Алхимия и алхимики. Что такое алхимия - наука или магия? Знаменитые алхимики

Человечество всегда интересовалось чем-то мистическим, загадочным, неизведанным. Такая наука, как алхимия возникла очень давно, но интерес к ней не пропал и по сей день. И в нынешнее время многие люди задаются вопросом, что такое алхимия. Давайте разберемся.

Понятие и сущность алхимии

Первая ассоциация, которая приходит в голову обычному человеку, когда он слышит слово «алхимия» - магия. Но на самом деле это которая показывает, как достигнуть сути всех существующих вещей. Многие считают ее псевдонаукой, которая сфокусирована на том, чтобы из обычных металлов получать так называемое алхимическое золото и таким способом обогащаться. Многие практикующие алхимики и правда ставили перед собой цель обогащения, но первоначальный смысл алхимии заключался в понимании и всего мира. Настоящие алхимики благодаря философским размышлениям восхваляют единство мира, утверждают, что они принимают участие в космическом процессе творения.

Другая ассоциация людей со словом «алхимия» - зелье. И какой-то смысл в этом действительно есть. В алхимии практикуется смешивание различных ингредиентов. Самая главная сущность этой науки заключается в том, что все существующее движется и стремится к развитию.

История возникновения слова «алхимия»

Отвечая на вопрос, что такое алхимия, необходимо знать историю происхождения данной науки. Считается, что впервые эта наука возникла в Древнем мире: в Греции, Египте и Риме, а затем она распространилась на Восток. Нельзя точно сказать, что обозначает это слово, потому что оно имеет много корней. Первая версия предполагает, что алхимия происходит от слова Chymeia, которое означает «настаивать», «наливать». Это слово указывает на врачебную практику многих древних докторов. По другой версии, название произошло от слова Khem, которое символизирует черную землю, страну (Египет). Древнегреческие истоки указывают на происхождение от слов "хюма" и "хемевсис" - литье, смешивание, поток.

Основа и цели алхимии

Алхимия выполняет три основные функции:

  1. Найти способ получить золото из простых металлов, чтобы обогатиться и получить власть.
  2. Достигнуть бессмертия.
  3. Обрести счастье.

Основа алхимии заключается в использовании четырех основных элементов. Согласно этой теории, разработанной Платоном и Аристотелем, вселенную создал Демиург, который из исходной материи создал 4 элемента стихии: воду, землю, огонь, воздух. Алхимики добавили к этим элементам еще три: ртуть, серу, соль. Ртуть - женское начало, сера - мужское, соль - передвижение. Благодаря смешиванию всех этих элементов в разном порядке достигается трансмутация. В результате трансмутации должен получиться философский камень, который еще называют Чаще всего получение этого эликсира и является главной целью многих алхимиков. Но прежде чем получить заветный эликсир, настоящий алхимик должен постичь свою настоящую духовную природу. Иначе никак не получится раздобыть заветный философский камень.

Алхимическая эволюция и этапы превращения металлов в золото

Знаменитые алхимики на основе своих многолетних рассуждений и изучений пришли к выводу, что с самого начала все металлы были благородными, но со временем некоторые из них почернели, запачкались, что привело к их неблагородности.

Существует несколько основных этапов превращения простых металлов в благородные:

  1. Calcinatio - этот этап предполагает отказ от всего мирского, от всех личных интересов;
  2. Putrefactio - этот этап включает отсоединение тленного праха;
  3. Solutio - символизирует чистку материй;
  4. Distillatio - рассмотрение всех элементов очистки материи;
  5. Coincidentia oppositorum - соединение противоположных явлений;
  6. Сублимирование - обозначает мучение после отказа от мирского ради стремления к духовному;
  7. Философское затвердевание - соединение принципов воздушности и концентрированности.

Эволюция алхимии заключается в том, чтобы все пропускать через себя, даже если это приносит огромный вред, и тогда необходимо восстанавливаться с помощью энергии, которую получили на предыдущем этапе.

Великие алхимики

Все алхимики пытались ответить на вопрос, что такое алхимия. Эта наука сыграла немалую роль в истории человечества. Многие философы предполагали, что алхимия имеет много общего с психологией. Эта наука помогает человеку раскрыться как личности и достичь своих индивидуальных духовных целей. Многие люди занимались алхимией с самого начала ее зарождения. Но ключевую роль в этом сыграли алхимики Средневековья.

Одним из самых известных алхимиков по праву считается Никола Фламель (годы жизни 1330-1418). Родился Никола в очень бедной семье, в юношеском возрасте уехал в Париж, чтобы стать писарем. Женился на немолодой даме, получил небольшой капитал и открыл несколько мастерских. Фламель решил заняться продажей книг. Его алхимическая карьера началась благодаря сну, в котором ангел показал Фламелю книгу, где содержатся все секреты. Он нашел эту книгу и стал усердно ее изучать. Неизвестно, как он смог постичь все истины, но буквально через три года алхимику удалось получить философский камень и обратить обычную ртуть в серебро, а через некоторое время и золото. Начиная с 1382, Никола Фламель стал богатеть, он покупал землю, дома. Занимался благотворительностью и просто дарил деньги. Слухи о его сказочном богатстве дошли до короля, но с помощью взяток Фламель смог скрыть свое богатство от короля. В 1418 году алхимик умер. Но говорят, что помимо золота и серебра Никола постиг тайны бессмертной жизни. Он инсценировал свою смерть, а сам вместе с женой уехал в путешествие.

Алхимик Парацельс: краткие сведения

Другим не менее известным алхимиком был Парацельс (годы жизни 1493-1541). Этот человек был известным врачом, и многие отрицают его роль в алхимии. Працельс пытался найти философский камень, но не верил, что тот сможет превратить металл в золото. Алхимику он был нужен для того, чтобы постичь тайну бессмертия и создавать лекарства. Працельс считал, что любой человек сможет сделать то, что не под силу природе, нужно только время и усилия. Медицина многим обязана Працельсу. Именно этот врач отверг теорию о том, что эпилептики одержимы нечистой силой. Ученый говорил, что ему удалось создать философский камень, и он бессмертен, но умер, упав с высоты, когда ему было 48 лет.

Дени Зашер: краткие сведения

Дени Зашер (годы жизни 1510-1556). Родился в довольно обеспеченной семье. В юношеском возрасте поехал в университет Бордо изучать философию. Его наставником оказался алхимик, который приобщил молодого парня к этой науке. Вместе с наставником они изучали и проверяли все новые и новые рецепты алхимии. Но раз за разом терпели неудачи. Деньги у Зашера быстро кончились, поэтому он поехал домой и заложил свое имущество. Но опыты не приносили результатов, и деньги просто утекали сквозь пальцы. Дени решил поехать в Париж, где несколько лет провел в одиночестве, изучая философию и рецепты алхимии. В 1550 году ему все-таки удалось сделать из ртути драгоценный металл - золото. Дени раздал всем долги и уехал в Германию, где хотел прожить долгую и беззаботную жизнь. Но родственник убил его, пока тот спал, и уехал с его женой.

Зефельд: краткие сведения

Очень долго об этом алхимике было известно крайне мало информации. С самого детства Зефельд увлекался алхимией и проводил опыты. Разумеется, у него мало что получалось, и со всех сторон на него сыпались насмешки. Тогда он уехал из Австрии и вернулся только через десять лет, и поселился в небольшом городке у одной семьи, которая его приняла. В знак благодарности он показал хозяину, как научился добывать золото из обычных металлов. Вскоре весь город знал, что Зефельд настоящий алхимик. О его опытах узнал император и приговорил его к пожизненному заключению за мошенничество. Но вскоре Зефельда помиловали, но при условии, что он будет продолжать свои опыты для императора. Но через некоторое время Зефельд сбежал из страны, и никто ничего больше не знает о его судьбе. Он буквально растворился в воздухе.

Благодаря изложенной выше информации, становится намного понятней, что такое алхимия, в чем ее суть и для чего она нужна.

Лекция 3.

АЛХИМИЯ

К оккультным наукам, без сомнения, можно отнести Алхимию. Первоначально в ее основе лежало все то же желание повелевать незримыми духами, которых мы видели в шаманской практике, но со временем алхимия обрела еще более прагматическую и конкретную цель – превращение низких металлов в золото посредством катализатора, называемого «Философским камнем» (Lapisphilosophorum). Было предложено много гипотез относительно происхождения алхимии. Одна из них полагает, что она была открыта людям таинственным египетским полубогом Гермесом Трисмегистом. Эта возвышенная личность, несущая в руках изумруд, по мнению египтян, являлась автором всех наук и искусств. В честь него все научное знание собирательно именуется герметическими искусствами. Когда тело Гермеса было предано земле в Долине Гебра, божественный изумруд был захоронен вместе с ним. Через много веков изумруд раскопали; по одной версии это сделали арабские мудрецы, по другой – Александр Македонский. С помощью могущества, присущего этому изумруду, на котором были выгравированы письмена Трижды Великого Гермеса (всего 13 предложений), Македонский завоевал весь известный тогда мир.

Долгое время алхимия оставалась поистине тайным учением, и до IX века единственным известным широкой публике алхимиком был аравиец Гебер, имя которого Абу-Муза-Джафар, прозванный Эль-Софи. Его попытки превратить неблагородные металлы в золото привели к разным открытиям в химии и медицине. Крестоносцы привезли алхимию в Европу, и около XIII столетия Альберт Великий, Роджер Бэкон и Рэймонд Люли воскресили ее. Генрих VI, король английский, приглашал лордов, дворян, докторов, профессоров и священников заниматься изысканием философского камня.

Альберт фон Больштат (Великий).

Был первым и самым знаменитым алхимиком Европы. Он родился в 1206 году, умер в возрасте 74 лет. Он был велик в магии, силен в философии и непревзойден в теологии, медицине и физике. Был аристотелианцем, состоял членом Доминиканского Ордена, воспитывал Фому Аквинского в алхимии и философии. Был епископом Регенсбурга, в 1622 г. его причислили к лику блаженных. В молодости его считали слабоумным, но его искренняя вера была вознаграждена видением, в котором перед ним появилась Непорочная Дева Мария и дала ему великие философские и интеллектуальные способности. Став мастером магических наук, Альберт начал конструирование автомата, который он наделил способностью к речи и мышлению. Андроид, как назвал его создатель, был сделан из металла и неизвестной субстанции, выбранной согласно «велению звезд», и наделен духовными качествами через магические формулы и заклинания. Труд этот занял 30 лет. Согласно легенде, Фома Аквинский, посчитав механизм дьявольским, разбил его. Несмотря на это, Альберт оставил Фоме свои алхимические формулы, включая секрет философского камня.

Парацельс.

Настоящее имя – Филипп Ореалл Теофраст Парацельсус Бомбаст из Гонгейма. Также утверждал, что владеет философским камнем. Последователи называли его «князем врачей, философом огня, швейцарским Трисмегистом, преобразователем алхимической философии, верным секретарем природы, обладателем жизненного эликсира и философского камня, великим монархом химических тайн». Датой рождения Парацельса считается 17 декабря 1493 г. Отец его был врачом, мать руководила лечебницей. Еще молодым Парацельс заинтересовался сочинениями Исаака Голландца и решил реформировать медицинскую науку своего времени. Много путешествовал. В Константинополе арабскими мудрецами ему были доверены сектреты герметических искусств. Знание о природных духах и обитателях невидимых миров он, вероятно, получил от индийских браминов, с которыми вошел в контакт либо непосредственно, либо через их учеников. Стал военным лекарем, и его умение принесло ему огромную известность. По возвращению в Германию, Парацельс начал реформацию медицины. Его успехи принесли ему много врагов, т.к. те не могли повторить его чудеса. Его системы лечения по тем временам казались столь еретическими, что медленно, но верно его противники вытесняли Парацельса, заставляя искать убежища в новом, где он не был известен. Относительно личности Парацельса существует много противоречивых слухов. Несомненно, что он был вспыльчив. Ненавидел врачей и женщин (как известно, у него никогда не было любовного увлечения). Неумеренность, которую ему приписывали, навлекала на него много неприятностей. Даже в то время, когда он был профессором в Базеле, его мало кто видел трезвым. Обстоятельства смерти Парацельса неясны, но наиболее правдоподобна версия, что он погиб в драке с убийцами, нанятыми его врагами.

Соломон Трисмозин.

Соломон был учителем Парацельса. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что после многих лет странствий и поисков он нашел формулу превращения металлов и сделал огромное количество золота. Рукопись его, датированная 1582 г. и называемая «Великолепное солнце», находится в Британском музее. По слухам, Трисмозин жил 150 лет, благодаря своим алхимическим знаниям. Очень примечательное утверждение появляется в его работе «Алхимические блуждания», где он рассказывает о поиска философского камня: «Исследуй, что можешь, и то, что ты можешь, является частью того, что бы знаешь, и вот это-то ты действительно умеешь. То, что вне тебя, также и внутри тебя».

Принцип, высказанный Трисмозином, является фундаментальной догмой алхимии. Бог находится «внутри» и «снаружи» всех вещей. Он проявляет себя через рост, направленный изнутри наружу, через борьбу за выражение и проявление. Рост и умножение золота является не бо льшим чудом, чем произрастание из маленького семени куста, в 1000 раз большего этого семени. Если это может случиться с семенем растения, то почему бы этому не случиться с семенем золота, если «посадить его в землю» (основные металлы) и «питать» согласно секретным алхимическим рецептам.

Алхимия учит, что бог во всем; что он есть универсальный дух, проявляющийся в бесконечном множестве форм. Бог есть духовное семя, посаженное в темную землю (материальную вселенную). Через искусство алхимии возможно вырастить и умножить это семя так, что вся вселенная субстанция будет пропитана им и станет, подобно золотому семени, чистым золотом. В духовной природе человека это называется «возрождением», в материальном теле элементов – «превращением». Каждая песчинка, по представлениям алхимиков, содержит не только семена драгоценных металлов и драгоценных камней, но и семена солнца, луны и звезд. Точно так же, как природа человека отражает всю вселенную в миниатюре, так и каждая песчинка, каждая капля воды, каждая частичка космической пыли скрыты во всех частях и элементах космоса в форме маленьких зародышей – столь малых, что даже самый мощный микроскоп не может распознать их. Есть два метода, посредством которых может быть обеспечен их рост:

1) Природа, потому что природа является алхимиком, достигающим кажущегося невозможным;

2) Искусство, посредством которого результат достигается за сравнительно короткое время, тогда как природе для этого требуется бесконечно много времени.

Истинный мудрец согласует свою деятельность с законами природы, осознавая, что искусство алхимии есть просто метод, скопированный у природы, но с помощью некоторых секретов формула в значительной степени укорачивается, а процесс интенсифицируется. Посредством этого искусства семя, которое находится внутри души камня, может расти столь быстро, что в несколько мгновений гранитный камень может превратиться в большой алмаз. Поскольку семя находится во всех вещах, алмаз можно вырастить из любой субстанции во вселенной. Из некоторых субстанций, однако, это чудо выполнить гораздо легче, потому что в них зародыши алмаза были уже давно оплодотворены и таким образом более подготовлены для оживляющего процесса искусства. Алхимия, таким образом, может считаться искусством увеличения и приведения в совершенное состояние уже имеющихся процессов. Природа может осуществлять желаемые ею цели, или нет. Но с помощью истинного искусства природа всегда достигает своих целей, потому что это искусство не подтверждено пустой трате времени или вандализму стихийных реакций.

В своей книге «История химии» Джеймс Браун приводит такие цели алхимиков :

1) Приготовление сложного вещества, называемого элексиром, универсальным лекарством или философским камнем, который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро…

2) Создание гомункулуса, или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3) Приготовление универсального растворителя, который бы растворял любую субстанцию.

4) Палингенез, или восстановление растений из пепла. Если бы алхимики преуспели в этом, у них была бы надежда оживлять мертвых.

5) Приготовление spiritusmundi, мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6) Извлечение квинтэссенции, или активного первоисточника всех субстанций.

7) Приготовление aurumpotabile, жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее действие на человеческую природу.

Тот факт, что алхимия в основе своей является лишь слегка облагороженным шаманизмом, подтверждается космогонией алхимиков, известной нам, прежде всего, по трудам Парацельса. Согласно Парацельсу, каждый из четырех первичных элементов состоит из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции. Воздух, следовательно, двойственен по природе – это осязаемая атмосфера и неосязаемая летучая субстанция, которая может быть названа «духовным воздухом». Огонь является видимым и невидимым, различимым и неразличимым. Вода понимается как состоящая из плотной жидкости и потенциальной сущности жидкой природы. Земля также имеет две сущностные части, низшая из которых неподвижная, земная, а высшая прореженная, подвижная, виртуальная. Общий термин «элементы» приложим к низшим, или физическим фазам этих четырех первичных элементов, а термин «стихийные сущности» (elementalessences, элементали) – к их невидимым, духовным составляющим.

Минералы, растения, животные и люди живут в мире, состоящем из грубой стороны этих четырех элементов, а из различных их комбинаций состоят живые организации. Подобно тому, как видимая природа населена бесчисленным количеством живых существ, так и невидимый, духовный аналог видимой природы населен существами. Парацельс разделял их на 4 группы, которые названы гномами, ундинами, сильфами и саламандрами. Он учил, что они являются на самом деле живыми существами, во многом по форме напоминающими человека, и населяют свой собственный мир, неизвестный людям в силу неразвитости их чувств, неспособных проникнуть за пределы мира грубых элементов. Парацельс пишет: «Они живут в четырех элементах: нимфы – в элементе воды, сильфы – воздуха, пигмеи – земли, и саламандры – огня. Они также называются ундинами, сильвестрами, гномами, вулканами и т.п. Каждый вид движется только в элементе, к которому он принадлежит и который для него тоже, что воздух для нас или вода для рыб, и ни один из них не может жить в элементе, принадлежащем другому виду. Каждому стихийному духу соответствующий элемент является прозрачным, невидимым и пригодным для дыхания, как и наша атмосфера». Из вышеописанной космогонии вытекает и медицинская методика, применяемая алхимиками, которая также весьма напоминает шаманский опыт. Фундаментальный принцип герметической медицины состоит в том, что все причины болезней происходят от невидимой природы человека. Согласно выкладкам Парацельса, эфирная теневая оболочка человека не распадается после смерти, но остается до тех пор, пока не распадется полностью физическая форма. Эти «эфирные двойники» видны часто на могилах и являются основанием веры в духов. Будучи гораздо тоньше в своей субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо больше подвержен импульсам. Беспорядок в этом астральном теле является причиной многих болезней. Человек с болезненным умом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток жизненной силы, позднее проявляется как физическая болезнь. Парацельс, считая расстройства эфирного двойника наиболее важной причиной болезни, «искал способы гармонизации его субстанции, приводя в контакт с другими телами, чья жизненная энергия могла бы снабдить необходимыми элементами и была достаточно сильной для преодоления болезни, существующей в ауре страдающего. Как только устранена невидимая причина, беспокойство быстро проходит».

По Парацельсу, растения очищают атмосферу, принимая в себя окись углерода, выдыхаемую животными и людьми, но таким же образом растения могут перенимать от людей и животных болезни. Те низшие формы жизни, организмы и нужды которых отличны от людских, способны ассимилировать эти субстанции без вреда. Иногда же растения или животные умирают, жертвуя собой ради более разумных и, следовательно, более полезных созданий, которые при этом выживают. В любом из этих случаев пациент постепенно выздоравливает.

Философский камень.

Рецептура философского камня была неоднократно описана в многочисленных алхимических трактатах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик, не мог ничего понять. Некоторые из этих «рецептов» составлены относительно ясно, как, например, пропись для изготовления философского камня в «Химическом своде» Базилиуса Валентиниуса. Если некоторые важнейшие данные в ней и зашифрованы алхимическими символами, то их разгадка все же довольно проста. Там описывалось изготовление химическим путем кроваво-красной жидкости из ртутной руды путем растворения последней в царской водке; смесь, в конце концов, нагревали в течение нескольких месяцев в закрытом сосуде – и волшебный эликсир готов. Следует заметить, что в некоторых деталях все алхимические рецепты совпадают. Часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. При получении его из ртути и других составных частей, вещество несколько раз изменяет свою окраску – от черной к белой, затем к желтой и, наконец, к красной. Профессор Ван Ниевенбург в 1963 г. решил повторить многочисленные операции алхимиков. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой, он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение – скажем, поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Понятно, что с помощью этого соединения нельзя было наколдовать больше золота, чем оно само содержало.

Гомункулус.

Помимо опытов по созданию философского камня и всеобщего растворителя алхимики пытались постигнуть тайны происхождения жизни и, сравнившись в этом с самим богом, создать искусственное существо – гомункулуса (от лат. «homunculus» — человечек). Античность знала много искусственных существ – от медного быка Молоха, проглатывающего осужденных и изрыгавшего из ноздрей дым, до шагающих статуй, охранявших покои царских усыпальниц. Однако все они были лишены самого главного качества, которое делает вещь живой, — души.

Наибольшую известность в деле оживления мертвой материи приобрел один из первых европейских алхимиков Альберт Великий. В то же самое время над сотворением искусственного человека бился испанский алхимик Арнольд де Вилланова, чьи достижения позже использовал Парацельс, создавший подробный рецепт выращивания гомункулуса. Рецепт таков: необходимо поместить в колбу-реторту свежую человеческую сперму, затем запечатать сосуд и закопать его на 40 дней в конский навоз. В течение всего периода «созревания» гомункулуса надо непрестанно произносить магические заклинания, которые должны помочь зародышу обрасти плотью. По истечении этого срока колба открывается и помещается в среду, температура которой соответствует температуре лошадиных внутренностей. 40 недель маленькое существо, родившееся в колбе, нудно ежедневно подпитывать небольшим количеством человеческой крови. Парацельс заверял, что если все сделать правильно, то на свет появится младенец, который затем вырастет до нормальных размеров и будет отвечать на самые сокровенные вопросы. В оккультной литературе того времени имелись и другие рецепты изготовления гомункулусов, но все они так или иначе перекликались с учением Парацельса и отличались от него лишь деталями. Выращивание гомункулусов считалось не только трудным, но и опасным занятием, т.к. неверные действия могли породить ужасное чудовище. Угроза исходила и со стороны церкви, которая запрещала под страхом смертной казни производить человека неестественным образом. Но тяга к «высшему знанию» для алхимиков всегда была сильнее церковных догматов: то и дело находились храбрецы, заявлявшие, что они покорили неодушевленную природу.

Голем.

На рубеже XVI – XVII вв. появилась легенда о равнине Иегуде-Леве Бен-Бецалеле и его детище Големе. Иегуда (известный так же как Махарал ми-Праг) родился в г. Познань. Самые известные его сочинения: «Тропы мира», «Слава Израиля» и «Вечность Израиля». Кроме религиозных трудов Иегуда написал много книг по астрономии, алхимии, медицине и математике. Он искал формулу оживления, полагаясь на указания Талмуда, в котором говорится, что, если бы праведники захотели создать мир и человека, они смогли бы сделать это посредством перестановки букв в непроизносимых именах бога. Поиск привел Иегуду к созданию искусственного существа по имени Голем. Жизнь в нем поддерживалась магическими словами, имеющими свойство притягивать из вселенной «свободный звездный ток». Слова эти были написаны на пергаменте, который днем вкладывался в рот Голема, а ночью вынимался, чтобы жизнь покинула это существо, т.к. после захода солнца тот становился буйным. Однажды Иегуда перед вечерней молитвой забыл вытащить изо рта Голема пергамент, и тот взбунтовался. Когда в синагоге закончили читать 92 псалом, на улице раздался страшный крик. Это мчался Голем, убивая всех на своем пути. Иегуда с трудом догнал его и порвал пергамент. Голем тут же превратился в глиняный чурбан, который до сих пор показывают в Пражской синагоге на ул. Алхимиков.

Позже говорили, что секретную формулу оживления Голема сохранил Элеазар де Вормс. Она занимала 32 столбца рукописного текста и требовала знание «алфавита 221 ворот», который используется при заклинаниях. Также упоминалось о том, что на лбу глиняного человека нужно было написать слово «ЭМЭТ», означающее «истина». Тоже слово, но со стертой первой буквой «МЭТ», переводилось как «смерть» и превращало Голема в неодушевленный предмет.

Огромный интерес к такого рода экспериментам проявляли и розенкрейцеры, усвоившие и развившие традиции алхимии. Вот что написано в секретных розенкрейцеровских актах: «В сосуде смешивается майская роса, собранная в полнолуние, две части мужской и три части женской крови от чистых и целомудренных людей. Сосуд ставится на умеренный огонь, отчего внизу отложится красная земля, верхняя же часть отделяется в чистую склянку и время от времени подливается в сосуд, куда еще подливается один гран тинктуры из анимального царства. Через некоторое время в колбе будет слышен топот и свист, и вы увидите в ней два живых существа – мужчину и женщину, совершенно прекрасных… Путем определенных манипуляций можно поддерживать их жизнь в течение года, причем от них можно узнать все, что угодно, ибо они тебя будут бояться и почитать».

"Я предпочитаю вредную истину полезной ошибке, истина сама исцеляет зло, которое причиняла". (И. В. Гёте)

Термин «химия» египетского происхождения - в глубокой древности Египет называли Страной Кеми - Черной Землей. Жрецы Древнего Египта были выдающимися мастерами химических ремесел, а химию постепенно стали называть "египетской наукой".

За двести лет до нашей эры в городе Александрии Египетской уже существовала Академия наук, где «священному искусству химии» было отведено особое здание, храм Сераписа - храм жизни, смерти и исцеления.

Этот храм был разрушен фанатиками-христианами в 391 году нашей эры, а кочевники-арабы, захватившие Александрию в 640 году нашей эры, завершили его уничтожение. Они следовали простому правилу: все представления, которых нет в Коране, ошибочны и вредны, и потому их надо искоренить. Притом сочинения, которые находятся в согласии с Кораном, тоже следует уничтожить, как совершенно излишние.

Много позднее, в начале I века нашей эры арабы-химики ввели вместо названия «химия» другое - «алхимия». Полагают, что это слово ближе к понятию «благородная химия», так как алхимию считали «искусством превращения неблагородных металлов (железа, свинца, меди) в благородные» - золото и серебро с помощью особого вещества - «философского камня».

ЗОСИМА ИЗ ПАНОПОЛИСА И СЕКРЕТ «ИЗУМРУДНОЙ СКРИЖАЛИ»

Одним из основателей алхимии считают Зосиму, уроженца греческого города Панополиса, жившего в IV веке нашей эры в Александрии Египетской и обучавшего слушателей Академии.

В своих сочинениях Зосима неоднократно упоминал имя легендарного учителя алхимиков Гермеса и называл его Гермесом Трисмегистом - трижды величайшим, повелителем душ и магом богоравным. Сочинения, приписываемые Гермесу, по-видимому, относились к V-VI веку до нашей эры.

По преданию, воины Александра Македонского нашли могилу Гермеса Трисмегиста с каменной плитой - «Изумрудной скрижалью Гермеса». На ней было высечено тринадцать наставлений потомкам.

В седьмой заповеди говорилось: «Отдели же землю от огня, тонкое от грубого, с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием» . Этот таинственный совет должен был, по-видимому, помочь тем, кто занят поисками «философского камня», превращающего одни вещества в другие.

Часто считают, что Гермес Трисмегист - фигура легендарная и даже отождествляют его с древнеегипетским богом-чародеем Тотом.

С самого начала зарождения алхимии, с первых лабораторий египетских жрецов, это была секретная наука, полная мистики. Алхимики шифровали свои результаты, изъяснялись особым аллегорическим языком, непонятным для непосвященных.

Правда, в то время не существовало привычных ныне символов химических элементов и химических формул веществ, никто не составлял уравнения реакций. Кроме того, алхимики, которые искали способы получения золота из простых металлов, боялись, что кто-то раскроет их секреты.

ОТ АЛЬБЕРТА ВЕЛИКОГО ДО ИСААКА НЬЮТОНА

«Отец мой, нелюдим-оригинал,
Всю жизнь провел в раздумьях о природе...
Алхимии тех дней забытый столп,
Он запирался с верными в чулане
И с ними там перегонял из колб
Соединенья всевозможной дряни.
Там звали лилиею серебро,
Львом - золото, а смесь их - связью в браке».
(И. В. Гёте, «Фауст»)

Cамый просвещенным из алхимиков своего времени был немецкий епископ Альберт фон Больштедт - Альберт Великий (1193-1280) . Он написал Свод правил , где говорилось, что алхимик «должен быть молчаливым и скромным и никому не сообщать результатов своих операций; он должен жить в отдельном от людей доме.»

Альберт Великий, как и другие его современники-алхимики, считал, что все металлы сотворены из ртути, что ртуть - «материя» металлов, а их окраску определяют четыре "духа" - ртуть, сера, мышьяк и нашатырь (хлорид аммония NH4Cl).

Тем не менее алхимия была исторически первой наукой, соединившей теорию и эксперимент. В течение почти двух тясячелетий - со времен Зосимы до XVII века нашей эры - алхимики провели многочисленные эксперименты по превращению веществ. Из этих экспериментов потом и выросла наука химия.

К числу алхимиков принадлежал английский физик и математик Исаак Ньютон (1643-1727) . Он отдал поискам философского камня и универсального растворителя много времени и сил. Но Ньютона интересовали не столько способы получения золота, сколько изучение взаимопревращений веществ.

Алхимиком был и выдающийся английский философ, монах францисканского ордена Роджер Бэкон (1214-1292) . Он провел немало опытов в поисках способов превращения одних веществ в другие. За отказ выдать секреты получения золота, которых он не знал, Бэкон был осужден собратьями по вере и провел в церковной темнице долгие 15 лет. Его сочинения по велению генерала ордена францисканцев в наказание были прикованы цепями к столу в монастырской библиотеке в Оксфорде.

АЛХИМИСТЫ РОССИИ

В России алхимия не получила широкого распространения: к алхимикам не было доверия ни у властей, ни в народе. Вместо алхимиков при аптеках и при царском дворе существовали алхимисты. Они готовили обычные лекарства, являясь по существу химиками-лаборантами.

Алхимисты получали и очищали самые различные вещества, смешивали их по указанию аптекаря. Вместе с аптекарем они принимали участие в анализе и экспертизе («надкушивании») новых лекарств. В XVIII веке название профессии «алхимист» постепенно заменяется на «химик».

Должность химика при заводах в России впервые появилась при Екатерине II. В «Положении о Тульском оружейном заводе» от 1782 года сказано: «При заводе полагается Химик, Механик и Архитектор». На этом заводе в то время производилась в небольших количествах азотная кислота.

В одном из сочинений испанского алхимика Раймонда Луллия (1236-1315) есть такое определение: «Алхимия - весьма необходимая божественная часть тайной небесной натуральной философии, составляющая и образующая единую, но всем известную науку... превращать все металлы в настоящее серебро, а затем в настоящее золото посредством единого всеобщего медикамента».

А вот как определял алхимию Роджер Бэкон: «Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство (эликсир) которое, брошенное на металл или на несовершенное вещество, делают их совершенными в момент прикосновения».

Альберт Великий считал таким эликсиром или ферментом (это название применяли греки и римляне) смесь серы, ртути, мышьяка, нашатыря и сульфида мышьяка As2S3.

ПОИСКИ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ

В течение тысячелетий алхимики пытались найти «философский камень» - некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото.

Существовала легенда, что царь Мидас, правивший во малоазиатской стране Фригии с 738 по 696 гг. до н.э., якобы получил от бога Диониса способность превращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся неким таинственным волшебным камнем. Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии.

Алхимики считали природу живой и одушевленной, поэтому были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо - как недозрелый.

Алхимики не видели существенной разницы между живой и неживой природой и считали, что в неживой природе происходят такие же процессы, как в растительном и животном мире. По их мнению, различие между золотом и серебром - лишь в том, что сера в золоте здоровая - красная, а в серебре - белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера и черная, и порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец - прокаженное золото.

Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс «созревания» незрелых и «исцеления» больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический «философский камень» можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.

Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов - ртуть, а вторая составная часть - сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие.

Поставив себе фантастическую цель - поиск «философского камня» - алхимики достигли вполне реальных практических успехов. Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.

Знаменитый таджикский врач, алхимик и философ Абу Али аль-Хусейн ибн Сина (980-1037), известный больше под именем Авиценна, уже умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты (HCl, H2SO4 и HNO3), гидроксиды калия и натрия (KOH и NaOH).

Алхимики первыми начали применять амальгаму золота (раствор золота в ртути) для золочения изделий из меди и железа. Они научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков. Дело в том, что золото (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась и оставалось чистое золото.

Был придуман и другой способ извлечения золота из бедной породы. В Древнем Египте жрецы-алхимики обрабатывали золотоносную породу расплавленным свинцом, который растворял золото и серебро, затем расплав сливали и подвергали обжигу в специальных горшках. Свинец превращался в оксид свинца PbO и впитывался в стенки горшка, увлекая за собой все случайные примеси, а на дне горшка оставался сплав золота и серебра. Главный секрет такого обжига - материал горшков; их делали из костной золы.

Алхимики научились использовать азотную кислоту для отделения серебра и меди, с которыми золото часто образует природные сплавы. С азотной кислотой золото не взаимодействует, а серебро и медь образуют растворимые в воде соли - нитраты AgNO3 и Cu(NO3)2. В этих реакциях образуется также диоксид азота NO2, выделяющийся в виде красно-бурого газа.

ПРИДВОРНЫЕ АЛХИМИКИ

Многие коронованные особы, князья, султаны и ханы держали в своем окружении алхимиков, надеясь с их помощью увеличить свое богатство. Но уже в конце III века нашей эры стало ясно, что среди алхимиков полно шарлатанов и мошенников. Не случайно император Диоклетиан (245-316) приказал выгнать из Рима всех алхимиков, а их рукописи сжечь.

Тысячу лет спустя Данте Алигьери (1265-1321) в «Божественной комедии» помещает алхимиков в ад как злостных обманщиков. А позже появилось стихотворение:
«Алхимию постигнуть каждый рад:
Безмозглый идиот, старик и юный фат,
Портной, старуха, юркий адвокат,
Монах плешивый, пастырь и солдат.»

Тем не менее интерес к «философскому камню» сохранялся и в средние века. Особенно жаждали золота Габсбургские монархи. Увлечению алхимией здесь положил начало император Рудольф II (1552-1612) , получивший немалую известность как покровитель алхимиков. Другой монарх римско-германской империи Фердинанд III (1608-1657) содержал алхимика Иоганна фон Рихтгаузена, который обещал изготовить «философский камень». В присутствии императора он «превратил» ртуть в золото, вызвав восторг у придворных, но потом выяснилось, что алхимик заранее растворил золото в ртути и, добавив щепотку растертого в порошок «камня», нагреванием испарил ртуть. Что было с Рихтгаузеном дальше, история умалчивает...

Поощрял алхимиков и император Леопольд I (1640-1705) . Его любимец алхимик-монах Венцель Зайлер при помощи «философского камня», таинственного красного порошка, превращал цинк в золото, из которого чеканили дукаты - венецианские золотые монеты, имевшие хождение по всей Европе. На одной стороне дукатов якобы была надпись: «Силой порошка Венцеля Зайлера я из цинкового стал золотым. 1675 год». Однако ни одной такой монеты до наших дней не сохранилось. Под впечатлением от успешного получения золота император даже возвел Зайлера в дворянское сословие.

ИСКУССТВО АЛХИМИКА ЗАЙЛЕРА

Это случилось в 1676 году. Монах-алхимик Зайлер провел опыт получения золота из ртути в присутствии императора Леопольда I и нескольких его придворных. Местом опыта была секретная лаборатория императора - любителя алхимии, которая находилась в мрачном подвале с узкими окнами и освещалась факелами на стенах.

Зайлер облепил воском щепотку красного порошка, который он называл «философским камнем» и бросил в кипящую в тигле ртуть, затем он стал ее перемешивать довольно толстой деревянной палкой. Повалил густой едкий дым, который заставил всех отвернуться от тигля и отойти подальше. Зайлер приказал слуге еще сильнее раздуть мехами огонь под тиглем, и бросил в ртуть несколько углей, которые тут же сгорели сверкающим пламенем.

Когда жидкость перелили из тигля в плоскую чашу, все увидели, что ртути сталор значительно меньше… Постепенно расплавленный металл затвердел и засверкал золотисто-желтым цветом; вместо ртути в чаше оказалось золото. Тот час же пробу полученного металла отнесли к придворному ювелиру. Через некоторое время тот объявил: получено чистейшее золото!

Зайлеру присвоили звание «королевского придворного химикуса», произвели в рыцари и назначили обермейстером монетного двора Богемии.

Как же удалось Зайлеру обмануть самого императора и его челядь?

По-видимому, палка, которой мошенник перемешивал кипящую ртуть, была снизу полая, в ней был спрятан порошок золота, а отверстие Зайлер залепил воском. Нижняя часть палки - вещественное доказательство обмана - сгорела. Угли, которые Зайлер бросал в тигель, тоже, вероятно, были полыми, и внутри их было спрятано некоторое количество золотого порошка. А воск и сажа были прекрасной маскировкой.

Порошок золота быстро растворяется в ртути с образованием жидкого сплава ртути с драгоценным металлом (амальгамы), которая может содержать до 10% золота. Когда ртуть нагревали до кипения, она испарилась, и в тигле осталось лишь чистое золото. За «философский камень» вполне мог сойти оксид ртути HgO, который при высокой температуре полностью разлагается на ртуть (которая тоже испаряется) и кислород: 2 HgO = 2 Hg + O2.

Вот так плут-алхимик превратил ртуть в золото на глазах у высокородных простаков - императора и его приближенных…

ИСТОРИЯ ОТТО ФОН ПАЙКУЛЯ

Можно привести еще одну историю авантюриста. Речь пойдет о шведском генерале Отто фон Пайкуле .

Он служил в войсках польского короля Августа II Саксонского, воевавшего на стороне Петра I со Швецией. В 1705 году под Варшавой Пайкуль попал к шведам в плен и был приговорен к смертной казни. Генерал обратился к шведскому королю Карлу XII (1697-1718) с просьбой о помиловании и, будучи алхимиком, обещал получить золото в большом количестве из сурьмы, оксида железа и сульфида сурьмы.

Пайкулю дали возможность показать свое искусство. В присутствии короля он получил золото, подействовав на указанную смесь порошком «философского камня». Его опыт продолжался 140 дней, причем на ночь он уносил смесь «на отдых» к себе домой, где, видимо, и подмешивал в нее золотой порошок. Смертной казни Пайкулю избежать не удалось...

Известный шведский химик Йенс-Якоб Берцелиус в 1802 году попытался по записям Пайкуля повторить его опыт и, естественно, золота не получил.

Уже в XX столетии выяснилось, что природная ртуть и ртуть, полученная из минерала киновари (сульфида ртути HgS), всегда содержит небольшую примесь золота. Ртуть образует с золотом ряд соединений, причем некоторые из них способны переходить вместе со ртутью в пары и затем конденсироваться. Поэтому от примеси золота ртуть невозможно освободить даже многократной перегонкой.

Только продолжительным электрическим разрядом в парах ртути можно выделить на стенках реакционной трубки черный налет тонко раздробленного золота. Это явление послужило причиной возрождения в двадцатых-тридцатых годах нашего столетия старой алхимической сказки о возможности превращения ртути в золото - теперь уже под действием электричества... Увы, это золото было примесью в ртути.

В исчезающе малых количествах можно получить золото из ртути в ядерных реакторах. Например, из радиоактивного изотопа ртути-197 в ядерной реакции, когда в результате захвата ядром электрона из электронной оболочки атома ртути (так называемого K-захвата) один из протонов ядра атома ртути превращается в нейтрон с выбросом фотона.

ЭЛИКСИР ДОЛГОЛЕТИЯ

Наиболее известным алхимиком, который утверждал о возможности получения таинственного вещества, которое позволит человеку жить долго, почти вечно, был Джабир ибн Хайян (721-815) из Багдада. В Европе он был известен в течение многих столетий под именем Гебер. Его имя овеяно легендами. В Багдаде Джабир создал научную школу, как в свое время Аристотель создал Ликей, а Платон - Академию.

Джабир оставил один из рецептов долголетия. «Надо только, - писал он, - найти жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймать летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их, истолочь и растереть в порошок, растворить его в воде и принимать каждый день по столовой ложке» .

Ясно, что Джабир вложил в описание рецепта свою иронию, подчеркнув его нереальность. Но он, как и другие алхимики, твердо верил, что металлы образуются в земле из серы и ртути под влиянием планет, и эта идея пережила своего создателя на 700 лет.

Легенда об эликсире долголетия зародилась около двух с половиной тысяч лет до нашей эры в Шумерском царстве, находившемся в междуречье Тигра и Евфрата. Это был эпос о Гильгамеше, сыне богини Нинсун и смертного человека. В конце жизни Гильгамеш захотел обрести бессмертие и получил совет съесть «траву жизни», которая растет на морском дне. Добыв траву, по дороге к дому Гильгамеш решил искупаться. Змея нашла «траву жизни» на берегу, проглотила ее и стала бессмертной, а Гильгамеш умер.

Талантливый философ и алхимик Роджер Бэкон вполне серьезно считал, что благодаря «эликсиру долголетия» человек сможет жить тысячу лет.

Врач французского короля Людовика XIII алхимик Давид Кампи в 1583 году рекомендовал для продления жизни свой «эликсир долголетия» - коллоидный раствор золота в воде. В одном из сочинений Кампи есть слова: «Золото есть вся природа, золото - семя земли».

Реформатор алхимии врач Теофраст Парацельс (1493-1541) предсказывал, что «эликсир долголетия», если он будет получен, должен удлинить жизнь человека до шестисот лет.

В России получением «эликсира долголетия» занимался соратник Петра I Яков Брюс (1670-1735) , у которого была лаборатория в Москве на Сухаревой башне. Для неграмотных москвичей Брюс слыл чернокнижником, и они обходили Сухареву башню за версту. По одной из легенд, ходивших в то время по Москве, Брюс получил «живую» и «мертвую» воду и завещал слуге оживить себя после смерти. Вряд ли это правда: ведь Брюса после смерти торжественно похоронили. Яков Брюс был одним из самых просвещенных людей России. Он занимался не только химическими опытами, но также астрономией и математикой.

Китайский алхимик Вэй По-ян , живший во втором веке нашей эры, готовил пилюли бессмертия (по-китайски «ху-ша» и «тан-ша») из сульфида ртути HgS. В легенде говорится, что эти пилюли Вэй По-ян принимал сам и давал своим ученикам и любимой собаке. Все они умерли, но потом якобы воскресли и жили вечно. Однако его примеру почему-то никто не последовал.

В средние века, где-то около 1600 года, легендарный монах-алхимик Василий Валентин решил добиться долголетия монахов своей обители бенедиктинского ордена. Он стал «очищать их организм от вредоносных начал», добавляя в пищу пилюли из оксида сурьмы Sb2O3. Некоторые монахи от такого «очищения» умерли в муках. Отсюда и пошло второе название сурьмы - «антимониум», что значит «противомонашеский».

Создание «эликсира долголетия» - задача фантастическая, но вот синтез веществ, с помощью которых человек смог бы прожить до ста лет, вполне по плечу современным биохимикам.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РАСТВОРИТЕЛЬ

Одновременно шел поиск «алкагеста» - универсального растворителя , с помощью которого алхимики надеялись выделить «философский камень» из природных и искусственных веществ. Они считали, что, растворив в таком растворителе металлы и минералы, можно будет путем упаривания полученного раствора осадить золото или серебро.

Одно время казалось, что такой растворитель найден.

В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фаданци , известный под именем Бонавентура, подбирая жидкие смеси для получения универсального растворителя, слил вместе концентрированные соляную и азотную кислоты и попробовал действие этой смеси на порошок золота. Золото на его глазах исчезло...

Взволнованный Бонавентура не мог устоять на ногах. «Неужели универсальный растворитель получен?» - подумал он. Смесь была названа «царской водкой» за ее способность растворять «царя металлов» - золото.

А Бонавентура приступил к выделению «философского камня».

Однако прошло десять лет, были проведены сотни опытов, но цели достичь так и не удалось. Оказалось, что царская водка не действует на стекло, керамику, морской песок (диоксид кремния), оловянный камень (диоксид олова) и многие другие вещества, и, следовательно, не обладает универсальными свойствами. Бонавентура забросил алхимические опыты и занялся приготовлением лекарств...

Закат алхимии начался в Европе в конце XVI века и продолжался до конца XVIII века, чему в немалой степени способствовали химики многих стран и прежде всего Германии, Франции, Голландии, Англии и России.

Источник информации: www.alhimik.ru

1. Ablation (Альбация)

Отделение компонента удалением верхней части, иногда сбрасыванием с поверхности, а иногда промакиванием используя перо или ткань. Например, снятие пленки.

2. Albification (Альбификация)

Делание материи в алхимической работе белой.

3. Ablution (Аблуция)

Очищение субстанции отмываниями с жидкостью.

4. Amalgamation (Амальгамация)

Составление амальгамы или сплава металла с ртутью. Также означает любой союз металлов.

5. Ascension (Асцензия)

Когда активная или тонкая часть возносится в флаконе, обычно под действием тепла.

6. Assation (Ассация)

Возвращение субстанции в сухую золу обжигом.

7. Calcination (Кальцинация)

Разрушение субстанции огненным жаром и сожжением, обычно в открытом тигле.

8. Cementation (Цементация)

Воздействие на субстанцию послойным смешением с порошковидным (часто едким) материалом, таким как известняк, к примеру. Эта микстура для взаимодействия помещается в цементировальную печь.

9. Ceration (Церация)

Делание субстанции мягкой и текучей подобно воску. Это часто совершается продолжительным добавлением жидкости и нагреванием.

10. Cineration (Цинерация)

Обращение в золу.

11. Circulation (Циркуляция)

Очищение субстанции круговой дистилляцией в пеликане или закрытом перегонном аппарате. Посредством нагревания жидкие компоненты разделяются, конденсируются и опускаются снова на субстанцию в сосуде.

12. Coadunation (Коадунация)

Другое название для коагуляции.

13. Coagulation (Коагуляция)

Преобразование тонкой жидкости в твердую смесь через некоторое внутреннее изменение, как свертывание молока, к примеру. Это может быть осуществлено разными способами-добавлением вещества, охлаждением иль нагреванием.

14. Coction Кокция (Варка)

Варка или нагревание вещества при умеренно высокой температуре в течение длительного периода времени.

15. Cohobation (Кохобация)

Частое удаление влажного компонента субстанции нагреванием. Зачастую влажный компонент (или некая другая жидкость) добавляется и процесс продолжается.

16. Colliquation (Колликвация)

Соединение или совместная плавка двух плавких субстанций

17. Coloration (Колорация)

Окрашивание субстанции добавлением красителя или цветной тинктуры. Окрашивание может затрагивать целое тело или поверхностный слой.

18. Combustion (Комбустия)

Сожжение субстанции на открытом воздухе

19. Comminution (Коммуниция)

Обращение субстанции в порошок или размалыванием, или растиранием или протиранием сквозь сито.

20. Composition (Композиция)

Сведение вместе двух разных субстанций.

21. Conception (Концепция)

Брак или союз женского и мужского аспектов субстанции

22. Concoction (Конкокция)

Варка или нагревание смеси субстанций при умеренно высокой температуре в течение длительного периода времени.

23. Congelation (Конгеляция)

Преобразование тонкой текучей субстанции в сгущенную плотную субстанцию, часто нагревания посредством.

24. Conglutination (Конглютинация)

Обращение субстанции в клейкую массу, часто через путрефакцию.

25. Conjunction (Конъюнкция)

Соединение двух противоположных компонентов, часто рассматриваемое как союз мужского и женского, тонкого и грубого, или даже стихий.

26. Contrition (Контриция)

Обращение субстанции в порошок только посредством огня.

27. Copulation (Копуляция)

Соединение или объединение двух противоположных компонентов, рассматриваемое чрез метафору союза Мужского и Женского, или союз фиксированного и летучего.

28. Corrosion (Коррозия)

Пожирание субстанции кислотой, щелочью или иным едким материалом

29. Cribation (Крибация)

Превращение вещества в порошок посредством протирания через сито или отверстия.

30. Crystallization (Кристаллизация)

Формирование кристаллов обычно из водного раствора субстанции, или их постепенным формированием в жидкости или ее постепенным выпариванием.

31. Dealbation (Деальбация)

Становление черной материи алхимического делания ослепительно белой.

32. Decoction (Декокция)

Вываривание субстанции в сосуде без добавления любого другого материала.

33. Decrepitation (Декрепитация)

Растрескивание и разламывание на части вещества под действием жара. Например соль каменная.

34. Deliquium (Деликвация)

Обращение твердого в жидкое помещением во влажное помещение, за счет поглощения атмосферной влаги. Или же росной влаги насыщенной флюидами.

35. Descension (Десцензия)

Когда тонкая или активная часть субстанции погружается на дно сосуда, скорее чем поднимается в виде пара.

36. Dessication (Дессикация)

Иссушение или удаление всей влажности из вещества.

37. Detonation (Детонация)

Взрывообразное горение субстанций от жара, например веществ смешанных с селитрою.

38. Digestion (Дигестия)

Медленная модификация вещества за счет умеренного жара.

39. Disintegration (Дезинтеграция)

Разрушение или разъединение субстанции на различные составляющие.

40. Dispoliaration (Дисполиарация)

Растворение или трансформация мертвой субстанции в жидкость.

41. Dissociation (Диссоциация)

Разрушение или разложение субстанции на составные части.

42. Dissolution (Диссолюция)

Растворение или преобразование субстанции в жидкость.

43. Distillation (Дистилляция, перегонка)

Перегонка. Отделение летучего компонента от субстанции нагреванием с последующим охлаждением и конденсацией.

44. Divapouration (Дивапорация)

Испарение сухих паров из вещества, которое может происходить при разных температурах.

45. Division (Разделение)

Разделение субстанции на стихии.

46. Ebullition (Эбуллиция)

Вскипание производимое через ферментацию.

47. Edulceration (Эдульцерация)

Отмывание солевой субстанции до тех пор, пока все соли не будут удалены.

48. Elaboration (Элаборация)

Общий термин для процесса разделения чистого от нечистого, и проведения субстанции к совершенству, которое может быть достигнуто различными средствами и процессами.

49. Elevation (Элевация)

Возведение тонких частей вещества вверх, далеко от телесных остатков, в верхнюю часть сосуда.

50. Elixeration (Эликсерация)

Обращение вещества в эликсир.

51. Evaporation (Эвапорация, Выпаривание)

Удаление водянистой части субстанции умеренным нагреванием, или выстаиванием в сухом месте длительное время.

52. Exaltation (Экзальтация)

Операция которой вещество возносится в более чистую и более совершенную природу.

53. Exhalation (Эксгаляция)

Выделение газа или воздуха из субстанции.

54. Expression (Экспрессия)

Извлечение соков посредством пресса.

55. Extraction (Экстракция)

Приготовление тончайших и чистейших частей субстанции, обычно вымачивая в спирте. Экстракт может быть отделен от остатка.

56. Fermentation (Ферментация, Сбраживание)

Сбраживание субстанции, обычно органической природы, часто сопровождаемое выделением пузырьков газа.

57. Filtration (Фильтрация)

Процесс или удаление грубых частей субстанции пропусканием через фильтр, шерсть, ткань.

58. Fixation (Фиксация)

Делание летучего постоянным, так, чтобы оно сохраняло в огне свои свойства.

59. Foliation (Фолиация)

Делание некоторых веществ слоистыми, подобно листьям друг на друге, слоям. Обычно теплом достигается..

60. Fulmination (Фульминация)

Приготовление фульмината или взрывчато-нестабильной формы металла. Иногда применяется к спонтанным случаям взрывов.

61. Fumigation (Фумигация)

Изменение вещества под воздействием едких дымов.

62. Fusion (Сплавливание)

Соединение порошкообразных субстанций вместе, или преобразование вещества в новую форму, посредством высочайшей степени огня, часто с применением плавочных флюсов.

63. Glutination (Глютинация)

Обращение субстанции в клейкую, клеевидную массу

64. Gradation (Градация)

Постепенное очищение вещества, обычно через серию стадий.

65. Granulation (Грануляция)

Обращение вещества в зерна или порошок. Различные есть для этого средства, как то – трамбование, перемолка, тепловой удар с перепадом температур и многие другие.

66. Grinding (Размалывание)

Обращение субстанции в порошок посредством ступки и пестика.

67. Humectation (Гумектация)

Процесс, которым веществу придается влажность, обычно не прямым добавлением жидкости, но постепенным процессом поглощения влажности.

68. Ignition (Игниция)

Само-обжиг субстанции самосгоранием в тигле.

69. Imbibition (Имбибиция)

Осуществление процесса длительным и постепенным добавлением нужного вещества.

70. Impastation (Импастация)

Когда материя, подвергающаяся путрефакции, обращается в подобие черной, густой и вязкой смолы.

71. Impregnation (Импрегнация)

Алхимический процесс, который некоторые сравнивают с беременностью дитем. Таким образом, импрегнация следует из союза или копуляции мужского и женского, и ведет к рождению нового вещества.

72. Inceration (Инцерация)

Приведение вещества в мягкое воскообразное состояние, обычно сочетанием с водой.

73. Incineration (Инцинерация)

Обращение вещества в золу сильным жаром.

74. Incorporation (Инкорпорация)

Смешение смешанных тел в конгломератную массу.

75. Ingression (Ингрессия)

Это происходит когда два вещества смешиваются таким образом, что не могут быть потом более разъединены.

76. Inhumation (Ингумитация)

Захоронение под землей, иногда используется для обозначения процесса что погребает активное вещество в темном землистом материале. Также используется для обозначения помещения сосуда в навоз.

77. Liquefaction (Ликвефакция)

Обращение твердого вещества в жидкое, обычно плавкой или растворением.

78. Lixiviation (Ликсивиация)

Окисление сульфидных руд через выставление их на воду и воздух. Формируется купорос.

79. Luting (Замазывание)

Запечатывание колбы с помощью замазки или смолистой массы для достижения герметичности...

80. Maturation (Матурация)

Общий термин, применяемый для идентификации появляющейся степени совершенства в работе.

81. Melting (Плавка)

Обращение металла или вещества в жидкость воздействием жара.

82. Mortification (Мортификация)

Здесь вещество подвергается своего рода смерти, обычно через путрефакцию, и кажется, что оно будет разрушено и его активная сила потеряна, но в конечном счете восстанавливается.

83. Multiplication (Мультипликация)

Процесс увеличения силы проекционного порошка.

84. Precipitation (Преципитация)

Осаждение субстанции на дно сосуда из раствора.

85. Preparation (Препарация)

Процесс посредстом которого лишние вещества удаляются, а нужные прибавляются..

86. Projection (Проекция)

Добавление фермента или тинктуры в субстанцию для произвеления эффекта трансмутации.

87. Prolectation (Пролектация)

Разделение вещества в тонкую и более крупную часть истончением или разрежением более тонких частей вещества, скорее чем огрублением земляной части.

88. Pulverisation (Пульверизация)

Разрушение вещества к меньшим фрагментам сквозь неоднократные удары тупым инструментом, типа молотка, или кувалды.

89. Purgation (Пургация)

Очищение вещества удалением грубой части.

90. Putrefaction (Путрефакция)

Гниение субстанции, часто под воздействием умеренного продолжительного влажного тепла. Например, в навозе. Обычно материя становится черной.

91. Quinta Essentia (Квинт Эссенция)

Создание квинтэссенции, или наиболее возвышенной и утонченной формы вещества.

92. Rarefaction (Рарефакция)

Делание субстанции крайне утонченной или воздушной.

93. Rectification (Ректификация)

Очищение материи посредством повторных перегонок, когда отгон снова перегоняется.

94. Reiteration (Реитерация)

Повторение процесса, особенно применимо к циклической перегонке, в которой дистиллят возвращается в сосуд, и процесс продолжается много циклов.

95. Resolution (Резолюция)

Это происходит, когда вещества, которые смешаны вместе, становятся яростно разделенными, будучи размещены в раствор. Таким образом молоко в этом смысле под действием уксуса расходится. Этот процесс подобен коагуляции.

96. Restinction

Здесь вещество в белом накале принесено к совершенствованию, закаливанием в жидкости возвышающей.

97. Retrogradation (Ретроградация)

Возвращение металла к его первичному раскрытому и живому состоянию.

98. Reverberation (Реверберация)

Обжиг при высокой температуре в реверберирной (отражательной) печи.

99. Revivification (Ревивификация)

Возвращение умерщвленной материи обратно к жизни, или реактивация ее.

100. Rubification (Рубификация)

Становление материи Делания из белой – красной.

101. Segregation (Сегрегация)

Разделение композитной субстанции на части.

102. Separation (Сепарация)

Делание двух противоположных компонентов отделенными друг от друга. Частенько чередуется с процессом конъюнкции.

103. Stratification (Стратификация)

Операция посредством которой производятся слои в веществе в колбе.

104. Subduction (Субдукция)

Отделение извлечения вниз от тонкой части как при фильтрации.

105. Sublimation (Сублимация, возгонка)

Это наименование процесса когда твердое вещество под действием тепла переходит в парообразную форму без жидкой фазы с последующей конденсации в твердом виде на холодной части сосуда. Пример нашатырь.

106. Subtilation (Субтиляция)

Отделение тонкой части вещества от грубой и тяжелой.

107. Transudation (Трансудация)

Это происходит, если эссенция, появляется выпотевающей в каплях в течение нисходящей перегонки.

108. Trituration (Тритурация)

Обращение вещества в порошок, не обязательно измельчением, но применением тепла.

109. Vitrification (Витрификация)

Делание субстанции стекловидной за счет сильнейшего жара и иногда добавления известняка.

В результате долгих (на это ушло 32 года) и кропотливых поисков эффективных, универсальных способов лечения человека, удалось "правильно" прочитать труды Алхимиков, — произошедшая трансмутация в сознании принесла понимание принципов Алхимии и этот алхимический метод — подход в лечении, как простых, так и сложных заболеваний человека. Оказывается, всё лежало на поверхности (как обычно), и понять "это" не сложно, но говорить об этом просто, когда знаешь суть!

Труды Алхимиков зашифрованы аллегориями, символами и абстрагированным описательным характером происходящего в "печи" и "реторте", и на этом не заканчиваются сложности восприятия; у "трансмутации" есть несколько смыслов, и понять, когда и о каком идёт речь — не просто! Философский камень — это не булыжник, который лежит на дороге, но "камень", который нужно сдвинуть… и из-под него побежит вода!

Так и произошло, практически, буквально. Речь идёт о воде, которая приготовлена в специальных условиях, алхимическим способом, не всякая вода для этого подходит… Загадок было много, и они открылись разом; в результате экспериментов на себе, близких, друзьях, знакомых, знакомых знакомых и просто людях "с улицы", появились убедительные факты эффективности подхода, метода, системы, — такого количества положительных результатов (излечения) за такие короткие интервалы времени (2-4 месяца) за эти тридцать лет я не наблюдал, причём мощное воздействие "живая вода" оказывает не только на соматические заболевания без разбора, но и на психосоматические тоже! Не имеют значения названия болезней, они просто исчезают бесследно и безболезненно, без изнурительных и болезненных клинических процедур!

"Omnia in unum" , — одно из глубокомысленных выражений Алхимиков, которое по праву принадлежит Гермесу Трисмегисту, — всё в одном. О чём же идёт речь, когда всё в одном… Речь идёт о человеке, в котором всё в одном… Печь — это тело, реторта — это желудок — биохимическая лаборатория организма, что туда подать, как туда подать, в каком виде туда подать? Вопросы-ответы, на которые заслуживают Нобелевскую премию… Только зачем она герметическому знанию, эта премия, если только как расписка в беспомощности сегодняшней медицины!? Вещество, необходимое организму для его восстановления, выплавляет сам организм, внутри, не за его пределами, как химическое, синтетическое соединение, которое ещё должно быть адаптировано к организму и пройти апробацию, причём к каждому в отдельности, вот здесь возникают сложности, с простынёй противопоказаний в виде аннотации к препарату… Зачем это? Ошибка в логике рассуждений, привела к сегодняшней медицине! Ну и что, что Парацельс был "гуляка и бабник", — он пережил Бубонную чуму в Европе, которая пришла вместе с кочевниками из Монголии, в результате вторжения погибли 60 миллионов человек, но не от рук кочевников, а то, что было на их руках и теле: вирус Бубонной чумы! Помните — "Пир во время чумы", никто не знал, кто следующий и как скоро… Чума убивает быстро! Парацельс остался жив, вся его семья погибла: "В своём отечестве — пророков нет!". А ведь это просто — "Omnia in unum" — всё в одном, кто-то понял, а большинство нет, да ещё и гонениями препирали, а в результате не выжили сами препирающие, их засыпали известью в общем рве! Назидание глупцам! Истории повторяются!

Такой неутешительный диагноз, как болезнь Крона, неизвестной этиологии, а значит, никто не знает, чем лечить и как!? Четыре месяца в особо застаревших случаях — и болезни нет, без рецидивов, вот вам и Алхимия, которую гнали и попирали, чтобы самим не остаться без работы, как и сейчас, ничего не изменилось! Ревматоидный артрит сейчас успешно лечится гормонами, которые уродуют организм, а в отдельности печень, почки, селезёнку и другие системы, пусть даже они не стероидные, а в противовес живая вода или вода из Грааля, как я её называю, этот диагноз был у меня, на ряду с полиартритом… Полипоз — гадкое заболевание, изматывающее, также медицина не отвечает на вопрос происхождения, лечится только хирургическим путём, но на месте одного удалённого полипа могут вырасти два новых, как минимум, и многие понимают, о чём я говорю между строк,.. уходит без усилий, жёстких диет и мучительных ожиданий следующего кровотечения или диареи, как минимум. Папилломы уходят сами без косметических процедур удаления, кожа становится гладкой, упругой, морщины и складки расправляются. Быстро лечатся все болезни ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и многие другие. Семейные пары, которые долго не могли завести детей и уже стояли в очереди на ЭКО, у обоих всё в порядке, а детей нет, 3-5 женских циклов и две полоски, принимали живую воду вместе с мужем или мужчиной, от которого женщина хотела иметь ребёнка, чтобы не выяснять: кто здоров, а кто нет, смысл не в этом, хотя человеческие эмоции доходят и до этого предела! Их можно понять: биологическая программа и её выполнение — архиважная часть в жизни любой женщины, подчёркиваю — женщины! Сейчас занят вопросом омоложения, ближайшее время покажет свои результаты!