старался писать историю народа...» - объяснял Толстой. «Война и мир» является не только гениальным воспроизведением картин русской истории, своеобраВНОй «воїнською повести» Нового времени, но и взволнованным рассказом об испытании человека, нации на моральную устойчивость, на жизнеспособность.

Связи, «сцепления» (характерное слово Толстого; его повторяет Пьер Безухов) частной и общественной жизни персонажей является важной особенностью романа-эпопеи. На дорогах истории пересекаются пути толстовских героев. Отечественная война 1812 г. определила знаменательные повороты в жизни Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой... Большие и малые исторические события в романе воспроизводятся через восприятие главных героев, проходящих через их души и сердца.

Подробности. Такой принцип изображения исторической действительности был важным достижением Толстого-художника. «Каждый исторический факт необходимо объяснять через человека», - записал Толстой в дневнике. Еще в ранних «Севастопольских рассказах» писатель отказался от изображения войны в псевдоромантичному духе как события «с музыкой и барабанным боем, с майоріючими знаменами и гарцюючими генералами» и показал лицо войны «в крови, в страданиях, в смерти». Поистине трагедійними есть картины гибели сотен людей в военных столкновениях, во время пожара в Смоленске, в Москве, страдания пленных, горе мирных жителей. Читательское чувство ненависти к войне усиливается и тем, что в войне погибает один из любимых героев Толстого - Андрей Болконский.

Кульминация всего произведения - Бородинский бой - определяющий момент в жизни народа и главных героев романа Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, всей ее семьи.

Толстой изобразил рост патриотического подъема перед Бородінською битвой и ту «теплоту патриотизма», которую чувствовал Пьер Безухов в каждом российском солдату перед боем. Моральное поражение предшествует политическому краху наполеоновской армии. Это обстоятельство рассказчик постоянно подчеркивает: «Нравственная сила французской атакующей армии была исчерпана... Французское нашествие, как разъяренный зверь, который был смертельно ранен в разгоне, чувствовала свою гибель... Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, гибель пятисоттысячной нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородіном была поднята рука сильнейшего духом противника».

Ответ оставил Гость

Война… Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война - ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Это злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.

Однако, не стоит думать, что человек является жертвой войны. Это совсем не так. Жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война - дело рук самого человека. Не выявляет ли это животное начало в людях? Своеобразный «естественный отбор», в результате которого выживает сильнейший, будь он с дубиной, со стрелами, с мечем, с порохом, с ружьем… Человеческая цивилизация совершенствуется с каждым годом и с каждым годом совершенствуются средства эффективной войны. Подсозначтельно люди настолько проникнуты этой «воинственностью», что очень часто в обычной, бытовой ситуации употребляют военную терминологию: «на речных рубежах», «на границе нашей области», «собираться, как на войну…"

Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться дл разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму, как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она - путь к славе, для других - борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих - дело принципа…

Война - это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага.

Не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы… Они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. Очень сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне.
Женщина на войне - это бесчеловечно. Именно это мнение прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Произведение поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Героини повести - пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней.

Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие…» невозможно читать без слез.

Очень сильно и образно показаны ужасы войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Народ в изображении Льва Николаевича - решающая сила истории. В романе это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над Наполеоном рассматривается как результат патриотических усилий народных масс, не потерпевших иноземного насилия. Во время битвы на Бородинском поле каждый понимал, что борется за свою землю. Вот почему, не дожидаясь приказа командиров, солдаты перед сражением надевали чистое платье, торжественно и сурово готовились к исполнению своего долга - умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. Они понимали, что на них легла ответственность за судьбу Родины. Уловив это настроение солдат, Андрей Болконский приходит к выводу, что Бородинское сражение будет выиграно из-за чувства патриотизма, которое есть в нем самом, и в каждом русском человеке.

В «Севастопольских рассказах» Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении - в крови, в страдании, в смерти…». Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ.

И, спустя десятилетия, Россию ждало новое потрясение - Великая Отечественная Война, которая снова заставила писателей и поэтов обратиться к вопросу «Что такое Война?».

В повести Кондратьева «Сашка» глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. Но прежде всего Сашка, да и все солдаты, - обычные люди с человеческими мыслями и поступками. Когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с «фрицем» мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. И, в то же время, Сашка всегда готов прийти на помощь ближнему.

В годы Великой Отечественной Войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашистами.