Воспитанность - это что? Определение уровня воспитанности. Роль семьи в воспитании ребенка

Планомерная работа по психодиагностике процесса личностного развития учащихся, как показывает опыт многих школ, где такая психодиагностика проводится, дает свои плоды в воспитании учащихся. Однако этого недостаточно. В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». Для того чтобы учащиеся занялись более тщательно самопознанием и самовоспитанием, одной психодиагностики недостаточно. Анализ показал, что одной из причин, сдерживающих процесс личностного развития, является принятая в наших школах система показателей, по которым эта работа оценивается. В настоящее время единственным таким показателем остается успеваемость учащихся. Поэтому неудивительно, что все силы учащихся и учителей тратятся на достижение высокой успеваемости любыми средствами, порой безнравственными, калечащими ум и судьбы, детей.

Отсутствие критериев оценки, других качеств школьника и уровня его воспитанности явно не способствует его личностному развитию. А.Н.Леонтьев писал: «...жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным воспитательным и даже образовательным задачам, который исходит из требований к человеку: каким человек должен быть в жизни и чем он должен быть для этого вооружен, какими должны быть его знания, его мышление, чувства и т.д.».

И.-В.Гете как-то сказал: «Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать».

Несколько лет тому назад я начал эксперимент по оценке воспитанности учащихся в школе НПЦ «Ломоносов» (г. Жуковский Московской области), первые результаты которого опубликованы. Для оценки воспитанности учащихся разработаны следующие показатели:

1. Поведение в семье. Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание совместно с другими ее членами невзгод и радостей; полное самообслуживание; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; забота о младших и старших членах семьи; правильное реагирование на замечания; вежливость в обращении со всеми членами семьи; проявление инициативы в поздравлении и изготовлении подарков по случаю дней рождения, юбилеев и других праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.

2. Поведение в школе. Дисциплинированность и внимательность на уроках, активное участие в проведении уроков, в обсуждении пройденного учебного материала, старательность в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе; разумное отношение к успехам и неудачам в учении; проявление чувства ответственности за порученные общественные дела; дисциплинированное поведение на переменах; повседневное выполнение «Правил для учащихся»; бережное отношение к школьному и классному имуществу; активное участие в общественных делах класса и школы; старательное выполнение поручений классного коллектива; умение руководить и подчиняться.

3. Отношение к старшим. Вежливость в общении; разумное выполнение поручений старших; оказание посильной помощи нуждающимся в ней; вежливое обращение к старшим при встрече и прощании.

5. Поведение на улице и в общественных местах . Соблюдение правил дорожного движения; любовь и бережное отношение к природе, животным; соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте; ученик должен уступать место в транспорте старшим и женщинам.

6. Отношение к самому себе . Постоянная занятость полезным делом; нежелание тратить время на безделье; аккуратность и бережливость в одежде и обуви; стремление выполнять режим дня и утреннюю зарядку, быть всегда честным и правдивым, не брать чужих вещей без разрешения, быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали, не быть завистливым к чужим успехам, искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех, постоянно анализировать свою деятельность и поведение, честно признаваться в своих ошибках и проступках и стараться исправить содеянное, быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек (курение, сквернословие и др.), определить главные свои интересы и склонности, развивать способность к той деятельности, которая представляет главный личный интерес, научиться преодолевать чувство страха, научиться заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется; выработать привычку, доводить начатое дело до конца, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, заниматься систематически и упорно самовоспитанием, физическим самосовершенствованием, всегда иметь опрятный внешний вид, проявлять постоянный интерес к литературе, искусству, смотреть телевизор лишь ограниченное время и только наиболее интересные передачи, быть в курсе всех важнейших политических новостей в стране и в мире; готовность прийти на помощь с риском для себя, открыто критиковать товарищей и самого себя, всегда отстаивать свое мнение с помощью логической аргументации, а не силой, благодарить за справедливую критику и делать все для исправления своих недостатков.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы учащихся.

В первой половине учебного года эти показатели в каждом классе подробно обсуждаются на классных собраниях, и после обсуждения записываются учащимися для лучшего запоминания в свои тетради.

Для подготовки учащихся средних и старших классов к оценке своей воспитанности уже в младших классах дети пишут сочинения на такие темы: «Какой я ученик», «Мои хорошие и плохие качества», «Как я себя веду дома и на улице», «Хорошие и плохие качества моего соседа по парте» и др. А во второй половине учебного года начинается процедура оценивания воспитанности учащихся, начиная с IV или V класса. Она состоит из следующих этапов:

1. Классные руководители просят родителей каждого ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету:

а) какие положительные качества характерны для Вашего сына (дочери)?

б) какие отрицательные качества Вы у него (нее) заметили?

в) какие качества Вы стараетесь воспитывать у Вашего ребенка и насколько это Вам удается?

г) имеет ли Ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?

д) насколько Ваш ребенок способен к самообслуживанию?

е) есть ли у Вашего ребенка режим дня и как он его выполняет?

ж) как он относится к другим членам семьи, оказывает ли нужную им помощь?

з) принимает ли он активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

2. Каждый ученик пишет характеристику, в которой должен в соответствии со своими возрастными возможностями охарактеризовать себя по всем показателям воспитанности.

3. На классном собрании в присутствии классного руководителя и психолога проводится обсуждение уровня воспитанности каждого ученика класса. При этом классный руководитель просит учащихся в своих выступлениях сначала указывать хорошие, добрые качества обсуждаемого ученика и только затем – его недостатки и плохие качества. Собрание ведет командир класса, а психолог или классный руководитель ведут протокол собрания. Если класс большой, то обсуждение проводится на нескольких классных собраниях.

4. На воспитательном совете (педагогическом консилиуме) всех учителей, работающих с данным классом, в присутствии школьного психолога обсуждаются все имеющиеся документы на каждого ученика (результаты психодиагностики), анкеты родителей, самохарактеристики, протокол собрания класса; на основе этих материалов определяется оценка уровня воспитанности каждого ученика: высокая, средняя, низкая.

5. Эти оценки сообщаются ученикам и их родителям. С отдельными учениками, получившими низкую или среднюю оценку, проводится наедине беседа. Ученику указывается, какие недостатки в его воспитанности требуют коррекции и что он должен сделать, чтобы изжить эти недостатки.

Опыт оценки уровня воспитанности учащихся показал, что процедура и оценка воспитанности благотворно влияет на процесс личностного развития учащихся, на активизацию их самопознания и самовоспитания. Кроме того, этот процесс несколько затемняет оценку успеваемости, что также полезно для изживания внешней мотивации некоторых учащихся и формирования внутренней мотивации учения.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

ФАКУЛЬТЕТ: НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 05.07.08 Педагогика и методика начального образования


КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Критерии воспитанности в современной школе


Калуга 2012г.


Введение

Глава 1. Воспитанность, как комплексное свойство личности

2 Критерии воспитанности

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияет не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. Получить точный, конкретный результат процесса воспитания невозможно. Возникает вопрос, есть ли смысл изучать эффективность воспитательного процесса. Несомненно, ибо тогда теряется целенаправленность и целесообразность процесса воспитания. Он приобретает некую хаотичность и стихийность.

Для оценки эффективности воспитательного процесса необходимо определить соответствуют критерии и показатели. В справочной литературе «критерий» определяется как мерило оценки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Следовательно, встает очень значимый для педагогической теории и практики вопрос: что считать критериями и показателями эффективности воспитательного процесса. Существуют разные взгляды на то, должны ли быть едиными для всех критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В связи с тем, что многие школы работают в рамках собственных инновационных проектов, критерии и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны самими участниками педагогического процесса с учетом целей и задач воспитательного процесса, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат, прежде всего, инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Вывод о результативности воспитательного процесса делается на основе сопоставления всех полученных данных с учетом динамики показателей.

Изучение результативности воспитательного процесса, с одной стороны, организуется регулярно, если речь идет о наблюдении или применение других методик, а с другой - периодически, с помощью специально проводимых срезовых исследований. В связи с этим можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных во времени результатах.

Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса является изучение воспитанности школьников, диагностика коллектива и отношений в нем.

Как же определять воспитанность школьников? В педагогике эту проблему нельзя считать решенной. В педагогической науке нет надежных «измерителей» воспитанности, об уровнях воспитанности мы можем составить лишь весьма приблизительные представления, используя достаточно сложно и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

Что же считать критериями воспитанности? В дореформенный советский период были рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношение школьников к обществу, труду, людям (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Засимовский). Е. В. Бондаревская отстаивает критериально-уровневый подход, т. е. изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развития нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения. Реальные проявления этих компонентов рассматриваются ею как критерии нравственной воспитанности.

Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями является ведущие мотивы поведения и деятельности детей, нравственные знания, ценности, ориентации и поступки учащихся (Л.В. Байборцова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.). По мнению этих ученых, воспитанность - это не конгломерат частных свойств личности, а согласованность между знанием, убеждением и поведением.

Цель - изучить возможности определения уровня воспитанности в современной школе.

В ходе проведения исследования выдвинута гипотеза: если педагог заинтересован в результативности воспитательной деятельности, он должен определить критерии диагностики уровня воспитанности школьника.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·рассмотреть теоретические вопросы определения уровня воспитанности школьников;

·рассмотреть технологические основы осуществления диагностики уровня воспитанности;

Объект - уровень воспитанности в современной школе.

Предмет - деятельность педагога по определению уровня воспитанности школьников.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; наблюдение; тестирование; количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретация.

Практическая значимость результаты данного исследования будут полезны в работе педагогов, психологов, классных руководителей и воспитателей.

воспитанность школьник педагог личность

Глава 1. Воспитанность как комплексное свойство личности


Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов ни планирование, ни управление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него.

Определение воспитанности школьников является сложной и не вполне разрешенной в современной педагогике проблемой. В настоящее время об уровнях воспитанности можно составить лишь приблизительное представление, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов воспитания.

Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств. Диагностика воспитанности - это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

Среди множества подходов к определению воспитанности можно выделить следующие:

) показателем воспитанности является направленность (первый подход - это направленность «на объект», «на других людей», «на себя»; второй - выделение положительной - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение - направленности);

) показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

) показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

  • конкретизировать цели воспитательной работы;
  • дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
  • обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
  • обосновать выбор содержания и методов воспитания;
  • соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
  • видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

З. И. Васильева обращает внимание на то, что направленность при высоком уровне ее сформированности характеризуется социально значимыми личностными образованиями - научным мировоззрением и идейностью, ценностными ориентациями. На разных возрастных этапах направленность проявляется в виде простых образований: отношений к окружающей действительности, труду, людям. Эти отношения выражаются в действиях и поступках, в суждениях, оценках и самооценках. Репрезентативным показателем воспитанности школьника З. И. Васильева признает наличие социально-нравственных качеств. С этой целью она предлагает изучать как отдельные качества личности, так и их комплексы и совокупности. По уровню их сформированности и дается общая оценка воспитанности школьников.

Качества личности, по определению Л. И. Божович, «представляют собой результат усвоения ребенком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения». Такая трактовка качеств личности в свое время обогатила теорию, вывела ее на мотивацию, на взаимосвязь мотивов со способами поведения и в какой-то мере подвела к пониманию качеств в связи с деятельностью.

Нравственные качества формируются на основе и в связи с другими личностными образованиями, раскрывающими отношения человека к обществу, труду, гуманное отношение к людям и принципиально-требовательное к самому себе, Вступая во взаимодействие, они рождают новые свойства - воспитанность личности. Однако, отмечая близость категорий качества и воспитанности, мы не отождествляем их, поскольку определенные качества присущи всем людям, а воспитанность - далеко не каждому. Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержанием и направленностью, уровнем развития. Воспитанность - это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.

Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и культуру общения. Преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

В определении признаков воспитанности школьников необходимо учитывать их возрастные возможности. Будучи объектом воспитания, школьники становятся субъектами активной деятельности и самовоспитания не сразу, а по мере того, как развиваются их интеллектуальные возможности, способность к оценке и самооценке, регуляции своего поведения и поведения других, самостоятельной организации деятельности. При этом признаком становления воспитанности выступает самостоятельное принятие правильного поведенческого решения, степень проявления саморегуляции.

Учителю и классному руководителю нужно помнить, что самостоятельность выражается в умении ставить перед собой цели и задачи, принимать решения и делать оправданный, обоснованный выбор способов деятельности. Тенденция к осуществлению самостоятельных волевых поступков на основе усвоенных нравственных принципов и норм, моральных убеждений и привычек отражается в саморегуляции.

Самостоятельность в организации деятельности и саморегуляция поведения рассматриваются нами как основные признаки становления воспитанности. Это чрезвычайно важные признаки и потому, что завершается борьба мотивов, проявляется поведение в конкретных обстоятельствах.

Какой комплекс личностных качеств может выступать как показатель воспитанности личности школьника? Это не простой вопрос. Ведь психологи насчитывают около 1500 различных качеств и свойств личности. Естественно, что изучить сформированность каждого из них невозможно. Важно выделить отношение человека к обществу, к деятельности, осознание общественной значимости труда, отношение к другим людям и самому себе.

На этой основе педагоги-психологи попытаются систематизировать различные качества и свойства личности и определить программу воспитания их у современных школьников.


Глава 2. Диагностика воспитанности, как условие эффективности воспитательного процесса


Воспитание - процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием. Исправление отрицательных последствий так или иначе поставленного воспитания называется перевоспитанием.

Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

Способы определения уровня воспитанности школьника:

повседневные наблюдения за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и во внеурочное время;

индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями, родителями;

изучение результатов деятельности школьников;

изучение учеников в домашней обстановке;

1 Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности


Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных измерителей результативности воспитания. Сегодня об уровнях воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

Организация воспитательного процесса требует перевода сложных методик исследований на язык практики. Предлагаемые же в настоящее время программы изучения личности часто не учитывают реальные возможности учителя и фактор его времени. Работникам школ для изучения воспитанности учащихся нужны доступные программы с кратким описанием типичных показателей и признаков, не требующие много времени для их освоения. Кроме того, нужны программы, которые помогали бы конкретизировать цели воспитательной работы, определять тактику и стратегию работы с классом, позволяли подойти дифференцированно к учащимся с разными уровнями воспитанности и обеспечить индивидуальный подход к каждому школьнику.

Все эти требования выполнимы только в том случае, если воспитанность анализируется во взаимосвязи с основными условиями и факторами становления личности школьника, а данные изучения помогают обосновать выбор содержания и методов воспитания. При этом учитель должен иметь возможность соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным и предвидеть более отдаленный результат своей работы.

Поскольку сознательная саморегуляция поведения и самоорганизация деятельности проявляются у школьников по-разному в отношении к учебному и физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям, проявления воспитанности анализируются с учетом наблюдений широкого спектра отношений. Необходимость анализа сильных и слабых сторон личности, ее способности к самоанализу и самовоспитанию побуждает к вычленению формирующихся качеств.

При анализе воспитанности и оценке эффективности воспитания необходимо иметь в виду как конечный, так и промежуточные результаты. Для этого важно, чтобы в программе и методике изучения воспитанности школьников были вычленены не только качества, но и признаки, приметы становления и развития этих качеств, чтобы методика позволяла изучать главное, осуществленное в деятельности и поведении школьников, и в то же время давала возможность фиксировать сдвиги в их развитии в соответствии с целями воспитания.

Измерение и фиксация качественных характеристик воспитанности требуют создания своих эталонов-шкал, с которыми можно было бы сравнивать изучаемый объект. При ранжировании различных педагогических явлений часто тем или иным уровням приписываются определенные «веса», чтобы затем проводить измерения.

Некоторые исследователи считают, что цифры из-за своей абстрактности не позволяют оценить и распознать приметы (признаки) воспитанности. Изучение воспитанности облегчают дифференцированные и доступные для практического использования диагностические программы.

На основе теоретического анализа проблемы, контент-анализа, изучения опыта педагогов-практиков, суждений школьников и родителей Шиловой М.И. была разработана минимальная диагностическая программа (приложение 1). В программу вошел минимум нравственных качеств, структурированных в группы в соответствии с основными социальными отношениями: отношение к обществу, его идеологии и экономике (общественно-политическая активность, долг и ответственность в общественной работе, дисциплинированность, бережливость); отношение к труду (прилежание в учении, понимание важности общественно полезного труда); отношение к людям (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость); отношение к себе (простота и скромность).

Большинство качеств, внесенных в программу Шиловой, совпадают с теми, которые были предложены другими исследователями (Е. В. Бондаревской, Н. Ф. Ефременко, А. И. Кочетовым, Н. И. Монаховым, В. С. Ханчиным и др.).

Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и характеризуют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к окружающим людям и самому себе.

По своей психологической природе они «являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного человека мотива и специфических для него форм и способов поведения», что подводит к пониманию качеств в связи с деятельностью.

По мнению М.И. Шиловой, воспитанность - интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека.

Если отдельные качества разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется совокупностью положительных личностно и социально значимых качеств.

Преобладание же отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

Для изучения и анализа воспитанности современного школьника автором предлагается методика (приложение 2), которую можно рассматривать как психолого-педагогическую технологию.

Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому нужны эталоны - шкалы, вычленены признаки, «приметы» распознавания.

Такой приметой для распознавания продвижения школьников в нравственно-волевом развитии, проявлении личных качеств принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденций в формировании гражданственности.

Динамику, признаки проявления разных уровней сформированности качеств раскрывают соотношение внешней регуляции и саморегуляции, степень самостоятельности и направленность деятельности и поведения школьника. Включая в программу изучения воспитанности указанные признаки, педагог может активизировать субъективные силы школьника, вовремя заметить переход внешних воздействий во внутренние побуждения и стимулировать развитие самостоятельности.


2 Критерии воспитанности


В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. «критериум», что значит « сравнение»).

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваиваются условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами, подобно тому, как это делается при тестировании успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

В нынешних критериях воспитанности выделено немало различных характеристик, определяющих диапазон применения тех или иных показателей. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». Жесткие критерии в педагогике используются сравнительно мало; в последние десятилетия не принято было говорить о тех проблемах (точнее, невоспитанности), которые обнаруживаются при использовании этих критериев. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи и многие другие показатели.

Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие» облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества. К недостаткам применяемых критериев нужно отнести и то, что они разрабатываются обычно не для определения в комплексе всех качеств личности, а лишь для отдельных - нравственных, трудовых, эстетических и т.д. качеств, которые в отрыве от других качеств, движущих мотивов и конкретных условий не могут быть ни правильно истолкованы, ни правильно использованы. Личность - целостное образование, и изучать ее необходимо в комплексе всех ее качеств и черт. Разработать критерии, которые охватывали бы все многообразие качеств личности в единстве, еще никому не удалось, это важная проблема для будущих поколений исследователей. Сегодня школьным воспитателям приходится пользоваться усеченными методиками.

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов - достигнутого уровня воспитанности личности - и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые - конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

С помощью некоторых практических методов диагностики изучаются представления воспитанников о нормах и правилах поведения, мнения, суждения, оценки по всем другим интересующим воспитателя вопросам. Чаще всего в практике используются прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» и т. п.

Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их. Для определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными?» и т. п. Они могут быть открытыми, требующими свободного аргументированного ответа, или закрытыми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов.

Для диагностики оценочных суждений широко применяются и сочинения на заданную тему: «Мой идеал современника», «Милосердие - как я это понимаю» и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции учеников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако за последнее время усилился разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением, меньше стало откровенности в ученических сочинениях, а поэтому их ценность как диагностического средства уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь в своих устных высказываниях - открыто выражает свои взгляды и убеждения.

Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», характеризующая стремление части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов на поставленные вопросы, занимать нейтральную или примиренческую позицию. Наблюдения за поведением воспитанников и способами их самовыражения проверяются в личных беседах и обязательно корректируются: применяются другие, в частности социометрические, методы выявления внутренней позиции. Только комплекс диагностических методов позволяет составить представление о степени сформированности необходимых качеств.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения - метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают, очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а следовательно, правильно построить воспитательный процесс.


Глава 3. Изучение уровня воспитанности школьника в современной школе


Диагностика уровня воспитанности учащихся проводилась по методике М.И. Шиловой.

Для диагностики был выбран 4 класс. В классе 14 учащихся: 5 девочек и 4 мальчика.

Диагностика проводилась следующим образом: детям были розданы бланки для диагностики и дана инструкция: Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале (расшифровка дана на доске)

0 - всегда нет или никогда.

1 - очень редко, чаще случайно.

2- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

3- чаще да, чем нет, иногда забываю.

4- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное количество баллов) - (3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктами делятся на 10.

(1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10

До 0,5 - низкий уровень воспитанности

6 - 0,8 средний уровень воспитанности

9 - 1 высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса.

Так же оценивали родители. Затем показатели сравнивались и делались выводы.

Анализируя материалы диагностики можно свидетельствовать о следующих уровнях развития качеств у учащихся 4 класса.

1.Долг, ответственность

Высокий уровень - 6 учеников, средний уровень - 6 учеников, низкий уровень - 2 ученика


2.Бережливость

Высокий уровень - 4 ученика, средний уровень - 9 учеников, низкий уровень - 1 ученик.


3.Дисциплинированность

4.Ответственное отношение к учебе

Высокий уровень - 3 ученика, средний уровень - 9 учеников, низкий уровень - 2 ученика


5.Отношение к общественно-полезному труду

Высокий уровень - 8 учеников, средний уровень - 5 учеников, низкий уровень - 1 учеников


6.Коллективизм, чувство товарищества

Высокий уровень - 9 ученика, средний уровень - 5 учеников, низкий уровень - 0 учеников

7.Доброта и отзывчивость

Высокий уровень - 4 ученика, средний уровень - 8 учеников, низкий уровень - 2 ученика


8.Честность и справедливость

Высокий уровень - 4 ученика, средний уровень - 9 учеников, низкий уровень - 1 ученик


9.Простота и скромность

Высокий уровень - 3 ученика, средний уровень - 8 учеников, низкий уровень - 3 ученика

10.Культурный уровень

Высокий уровень - 8 учеников, средний уровень - 6 учеников, низкий уровень - 0 ученика.


Общий уровень воспитанности

Высокий уровень - 5 учеников, средний уровень - 7 учеников, низкий уровень - 2 ученика


Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Результаты диагностики были использованы учителем и воспитателем класса для анализа результативности воспитательной работы.


Заключение


Современные условия воспитательной работы требуют, чтобы учитель ясно представлял цель своей работы, мог оценить промежуточные и конечные результаты развития личности каждого своего ученика. Показатели эффективности воспитания следует искать как в свойствах воспитательной системы, так и в ее результатах - в развитии ребенка, его воспитанности.

Знание результатов воспитательной работы позволит наметить дальнейшие пути воспитания и сделать его более эффективным. Однако в периодической печати и в практике отмечается, что воспитательная деятельность осуществляется без «обратной связи», результаты ее не фиксируются и не анализируются. Отсутствие целевой установки на изучение и анализ воспитанности школьников обедняет деятельность педагогического коллектива, является причиной плохого информационного обеспечения процесса воспитания, что не позволяет эффективно управлять им.

Характеризуя воспитанность школьников, учитель исходит, прежде всего, из целей обучения и воспитания. Критерии же оценки избираются разные. Одни считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников.

Учителя и родители чаще всего сетуют на неуважительное отношение детей к старшим, грубость в общении со сверстниками, безответственность и леность в учении. Может ли считаться воспитанным школьник, который всегда послушен, никогда не спорит, не отстаивает своего мнения? Показывает ли участие подростка в неформальном объединении его невоспитанность? Как измерить и оценить воспитанность школьников?

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с анализом и оценкой воспитанности школьников, необходимо определить, какого проявления воспитанности мы ждем от них в данных условиях и на данном уровне возрастного развития и личностного становления. Что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Надо ли учителю, классному руководителю изучать все многообразие свойств и качеств личности школьника?

Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др. Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект.

Мониторинг воспитанности детей - это постоянное наблюдение за детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их поступков, отношений, позиций и мотивов; это отслеживание эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его деятельность. Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки.

Критерий и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны в школах с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы.

Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Без изучения уровней воспитанности школьников невозможно конкретизировать цели воспитания, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, преодолеть формализм в воспитательной работе.

Опираясь на добытые методами психологии данные, педагог выбирает наиболее рациональный способ сотрудничества с учеником. Он не только обращается к характеристике особенностей школьника, но и определяет условия и возможности его воспитания. Следовательно, учитель должен быть готов к выполнению аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу воспитания.

Процедура диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения признаков изучаемых объектов и причины, вызывающие эти изменения, проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности. Следовательно, педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом.


Список литературы


1.Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. 2-е изд. М., 2005.

2.Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 2004.

.Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 2007.

.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. - СПб.: Речь, 2006

.Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 2000.

.Вицлан Г. Оценка поведения и характеристика учащегося. М.,2006.

.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 200

.Воспитывать анализируя / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М. Громова. Смоленск, 2004.

.Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.,2009.

.Диагностика как фактор развития образовательной системы / Под ред. В.Н. Максимовой. СПб., 2002.

.Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми / Сост. Т.В. Сенько. Л., 2001.

.Изучение эффективности воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях / Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 1999.

.Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 2002.

.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М.: ИЦ «Академия», 1999.

.Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.

.Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

.Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. М., 2001.

.Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М., 2006.

.Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Мн., 2007.

.Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина М., 1999.

.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.

.Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 2001.

.Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М., 2005.

.Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 2000.

.Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников М., 2000.


Приложение 1


Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И. Шиловой

ОтношениеПоказатели воспитанностиПризнаки проявления воспитанностиЯрко проявляютсяПроявляютсяСлабо проявляютсяНе проявляютсяК обществуДолг и ответственностьВыполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно, требует такого же отношения от другихВыполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от другихНеохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищейУклоняется от общественных поручений, безответствененБережливостьБережет школьное имущество, призывает к этому и другихСам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищиПроявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищейНебережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требованийК трудуДисциплинированностьПримерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от другихХорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от другихСоблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищейИ при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействияОтветственное отношение к учениюУчится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищамУчится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просятУчатся не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищейНесмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохоОтношение к общественно полезному труду (трудолюбие)Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд другихПонимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждаетТрудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищейНе любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроляК людямКоллективизм и товариществоОбщительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллективаОбщительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные делаНе очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотноНеобщительный, эгоистичныйДоброта и отзывчивостьДобрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищейСам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизуетПомогает другим, если поручает учитель или коллективНедоброжелателен, груб с товарищамиЧестность и правдивостьВерен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от другихВерен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от другихНе всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищамиЧасто неискренен, обманывает учителей, старшихК себеПростота и скромностьПрост и скромен, одобряет эти качества у другихСам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его людиПрост и скромен в присутствии старших и педагоговДержится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищамК культуреКультурный уровеньМного читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизниЛюбит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизниЧитает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителейНе хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству

Программа нацелена на удовлетворение потребности учащихся в познании и преобразовании окружающего мира и определяет направления их развития в настоящем и будущем. В нее включены базовые качества и отношения, обладающие наибольшей способностью к интеграции других качеств, задействованных в широком спектре отношений юношей и девушек, формировании их культуры и гражданской зрелости. Программа выстроена по принципу преемственности с другими программами изучения воспитанности младших школьников и подростков.

Приложение 2


Определение уровня воспитанности


Анкета ученика (цы)_______ класса_____________________

Долг и ответственность1Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.432102Вношу предложения по совершенствованию работы класса.432103Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.432104Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.43210

Бережливость

1Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.432102Бережно отношусь к школьной мебели не рисую, не черчу на партах.432103Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью).432104Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).43210

Дисциплинированность

1Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.432102Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.432103Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе).432104Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.43210

Ответственное отношение к учебе

1Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.432102При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.432103Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета).432104Аккуратен, исполнителен, точен.43210

Отношение к общественному труду

1Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.432102Принимаю участие в трудовых рейдах(уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).432103Выполняю трудовые поручения родителей.432104Добросовестно выполняю все поручения.43210

Коллективизм, чувство товарищества

1Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.432102Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.432103Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.432104Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.43210

Доброта и отзывчивость

1Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.432102Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.432103Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим432104Ко мне всегда можно обратиться за помощью.43210

Честность и справедливость

1Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.432102Честно сознаюсь, если что-то натворил.432103Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.432104Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.43210

Простота и скромность

1Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.432102Понимаю, что человека уважают не за деньги.432103Иногда люблю похвастаться.432104Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности43210

Культурный уровень

1Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.432102Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.432103Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.432104Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте)43210

Уровни воспитанности взяты из методики диагностических программ, разработанных Н.П.Капустиным, М.И. Шиловой и др.

·Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

·Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

·Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Воспитанность представляет собой свойство личности, которое характеризуется совокупностью сформированных и социально значимых качеств, в общем отражающих отношение индивида к миру, к людям и к самому себе.

Оценка воспитанности школьника

Степень воспитанности учащегося определяет уровень сформированности личностных качеств ребенка в соответствии с особенностями возраста. Общая оценка воспитанности школьника определяется на основе определенных оценочных показателей:

  1. Поведение ребенка в семье:
  • степень интереса к делам и проблемам семьи;
  • вежливое обращение по отношению к членам семьи;
  • реакция на замечания в семье;
  • проявление уважения по отношению к старшим по возрасту;
  • проявление заботы о младших членах семьи;
  • выполнение данных поручений и обязанностей в семье.
  • Поведение ребенка в школе:
    • внимательность в процессе учебной деятельности;
    • старательность при выполнении домашних заданий;
    • трудолюбие, усердие, аккуратность в учебной деятельности;
    • проявление ответственности при выполнении общественных дел;
    • бережное отношение к материальным средствам обучения;
    • адекватное отношение к успехам и неудачам в учебной деятельности;
    • соблюдение дисциплины на переменах.
  • Отношение к старшим по возрасту:
    • вежливое и уважительное общение со старшими;
    • выполнение поручений и просьб старших;
    • оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Отношение к сверстникам:
    • активное участие в коллективной деятельности;
    • готовность к бескорыстной помощи;
    • стремление не подвести членов коллектива;
    • стремление делиться своими эмоциями с членами коллектива сверстников.
  • Поведение в общественных местах:
    • соблюдение порядка и чистоты в общественных местах;
    • бережное отношение к природе.
  • Отношение к себе:
    • соблюдение личной гигиены;
    • аккуратность и бережливость к личным вещам;
    • самокритичность;
    • выполнение режима дня;
    • правдивость, честность, принципиальность.

    Диагностирование по данным критериям проводится в начале и конце учебного года. Во второй половине октября и первой половине апреля соответственно. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Высокий уровень воспитанности оценивается в пять баллов и подразумевает яркое проявление воспитанности. Уровень выше среднего оценивается в четыре балла и свидетельствует, что воспитанность проявляется в целом, но имеет отклонение от нормы в частных случаях. Средний уровень воспитанности соответствует оценке три балла и говорит о том, что воспитанность проявляется недостаточно или время от времени. Слабое проявление воспитанности оценивается двумя баллами и соответствует низкому уровню. Остановимся подробнее на каждом из этих уровней.

    Высокий уровень воспитанности школьника проявляется в активной поддержке учителя, сотрудничество с ним в различных сферах школьной жизнедеятельности. Такой ребенок положительно реагирует на требования старших по возрасту людей, проявляет стремление к учению и общественной деятельности. Школьник с высоким уровнем воспитанности самостоятелен.

    Уровень выше среднего свидетельствует о том, что нравственные установки соответствуют моральным требованиям общества. Ученик выборочно реагирует на требования, сотрудничает с педагогом только при совпадении общих и личных интересов. Такие школьники достаточно болезненно воспринимают замечания и часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитание у них не носит систематического характера.

    При среднем уровне воспитанности школьник положительно реагирует только на устойчивые требования, стремится избегать контроля и не стремится помогать учителю. Учащийся с таким уровнем воспитанности не понимает ценности образования для развития своих способностей, тем самым сужая круг своих интересов. Личные интересы в такой ситуации ставятся выше общественных. Знания учащихся часто бывают поверхностны.

    Низкий уровень воспитанности требует повышенного внимания со стороны педагогов и родителей. Школьники с данным уровнем воспитанности равнодушно относятся к общественной жизни, не видят социального смысла в учебе и трудовой деятельности. Наблюдается систематическое неподчинение требованиям. Учебные, трудовые и жизненные навыки у таких детей не сформированы и носят поверхностный характер.

    В процессе проведения оценки уровня воспитанности школьников на первом этапе проводится анкетное исследование родителей, а на втором этапе формируется диагностическая карта личностного развития школьника. В ней фиксируются крупные достижения и недостатки личности, увлечения, специфические умения, поведение, положение в школьном коллективе, способность к выполнению поручений, трудовая активность, уровень самооценки.

    В процессе диагностики требуется особое внимание обращать на проявление воспитания в оценках, суждениях, поступках и действиях обучающихся.

    Педагоги используют разные формы исследований для коллективной и индивидуальной оценки уровня воспитанности.

    Задачи мониторинга уровня воспитанности

    Основные задачи мониторинга уровня воспитанности заключаются в следующем:

    • социализация школьника, адаптация к самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, сохранению традиций;
    • создание условий для реализации индивидуальных особенностей детей;
    • воспитание свободной, талантливой и активной личности, инициативного, самостоятельного, просвещенного и культурного человека, проявляющего в жизни доброту, честность, милосердие, способного сострадать.

    В любой деятельности важен результат, в том числе и в оценке воспитанности школьников. Результат считается достигнутым, если:

    • сформирована личность, способная к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией;
    • воспитано чувство ответственности, гражданственности, нравственности и гуманизма у школьников;
    • школьники осознают учебные, общественные и трудовые обязанности.

    Можно и нужно использовать различные тесты и средовые методики для определения уровня воспитанности, но ничто не подтвердит уровень воспитанности человека лучше, чем его поступки. Основу мониторинга воспитанности составляют наблюдение за поступками, действиями, отношениями школьников, выявление и анализ их мотивации.

    Нецелесообразно устанавливать единые критерии эффективности воспитательного процесса для всех школ и коллективов. Они могут разрабатываться участниками процесса с учетом целей и задач проводимой работы. Данные критерии служат в первую очередь инструментом самоанализа и самооценки школьников, педагогов, родителей. Они должны быть конкретными, доступными для измерения и понятными для детей и взрослых.


    № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.

    Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, к себе, к деятельности, природе, к искусству и т.д.

    Воспитанность – обобщающий результат социализации, воспитания и самовоспитания

    Воспитанность – определенный уровень развития возможностей человека

    Воспитанность – это совокупность достаточно сформированных социально значимых качеств (знаний, взглядов, отношений, качеств, действий человека)

    Воспитанность предполагает гармонию количества знаний, творческих действий, проявления чувств и общения.

    Уровень воспитанности – степень соответствия свойств, качеств, отношения личностей к требованиям культуры и общечеловеческим ценностям.

    Уровень воспитанности определяется знанием правил и обязанностей ребенка и стремлением их выполнить. Воспитанность связана с поиском человеком путей самоанализа, самоорганизации. Воспитанность школьника определяется возрастными особенностями и возможностями, реальными условиями жизни, индивидуальными способностями.

    Критерии воспитанности :

      поведение, действие личности

      мотивы поступков (выявление внутренних мотивов, в основе мотивации может лежать: прямые потребности – физические и духовные; тонкие личные – подражание кому-либо)

      стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации, самосовершенствованию

    Критерии воспитанности (с проявлением во внешней форме):

    1. знание норм учениками – важное условие формирования качеств

    метод : анализа ответов на поставленные вопросы

    2. выявление отношения учащихся к поступкам , событиям и их оценочные суждения

    методы :

      специально задаваемые вопросы;

      тематически ориентированные сочинения;

      организация диспутов и дискуссий – позволяют судить о взгляде;

      личная беседа;

      социометрические методики)

    3. действие

    методы :

      наблюдение – можно оценить отношение к учебе, труду, качество поведения

      наблюдение за игрой – чувство товарищества, коллективизм, умение сдерживать эмоции

      посещение театров и выставок – направленность интересов

      создание специальной ситуации

      распределение поощрений и наград

      остроконфликтные ситуации – снижается способность маскировать чувства и мысли (недопустимо преднамеренное создание конфликта)

      поступки для себя (без чужих глаз)

    Можно выделить 4 группы воспитанности :

    1. Невоспитанность – отрицательный опыт поведения, потому что нет стремления ни к самоанализу, ни к само регуляции.

    2. Низкий уровень воспитанности – неустойчивый, положительный опыт поведения, поведение регулируется только внешним стремлением, должно стимулироваться.

    3. Средний уровень воспитанности – характеризуется положительным опытом поведения, стремлением к самоанализу, к саморегуляции, самоорганизации, но все это делается для того, чтобы видеть, думать об окружающих людях.

    4. Высокий уровень воспитанности – положительный опыт поведения связан с высоким уровнем стремления к самоанализу, самоорганизации, совершенствованию и помощи другим людям.

    Уровни воспитанности по Щурковой :

      нижний – простое усвоение элементарных норм человеческого общежития.

      средний – эмоциональный уровень сопричастности обществу, деятельности в нем, людям, природе, миру и т.д.

      высокий – осознание личностного смысла и общественного значения социальных ценностей и реализации их в жизненном опыте школьника.

    Показатели уровня воспитанности :

    1. неясное представление о нравственных нормах

    2. знает нравственные нормы, но они не являются мотивом его поведения

    3. имеет четкое представление о нравственном поведении, но его поведение не устойчиво

    4. устойчивое проявление осознанных нравственных норм и качеств

    Диагностика :

      Сравнение, сопоставление полученных в ходе изучения данных с описанием типичного, стандартного для данного возраста поведения.

      Анализ. Выявление причин отклонения поведения от индивидуальной нормы и от ожидаемого поведения.

      Интерпретация. Обобщение и систематизация полученных данных в ходе сравнения и анализа с позиции современных педагогических теорий и взглядов.

      Прогнозирование. Предположение о возможном поведении ученика в будущем в аналогичных ситуациях.

      Сообщение результатов диагностики родителям, учителям, людям, которые работают с этим школьником.

    Критерии диагностики :

      целостное изучение личности школьника (в семье и коллективе)

      сравнение успехов и недостатков с его личным опытом

      учет возрастных особенностей

      ориентировать внимание на положительные, а не отрицательные проявленные качества личности

      систематичность изучения (постоянно)

    Диагностика не сама цель, а изучение для дальнейшего использования.

    Методы исследования :

      наблюдение

      интервью

      эксперимент

      статистические методы

    • ранжирование

    Принципы :

      объективность

      надежность

      достоверность

    Этапы изучения уровня воспитанности :

    1. постановка целей, задач воспитания, анализ предполагаемой программы и процесса действий

    2. составление предварительной характеристики воспитанности школьников

    3. привлечение к анализу воспитанности учителей, учащихся и родителей

    № 22. КТД, ее специфика и технология

    Коллективная Творческая Деятельность – совместная деятельность детей и взрослых, характеризующаяся общими целями, сотрудничеством, положительным эмоционально-нравственным микро коллективом, анализом всех действий на всех этапах деятельности и коллективной оценки результата деятельности.

    Деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и интересов. Деятельность – специфический способ отношения человека к миру, способ осуществления поведения, складывающийся из операций, действий, умений и навыков, накапливающих личный опты.

    Виды деятельности :

      познавательная

      художественная

      спортивная

      трудовая

      политическая

      экономическая

      педагогическая

      экологическая

    Любая деятельность имеет цель, мотив действия, операции, результат. Любая КТД – взаимодействие. КТД формирует личность, которая умеет жить и работать в гармонии с другими людьми.

    Особенности КТД :

    1. главная цель – делать добро людям, приносить им радость

    2. цель деятельности едина и требует усилий всего коллектива

    3. добровольное разделение функций и обязанностей между всеми участниками деятельности. В школе используются разные способы разделения функций:

      назначений

      коллективный выбор ответственных

      очередность выполнении функций

      конкурс на право выполнить поручение

      жеребьевка

    4. сотрудничество между всеми членами коллектива

    Если есть отношения ответственности и зависимости, когда каждый осознает свои обязательства. Все сотрудничают без умаления достоинств каждого, без надменности. Каждый уважает право каждого на самостоятельное мнение, высказывание, ошибку помощь. Мнения каждого обсуждаются. Взаимопонимание и взаимопомощь. Идея КТД : работа над микро коллективом (звено, группа, бригада). В таком маленьком коллективе создаются условия для появления самостоятельности, творчества, инициативы каждого.

    5. искрения нравственные отношения всех членов коллектива: доброта, забота, доверия

    6. деятельность должна быть окрашена (шутки, юмор, музыка. оформление)

    7. вариативность (может быть много вариантов поведения  поиск наилучшего варианта и выбор), учиться высказывать свое мнение, защищать его

    8. КТД осуществляется в несколько этапов

    9. КТД сопровождается анализом коллективных действий и действий каждой личности

    Формы КТД :

      творческие праздники

      ролевые, деловые и другие творческие игры

    • коллективная организация дел

    Условия, при которых деятельность становиться коллективной и творческой:

      создание ситуаций выбора

      участие каждого

      наличие реальной ситуации, в которой надо что-то решить (даже если игровая) для себя, других, в помощь товарищам.

      сотрудничество между всеми участниками деятельности

    Методы возбуждения КТД :

      Методы товарищеского побуждения: воздействие на чувство (вызывание радости и веры, увлечение радостно перспективой, добрым делом, творческим поиском); одобрение, похвала, награда

      Порицание, критика (развернутая и обоснованная), ирония, насмешка и наказание

    Технология КТД совокупность способов осуществления КТД и действий тех, кто в ней участвует с целью формирования умений и навыков.

    Этапы КТД :

      предварительный. Учитель ставит цель, определяет роль данного КТД в жизни коллектива, основные задачи, намечаются различные варианты дел, идет разведка дел. Например, микрорайон, родная природа, малыши, библиотека, досуг

      коллективное творческое планирование. Происходит деление на микрогруппы, планирование деятельности на определенный период и планирование процесса проведения КТД, Вопросы: для кого провести? как лучше провести? кому участвовать? кто будет руководить? где лучше провести? когда?

      коллективная подготовка задуманного. Выбирается по одному человеку на совет, делятся задания на каждого ученика в группе

      проведение. Осуществляется конкретный план, совет дела должен иметь в запасе сюрпризы, в случае если кто-то не готов, возникли какие-то проблемы. Необходимо избежать упреков в случае неудач, стремление преодолеть любые трудности.

      подведение итогов. Анализ проведенного дела

      последствия. Учитель оценивает решены л были воспитательные задачи.

    Идея коллективного поиска на всех этапах деятельности:Реферат >> Психология

    ... педагогика . Педагогика третьего возраста. Сравнительная педагогика . Межнаучные связи педагогики ... на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной ... Если же попытаться ответить на вопрос о педагогических...

  • Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ

    Шпаргалка >> Психология

    Я. работал в области педагогики и считал: "необходимо... возникающих в ответ на разнообразные экстремальные... кратковременный, с использованием психодиагностики, экзамен ; б) пролангированный (протяженный)- ... определенных государственных образовательных уровней...

  • Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика

    Общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты... позволяет находить ответы на актуальные вопросы, возникающие сегодня в педагогике . 5.3. Задачи... и свойственно большинству экзаменующихся . Поэтому экзамен остается эффективной формой...

  • Основы психологии и педагогики

    Учебное пособие >> Психология

    Нерешитель­ности и скованности на семинарах, экзаменах , зачетах; умение предупреждать... Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики : от­веты на экзаменац. вопр. - Минск: ... условия: общность принципов государственного государствен­ной политики в области...