Царствование василия шуйского годы правления. Василий Шуйский – краткая биография

Василий Шуйский (краткая биография)

Василий Шуйский (годы жизни с 1552 по 1612 годы) был русским царём, принадлежавшим к древнему роду Рюриковичей (Суздальская линия). Этот правитель был венчан на царствование в итоге заговора Лжедмитрия Первого. Также Василия историки часто называют «боярским князем».

Из дошедшей до нас биографии Шуйского известно, что Василий был женат дважды. При этом, от первого брака детей не было, но от второго родились две дочки, которые скончались ещё в младенчестве. Ввиду того, что наследника Шуйский не имел, царский престол должен был занять Дмитрий Шуйский – старший брат Василия.

Примерно с 1584 года Шуйский являлся боярином, а также выступал в роли главы судебной палаты и принимал участие в некоторых военных походах в качестве воеводы в 1581, 1583 и 1598 году. Также в данный период Василий был сослан в ссылку (причины не ясны).

С 1587 года по 1591 год Василий Шуйский находится в Галиче, после чего был помилован Борисом Годуновым и вместе с семьёй вернулся в Москву.

В 1591 году Василий признаёт в качестве причины гибели царевича Дмитрия несчастный случай, опасаясь Бориса. В данное время он также возвращается в Боярскую думу.

Спустя четыре года после описанных событий Шуйский принимает участие в военном походе против Лжедмитрия, и скоро был снова сослан с семьёй за попытку осуществления переворота. Уже к концу года Лжедмитрий вернул Шуйского с семьёй в Москву.

Во время событий семнадцатого мая 1606 года (крупное народное восстание) Лжедмитрия убивают, а сторонники Шуйского «выкрикивают» его царём. Исследователи русской истории именно отсюда отсчитывают начало Смуты. Уже первого июня Шуйский получает благословление на правление митрополита.

При этом сам Василий Шуйский даёт крестоцеловальную запись, ограничивающую его власть. Летом данного года правление Василия Шуйского признало убийцей царевича Дмитрия Бориса Годунова.

За время правления Шуйского появляется новый воинский устав, а также было подавлено крупное восстание Болотникова (1607 год), которое ознаменовало второй этап Смуты на Руси. Также был заключён договор со Швецией, согласно которому Речь посполитая и дала ход войне. Этот же союз обернулся для России началом Шведской и Польской интервенции.

В 1610 году Василия Шуйского насильно остригли в монахи, а на всей территории русской земли начался так называемый период Семибоярщины.

Традиционная характеристика Василия Шуйского, как «лукавого боярина» постепенно уходит в прошлое. Годы его царствования совпали с одним из самых драматичных эпизодов в истории России – Смутой. Потрясения государства отозвались личной трагедией последнего из Рюриковичей.

Портрет

В глазах историков и драматургов Василий Иванович Шуйский зачастую предстает фигурой лишенной привлекательности. «Более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся», – таким видит царя историк Василий Ключевский.

Александр Сергеевич Пушкин хоть и отдает должное смелости и силе характера Шуйского, но признает, что свои лучшие качества царедворец сохраняет не при жизни, а при падении. Поэту вторит Николай Карамзин: «пал с величием в развалинах Государства».

Современники также не жаловали Василия Шуйского хорошими эпитетами, называя боярина то Шубником, то Шубиным, намекая на поддержку, оказанную им торговым и посадским людям при вхождении во власть.

Князь Иван Катырев-Ростовский находит в Шуйском и привлекательные черты, отмечая, что тот «книжному поучению доволен и в рассужении ума зело смыслен». В характеристике молодого Шуйского английский посол Джильс Флетчер называл его наиболее умным среди других представителей рода.

Изворотливость и неуемная жажда власти Шуйского – это скорее штамп, утвердившийся в историографии «романовского времени». Именно карикатурный портрет последнего царя-Рюриковича лучше всего контрастировал с началом новой династической эпохи. Образ реального Шуйского гораздо более сложный и в тоже время трагичный – созвучный беспокойному времени, в котором правил царь.

Род

По знатности род Шуйских, чьей вотчиной были суздальские земли, всегда уступал предкам Ивана Калиты, утвердившимся на московском княжении. Тем не менее, в Австрии и Польше именно Шуйских называли «принцами крови». И неспроста. Ведь Шуйские имели первоочередное право на московский стол: их род, по одной из версий, вел свое начало от третьего сына Александра Невского – Андрея, в то время как московские князья пошли от четвертого сына – Даниила.

По другой версии родословная Шуйских восходит к младшему брату Александра Невского – Андрею Ярославичу, что также давало им формальное право на главенство среди Рюриковичей. В 1249 году именно Андрей, а не Александр получил ярлык на великое княжение Владимирское.

Непосредственным основателем рода Шуйских стал Юрий Васильевич, которому в удел досталась часть Суздальского княжества – городок Шуя с окрестностями. С тех пор две ветви Рюриковичей – Шуйские и Даниловичи вели скрытую войну за лидерство. Шуйские, конечно, получали богатейшие кормления и пожалования, но им этого было мало.

Во времена молодого Ивана IV боярину Андрею Шуйскому – деду Василия Шуйского удалось на время фактически оказаться на вершине власти, соблазнов которой он не выдержал. За что и поплатился, став первой жертвой Грозного.

Между опалой и милостью

Через издержки межкланового соперничества пришлось пройти и Василию Шуйскому. Не только с Даниловичами, но и с другими боярскими родами – Бельскими, Мстиславскими, Годуновыми и Романовыми. При Федоре Иоановиче Шуйский возглавлял московский Судный приказ, что добавляло ему влияния в среде служилого дворянства. Годуновы и Романовы сделали все, чтобы Шуйский лишился столь важного поста. Весной 1585 года неугодного боярина отправляют на воеводство в Смоленск.

Смоленская ссылка оказалась лишь преамбулой к противостоянию Шуйских-Годуновых. В 1586 году обвиненные в сношениях с Литвой Шуйские подвергаются гонению. Василия ссылают в Галич, а его старший брат Андрей, один из самых ярких представителей династии, при загадочных обстоятельствах погибает. Здесь не обошлось без Бориса Годунова – уверены историки.

Впрочем, все еще влиятельный Василий Шуйский оказался выгоден Годунову: ссылка внезапно отменяется и опальный боярин возвращается в Москву для расследования смерти царевича Димитрия. Но здесь вероятно была и другая причина – противостояние Годуновых с набиравшими политический вес Романовыми. Василий Шуйский виделся шурину царя выгодным союзником.

В годы царствования Бориса Годунова Шуйский пребывал в тени монарха, вынужденно умерял амбиции и ждал своего часа. Он его дождался в не очень подходящее время, когда многие русские города охватили голод и череда народных волнений. Но главным потрясением для государства был приход Лжедмитрия I.

Когда Лжедмитрий занял московский трон, он не забыл про Шуйского, убеждавшего народ в неистинности «законного наследника». Именно Шуйский вел в свое время следствие смерти царевича Дмитрия в Угличе, и ему-то не знать, что последний сын Иоанна IV погиб. Боярин был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой. Снова месяцы неизвестности, прощение и внезапное возвращение ко двору. Но теперь Шуйский знал, что может действовать: положение «природного царя» к тому времени заметно пошатнулось.

Царствование

Как отмечает историк Вячеслав Козляков, Шуйский умел вовремя сказать то, что от него ждали. Сказать и сделать. Боярину оставалось только подтолкнуть массы к свержению самозванца. Но он не пустил процесс на самотек и проявил расчетливость: обезопасил Марину Мнишек и послов Речи Посполитой от разъяренной толпы во избежание конфликта с опасным соседом.

Дальше главный заговорщик делает еще один важный шаг – вносит предложение о канонизации царевича Дмитрия и перенесении его останков из Углича в Москву. Этим он решает три задачи: компрометирует пусть уже и почившего Годунова, пытается покончить со слухами о якобы спасенном царевиче, но главное – готовит почву для восшествия на престол. Митрополит Филарет сначала должен был участвовать в перезахоронении останков царевича, а затем после возведения в сан патриарха венчать Шуйского на царство.

Уже в самом начале своего царствования Шуйский дает не характерную для предыдущих монархов присягу. В «крестоцеловальной записи» новоиспеченного царя четко закрепляется защита представителя любого сословия от произвола, и гарантируется законное судебное разбирательство. Царь также обещал покончить с доносами: за лжесвидетельство смертная казнь теперь уже грозила самим доносчикам.

«Указ о добровольных холопах», который появился 7 марта 1607 года, был продиктован голодными и смутными временами. Так, холопам, попавшим по каким-либо причинам в кабальную зависимость, предоставлялось право покинуть своего хозяина, избавляясь от посадского или крестьянского тягла.

А вот «Уложение», которое увидело свет двумя днями позже, уже навсегда закрепляло крестьян за своими владельцами. Автор «Очерков по истории Смуты в Московском государстве» С. Ф. Платонов отмечал, что «царь Василий желал укрепить на месте и подвергнуть регистрации и надзору тот общественный слой, который производил смуту и искал перемен».

Не оставил царь без внимания и Церковь. Многим монастырям были возвращены владения и льготы, потерянные во время правления Ивана Грозного. Но здесь конечно усматривается стремления Шуйского отблагодарить «священный чин» за поддержку действующей власти.

Завершение династии

Василий Шуйский вернул на престол Рюриковичей в один из самых кризисных периодов русского общества. Если Годунов принял в целом стабильную и благополучную державу, в которой только зрели зачатки великой смуты, то Шуйскому досталось наследство, поставившее под сомнение само понятие «русского государства». Голод, внутренние и внешние распри, наконец, эпидемия самозванства, охватившая Русь на заре семнадцатого века – в таких условиях мало кто мог сохранить здравый рассудок и политическую волю.

Шуйский делал все, что мог. Пытался кодифицировать право, закрепить положение холопов и крестьян. Но его уступки в сложной ситуации были сродни слабости.

Царь смотрел в прошлое. Его старания подчинить Боярскую думу были обречены: все изменилось, и в новых условиях не только она решала, кому править, а кого низвергнуть. Попытки реформировать отживающую систему обернулись ударами народных восстаний и польско-литовской интервенцией.

С историческим вызовом Шуйский не справился. Его смерть вдали от Родины символизировала крах старой Руси – государства Рюриковичей. Но, что примечательно, и возрождение Русского государства пришло с земель служивших оплотом власти Шуйского – Рязани и Нижнего Новгорода. Именно здесь началось земское движение, которое в итоге привело к освобождению Москвы от узурпировавшего русский трон Сигизмунда III.

Взошедшие на престол Романовы не забыли про свергнутого царя. В 1635 году по инициативе Михаила Федоровича останки Василия Шуйского были перевезены из Польши и перезахоронены в Архангельском соборе Московского Кремля.

Василий IV (Василий Иванович Шуйский) (1552-1612), русский царь (1606- 1610 гг.).

Князь Василий Иванович принадлежал к древнему роду, по знатности своей равному московскому дому Рюриковичей. Шуйские располагали огромными земельными богатствами и колоссальным влиянием.

В 80-х гг. XVI в. они затеяли борьбу с шурином и фаворитом царя Фёдора Ивановича Борисом Годуновым, которая окончилась неудачей. Шуйские попали в опалу. В 1586 г. князя Василия Ивановича отозвали из Смоленска, где он был наместником, и отправили в ссылку.

В 1591 г. Годунову понадобилась помощь опальных аристократов. При загадочных обстоятельствах в городе Угличе погиб брат Фёдора Ивановича, царевич Дмитрий. Во главе следственной комиссии встал князь Василий Иванович. Он пришёл к однозначному выводу - несчастный случай.

Когда через десть лет Лжедмитрий I вторгся в пределы Московского государства, Шуйский возгласил: «Дмитрий избежал козней Бориса Годунова, а вместо него убит и похоронен по-княжески сын одного священника».

В 1605 г. самозванец венчался на царство. Большое влияние обрели поляки, «подтолкнувшие» его к трону. Положение русской аристократии стало шатким. Шуйский организовал заговор против Лжедмитрия, но планы заговорщиков были нарушены арестами. Сам Шуйский взошёл на плаху. Однако в последний момент Лжедмитрий помиловал его. Это легкомысленное решение стоило самозванцу власти и жизни. В конце мая 1606 г. Шуйский нанёс удар. Заговорщики возбудили народное недовольство и ворвались в царские покои. Началось повсеместное избиение польских солдат, пали Лжедмитрий и его приближённые.

Наступил звёздный час Шуйского. Его избрали на царство и вскоре венчали. Такая поспешность повредила делу: не был созван Земский собор, который мог бы придать власти Шуйского больше законности. Вскоре в стране объявилось сразу несколько новых «царских отпрысков»; один из них, Лжедмитрий II, получил поддержку польской шляхты. В южных землях нарастало восстание И. Болотникова (1606-1607 гг.).

В этих условиях Василий Иванович решился на рискованный шаг: в Угличе были обретены мощи «невинноубиенного» царевича Дмитрия, которого канонизировали как мученика. Это должно было убедить всех и каждого: царевич мёртв, а новые самозванцы всего лишь смутьяны.

Восстание Болотникова удалось успешно подавить. Борьба с отрядами Лжедмитрия II затянулась. В 1609 г. польский король Сигизмунд III открыто вторгся на русскую территорию и осадил Смоленск. Шуйский обратился за помощью к шведскому королю. Объединённые шведско-русские силы во главе с талантливым военачальником М. В. Скопиным-Шуйским нанесли неприятелю ряд поражений.

Весной 1610 г. положение начало выправляться, энергичная политика Шуйского, казалось, принесла свои плоды. Однако в этот момент Скопин-Шуйский неожиданно скончался. Русские войска 24 июня потерпели сокрушительное поражение от поляков у села Клушина (между Вязьмой и Можайском).

В июле 1610 г. представители других аристократических родов взбунтовали войско и свергли Шуйского. Царь был насильно пострижен в монахи. Аристократическое правительство выдало его полякам. Василий Иванович скончался в плену.

Личность В.И. Шуйского

Василий Шуйский родился в $1552$ году в семье князя Ивана Шуйского . Шуйские являлись Рюриковичами суздальско-нижегородской ветви.

Возвышение князя началось в конце правления Ивана Грозного. При дворе находились также и братья Василия – Иван Пуговка , Андрей , Дмитрий .

После смерти Ивана Грозного царем стал слабоумный Федор Иванович . Среди всех ветвей Рюриковичей Шуйские были старейшими, поэтому имели больше шансов на воцарение. Но на тот момент уже активно действовал в свою пользу Борис Годунов . Шуйские подверглись преследованиям. Андрей Иванович и Иван Петрович были сосланы, оба вскоре были убиты. Василий Иванович на момент репрессий уже находился в ссылке, в Галиче.

В $1591$ году умер царевич Дмитрий . Тогда же Борис Годунов вернул Шуйских в Москву. Но Василию Шуйскому было запрещено жениться и, соответственно, продолжать род Шуйских. Расследование обстоятельств смерти царевича Годунов поручил комиссии под руководством Василия Шуйского. После «Угличского дела» Шуйского ввели в Боярскую думу.

Василий Шуйский и Лжедмитрий I

    В $1603$ году появился Лжедмитрий I . Василий Иванович объяснял народу, что царевич погиб и похоронен в Угличе.

    В начале $1605$ года Василий Иванович стал командующим войск, двинутых против Лжедмитрия I. Результат победы в битве у Добрыничей в январе $1605$ года был намеренно не закреплен: Василий знал об ухудшении позиции царя Бориса.

    В мае $1605$ года Бориса Годунова отравили. Василий Шуйский стал основным кандидатом на престол в боярской среде. Однако позиции Лжедмитрия были сильнее, народ его принял. Поэтому после приезда самозванца в Москву Шуйского приговорили к казни, но в последний момент Лжедмитрий заменил ее ссылкой, а вскоре, и вовсе вернул князя ко двору.

Падение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского

Самозванец царствовал недолго. Его преклонение перед Европой и, в частности, Польшей, вызывало сильное раздражение в Москве. На свадьбе с Мариной Мнишек в июне $1606$ года было множество поляков, они вели себя крайне развязно.

$17$ мая $1606$ года Василий Шуйский с вооруженными людьми вошел в Кремль, а народ уже громил поляков по всей Москве. Князь призвал изгнать самозванца, который в итоге был убит разъяренной толпой.

Через пару дней Шуйского избрали царем в ходе «выкрикивания» его имени. Он дал крестоцеловальную запись, обещая не творить беззакония; по тексту гарантировалось в первую очередь соблюдение интересов боярства.

Правление Василия Шуйского

Шуйский перенес останки царевич Дмитрия в Москву. Затем заменил патриарха, избранного Лжедмитрием, на Гермогена .

У Василия Шуйского были враги, которые вслед за сторонниками Лжедмитрия начали распространять слухи, что он спасся. Начались волнения, крупнейшее из которых – восстание Ивана Болотникова .

Вслед за восстанием Болотникова появился Лжедмитрий II . Он дошел до подмосковного Тушино и встал там лагерем. Войска «тушинского вора» грабили и разоряли земли по большей части европейской России. Лжедмитрию II помогали поляки, поэтому Василий Шуйский заключил союз с их противником – Швецией. В ответ на это Сигизмунд III отозвал от Лжедмитрия войска, так как лично объявил России войну.

Вскоре тушинский лагерь был разбит талантливым племянником Василия Михаилом Скопиным-Шуйским . После снятия осады с Москвы его даже предлагали сделать царем вместо Василия, но он отказался.

Такие идеи не понравились Василию Шуйскому, и вскоре после пира Михаил заболел и умер. Отравление окончательно сгубило авторитет Василия Шуйского.

Замечание 1

Кроме того, от подошедших к Москве поляков во главе с гетманом Жолкевским , некому было отбиваться. В этих условиях противники Шуйского дворяне Ляпуновы подняли Москву на восстание. $17$ июля $1610$ года Василию Шуйскому пришлось сойти с престола. Затем он был насильно пострижен в монахи.

Власть перешла к «Семибоярщине » . Они не могли отражать атаку поляков, поэтому согласились передать трон королевичу Владиславу .

Гетман Жолкевский передал Василия Шуйского в качестве пленника королю Сигизмунду. Василий Шуйский был заключен в Гостынском замке , где и скончался в $1612$ году.

Василий IV Иванович Шуйский известен в российской истории как правящий с 1606 по 1610 год царь. Правитель происходил из княжеского рода Шуйских и был последним потомком Рюриковичей на российском престоле. В 1552 году в княжеской семье Ивана Андреевича и Анны Федоровны Шуйских родился сын Василий. Мальчик не был единственным ребенком, будущий правитель рос вместе с братьями – Андреем, Дмитрием и Иваном. О детстве и юности князя известно мало.

В молодом возрасте Василий IV стал интересоваться политикой. Шуйский вступает в Московскую судную палату, позже добивается повышения на службе. Василия Ивановича нарекли боярином. Князь принимал участие в военных походах, однажды даже был отправлен в ссылку по требованию семьи Годуновых.

Начало правления

Правление Василия Шуйского начиналось непросто. Известно, что политическая карьера Василия IV началась в то время, когда на престоле находился . В это время объявился якобы чудом спасшийся царевич Дмитрий, будущий царь . Шуйскому это оказалось не по душе, поэтому боярин начал плести интриги против возможного будущего правителя. Вскоре Борис Годунов умирает, а на престол восходит ненавистный Василию IV человек.


Василий IV хранит ненависть внутри себя и готовит план по свержению лже-царя. Пока же помогает править, поддерживает начинания Лжедмитрия. Дважды боярин пытался свергнуть правителя. В первый раз заговор раскрыли, после чего будущего царя приговорили к смерти. Но милостивый лже-государь сжалился над Василием и вернул того на службу.

Второй заговор оказался удачным. В 1606 году Лжедмитрия I убили. Бояре незамедлительно возвели на престол Василия Шуйского. Взамен новый царь обещал Боярской думе передачу части своих полномочий.

Внутренняя политика

Годы правления Василия Шуйского стали частью российской истории, которую называют Смутным временем. Против власти плелись заговоры, а натиск европейских государств мешал налаживанию внутренних отношений. Несмотря на это, Василию IV удалось внести ряд изменений в жизнь российского государства.


Внутренняя политика Шуйского началась с внедрения методов укрепления власти. Царь подписывает крестоцеловальную запись. Документ существенно ограничивал возможности князя, но таковым было желание бояр, выбравшего Василия IV правителем. Для улучшения настроений среди дворян, ради завоевания их расположения Василий IV вводит 10-летний сыск крестьян. Но даже это не помогло удержать бояр на стороне правящей власти после прихода Лжедмитрия I.


Шуйский занялся укреплением войска. Особое внимание правитель уделил дисциплине внутри войск. Основные правила указал в воинском уставе. Пример Василий IV брал с немцев. В пособии прописали правила поведения солдат, руководителей. Народное недовольство постепенно набирало обороты, несмотря на попытки правительства усмирить подданных. В разных частях страны постоянно возникали волнения. Шуйский видел единственно правильное решение проблемы в закрепощении крестьян.

Внешняя политика

Василий Шуйский обладал аристократическим происхождением. Став царем, Василий IV старался угодить боярам, которые желали заключить союз с поляками. Первостепенной задачей во внешней политике для Шуйского стало сближение с Речью Посполитой. Но дипломатические переговоры с польскими правителями не принесли ожидаемого результата.

Восстания, организованные И. Болотниковым, только мешали установлению мира с поляками, так как Лжедмитрий вместе с недовольными гражданами захватил в плен граждан Речи Посполитой. Польша и Москва находились на грани военных действий. Поляки настоятельно рекомендовали русским властям вернуть пойманных иностранцев.


Но власть в лице Василия Шуйского предпочла избрать иной путь – сближение со шведами. Шведский правитель Карл IX оказывал давление на русского царя. Европеец слал грамоты, в которых сообщал о скором нападении на Речь Посполитую, призывал москвичей присоединиться. Во второй грамоте швед заявлял о планах по свержению Шуйского. Организаторами мятежей оказались поляки.

События разворачивались для Василия IV невыгодным образом. С одной стороны – возможный «крестовый поход» на страну Карла IX, с другой – странные отношения с поляками. Шуйский старался избегать прямых ответов на заданные шведской стороной вопросы. Отделывался общими фразами, вроде «нарушения мира не будет, но и подтвердить мир со Швецией не может».


На русского царя продолжали давить иностранные правители. Одним требовались земли и возможность осуществлять торговлю на территории России, другие хотели вернуть Мнишека и задержанных поляков. В итоге Шуйский достиг мира с Речью Посполитой. Но царь понимал, что заключенное соглашение может в любой момент быть нарушено.

Сомнения русского правителя подтвердились позже, когда у поляков пришли к власти люди, противящиеся союзу с Москвой. Историки считают, что поляки способствовали разжиганию междоусобных войн внутри страны, появлению Лжедмитрия II. Давление Польша оказывала на казаков, которых видела разрушителями правительственного устоя в России.


Правление Василия Шуйского оказалось неспокойным. Мнишек и Лжедмитрий II воспротивились действующей власти. Поляки, тем временем, заняли Тушино и выступили против Москвы. У русского царя не было возможности противостоять в одиночку надвигающейся угрозе, поэтому Василий IV сближается со шведами. Шведский король по-прежнему желает расширения влияния в русских землях. В обмен на сотрудничество Швеции должны отойти Кола, Ивангород, Корела. История сохранила письма, направленные Карлом IX комиссарам:

«Настал такой удобный случай воспользоваться смутами России для территориального обогащения шведской короны, что упускать его невозможно; это значило бы сделать политическую оплошность, от которой не оправдаться ни перед богом, ни перед людьми».

Интервенция в таких условиях становилась все реальнее. Помимо борьбы со шведами Василию Шуйскому приходилось противостоять тушинцам. Царь испытывал необходимость в дополнительных военнослужащих, но получить помощь можно было только в Орде. Татары освободили для Василия IV Оскол и Ливен.


Новые денежные переводы ордынцам сделали дело: татары напали на Лжедмитрия II в Боровском уезде. Несмотря на регулярные пополнения ордынской казны за счет московской, положительного результата от сотрудничества с ордынцами Василий Шуйский не получил. Ордынцы решили, что денег от Москвы слишком мало, и начали грабить простой народ.

Князь всячески пытался отстоять столицу и российское государство. Царствование Шуйского не принесло видимых изменений во внешней политике. Шведы старались заполучить русские земли, ордынцы грабили народ, поляки вместе с Лжедмитрием II организовывали заговоры против Василия IV.

Свержение

В 1609 году отношения с поляками испортились окончательно. Об этом свидетельствовало то, что польско-литовский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Собственными силами московский царь смог освободить большую часть российских земель от захватчиков. Несмотря на это, Василий Шуйский не пользовался популярностью в народе, современники считали его незаконным правителем.


Желание свержения царя росло. Уверенности горожанам добавила смерть полководца Скопина-Шуйского. Поднялось восстание, позволившее убрать с престола правителя. Василия IV заставили произнести монашеские обеты и подвергли постригу в монахи.

Личная жизнь

В биографии Василия Шуйского описано два брака. Первый союз не дал наследников. Желания вновь жениться у царя не появилось, поэтому после смерти жены правитель продолжительное время ходил холостяком. Второй супругой царя стала дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского Мария.


Любви между мужем и женой не было, так как брак требовался для продолжения династии. На союзе настоял царь Борис, который не хотел передавать престол посторонним людям. Супружество принесло правителю двух дочерей, которые скончались в юном возрасте. В «Бельском летописце» сказано:

«У царя Василья Ивановича всея Руси детей было только две дочери, и те во младенчестве преставились; тако зовомы суть Настасья и Анна».

Смерть

Шуйский после свержения оказался в руках польского гетмана. Экс-царя вместе с братьями привозят в Смоленск, после переправляют в Речь Посполитую и представляют королю Сигизмунду. У князей не было другого выбора, как принести присягу польскому правителю.


Во время заключения в Гостынинском замке экс-государь умирает. Спустя несколько дней известили о кончине брата Дмитрия. Только Ивану Шуйскому удалось вернуться в родные земли. Десятилетиями позже останки Василия перевозят по требованию Михаила Федоровича в Архангельский собор Московского Кремля.