Журнал редактором которого был некрасов. Н

Предварительный просмотр:

Н. А. Некрасов

I вариант

1 . Назовите журнал, редактором которого был Н. А. Некрасов.

а) «Эпоха»

б) «Русский вестник»

в) «Современник»

г) «Время»

2 Какой образ Музы создал в своих стихах Н. А. Некрасов?

а) музы мести и печали

б) образ Прекрасной Дамы

в) муза - легкомысленная красавица

г) муза - уездная барышня

3. Укажите название стихотворения Н. А. Некрасова, отрывок из которого приведен ниже.

А ты, поэт! Избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих!

а) «Памяти Добролюбова»

б) «Элегия»

в) «Поэт и гражданин»

г) «Рыцарь на час»

4. Определите жанр произведения Н. А. Некрасова «Железная дорога».

а) повесть

б) баллада

в) мадригал

г) поэма

5. Кому посвящены следующие строки стихотворения Н. А. Некрасова?

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений

а) В. Г. Белинскому

б) Н. А. Добролюбову

в) А. С. Пушкину

г) Н. В. Гоголю

6 Какие образы творчества Н. А. Некрасова стали воплощением авторского идеала?

а) женские образы

б) образы городской бедноты

в) образы революционеров-демократов

г) крестьянские образы

7 Вслед за А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем Н. А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н. А. Некрасов?

а) Петербург красив и помпезен

б) Петербург начертан схематически

в) Петербург - город нищеты и зла

г) город вечных праздников и любви

8 Укажите жанр «Кому на Руси жить хорошо?».

а) драма

б) повесть

в) роман-эпопея

г) поэма-эпопея

9 «Кому на Руси жить хорошо?» открывается сказочным зачином. Это позволяет автору:

а) подчеркнуть вымышленность описываемой
в произведении ситуации

б) совместить мир реальности и мир фантастики, что необходимо для дальнейшего раз
вития сюжета

в) оживить довольно сложный сюжет

г) заинтриговать читателя

10. Сколько было мужиков, отправившихся на поиски счастливого на Руси?

а) 5

б) 9

в) 7
г)3

11 Определите, кому из героев «Кому на Руси жить хорошо?» принадлежит следующий портрет.

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле,

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

а) Павлуша Веретенников

б) Ермил Гирин

в) Яким Нагой

г) Савелий-богатырь Святорусский

12. Кто первым встретился мужикам-правдоискателям?

а) Ермил Гирин

б) Оболт-Оболдуев

в) поп

г) Матрена Тимофеевна

13 О каком герое «Кому на Руси жить хорошо?» говорится в следующем отрывке?

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному.

Душой не покривил...

а) Ермил Гирин

б) Савелий

в) князь Утятин

г) Гриша Добросклонов

14 Укажите, какой сюжетный мотив положен в основу «Кому на Руси жить хорошо? ».

а) мотив превращения

б) мотив странствий

в) мотив испытаний

г) мотив борьбы

15Определите стихотворный размер в следующем отрывке.

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям...

а) ямб

б) хорей

в) дактиль

г) анапест

16. Дайте определение: гражданственность – это___ приведите примеры, демонстрирующие это качество творчества Н.Некрасова

Н. А. Некрасов

II вариант

1. Первый сборник Н. А. Некрасова, о котором

В. А. Жуковский отозвался: «Если хотите напечатать, то издавайте без имени. Впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи», - назывался:

а) «Мечты и звуки»

б) «Белая стая»

в) «Подорожник»

г) «Золото в лазури»

2. В середине 40-х годов XIX в. Н. А. Некрасов начал издавать альманахи, в которых отстаивал гоголевское направление в искусстве и литературе. Укажите одно из названий этих альманахов.

а) «Физиология Петербурга»

б) «Родина»

в) «Новое время»

г) «Жизнь Петербурга»

З Назовите адресата любовной лирики Н. А. Некрасова.

а) Е. А. Денисьева

б) А. П. Керн

в) А. Я. Панаева

г) Л. Д. Менделеева

4. Определите, к какому литературному направлению можно отнести творчество Н. А. Некрасова.

а) классицизм

б) романтизм

в) реализм

г) сентиментализм

5 Укажите название цикла стихотворений Н. А. Некрасова, в котором он выводит итоговую формулу: «Мерещится мне всюду драма».

а) «На улице»

б) «О погоде»

в) «Последние элегии»

г) «Песни»

6 Какое лирическое отступление из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя послужило поводом для создания стихотворения «Блажен незлобивый поэт»?

а) о птице-тройке

б) о толстых и тоненьких

в) о юности

г) о двух типах писателей

7 К какому стихотворению А. С. Пушкина восходят следующие строки некрасовской «Элегии»?

Увы! Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

а) «Деревня»

б) «Арион»

в) «Во глубине сибирских руд»

г) «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

8 Излюбленным стихотворным размером А. С. Пушкина был четырехстопный ямб, А. С. Грибоедова - вольный ямб, Н. А. Некрасова - ...

а) шестистопный ямб

б) хорей

в) дактиль и анапест

г) дольник

9 Какие чувства преобладают в любовной лирике Н. А. Некрасова?

а) восторг и радость

б) нежность и восхищение

в) страдание и ревность

г) преклонение перед возлюблено

10. Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо?» определил счастье как «покой, богатство, честь»?

а) мужики-правдоискатели

б) поп

в) Григорий Добросклонов

г) Матрена Тимофеевна

11 В какое время года начали свое путешествие мужики?

а) зимой

б) весной

в) осенью

г) летом

12 Какому герою из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» принадлежат следующие слова?

Эх! Эх! Придет ли времечко

Когда (приди, желанное!)...

Дадут понять крестьянину,

Что рознь портрет портретику,

Что книга книге рознь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого -

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

а) Павлуша Веретенников

б) Ермил Гирин

г) Вавила

13. Укажите, что не является вставным эпизодом в «Кому на Руси жить хорошо?».

а) бабья притча

б) легенда о двух великих грешниках

в) глава Савелий-богатырь Святорусский

г) рассказ о Ермиле Гирине

14 Назовите, кому посвящена глава «Пир на весь мир».

а) В. Г. Белинскому

б) Н. Г. Чернышевскому

в) Н. А. Добролюбову

г) А. А. Григорьеву

15. Основной формой повествования в главе «Пир на весь мир» является:

а) диалог

г) песня

16. Дайте определение: народность – это.. приведите примеры, демонстрирующие это качество творчества Н.Некрасова


В «Современнике» во всей полноте проявились замечательные черты Некрасова как редактора.

Некрасов очень рано проявил интерес к редакторско-издательской работе. Еще в 1840 г. он участвовал в журнале Ф.

А. Кони «Пантеон русского и всех европейских театров». В первой половине 1843 г. Некрасов выпускает небольшой альманах в двух частях «Статейки в стихах без картинок», а в 1844-1845 гг. - знаменитый сборник «Физиология Петербурга», который явился своеобразным манифестом новой «натуральной школы». В 1846 г. под редакцией Некрасова выходят «Петербургский сборник» и альманах «Первое апреля».

Обогатившись опытом редактирования этих изданий, Некрасов все чаще обращается к мысли о выпуске журнала. Так созрело решение взять в свои руки «Современник». Двадцать лет, с 1847 по 1866 г., стоял Некрасов во главе этого издания, ставшего органом революционной демократии. Целая эпоха русской жизни и революционного движения запечатлены на его страницах. Выход каждой книги «Современника» был событием, его тираж в годы подъема революционного движения достиг огромной для того времени цифры - десять тысяч. «Современник», как уже отмечалось, пропагандировал идеологию революционных разночинцев, выступал защитником крестьян, требовал коренных социально-экономических преобразований. На его страницах изложена программа крестьянской социалистической революции, выработанная Чернышевским, Добролюбовым и их соратниками. Здесь сотрудничали все крупнейшие писатели той поры - Тургенев, Толстой, Григорович, Герцен, Гончаров, Салтыков-Щедрин, крупные русские ученые. Выдающийся организатор, Некрасов создал такой журнал, какого не было прежде, и в смысле идейном, и в отношении структуры, внутренней организации материала.

Некрасову не пришлось самому разрабатывать принципы революционно-демократической журналистики и требования к журналу нового типа. Заслуга редактора «Современника» заключалась в другом: он претворил в жизнь программу, намеченную Белинским. Это проявлялось в том, что «Современник» был идейным органом, и все его отделы - беллетристика, стихи, критика, публицистика - выражали революционное направление издания. Сотрудники журнала были едины в оценке главных общественно-политических и эстетических проблем.

Можно и должно говорить о редакторском таланте Некрасова, его особом уменье находить авторов, увидеть в начинающем литераторе дар публициста и критика. Но главное, что определяло успех его деятельности как редактора - это четкие, несмотря на некоторые колебания, идейные позиции.

Обратимся, например, к 1856 г. В это время только развертывалась в «Современнике» работа Чернышевского. Почувствовав, куда ведет дело молодой разночинец, либерально настроенные сотрудники пытались дискредитировать его и выжить из журнала. Однако Некрасов как редактор был непреклонен, не согласился с либералами и отдал предпочтение не им, людям именитым, а молодому неизвестному критику. Более того, уезжая лечиться, Некрасов передает Чернышевскому редакторские обязанности.

Факт этот в истории журналистики необычайно важный и вовсе не случайный. Взгляды Некрасова и Чернышевского по многим эстетическим и политическим проблемам в это время совпадали, едины они были в вопросе о сущности и назначении искусства. Некрасов, как и Чернышевский, считал, что «нет науки для науки, нет искусства для искусства - все они существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека, для его обогащения знанием и материальными удобствами жизни».

Совпадала их оценка Гоголя и гоголевского направления. Сходились они в горячей приверженности принципам Белинского, стремлении возродить и дальше развить их в новых условиях. Это и было то главное, что определило отношение редактора к новому сотруднику.

Идейность и принципиальность Некрасова постоянно сказывались в отборе материала для «Современника». Ни известность, ни высокие рекомендации не действовали, если речь шла о вещи идейно неполноценной или малохудожественной.

Важной чертой деятельности Некрасова-редактора было стремление к коллективности в редакторской работе. Уже первые его шаги в журналистике отмечены стремлением привлечь передовых писателей к руководству альманахами, а затем журналами. Примечательно в этом смысле «обязательное соглашение» с Толстым, Тургеневым, Островским и Григоровичем в 1856 г. Позже, к концу 50-х годов, создается своеобразная «редакционная коллегия» в составе Некрасова, Панаева, Чернышевского и Добролюбова. Лишенный характерного для многих редакторов той поры тщеславия, Некрасов отлично понимал, что линия, выработанная коллективом, будет в большей мере отвечать задачам, стоящим перед страной. «В силу коллегиальности, - писал Н. К. Михайловский, индивидуальные особенности ничем не отражались на общем литературном деле, которое стояло не на темпераментах и характерах, а на убеждениях».

Деятельность Некрасова в «Современнике», как позже и в «Отечественных записках», не ограничивалась организационно-редакторскими обязанностями. Он много занимался тем, что можно назвать собственно редактированием - правил статьи, читал корректуры. Приходится поражаться, какой огромной по размаху и разносторонней по содержанию была эта работа. «...Честью Вас уверяю, - писал Некрасов Тургеневу 9 января 1850 г. в связи с подготовкой очередного номера «Современника», - что я, чтоб составить первую книжку, прочел до 800 писанных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал один роман (не мой), раз в рукописи и другой раз уже в наборе, переделывал еще несколько статей в корректурах, наконец, написал полсотни писем...».

Некрасова-редактора характеризовало бережное отношение к тексту, стремление сохранить авторскую манеру и индивидуальность. Если же возникала необходимость внести поправки в рукопись, он обычно просил сделать их самого автора.

Для Некрасова, несомненно одного из самых выдающихся руководителей журналов прошлого, в редакторской деятельности не было мелочей. Большое внимание уделял он языку и стилю материалов, намеченных к публикации. Главные требования его - краткость и ясность изложения, соответствие стиля теме. Даже в редакционно-технических делах он проявлял высокую требовательность и аккуратность.

Редакторская деятельность Некрасова - замечательная страница в истории русской журналистики. Его великое искусство делать журнал содержательным, ярким, интересным, хорошо организованным и сегодня поучительно для советских редакторов и журналистов.

  • Особенности правоотношений в сфере организации деятельности СМИ: учредитель, издатель, юридический статус редакции, права и обязанности жур-ста.
  • Современник ”– после “мрачного семилетия” журнал, редактируемый Некрасовым, заметно оживился. Здесь стали печататься И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой. Появляется на его страницах юмористический раздел “Ералаш” – и в нем афоризмы и сентенции пародийного персонажа Козьмы Пруткова.

    В журнале читатель находил яркие, насыщенные революционным пафосом стихи Некрасова, в 1857 г. здесь была напечатана повесть Щедрина «Жених», а в следующем году появился роман Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», посвященный теме рабства американских негров. Беллетристика журнала в целом все больше и больше служила пропаганде освободительных идей.

    Редакция вела огромную работу, направленную на то, чтобы в условиях жестокого цензурного режима изменить характер журнала. Еще летом 1856 г. было решено создать новый отдел - «Современная хроника политических событий в нашем отечестве и других странах». Издатели журнала, Панаев и Некрасов, обратились с письмом к министру народного просвещения. И хотя либеральным органам - «Русскому вестнику», «Русской беседе» - разрешили иметь отдел «Обозрение современных политических событий», просьба редакции «Современника» была отклонена.

    Ответить на запросы дня, предложить практическое решение той или иной проблемы, связанной с освобождением крестьян, можно было лучше всего в публицистическом произведении. И не случайно, что «Современник» как журнал общественно-политический окончательно складывается в середине 1858 г., когда стало возможно, хотя и с большими ограничениями, открытое обсуждение крестьянского вопроса. Немаловажную роль сыграл новый отдел журнала - «Устройство быта помещичьих крестьян». Авторы его разоблачали попытки помещиков сохранить крепостное право, последовательно отстаивали интересы крестьянства. В статьях, освещавших условия отмены крепостного права, удавалось излагать программу революционной демократии по крестьянскому вопросу.

    «Современник» под руководством Некрасова, Чернышевского и Добролюбова стал ярко выраженным политическим журналом, и это сделало невозможным участие в нем либеральной группы сотрудников. В 1858 г. «Современник» покинул Л. Толстой, в 1859 г. ушли А. Майков и Фет, в 1860 г. - Григорович и Тургенев.

    Самым важным, ярким и значительным по содержанию, влиянию на общество был демократический журнал «Современник», редактором которого по-прежнему оставался Н. Некрасов. Пережив годы «мрачного семилетия» (1848-1855), жестокую политическую реакцию, тормозившую развитие передовой русской журналистики после европейской революции 1848 г., Некрасов уже в середине 50-х годов предпринимает ряд мер к оживлению журнала, привлекает к исключительному сотрудничеству в нем видных писателей: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого и др., открывает юмористический отдел «Ералаш» (где впервые появляется литературный персонаж-пародия Козьма Прутков), ищет и находит новых сотрудников.



    Здесь были напечатаны лучшие статьи русской публицистики, многие стихи Некрасова, роман Чернышевского «Что делать?», здесь началась сатирическая деятельность великого русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Все годы издания «Современника» цензура зорко следила за ним, в 1862 г. журнал был приостановлен за революционное направление на шесть месяцев, а в 1866 г., уже после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского, был вовсе закрыт с нарушением законодательства о печати по личному распоряжению царя.



    Лидеры журнала - Некрасов, Чернышевский, Добролюбов имели исключительный авторитет и влияние на современников. Статьи Чернышевского, Добролюбова, стихи Некрасова читали с увлечением передовые деятели других народов, населявших Россию и славянские страны.

    6. Герцен и Огарев. «Полярная звезда», «Колокол»

    «Колокол»

    В 1856 г. в Лондон приезжает друг Герцена Н.П. Огарев, чтобы принять участие в деятельности Вольной русской типографии. Учитывая оживление демократического движения после окончания Крымской войны, они вдвоем принимают решение издавать периодический орган, который будет выходить значительно чаще «Полярной звезды», и дают ему название «Колокол». «Колокол» стал выходить с июля 1857 г. Это была газета, которую печатали один-два раза в месяц, но иногда периодичность меняли,«Vivo voco!», т.е. «Зову живых!» провозглашали Герцен и Огарев в эпиграфе своей газеты. Позднее к нему присоединился еще один: «Земля и воля», что выражало главное требование «Колокола» по крестьянскому вопросу. В программе издания выдвигались три основных требования:

    «Освобождения слова от цензуры!

    Освобождение крестьян от помещиков!

    Освобождение податного сословия <т.е. крестьян> - от побоев!»

    Герцен с первых же номеров развернул в «Колоколе» критику крепостников-помещиков, всего государственного строя царской России. Особенно остро критикует он помещиков, их жестокое отношение к крестьянам, царских сановников-казнокрадов, глухих к страданиям народных масс. Вместе с тем Герцен еще надеется в среде передового дворянства найти по примеру декабристов людей, способных заставить правительство отказаться от своей жестокой политики по отношению к собственному народу.

    Герцен много сделал для развития газетно-журнальных жанров революционного издания. У него появился прообраз передовой статьи. Он ввел много рубрик: «Под суд», «Правда ли?», «Под спудом», очень ярким сделал отдел мелких критических корреспонденции под названием «Смесь», успешно использовал памфлет, мастерски вел комментирование сообщений из России. Горячий патриотизм был основой всех разоблачений Герцена, его критики.

    Однако Герцену присущи в это время были и определенные иллюзии. Он еще верил в добрые намерения дворянского царя Александра II, он еще полагал возможным прогресс страны по доброй воле дворян, надеялся на отмену крепостничества «сверху». В конце 1850-х годов Герцен обращается с рядом открытых писем к царю, где выражает свою надежду, что царь не позволит дальше обманывать себя и даст свободу крестьянам. Надо сказать, что уже сам факт обращения частного лица, журналиста, к царю-самодержцу всея Руси как равному гражданину было невиданной дерзостью. Такое обращение Герцена несло в себе революционный заряд, заряд непочтения. Но все же это была слабость Герцена, что было проявлением либеральных колебаний, надежд на добрую волю царя. Такая позиция Герцена вызвала протест со стороны последовательных русских демократов, какими были Чернышевский и Добролюбов. Но, конечно, эти либеральные ноты у Герцена были лишь отступлением от демократической линии, а не выражением существа его издания. Главная причина этих колебаний пояснена В.И. Лениным в статье «Памяти Герцена». Герцен, выехавший из России в 1847 г., не мог еще видеть в ней революционного народа: народ спал, задавленный веками крепостнического гнета. Но стоило Герцену увидеть революционный народ в шестидесятые годы, он твердо встал за революцию.

    Реформа 1861 г., которую царское правительство все же вынуждено было провести и отменить крепостное право, сначала обрадовала Герцена, но анализ условий освобождения еще раз раскрыл глаза Герцену на антинародную политику в крестьянском вопросе правительства. Восстания крестьян против условий освобождения, которые снова закабаляли, обезземеливали их, заставили Герцена повести более решительно пропаганду революционной борьбы за волю и землю.

    Герцен и особенно Огарев критикуют крестьянскую реформу 1861 г. «Народ царем обманут», - пишет «Колокол» в июле 1861 г. Герцен дает широкую информацию и комментарий к восстаниям в России против реформы. «Русская кровь льется», - пишет Герцен о карательных мерах царского правительства. Особенно его потрясло восстание в селе Бездна, где были расстреляны крестьяне и убит их предводитель Антон Петров.

    Теперь Герцен и Огарев прямо обращаются к русскому народу и революционной молодежи с призывом к восстанию против самодержавия. Герцен осуждает правительство за арест и ссылку вождя русской демократии - Н.Г. Чернышевского. Огарев пишет ряд прокламаций, обращенных к войску, молодежи. «Заводите типографии!», - советуют они революционерам в России. Герцен решительно рвет с либералами (Тургеневым и др.), которые встали на сторону правительства.

    Особенно ярко революционные убеждения Герцена и Огарева проявились в связи с польским восстанием 1863 г. Русское общество, в том числе либеральное, было охвачено патриотическим шовинизмом, царские войска жестоко расправлялись с повстанцами.

    В этих условиях Герцен принял сторону повстанцев. Он привлек в «Колокол» В. Гюго для поддержки польского восстания. В. Гюго написал обращенные к русским войскам пламенные слова: «Перед вами не неприятель, а пример». Резко осудил «Колокол» главаря консервативной русской журналистики Каткова, который требовал расправы с мятежными поляками. Катков, в свою очередь, начал публичную дискредитацию идей Герцена.

    Успех «Колокола» все годы издания был чрезвычайным. Россия, по свидетельству современников, была наводнена этой революционной газетой.

    Однако в России революционная ситуация конца 50-х - начала 60-х годов не переросла в революцию - стихийные крестьянские бунты не могли привести к успеху. Царизму удалось справиться с кризисом, изолировать вождя русской революционной демократии Чернышевского, сослав его в далекую Сибирь.

    В связи с таким положением в стране «Колокол» стал выходить реже и в 1867 г. перестает издаваться вовсе. Испытав сожаление, что революция в России не осуществилась, Герцен в последний год издания «Колокола» начинает все чаще обращаться к фактам революционной борьбы европейского пролетариата, деятельности I Интернационала, организованного К. Марксом. Особенно интересными в этом отношении являются «Письма к старому товарищу», написанные уже после закрытия «Колокола». Это обращение к концу жизни (Герцен умер в 1870 г.) к I Интернационалу подчеркивает чуткость русского журналиста ко всем новым фактам революционной деятельности на Западе. Но главная боль Герцена была в России: ни свободы, ни демократии в ней не осуществилось.

    Следует отметить, что идеи Белинского и Герцена оказали большое воздействие на многих общественных и литературных деятелей народов России и славянских стран последующих десятилетий.


    2.1 Начало нового «Современника» . . . . . . . . . . 9
    2.2 Душа «Современника» . . . . . . . . . 12
    2.3 История возрождения журнала «Отечественные записки» . . . . . . . . . 14
    2.4 «Право печататься» в «Отечественных записках» . . . . . . . . . .16
    2.5 Международная известность и международное значение журналов. . . .18

    Глава 3. Принципы редакционной работы Некрасова. . . . . . . . . .19
    Заключение. . . . . . . . . .22
    Список литературы. . . . . . . . . .24

    Введение
    В литературоведении давно уже обращено внимание на то громадное значение, которое имели в истории русской литературы и русского освободительного движения два журнала, выходившие под редакцией Н.А. Некрасова – «Современник» (с1847 по 1866) и «Отечественные записки» (с 1868 по 1877) и на то воздействие, которое оказывали некрасовские журналы на творчество многих писателей и поэтов, участвовавших в них.
    Некрасов был выдающимся редактором. В течение тридцати лет он руководил лучшими изданиями прогрессивной русской журналистики XIXв. Трудно переоценить значение деятельности Некрасова – редактора журнала, через школу которого прошли Тургенев и Гончаров, где начинал Лев Толстой, а критиками были сначала Белинский, позднее – Чернышевский и Добролюбов. Но Некрасов и сам незаурядный литературный критик.

    Цель данной контрольной работы – изучить деятельность Некрасова как редактора в истории русской журналистики, в истории русской литературы и международное значение некрасовских журналов.
    Контрольная работа состоит из трех глав, первая из которых дает общую характеристику редакторско-издательской деятельности А.Н. Некрасова, начиная с начала его литературного пути.
    Следующие две главы посвящены деятельности Некрасова – редактора двух лучших журналов – «Современник» и «Отечественные записки», определивших многие существенные моменты в развитии русской литературы. Обращено внимание на то воздействие, которое оказали некрасовские журналы на творчество многих писателей и поэтов, участвовавших в них.
    В третьей главе говорится о принципах редакторской работы Некрасова, а о принципах редакционной правки позволяет судить его переписка с авторами, для чего представлены отрывки из писем Некрасова некоторым авторам и отрывок из статьи с его литературной правкой.

    Глава 1. Общая характеристика редакционно-издательской деятельности Н.А. Некрасова
    Начало литературного пути Некрасова Путь Некрасова и в жизни, и в творчестве был нелегким. Его «университеты» оказались далекими от того, что могла обещать жизнь молодому человеку из дворянской семьи среднего достатка.
    Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821г. в украинском местечке Немирове. Там служил тогда в армии его отец, вскоре вышедший в отставку и поселившийся в своем ярославском селе Грешневе. Ранние впечатления во многом определили тот факт, что, даже сделавшись великим всероссийским поэтом, Некрасов остался певцом Волги и русского севера. Многое из того, что будет потом содержанием его стихов, прошло через собственный опыт еще маленького Некрасова, и прежде всего – людские муки. Страдания дворовых, крестьян, бурлаков воспринимались как личное, свое, рождая ненависть к источнику – крепостному праву и к его носителям – крепостникам. А ненависть взывала к борьбе.
    В те же годы приходит осознание того, что писать нужно о жизни, как она есть, что реальная действительность рвется в литературу, требует своего места в ней.
    Некрасов – народный поэт и не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ. Отсюда все его особенности: герои, темы, образы, ритмы. Народный поэт. И нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще.5
    Становлению Некрасова очень способствовало знакомство с Белинским в 1843г. Сколь многим поэт считал себя обязанным Белинскому, видно хотя бы из того, что он позднее постоянно обращался к образу великого критика-революционера: в поэмах «Белинский» и «Несчастные», в стихотворении «Памяти Белинского» и в др.
    Вообще, литературную деятельность Некрасова уже вначале отмечает необычайное многообразие жанров. В борьбе с жизнью, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывается характер не только писателя, поэта, но и одного из руководителей литературного процесса, организатора передовых литературных сил. В середине 40-х гг. Некрасов уже издатель нескольких альманахов. Два из них – «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» - объединяли лучших представителей гоголевского направления. С 1847г. по 1866г. поэт издает и редактирует журнал «Современник», а с 1868г. и до самой смерти – журнал «Отечественные записки».10
    Основа редакторско-издательской деятельности Некрасова В основу своей издательской деятельности Некрасов «положил программу и принципы революционно-демократического журнала, разработанные В.Г. Белинским, а выполнение этой программы считал делом своей жизни».
    Можно добавить, что не только теоретические положения, высказанные Белинским о задачах журналистики (журнал «должен… иметь свое направление, свой характер, словом, быть выразителем своей мысли») но и личность самого критика, его организаторский талант, принципиальность, будучи постоянным примером для Некрасова, оказывали решающее влияние на его журнальную деятельность.3
    Таковы слова Некрасова из проспекта «Об издании «Современника» в 1857г.»: «Успехи литературы зависят как от развития деятельности писателей, уже пользующихся заслуженною известностью, так и от готовности журналов открывать дорогу к известности вновь являющимся дарованиям». По мнению Некрасова, журнал есть активный участник литературного процесса. Именно эти мысли Некрасова дают ясное представление о том направлении, в котором следует вести изучение роли некрасовских журналов в развитии русской литературы. 9
    Изучение русского литературного процесса в XIXв. невозможно без ясного представления о крупнейших журналах эпохи, о позиции их в вопросах общественной жизни и литературы. В 1840 – 1880гг. ведущие журналы часто бывали литературными центрами; они стремились объединить вокруг себя близких по идейно-художественным целям писателей, порою даже выступали в качестве организаторов литературных школ. И именно в связи с этим особенного внимания заслуживает роль Некрасова как редактора двух лучших журналов, определивших многие существенные моменты в развитии русской литературы. Об этом прекрасно сказал Н.Г. Чернышевский, слова которого как нельзя лучше помогают установить правильную точку зрения на деятельность Некрасова, помогают в полной мере оценить все значение его как редактора в истории русской журналистики и в истории русской литературы: «Некрасов – мой благодетель. Только благодаря его великому уму, высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал. Я хорошо служил своей родине и имею право на признательность ее, но все мои заслуги перед нею – его заслуги».10
    Но, разумеется, главным фактором, влияющим на развитие русской литературы XIXв., были сами журналы Некрасова. Значение некрасовских журналов заключалось прежде всего в том, что в них формировалась та самая «партия народа в литературе». Разумеется, в те времена понятие «партия» отличалось от современного, но и тогда оно включало в себя сознательное, целеустремленное служение определенным идеалам, убежденное отстаивание своих позиций и решительную борьбу с идейными врагами.
    Неслучайно и реакционные деятели воспринимали некрасовские журналы как центры партий. 9
    История возрождения журнала «Отечественные записки» дает особенно ясное представление о той роли, которую сыграл Некрасов-редактор в истории русской литературы. В том, что за «Отечественными записками» была установлена репутация демократического органа, несомненная заслуга Некрасова. Уже одно только имя поэта придавало журналу совершенно определенную окраску. И многие литераторы считали для себя честью сотрудничать в новом некрасовском журнале. Дело именно в том и состояло, что в условиях русской жизни для писателей демократического лагеря нужен был свой собственный журнал, свой орган, который бы стал для них своеобразным литературным центром.11

    Глава 2. Некрасов – организатор журналов
    2.1 Начало нового «Современника»
    В литературоведении давно уже обращено внимание на то воздействие, которое оказывали некрасовские журналы на творчество многих писателей и поэтов, участвовавших в них.
    В «Современник» Некрасов пришел уже опытным редактором. После издания «Петербургского сборника», в котором Некрасову удалось собрать лучшие силы передовой литературы, у него было все для осуществления заветной мысли – создания боевого журнала во главе с Белинским и сотрудниками, воплощавшим все будущее русской литературы.9
    В начале 1840-х гг. начинается активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Он почувствовал, что пришло время более тесно сплотить ряды передовых русских литераторов, объединить их вокруг одного печатного органа с единой идейной и эстетической платформой. И в этом его поддержал и оказал самую существенную помощь Белинский.
    По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с крепостничеством, с основами самодержавного строя и с реакционной литературой. С помощью друзей поэт вместе с писателем И.И. Панаевым в конце 1846г. взял в аренду журнал «Современник», основанный еще А.А. Пушкиным. Когда-то это был один из лучших русских журналов, но теперь под редакцией П.А. Плетнева влачил жалкое существование. Некрасов произвел полную реорганизацию журнала. Ведущими сотрудниками «Современника» стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.
    Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в январе 1847г. Это было событие огромного общественного и литературного значения. В России появился, наконец, журнал, открыто выступавший за освобождение крестьян и возглавивший борьбу лучших сил передовой русской интеллигенции против мерзостей «гнусной рассейской действительности» (В.Г. Белинский).
    В течение первых двух лет издания «Современника» на его страницах были напечатаны роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история», роман А.И. Герцена «Кто виноват?», его повести «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка», рассказы И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника», повести Д.В. Григоровича «Антон-Горемыка», А.В. Дружинина «Полинька Сакс», годовые обзоры В.Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846г.», а также многие другие его статьи и рецензии, стихотворения Некрасова, стихи Н.П. Огарева, А.Н. Майкова и другие произведения. 10
    Весной 1848г. царское правительство под влиянием революционных событий во Франции и участившихся выступлений крестьян против помещиков в России предприняло ряд суровых мер для борьбы с любыми проявлениями свободомыслия. За деятельностью «Современника» был установлен строгий цензурный надзор. Любой намек на несовершенство общественных отношений, любая даже малейшая критика крепостнических порядков и правительственных распоряжений безжалостно преследовались. Бывали случаи, когда почти половина материалов «Современника», представленных в цензуру, запрещалась. В стране установилась жестокая реакция. «Темная семилетняя ночь напала на Россию», - писал А.И. Герцен. И продолжалась она до самой смерти Николая I в 1885г.
    Тяжелые времена наступили для «Современника». Один за другим в III отделение стали поступать доносы. В одном из них Белинский обвинялся в пропаганде коммунистических идей и в недостатке уважения к «прежним писателям нашим», а известный своими реакционными взглядами журналист Ф.Б. Булгарин писал о Некрасове, что он «самый отчаянный коммунист» и «страшно вопит в пользу революции».
    Издавать журнал в обстановке правительственной реакции было не только трудно, но и опасно. По Петербургу ходили слухи, что власти намереваются закрыть «Современник». Только благодаря упорству, воле и энергии Некрасова журнал был спасен от разгрома.
    Правда, без статей Белинского (он умер в 1846г.) потускнел отдел критики и публицистики, а цензура безжалостно кромсала материалы, подготовленные для художественного отдела. Иной раз приходилось буквально на ходу производить замену одного произведения другим, чтобы журнал все-таки вышел в свет. В письмах Некрасова того периода к друзьям и сотрудникам постоянно встречаются жалобы на то, что «нечего печатать», «нет материалов». Порой положение казалось отчаянным. Но Некрасов не терял присутствия духа. 9
    Ценой невероятных усилий все-таки удалось сохранить лицо «Современника» и опубликовать на его страницах в период «мрачного семилетия» (1848 – 1855) произведения таких известных русских писателей, как И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Ф. Писемский, Д.В. Григорович, таких поэтов, как Н.П. Огарев, Я. П. Полонский, А.А. Фет и др. Мало того, Некрасов привлек к сотрудничеству в журнале и новые литературные силы. Он первый угадал в никому неизвестном офицере, приславшем в «Современник» свою повесть «Детство», подписанную «Л.Н.», будущего гениального художника Л.Н. Толстого, морально поддерживал его и заставил поверить в свой талант. 10
    В обстановке реакции, царившей в стране, и жестокого цензурного гнета, когда любое проявление свободомыслия беспощадно преследовалось, редакции «Современника» нелегко было поддерживать высокий идейно-художественный уровень журнала. На его страницах в период «мрачного семилетия» не так уж часто печатались талантливые произведения, и это не могло не сказаться на подписке. Мало было подписчиков, мало было и денег в кассе. Об этом Некрасов откровенно поведал Чернышевскому и пригласил его сотрудничать, обещая по мере возможности снабжать его работой.
    2.2 Душа «Современника»
    Глубокая идейность и последовательная принципиальность – важнейшие черты редакторской деятельности Некрасова. С той же строгой принципиальностью подходил Некрасов к подбору сотрудников, считая, что они в той или иной мере должны разделять его идейные убеждения, и имел в себе мужество идти на разрыв даже с лично близкими ему писателями, если их взгляды были противоположны направлению его изданий. Зато он «никогда не стеснял» ведущих сотрудников «Современника» в самые славные годы его издания – Чернышевского и Добролюбова.8
    Весной 1853г. в редакцию «Современника» пришел Н.Г. Чернышевский. Уже при первом знакомстве с ним Некрасов сумел по достоинству оценить его незаурядную личность. Обычно довольно скрытный и сдержанный в общении с незнакомыми людьми Некрасов на этот раз изменил своему правилу и говорил с ним просто и доверительно. Он рассказал Чернышевскому о положении дел в «Современнике», которое в то время было далеко не блестящим.
    «Только благодаря его (Некрасова) великому уму, высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал. Я хорошо служил своей родине и имею право на признательность ее, но все мои заслуги перед нею – его заслуги» - писал Чернышевский. Эти слова – высокая оценка редакторской деятельности Некрасова.
    Некрасов умел ценить такого сотрудника, понимая, что будущее принадлежит ему, а не писателям-дворянам. Чернышевский скоро занял первое место в критическом и публицистическом отделах журнала.2
    Перед «Современником» остро стоял вопрос об укреплении демократической группы журнала, о воспитании новых писателей, способных противостоять старым. В это время и появился Добролюбов с первой своей статьей, и понятна была радость Чернышевского, когда он угадал в молодом студенте талантливого критика и своего единомышленника, почувствовал в нем будущую опору в литературной борьбе. Некрасов по возвращении из-за границы одобрил этот выбор и согласился с Чернышевским поручить Добролюбову руководство критико-библиографическим отделом журнала. Некрасов с первых дней стал безгранично доверять новому сотруднику; это видно хотя бы из того, что всего через несколько месяцев он сделался уже одним из членов редакции журнала.
    Надо подчеркнуть громадную заслугу Некрасова, который смело привлек к работе таких молодых, начинающих журналистов, какими были Чернышевский и Добролюбов. По справедливым словам Антоновича, «Добролюбов в глазах литераторов, сверстников и друзей Некрасова был мальчишкой, не имевшим солидной подготовки… Но Некрасов… своим опытным редакторским взглядом увидел в нем драгоценного сотрудника и принял его в состав редакции».
    Соотношение сил в «Современнике» резко изменилось с приходом Добролюбова. Чернышевский и Некрасов получили в его лице мощное подкрепление, что не замедлило сказаться на общем облике журнала.2
    Что же касается до разрыва Тургенева с «Современником», повлекшего за собой весьма важные последствия как для самого писателя, так и для журнала, то здесь нельзя не вспомнить принципиальность, которую проявил в этой конфликтной ситуации Некрасов. От него зависело не просто решение вопроса о том, печатать или не печатать статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», вызвавшую недовольство Тургенева. Речь шла о судьбе журнала, ставшего к тому времени органом революционной демократии. Решался вопрос о месте журнала в литературной жизни, о той роли, которую он должен был сыграть в общественно-политической борьбе эпохи.9
    Высокое чувство ответственности перед литературой, ясное понимание задач передового русского журнала в один из переломных моментов истории помогли Некрасову победить чувства личной привязанности (что далось очень нелегко). Журнальная трибуна была спасена для Чернышевского и Добролюбова, и в этом одна из крупнейших заслуг Некрасова-редактора.
    2.3 История возрождения журнала «Отечественные записки»
    Мысль о создании нового журнала – трибуны демократической мысли – овладела Некрасовым тотчас после закрытия «Современника»; практическое осуществление этого было и очень сложным и очень смелым делом. Вначале, летом 1867г., родился план издания периодических сборников, заменявших журнал. Но это было полумерой. И лишь только наметилась возможность подчинить себе журнал Краевского, который к тому времени потерял (подобно плетневскому «Современнику») всякое направление и влачил жалкое существование, - Некрасов принялся за это дело. Журнал становился убыточным, и Краевскому было выгодно передать его Некрасову. Однако сочетание имен Краевского и Некрасова в одном издании казалось невозможным. Даже близким Некрасову литераторам и журналистам этот смелый маневр представлялся изменой направлению «Современника». Хотя и с большим трудом, но «Современник» начал возрождаться в «Отечественных записках». Не обошлось и без потери некоторых сотрудников «Современника» и тяжелых обвинений с их стороны против Некрасова.
    В нотариальном соглашении, после упорного сопротивления со стороны Краевского, было записано: «1) Некрасво принимает на себя исключительное заведование во всем, что касается собственно редакции и становится гласно ответственным редактором этого журнала как перед правительством, так и пред публикой… 2) Краевский, оставаясь собственником журнала, принимает на себя все обязанности издателя, то есть всю хозяйственную часть издания».4
    Однако добиться от правительства гласного утверждения Некрасова ответственным редактором и тем самым освободиться от редакторского имени Краевского на обложке журнала не удалось, несмотря на неоднократные попытки: правительство не шло на это до последних дней жизни поэта.
    Началась почти такая же многострадальная, как у «Современника», жизнь некрасовских «Отечественных записок» и их негласного редактора. Ведение журнала он разделил с Салтыковым-Щедриным.
    Пожалуй, больше и шире, чем в «Современнике», Некрасов был вынужден прибегать в «Отечественных записках» к «подкармливанию зверя» - задабривания цензоров – Феофила Толстого и Фукса и крупного цензурного чиновника Лазаревского. С их помощью создавалась своеобразная система защиты журнала. Правда, Некрасов иной раз слышал упреки в беспринципности своего общения и даже дружбы. Но, видимо, обстоятельства обязывали: по новым цензурным условиям, при малейшей оплошности номер журнала сжигался.
    1-й номер «Отечественных записок» 1868г. был уже некрасовским.
    История возрождения журнала «Отечественные записки» дает особенно ясное представление о той роли, которую сыграл Некрасов-редактор.4
    По мнению многих исследователей, 1868г. (год начала издания «Отечественных записок» под редакцией Некрасова) был началом нового периода в истории русской литературы. Возник орган, ставший своеобразным литературным центром, объединявший и направлявший творчество многих писателей-демократов.
    При всех затруднениях, с которыми сталкивалась на первых порах редакция журнала, в одном отношении ее положение было облегчено: не нужно было создавать традиции – они уже существовали. Задача заключалась в том, чтобы развивать их в соответствии с потребностями нового времени. Роль Некрасова в этом отношении была высоко оценена его современниками.1
    2.4 «Право печататься» в «Отечественных записках»9
    В том, что за «Отечественными записками» была установлена репутация демократического органа, несомненная заслуга Некрасова. Уже одно только имя поэта придавало журналу совершенно определенную окраску. И многие литераторы считали для себя честью сотрудничать в новом некрасовском журнале. В ответ на приглашение участвовать в «Отечественных записках» А. Плещеев писал Некрасову: «Быть сотрудником журнала, редактируемого Вами, я считаю не только за особенное удовольствие, но и за честь… Ведь, право, руки отнимались – работать никакой охоты не было, когда ни одного сколько-нибудь сносного журнала не было». Это очень важное признание. Суждения А. Плещеева позволяют яснее осознать все значение деятельности Некрасова-редактора.
    Необходимо было чувствовать себя все время в окружении единомышленников, знать, что в журнале соседние материалы не только не будут создавать впечатление диссонанса, но, напротив, будут усиливать, поддерживать основные тенденции их творчества.
    Но объединение демократических сил шло на строго принципиальной основе. С самого начала новая редакция «Отечественных записок» принимала все меры к тому, чтобы направление журнала было выдержанным. Поэтому к участию в нем не допускались авторы, чья политика и литературная позиция могла набросить какую-либо тень на новый орган печати. О том, как тщательно подбирались авторы для журнала, свидетельствуют неопубликованное письмо Я.П. Полонского: «Н.А. Некрасов, возвращая мне мои стихотворения, сказал мне, что они ему нравятся и что он охотно бы напечатал их, если бы мое участие в «Литературной библиотеке» не бросало на меня тень, что, для того чтобы иметь право печататься в «Отечественных записках», мне следует довести до сведения публики, что я отрекаюсь от всякого соучастия с Г. Богушевичем…»
    «Право печататься» в «Отечественных записках» предоставлялось новой редакцией далеко не всем желающим, в чем проявлялась забота о выдержанности направления журнала. Такой строгий отбор в особенности был характерен для начального периода существования журнала, пока его авторитет не был укреплен в глазах демократического читателя.
    Реакционную же критику раздражали сплоченность участников нового некрасовского журнала, близость их взглядов, следование традициям «Современника». «Беллетристика… убеждает, - говорилось, например, в «Заре», - что в «Отечественные записки» вселился дух умершего «Современника». Известно, что дух этого покойника отличался удивительной цельностью; книжки «Современника» были замечательны единством своего состава, полнотой внутренней гармонии. Качество это присуще и «Отечественным запискам».
    По существу, об этом же было сказано позже в журнале «Гражданин»: «… «Отечественные записки» - это семья, которую папенька Н.А. Некрасов держит в известном порядке, внутреннем и внешнем, во имя преданий блаженной памяти «Современника».
    Цензура в свою очередь не уставала обвинять «Отечественные записки» в том, что тщательно подобранные материалы последовательно и планомерно выражали демократические взгляды сотрудников журнала. В 1847г. начальник Главного управления по делам печати М. Лонгинов говорил, что статьи попадают в «Отечественные записки» неслучайно и «все они составляют, но уже в более резкой форме и обширнейших размерах, продолжение пропаганды тех идей, которые слишком хорошо известны, как присущие большинству нынешних главных сотрудников «Отечественных записок».
    2.5 Международная известность и международное значение «Современника» и «Отечественных записок»9
    Самый тип журнала, который был центром общественно-политической и литературной жизни, который сыграл важную роль в истории общественной мысли свой страны, мог сложиться в России.
    Широко известно исключительно важное значение русской литературы в истории русской общественно-политической жизни, что тесно связано с проблемой мирового значения русской литературы. Историю русской литературы в ряде случаев нельзя оторвать от истории русской журналистики. Есть все основания поставить вопрос о международном значении лучших русских журналов XIXв. Н.К. Михайловский был совершенно прав, когда писал: «Европейские энциклопедические журналы действительно не имеют того руководящего значения, какие имели или могут иметь наши «толстые» ежемесячники. Но это зависит от разницы в условиях нашей и европейской жизни…».
    В.И. Кулешов сопоставил «Отечественные записки» 1840-х гг. (времен Белинского) с ведущими журналами Западной Европы и в связи с этим высказал некоторые соображения о месте и значении русского журнала «во всеевропейском идейно-литературном движении 40-х гг.». С еще большим основанием можно говорить об этом применительно к журналам Некрасова.
    Конечно, далеко не все русские журналы сумели стать центрами общественно-политической и литературной жизни. После закрытия в 1884г. «Отечественных записок» таких журналов, по существу, уже не было. Тем большего внимания и уважения заслуживает деятельность Некрасова, почти 30 лет редактировавшего два лучших журнала, которые на протяжении всех этих лет были активнейшими участниками русского литературного процесса, собирателями и воспитателями целой плеяды молодых талантов.

    Глава 3. Принципы редакторской работы Некрасова
    О принципах редакторской работы Некрасова над статьями «Современника» и «Отечественных записок» позволяет судить его переписка с авторами. Письма Некрасова к сотрудникам его журналов носят обычно сугубо деловой характер. Это были письма скорее не поэта, но именно редактора, обладавшего даром открытия для русской литературы новых талантов. Поэтому любые советы, содержащиеся в этих письмах, получали особый смысл и значение, ибо они подкреплялись авторитетом не только Некрасова-поэта, но и Некрасова-редактора.9
    Некрасов бережно относился к чужому тексту, стараясь не править его без согласования с автором. Чаще всего он и ограничивался советом, как сделать рукопись лучше, справедливо полагая, что надо дать возможность автору самому сделать свое произведение «возможно лучше». Некрасов настойчиво добивался того, чтобы содержанию соответствовала форма изложения, упорно боролся с многословием, приводившим к нарушению художественности произведения, когда подчеркивались детали в ущерб главному, важному.
    Некоторое представление об этом могут дать приведенные в качестве примера письма Некрасова авторам:
    Из писем Некрасова
    Н.М. Сатину
    [ … ] «Сон в летнюю ночь» напечатан; что касается до «Бури», то нам хотелось бы, чтоб этот перевод, сделанный Вами 25 лет тому назад, Вы пересмотрели и исправили. Если Вы возьметесь сделать сами, то и прекрасно. Если же Вам возиться не захочется, то предоставьте нам; иногда, переменив одно слово или даже сделав только перестановку в словах, видишь, что стих выигрывает; это и понятно, ибо в 25 лет русский язык и стих сделали успехи […]

    А.Н. Еракову
    «Любезный друг. По этой книге можешь видеть, что я нашел в твоей статье много корректурных ошибок, которые надо выправить; но я не проверял цифр, думаю, что там тоже есть ошибки; если они окажутся, то статья много потеряет; советую дать кому-нибудь постороннему сверить цифры с оригиналом, ибо редкий автор может быть сам корректором своего произведения – это дознано опытом…»

    Отрывки из статьи В.Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846г.» с литературной правкой Н.А. Некрасова

    Текст В.Г. Белинского Текст после правки
    Н.А. Некрасова
    […] В русской литературе […] В русской литературе еще
    еще не было примера так не было примера такого быстрого
    скоро, так быстро сделанной успеха, какой имел г.Достоевский
    славы, как слава г.Достоевского при первом своем появлении…

    […] «Двойника» оценили только […] «Двойник» мог заинтересовать
    немногие дилетанты искусства, только немногих дилетантов
    для которых литературные искусства, для которых
    произведения составляют литературные произведения
    предмет не одного наслаждения, составляют предмет не одного
    но и изучения. наслаждения, но и изучения

    Слишком мало материала накоплено исследователями для суждений о принципах редакционной правки Некрасова. Вопрос этот имеет немаловажное значение, так как непосредственная работа Некрасова над чужими рукописями может быть рассмотрена как попытка воздействия на творчество тех или иных поэтов или как оказание творческой помощи начинающим литераторам. К сожалению, мало известно о характере той правки, тех изменений, которые он вносил в сотни рукописей, но сами-то авторы знали о тенденциях этих редакторских изменений и в дальнейшем творчестве учитывала их. Сохранилось крайне мало материалов, которые могли бы помочь восстановить конкретную работу Некрасова-редактора над авторскими рукописями.8
    Некрасов не только умел находить материал, он умел его организовать. Книжки «Современника» и «Отечественных записок» производит неизгладимое впечатление именно своей организованностью и монолитностью. Материал подобран и расположен так, что статьи и литературно-художественного отдела («Словесность», и научного, и политического, и критико-библиографического бьют в одну цель, подкрепляя, углубляя и развивая одна другую. 11

    Заключение
    Литературная деятельность Некрасова уже вначале отмечает необычайное многообразие жанров. В борьбе с жизнью, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывается характер не только писателя, поэта, но и одного из руководителей литературного процесса, организатора передовых литературных сил. В середине 40-х гг. Некрасов уже издатель нескольких альманахов. Два из них – «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» - объединили лучших представителей гоголевского направления. С 1847 по 1866 год поэт издает и редактирует журнал «Современник», а с 1868 и до самой смерти – журнал «Отечественные записки».
    Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в январе 1847г. Это было событие огромного общественно-политического значения.
    Трудно переоценить деятельность Некрасова-редактора журнала, через школу которого прошли Тургенев и Гончаров, где начинал Лев Толстой, а критиками были сначала Белинский, позднее – Чернышевский и Добролюбов. Завербовать хорошего сотрудника для журнала, создать для него максимально-благоприятные условия Некрасов стремился прежде всего потому, что хороший сотрудник нес за собой хорошую литературную продукцию, которая соответствовала бы и идеологической платформе его журнала и высокому литературному и художественному уровню. Один из современников справедливо заметил о Некрасове, что он «был тонкого обоняния редактор», т.е. обладал огромным литературным вкусом.
    Глубокая идейность и последовательная принципиальность – важнейшие черты редакторской деятельности Некрасова. Этими чертами определялась общественно-политическая и литературная программа руководимых им журналов.
    С той же строгой принципиальностью подходил Некрасов к подбору сотрудников, считая, что они в той или иной степени должны разделять его идейные убеждения.
    Значение некрасовских журналов заключалось прежде всего в том, что в них формировалась та самая «партия народа в литературе» - сознательное, целеустремленное служение определенным идеалам, убежденное отстаивание своих позиций и «решительную борьбу с идейными врагами».
    История возрождения журнала «Отечественные записки» дает особенно ясное представление о той роли, которую сыграл Некрасов-редактор в истории русской литературы. Объединение демократических сил шло на строго принципиальной основе. «Право печататься» в «Отечественных записках» предоставлялось новой редакцией далеко не всем желающим, в чем и проявлялась забота о выдержанности направления журнала.
    О принципах редакторской работы Некрасова над статьями «Современника» и «Отечественных записок» позволяют судить его переписка с авторами.
    Невозможно себе представить истории русской литературы без журналов Некрасова. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что если бы Некрасов и не был великим поэтом, он все равно заслужил бы нашу благодарную память и признательность как лучший редактор в истории русской журналистики XIXв., а может быть, и в истории мировой журналистики. Ясно, что для некрасоведения одной из основных задач является изучение этой благородной деятельности Некрасова.

    Список литературы
    1. Емельянов, Н. «Отечественные записки» Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина (1868 – 1884). – Л.: Худож. лит., 1986
    2. Жданов, В. Душа «Современника» // В. Жданов. Николай Александрович Добролюбов. – М.: Правда, 1986
    3. Жданов, В. Редакционные будни // В. Жданов. Николай Александрович Добролюбов – М.: Правда, 1986
    4. Живые страницы. Н.А. Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках / сост. Б.В. Лунина. – М.: Детская литература, 1984
    5. История русской литературы XIXв. (вторая половина) / под ред. проф. А.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 2000
    6. Максименко, Н. Рабочий день редактора «Современника», 1847г. // Н. Максименко Праздники и будни поэта Никола Некрасова. – М.: Просвещение, 1994
    7. Панаева (Головачева), А.Я. Воспоминания / А.Я. Панаева. – М.: Правда, 1986
    8. Теория и практика редактирования. Хрестоматия / под ред. проф. Н.М. Сикорского. – М.: Высшая школа, 1968
    9. Теплицкий, М.В. Редакторско-издательская деятельность Некрасова // Некрасовский сборник. Поэзия любви и гнева / под ред. Н.А. Храмцова. – М.: Дрофа, 2000
    10. Якушин, В.И. Некрасов в школе: книга для учителя / В.Н. Якушин. – М.: Дрофа, 2004
    11. Якушин, Н.В. Тропа к Некрасову / Н.В. Якушин. – М.: Детская литература, 1987

    5 История русской литературы XIXв..-М., 2000
    10 Якушин, В.И. Некрасов в школе.-М., 2004
    3 Жданов, В. Редакционные будни.-М., 2000
    9 Теплицкий, М.В. Редакторско-издательская деятельность Некрасова.-М., 2000
    10 Якушин, Н. Некрасов в школе: книга для учителя.-М., 2004

    11 Якушин, Н. Тропа к Некрасову.-М., 2001
    9 Теплицкий, М. Редакторско-издательская деятельность Некрасова.-М., 2000
    10 Якушин, В. Некрасов в школе: книга для учителя.-М., 2004
    9 Теплицкий, М. Редакторско-издательская деятельность Некрасова.-М., 2000
    10 Якушин, В. Некрасов в школе: книга для учителя.-М., 2004
    8 Теория и практика редактирования. Хрестоматия.-М., 1988

    2 Жданов, В. Душа «Современника».-М., 2000
    9 Теплицкий, М. Редакторско-издательская деятельность Некрасова.-М., 2000

    4 Живые страницы. Н.А. Некрасов в воспоминаниях, письмах….-М., 1999
    1 Емельянов, Н. «Отечественные записки» Н.А. Некрасова.-М., 1986
    9 Теплицкий, М. Редакционно-издательская деятельность Некрасова.-М., 2000
    9 Теплицкий, М. Редакторско-издательская деятельность Некрасова.-М., 2000
    9 Теплицкий, М.Редакторско-издательская деятельность Некрасова.-М., 2000
    8 Теория и практика редактирования. Хрестоматия-М., 1988
    11 Якушин, В. Тропа к Некрасову.-М., 2000

    Н. А. Некрасов как журналист и издатель

    Николай Алексеевич Некрасов (1821, 1877) - русский поэт, писатель и публицист, революционер-демократ. С 1847 года по 1866 год - руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года - редактор журнала «Отечественные записки».

    поэма-роман «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Русские женщины» . Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства.

    В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», начав работу в библиографическом отделе. В 1842 году произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, который близко с ним познакомился и высоко оценил достоинства его ума. Белинский полагал, что в области прозы из Некрасова ничего более, чем заурядный журнальный сотрудник, не выйдет. Именно Белинский оказал на Некрасова сильное идейное влияние.

    Вскоре Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846),

    Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года- январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественных записок», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский.

    Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».

    С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика. В период «мрачного семилетия» 1848-1855 годов правительство Николая I, напуганное французской революцией, стало преследовать передовую журналистику и литературу. Некрасов как редактор «Современника» в это нелёгкое для свободомыслия в литературе время сумел ценой огромных усилий, несмотря на постоянную борьбу с цензурой, сохранить репутацию журнала.

    Начинается печатание длинных приключенческих романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Николаем Некрасовым в сотрудничестве со Станицким. Главами этих долгих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за цензурных запретов.

    Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом нового периода русской жизни. В его творчестве также наступила счастливая пора - его выдвигают в первые ряды русской литературы.

    Однако этот период нельзя было назвать лёгким. Обострившиеся в то время классовые противоречия отразились и на журнале: редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы, одна из которых, во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, которые ратовали за умеренный реализм и эстетическое «пушкинское» начало в литературе, представляла либеральное дворянство. Противовес им составили приверженцы сатирической «гоголевской» литературы, пропагандировавшейся демократической частью русской «натуральной школы» 1840-х годов. В начале 1860-х годов противостояние этих двух течений в журнале достигло предельной остроты. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов крестьянской демократии.

    В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова. Началась эпоха студенческих волнений, бунтов «освобождённых от земли» крестьян и польского восстания. В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предостережение». Выход в свет «Современника» приостанавливается, а в 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал закрылся навсегда. Некрасову, за годы своего руководства журналом, удалось преобразовать его в главный литературный журнал и прибыльное предприятие, несмотря на постоянное преследование цензорами.

    После закрытия журнала Некрасов сблизился с издателем Андреем Краевским и через два года после закрытия «Современника», в 1868 году, арендовал у Краевского «Отечественные записки», сделав их боевым органом революционного народничества и превратив их вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным в орган передовой демократической мысли.

    Сатирическое приложение к журналу - «Свисток»

    В 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым было основано сатирическое приложение к журналу «Современник» - «Свисток». Автором идеи был сам Некрасов, а основным сотрудником «Свистка» стал Добролюбов. Первые два номера журнала (вышедшие в январе и апреле 1859 года) были составлены Добролюбовым, Некрасов же принял активное сотрудничество с третьего номера (октябрь 1859 г.). К этому времени он уже был не просто сотрудником, а занимался организацией и редактированием номера. Также Некрасов печатал в журнале свои стихи и заметки.