Цели и содержание технических регламентов.

Под техническим регламентом понимается документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Технический регламент может быть принят:

  • международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленным законодательством;
  • межправительственным соглашением;
  • федеральным законом;
  • указом Президента Российской Федерации;
  • постановлением Правительства Российской Федерации.

Технические регламенты принимаются в целях:

  • обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Объектами технических регламентов являются:

  • продукция;
  • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

  • способ установления требований;
  • область распространения.

По первому признаку - способу установления требований - технические регламенты подразделяют на предписывающие и основополагающие.

Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

технических регламентах - в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих . Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран - участников ЕС и АТЭС.

Указанный подход обеспечивает гибкость технических регламентов, с одной стороны, и возможность реализации субъектами регулирования конкретных апробированных решений - с другой. Пример таких регламентов - европейские директивы, разрабатываемые в рамках Нового и Глобального подходов. Например, конкретные требования к Директиве 88/378/ЕЭС «Игрушки» установлены в шести Европейских стандартах.

Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

  • общие (горизонтальные);
  • специальные (вертикальные);
  • макроотраслевые.

Общие (горизонтальные) технические регламенты разрабатываются на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными.

Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.

Специальные (вертикальные) технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом.

Кроме того, в практике технического регулирования выделяют макроотраслевые технические регламенты, которые связывают общие технические регламенты и специальные.

1.защита жизни или здоровья граждан,имущ.,физ.или юрид.лиц,гос-ого или муницип.имущ-ва.

2.охрана окр.среды,жизни или здоровья животных и растений.

3.предупреждение действий вводящих в заблуждение приеобретателей.

В других целях принятие ТР недопускается.

    Основные этапы разработки технических регламентов

    Сбор заявок на разработку ТР

    Организационная работа фед агенства по ТР и метрологии

    Разработка проекта в 1ой редакции с учётом необх-го соотв-вия законодательства РФ международным правилом и нормом нац стандартом зарубеж стран

    Доработка проекта ТР с учётом получ-ых в письм форме замечаний заинтересован лиц

    Проведение публич обсуждения проекта ТР

    Принятие проекта в 1-ом чтении

    Составление перечни полученных в письм форме замечаний заинтересован лиц с кратким изложением содерж-я данных замечании и рез-тов их обсуждения; проведение экспертизы проекта ТР экспертных комиссии по ТР

    Принятие проекта во 2-ом чтении

  1. Основные положения государственной системы технического регулирования и стандартизации.

Государственная система стандартизации (ГСС) – система правил и полож-ии, опр-их порядок провед-я работ по стандартизации РФ во всех отраслях народного хоз-ва и на всех ур-ях упр-я

Фед агенство по ТР и метрологии – фед орган исполнит власти, осущ-ий рук-во деят-тью гос метрологич службы, гос службы времени, частоты и опр-ии пар-ров вращ-я Земли, гос службы стандартных о физич константах и св-вах в-в и материалов, гос службы стандартах образцов состава и св-в в-в и мат-лов

Гос стандарт России – фед орган исполнит власти, осуш-ий межотраслев корд-цию в обл-ти стандартизации, метрологии и серт-ции. Основ ф-ции: разработка нормативных документов доступных широкому кругу потреб-ля

Нац орган РФ по станд-ции:

    Утверждает нац стандарты

    Принимает программу разработки нац стандартов

    Организует экспертизу проектов нац стандартов

    Обеспечивает соотв-ие нац систем станд-ции интереса нац эк-ки сост-ем мат-технич баз и научно-технич прогресса

    Осущ-ет учёт нац стандартов, правил станд-ции, норм и рекомендации в этой обл-ти и обеспечивает их доступ-ть заинтересован лицам

    Создаёт технич комитеты по станд-ции и корд-ции их деят-ть

    Участвует в международ орг-ции разраб международ стандартов и обеспеч учёт интересов РФ при их принятии

    Утверждает знак соотв-вия международ стандартов

    Представляет РФ в международ орг-циях, осущ-их деят-ть в обл-ти станд-ции

14) Основные положения государственной системы технического регулирования и стандартизации

Гос.Система стандартизации(ГСС)- это система правил и положений,орпеделяющих порядок проведения работ по стандартизации РФ во всех отраслях нар-го хоз-ва и на всех органах управления.

Федеральное агенство по технич.регулированию и метрологии- Это федеральный огран исполнительной власти осущ-ий руководство деятельности гос.метролог.службы,гос. Службы времени,частоты и опред.параметров вращ. Земли,гос. Службы стандартных справочных данных о физ.контактах и свойствах веществ и материалов государственной службы.

ТС стандарт РФ - федеральный орган исп.власти,осущ.межотраслевую координацию в области стандартизации,метрологии и серификации до 1 июля 2009г.

Основная функция гос.стандарта- разработка документов доступных широкому кругу потребителей.

Система нормирования в области стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг в России подвергается в последнее время коренным, если не сказать революционным преобразованиям. Это связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон). Следует отметить, что Закон носит не только технический характер, как это может показаться из его названия. Он имеет большое социально-экономическое значение так как устанавливает новые правила регулирования требований к продукции, процессам ее производства, к работам и услугам.
Можно отметить несколько мотивов принятия этого закона. Прежде всего - это дальнейшая дебюрократизация экономики , отказ от чрезмерного нормирования и мелочной административ-ной опеки со стороны федеральных органов исполнительной влас-ти, серьезное повышение уровня правового регулирования деятельности , связанной с оборотом продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Другой причиной появления Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО ) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер , что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах.
Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области:

  • разработки, принятии, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуата-ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - к продукции и процессам );
  • установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • в области оценки соответствия .

В соответствии с Законом можно выделить следующие основные направления деятельности по техническому регулиро-ванию:

  • технические регламенты;
  • стандартизация;
  • подтверждение соответствия.

Закон не распространяется на сферу деятельности, связанной с функционированием единой сети связи РФ , на государственные образовательные стандарты , положения о бухгалтерском учете , на стандарты эмиссии ценных бумаг и правила аудиторской деятельности.
Объектами обязательных требований являются:

  • продукция;
  • процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);
  • правила эксплуатации продукции (потребления, применения);
  • правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

При этом необходимо отметить, что продукцией в Законе понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Это продукция производственного назначения (станки, машины, приборы и т.д.), товары народного потребления (в том числе энергоносители, вода и т.д.), здания и сооружения как общественного и государственного, так и индивидуального пользования.
Объекты добровольных требований те же, но добавлены работами и услугами . Т.е., если на продукцию и связанные с нею процессами распространяются как добровольные, так и обязательные требования, то на выполнение работ и оказание услуг принимаются только добровольные требования.
В Законе не приводится понятие «работа» и «услуга». Государственный стандарт ГОСТ Р 50646-94 определяет «работу » как материальную услугу, ее конечный результат выражается в материальной форме. К работе могут быть отнесены жилищно-коммунальные услуги, бытовые работы по ремонту и изготовлению изделий, услуги общественного питания, транспорта и др. Собственно же работами и услугами в понимании данного Закона являются социально-культурные услуги, результат которых не имеет материально-вещественной формы и не связан с продукцией. На такие услуги обязательные требования не устанавливаются.
К основным принципам технического регулирования относятся:

  • применение единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг - для обеспечения совместимости требований и форм их изложения в технических регламентах и документах по стандартизации;
  • соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и науки и техники - для обеспечения возможности практического применения требований Закона;
  • независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей - отсутствие организационной, административной, экономичес-кой, финансовой и любой другой формы зависимости;
  • единая система и правила аккредитации;
  • единства правил и методов исследований и измерений при обязательной оценке соответствия - для исключения возможных отрицательных последствий от недостоверных результатов измерений при нарушении единства измерений;
  • единства применений требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации - подчеркивается коммерческий характер деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо этих органов;
    • недопустимости совмещения полномочий органа государствен-ного контроля и органа сертификации - подчеркивается принципиально различный характер государственных органов контроля и органов по сертификации, функции которых могут выполнять лица и организации, осуществляющие предпринима-тельскую деятельность;
    • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию - подчеркивается государствен-ная функция аккредитации;
    • недопустимости внебюджетного финансирования государ-ственного контроля за соблюдением требований технических регламентов - обеспечивается финансовая независимость органов госконтроля для эффективности их деятельности.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти, в том числе и министерства, могут издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера . Это относится и к вновь созданным Министерству промышленности и энергетики РФ и подведомственному ему Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, законодательство о техническом регулировании относится только к компетенции РФ . Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты в этой области.
Исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции (работ и услуг) и продукции (работ и услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этой области в случае отсутствия технических регламентов обязательные требования к работам и услугам могут устанавливать федеральные органы исполнительной власти.
Необходимо отметить, что из-за революционного характера Закона, многие нормативные правовые акты РФ в части сферы действия Закона в той или иной мере противоречат его положениям. Это относится к некоторым положениям ГК, УК, КоАП, законах «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Поэтому при применении этих правовых актов необходимо сравнивать их положения с соответствующими положениями Закона.
Так как все акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по вопросам, регулируемых Законом, имеют только рекомендательный характер, то все ранее изданные ими нормативные правовые акты утрачивают обязательность со дня вступления в силу Закона. Исключение составляют только обязательные требования к продукции и связанным с нею процессам, установленные федеральными органами исполнительной власти, которые действуют до вступления в силу технических регламентов только в целях, соответсвующих целям технических регламентов.

Глава 7. Технические регламенты

Технический регламент - документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

7.1 Цели применения технических регламентов

Технические регламенты применяются в целях :

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий , вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Таким образом, целью принятия технических регламентов является установление обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья людей, имущества субъектов права, окружающей среды, животных и растений. Эти требования сводятся в основном к установлению для продукции и процессов различных норм и показателей технического характера.
Другая цель - предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей - достигается установлением иных обязательных требований. Для достижения этой цели технические регламенты должны обеспечивать предоставление достоверной информации и исключать появление недостоверной информации. Обеспечение единства измерений является одной из мер, которая предупреждает введение потребителей в заблуждение вследствие недостоверных результатов измерений. Поэтому метрология, одной из задач которой является обеспечения единства измерений, должна входить в сферу технического регулирования, т.е. Закон предусматривает разработку технических регламентов по ОЕИ.

7.2 Содержание и применение технических регламентов

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования , обеспечивающие:

  • безопасность (излучений, механическую, пожарную, промы-шленную, термическую, химическую, биологическую, взрывобезопасность, электрическую, ядерную, радиационную);
  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • единство измерений .

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции и процессов, в отношении которых устанавливаются его требования. Содержащиеся в нем обязательные требования имеют прямое действие на всей территории РФ. Из этого следует, что исключается принятие какими-либо государственными органами РФ или ее субъектов нормативных актов по вопросам, решение которых должно быть содержанием технических регламентов.
Не включенные в технический регламент требования к продукции и процессам, правилам и формам оценки соответствия, требованиям к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам не могут носить обязательный характер.
Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции и процессам, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению . В нем могут содержаться специальные требования с учетом степени риска причинения вреда, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин).
Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющий вред жизни или здоровью , накапливаемый при длительном использовании этой продукции. Он может содержать требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, обеспечивающие биологическую безопасность.
Из всех видов технической совместимости (функциональной, геометрической, электрической, прочностной, программной, биологической и др.) в качестве предмета технических регламентов упоминается только электромагнитная совместимость. Отсутствие требований по некоторым видам технической совместимости может привести к трудностям в использовании некоторых видов продукции по их назначению. Поэтому установление требований по таким видам совместимости должно являться не только задачей национальных стандартов, как прописано в Законе, но и технических регламентов.

7.3 Виды технических регламентов

В РФ действуют общие и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции и процессам определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов. Эти регламенты применяются по вопросам:

  • безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
  • безопасной эксплуатации зданий, сооружений, пожарной безопасности;
  • биологической и экологической безопасности;
  • электромагнитной совместимости;
  • ядерной и радиационной безопасности.

Требования специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов. Они устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых цели Закона не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

7.4 Порядок разработки и принятия технических регламентов

Технический регламент принимается федеральным законом . Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо . О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Оно должно содержать:

  • информацию о том, в отношении какой продукции или процесса будут устанавливаться разрабатываемые требования;
  • краткое изложение цели и обоснование необходимости разработки;
  • информацию о способе ознакомления с проектом;
  • фамилию, имя, отчество и почтовый адрес разработчика проекта.

Проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта.
Предусмотрен следующий порядок принятия технического регламента. Субъект права законодательной инициативы вносит в Госдуму проект федерального закона о техническом регламенте, который направляется Госдумой в Правительство РФ. На проект федерального закона Правительство в течение шести месяцев направляет в Госдуму отзыв для принятия проекта закона в первом и последующих чтениях с учетом заключения экспертной комиссии.
Существует особый порядок разработки и принятия технических регламентов:

  • в исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент своим указом без его публичного обсуждения;
  • технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации. В таком случае он издается постановлением Правительства РФ.

7.5 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламен тов

Органами государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов контроля являются федераль-ные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение контроля. Государственный контроль осуществляется должност-ными лицами этих органов, причем, не любыми должностными лицами, а руководителями (или их заместитедями) государствен-ных организаций.
Объектами государственного контроля являются продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Предметом контроля - соблюдение требований технических регламентов на них. В отношении продукции государственный контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
Органы государственного контроля вправе:

  • требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;
  • принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции и приостановлении процессов, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  • приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

За нарушение требований технических регламентов и неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля изготовитель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В Законе установлены четыре основания ответственности контролируемых субъектов:

  • нарушение требований технических регламентов;
  • неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля;
  • причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
  • возникновение угрозы причинения вреда.

Субъектами ответственности во всех случаях являются изготовитель, исполнитель, продавец. При нарушении требований к продукции наступает гражданско-правовая ответственность . Причем, определяющим является не сам факт нарушения, а его последствия , в частности, причинение вреда жизни или здоровью человека или имущественного ущерба. Реализуется ответственность путем возмещения убытков и взыскания неустойки. За нарушение требований к продукции может наступать и уголовная ответственность (ст. 238 УК РФ) в случае производства и обращения продукции, не отвечающей требованиям безопасности.
Субъектами ответственности по всем процессам являются исполнители. Основными требованиями к процессам должны обеспечивать их безопасность для людей и окружающей среды, сохранность продукции и имущества. За нарушение требований технических регламентов к производственным процессам, к эксплуатации продукции (оборудования, объектов строительства) возможна административная и уголовная ответственность.
В случае причинения вреда в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда впредь. Возмещение вреда регулируется ГК и Законом РФ «О защите прав потребителей». Изготовитель освобождается от ответственнос-ти , если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы (наводнение, землетрясение и т.п.) или нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.

Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций Демидова Н В

6. Технические регламенты: понятие и сущность. Применение технических регламентов

Технический регламент представляет собой некий законченный перечень основных требований, предъявляемых к одному из объектов стандартизации. Документами, способными менять данные этого перечня, могут быть лишь его изменения и дополнения. Кроме того, стоит отметить и то, что не любой документ, содержащий некоторые обязательные требования, может считаться техническим регламентом. Для принятия технического регламента существует определенная специально созданная процедура. А также сам документ должен быть создан особым образом. Технический регламент должен в обязательном порядке включать: во-первых, перечень тех товаров, процессов их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в связи с наличием и обработкой которых и формируются, собственно говоря, его требования. Во-вторых, технический регламент должен содержать те самые необходимые для исполнения требования к объектам технического регулирования. Основной направленностью данных требований технического регламента, согласно Закону «О техническом регулировании» (глава 2), должно стать обеспечение:

1) единства измерений;

2) электромагнитной совместимости в вопросе реализации задач безопасности работы приборов и оборудования;

3) безопасности излучений;

4) взрывобезопасности;

5) биологической, пожарной, термической, механической, промышленной, химической, электрической, ядерной и радиационной безопасности.

Также в технический регламент могут включаться некоторые другие требования, правила и формы. Например, к первым относятся требования:

1) обеспечивающие названные ранее виды безопасности;

2) способствующие поддержанию принципа единства измерений;

3) особые требования к терминологии, упаковке, этикеткам и маркировкам, а также к правилам их нанесения. Среди вторых следует, в первую очередь, назвать правила, идентифицирующие объект регулирования, а также формы и правила оценки соответствия. К этой же категории требований можно отнести формулирование «предельных сроков оценки соответствия каждого объекта регулирования».

Согласно Закону «О техническом регламентировании» требования к товарам, процессам их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, не включенные в технический регламент, не носят обязательный характер. Из положений вышеназванного Закона вытекают следующие основные цели принятия технических регламентов:

1) защита жизни или здоровья людей, а также имущества юридических и физических лиц или имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности;

2) охрана окружающей среды, здоровья и жизни животных и растений;

3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Каких-либо иных целей принятия технических регламентов существовать не должно.

А вот в части объяснения понятия и сущности технического регламента статья 8 Закона «О техническом регулировании» дает определение двух видов технических регламентов общие и специальные. Так, требования общего технического регламента применяются в обязательном порядке к любому виду товаров и услуг, в том числе в процессе из создания, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации. А, соответственно, требованиями специального технического регламента принимают во внимание технологические особенности ряда групп товаров, а также, соответственно, процессы их создания, хранения, транспортировки, реализации, утилизации или использования. Кроме того, специальные технические регламенты могут устанавливать свои требования лишь к отдельным видам товаров, а также процессам их создания, хранения, перевозки, потребления, реализации или утилизации, в отношении которых не обеспечиваются требования общеобязательных технических регламентов. Нельзя не отметить и то, что в числе специальных технических регламентов нередко выделяют особую разновидность – макроотраслевые специальные технические регламенты, охватывающие, как правило, несколько групп однородных объектов. Так, к примеру, существует макро-отраслевый регламент, формулирующий основные требования к пищевым добавкам или же к красителям для пищевой продукции. Однако многие исследователи считают, что данный вид технического регламента нельзя назвать специальным регламентом. Как правило, принято делить субъекты технического регулирования на несколько обособленных категорий:

1) бизнес, основным моментом участников которого становятся четко определенные правила госконтроля и игр на рынке;

2) потребители, основным показателем для которых служит показатель защищенности их интересов и прав;

3) государственные органы, задачами которых являются формирование тактики и стратегии всего экономического развития страны в перспективе. При этом технические нормы ими используются как своеобразные рычаги влияния на экономические процессы, идущие как внутри страны, так и за ее пределами;

4) контролирующие органы, не обладающие какими-либо собственными выгодами и интересами.

Основным направлением деятельности для них должно стать обеспечения безопасности и защиты прав потребителей в вопросе их экологической безопасности и защиты от любых техногенных катастроф. Для обеспечения оптимального решения поставленных перед государством задач при Экономическом управлении президента РФ были сформированы Экспертные советы, занимающиеся разработкой общих и специальных технических регламентов. По форме в содержание технического регламента должны входить такие сведения, как: перечень товаров, процессов их создания, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в отношении коих и вырабатываются вышеозначенные требования; кроме того, формулируются общие правила идентификации всех объектов, подлежащих техническому регулированию для решения вопросов применения технического регламента.

Также в технический регламент могут включаться другие сведения, например:

1) правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска;

2) предельные сроки оценки соответствия для каждого объекта технического регулирования;

3) обязательные требования к упаковке, маркировке и этикеткам, терминологии, а также необходимые правила их нанесения.

Согласно Закону «О техническом регулировании» не включенные в технические регламенты требования не носят обязательный характер. Также технический регламент может включать требования к характеристикам товаров, процессам их производства, применения, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, но не может включать какие-либо требования в отношении конструктивных особенностей товара, кроме ситуаций, когда из-за отсутствия таких требований к конструкции существует возможность возникновения рисков нанесения вреда. Исходя из этого положения, технические регламенты могут включать в список требований специальные требования к маркировке, этикеткам, упаковке и терминологии, а также к правилам их нанесения, что в будущем поможет увеличить степень защищенности отдельных групп граждан, как, например: дети, несовершеннолетние, беременные женщины, кормящие матери, инвалиды, пенсионеры.

Кроме того, в технических регламентах могут устанавливаться минимальные необходимые меры из области ветеринарии и фитосанитарии в отношении товаров, ввозимых из опасных зон или стран с ограничением импортного оборота с нашей страной. Данные меры ветеринарной и фитосани-тарной безопасности вырабатываются при учете полученных научных данных, а также при рассмотрении других документов, предоставляемых Международными организациями.

Речь идет, в первую очередь, о международных стандартах, рекомендациях и т. д. В качестве оценочного критерия по вопросам риска могут использоваться оценочные критерии международных стандартов, а также рекомендации международных организаций, в число которых входят российские представители, распространенность болезней и вредителей, применяемые поставщиками меры по борьбе с вредителями и болезнями, условия экологии, макроэкономические последствия, связанные с возможностью нанесения вреда, масштабы расходов, необходимых для профилактики причинения вреда. Основой для создания проектов технических регламентов могут служить Международные и (или) национальные стандарты.

Из книги Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора. Правовые основы взаимоотношений автора Красник Валентин Викторович

5.2. Технические регламенты и сертификация электроэнергии Целью деятельности всех субъектов электроэнергетики, участвующих в выработке, передаче и распределении электрической энергии является ее поставка на договорных началах потребителю при соблюдении оговоренного

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций автора Демидова Н В

5.4. Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Безаварийное и качественное электроснабжение потребителей электрической энергией во многом зависит от эффективности государственного контроля (надзора).За нарушение правил обязательной

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация автора Демидова Н В

6. Технические регламенты: понятие и сущность. Применение технических регламентов Технический регламент представляет собой некий законченный перечень основных требований, предъявляемых к одному из объектов стандартизации. Документами, способными менять данные этого

Из книги Управление качеством автора Шевчук Денис Александрович

2. Стандартизация: сущность, задачи, элементы Сущность стандартизации состоит в составлении и утверждении как рекомендуемых, так и обязательных норм и характеристик для многократного использования, направленного на обеспечение надлежащего качества товаров и услуг,

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

32. Субъекты технических регламентов Как правило, принято делить субъекты технического регулирования на несколько обособленных категорий:1) бизнес;2) потребители;3) государственные органы;4) контролирующие органы.Основным направлением деятельности для них должно стать

Из книги Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К) автора Автор неизвестен

35. Стандартизация: сущность, задачи, элементы Сущность стандартизации состоит в составлении и утверждении как рекомендуемых, так и обязательных норм и характеристик для многократного использования, направленного на обеспечение надлежащего качества товаров и услуг,

Из книги Учебник по ТРИЗ автора Гасанов А И

5.1.1. Сущность процессов стандартизации Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта,

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

2.1. Понятие понятия Рассмотрим такую нервную сеть, которая на входе имеет много рецепторов, а на выходе - всего один эффектор, так что нервная сеть делит множество всех ситуаций на два подмножества: ситуации, вызывающие возбуждение эффектора, и ситуации, оставляющие его в

Из книги Художественная обработка металла. Опиливание автора Мельников Илья

7.6. Логическое понятие Мы почти закончили анализ основ логики с той точки зрения, которая рассматривает мозг как черный ящик. Осталось только определить общее понятие «логическое понятие». Определение это просто: понятие - это предикат или логическая связка. Основание

Из книги Сварка автора Банников Евгений Анатольевич

Из истории технических экипажей АПЛ пр.705 (705К) контр-адмирал А.С.БогатыревВпервые об офицерских экипажах АПЛ я услышал еще в начале 1963 г., будучи нахимовцем выпускной роты Ленинградского нахимовского училища ВМФ. Между выпускниками шел уже не первый год горячий спор, в

Из книги автора

3. Понятие идеальности

Из книги автора

19.1. Сущность этических проблем Для удобства изложения и большего понимания автор хотел бы, прежде всего, дать более четкие определения этического поведения вообще и принципов научного или теоретического подхода к проблемам этики. Такое уточнение представляется

Введение Закона «О техническом регулировании» направлено на реформирование системы технического регулирования, в том числе стандартизации и обеспечения качества, и вызвано развитием рыночных отношений в обществе. Одна из главных идей закона заключается в том, что обязательные требования, содержащиеся сегодня в нормативных актах, в том числе и в национальных стандартах, вносятся в область технического законодательства - в федеральные законы (технические регламенты). Создается двухуровневая структура нормативных и нормативно-правовых документов: технический регламент, содержащий обязательные требования, и стандарты, содержащие гармонизированные с техническим регламентом добровольные нормы и правила.

Таким образом, вводится новый нормативно-правовой документ - технический регламент, который будет приниматься как федеральный закон или постановление Правительства Российской Федерации, а в исключительных случаях как указ Президента России.Технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правила идентификации объектов.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам ее жизненного цикла; требования к конструкции и исполнению включаются в исключительных случаях. Это дает производителю свободу выбора: каким образом выполнить установленные в техническом регламенте требования и оценить соответствие им продукции.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут полностью или частично использоваться международные и национальные стандарты.Технические регламенты также устанавливают минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции из отдельных стран, в том числе и ограничения, обеспечивающие биологическубезопасность. Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, и др. Структура технического регламента приведена на рис. 6.В Российской Федерации действуют два вида технических регламентов: общие технические и специальные. Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, эксплуатации зданий, строений, сооружений, безопасности использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности; биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости. Примером проекта общего технического регламента - федерального закона (ФЗ) - является проект «О безопасности машин и оборудования». Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и производствам, которые не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов или степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных загрязняющих веществ» приведен в приложении. Технический регламент принимается федеральным законом в соответствии с существующим порядком принятия таких законов. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо (юридическое или физическое). Поскольку разработка законов (технических регламентов) - процесс длительный, то в исключительных случаях (угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде и др.) могут быть приняты обязательные к исполнению технические регламенты в виде указов Президента России или постановлений правительства Российской Федерации без их публичного обсуждения.