Анализ впр по химии. Подготовила: учитель химии и биологии
17. Появившееся в России в 1990–е гг. понятие "либерализация цен" означало: отказ от государственного регулирования цен
18. Передача или продажа государственной собственности с использованием именных чеков в России в начале 1990–х г. называется: ваучерной приватизацией
19. В истории России понятие "либерализация цен", "шоковая терапия", "монетаризм" связаны с периодом: начала 1990х гг.
20. Высшая законодательная власть в современной России принадлежит: Федеральному собранию
21. Федеральное собрание России согласно Конституции включает в себя: Совет Федерации и Государственную думу
22. Понятие "ближнее зарубежье" для России 1990х гг. включает: бывшие союзные республики СССР
23. В России осенью 1993 г. произошло: роспуск парламента – Верховного Совета России
24. В 1992 г. в России произошло: в России начались рыночные преобразования
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Вводная тема
1. Исторический источник это: произведение созданное человеком, продукт культуры
2. Установите хронологическую последовательность
Древнерусское государство
1. Прочтите отрывок из документа и укажите имя князя, о котором идет речь.
«В этом году сказала дружина князю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы - наги;
Имена князей события
Олег А) 907 г., 911г. Святослав В) 967-971 гг. Игорь Б) 941г., 944 г. 12. Упорядочение сбора дани, установление уроков и погостов связано с именем:
Имена земли
Александр Невский (Новгородская боярская республика) Ярослав Осмомысл (Галицко-Волынское княжество) Всеволод Большое гнездо (Владимиро-Суздальское княжество) Иван
Образование единого Российского государства в XIV-XV вв.
1. Основной причиной возвышения Московского княжества в XIV в. было:выгодное географическое положение
2. Главными соперниками московских князей в борьбе за ярлык н
Имена князей события
Иван III (1480 г.) Дмитрий Донской (1380 г.) Иван Калита (1327 г.) Александр Невский (1242 г.) 12. Расположите имена князей в хронологическо
Органы центрального управления, созданные в России в XVI в., назывались приказы
10. Какое событие произошло раньше всех других: правление Елены Глинской
11. Служилые люди, составлявшие постоянное войско в XVI в., назывались: стрельцам
Падение роли Земских соборов во второй половине XVII в. связано с утверждения абсолютизма
3. В чем заключалось своеобразие русской сословно-представительной монархии: возрастающая роль Боярской думы и Земских соборовв решении важных вопросов в жизни страны
Фамилия деятельность
А. Адашев – деятель Избранной рады
Б. Морозов – боярин, фактический глава правительства 1645-1948 гг.
К. Минин – один из вождей народного ополчения в период смуты.
В. Гол
Вмешательство иностранных войск во внутренние дела другой страны называется интервенция
15. Соотнесите понятия и термины:
1. интервенция – вооруженное вмешательство, вторжение на территорию другого государства
2. крестоцеловальная запись – клятва, ко
Российская империя в XVIII веке
1. В отрывке из сочинения В. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все дох
Даты события
1863 г. – принятие Устава об автономии вузов 2. 1870 г. – начало осуществления городской реформы
3. 1864 г. – начало осуществления земской и судебной реформы
4
Фамилии деятельность
1. С. Уваров – министр просвещения, автор теории официальной народности
2. Д. Милютин – Военный министр инициатор, введения всеобщей воинской повинности;
3. М. Сперанский – ближай
Россия в начале XX века
1. Лидерами Конституционно-демократической партии (партии кадетов) были: П. Милюков, В. Набоков
2. Столыпинская аграрная реформа предусматривала: сохранен
Программные положения политические партии
1. отчуждение помещичьего землевладения за справедливое вознаграждение (Кадеты)
2. недопустимость принудительного отчуждения земли помещиков (РСДРП (м))
3. передача земли в собств
Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию их автора
«20 июня в г. Царицыно я отдал армиям директиву: "Имея конечной целью захват сердца России - Москвы, приказываю..." Директива 20 июня, получившая в военных кругах наименования &
Великая Отечественная война
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: Смоленское сражение, битва за Сталинград, Курская битва, снятие блокады Ленинграда
2. Советские
Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и определите, о начале какой битвы в нем идет речь
« С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточенные сражения, враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковых армий, введенных накануне, которые во
СССР в 1945-1964 гг.
1. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики в 50-е гг. XX в. в СССР является: начало широкомасштабного жилищного строительства
2. Комиссию по
Прочтите отрывок из воспоминаний председателя КГБ В. Семичастного и определите о каких событиях идет в нем речь
« Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю до начала октябрьского(1964 г.) Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его поз
Россия в 1990-е годы XX в.
1. Суверенитет России провозглашен 12 июня1990 года:
2. СССР как государство был ликвидирован решением: Беловежской тройки (Ельцин, Кравч
СССР в 1964 -1984гг.
1. К особенностям политического развития СССР в 60-70-е г. XX в. относятся:
А) закостенение партийно - государственных структур
Б) идейное разоблачение сталинизма
Событие время
1. доклад Н.Хрущева « О культе личности
и его последствиях» А) февраль 1956
2. принятие 3 Конституции СССР Б) октябрь 1977
3. избрание Генсеком ЦК КПСС М.Горбачева В) мар
Наиболее полную историко-литературную картину
советского ГУЛАГа дали опубликованные в период «гласности» произведения:
А) А. Солженицына
Б) В. Шаламова
В) В. Дудинцева
Г) А. Рыбакова.
Прочтите отрывок из резолюции партконференции и укажите год ее проведения
« Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающи
Вопросы к экзамену по отечественной истории
1. Происхождение Древнерусского государства.
2. Социально-политический строй Древней Руси.
3. Социально-политические изменения в русских землях в период монгольско
Отношения собственности в процессе исторического развития изменяются и развиваются. Это может происходить эволюционным путем в результате накопления необходимых предпосылок для перехода от одной формы собственности к другой. Например, при переходе от индивидуальной частной собственности к различным ее коллективным формам.
Этот процесс может также происходить революционным путем – мирным или немирным. Так, например, происходила национализация частной собственности в целом ряде стран, в том числе и в нашей стране.
В современных условиях национализация – отчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства . Осуществляется на основе государственных актов или выкупа государством имущества компаний, фирм, домашних хозяйств. Национализация чаще всего распространяется на отрасли производства, в которых ведение хозяйства на основе коллективной и частной собственности является неэффективным и нерентабельным. Национализация может осуществляться также и в других случаях, например, национализация земельных участков при строительстве важных государственных объектов и т.д.
В начале 90-х гг. ХХ в. В нашей стране был взят курс на формирование рыночной экономики, которая предполагает необходимость использования разных форм собственности. Основными методами перехода к многообразию форм собственности являются разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление – процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предприятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и другие формы хозяйственной деятельности) предприятия . Если в 1990 г. государству принадлежало до 92% всех производственных фондов народного хозяйства страны, то сегодня – не более 15%. Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы: современное производство не может развиваться без государственного регулирования. Это эффективно в определенных границах. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
В целом разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Разгосударствление является исходным этапом процесса приватизации.
Приватизация – это передача государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность . Приватизация может также осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам .
Реприватизация – приватизация ранее национализированной частной собственности, т.е. возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации .
В России широкий размах процесс приватизации получил после принятия в 1991 г. закона о приватизации, в котором были заложены основы проведения приватизации.
Цели приватизации:
1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики.
2. Повышение эффективности деятельности предприятий.
3. Создание конкурентной среды.
4. Содействие демонополизации экономики.
5. Привлечение иностранных инвестиций.
6. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, полученных от приватизации.
7. Содействие процессу стабилизации финансового положения Российской Федерации.
Выделяются три модели приватизации, которые были использованы во время перехода к рыночной экономике. Основу первой модели приватизации составляет уравнительное или бесплатное распределение среди населения прав на приобретение имущества государственной собственности. Эти права в виде ваучеров, инвестиционных купонов подлежали обмену на акции приватизируемых предприятий с целью создания инфраструктуры рыночной экономики в сжатые сроки.
Вторая модель – продажа акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях. Она предусматривает быструю передачу государственных предприятий в руки коллектива. Третья модель – продажа государственных предприятий по рыночной цене. Однако в чистом виде ни одна модель в странах переходной экономики не применялась.
Основными принципами (методами) приватизации являются:
сочетание возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности;
равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;
преимущественное право членов трудового коллектива на получение части имущества;
гласность проводимых мероприятий;
государственный и общественный контроль за проведением приватизации.
Приватизация осуществляется в таких формах :
преобразование предприятий в акционерные общества, в товарищества, в арендные предприятия и другие формы хозяйствования с приобретением работниками данных предприятий акций АО;
приобретение населением акций акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с последующей их продажей. Распределение доходов от продажи акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности, происходит таким образом: в федеральный бюджет – 55, в республиканский – от 10, в местные – 4, самим приватизированным предприятиям – 14%;
выкуп имущества арендатором или арендным предприятием по истечении срока аренды. При этом выкуп может осуществляться не только за наличные средства, но и за счет банковских кредитов. Доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды;
продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом – инвестиционном) и на аукционе.
Продажа на конкурсе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации . При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.
Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акционерных торгов или закрытого тендера . При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.
Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах . Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций.
Продажа на аукционе – это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации . При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизационный объект используется по усмотрению покупателя.
На основе вышеуказанных моделей в России разработаны и реализованы три варианта приватизации .
Первый вариант (рис. 3.1, а) предполагает безвозмездную передачу всем работникам приватизируемого предприятия привилегированных (неголосующих) акций в размере 25% уставного капитала АО . Они не дают права голоса на собраниях акционеров, но имеют приоритетное право на доходы по акциям по сравнению с простыми акциями. Например, АО плохо сработало, и дивиденды в этом случае могут быть начислены лишь по привилегированным акциям. Если АО обанкротилось и его имущество идет с молотка, то приоритетное право на получение своей доли имеют привилегированные акции. Работники, кроме того, могут купить до 10% обыкновенных, простых акций со скидкой до 30% их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки до 3 лет. Должностным лицам (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставляется право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% уставного капитала. Остаток акций (60%) поступает в фонд Госкомимущества, который со временем организует их продажу. Следовательно, за государством сохраняется возможность контроля за деятельностью АО.
Второй вариант (рис. 3.1, б) предусматривает приобретение всеми членами трудового коллектива предприятия обыкновенных (голосующих) акций до 51% уставного капитала АО . Безвозмездная (продажа) передача отсутствует. При этом до 50% стоимости акций могут оплатить приватизационными чеками. Оплата должна быть произведена в течение 3 месяцев, оставшиеся 49% акций поступают в Госкомимущество для дальнейшей их реализации. Этот вариант является наиболее выигрышным для трудового коллектива, так как он обеспечивает трудовому коллективу контрольный пакет акций (51%). Поэтому большая часть трудовых коллективов выбрала именно этот вариант приватизации.
Третий вариант (рис. 3.1, в) предполагает право приобретения всеми работниками обыкновенных акций до 20% уставного капитала АО по номинальной стоимости, а также до 20% акций со скидкой 30% с рассрочкой до 3 лет . При этом размер первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Оставшиеся 60% акций поступают в Госкомимущество для последующей реализации и контроля со стороны государства.
Рис. 3.1
В России в целях безвозмездной передачи всем гражданам части общегосударственной собственности в 1992 г. была введена система приватизационных чеков. Первый этап приватизации вошел в историю реформ России как ваучерный этап.
Приватизационными чеками могла оплачиваться полностью или частично стоимость объекта приватизации. Российский фонд федерального имущества принимал приватизационные чеки по их номинальной стоимости в качестве платежного средства.
Весь период приватизации в России можно разделить на несколько этапов.
Первый этап – чековая приватизация (1992 – первая половина 1994 гг.).
Приватизационный чек – государственная ценная бумага целевого назначения на предъявителя номинальной стоимостью десять тысяч рублей, используемая как платежное средство для приобретения объектов приватизации . Всего было распространено 144 млн приватизационных чеков, получивших в народе название ваучеров . Итоги первого этапа были двойственны и противоречивы.
С одной стороны , в РФ сформировались: акционерный сектор экономики, рынки ценных бумаг, система инвестиционных фондов и других финансовых структур. К 1 июля 1994 года в частный сектор экономики перешли 50% предприятий легкой и пищевой промышленности, 35% – строительных организаций, 42% – автотранспортных предприятий, около 50% – торговли, 55% – предприятий общественного питания, 21% – бытового обслуживания.
С другой стороны , использование приватизационных чеков не смогло решить те задачи, которые рассматривались как ключевые в трансформации собственности, и, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что большинство граждан РФ не стали собственниками бывшей государственной собственности и фактически от приватизации положительного результата для себя не получили. Это объясняется тем, что, поскольку приватизационные чеки не являлись именными, то большая их часть была скуплена спекулянтами, часть их была вложена в инвестиционные фонды, большинство из которых никаких инвестиций не осуществили и, наконец, часть чеков была вложена работниками в акции своих предприятий, многие из которых испытывали серьезные финансовые трудности и поэтому никаких дивидендов выплачивать не могли.
Следует также сказать, что первый этап приватизации не способствовал росту инвестиций в экономику России.
Второй этап приватизации в РФ – денежный (1994-1996 гг.). Он имел две основные цели: существенное пополнение бюджетов всех уровней; инвестиционная поддержка приватизированных предприятий. На этом этапе пакеты акций приватизируемых предприятий должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджеты всех уровней и инвестиции в развитие предприятий.
Однако намеченные цели выполнены не были. Например, в 1995 г. в бюджет РФ должно было поступить от приватизации 9 трлн р., а поступило на самом деле 500 млрд р., или 5,5% от задания. Чтобы переломить эту ситуацию и улучшить финансовое состояние государства, в 1995-1996 гг. в стране начали проводиться залоговые аукционы, в соответствии с которыми правительство (бюджет РФ) получало от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проводились закрытые аукционы (тендеры), победителями которых становились банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговых аукционах, получали право управлять залоговыми пакетами акций в течение всего времени залога. По истечении этого времени (1 сентября 1996 года) в случае невозврата кредитов залогодержатель становился собственником залогового пакета акций.
В общем итоге федеральный бюджет получил от залоговых аукционов около одного миллиарда долларов, что значительно меньше (по различным оценкам в 5-10 раз) рыночной стоимости проданных пакетов акций.
В 1997 г. начался третий этап приватизации . На этом этапе основной акцент делался не на приватизацию предприятий (большая часть из них уже была приватизирована), а на приватизацию имущественных долей предприятий, находящихся в собственности государства. Крупнейшими сделками на этом этапе стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть» и др.
В 2002 г. был принят новый закон о приватизации, в котором предусмотрено в течение пяти-семи лет завершить в основном процесс приватизации в России.
Подводя предварительные итоги приватизации в РФ, следует отметить, что, наряду с положительными результатами, связанными прежде всего с формированием рыночной экономики, реальный ход приватизации выявил много ошибок и нарушений в ее проведении, не позволивших в значительной степени реализовать ее цели и задачи. Это особенно проявилось при определении объектов приватизации, последовательности ее проведения, при определении способов приватизации и стоимости имущества приватизируемых объектов.
Выводы
1. Собственность рассматривалась с двух точек зрения:
Собственность как юридическая категория есть имущественное отношение. Это право собственности на имущество, или отношение к вещам, т.е. к объектам. Субъектами собственности являются обладатели факторов производства и результатов производства. Принадлежность имущества субъектам (собственникам) закреплена в правовых нормах и законах. При этом субъекты собственности приобретают статус юридического и физического лица и наделяются правами владения, пользования и распоряжения.
Собственность как экономическая категория – это отношение между людьми по поводу присвоения средств производства и результатов производства. Субъекты собственности наделяются полномочиями присвоения, хозяйственного использования и экономической реализации.
2. Тип собственности – это особый этап в развитии собственности. Различают два типа собственности: частную и общую (совместное достояние). Частная собственность предполагает трудовую частную собственность (крестьяне, фермеры, ремесленники и т.д.) Она создается за счет собственного труда работника. Нетрудовая частная собственность предполагает разъединение труда и собственности. Возникает имущественное неравенство. Неимущие вынуждены работать на собственника и находятся в полной экономической зависимости от последнего.
3. Формы собственности – это принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. Они определяются конкретными историческими условиями как эволюционно (постепенно) и революционно (насильственно). Согласно Гражданскому кодексу (1995 г.) существуют следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
4. Основными методами перехода к многообразию форм собственности являются:
разгосударствление – процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предприятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и др.);
приватизация – это передача государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.
5. Различают три модели приватизации в условиях перехода к рыночной экономике:
уравнительное, или бесплатное, распределение среди населения прав приобретения имущества государственной собственности через ваучеры, инвестиционные купоны;
продажа акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях;
продажа государственных предприятий по рыночной цене.
6. Весь период приватизации в России можно разделить на 3 этапа:
I этап связан с чековой приватизацией (1992 г. – первая половина 1994 г.);
II этап – денежный (1994-1996 гг.);
III этап начался в 1997 г. В 2002 г. был принят новый закон о приватизации, в котором предусмотрено в течение пяти-семи лет завершить в основном процесс приватизации в России.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность, функции, способы и формы приватизации, ее место в системе государственного регулирования экономики. Предпосылки и идеология приватизации в России. Этапы, финансовые результаты и последствия ее проведения в России. Ее проблемы и перспективы.
курсовая работа , добавлен 13.09.2013
Понятие приватизации, ее сущность и особенности, история возникновения и развития. Формы и способы приватизации, их отличительные черты и характеристика. Цели приватизации и этапы ее проведения в РФ. Результаты и уроки приватизации в Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 09.02.2009
Необходимость и предпосылки приватизации в России. Понятие приватизации и разгосударствления. Способы, формы и этапы приватизации. Цели и особенности приватизации в России. Государственная программа приватизации: ваучерный и денежный этапы приватизации.
курсовая работа , добавлен 08.04.2008
Приватизация и ее место в системе государственного регулирования экономики. Функции приватизации. Принципы приватизации в зрелой рыночной экономике и в переходный период. Практика и результаты российской приватизации.
реферат , добавлен 12.05.2007
Процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Плюсы и минусы приватизации.
презентация , добавлен 17.12.2014
Определение и цели приватизации, формы и способы реализации. Опыт приватизации в других странах и возможность его использования в отечественной практике. Предпосылки и проблемы приватизации, общая экономическая ситуация, дальнейшие перспективы в России.
курсовая работа , добавлен 09.07.2015
Характеристика понятия приватизации государственного и муниципального имущества. Выявление сильных и слабых сторон приватизации в Российской Федерации. Структура и функции Территориального управления Росимущества по Челябинской области. Судебная практика.
курсовая работа , добавлен 10.06.2011
Сущность, основные предпосылки, способы и формы приватизации в современной рыночной экономике. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в современной России. Пути совершенствования отношений собственности на средства производства в России.
курсовая работа , добавлен 29.06.2011
Добровольная передача земельных участков, находящихся в частной собственности, в государственную собственность производится безвозмездно или путем их выкупа для государственных нужд.
Добровольная передача земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, в государственную собственность производится на основании их заявлений по решению Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятому в соответствии с его компетенцией.
Добровольная передача земельных участков, находящихся в частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, в государственную собственность производится на основании их заявлений по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета, принятому в соответствии с его компетенцией.
Выкуп земельного участка для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Комментарий
1. Добровольная передача земельных участков в государственную собственность является одним из прав собственника по распоряжению земельными участками. Она ведет к переходу земельных участков из частной собственности в государственную, то есть к смене собственника. Называя такое действие «добровольной передачей», законодатель указывает на существование особого (не гражданско-правового) порядка перехода участков из частной собственности в государственную, который закреплен в ч. 2, 3 данной статьи.
Предусматривая добровольную передачу участков в государственную собственность (ст. 54) и отчуждение (ст. 51) как самостоятельные способы перехода земельных участков из частной собственности в государственную, законодательство не разграничивает их. Из смысла этих статей можно сделать вывод, что добровольная передача не рассматривается как отчуждение земельных участков, которое возможно в том числе соответствую-
щим исполнительным комитетам (см. комментарий к ст. 51). Следовало бы уточнить, понимает ли законодатель под отчуждением земельных участков исполнительным комитетам только добровольную передачу участков в государственную собственность, или отчуждение возможно и другими способами.
2. Статья 54 предусматривает два способа добровольной передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в государственную собственность: безвозмездно; путем выкупа для государственных нужд, что в целом соответствует ст. 51 Кодекса о земле, закрепляющей механизм отчуждения земельных участков, который предусматривает возмездное и безвозмездное отчуждение. Вместе с тем названные в ст. 54 действия по добровольной передаче участков в государственную собственность, не охватывают всех возможных способов отчуждения.
Добровольная безвозмездная передача земельного участка по инициативе собственника имеет сходство с такой сделкой, как дарение (ст. 543 ГК). Однако применительно к переходу земельных участков в государственную собственность в результате добровольной передачи или отчуждения соответствующему исполкому законодательство не определяет эти действия как сделки (см. комментарий к ст. 51). По нашему мнению, это связано с тем что исполнительный комитет, которому добровольно передается земельный участок (или отчуждается), не является собственником земель, находящихся в государственной собственности (см.
Комментарий к ст. 12), поэтому эти отношения (по передаче в собственность государства) юридически имеют публично-правовой характер, хотя по форме схожи со сделками.
Добровольная передача путем выкупа для государственных нужд производится, если собственник согласен на такое изъятие и участок может предоставляться заинтересованному лицу по решению исполнительного комитета (см. комментарий к ст. 35). В соответствии с п. 8 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков при необходимости использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, право частной собственности на этот участок может быть прекращено с одновременным выкупом такого участка и передачей его в собственность Республики Беларусь по решению местного исполнительного комитета
при наличии письменного согласия собственника земельного участка на его изъятие для государственных нужд.
3. Части 2, 3 данной статьи определяет порядок добровольной передачи земельных участков в государственную собственность. Она производится по решению соответствующих исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией по предоставлению земельных участков (см. комментарий к ст. 35) на основании заявления гражданина или юридического лица.
Порядок оформления и подачи такого заявления законодательством не определен, поэтому волеизъявление собственника может быть выражено в произвольной форме, однако, по нашему мнению, в заявлении необходимо обязательно отразить, во-первых, точные сведения о правообладателе и земельном участке, который передается в государственную собственность (размер, целевое назначение, местоположение и др.), во-вторых, точное волеизъявление собственника (безвозмездная передача, отчуждение, выкуп). Причины, которые побудили собственника отказаться от земельного участка, не имеют значения, так как это его безусловное право (см. комментарий к ст. 69).
При выкупе для государственных нужд, как определено Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, требуется согласие собственника на изъятие (а не инициатива), поэтому в заявлении должно быть отражено, что собственник поставлен в известность о конкретной цели изъятия земельного участка и не заблуждается об этом. Заявление может оформляться следующим образом: «Прошу произвести выкуп для государственных нужд (указать цель) принадлежащего мне на праве частной собственности земельного участка (указать признаки)».
Часть 4 ст. 54 закрепляет возмездную передачу земельного участка в государственную собственность только при выкупе для государственных нужд, что рассматривается как одна из гарантий прав землепользователей (см. комментарий к ст. 73). Вместе с тем спорным остается вопрос о возмездном отчужде-
нии земельных участков исполкому, не связанному с государственными нуждами, в том числе добровольном возмездном отчуждении. Статья 51, в которой говорится об отчуждении земельных участков, не ограничивает его только безвозмездным отчуждением.
Порядок выкупа земельных участков определен только при выкупе их для государственных нужд и урегулирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 1. Выкуп производится по кадастровой стоимости на момент выкупа, то есть размер возмещения в данном случае регулируется законодательством и не может изменяться по усмотрению участников этих отношений (см. комментарий к ст. 73, 75).