15.3 как вы понимаете значение слова. Что такое красота? Ещё аргументы, но из литературы

В части 15.3 ставится задача: написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему .

Среди понятий могут быть известные нравственные категории: дружба, материнская любовь, красота, доброта, человечность, самоотверженность, гордость, одаренность и другие.

Знакомимся с заданием. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое жизненные ценности", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй - из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План сочинения

1. Тезис и комментарий к нему.

2. Аргументы:

а) из предложенного текста + микровывод;

б) из жизненного опыта + микровывод.

3. Вывод - заключение.

Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение-вывод не противоречили друг другу.

Критерии оценивания

Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям:

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Баллы

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.

В работе допущено две и более ошибки в построении текста.

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

Текст Муравьёвой И. Жизненные ценности

(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок. (2) Первый Тружеников. (3)Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. (4)Никогда не вижу его летом, только зимой. (5)Чувствую запах снега, слизываю его со своей пёстрой варежки.
(6)Последней дошкольной зимой меня отдали в «группу» – так называли детей, которые по утрам гуляли в сквере с «интеллигентной» воспитательницей. (7)«Группа» показалась идеальным способом победить мою застенчивость.(8)Дед привёл меня в сквер как полагалось: к десяти. (9)Воспитательница, худенькая дама из «бывших», сказала, что я похожа на Мальвину, а саму её зовут Вера Григорьевна.(10)Убедившись, что дети «интеллигентные», а уж про Веру Григорьевну и говорить нечего, дед двинулся по направлению к главной аллее, ведущей из сквера на улицу (мы гуляли на маленькой, боковой!).(11)Я зарыдала и бросилась его догонять. (12)Вера Григорьевна бросилась за мной, интеллигентные дети побросали свои лопатки и бросились за Верой Григорьевной.(13)Я первая добежала до деда и, ослепнув от горя, уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто.(14)Дед сдался: звук моих рыданий, без сомнения, действовал безотказно.(15)Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.(16)Мы с Верой Григорьевной и растерянными детьми вернулись на свою боковую аллею. (17)Я успокоилась: широкая спина с поднятым каракулевым воротником была на расстоянии десяти метров от моих глаз.(18)Водить хоровод вокруг огромного дуплистого дуба и лепить из снега «куличики», стараясь, чтобы они были не хуже, чем у остальных детей, оказалось гораздо веселее, чем гулять за руку с бабушкой, как я делала до этого. (19)Каждые десять минут я отрывалась от своего веселья и проверяла, на месте ли неподвижная спина, слегка занесённая медленным снегом. (20)Спина была тут и не двигалась. (21)Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же и успокоилась: дед никуда не ушёл.
(22)Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки.
(23)Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.(24)Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
– (25)Не замёрзла? – спросил меня дед.(26)Я отрицательно покачала головой. (27)Новые впечатления переполняли меня.(28)Зима была долгой, холодной и снежной. (29)Каждое утро с десяти до часу я гуляла в «группе», а дед сидел на лавочке с ажурными, утопающими в снегу лапами.(30)Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви? (По И.Л. Муравьёвой)*
*Муравьёва Ирина Лазаревна – современная писательница, лауреат литературных премий.

Первичное написание сочинения

Как не надо писать сочинение "Жизненные ценности" (пунктуация сохранена)

Жизненные ценности - это то, что человек больше всего ценит в жизни: для кого-то это здоровье, а для многих это деньги, ведь на них можно купить все.
В тексте Муравьевой дед ценил покой девочки. Ему пришлось мерзуть помногу часов на морозе. Вряд ли внучка это оценит, ведь она маленькая, ничего не понимает, а потом, когда вырастит, жертвы забудет. Наверное, он очень ценил покой в семье.
В подтверждение приведу пример из СМИ. Часто по разным каналам обращаются к населению, чтобы помогли, перечислили средства на счет, чтобы вылечить больных детей. Значит, я прав: деньги важнее всего, сбросившись, вместе мы помогаем вылечить безнадежно больных.
Таким образом, деньги - одна из ценностей в жизни.

Работаем над композицией сочинения

ТЕЗИС – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства

Предлагаем начать сочинение с риторического вопроса. Логично начать сочинение с подбора синонима к данному понятию. Избегаем формулировки: гордость - это когда..., жизненные ценности – то, что...

АРГУМЕНТ 1


Прекрасным подтверждением этой мысли является текст...
Обращаясь к предложенному тексту нельзя не увидеть, что...
В данном тексте есть яркий пример...
Докажем это, обратившись к тексту...

АРГУМЕНТ 2

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
Предложение... подтверждает мысль о том, что...
Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить в жизни.
В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы)

Вывод

должен быть логически связан с комментарием, аргументацией и микровыводами в конце второго и третьего абзацев. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно.

Речевые формулы:

  • Мы пришли к выводу...
  • Подводя итог, можно написать, что...
  • Делая выводы из сказанного, мы видим...

Пробуем писать сочинение по схеме

Что такое жизненные ценности 2 (по исходному тексту Муравьевой Ирины Лазаревны)

Жизненные ценности-убеждения, принципы, ориентиры, приоритеты. Для каждого человека жизненные ценности свои. Они формируются в детстве и закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и взаимоотношения с окружающими. Но несмотря на разность мнений, жизненные ценности -это те убеждения, которыми человек действительно дорожит.

Аргумент 1+МВ(микровывод)

Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста Муравьевой И.Л. В данном фрагменте описывается отношение дедушки к своей маленькой внучке. Он неподвижно ждал на холоде окончания прогулки девочки только для того, чтобы обеспечить ее спокойствие. Старик действительно любил свою внучку и готов был ради нее пожертвовать собственным здоровьем. Она для деда была смыслом жизни и главной ценностью, ради которой он готов сделать все, что угодно.

Аргумент 2+МВ(микровывод)

В "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова можно найти пример, подтверждающий правильность моего тезиса. Главный герой этого произведения Степан Парамонович и вся его семья очень серьезно относились к чести, поэтому для них сильным ударом было бесчестье, нанесенное Кирибеевичем. Увидев свою жену в ужасном состоянии, купец заподозрил ее в недостойном поведении, но, выслушав оправдания Алены Дмитриевны, он ей поверил, так как знал, что она честная и верная женщина. Калашников считал своей обязанностью наказать опричника за его поступок и вернуть доброе имя своей семьи. Он прекрасно понимал, что не вернется живым с этого поединка, поэтому передает заботу о своей семье братьям. Важнейшими понятиями для членов семьи Калашниковых являются долг, верность и честь, ради которых они пожертвуют всем.

Следовательно, жизненные ценности – важные ориентиры, правила, от которых зависит принятие решения, смысл существования человека. Это принципы, которым человек следует всю жизнь.

Критерии оценивания

С3К1-2б; С3К2-3б; С3К3-2б; С3К4-2б = 9 баллов

Что такое выбор

Что такое выбор
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
– (4)Его явно тянет к точным наукам, - серьёзно говорила мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.
(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное - настоящей, всем существом - жизни.(По Е. Гришковцу) *

* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.) - современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска».

Как не надо писать сочинение "Что такое выбор?" (пунктуация сохранена)

Выбор – это принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов. Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей. Человеку приходится отдавать одним ценностям и нормам, отвергая другие. Выбор приходится делать каждый день, даже если он незначительный.
Мальчик определялся с выбором профессии. Он выбирал ее на основе любимых предметов и его возможностей. В исходном тексте пацан боялся о своем будущем, но он сам не знал, чего хотел. Ему просто хотелось веселья.
В народной сказке "Колобок" у него был выбор убегать от деда с бабкой или не убегать. Так как он знал, что его хотят съесть, он решил бежать. Но на пути он встречал опасности, другие животные тоже хотели его съесть. Но он их перехитрял. И убегал от них. Но удача мне улыбнулась ему и его обманула и съела лиса. Какой бы выбор он не выбрал исход был один.
Иногда к выбору нужно относиться очень осторожно, ведь неправильный выбор может дорогого стоить.

Вариант 1 сочинения "Что такое выбор?"

Вступление: тезис, комментарий

Выбор – это осознанное принятие решений человеком, за которые он несет ответственность всегда, которые приводят к определенным последствиям. Если человек не умеет правильно делать выбор, он не сможет распорядиться своей жизнью, так как именно выбор определяет ситуацию. Правильный выбор зависит от силы воли: человек способен отказаться от желаемого сейчас в пользу будущей перспективы.

Аргумент 1+ МВ (микровывод)

В тексте Гришковца Е.В. главный герой испытывает большие трудности с самоопределением в жизни: он не может выбрать ничего конкретного, мечется от одного варианта к другому и хочет только "веселой, интересной, настоящей жизни". Встречаясь с мелкими проблемами, он сразу же меняет свое мнение и ищет новый вариант, с которым поступает также. МВ: Чтобы сделать правильный шаг, нужна стойкость духа, не позволяющая отступать от своей цели под натиском проблем.

Аргумент 2+МВ (микровывод)

В подтверждение своего тезиса приведу пример из романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Это, конечно же, выбор Швабрина. Он готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения жизни. Трагические события, связанные с пугачевским восстанием, помогают понять характер героя: став предателем, он думал только о спасении своей жизни, забыв о том, что присягал на верность отечеству, императрице. Он выбрал жизнь, поэтому поцеловал руку Пугачеву и стал служить самозванцу. Это выбор предателя.

Не только выбор профессии должен быть обдуманным, но и вообще любое событие в жизни должно соотноситься с нравственными нормами, принципами.

С3К1-2; С3К2-3; С3К3-2; С3К4-2 = 9 баллов

Вариант 2 сочинения "Что такое выбор?"

Вступление и комментарий

Выбор-это возможность или необходимость выбрать тот или иной вариант развития событий, путь в жизни. Выбор может быть весьма мучительным, ведь порой решение изменить нельзя, или крайне трудно, а иногда жизнь и вовсе не оставляет человеку выбора.

Аргумент 1+МВ

Главный герой текста Е.В. Гришковца стоит на распутье. Ему необходимо определиться с выбором профессии и учебного заведения, в чем ему препятствует отсутствие каких-либо стремлений:" Не знаю, чего я хотел. Ничего определенного". Для него все варианты казались одинаково непривлекательными. В словах "хотелось учиться не очень трудно", может быть, кроется нежелание преодолеть себя. Наверное, главному герою стоило сделать именно это и пойти, скажем, в медицинский. МВ: Выбор требует мужества, рассудительности, ведь правильный вариант может быть, на первый взгляд, неприятным, нежелательным.

Аргумент 2+ МВ

А вот за меня будто сама жизнь сделала выбор. В пятом классе я был обучен программированию на Javascript моим учителем математики. Должно быть, это было ключевым событием в жизни, потому что оно определило мою будущую профессию раз и навсегда. Кажется, что у меня словно и не было выбора: настолько это заинтересовало. МВ: Порой происходит так, будто за нас решает его величество Случай.

Выбор определяет, как сложится наша жизнь в дальнейшем. Он может быть весьма мучительным, а может быть озарением: мое! Человеку, чтобы сделать выбор, требуется готовность встретиться с будущим лицом к лицу.

С3к1-2; С3К2-3; С3К-2; С3К4-2 = 9 баллов

Сочинения по тексту В. Астафьева (о Белогрудке)

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете » …

Лишь находясь в определённой грамматической форме, слова в предложении связываются друг с другом и выражают законченные мысли. Поэтому мы строим свои высказывания в соответствии с правилами грамматики – системы, которая включает морфологические категории и синтаксические конструкции языка. Так я понимаю высказывание Л. Успенского .

Проиллюстрировать мысль филолога можно примерами из текста Виктора Астафьева . Писатель рассказывает печальную историю куницы Белогрудки, потерявшей своих детёнышей и жестоко мстящей за это людям.

В предложении №2 форма прошедшего времени глагола «поселилась» указывает на то, что страшные события происходили в прошлом. Жители деревни извлекли урок из случившегося, стали вести себя по отношению к животным по-другому.

В предложении №42 говорится, что звери и птицы теперь «спокойно живут вблизи жилья». При этом форма настоящего времени глагола «живут» выражает мысль о том, что речь идёт уже о наших днях.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов! » …

Виктор Астафьев рассказывает о том, как поплатились люди за свою жестокость. Деревенские ребятишки погубили маленьких детёнышей куницы, и Белогрудка мстит, безжалостно истребляя домашнюю птицу. Люди усвоили этот урок и перестали обижать животных.

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» — это восклицание рассказчика выражает его желание сделать окружающий мир безопаснее для зверей и птиц. По мнению автора, люди должны относиться к животным так же бережно, как жители деревни, где до сих пор помнят историю несчастной куницы.

Братья наши меньшие нуждаются в сочувствии ничуть не меньше, чем человек. Белогрудка – мать, нежно любящая своё потомство. Об этом свидетельствуют предложения 4-5. Отобрать у куницы детёнышей – значит совершить кощунство.

Белогрудка тяжело переживает потерю кунят. Её горе не уступает человеческому: «Если бы она умела кричать – закричала бы» (предложение 16).

Итак, жестокое отношение к животным нельзя оправдать. Люди, не осознавшие этого, несут несчастья не только миру живой природы, но и самим себе.

15.3. Что такое человечность? «…

Что такое человечность?

Человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми. Оно заключается, прежде всего, в умении сострадать, сочувствовать. В современном мире человечность, к сожалению, теряет актуальность. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.

В рассказе Виктора Астафьева деревенские мальчишки ради забавы погубили детёнышей куницы. Дети, на мой взгляд, начисто лишены человечности. Они не задумываются о том, какое горе причиняют Белогрудке, им не знакомо чувство сострадания. Человечность проявляет лишь местный охотник, понявший горе куницы и выпустивший её на волю. «Куница не виновата. Её обидели», — говорит он.

К счастью, в мире ещё есть люди, способные на человечные поступки. Один из них – доктор Леонид Рошаль. Рискуя жизнью, он бескорыстно помогал детям, оказавшимся жертвами террористических актов на Дубровке и в Беслане.

Проявлять человечность подчас бывает непросто: она требует огромных душевных сил. А потому к людям, обладающим этим качеством, следует относиться с огромным уважением .

Вариант 10

Сочинения по тексту А. Лиханова (Толик и Тёмка)

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.А. Гончарова: «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных » …

И.А. Гончаров писал: «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных ». Действительно, общаясь друг с другом, мы проявляем те или иные качества своего характера, особенности темперамента, уровень интеллекта. Речь – язык в действии – является важнейшим показателем внутренней сущности человека. Не случайно в художественных произведениях речевая характеристика стала одним из главных средств изображения персонажей.

Данную мысль можно проиллюстрировать примерами из текста Альберта Лиханова. Писатель рассказывает о страшном пожаре за городом.

Отец Толика не на шутку встревожен тем, что в горящей деревне остался ребёнок – Тёмка. Волнение мужчины настолько сильно, что говорить – а точнее, кричать – он может лишь отрывочными фразами. Психологическое состояние этого человека передают короткие неполные предложения: «Назад! Немедленно назад!»

Встревожен и Толик: ведь в огне может погибнуть его друг. Мальчик не может успокоиться даже тогда, когда опасность для Тёмки миновала. То, что чувствует Толик, доставая из-под Тёмкиной рубашки спасённых цыплят, передано при помощи риторического восклицания: «Что же ты наделал, юный натуралист!»

Итак, приведённые примеры подтверждают: «…язык есть образ всего внутреннего человека».

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым » …

В тексте Альберта Лиханов а рассказывается о двух друзьях. Автор пишет, что пожар «разделил» их: «Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым ». Думаю, финальные фразы выражают мнение Толика, который восхищён отважным поступком товарища, спасшего от огня цыплят. В глазах друга Тёмка выглядит настоящим героем. Однако, на мой взгляд, уважения достойно поведение обоих мальчиков.

Тёмка поступил по-взрослому – взял на себя ответственность за судьбу беззащитных существ. Мальчика можно назвать героем : спасая цыплят, он рисковал жизнью. Эта мысль подтверждается в предложении №36.

Толик тоже ведёт себя как герой. Узнав о пожаре, мальчик, не раздумывая, бросился на помощь другу: «Он мчался, как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки». Однако Толик героем себя не считает и даже завидует своему «геройскому товарищу».

Итак, оба друга совершают смелые поступки, а скромность Толика лишь делает ему честь.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность? «…

Что такое человечность?

Итак, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что восклицательный знак в письменной речи служит «носителем самых разнообразных чувств ».

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— А что ты будешь делать, когда вырастешь? — Я буду защищать собак » …

Отец Таборки убил бездомную собаку, которую мальчик успел полюбить всей душой. Ребёнок потрясён. Вряд ли он когда-нибудь забудет об этом бесчеловечном деянии, хотя внешнее примирение с отцом, возможно, произойдёт. Директор интересуется, что Таборка будет делать, когда вырастет. Мальчик отвечает: «Я буду защищать собак». Он не станет таким жестоким, как отец, и, повзрослев, будет давать отпор всем, кто обижает животных. Думаю, именно в этом заключён смысл финальных фраз текста Юрия Яковлева .

Ответ директору характеризует Таборку как человека неравнодушного, способного на сочувствие и сострадание по отношению к животным. Он в полной мере осознаёт ответственность за собаку. Это подтверждается в предложении 7: мальчик, не желая оставлять четвероногого друга одного, на свой страх и риск берёт его с собой в школу. А в предложениях 41-44 рассказывается о том, с какой любовью ребёнок заботился о собаке: постоянно думал о ней, подкармливал.

Итак, в финальной фразе Таборки чувствуется решимость и твёрдость. И став взрослым, он, несомненно, будет бороться с жестокостью и бесчеловечностью.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность? «…

Что такое человечность?

Человечностью можно назвать способность к сочувствию и состраданию. Это одно из лучших качеств характера. Тот, кто принимает близко к сердцу чужое горе, достоин уважения .

В тексте Юрия Яковлева человечность проявляет Таборка. Он заботится о бездомной собаке, сочувствуя ей всей душой. «Я не мог выгнать собаку, — говорит мальчик. – Её один раз уже выгоняли».

Недавно в одной из телепередач рассказывали о добровольцах, организовавших бесплатный приют для брошенных хозяевами животных. Люди по велению сердца спасают бездомных собак и кошек от голода, холода и болезней. Это тоже проявление человечности.

Сочувствуя другим, мы боремся со злом и несправедливостью. Человечность – одно из тех качеств, которые помогают нам сделать мир добрее.

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ДРУЖ­БА?

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое друж­ба», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 приме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой - из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

На что нужно обратить внимание:

  • необходимо дать определение какому-либо понятию ("любовь", "дружба" и др.) на основе данного для анализа текста. Только на основе текста! Если Вы дадите понятию общее определение, то Вам будет весьма трудно привести необходимые аргументы;
  • не забудьте про комментарий! Он должен плавно переводить от данного Вами определения к первому аргументу и содержать небольшую характеристику описываемого явления;
  • лучше всего разделить сочинение на 4 абзаца:
    1 - вступление, тезис;
    2 - первый аргумент;
    3 - второй аргумент;
    4 - вывод;
  • всегда два аргумента;
  • один из них приводится из текста, а другой из жизни. Как привести пример из текста? Находите предложения или группу предложений, которые подтверждают, что перед нами пример описываемого явления (настоящей любви, дружбы, благородных жизненных ценностей и пр.), и указываете их номер. Как привести пример из собственного жизненного опыта? Вспоминаем или придумываем историю, доказывающую, что описываемое явление определено и прокомментировано верно. Оба аргумента приводятся не просто так, а в доказательство первого абзаца. Но, как уже было написано выше, первый абзац в свою очередь пишется на основе текста;
  • рекомендуемый объем сочинения от 70 до 95 слов. Чем больше слов, тем больше шанс ошибиться.

Структура сочинения 15.3

Школьники вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денек-другой.

– Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты. Тут же он рассмеялся. Рассмеялись и гости.

Рассаживаться было не на чем. Вся обстановка комнаты состояла из кровати, стула, ночного столика и комода.

Все же расселись: двое сели на стул, двое в ногах больного, двое примостились на подоконнике.

Не удалось устроиться только одному из гостей. Он был менее поворотлив, чем остальные, и в борьбе за места оказался побежденным.

Впрочем, он ничем и не выразил своего недовольства. Как видно, уже одно то, что он находился в этой комнате, делало его счастливым. Он, не спуская глаз, смотрел на хозяина комнаты, и взгляд его был полон любви.

– Пушкин, – спросил он, когда шум улегся, – ты сочинил новые стихи?

– Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.

– Ну, прочти! Прочти же! – воскликнул неповоротливый гость. Теперь его неповоротливость исчезла. Он перебегал от одной группы школьников к другой, размахивая руками, как будто хотел обнять и тех, и других, и третьих. Обнять от радости, что его товарищ сочинил новые стихи.

– Да будет тебе, Виленька, – сказал кто-то. – Ну, читай, Пушкин!

Пушкин уже не лежал, а сидел на постели.

Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым.

В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов школьники поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах.

Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.

Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

На этот раз им особенно нравилось то, что читал Пушкин. Еще бы, ведь в этих стихах он вел с ними товарищескую беседу, называя каждого из них по имени! То и дело раздавались взрывы хохота. Школьники узнавали свои смешные черты в том или ином стихе этой веселой песни:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!

Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. Он сочинял стихи и во время уроков и по ночам, но, как он ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. Но упорно жег он свечу в своей комнате. Он верил, что когда-нибудь и у него из-под пера вылетит стих, такой же легкий, такой же звонкий и так же попадающий в сердце, как стих Пушкина.

Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. Все ждали: что же именно скажет Пушкин о злополучном поэте? Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. Хоть и любят, но все же посмеиваются. В школе, где учился Пушкин, посмеивались над Виленькой.

Виленька, наслаждаясь, слушал звонкую речь поэта. О том, что Пушкин, может, упомянет и его, он меньше всего думал. Он вообще забыл о себе, весь отдавшись поэтическому восторгу. Он чувствовал по голосу поэта и по его жесту, что чтение подходит к концу, и очень страдал от этого: ему хотелось, чтобы Пушкин читал вечно!

И вдруг он увидел, что Пушкин смотрит на него. Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. Он весь превратился в слух. Но услышать помешали ему остальные слушатели. Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!

Все бросились тормошить Виленьку. Ему повторили то, что прочел Пушкин.

– Вот какие ты стихи сочиняешь! – крикнул кто-то. – Такие скучные, что от них заснуть можно!

– Давайте-ка хором! Хором! – крикнул кто-то другой и запел:

Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!

Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хором:

Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!

Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.

– Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?

Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. Видно было, что он готов на все.

– Что я должен сделать? Ну, говори!

– Я тебя прощу, если ты…

– Если ты…

– Ну, говори!

– Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин…

И Виленька обнял друга.

– Ах, Пушкин! – повторял он. – Ведь я знаю, что ты добрый друг! А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья, а что я перед тобой? Ну, прочти, прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

1 абзац

Здесь Вам необходимо дать определение заданному понятию. Желательно, чтобы это определение было как можно уже и лаконичнее. Еще оно должно быть написано по тексту. К примеру, если Вас спрашивают, что такое любовь, Вы отвечаете, что это возвышенные чувства между мужчиной и женщиной, а в тексте говорится о любви солдата к Родине, то Вам придётся очень туго в дальнейшем. Не забудьте прокомментировать заданное явление или Ваше определение. За отсутствие комментария с Вас снимут 1 балл!

Я считаю, что дружба – это самая крепкая и добрая взаимосвязь между людьми. Настоящие друзья всегда найдут слово поддержки, всегда смогут простить и никогда не будут сомневаться в доброжелательности друга. Приведу примеры, подтверждающие мои слова.

2 абзац

Это первый аргумент. Ищем такое предложение (или группу предложений) в тексте, которое докажет, что Ваше определение верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет отвечать на такие вопросы: почему Вы дали именно такое определение? какое предложение лучше всего его подтверждает? что в нем говорится? как именно оно подтверждает/описывает/доказывает Ваши определение и комментарий? Получается:

В тексте Олеша Юрия Карловича – русского писателя и драматурга, в предложениях 23-52 повествуется о том, как отреагировал Виленька на обидные строки друга-поэта. Вильгельм не обвинил Пушкина, ведь он понимает, «как высок долг поэта» и что его друг ни в коем случае не хотел обидеть его.

3 абзац

Второй аргумент - пример из жизни. Он тоже должен подтверждать, что написанное Вами в 1 абзаце верно. Обращаем Ваше внимание, что согласно критериям оценивания сочинения 15.3 ОГЭ 2018 второй аргумент тоже можно привести из прочитанного текста!

Следующий пример я хочу привести из собственного жизненного опыта. Два месяца назад я записалась на спортивные занятия, не сказав об этом своей лучшей подруге. Вскоре она узнала это через других людей. Несмотря на то, что раньше у нас не было никаких тайн, она не обиделась на меня. Своим поведением моя подруга подтвердила звание лучшей.

4 абзац

Вывод. Мы доказали, что дали определение понятию верно. Следовательно, мы должны еще раз кратко и лаконично написать, что такое дружба, и обобщить всё, к чему мы пришли в процессе рассуждений.

В заключение можно сделать вывод: дружба - это бескорыстные и нерушимые взаимоотношения. Умение прощать просто необходимо в дружбе, ведь друзья - это люди, а люди не бывают идеальными.

Отметим, что фраза "с этим трудно не согласиться" весьма хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.

Я думаю, что бесстрашие – это черта характера, присущая далеко не многим людям, проявляющаяся в экстренных ситуациях, но которую можно воспитать в себе.

Кого мы называем бесстрашным? Явно не человека, у которого отсутствует инстинкт самосохранения, который получает дозу адреналина в своё удовольствие, при этом рискуя погибнуть. Мы назовём это глупостью.

Работники МЧС каждый день спасают жизни других, будь то взрослые, дети или животные. Вот кто действительно заслуживает уважения. Их мы и охарактеризуем как бесстрашные.

Не боялись погодных условий и стихий-разрушителей первооткрыватели. Благодаря им и их смелости мы обладаем новой информацией, можем иметь представление о внешнем облике планеты и её явлениях. Открывая неизвестное, им предстояло проявить бесстрашие.

Обратимся к художественной литературе. В повести Бондарева «Горячий снег» взвод, которым командовал Кузнецов, проявил немалую отвагу, благодаря чему советская армия перешла в контрнаступление. А можно ли сказать, что герои войны не имели страха? Они боялись не меньше, чем остальные мирные жители.

В военное время только бесстрашие могло сподвигнуть защитника закрыть собой немецкий дзот, поднять за собой последнюю роту в атаку. Ведь от того, куда ты сделаешь шаг - назад или вперёд - зависела судьба всей страны!

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек бесстрашный способен на подвиги, его риск будет оправдан и послужит примером для других людей.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Сочинение-рассуждение по указанному термину

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое дружба" , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Как сформулировано задание?

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба»  , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:

один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Итак, озвучим основные требования к сочинению .

НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

абзацев !

1. Объяснение смысла слова.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.

Прочитаем текст, по которому будем писать сочинение

(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк-другой.

- (З)Рассаживайтесь! - сказал хозяин комнаты.

- (4)Пушкин, - спросил полный, неповоротливый мальчик, - ты сочинил новые стихи?

- (5)Да, Виленька, - ответил хозяин комнаты.

- (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! - воскликнул гость.

(8) В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал её и, найдя то, что искал, громко прочёл заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось.

(12) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. (13) Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

(15) Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить... (18)Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

(19) Ясно было, что стихотворение, посвящённое товарищам, не обойдётся без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но всё равно посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать ему помешали остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

(28) Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

(29) Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочёл Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.

- (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. - (ЗЗ)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (Зб)Что я должен сделать?

(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на всё.

- (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!

- (42)Я тебя прощу, если ты...

- (43)Ну?

 - (44)Если ты...

- (45)Ну, говори!

- (46)Если ты ещё раз прочтёшь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин...

(48)И Виленька обнял друга.

- (49)Ах, Пушкин! - повторял он. - (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья... (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти ещё раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

(По Ю. Олеше)

* Олеша Юрий Карлович (1899-1960) - русский писатель, поэт, драматург, сатирик.

Алгоритм решения задания.

ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС .

Даём определение слову ДРУЖБА и комментируем его.

Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (34 слова)

Обратите внимание:

1. дать определение понятию вам поможет текст сжатого изложения , т.к. его темаперекликается с темой сочинения (см. 2 абзац текста к варианам 1-4, стр. 220) ;

2. прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения (стр. 220) и сопоставьте его с содержанием текста Ю.Олеши , это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением слова дружба ипримерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения названо несколько отличительных признаков дружбы , но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот , который можно проиллюстрировать примером из текста Ю.Олеши;

3. объясняя смысл слова дружба , избегайте такой формулировки: Дружба - это когда... ;

3. выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:
а) назвать понятие (дружба) ,
б) назвать более широкое понятие ( например, отношения) ,
в) указать отличительный признак ( например, основанные на...);

4. предлагаю другие варианты определения слова дружба : а) Дружба - это одна из основных добродетелей , выражающаяся во взаимном понимании, искренности...
б) Дружба - это разновидность отношений между людьми, которые характеризуются...
в) Дружба - это форма общения людей, основанная на...
г) Дружба - это одно из лучших нравственных чувств человека, выражающее...

ПОДРОБНЕЕ ПРО ДРУЖБУ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ (очень хороший материал!)

5. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).

ШАГ 2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.

Аргумент 1

Обратимся к тексту Ю.Олеши. В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов - Пушкина и Кухельбеккера. Вильгельм - настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения им (предложения 49 - 56). (40 слов)

ШАГ 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта.

Аргумент 2
У меня тоже есть подруга. Её зовут Кристина. Она надёжная, понимающая, отзывчивая. Вот уже шесть лет Кристина успешно занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь её победам и достижениям. Совсем недавно Кристина заняла первое место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом она добилась этой победы. Я очень горжусь своей подругой и дорожу нашей дружбой! (55 слов)

ШАГ 4. Формулируем ВЫВОД .

Таким образом , одно из основных условий дружбы - отсутствие зависти и конкуренции. (16 слов)

Всего в сочинении 145 слов (минимальный объём - не менее 70 слов ).

Помните, что в сочинении должно быть не менее 4 абзацев !

1. Объяснение смысла слова.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.

Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 мы пишем по нравственно-этическим понятиям. В этом вся трудность. Следовательно, обязательно заучить их определения.

Вот некоторые из них.

ПОНЯТИЕ

Трактовка понятия +комментарий к нему

ПРИМЕРЫ из жизненного опыта или литературный пример

Дружба

Дружба – это не всегда , отношения людей, имеющих общие интересы. Дружба, прежде всего, предполагает глубокую внутреннюю привязанность друг к другу и особую откровенность.

- Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

- Настоящий друг готов прийти на помощь в любой момент, причём совершенно бескорыстно.

- Друг всегда будет радоваться успехам, причём делать это искреннее. В дружбе нет места зависти.

- Друзья принимают друг друга со всеми недостатками и причудами, они никогда не станут пытаться что-то изменить.

  1. «Маленький принц». Антуан Сент-Экзюпери. Дружба между Маленьким принцем и Лисом.
  2. «Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн. История о дружбе двух мальчиков, разделенных колючей проволокой, Бруно - сына "управляющего" концлагерем и еврейского мальчика Шмуэля.
  3. «Три мушкетера» А. Дюма. О четверке доблестных мушкетеров, ставшей для целых поколений читателей воплощением молодости, благородства, отваги, дружбы.
  4. «Бег на трех ногах» повесть Чарльз. П. Кроуфорд.
  5. «Поющее сердце» И.А. Ильин /публиистика/
  6. «Письма о добром и прекрасном» Д.Лихачев./публицистика/
  7. При меры из жизни извсетных людей. Например, лицейская дружба А.С. Пушкина. Его поэзия о дружбе.

Душевные силы

Душевные силы – это те силы, что связаны с внутренним миром человека, те искренние, сердечные порывы, которые идут от души. Это умение увидеть, почувствовать и понять окружающий мир, природу.

Душевно сильным считают человека, имеющего внутри себя богатый запас душевных сил . Этот человек, как правило, развит с двух сторон: он не только имеет силу духа и является сильной личностью – но он еще и душевен. А значит, в нем сохранены и преумножены лучшие человеческие качества: любовь, понимание, жертвенность, добротаи другие.

Душевно сильная личность отличается от просто сильных, стойких, мужественных своих собратьев именно тем, что при всех своих победах она способна к бесконечной любви. Именно любовь является здесь первым двигателем, а не просто упорность или целеустремленность, которые оказываются на втором месте.

  1. «Ангел» Г.Х. Андерсен.
  2. Михаил Афанасьевич Булгаков. Этот писатель, которого многие считали сумасшедшим, был настоящим, сильным человеком. Он не переставал писать, несмотря ни на что. Он писал, слушая свой внутренний голос. Не сломленный ничем стержень, на котором держалась пирамидка его сознания, имеет название - душевная сила.
  3. Андрэ Нортон «Семь чудес к воскресенью». Герои всех повестей, собранных в книге, - дети, - сталкиваясь с волшебством или попадая в совершенно невероятные ситуации, открывают в себе новые душевные силы, тягу к добру, стремление помочь слабым.

Добро

Добро – это отзывчивость, это душевное расположение к людям, стремление совершать добрые поступки. ДОБРО – понятие нравственное, противоположное понятию «зло», это намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Нравственный человек видит разницу между добром и злом, сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных.

1. «Юшка» А. Платонов.

2. «Корова» А. Платонов.

3. «Чем люди живы» Л. Толстой.

4. А. Платонов « Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

5. «Мститель». В. Солоухин.

6. Девиз Л. Толстого «Делай каждый день добро». Живя по этому принципу, писатель каждый день совершал какое-нибудь доброе дело. Даже в дневнике записал: не просто совершать добрые поступки, когда это необходимо, а искать причину делать добро. День, проведенный без добра, считал никчёмным, пустым.

7. Девиз А.П. Чехова: « Покамолоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Притча о доброте и вежливости Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь. И тогда Учитель взял его в ученики.

Доброта

Доброта – это черта характера, очень близкая к состраданию. Добрый человек стремиться помочь окружающим людям, проявляет к ним щедрость, уважение, заботу. Добрый человек ценит и уважает чувства и взгляды другого человека, как свои собственные.На настоящую доброту способны великодушные люди , которые не ждут за свои добрые дела благодарности.

  1. В. Распутин. «Уроки французского».
  2. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа.
  3. «В дурном обществе» В. Короленко.
  4. Рассказы А.П. Чехова.
  5. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя.

Человечность

Человечностью называют заботливое и бережное отношение к другим людям. Это способность сострадания и готовность прийти на помощь в трудную минуту. Человечность выражается в уважении и терпимости, а также доброжелательном отношении не только к своим, близким, но и к чужим людям. Кроме того, человечность предполагает самопожертвование ради других.

  1. В. Г. Короленко . «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.
  2. Самый яркий пример проявления человечности - благотворительность и волонтерство. Данные действия направлены на бескорыстное оказание помощи нуждающимся. Помогать можно бедным и больным, детям и пожилым людям, инвалидам, бездомным, животным. Помогая окружающим, вы вносите свой вклад в решение чужих проблем.
  3. Человечность зачастую имеет место быть в некоторых профессиях. Например, врачи, пожарные, спасатели, учителя.
  4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

А. Платонов «Юшка».

  1. «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольский

Самовоспитание

Самовоспитание – это сознательная работа человека над самим собой, выработка у себя положительных качеств и устранение отрицательных. Самовоспитание предполагает наличие ясных целей, взглядов, идеалов. Наиболее активно самовоспитание проявляется в подростковом возрасте, когда молодой человек уже понимает, чего он хочет в жизни.

  1. Николай Островский писал: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать себя на собственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюблённости, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду ли я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить её за борт».
  2. "Два капитана" В. Каверин.
  3. «Чудак из 6 б» В.К. Железников
  4. Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.
  5. Можно обратиться к другим текстам из сборника И.П.Цыбулько :
  1. вариант 14 (о Демосфене),
  2. вариант 15 (о честном слове),
  3. вариант 16 (о Мересьеве).

Сострадание

Сострадание- это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это сопереживание страдающему, соучастие в страданиях, разделение скорби со страдающим. Сострадание проявляется в желании помочь другому человеку, посочувствовать ему, утешить его словом и делом. Это ощущение признается очень

добродетельным для духовного развития человека.

В чем еще выражается чувство сострадания? Это не только понимание чужой боли. Оно проявляется в чуткости к окружающим, внимании к их проблемам и переживаниям и, конечно же, в помощи. Пожалуй, высшая цель сострадания – это именно посильная помощь страждущим. Неважно, на сколько вы обеспечены, красноречивы. Считается, что увидеть человека, нуждающегося в чем-то, – это знак для каждого из нас, говорящий о том, что ему нужно помочь ему всем возможным, что мы имеем.

  1. «Студент» А.П. Чехова.
  2. «Уроки французского» В.Распутин.
  3. «Сашка» С.В. Кондратьев
  4. «Чучело» В.К.Железников.
  5. «Убить пересмешника» Харпер Ли.
  6. «Нетерпение сердца» Стефан Цвейг.
  7. «Тарасов» Б. Екимов.
  8. Сборник рассказов «Живая душа» Б. Екимов.
  9. «Деньги для Марии» В. Распутин.
  10. «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольский.

Сильный

человек

В первую очередь, это самостоятельный человек, который все трудные вопросы решает без посторонней помощи.

Сильный человек всегда отвечает за свои слова и поступки. Он не бросает обещаний на ветер и знает цену каждой своей фразы. Кроме того, он знает, как оказать воздействие на окружающих. Его манера поведения всегда заставляет их не позволять себе лишнего и даже невольно подчиняться. При этом поистине сильные люди не используют дешевых уловок или методов давления на людей (речь не о “власть имущих” и способных манипулировать массами). Они открыто демонстрируют свою настоящую сущность, не опасаясь критики или непонимания.Отличительной чертой таких людей является объективная уверенность в собственных силах. Они способны реально оценивать свои возможности, поэтому проходят там, где большинство людей теряется от страха и бежит прочь.

  1. «Сильный человек» Андрей Кудряшов./Портал Проза.ру/
  2. М. Шолохов, "Судьба человека" (Андрей Соколов)
  3. С. Шелдон, "Пески времени" (Хайме Миро)
  4. В. Кожевников, "Щит и меч" (Александр Белов - Иоганн Вайс)
  5. В. Каверин, "Два капитана" (Александр Григорьев)
  6. Ф. Стендаль, "Красное и чёрное (Жюльен Сорель)
  7. Б. Шоу, "Святая Иоанна"

(Жанна Д*Арк).

  1. "Мартин Иден" Джек Лондон
  2. «Будь сильным» Ник Вуйчич.
  3. «Жизнь без границ» Ник Вуйчич.
  4. Сама жизнь Ника Вуйчича как пример жизни сильного человека, умения преодолевать себя.

Красота

По словарю Ожегова: красота – это всё красивое , прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи.

Красота – понятие субъективное. Кто-то считает красивым все то, что вызывает визуальное наслаждение. Кто- то за понятием красоты закрепил понимание духовного, душевного начала. Истинная красота все-таки заключает в себе духовное, высокое начало. Произведения искусства, литературы и т.д. – это истинно красивые «вещи».

  1. Максим Горький «Красота».
  2. Дмитрий Кедрин «Красота»
  3. «Портрет Дориана Грея» О. Уальд.
  4. Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  5. Идея Ф. Достоевского - «красота спасёт мир».
  6. Федор Сологуб «Красота».
  7. Стихи «Краса отношений», «Песчаный берег», «Ссора» Анатолия Лобутенко.
  8. «О красоте человеческих лиц» Н.А. Заболоцкий.

Учитель

Учитель от слова учить, человек передающий свои знания другим, для общего блага и повышения уровня знаний людей (учеников).

Учитель – это наставник, который не просто передает знания своего предмета нам, а учит жить в этом современном многоликом мире.

Учитель при общении с детьми должен не только полагаться на свое сердце и любовь, но и обращаться к опыту и разуму.

Настоящим учителем можно назвать лишь человека, который способен преподать уроки мудрости, доброты, сочувствия , понимания.

  1. «Уроки французского» В. Распутина.
  2. «Первый учитель» Чингиз Айтматов.
  3. «Безумная Евдокия» А.Алексин.
  4. «Перевал» В. Астафьев.
  5. «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьев.
  6. «Обелиск» В.Быков/о судьбе сельского учителя Алеся Мороза/.
  7. «Завтра была война» Б.В.Васильев.
  8. «Тетрадки под дождем» В.В. Голявкин.
  9. «Благие намерения» А. А. Лиханов.
  10. «Песчаная учительница» А. Платонов.
  11. «Легенда об учителе». Северина Г.И.
  12. «Весенние перевёртыши» В.Ф. Тендряков.

Природа

Это все, что появилось во Вселенной и существует независимо от деятельности или желания человека. Именно так отвечает на вопрос о том, что такое природа, энциклопедия.

Но есть и еще один ответ на вопрос о том, что такое природа. Природа - это место нашего обитания. Это комплекс всех естественных условий существования человеческого общества и среды, в котором оно живет. По сути, природа – это наша жизнь.

  1. Мамин –Сибиряк Д.Н. «Рассказы старого охотника»
  2. И.С. Тургенев «Записки охотника».
  3. Даниэль Пеннак «Собака Пёс».
  4. Юрий Коваль. Циклы рассказов и миниатюр «Бабочки», «Весеннее небо», «Жеребенок», «Журавли».
  5. Эрнест Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных».
  6. Михаил Пришвин. Рассказы.
  7. Сергей Аксаков. Рассказы о природе.
  8. Виктор Астафьев. «Конь с розовой гривой».
  9. Павел Бажов. «Серебряное копытце».
  10. Иван Тургенев. «Муму».

Настоящее искусство

Настоящее искусство – это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства.

  1. В. Тендряков «Свидание с Нефертити».
  2. Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
  3. Л. Н. Толстой «Альберт».
  4. Л.Н. Толстой "Крейцерова соната".
  5. Анна Гавальд. «Просто вместе»
  6. РЭЙ Брэдбери «Улыбка»

Материнская любовь

Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична. Она терпит и прощает. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.Мать просит в слезах Бога о своих детях, когда те болеют и мучаются, забывая о собственных болях, просит больше чем за кого- либо. В Христианстве говорят: «Молитва матери столь сильна, что достанет со дна моря». Материнская любовь является и посредником между отцом и детьми, увеличивая тем самым любовь и уважение детей к отцу и укрепляя семейный очаг своей мудростью.

Россия держится благодаря таким матерям, поскольку такая мать хранит очаг семьи – а сохранение семьи ведет к сохранению и укреплению России.

Однако может быть и другая «сторона» у материнской любви: это слепое обожание, потакание прихотям ребенка, что губит лучшее в ребенке, способствует тому, что ребенок вырастает эгоистом и потребителем.

  1. Стихотворение «Мать» Н.А.Некрасова.
  2. «Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.
  3. Поэма А.Ахматовой «Реквием»

«Глубокая» и короткая притча о любви , притча про маму :

Один молодой человек полюбил очень красивую девушку. Но девушка была горда, надменна и жестока. Он часто просил стать его женой, но она только смеялась над ним. Не выдержав, парень воскликнул: «Все сделаю, что ни попросишь, лишь бы ты была со мной!» И тогда гордая красавица сказала: «Принеси мне сердце твоей матери в доказательство своей любви ко мне». Не задумываясь, несчастный бросился бежать домой, убил мать, вынул ее сердце и побежал назад. Вдруг он споткнулся и упал. И тут сердце матери заботливо спрашивает: «Сыночек, ты не ушибся? Тебе больно, сынок?»

Выбор

Выбор – это воли свободы воли человека. Человек волен сам выбирать между разными вариантами ситуаций, принимать решения самостоятельно, поступать так, как он считает правильным и возможным в той или иной ситуации. Мы всю жизнь выбираем между добром и злом, между правдой и ложью, то есть совершаем нравственный выбор.

Если текст ОГЭ о выборе профессии, то надо писать о выборе профессии. Тогда в качестве аргумента можно привести пример из личного опыта, о выборе вашей будущей профессии.

4.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Жизненные ценности

Жизненные ценности – это идеалы, понятия, вера, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы для Вас. Эти ценности служат ориентирами в жизни, эталонами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий.

У каждого человека свои жизненные ценности. Это зависит от семейного воспитания, окружения, внутренней культуры, образования.Например, для одного человека самое ценное - это саморазвитие, обучение, познание нового. Для другого – достижение собственного благополучия.

  1. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  2. А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда». 


  3. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Неуверенность

в себе

Неуверенность в себе – это боязнь предпринимать какие- либо требующиеся действия из -за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал.

Неуверенный в себе человек испытывает комплексы, постоянно сомневается, стыдится собственных решений или вообще откладывает их «на потом». Такой человек чаще всего попадает под зависимость от более «сильной» личности.

По сути, это безвольный человек.

  1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина(в начале романа Маша Миронова)
  2. А. А. Башмачкин из повести Н. В. Гоголя "Шинель".
  3. Червяков из "Смерть Чиновника".
  4. Тонкий ("Толстый и тонкий" А. П. Чехов).

Это все люди, неуверенные в себе.

Взаимовыручка

Взаимовыручка – это, прежде всего, помощь человеку, который в ней нуждается, а за оказанную помощь помогающий получает благодарность в виде аналогичной помощи. Часто взаимовыручку можем наблюдать в настоящей дружбе, в браке и в деловом мире..При помощи взаимовыручки можно решить общие проблемы.

Во взаимовыручке зашифрован код успеха.

Наиболее точно о взаимовыручке можно сказать следующее: это БЕСКОРЫСТНАЯ помощь. Человек. Оказывающий ее, не ждет благодарности. Но очевидно, что получающий ее стремиться тоже оказать помощь. Потому что совесть не позволит ему забыть об этом.

  1. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда».
  2. А.Сухинов «Вожак и его стая».
  3. «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. В произведении «раскручена» тема боевого товарищества, взаимовыручки.

Нравственный выбор

Выбор – это наличие различных вариантов для осуществления воли . Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. Человек волен сам выбирать между разными вариантами ситуаций, принимать решения самостоятельно, поступать так, как он считает правильным и возможным в той или иной ситуации. Мы всю жизнь выбираем между добром и злом, между правдой и ложью, то есть совершаем нравственный выбор.

1.Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой».

2. Герои романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

3.Герои легенд из рассказов старухи ИзергильМ.Горького (Данко и Ларра).

4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Внутренний мир человека

Внутренний мир человека – это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности, культура, мировоззрение. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

  1. Трилогия А.П. Чехова.
  2. СТИХИ поэтов – отражение их внутреннего мира, например. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать…»
  3. РэйБрэдбери «Человек в картинках».
  4. Н.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»

Внутренние силы

Внутренние силы – это воля, уверенность в себе, духовность. Внутренняя (духовная) сила человека помогает ему придерживаться своей точки зрения, отстаивать определенное мнение, несмотря на внешнее воздействие. Такие люди решительны, настойчивы, целеустремлённы, что помогает им добиваться успеха в достижении целей, не отступая от намеченного пути.

  1. Былины об Илье Муромце.

Драгоценные книги

Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. Докажу свои слова конкретными примерами.

  1. Из собственного опыта расскажите о своих любимых книгах.

Сила духа

Сила духа – это одно из определяющих качеств, делающих человека ЧЕЛОВЕКОМ

Благодаря ей мы добиваемся жизненных целей и преодолеваем препятствия, становимся сильными, харизматичными и способными на поступок.

  1. «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль» М.Горького).
  2. Былины об Илье Муромце.
  3. «Русский характер» А. Толстой.

Любовь

Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.

Любовь многолика: любовь к человеку, любовь к маме, любовь к Родине. Помните об этом, подбирая аргументы.

  1. А.И.Куприн«Гранатовый браслет»
  2. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
  3. О.Генри«Дары волхвов»
  4. А.И.Куприн«Куст сирени».

Счастье

Счастье – это ощущение полной удовлетворенностью жизнью, полнота ощущений бытия. Счастливый человек ощущает в себе радость и осмысленность во всем, он окрылен, он делает всех вокруг себя счастливыми.

У каждого свое понимание счастья. Это зависит от внутренней культуры человека и его воспитания, от семейных ценностей.

Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители.

  1. Л.Андреев "Петька на даче"
  2. РассказРэяБрэдбери "Всё лето в один день"
  3. РэйБрэдбери «Вельд»
  4. Эдуард Асадов «Что такое счастье»