Вулканы выброс углекислого газа. Вулканы выбрасывают в атмосферу больше углекислоты, чем люди? Углекислый газ и мы: чем опасен СO2

Как его перерабатываем и утилизируем? На эти и другие вопросы должна дать ответ программа контроля за бращением с производственными отходами, разработанная областным министерством экологии и риродопользования. Наш район в числе первых в Подмосковье начал применять кадастр промышленных отходов. Это один из приоритетов муниципальной целевой программы охраны окружающей среды на ближайшие три года .

Руководитель отдела экологии районной администрации Ирина Безродная рассказала, что кадастр производственных отходов охватит на первом этапе 30 крупных предприятий района. Но эта работа только начинается. В перспективе на учет предполагается поставить весь произведенный мусор на тысячах предприятий. Причем включившимся в программу, разработанную в областном правительстве, это не будет стоить ни копейки. А стоимость серьезного программного обеспечения учета движения производственных отходов предприятия, по самым скромным подсчетам, - это десятки тысяч рублей. Нечасто предприятиям делают такие подарки.

Цель программы, объяснили экологи, - полностью отследить движение отходов. Где их складировали, куда отправили, где и как утилизировали, что пригодилось как вторичное сырье. Авторам программы пришлось предусмотреть массу нюансов. Некоторые предприятия, как, например, Хотьковский завод "Электроизолит", несколько лет назад перешли на замкнутый технологический цикл и самостоятельно утилизируют отходы. Только старожилы помнят о Ворохобинской промышленной помойке, куда вывозили ядовитый заводской отход. Сколько было предписаний экологов, запретов санэпидемцентра, критики в прессе. Общими усилиями Ворохобино вылечили. Теперь здесь поднимается молодой лес.

Дважды районный отдел экологии привлекал ЭКО-РТИ холдинг на расчистку уникального Варавинского оврага. Автотранзитники пытаются приспособить природную расщелину под свалку крупногабаритных отходов. Только автопокрышки отсюда вывозили караванами КамАЗов. Фирма наладила сбор этих отходов на предприятиях района и нашла вторсырью отличное применение. Организовала переработку отработанной резины и производство из каучуковой крошки плиток для тротуаров и напольных ковриков для автомашин. Налажена утилизация и в НИИПХ.

Другие предприятия переправляют свой мусор на районный полигон утилизации отходов в Парфенове. Район признан одним из лидеров в областном смотре по применению новых технологий в этой сфере. На полигоне этим летом начал работать мусоросортировочный узел мощностью 30 тысяч тонн отходов в год. Сегодня он задействован на треть своих возможностей и уже снижает нагрузку на полигон на 10-15 процентов. Внедренный кадастр производственных отходов поможет точнее прогнозировать ситуацию с мусором в районе.

Из трех десятков предприятий, которым предложили новую форму отчетности о работе с отходами, от участия в программе отказались ЗОМЗ и ЗЛКЗ. Последний объясняет свой отказ банкротством и прекращением всякой производственной деятельности. А вот позиция оптико-механического завода, говорят в отделе экологии, наводит на размышления. Крупный производственный комплекс, где работает масса предприятий, где находятся весьма специфические производства с опасными отходами, не идет на сотрудничество с экологами в рамках областной программы охраны окружающей среды. А ведь завод находится в центре города, и, казалось бы, должен первым откликнуться на предложение. Тем более что программа, по существу, - подарок предприятиям, которые заботятся о своем добром имени и деловой репутации.

Иначе отнеслись к предложению экологов на машиностроительном заводе, где этими вопросами занимается энтузиаст охраны природы промышленный эколог Наталья Пелевина. Без колебаний включился в программу "Электроизолит", где руководит экологической службой Надежда Якимова. Оформили свое участие в программе Загорская ГАЭС, Сергиево-Посадский мясокомбинат, фирма "Экостром", сельхозпредприятие "Победа". Не пришлось уговаривать завод ДСП, где природоохраной занимается Ирина Петухова. В этом году за профессионализм и настойчивость в отстаивании экологических приоритетов она награждена почетной грамотой районной администрации.

В отделе экологии не сомневаются, что в полезную программу быстро начнут включаться новые участники. Как теперь, говорят в экологической службе, со всем этим управиться отделу из трех сотрудников? А на нем ведь еще работа с тысячами предприятий района, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В базе данных службы две тысячи производственных фирм, но на самом деле список этот гораздо длиннее. Экологический налог с предприятий с начала года составил более 6 миллионов рублей. Но в кризисный год экологическая программа осуществляется по большей части на энтузиазме. И даже в условиях финансового дефицита сделано немало.

Вместе с Мособлводхозом экологи участвовали в инвентаризации основных водоемов района, а всего у нас 24 реки и 42 пруда. В прошлом году по районной экологической программе благоустроили два водоема в Березняковском поселении. Экологическая служба настояла на компенсационных посадках взамен вырубленных деревьев и кустарников в Сергиевом Посаде, Пересвете, в поселке Реммаш. Кстати, там, где сами поселения выдают разрешения на вырубку, обозначились серьезные проблемы. В Хотькове более 600 жителей поставили подписи под обращением в международное экологическое движение Гринпис с жалобой на необоснованную рубку зеленых насаждений. Последовало большое разбирательство.

Вновь избранная власть в Пересвете намерена упорядочить лесопользование и ставит вопрос о выдаче разрешений на вырубку в районной экологической службе. Пересвет эффективно партнерствует с экологами. Не так давно в рамках районной экологической программы в городе отремонтировали ветхий канализационный коллектор, прекратился многолетний сброс в лес сточных вод.

Вновь избранный руководитель Васильевского поселения ищет возможности при поддержке экологического отдела обустроить родники в поселках и деревнях округа. Родники традиционно под опекой районной природоохранной службы. В районе немало природных источников, которые обустроены на средства экологического фонда. К родникам прокладывают пешеходные дорожки, проводят санитарную уборку вокруг, устраивают удобные колодцы.

Завершается уборка мусора на пяти гектарах в природном комплексе Островок. Сергиев Посад, кстати, единственный город во всем Подмосковье, где практически в центре находится 80 гектаров особо охраняемой природной территории.

За природоохранные инновации руководителю районного отдела экологии Ирине Безродной присвоено звание заслуженного работника в области охраны природы. Дважды она становилась лауреатом областного конкурса "Эколог года Подмосковья". В Дни защиты от экологической опасности в Сергиевом Посаде по традиции соберутся специалисты промышленной экологии, преподаватели природоохранных дисциплин, студенты подмосковных и столичных вузов. Здесь рождаются проекты, которые уже защищают леса, водоемы, воздух - нашу окружающую среду. А желание помочь природе и самим себе становится личным делом для многих экологических волонтеров.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОВОСТИ

Чистоту окружающей среды Подмосковья - под контроль

На заседании правительства области одобрено два постановления: "О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2010-2012 годы" и "Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области".
Первый документ обеспечивает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения.
Второй документ направлен на организацию и ведение кадастра отходов. Это позволит систематизировать данные по объектам размещения, обезвреживания и переработки отходов производства и потребления, вести банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания. Кроме того, систематизируется перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию отходов.
Документы представил исполняющий обязанности министра экологии и природопользования правительства области Юрий Карцев.

Плацдарм для переработки отходов

Правительством области и министерством экологии и природопользования региона разработана и ведется программа "Утилизация и переработка отходов на 2004-2010 годы". На реализацию этой программы привлечено инвестиций 3,32 млрд рублей. На территории области построены 18 мусоросортировочных и перерабатывающих предприятий.
По мнению министерства, должна осуществляться именно сортировка мусора, чтобы утилизация отходов была менее вредна для окружающей среды. С этой целью и строятся мусоросортировочные предприятия, а также планируется внедрение раздельного сбора мусора.
"Мы обратились к правительству РФ и к президенту с инициативой по созданию пилотной программы переработки отходов именно в Подмосковье", - сказала министр экологии правительства области А. Качан.

Министр экологии на связи

В пресс-центре областного Дома правительства состоялся онлайн-прием граждан министром экологии и природопользования Аллой Качан. Алла Сергеевна ответила на полтора десятка вопросов жителей Подмосковья. Среди них вопросы, касающиеся охраны окружающей среды; утилизации отходов производства и потребления; изучения, воспроизводства, использования и охраны земельных, лесных, водных и иных природных ресурсов; развития системы особо охраняемых природных территорий.
Министр прокомментировала ситуацию, связанную с загрязнением лесов Подмосковья бытовым и строительным мусором. Она обратила внимание жителей региона на то, что в соответствии с новым Лесным кодексом области не переданы полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений. Все полномочия по управлению лесами на землях лесного фонда на территории области осуществляет Рослесхоз и его территориальный орган (Мослесхоз), а государственный лесной контроль и надзор - Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве и Московской области. Однако в области создана и работает Межведомственная комиссия по разработке механизмов ликвидации несанкционированных свалок мусора. Организации, осуществляющие вывоз и уборку отходов, заключают договоры с садоводческими товариществами для пресечения загрязнения территории вдоль автомобильных дорог, лесов, вдоль прибрежной полосы водоемов.

В цивилизованных странах показатель выбросов двуокиси углерода в последние три-четыре года вошел в число основных характеристик автомобиля. Ирония в том, что сократить количество вылетающего из трубы углекислого газа можно лишь одним путем - урезать аппетит двигателя. Ведь масса выплюнутого автомобилем CO2 и литры съеденного топлива напрямую зависят друг от друга.

Поэтому на передовой в войне с опасным врагом стоят отряды мотористов и инженеров автомобильных компаний. Основные средства борьбы за чистоту выхлопа известны еще с середины 90-х годов прошлого века: изменяемые фазы газораспределения, впускные тракты с изменяемой длиной, облегченные детали и узлы, не говоря уже о различных материалах и технологиях, снижающих потери на трение. Кроме того, по оценкам инженеров компании «Бош», выпускающей топливную аппаратуру для большей части европейских моделей, одно только взаимодействие турбонаддува (или механического нагнетателя) с непосредственным впрыском снижает вредные выбросы на величину до 4%. А если взять эту парочку и снять ту же мощность с меньшего объема (популярный нынче принцип даунсайзинга), то выбросы можно сократить на треть.

«Если машина не может коптить, то и ехать не может», - радостно констатировал главный герой чешского мультфильма «Крот в городе», закупоривая сардельками выхлопные трубы. Действительно, самый дешевый и действенный способ снизить выбросы углекислого газа - заглушить двигатель. Сейчас за водителя это делает электроника. Например, система «старт-стоп», которой оснащают уже не только дорогие модели, выключает мотор на светофорах, снижая выбросы на 4–8%. Различные гибридные схемы вносят еще более ощутимый вклад - аж до 25% в определенных режимах движения. Наконец, двигатель можно заглушить частично. Отключение половины цилиндров до недавнего времени было прерогативой многоцилиндровых V-образных двигателей, но такую систему начинают устанавливать и на более компактные моторы. Например, концерн «Фольксваген» оснастил ею новые «четверки» с турбонаддувом.

Впрочем, экономить топливо и снижать выбросы можно, улучшая и другие показатели. Подсчеты конструкторов показывают, что снижение коэффициента аэродинамического сопротивления всего на 0,02 экономит 0,4 л/100 км при скорости 130 км/ч. Применительно к CO2 получается 3–6%. Еще столько же спишут шины с пониженным сопротивлением качению. Недаром именно такими оснащают все модели из экономичных линеек вроде «Блюэффишнс» у «Мерседес-Бенца» и «Блюмоушн» у «Фольксвагена».

В итоге новое поколение машин по сравнению с предшественниками на 13–30% экологичнее и экономичнее. По крайней мере, так утверждают производители. Автомобили с литровыми двигателями уже перешагнули психологическую черту выбросов CO2 в 100 г/км или вплотную приблизились к ней. И это без гибридных технологий, сулящих большую выгоду.

Есть у этой медали и неприглядная сторона: расплачиваться за все достижения придется потребителю. Во-первых, при покупке - производителю охота вернуть сумму, потраченную на разработку, внедрение и производство всех ноу-хау. Во-вторых, частенько и в ходе эксплуатации. Увы, надежность не самая сильная сторона современных автомобилей. А ведь даже некрупный ремонт порой больно бьет по карману. Помнят ли об этом те, кто неутомимо ужесточает нормы выбросов?

НЕ БЕНЗИНОМ ЕДИНЫМ

С точки зрения выбросов СО2 все виды автомобильного топлива предпочтительнее бензина. Даже более «грязная» (как полагают многие) солярка: легковые турбодизели, особенно большого объема, сдержаннее бензиновых моторов сопоставимой мощности на 5–15%. Но это не повод призывать к скорейшей дизелизации. Иначе возникнут проблемы со сбытом горючего, ведь при переработке нефти получается примерно равное количество бензина и дизтоплива. Кроме того, по выбросам сажи ДТ впереди планеты всей.

Альтернативные виды топлива менее щедры на выброс СО2 (г/км), чем давно знакомый бензин. Но у каждого есть как плюсы, так и минусы. За основу при расчетах немецкие исследователи взяли атмосферный двигатель со средним расходом 7 л/100 км:

Другая альтернатива - биотопливо. Вдумайтесь: двигатель, работающий на биометане, выделяет СО2 примерно в 30 раз меньше, чем бензиновый (ЗР, 2012, № 4 ). Весомое преимущество! Однако массовое применение сдерживает неразвитая инфраструктура, а вкладываться в ее развитие никто не спешит. Вдобавок производство биодизельного топлива ограничено посевными площадями, на которых выращивают сырье.

Наконец, самое модное направление - использование электричества. Сюда направляют больше всего средств, а стоит ли? Выработка электрической энергии одаривает природу углекислым газом в два-три раза щедрее, чем весь транспорт, вместе взятый! Даже маленький «Смарт» с электрическим двигателем, если высчитать вред от потребляемой им электроэнергии, выделяет 71 г/км СО2. Немало, учитывая размеры машины! Так что агитировать за массовый и быстрый переход на электротягу, пожалуй, рановато. По крайней мере, пока большую часть энергии не будут вырабатывать возобновляемые источники вроде ветряков или солнечных батарей.

Примерные доли эмиссии СО2, приходящиеся на различные источники. Они зависят от уровня развития конкретной страны:

ПОД ПРИСМОТРОМ СТАРШИХ

В Европе автомобилям разрешено выбрасывать 130 г/км CO2 (в среднем по модельному ряду для каждого производителя). Норма действует до 2015 года, а к 2020-му порог снизят до 95 г/км. Однако роль государства не ограничивается лишь введением более строгих экологических норм. Оно должно стимулировать граждан покупать новые автомобили, которые извергают значительно меньше вредных газов. Например, за 15 лет БМВ 7-й серии при прежней мощности двигателя стал чадить на треть скромнее. Наряду с кнутом, каким служат высокие налоги на старые машины, есть и пряник: программа утилизации при поддержке правительства.

Другое направление деятельности государства помимо гораздо больших финансовых затрат требует и привлечения грамотных специалистов - это планирование дорожной сети. Автомобиль на крейсерской скорости выбрасывает гораздо меньше СО2, чем толкающийся в многокилометровых заторах. В идеале надо закладывать новые трассы на ранних стадиях застройки, но иногда приходится вписывать дорогу в уже существующую инфраструктуру. И как ни дико это звучит, лучшим выходом для экологии может иногда стать вырубка леса под новую магистраль.

Полсотни квадратных метров леса нейтрализуют углекислый газ от дыхания одного человека. В пробке на этой же площади помещаются три легковые машины, источающие двуокись углерода в самом неэкономичном режиме. Получается, вырубка деревьев - порой логичный и разумный способ снизить выбросы парниковых газов:

Как видите, существует множество вариантов для снижения выбросов этого парникового газа. Важно выбрать решения, которые будут не только красивыми, но и по-настоящему действенными. Только тогда удастся сберечь и деньги, и здоровье.

Что говорит наука...

Человечество производит в 100 раз больше СО2, чем вулканы.

Базовый уровень

В земле содержится огромное количество углерода, намного больше чем присутствует, по оценкам ученых, в атмосфере или в океанах. Часть этого углерода медленно высвобождается из горных пород в форме СО2 через вулканы и горячие источники, это является важной частью природного круговорота углерода. Согласно обзорам научных публикаций Moerner and Etiope (2002) и Kerrick (2001) , диапазон оценок эмиссии составляет от 65 до 319 млн. тонн в год. Противоречащие этому утверждения, что вулканы, особенно подводные, производят гораздо большие количества СО2, не основаны на каких-либо публикациях ученых, занятых этой темой.

Сжигание ископаемого топлива и изменения в землепользовании имеют своим результатом эмиссию примерно 30 миллиардов тонн углекислоты в год, согласно EIA . Эта величина примерно в 100 раз больше, чем максимальная оценка вулканической эмиссии. Наше понимание вклада вулканов в изменение концентрации СО2 в земной атмосфере будет очевидно ошибочным, если мы не признаем этот вклад весьма незначительным.

Вулканы могут влиять - и влияют - на климат во временном диапазоне порядка нескольких лет, но это происходит за счет выбросов сульфатных аэрозолей в верхние слои атмосферы во время больших извержений, происходящих спорадически каждое столетие.

Продвинутый уровень

Вулканы выделяют CO2 как на суше, так и под водой. Подводные вулканы выделяют от 66 до 97 миллионов тонн CO2 в год. Тем не менее, это уравновешивается поглощением углерода лавой, образующейся на дне океана. Следовательно, подводные вулканы мало влияют на уровень CO2 в атмосфере. Больший вклад вносят субаэральные вулканы (субаэральные значит «под воздухом», это отсылка к наземным вулканам). Субаэральные вулканы выделяют 242 миллиона тонн CO2 в год (Mörner and Etiope (2002)).

Люди в настоящее время выделяют около 29 миллиардов тонн CO2 в год (EIA). Выбросы CO2 человеком более чем в 100 раз превышают выбросы вулканического CO2. Это очевидно при сравнении уровней CO2 в атмосфере с вулканической активностью с 1960 года. Даже сильные извержения вулканов, такие как Пинатубо, Эль-Чикон и Агунг, оказали мало заметного влияния на уровни CO2. На самом деле, после извержения вулкана скорость изменения СО2 даже немного падает, возможно, из-за охлаждающего эффекта аэрозолей.

Рисунок 1: Уровни CO2 в атмосфере, измеренные на Мауна-Лоа, Гавайи (NOAA) (слева: СО2 в атмосфере, частей на миллион) и оптическая толщина стратосферного аэрозоля (справа) при 50 нм (NASA GISS).

Извержение горы Пинатубо выделило 42 миллиона тонн CO2 (Gerlach et al 1996). Сравните это с выбросами человека в том же 1991 году: 23 миллиарда тонн CO2 (CDIAC). Самое сильное извержение за последние полвека составило 0,2% выбросов CO2 человеком в этом году.

Перевод продвинутого уровня выполнен

Глобальное потепление вызвано выбросами CO2 в атмосферу. Замена автомашин на электромобили нужна здесь и сейчас. В изменениях климата виновата промышленность в развитых странах. За громом пропагандистских барабанов политиков и активистов "зеленых" движений почти не слышен спокойный голос специалистов, многие из которых полагают: дело не только и не столько в выхлопных газах. Возможно, все намного проще — и одновременно сложнее.

В середине октября этого года Национальное агентство по аэронавтике и изучению космического пространства США (NASA) опубликовало очередные материалы , посвященные анализу результатов, полученных научно-исследовательским спутником OCO-2 (Orbiting Carbon Observatory).

Эта космическая лаборатория вооружена спектрометрами высокого разрешения, которые позволяют оценивать содержание углекислого газа в атмосфере. Лаборатория изучает отражение солнечного света от поверхности Земли, и в том числе — так называемую солнечно-индуцированную флуоресценцию хлорофилла в растениях, связанную с процессом фотосинтеза. Это первая лаборатория, которая позволила узнать содержание углекислоты на огромном пространстве в режиме "здесь и сейчас", а также оценить поглощающую активность наземной растительности.

Зеленая Европа и "углекислая" Индонезия и Африка

Лаборатория была запущена летом 2014 года, и уже в декабре NASA представило первые карты распределения углекислого газа во всемирном масштабе (в период с 1 октября по 17 ноября) и активности растительности (с августа по октябрь). И если снижение активности растений в Северном полушарии в это время и активизация в Южном были ожидаемыми, то распределение мест с наиболее высокой концентрацией СО2 стало сюрпризом. Оказалось что его больше всего над Индонезией, южной частью Африки и Бразилией — то есть над местами, которые никак нельзя называть промышленными центрами. Среди промышленных центров более всего выделялся юго-восток Китая и восточное и западное побережье США (в значительно меньшей степени). Европа оказалась в "зеленой зоне".

Причину столь масштабных выбросов специалисты увидели в сезонных сжиганиях растительности местными жителями и сопутствующих этому пожарах. Однако могли быть и другие причины, например, засухи. Рост растений при засухе прекращается, а значит прекращается и поглощение углекислоты из атмосферы в результате фотосинтеза. Стало ясно, что контроль за выбросами углекислого газа в развитых странах Северного полушария дело нужное — но на планете есть и другие силы, которые могут свести на нет все наши старания.

Кому беда — кому еда

К осени 2015 года стало ясно, что природа имеет свои виды на динамику углекислого газа в атмосфере. Если весной в Северном полушарии практически повсеместно содержание углекислого газа в воздухе превышало 400 ppm (то есть 400 частей на миллион), то уже к лету, по мере того как стали активно развиваться растения на суше и фитопланктон в морях, его содержание стало заметно падать .

Особенно это падение заметно над пространствами южной части Восточной Европы, Украиной, южной частью России, Сибирью, Казахстаном и северной частью Китая. Растительность Италии и Греции в то лето тоже постаралась "поесть вволю" углекислого газа, а вот испанская и французская не оправдали ожиданий. Впрочем, леса и травы Балтийских стран, как и Скандинавских тоже были не вполне активны.

Тем не менее, исследования показали, что нельзя отмахиваться от доводов тех, кто говорит о важности учета поглощения растениями углекислого газа, и о естественных процессах его выделения. Тем более, что растительность планеты может приспособиться к скачкам концентрации CO2 в атмосфере.

Этот сложный баланс

Растительный мир, от микроскопического фитопланктона до грандиозных дубов, секвой и баобабов так же активен, как мир животных. Растения и питаются, и дышат. Как и животные, они вдыхают воздух, а выдыхают углекислый газ. Но на радость всем животным и человеку, для питания, и строительства своих тел им нужен тот же углекислый газ, вода и солнечный свет. А вот кислород для них в этом случае — излишек, отход жизнедеятельности.

Как и все живое, растения умирают и разлагаются на простые молекулы. В атмосферу при этом выделяется метан (СН4) и углекислый газ (СО2). Если мы сожжем траву или древесину — то снова освободим очередную порцию углекислого газа.

Долгое время считалось, что при повышении средней температуры растения в процессе дыхания будут испытывать стресс. В результате количество выброшенного в атмосферу углекислого газа заметно возрастет. Однако исследования показали , что в реальности, при повышении средней температуры на 6 градусов растения будут выбрасывать в пять раз меньше углекислоты чем рассчитывалось ранее.

Это очень существенные цифры, поскольку растения на нашей планете выдыхают в атмосферу в шесть раз больше углекислого газа, чем выбрасывает человечество, сжигая ископаемое топливо.

Сила "малыша" Эль-Ниньо

Однако на заре развития жизни, в палеозое, содержание углекислого газа в атмосфере было неизмеримо выше — как минимум в десять раз . Одна из причин — отсутствие на суше растительности. И, кстати, именно в девонском и каменноугольном периодах, когда растительность вышла на сушу и стала бурно размножаться, содержание СО2 в атмосфере стало стремительно падать. Уголь сегодня — это углекислый газ каменноугольного периода, связанный растениями более 300 млн. лет назад.

Судя по имеющимся материалам, циклическое течение Эль-Ниньо, периодически усиливающееся и ослабевающее в Тихом океане у берегов Южной Америки, привело к изменению погодных условий в экваториальной зоне планеты. В Индонезии были засухи и сильнейшие пожары, в Бразилии — засуха, прекращение фотосинтеза, и пожары, а в Африке — как раз дожди и массовое гниение растений, что также сопровождается выбросами углекислого газа в атмосферу.

Во времена динозавров юрского периода содержание углекислого газа было на уровне 1500-2000 ppm. И это тоже было время богатой, процветающей жизни. Так стоит ли бояться увеличения уровня СО2 в атмосфере, если углекислый газ — это необходимый продукт для питания всего растущего на Земле?

Электромобили? Деревья!

Все это приводит нас к одному выводу: взаимосвязи процессов на планете гораздо сложнее, чем это представлялось ранее. Если нас беспокоит увеличение содержания CO2 в атмосфере, то, возможно, директивный переход на электромобили (даешь электроавтомизацию до 2030 года!) — не самое эффективное решение. Может быть, нужно остановить безудержную рубку деревьев по всему миру. Ведь деревья — это и есть связанный углекислый газ. Большая часть жителей нашей планеты живет в бедности, и до сих пор потребление керосина в качестве горючего для ламп соизмеримо с количеством авиакеросина, которое потребляет вся гражданская авиация США. Может быть, надо учить людей обходиться без сжигания травы, вырубки леса? Снабжать их лампами с солнечными батарейками?

В мире около миллиарда автомобилей, добавьте к ним двигатели судов, поездов и самолетов. Реально ли все это перевести на электрическую тягу в обозримом будущем? Или стоит сосредоточиться на адаптации к реальным климатическим изменениям? Спасут ли нас от повышения уровня моря и суровых дождей ветряки и солнечные батареи, или нужно копать канавы и строить дамбы? А может, пора подумать о переселении повыше? Сегодня эти вопросы уже выходят за рамки научных дискуссий и приобретают вполне практический смысл.