Александр Хакимов — Четыре регулирующих принципа.

4 регулирующих принципа: нет мясу; нет интоксикациям (алкоголь, табак и т.д.); нет азартным играм; нет внебрачному/незаконному сексу.

В Первой песни "Шримад-Бхагаватам" есть история о четырех опорах религии: , и , и о четырех вещах, которые уничтожают религиозность. Они так же перечислены в "Шримад-Бхагаватам" (1.17.38): суна (употреление в пищу мяса), панам (употребление всевозможных одурманивающих средств и наркотиков), дйутам (азартные игры), а также стрийах (незаконные отношения с противоположным полом). лишает человека милосердия, незаконные сексуальные отношения делают человека расслабленным, лишают его воли и жизненной энергии, то есть делают человека неспособным к аскетичности, наркотики оскверняют человека внешне и внутренне, лишая его чистоты и замутняя его сознание, а азартные игры делают более склонным ко лжи.

Поиск с помощью голоса совести

О балансе сердца и разума в поиске истины. Как соблюдение принципов влияет на сознание? Два вида существ: движущиеся и неподвижные. Каким образом душа присутствует в этом мире? Из чего складывается наш индивидуальный мир? Как люди меняются, благодаря общению? Каков механизм общения в служении? Что даёт общение с гуру? Гуру учит нас, как ребёнка учат родители. Что такое общение с материалистом? Как отделить служение от корысти? Для чего мы учимся исполнять должное? Что такое материя в прямом смысле слова? Сознание как энергия. Можно ли воспринимать объекты не с точки зрения формы?

Выбор наставника

Гуру – представитель Бога. Выбор духовной традиции. Поиск наставника. Четыре магнита, удерживающие душу в материальном мире. Первый магнит: мясо, рыба, яйца; Второй магнит – интоксикации; Третий магнит – азартные игры и денежные махинации; Четвертый магнит – незаконные половые отношения;

Неуместные требования

Круговорот неофитов в природе. Идеализация стандартов. Адекватная проповедь. Почему не все хотят жить в храме? Разные уровни веры: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Причины снижения духовных стандартов. Завышенные требования к людям, которые по своей природе не могут им соответствовать. Тотальный брахманический стандарт, как причина разочарования. Необходимость применения разных стандартов для разных людей. Вертикальные и горизонтальные отношения в ткани общества. Разнообразие видов отношений. Вертикальные отношения - деловые, горизонтальные - раса.

Аскезы

Нужны ли аскезы? 4 духовных принципа. Мясоедение и секс. дурманивающие вещества. Шива - бог аскез. Плоды аскетизма. Аскетизм и пожертвования. Аскетизм и контроль чувств. Кто должен заниматься аскезами? Заслуживает ли уважения аскет? Как женщинам заниматься аскезами? Рекомендованные виды аскез. Когда аскетизм неблагоприятен. История Джады Бхараты. Как следует совершать аскезы. Чувство долга и предписанные обязанности человека. Идеалы, которые выше долга и предписаний. Виды аскез. Вопросы слушателей.

Четыре регулирующих принципа
Шримад-Бхагаватам объясняет, что мирная, духовно развитая культура покоится на четырех столпах религии: аскетичности, правдивости, чистоте и милосердии. Эти четыре качества указывают на такое состояние благости, которое способствует духовным устремлениям. Деятельность, характер которой прямо противоположен этим качествам, и которая приводит к деградации и в конце концов делает обретение этих качеств невозможными, – это азартные игры, принятие интоксикаций, незаконный секс и мясоедение.

Первый вид греховной деятельности – это азартные игры. Под этим термином следует понимать не только денежные ставки в играх или спорте, но также незаконные сделки в бизнесе, спекуляции и нечестные отношения с другими. Первое последствие такой деятельности – это излишняя материальная привязанность, появившаяся вследствие того, что в человеке выросли такие качества, как жадность и скупость. Другие последствия: человек из-за беспокойства теряет равновесие ума; все соучастники страдают, когда приходят потери; усиливаются лживость и обман, которые уничтожают качество, возвышающее человека, – правдивость.

Склонность к азартным играм проявляется даже в сфере духовной жизни, когда кто-то пытается понимать или объяснять духовные предметы на основе собственных умственных способностей. Вместо того, чтобы слушать истинных духовных авторитетов, играя в эту азартную игру, такие люди просто ставят на кон свою духовную жизнь.

Под термином "интоксикации" понимается, что человек оказывает воздействие на свое тело с помощью различных химических веществ, которые не являются необходимыми для поддержания тела и обладают стимулирующими или депрессивными эффектами воздействия на ум и тело. Под этим термином ведические писания подразумевают все одурманивающие вещества, начиная с чая, кофе и табака и заканчивая алкоголем и более сильными наркотиками. Привычка их употребления обычно приносит такие последствия: утрату здоровья, развивающиеся болезни, преждевременное старение и неспособность разумно и с постоянством сосредоточиваться на какой бы то ни было теме. Таким образом, подобные привычки препятствуют духовному продвижению человека, опутывая его материальными привязанностями и в то же время возбуждая его ум так, что он становится неспособен сосредоточиться в медитации на свое "я" и на Бога.

Незаконный секс – это любые половые отношения вне брака и любые половые отношения в браке, не ставящие своей целью зачатие детей. Ничем не ограниченные занятия сексом, хотя и являясь источником огромного наслаждения на физическом уровне, вызывают социальные расстройства, а также ставят крест на перспективе обрести духовное сознание.

Незаконный секс порождает нежелательное потомство, которое становится причиной социальных и экономических проблем гигантских масштабов. Чтобы избежать таких последствий секса, люди делают аборты и используют противозачаточные средства. Священные писания, наука и здравый смысл и то, и другое расценивают как убийство. Тех, кто несет ответственность за подобную деятельность, ждут адские наказания – настолько велик груз кармы за то, что они преступают закон морали.

Когда люди занимаются сексом ради чувственного наслаждения, это не только приводит человеческое общество к деградации, но также порождает чрезмерную привязанность к телу и к плотским наслаждениям. Для такого эгоистичного человека, чье сознание так глубоко ушло корнями в тело, нет никакой возможности обнаружить и самому испытать природу блаженства души.

Под термином "мясоедение" понимают убийство или причинение беспокойства и ущерба животным формам жизни с целью получения в пищу их тел или яиц.

Если человек не может достать здоровую пищу или в каких-либо местах земля непригодна для сельского хозяйства и молочной промышленности, употребление человеком в пищу животных может быть оправдано. Если же человек не поставлен в такие условия жизни, то систематическое убийство животных с целью поддержания своего существования за счет их плоти и яиц становится самым ужасным из всех грехов, результатом которого является последующее страдание как самой личности, совершающей этот грех, так и всего общества. Эта деятельность успешно препятствует любым попыткам сделать шаг на пути к духовности.

Существует ряд практических причин того, почему не следует есть мясо. Первая заключается в том, что заклание животных является явным убийством, и любой, кто ест плоть этой жертвы, должен делить плохую карму, возникающую как следствие этого убийства. Вторая причина – в том, что мясоедение очень вредно для здоровья. Насыщенные жиры в большинстве видов мяса способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, а токсины, появляющиеся в разложившейся плоти, наносят ущерб нервной системе и способствуют развитию старческого слабоумия, паралича или сумасшествия. А третья причина особенно касается тех, кто имеет надежду развить в себе любовь к Богу. В Бхагавад-гите Кришна советует нам есть только ту пищу, которая была предложена Ему с любовью и преданностью. Благодаря тому, что мы принимаем освященную пищу, наше сознание очищается. И Кришна особо просит нас предлагать Ему только вегетарианскую пищу – никакого мяса, рыбы или яиц.

Таковы лишь некоторые, наиболее значительные, причины, по которым следует избегать азартных игр, интоксикаций, незаконного секса и мясоедения. Результатом каждого из этих видов деятельности является индивидуальное страдание и развал общества, и каждое из них делает человека неспособным испытывать вечную, блаженную духовную жизнь в сознании Кришны.

Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел,
что бы ты ни предлагал или отдавал,
и через какую бы тапасью ни проходил -
делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.

08.04.2016 07:53

Рейтинг: / 3

ПлохоОтлично

(Это одна из статей, предназначенных для последующей публикации в книге о Вайшнавской культуре и этикете.)

Основываясь на “Шримад-Бхагаватам” (1.17.38 , 11.5.11), Шрила Прабхупада установил, что в качестве обета при инициации, все ученики обещают следовать четырем регулирующим принципам:

Началом религиозной жизни является отказ от основных четырех видов греховной деятельности, а именно: недозволенных половых отношений, мясоедения, азартных игр и употребления одурманивающих средств. (ШБ 4.26.10)

В нашем Движении сознания Кришны необходимым условием является отказ от четырех столпов греховной жизни — недозволенного секса, мясоедения, употребления одурманивающих средств и азартных игр (ЧЧ, Мадхья, 2.24.330)

Эти принципы должны соблюдаться неукоснительно, без каких-либо исключений:

Получая инициацию, ты дал обещание, что не будет никакого незаконного секса. Если же ты еще не в состоянии выполнить обещание, данное своему духовному учителю, то что заставляет тебя называть себя преданным и учеником? Это обыкновенное притворство. Ты должен рассуждать так, что если я обещал своему духовному учителю, то теперь обязан повиноваться ему без каких-либо исключений, в противном случае я не имею никакого права называть себя его учеником. И если ты хочешь стать преданным и служить Кришне в этом качестве, то должен следовать этим четырем основным ограничениям при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений. (Письмо от 31 декабря 1972 г.)

Нарушение любого из этих принципов является греховным: “Тот, кто грешит сознательно, не имеет права называться преданным Господа.” (ШБ 2.7.15)

Эти четыре главных греховных действия разрушают основные религиозные принципы аскетизма, чистоты, милосердия и правдивости. (ШБ 1.17.38, КОММЕНТАРИЙ) Поэтому в отношении них не должно быть никаких компромиссов:

Находиться в сознании Кришны означает, что вы отказались от греховной деятельности. Никаких недозволенных половых отношений, никакого мясоедения, никакого употребления одурманивающих средств, никаких азартных игр. Таковы четыре столпа греховной жизни. Люди не готовы отказаться от всего этого. Но мы не идем на компромиссы, так не получится, что вы продолжаете грешить и в то же время я признаю, что вы стали сознающим Кришну. Нет, так не пойдет. Не должно быть никаких компромиссов по этому вопросу. Вы должны отказаться от всей греховной жизни. В противном случае нет никаких шансов стать сознающим Кришну. Кому нужен весь этот цирк? Вы не получаете никакого блага от этого цирка. (Лекция от 24 июля 1973 г.)

Следовательно: "Одурманивающие средства в любом виде: сигареты, жевательный табак или чай — должны быть запрещены." (Беседа от 9 марта 1968 г). Не следует принимать такие одурманивающие вещества, как алкоголь, психотропные препараты (в том числе марихуану и ее производные), пан, орехи бетеля, порошок бетеля, кофе, а также безалкогольные напитки и другие продукты (например, шоколад), которые содержат искусственные стимуляторы, такие как кофеин. (Смотри приложение о шоколаде)

Незаконный секс означает любую сексуальную активность не в браке и не с целью зачатия сознающих Кришну детей. Внебрачные отношения чрезвычайно греховны, наносят урон духовному продвижению и, следовательно, не могут быть приняты. Аборт, контрацепция и стерилизация также греховны. Мастурбация относится к незаконному сексу, так как в этом случае загрязняется сознание и бесполезно тратится живительная жидкость.

Чеснок и лук, а также мясо, рыба и яйца запрещены для преданных. Пища, приготовленная непреданными, также запрещена. Преданные вкушают только кришна-прасад , пищу, приготовленную специально для удовлетворения Господа и предложенную Ему с любовью и преданностью. Шрила Прабхупада пояснил однажды во время изложения четырех регулирующих принципов: “Одним из ограничений является то, что вы не принимаете ничего, что не было предложено Кришне” (Беседа от 9 марта 1968 г.)

Бхактивинода Тхакур дал определение азартным играм:

Игра в карты, шахматы, кости, шашки и так далее, относятся к азартным играм. Современная лотерея также является азартной игрой. Если мы обратимся к историям короля Налы, Юдхиштхиры, Дурьодханы и Шакуни, мы сможем увидеть, что ожесточенная ссора и разорение были следствием попытки накопить богатство путем обмана и кражи во время азартной игры. Даже сегодня азартные игры уничтожают религиозность, экономическое развитие, удовлетворение чувств и освобождение. Те, кто принимают участие в азартных играх, непременно становятся ленивыми и сварливыми. Они не могут заниматься какой-либо религиозной или благочестивой деятельностью. (Бхактивинода-вани-ваибхава, 64.36)

К азартной игре относится даже заключение пари с небольшими ставками. Шрила Прабхупада также приравнял сделки, связанные со спекуляцией к азартным играм. (ШБ 1.17.38, КОММЕНТАРИЙ) Поскольку любой бизнес предполагает определенный риск, то участвуя в подобных предприятиях, вы надеетесь получить большую отдачу при относительно небольших инвестициях, делая ставку на колебания рынка, а не на собственные усилия. После азартных игр Шрила Прабхупада далее осуждает "умозрительные рассуждения" (Письмо от 2 февраля 1970 г.), а также "спортивные ставки", связанные с азартными играми. (Беседа от 9 марта 1968 г.)

Также Шрила Прабхупада считал, что инициированные преданные:

  • Должны посещать вечерние и утренние лекции
  • Должны избегать чрезмерного общения с непреданными
  • Не должны есть пищу, приготовленную непреданными
  • Не должны тратить время на пустые разговоры
  • Не должны заниматься легкомысленными играми
  • Должны постоянно петь и повторять святые имена Господа
  • Пение и повторение Господь Чайтанья объявляет единственным в эту эпоху раздоров путем духовного осознания. Поэтому следует повторять как минимум 16 кругов ежедневно. (Письмо от 30 мая 1968 г.)

Помимо этих самых основных принципов, существуют и другие стандартные правила в сознании Кришны, которые должны соблюдать все преданные, считающие себя последователями Шрилы Прабхупады, о чем убедительно свидетельствуют следующие цитаты из писем Прабхупады. И этот перечень не является исчерпывающим. Шрила Прабхупада возвращался к этим наставлениям буквально в десятках писем, написанных ученикам, и в особенности лидерам ИСККОН.

Все должны посещать мангала-арати и повторять ежедневно шестнадцать кругов. (Письмо от 3 сентября 1974 г.) В твою обязанность входит наблюдать, чтобы они строго следовали регулирующим принципам, четырем запретам, а также предписаниям для преданных, которые включают в себя ранний подъем, утреннее омовение, нанесение тилаки , участие в мангала-арати , повторение шестнадцати кругов джапы и посещение лекции по «Шримад-Бхагаватам».

Такова обязанность всех моих учеников — и старших, и младших. В нашем Движении вообще нет «больших» и «маленьких». Каждый является преданным. Каждый должен следовать практике преданного служения. Здесь, во Вриндаване, я наслаждаюсь тем, как мои ученики говорят. Два раза в день все должны посещать лекции. Утром и вечером необходимо отложить все дела — простой киртан , пойте, танцуйте и очищайтесь. Не притворяйся парамахамсой , думая: «Теперь-то я могу обойтись без слушания «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты»». Не пытайся стать большим парамахамсой , чем твой Гуру Махараджа. Я хожу и наслаждаюсь лекциями и киртанами своих учеников. Поскольку я это делаю, ты тоже должен это делать. (Письмо от 19 сентября 1974 г.)

Эти принципы являются "основными", "имеют первостепенное значение". Без них "нет духовной жизни":

Это имеет первостепенное значение. Не прекращай повторять шестнадцать кругов ежедневно, рано вставать, участвовать в мангала-арати , посещать лекции и следовать четырем регулирующим принципам. Так ты освободишься от всех беспокойств. (Письмо от 28 декабря 1974 г.)

Придерживайся чистоты и утвердись в сознании Кришны, следуя четырем регулирующим принципам, соблюдая ранний подъем, участвуя в мангала-арати , посещая лекции, и т.д. Это имеет первостепенное значение. (Письмо от 28 декабря 1974 г.)

Просыпайся рано, участвуй в мангала-арати , посещай лекции, повторяй шестнадцать кругов и следуй четырем основным правилам и предписаниям. Это самое важное. Без этого нет духовной жизни. (Письмо от 9 мая 1975 г.)

Изучение философии не возымеет никакого эффекта без практического применения:

Да, чтение моих книг будет тебе полезно, философия нужна, но если ты не будешь применять эту философию в жизни, участвуя во всех храмовых программах, то есть: рано вставать, посещать мангала-арати , выполнять преданное служение, тогда само по себе изучение философии ничего не даст. (Письмо от 7 июля 1972 г.)

Несоблюдение этих принципов препятствует духовной жизни, и для преданного появляется риск сойти с пути духовного развития.

Как только вы прекращаете строго следовать регулирующим принципам, таким как отказ от мясоедения, незаконного секса, приема одурманивающих веществ, азартных игр, раннего подъема до четырех часов, посещение мангала-арати , повторение не менее шестнадцатм кругов и т.д., то ваша духовная жизнь испытывает затруднения, и появляется шанс того, что в любой момент вы можете стать жертвой майи. (Письмо от 15 декабря 1974 г.)

В действительности без соблюдения этих принципов, "не может быть и речи о духовной жизни", а падение становится неизбежным:

Пожалуйста, внуши инициированным преданным необходимость повторения шестнадцати кругов ежедневно на четках и следования четырем регулирующим принципам. Избегайте греховной жизни, в этом случае духовная жизнь станет легче. В действительности, без этих принципов духовной жизни просто не существует. (Письмо от 11 сентября 1976 г.)

Все должны вставать рано утром, совершать омовение, присутствовать на мангала-арати , повторять не менее шестнадцать кругов, посещать лекции, и следовать четырем регулирующим принципам. Если вы не соблюдаете эти правила, то не может быть и речи о духовной жизни. Тот, кто не следует строго этим правилам, неизбежно падет. Ты должен учить их своим личным примером; в противном случае, как они будут учиться? (Письмо от 16 января 1975 г.)

Все должны присутствовать на мангала-арати . Постепенно мы должны сделать нашу жизнь более упорядоченной и строгой, и соблюдать правила и предписания. В противном случае мы падем. (Письмо от 3 мая 1972 г.)

С другой стороны, следование этой системе защитит нас от атак майи :

Потому-то Рупа Госвами и ввел эту систему правил и предписаний, которой я вас учу. Эти правила — подъем до 4 утра, посещение мангала-арати , повторение минимум шестнадцати кругов на четках в день, чтение книг, уличная санкиртана , проповедь всем и каждому, предложение прасада и т.п. — эти принципы призваны защитить нас от атак майи , поддерживая в нас постоянный энтузиазм. (Письмо от 31 декабря 1972 г.)

Все успехи, как отдельных преданных, так и в целом Движения сознания Кришны основаны на соблюдении этих основных принципов:

Никогда не пренебрегайте ежедневным повторением своих шестнадцати кругов на четках, вставайте рано, не пропуская ни одного дня, посещайте мангала-арати , совершайте омовение и следуйте остальным правилам, и тогда все у вас получится, будьте в этом уверены. (Письмо от 13 июня 1972 г.)

Таким образом, будущее этого движения сознания Кришны очень ясно, пока руководители внимательно следят за тем, чтобы все без исключения повторяли шестнадцать кругов, просыпались утром не позже четырех часов, посещали мангала-арати . Наши лидеры должны быть осторожными, чтобы не уничтожить дух энтузиазма в служении, которое является индивидуальным и спонтанным, и добровольным. (Письмо от 22 декабря 1972 г.)

А если ты просто сохраняешь нашу стандартную программу... что означает ежедневное повторение шестнадцати кругов, ранний подъем, посещение мангала-арати , если эта программа строго поддерживается всеми преданными, они будут оставаться чистыми; если же проповедь чиста, автоматически лидеры, руководители, средства, все в достаточном количестве будет дано Кришной, в этом нет сомнения. (Письмо, 23 декабря 1972 года г.)

Этот процесс приводит к совершенству:

Пожалуйста, продолжай следовать всем правилам и предписаниям очень тщательно и строго, и твоя духовная жизнь будет процветать. Просыпайся рано, повторяй шестнадцать кругов, посещай мангала-арати и лекции, и твоя жизнь станет совершенной. (Письмо от 3 февраля 1975 г.)

Просыпайся рано, посещай мангала-арати и лекции, повторяй шестнадцать кругов, и следуй четырем регулирующим принципам без отклонений. Это гарантирует тебе духовное совершенство. (Письмо от 14 марта 1975 г.)

Просто следуя этому процессу без отклонений, повторяя шестнадцать кругов, следуя четырем регулирующим принципам, посещая лекции и мангала-арати , просыпаясь рано, ты постепенно обретешь чистую любовь к Кришне. (Письмо от 28 декабря 1974 г.)

"Главное" для лидеров, чтобы они на собственном положительном примере обучали других этим стандартам:

Главное в том, что ты должен показывать положительный пример другим, строго соблюдая регулирующие принципы, такие как повторение шестнадцати кругов на четках, чтение книг, ранний подъем для участия в мангала-арати и т.д. Подобным образом, ты всех должен поощрять делать также. Мы должны быть очень внимательными в тщательном обучении преданных. (Письмо от 31 января 1973 г.)

И самое главное, это то, что Шрила Прабхупада будет рад, если преданные станут следовать этим принципам:

Я также рад был узнать, что в вашем храме никто не пропускает мангала-арати и что все становятся непоколебимыми и умиротворенными в их служении. Кажется, вы заботитесь о ваших людях очень хорошо. Таков признак первоклассного управления. (Письмо от 28 декабря 1974 г.)

Александр Хакимов (ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху), "Четыре регулирующих принципа" - семинар в г. Евпатории в 2008 году.

Продолжение читайте здесь:
"Четыре регулирующих принципа", часть 2
"Четыре регулирующих принципа", часть 3
"Четыре регулирующих принципа", часть 4
"Четыре регулирующих принципа", часть 5

Наша тема относится к тому, как можно применить трансцендентное знание в нашей жизни. Это главный момент. Если мы знаем цель, куда идти, и если мы знаем свое место, точку отправления, то можно постепенно достичь Высшей цели.

Знание означает понимание себя, понимание Бога и взаимоотношения между ними. Это наука взаимоотношений. Это широкое понятие начинается с обусловленного состояния живого существа и заканчивается освобождением, оно может занимать долгий период времени, большое пространство. Сложный вопрос. В зависимости от того, на каком уровне находится человек, он может получить разные наставления. Не одинаковые, разные.

Например, если он обратился к "Бхагават-Гите", то Кришна не говорит Арджуне, чтобы он не ел мясо, рыбу, яйца, - ничего такого не найдете. Поэтому если Вы посмотрите в "Бхагават-Гиту", то подумаете, почему говорят на этом семинаре о мясе? В "Бхагават-Гите" нет ничего подобного, нигде Кришна ничего об этом не говорит, ничего не запрещает: о не законном сексе, об интоксикациях ничего в стихах конкретного нет. Но нам необходимо это слышать. Арджуне не нужно было получать такие наставления. Наоборот, Кришна сказал ему: "Убивай! Сражайся!", - все наоборот. А нам говорит: "Не убивай!".

И когда Арджуна украл Субхадру, потому что влюбился в нее. Украл ее незаконным образом. Кришна говорит: "Женись на ней. Нормально, очень хорошо".

Баларама за это хотел убить Арджуну - адхарма (выполнение предписанных обязанностей). Баларама - защитник дхармы (Дха́рма (санскр.dharma, "закон, правило") индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении пути благочестия.), а Кришна - защитник Арджуны.

То есть Кришна совсем другие вещи говорит Арджуне: "Женись! Нравится? - Женись. Можешь украсть ее. Можешь переодеться в одежды саньяси, войти в то общество, выкрасть ее спокойно под видом саньяси и уехать". Баларама: "За такие поступки их надо убивать, потому что... санпрадая. Пример. Если человек подает такой пример, как его остановить? - Нужно наказать. Наказание остановит безбожие".

А Кришна говорит Арджуне: "Нормально. Сражайся, убивай родственников на поле битвы. Не смотри, что они родственники. Сейчас они твои враги, и твой долг кшатрия - сражаться".

Не принимать интоксикации, но кшатрии пили вино и ели мясо. Это была для них необходимая практика. Я не буду вдаваться в подробности: как они это делали. Но факт, что люди делали, вы найдете это в "Махабхарате". Эти моменты есть. Вино также было. И мясо тоже было. Азартные игры тоже были, Кришна играл в азартные игры. Не просто играл, он проиграл все царство. Показал как раз самый плохой пример. Это был высший праведник на планете.

По этому мы не знаем, как оценивать. Как оценивать "Махабхарату", "Бхагават-Гиту" с тем, что мы сегодня говорим, почему взялись за такие строгие правила, запреты? Почему Прабхупада говорит, что к этому надо так строго относиться... почему так?

Это интересный момент. Давайте почитаем кое-что из "Шримат-Бхагаватам" с комментариями Шрилы Прабхупады и обсудим сегодня эту тему.

Мы уже говорили, что существует тамос и будхи, шудха-будхи. Вот то, что может делать шудха-будхи - чистый Разум, не может делать оскверненный Разум. Мы почитаем из первой песни. Я просто почитаю перевод стиха. Вы знаете откуда это: "Я потерял три ноги и теперь стою на одной. Не о моем ли состоянии ты скорбишь? Или же ты в великой тревоге потому, что отныне преступные мясоеды будут эксплуатировать тебя? А может быть ты сокрушаешься о том, что полубоги лишились своей доли жертвенных подношений, потому что сейчас люди перестали совершать жертвоприношения? Или ты скорбишь о живых существах, страдающих от голода и засухи?"

Помните, кто кому это говорит? Дхарма (бык) говорит Земле, матери, корове. Корова олицетворяет Землю. Бык олицетворяет религию. Бык - отец, корова - мать. Белый как лотос, прекрасный образ - бык, религия на четырех опорах.

И Прабхупада комментирует: "С течением времени в век Кали будут постепенно: 1) сокращаться продолжительность жизни, 2) убывать милосердие, 3) ухудшаться память и 4) ослабевать моральные принципы (принципы религии). Поскольку Дхарма, принципы религии, на три четверти будут утрачены, этот символический бык стоял только на одной ноге. Когда три четверти населения мира становятся безбожниками, жизнь животных превращается в ад. В век Кали безбожные цивилизации начнут создавать множество так называемых религиозных обществ, в которых будут прямо или косвенно игнорировать Личность Бога". - Это Вам знакомо, что Прабхупада пишет?

Много религиозных обществ, так называемых, он говорит, обществ, где будут прямо или косвенно игнорировать Бога. Посмотрите внимательно вокруг, находите примеры подобных вещей, Вы узнаете, о чем Прабхупада здесь пишет? Не распространяясь слишком широко, просто говорит такой факт, признак влияния времени в век Кали. Даже в области религии люди не будут интересоваться Богом. Не будут стремиться к развитию знания, они будут устанавливать догмы и наводить страх на людей, что если ты выйдешь за пределы этих догм - пойдешь в ад. Это называет религиозная сфера.

Если стремится расширять свои знания, стремится пойти дальше, шире - скажут: "Нет, это уже не религиозно. Ты выходишь за пределы религии. Это анафема". Это верно с одной стороны: если из религии выходите вниз - это плохо, но если вверх - это другое дело. Нужно смотреть: к чему же стремится человек, придя в религию. Если он стремится к Богу, то это поможет ему. То есть религия, которая не пробуждает интереса к Богу - она не является религией, это адхарма, или то есть религия, которая поощряет материальные желания, материальный интерес, называется кайтовадхарма - ложная, лживая религия.

Потом здесь Прабхупада говорит: "В Век Кали очень много будет Кайтовой дхармы. Под видом религии люди будут делать безбожные поступки. Tак общества неверующих сделают мир непригодным для обитания более здравомыслящей части населения. Существует классификация людей в соответствии с глубиной их веры в Верховную Личность Бога. Верующие люди первого класса - это верующие вайшнавы и брахманы, за ними идут кшатрии, а потом вайшьи, затем шудры, млечхи, йаваны и, наконец, чандалы. Деградация человеческой природы начинается с млечх, а чандалы - ее последняя ступень".

Млечха - это тот, кто ест мясо. Это вот начало падения человеческой цивилизации. То есть на уровне млечх - это называется деградирующая цивилизация людей. При всех их попытках поднять цивилизацию к развитию они терпят бòльшую неудачу, подобно как состояние болота: чем больше вы совершаете усилий, чтобы выбраться из болота, тем больше, наоборот, погружаетесь вглубь. Это общество млечх.

То есть люди совершают усилия, чтобы найти какой-то лучший способ, чтобы выбраться из болота, чтобы сделать общество более совершенным, но результат прямо противоположный - неожиданный для них. И потом какая-то партия делает переворот в стране. Строит новую формацию. Проходит 70-80 лет - ничего не получилось. Они разводят руками и говорят: "Простите, кто ж знал. Мы хотели как лучше". Никто не виноват, все хотят как лучше.

Но, а в чем причина? В том, что не принимаю Высший авторитет. Прабхупада говорит: "Уже все есть". Бог есть, вечно существует. Вечно все существует. Ничего не начинается, ничего не кончается. Все циклирует. То есть нужны просто знания. Веды уже есть. Примите Веды.

Так Прабхупада шутил: Он однажды встречался с учеными-теологами, то есть они именитые. У них есть какие-то степени, дипломированные официально признанные теологи. "Теология" обозначает науку о Боге. И они спросили: "А кто такой Бог? Что такое, вообще, Бог?" Прабхупада говорит: "Бог - это Кришна". Они жмут плечами, не знают, что ответить. Очень неожиданно: "Мы теологи, мы ученые, а тут сразу "Бог - это Кришна". Как-то не научно все".

А Прабхупада говорит: "Если вы теологи - вы интересуетесь наукой о Боге - спрашиваете, кто такой Бог. Вот в Ведах есть Бог Кришна, берите. Вы же интересуетесь Богом? Вот берите: Бог Кришна". Теологи ответили: "Но мы не знаем, Кришна он или не Кришна. Мы не уверены, мы сомневаемся".

Прабхупада ответил: "Значит вы не теологи, значит вы теософы - вы ищущие Бога. Это не наука, а поиск Бога. Вы путаете эти вещи. Если вы ищете Бога, то вот Бог уже есть - Кришна. Вы сразу узнаете, если ищете его. Сразу узнаете: просящему хлеба камень в руку не положат. Вы сразу узнаете то, что вы ищете. Если в сердце поиск, то вы сразу узнаете Бога.

Это самое родственное существо, самое близкое существо. Это просто как удар молнии - Бух!- и вы в Сознании Кришны! - О! Кришна! И это понятно! Все ясно, абсолютно ясно. Не так, что смотрите фотографию: "Кришна или не Кришна", ароха (это называется, пратьякша), то есть вы не интересуетесь Богом, а вы интересуетесь своим положением, вы сомневаетесь, то есть сосредоточены на собственных сомнениях, не на Боге, а на своей логике, на каком-то другом уровне совершенно - это называет млечха. Он верит в Бога и сомневается одновременно".

Итак, наша проблема - мы верим в Кришну все и одновременно сомневаемся в этом время от времени. Как-то мы были в бане, там были какие-то люди. У нас тут шнуры, все атрибуты. Ну и завязался разговор, конечно же, о Боге. И человек выразил глубокое сомнение, сидящий на полке.

Я спросил: "Вы хотите сказать, что Бога нет?" Он поднялся: "Нет, я этого не скажу. А вдруг он есть". Одновременно мы верим в Бога и сомневаемся. На всякий случай и ту и другую позицию можно принять, смотря как повернется ситуация. Если придут неверующие к власти, то мы можем и не верить, собственно говоря, мы ничего не теряем. А если придут верующие, то мы можем и поверить. Мы и так можем, и так можем. Мы хозяева положения. Это называется культура млечхи - беспринципные люди.

То есть в Ведические времена атеисты - это были великие ученые. Они тоже имели свои принципы. Как скажем буддизм - это тоже форма атеизма, очень высокая форма - философская, научная форма. Но это атеизм, там нет понятия Души, Бога, в принципе - это учение атеистическое. Морально-этические очень высокие принципы, а понятие Бога и Души там нет - просто пустота, нирвана, там что-то другое. Но это наука. Во всяком случае, эти люди самые мирные на планете. Представьте: атеистов сделать мирными невозможно, - говорится, - а вот Будда сделал.