Августин бетанкур биография. Августин Бетанкур: забытый гений


Портрет 1810 -х годов. Автор неизвестен.

Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) — испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.

Августин Бетанкур родился в Испании, на Канарских островах, на острове Тенерифе 1 февраля 1758 года. Происходил из древнего и очень влиятельного как в древние времена, так и по сию пору дворянского рода. Основателем рода был прославленный мореплаватель Жан (Хуан) де Бетанкур, нормандский дворянин, покоритель Канарских островов. К этому роду предположительно* принадлежал католический святой Педро де Сан-Хосе Бетанкур . Из живущих ныне представителей рода наиболее известны - Лилиан Бетанкур , владелица компании L"Oréal и колумбийский политик и сенатор Ингрид Бетанкур .

Образование Августин Бетанкур получил в Париже. Испанское правительство направляло Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского Корпуса инженеров путей сообщения. В Испании он назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он опубликовал ряд научных трудов по гидравлике и создал проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года Августин Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года стал генерал-лейтенантом.

Бетанкур блестяще подтвердил свою репутацию ученого и инже¬нера-механика: под его руководством был переоборудован и оснащен паровыми машинами Тульский оружейный завод, сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он руководил постройкой и оборудованием литейного завода в Казани, составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Одна из значительных работ Бетанкура — сооружение огромного экзерциргауза (помещения для военных упражнений в ненастную погоду) в Москве - всем известный Манеж, гениальные перекрытия которого, созданные Бетанкуром, дожили до 2004 года..

Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

В 1816 году Бетанкур стал председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути — учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

С 1819 года он руководит Главным управлением путей сообщения. Этому талантливому инженеру принадлежит ряд изобретений. Он создал уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

В 1820-м по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального средне-технического образования в России.

Августин Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.

Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики принимали участие в строительстве Исаакиевского собора (в том числе знаменитый Монферран).

Бетанкур скончался 26 июля (14 июля по старому стилю) 1824 года. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе Александро-Невской лавры.


Могила А. А. Бетанкура на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В год 300-летия Санкт-Петербурга в дань памяти знаменитому ученому и инженеру — Августину Бетанкуру установлен памятник перед корпусом Петербургского государственного универси¬тета путей сообщения (ПГУПС), основателем и первым ректором которого он был. Автор проекта памятника — скульптор, заслуженный деятель культуры РСФСР академик Владимир Горевой.

Текст из книги:

Знаменитые кронштадтцы. - СПб.: Русская классика. 2012. - 336 с. Стр. 42 - 43.

Примечание:
* На Канарских островах фамилию Бетанкур носят как потомки племянника Жана де Бетанкура - Масио, сменившего дядю в качестве правителя Канар, так и потомки туземцев - гуанчей , которым Жан де Бетанкур при крещении давал свою фамилию

Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina; 1 февраля 1758 - 14 (26) июля 1824) - испанский, затем российский государственный деятель, учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор и инженер, организатор строительства и транспорта в Российской империи.

Биография

В России Бетанкура звали Августом Августовичем.

Родился А.Бетанкур в Испании, на острове Тенерифе. Образование получил в Париже. Испанское правительство направило Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского корпуса инженеров путей сообщения. В Испании Бетанкур назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он публикует ряд научных трудов по гидравлике и создает проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года А.Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года он - генерал-лейтенант.

Бетанкур блестяще подтверждает свою репутацию ученого и инженера-механика: под его руководством проходит переоборудование и оснащение паровыми машинами Тульского оружейного завода; он руководит постройкой и оборудованием литейного завода в Казани; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергоф е, в Петербург е на Каменном острове; он проектирует и руководит строительством ряда зданий.

Одной из значительных работ Бетанкура является сооружение огромного экзерциргауза в Москве. Он составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Под его руководством был сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село.

Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения, сразу же ставшего аристократическим, государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер; в России его нарекли Степаном Игнатьевичем. Правда, над ним в качестве попечителей были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

В 1816 году Бетанкур был назначен председателем вновь учрежденного в Петербург е Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути - учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

В 1819 году он становится директором Главного управления путей сообщения. Талантливому инженеру Бетанкуру принадлежит ряд изобретений. Он создает уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

А.Бетанкур - член научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве. Так, кабестан, состоящий из двух чугунных валов с винтами, трех шестерен и одного веретена, укрепленных на деревянном основании, предназначался для передвижения тяжестей.

В своих "Записках" Ф.Ф.Вигель упоминает о применении изобретенных Бетанкуром строительных лесов и кабестанов при подъеме колонн Исаакиевского собора: "Нужен был в Бетанкуре гений механика, чтобы поднять такую тяжесть и, как простую палку, воткнуть перед зданием. Выдуманные им машины служили великой помощью Монферрану, а после смерти его (Бетанкура) сделались его (Монферрана) наследством".


Портрет 1810 -х годов. Автор неизвестен.

Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) — испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.

Августин Бетанкур родился в Испании, на Канарских островах, на острове Тенерифе 1 февраля 1758 года. Происходил из древнего и очень влиятельного как в древние времена, так и по сию пору дворянского рода. Основателем рода был прославленный мореплаватель Жан (Хуан) де Бетанкур, нормандский дворянин, покоритель Канарских островов. К этому роду предположительно* принадлежал католический святой Педро де Сан-Хосе Бетанкур . Из живущих ныне представителей рода наиболее известны - Лилиан Бетанкур , владелица компании L"Oréal и колумбийский политик и сенатор Ингрид Бетанкур .

Образование Августин Бетанкур получил в Париже. Испанское правительство направляло Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского Корпуса инженеров путей сообщения. В Испании он назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он опубликовал ряд научных трудов по гидравлике и создал проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года Августин Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года стал генерал-лейтенантом.

Бетанкур блестяще подтвердил свою репутацию ученого и инже¬нера-механика: под его руководством был переоборудован и оснащен паровыми машинами Тульский оружейный завод, сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он руководил постройкой и оборудованием литейного завода в Казани, составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Одна из значительных работ Бетанкура — сооружение огромного экзерциргауза (помещения для военных упражнений в ненастную погоду) в Москве.

Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

В 1816 году Бетанкур стал председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути — учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

С 1819 года он руководит Главным управлением путей сообщения. Этому талантливому инженеру принадлежит ряд изобретений. Он создал уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

В 1820-м по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального средне-технического образования в России.

Августин Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.

Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики принимали участие в строительстве Исаакиевского собора (в том числе знаменитый Монферран).

Бетанкур скончался 26 июля (14 июля по старому стилю) 1824 года. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе Александро-Невской лавры.


Могила А. А. Бетанкура на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В год 300-летия Санкт-Петербурга в дань памяти знаменитому ученому и инженеру — Августину Бетанкуру установлен памятник перед корпусом Петербургского государственного универси¬тета путей сообщения (ПГУПС), основателем и первым ректором которого он был. Автор проекта памятника — скульптор, заслуженный деятель культуры РСФСР академик Владимир Горевой.

Текст из книги:

Знаменитые кронштадтцы. - СПб.: Русская классика. 2012. - 336 с. Стр. 42 - 43.

Примечание:
* На Канарских островах фамилию Бетанкур носят как потомки племянника Жана де Бетанкура - Масио, сменившего дядю в качестве правителя Канар, так и потомки туземцев - гуанчей , которым Жан де Бетанкур при крещении давал свою фамилию

Я хочу остановиться на личности удивительной судьбы человека, инженера Августина Августиновича де Бетанкур и Молины . Он родился на Канарских островах, служил в Испании и Франции, где стал признанным знатоком инженерного дела. Затем началась его плодотворная служба в России, где он стал генерал-лейтенантом, главным управляющим путями сообщений, видным инженером и государственным деятелем. Он сделал много полезных дел во славу России; он строил мосты дороги, заводы, гидротехнические сооружения, создал ряд важных изобретений. Интересна и его посмертная судьба: он был погребён на Смоленском лютеранском кладбище, но в 1979 году его прах и надгробие были перенесены в Некрополь XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище) в Александро-Невской лавре.

В статье приводится биография инженера и государственного деятеля и сведения о его могиле.

Биография:

БЕТАНКУР Августин Августинович (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) (1 февраля 1758 – 14 июня 1824 ) – генерал-лейтенант (с 1809).
Из старинного испанского дворянского рода. Сын подполковника Августина де Бетанкура и Кастро от брака с Леонорой де Молина и Бриолис. Родился в Пуэрто де ла Крус, на острове Тенерифе, в группе Канарских островов. В июле 1777 поступил на испанскую службу. В 1780 окончил королевское училище Святого Исидора в Мадриде, одновременно учился рисованию в Мадридской Академии изящных искусств; в 1780-е годы продолжил обучение в Париже, а в 1790-е годы совершенствовался в области инженерного дела в Англии; состоял генерал-инспектором корпуса инженеров дорог и мостов, интендантом провинций, членом совета финансов, директором королевского кабинета машин, интендантом армии и главным директором почт. В 1807-1808 жил в Париже, где опубликовал на французском языке ряд своих научных трудов (в том числе «Курс построения машин», 1808), с 1809 член-корреспондент Парижской АН. В 1807 приезжал в Россию.
В сентябре 1808 был представлен в Эрфурте императору Александру I и как искусный инженер в ноябре 1808 принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в Свиту Е. И. В. и причислен к ведомству путей сообщения. В августе 1809 произведён в генерал-лейтенанты. С 1809 член совета Корпуса инженеров путей сообщения; осуществлял инспекцию и разрабатывал проект реконструкции Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем; в том же году подготовил проект реконструкции Тульского оружейного завода. В 1810-1811 по проекту Бетанкура на Ижорском заводе построена первая землечерпалка для очистки и углубления акватории Кронштадтского порта, в 1812 по его проекту построен литейно-пушечный завод в Казани. В 1816-1818 под руководством Бетанкура и по его проекту сооружено здание Экспедиции заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге (производство оснащено станками и механизмами конструкции Бетанкура). По проектам Бетанкура возведены также мосты на Московском тракте через реки Славянка и Ижора под Санкт-Петербургом, Каменноостровский и Бумажный мосты в Санкт-Петербурге, Манеж в Москве. Руководил технической частью строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Бетанкур – один из организаторов инженерного образования в России: по его проекту в 1810 в Санкт-Петербурге был открыт институт Корпуса инженеров путей сообщения (до конца жизни Бетанкур состоял его инспектором, заведующим хозяйственной и учебной частью и одновременно читал лекции по инженерному делу). В 1816 организовал и возглавил Комитет для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, на который возлагались «рассмотрение чертежей на все без изъятия общественные, казённые и партикулярные в сей столице здания и другие постройки». Осенью 1816 назначен председателем Комитета по переносу Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. В 1818-1822 участвовал в проектировании и строительстве первой в России крупной шоссейной дороги Санкт-Петербург – Новгород – Москва.
В апреле 1819 – августе 1822 главный директор Главного управления путей сообщения. По его инициативе в 1819-1820 в Санкт-Петербурге созданы Военно-строительная и Кондукторская школы, готовившие специалистов для ведомства путей сообщения. С февраля 1824 в отставке. Удостоен ряда высших российских орденов, до ордена Святого Александра Невского включительно (1811). Скончался в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет; похоронен там же на Смоленском лютеранском кладбище.
Видный инженер, много сделавший для России, Бетанкур, по свидетельству современников, был человеком невысокого роста, большим высоким лбом и большими, умными и немного грустными глазами. Знавшие его люди вспоминали о нём как о добром и хорошем человеке, очень благожелательном к своим сотрудникам и подчинённым, вспыльчивым, подобно всем южанам, и чересчур доверчивым. По свидетельству Ф. Ф. Вигеля, «ума у него было пропасть, и разговор его был занимателен. Аристократическое чувство, правда, никогда не покидало его, даже за станком, за которым он трудился, когда не было у него другого дела». Не зная русского языка, он даже подписывался по-французски, и официальные бумаги его во время его управления путями сообщений нередко также писались по-французски. Несмотря на то, что он имел сильных врагов в России, он пользовался неизменной поддержкой императора Александра I.
От брака (с 1790) с Анной Журдан (умерла в 1853) имел трёх дочерей и сына, Альфонса Августиновича (1805-1875), служившего офицером в гвардии, а затем генерал-лейтенанта и генерал-адъютанта.

Биография публикуется по:

  • В. И. Федорченко. Императорский Дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий: В 2 тт. Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2003. Т. 1. Стр. 124-125.

    Могила:
    Августин Августинович
    (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия) де Бетанкур и Молина скончался 14 июня 1824 в Санкт-Петербурге.
    И был погребён на Смоленском лютеранском кладбище , но в 1979 году перезахоронен в Некрополе XVIII века .
    Погребён в Некрополе XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище ) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург . Могила находится на дорожке, которая в честь него называется Бетанкуровская . Она идёт налево от входа в музей-некрополь, в сторону надвратного храма и гостиницы «Москва». Надгробие на могиле А. А. де Бетанкур и Молины – самое высокое на этом некрополе.

    Изяслав Тверецкий,
    июнь 2010
    .

  • Личное дело

    (1758 - 1824) родился на Канарских островах в городе Пуэрто-де-ла-Крус. Учился в Мадриде, в королевской школе Сан-Исидро и одновременно в Академии благородных искусств Сан-Фернандо по классу рисунка. В 1783 году был направлен в ртутные шахты в Альмадене, где разработал проект улучшения организации работ. После этого Августин Бетанкур был отправлен в Горную школу в Париже. По дороге он проинспектировал строительство Арагонского канала.

    Прибыв во Францию, Бетанкур направляется не в Горную школу, а в Высшую школу мостов и дорог, где получает инженерное образование. В 1787 году он окончил обучение, после чего посетил ряд стран Европы, где знакомился с техникой строительства дорог, каналов, рудников, организацией систем судоходства, работой различных предприятий. В 1790 году в Париже выходит первый крупный научный труд Бетанкура «О расширительной силе паров».

    В Париже Бетанкур подготовил проект создания высшей школы инженеров в Испании. Он и его коллеги создали уникальную коллекцию действующих моделей машин, которая должна была использоваться при обучении. В 1791 году коллекция была перевезена в Испанию, где она стала Королевским кабинетом машин. Бетанкур стал директором этого кабинета, но его идея о высшей школе и не была реализована до 1802 года, поскольку первый министр королевства Мануэль Годой отказывался выделять на это средства. В 1799 года Бетанкур назначен генеральным директором путей сообщения Испании, вскоре он также занял должности интенданта провинций, члена совета финансов, интенданта армии и главного директора почт. Среди других дел, он добился открытия Мадридской школы инженеров дорог, каналов и мостов.

    В 1808 году Бетанкур отправился во Францию, где совместно с Хосе-Марией Лансем подготовил фундаментальный труд «Курс построения машин». В 1809 году стал членом-корреспондентом Парижской Академии наук. Вскоре русский посол И. Муравьев-Апостол предложил Бетанкуру отправиться в Россию. В сентябре 1808 года в Эрфурте Бетанкур был представлен Александру I и принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в императорскую свиту, а также причислен к ведомству путей сообщения. В августе 1809 года он был произведен в генерал-лейтенанты, а также стал членом совета Корпуса инженеров путей сообщения.

    За 16 лет службы в России Бетанкур сумел воплотить много проектов. Под его руководством был реорганизован оружейный завод в Туле, где стали применяться паровые машины. В Казани по проекту Бетанкура построили новый пушечный литейный завод. В 1816 году в Петербурге на Охте был построен первый лесопильный завод, оснащенный сконструированными Бетанкуром паровыми машинами, позднее по его образцу было построено много заводов по всей стране. Бетанкур сделал арочные мосты в Ижоре, Петергофе, Туле и Санкт-Петербурге. По его планам и под его руководством сооружены многие здания, среди которых здание Манежа в Москве. В 1816-1818 годах под руководством Бетанкура и по его проекту возведена ассигнационная фабрика «Экспедиция заготовления государственных бумаг» в Санкт-Петербурге, он же разработал технологию изготовления денежных купюр, предложил новый метод нанесения водяных знаков.

    В ноябре 1818 года Бетанкур был назначен главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями и занимал этот пост до сентября 1822 года. При нем было сооружено шоссе Санкт-Петербург - Новгород - Москва, по которому открылось регулярное движение дилижансов. Он учредил первую в России транспортную проектную организацию - Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения, а также контролирующий орган - Комитет для строений и гидравлических работ, в ведении которого был надзор за всеми стройками в Российской империи.

    Чем знаменит

    Августину Бетанкуру во многом принадлежит заслуга создания в России инженерного образования. По его предложению в Санкт-Петербурге был в 1810 году открыт Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Бетанкур до конца жизни был инспектором института, заведовал хозяйственной и учебной частью и читал лекции по инженерному делу. Выпускники становились инженерами путей сообщения и в зависимости от показанных успехах получали чин поручика или подпоручика. В 1820 году с целью подготовки мастеров и техников в составе института была создана школа путей сообщений с трехлетним сроком обучения. Ныне это учебное заведение стало Петербургским государственным университетом путей сообщения.

    О чем надо знать

    Самым известным сооружением, возведенным по проекту Августина Бетанкура в Москве, стало здание Манежа на Моховой. Оно строилось как экзерциргауз, то есть крытый плац для проведения военных смотров. Площадь здания составила почти 7,5 тысяч квадратных метров, а вместимость - более двух тысяч человек. Уникальным инженерным приемом стало безопорное деревянное перекрытие шириной 45 метров. Манеж был открыт 30 ноября 1817 года.

    Прямая речь

    «Мой любимый Пепе, огромное спасибо за письмо, которое наполнило меня наслаждением видеть твой почерк по прошествии стольких лет <…> Я оставил семью в Париже и прибыл сюда, как говорится, прощупать брод, и был прекрасно встречен Императором, который сделал мне через третьи руки очень выгодные предложения, если бы я захотел поступить к нему на службу <…> Император и все члены имперской семьи приняли меня с почестями, на которые я не мог ни претендовать, ни рассчитывать. Конечно, Император пригласил меня обедать с ним в любые дни, когда я захочу (очень немногие пользуются этой привилегией) …и дал мне чин полевого маршала, соответствующий тому, который я имел в Испании. <…> Но ничего из этого не радовало меня так, как независимость ни от кого, кроме его одной персоны, без посредства ни одного министра, так, каждый раз, когда он предлагал мне говорить с ним, я входил в его кабинет без необходимости просить ни у кого разрешения: я отправлял к нему дела, которые он поручал мне, и каждый день он делал мне новые испытания, довольный тем, как я ему служу».

    «Главные усилия Бетанкура были направлены на воспитание ев-ропейски образованных и квалифицированных инженеров при смягченном социальном отборе кандидатов на обучение. Бетанкур не просто повторил в России западный опыт преподавания в высшей технической школе - он сделал значительный шаг вперед. Опираясь на достижения своих учителей (Монжа и его Политехнической школы, а также Перроне и его Школы мостов и дорог), Бетанкур создал тип высшего технического заведения, который через два столетия сохраняет свою ценность. Бетанкур создал школу русских инженеров, которая до сих пор сохраняет влияние на мировую техническую мысль. Такое образование, истинно высшее, инженеры стали получать впервые в мире. Интеллектуальный размах теоретика, опыт и талант инженера вкупе с большим педагогическим даром позволили Бетанкуру создать учебную систему с большими потенциальными возможностями. Институт Корпуса инженеров путей сообщения смог органически развиваться, выделяя из своих же студентов будущих своих профессоров, продолжающих традиции и успешно решающих как научные, так и педагогические проблемы. Все последующие технические вузы России ведут родословную от бетанкуровского Института. И примечательно, что русских инженеров XIX-XX веков уж в чем нельзя упрекать, так это в недостатке компетентности или в скудости воображения».

    Иванов М. В., Ледяев А. П. Роль Бетанкура в становлении инженерной культуры России

    «Универсальность личности Бетанкура проявлялась именно в том, что он вообще не оценивал интеллектуальную деятельность как отвлеченное теоретизирование. Она была лишь началом творчества, которое должно найти свое ощутимое воплощение. Бетанкур не отсиживался в кабинете. Он месил грязь в размытых российских колеях, окроплялся водой ремонтируемых шлюзов, счищал с мундира строительную пыль, проводил инспекции, устанавливал паровые машины на морских судах, сооружал леса для подъема колонн. Причем Бетанкур умел все делать сам - до последней инженерной мелочи. Он и отдыхал-то у токарного станка. Его руки были столь искусны, что он мог лезвием разрезать по дине волос пополам. Инженерное изобретательство Бетанкура было столь обильным, что можно только преклоняться перед сделанным им».

    М. В. Иванов Культурная миссия Бетанкура в России

    11 фактов об Августине Бетанкуре

    • Полное имя Августина Бетанкура - Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина. В России его звали Августин Августинович.
    • Родоначальником семьи Бетанкуров был барон Жан де Бетанкур из Нормандии, завоевавший в 1405 году Канарские острова и объявивший себя их королем, вассалом короля Кастилии. Ныне потомки этого рода живут во многих странах, существует ассоциация Бетанкуров, проводящая регулярные съезды.
    • Бетанкуру довелось заниматься и промышленным шпионажем. Во время поездки в Англию он сумел разузнать принцип работы паровой машины двойного действия Джеймса Уатта.
    • В 1798 году Бетанкур построил линию оптического телеграфа, соединившую Мадрид с портом Кадис.
    • Бетанкур стал одним из очень немногих людей, которых приняли на российскую службу без потери одного воинского чина. Когда в русскую армию хотел поступить молодой Наполеон, эта традиция стала единственным препятствием: терять чин Наполеон не захотел.
    • Первый проект Бетанкура в России - фонтан «Девушка с кувшином» со статуей работы П. Соколова в Екатерининском парке Царского Села. Фонтану посвящено стихотворение Пушкина.
    • В 1817 году Бетанкуру было поручено сооружение комплекса зданий для Нижегородской ярмарки. Эту задачу он выполнил в 1818 - 1823 годах, а в 1823 разработал генеральный план развития Нижнего Новгорода. Ныне в городе именем Бетанкура названа улица.
    • В 1809-1812 годах Бетанкур создал оригинальную механическую многоковшовую землечерпалку (machine à draguer) с паровой машиной для очистки русла рек и каналов. Землечерпалка, изготовленная на Ижорском заводе, выполняла дноуглубительные работы в Кронштадте.
    • Каменноостровский мост через Малую Невку, построенный по проекту Бетанкура в 1813 году, петербуржцы называли «мостом Бетанкура».
    • На могиле Бетанкура установлена колонна, увенчанная траурной урной, высотой 6,85 метра. Памятник изготовили на чугунолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Монферрана.
    • В 2008 году вышел специальный выпуск научного журнала «Известия Петербургского университета путей сообщения», содержавший исследования, посвященные Августину Бетанкуру.

    Материалы об Августине Бетанкуре