Что делать если потерял интерес к учебе. Какие причины нежелания учиться могут быть у ребенка

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)

Перегрузки у подростков

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

  1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова
  2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма
  3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки
  4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей
  5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

  1. На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками
  2. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием)
  3. Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.
  4. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
  5. У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения
  6. Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Если ребенок потерял интерес к учебе

Нередко родителям подростков приходится слышать от своих повзрослевших детей: «Не хочу учиться!». Ребенок теряет интерес к учебе и больше времени уделяет играм и развлечениям. Вследствие чего его успеваемость в школе заметно снижается, а в дневнике все чаще появляются тройки и двойки.

Что делать в такой непростой ситуации? Рассказывать, что без образования для человека закрыты многие пути в жизни? Сидеть с ребенком вечерами над учебниками или нанимать дорогостоящих репетиторов? Ругать или взывать к совести? Кажется, еще вчера ваш малыш с радостью бежал в школу и получал одни пятерки, а сегодня, когда он стал старше, учеба перестала его интересовать. Причины, по которым у подростка пропадает интерес к учебе, могут быть самыми разными, но все-таки чаще всего психологи объясняют это происходящими в его организме бурными изменениями.

Вступающий на путь взросления ребенок нередко теряет интерес к тому, чем еще вчера с увлечением занимался. Вспомните свое детство, как от раскрасок вы постепенно переходили к куклам, затем начинали интересоваться школьными дискотеками, ну а потом уже и мальчики вам воспринимались не только как объект для игр.

Кроме того, ваш ребенок стремится ощущать себя взрослым, а школа в его сознании ассоциируется с опекой. Поэтому, прежде чем заводить с подростком разговор о его успеваемости, родители должны осознать, что перед ними уже не тот послушный и почти совсем соглашающийся мальчик, для которого их мнение было едва ли не истиной.

Сегодня, когда он переживает сложный этап становления личности и почти все подвергает сомнению, на него не подействуют те же методы воспитания, что и раньше. Следовательно, монологи с позиции «Я старше тебя и поэтому знаю, как надо поступать и что делать» не только не дадут желаемого результата, но могут даже отдалить подростка от вас.

Главная задача в этот период - установить с ребенком контакт на основе доверия. Какое-то время постарайтесь не заострять внимания на его успеваемости. Больше интересуйтесь, с кем он дружит, чем заполняет досуг, какие у него отношения с одноклассниками?

Другими словами, попытайтесь раскрыть для себя его внутренний мир. Только после того, как между вами установятся доверительные отношения и вы станете для подростка авторитетом, можно заняться и школьными оценками. Итак, вы добились основного - стали другом своему ребенку. Он не только прислушивается, но и считается с вашим мнением. Но это вовсе не означает, что он только ради вас станет послушным учеником. Ваш следующий шаг - ненавязчиво и без давления формировать мотивацию к учебе.

Это значит - определить цель, ради которой ему следует учиться. Попытайтесь, например, выяснить у своего ребенка, кем бы он хотел стать, и, отталкиваясь от этого, расскажите подростку, каким объемом знаний он должен обладать, чтобы добиться желаемого. Полезно в этой связи покупать дополнительную литературу по интересующим его вопросам и как можно больше говорить с ребенком на темы, входящие в круг его увлечений. При этом постарайтесь показать подростку, что, чем больше он знает, тем более интересным собеседником становится.

Побольше проводите время со своим ребенком за беседами на всевозможные темы, тем самым развивая у него логические способности и пробуждая интерес к знаниям.

Подобная тактика не только укрепит ваши с ним отношения, но и поможет ребенку почувствовать вкус к знаниям. Но в то же время будьте терпеливы, не ожидайте немедленных успехов. Если заметите, что подросток «топчется» на месте, говорите ему, что у него все получится.

Как бороться c прогулами вашего ребенка? Запрещать - бесполезно, потому что проконтролировать ребенка сложно. Почему бы не предложить ему следующее: он ходит в школу, не пропускает занятия, а уж если совсем невмоготу идти, пусть денек посидит дома, а вы напишете ему записку. Но договоритесь с ним сразу, чтобы он не злоупотреблял вашим доверием. Если у ребенка будет возможность остаться дома с вашего согласия, то у него пропадет желание прогуливать. А вы старайтесь не ослаблять контроль.

Почему подростки становятся «трудными»?

Как часто родители обращаются с такой проблемой – подросший сын или дочка абсолютно не хотят учиться. «Что хотите со мной делаете – не буду учиться» - заявляет очередной «трудный» подросток. Что же делать? Прежде всего, необходимо понять причину снижения интереса к учебе. За разнообразием причин есть одна фундаментальная. И объясняется она самой природой подросткового возраста.

В начальной школе мотивация учебы - «быть хорошим». Для мамы, для учительницы. Взрослая мотивация - «я должен это неинтересное выучить, чтобы потом...» появляется в лучшем случае лет в 15. С 10 до 15 – провал. Именно в этот период познавательный интерес подростка перенаправляется с учебы на познание себя, как личности и осваивание способов жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. В этом возрасте подросток постигает две чрезвычайно важные науки: он учится понимать себя и понимать других. И это главная задача подросткового периода.

Как ни парадоксально звучит – но тревогу надо бить как раз в случае, если этого не происходит. И сын или дочка, вместо того, чтобы бежать гулять с я – просиживает все вечера перед компьютером или книгой.

Конечно, есть ситуации, когда интерес к учебе настолько падает – что это грозит дальнейшему обучению. В этой ситуации возможно, к выше названной причине добавляются еще «отягчающие» обстоятельства. Например, разочарование в учителях. К этому возрасту, ребенок уже снимает розовые детские очки и видит взрослых во всей красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности.

Или - сложные отношения внутри семьи. Трудно представить, что в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учился бы нормально. Когда нет дружбы, понимания, доверия - в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками дочери или сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой.

Сильная перегрузка тоже может быть одним из «отягчающих» обстоятельств. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям.

А может быть – это и конфликты с одноклассниками или учителями. Вряд ли Вы продолжали бы ходить на свою работу, если бы Вас там ругали, оскорбляли и даже били.

В любом случае, если оценки ребенка «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. И тут закон прост: если у нас есть ресурсы на то, чтобы разобраться в интересах взрослеющего подростка (в том, что нужно ему), у него найдутся ресурсы разобраться в наших интересах (в том, что нужно нам).

Подростки - это уже не маленькие дети, а взрослеющие личности. Поэтому мы и решили создать отдельный раздел для того, чтобы и родители могли задавать вопросы о своих детях-подростках, и сами подростки имели возможность разобраться в сложных на данный период для них ситуациях.

Так что при возникновении потребности получить краткий ответ на свой вопрос, относящийся к теме «Подростки», пожалуйста, удовлетворяйте её здесь, на нашем блоге в форме комментариев и не забудьте подписаться на обновления по e-mail, поставив галочку ниже. Как только ответ на Ваш вопрос будет опубликован, мы отправим Вам письмо с уведомлением и ссылкой на соответствующую страницу блога.

В случае необходимости более подробной консультации, обратитесь, пожалуйста, к нам за индивидуальной консультацией. Выход из любой сложной ситуации всегда есть и эффективное решение реально найти! Вместе мы сможем Вам помочь!

Психологическая служба Центра «Диалог»

Сегодня многие учащиеся не обнаруживают интереса к школьной программе, воспринимая занятия как утомительную обязаловку. Желание учиться практически полностью утрачивается к 5-7 классу, в то время как учеба сама по себе есть естественный способ человеческого существования.

Школа не тянет…

Увы, сегодня непросто найти ученика, который бы с нетепернием ждал начала учебного года, чтобы снова оказаться за школьной партой. Даже первоклашки довольно быстро разочаровываются в своем новом образе жизни, оказываясь в роли школьников. Но особенно это касается учащихся 5-7 классов – они не обнаруживают очевидного интереса к школьным дисциплинам, у них отсутствует потребность в освоении школьной программы. И хоть школа отнюдь не место, чтобы просто убивать в ней время, многие ученики воспринимают учебный процесс как утомительную обязаловку между переменами и отдыхом, когда можно поиграть в компьютерные игры, заняться спортом или любимым делом.

Школа не ассоциируется у учащихся как . У них и так все есть для этого. Отсюда и отсутствие у школьников внутренней мотивации к учебе. Будь их воля, они бы сократили учебное время наполовину. Сегодня школа утратила былую монополию на знания – благодаря Гугл и Википедии можно легко и быстро найти любую интересующую информацию. В то время как обычные школьные дисциплины вызывают у детей и подростков недоумение, как то: так ли уж необходимо знать правила правописания в эпоху его автоматической коррекции? Да, школа придерживается традиционного набора дисциплин, она консервативна.

А ведь учеба сама по себе есть естественный способ человеческого существования. Ведь самое сложное, из того, что нам приходится освоить в жизни – ходить и говорить – этому мы учимся в раннем детстве с завидным рвением и играючи. Хотя ребенок иногда должен пройти через тысячи болезненных для него моментов, пока начинает более менее связно и членораздельно говорить. Так же как и передвигаться на ногах – все это результат неукротимого желания детей учиться. Они и дальше не сдаются, пока не освоят скейтборд, компьютерную игру или не узнают все острова в Тихом океане.

Что жизнь диктует…

Игра для детей и подростков — естественный способ развития бесчисленных навыков и приобретения знаний. Проблема в том, что естественный энтузиазм в обучении снижается у детей уже в начальной школе и практически пропадает в пубертатный период. Учебные материалы, предлагаемые школой, не вызывают интерес к учебе. Потребности образования современных детей и подростков не совпадают с точкой зрения взрослых.

Человек, по природе своей не может быть запрограммирован, но обучаем. В основе своей, все мы готовы учиться, когда для нас это имеет смысл. Чтобы знания и навыки были усвоены, они должны помогать нам в решении проблемы или реализации потребности. Дети осваивают сенсорный экран потому, что на нем они могут играть в увлекательные игры, или они учатся тому, как взломать код на семейном компьютере, чтобы смотреть то, что им запрещено. А то, что не может быть использовано конкретно в их собственной среде обитания, теряет свою привлекательность. Ну кто захочет провести целые часы, практикуя обработку бумеранга или изучая санскрит? Внутренняя мотивация к обучению возникает в связи с конкретным опытом в своем собственном жизненном пространстве. Мы стремимся приобрести те или иные знания и навыки с тем, чтобы справиться с проблемами, с которыми сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Все это ребенок имеет возможность освоить и вне школы.

Код доступа

Тем не менее, есть и другие мотивы для учебы. Знания и навыки также рассматриваются как культурные коды сообщества. И тот, кто может воспроизвести свои знания и имеет аналогичные навыки, характерные для значимого сообщества, сам относится к этой группе людей. Это знание и мастерство часто не имеет никакой связи с повседневной жизнью, но является одним из условий доступа к соответствующий круг посвященных . И подростки интуитивно осваивают что-либо, дабы не оказаться изгоями той группы сверстников, принадлежность к которой для них ценна. Будь то футбольный клуб, музыка или мода.

Так же и в начальной школе дети учатся и потому, что они хотят быть частью класса – «дети учатся, потому что весь класс стремится к одной цели», — так объясняет этот вид социально-психологической мотивации швейцарский психолог Аллен Гуггенбюль (Allan Guggenbuehl). А учебный материал выполняет и функцию «социального клея». Причем, здесь важна роль учителя — если он сможет реализовать эту функцию учебного материала – то класс, как говорится, у него в кармане, так как он сможет мотивировать к учебе и тех, кому учебный материал по своему содержанию не интересен. Интеграция очень разных детей из разных культур и с разными талантами является основной задачей начальной школы.

На сегодняшний же день в приоритете оказалась учебная программа как таковая. Что является следствием господствующей тенденции нормирования, выражающейся в ошибочном убеждении, что каждый ребенок может все выучить, главное найти к нему индивидуальный подход. На самом деле, чтобы задействовать дополнительную мотивацию в обучении, школе необходимо выработать больше терпимости к инаковости. «В каждом классе могут быть и более слабые ученики, с более низкой успеваемостью, но все равно они учатся лучше, когда класс охвачен общей целью, — продолжает Гуггенбюль. Важно, чтобы дети учились ориентироваться в классе, чтобы узнать себя, и проявили интерес к групповым ценностям и своего коллектива».

Учет гендерных различий

Резервом повышения интереса к учебе несомненно оказывается учет гендерных различий учащихся. В том числе и особенностей психической конституции девочек и мальчиков. Совместное обучение, безусловно, — верный выбор, но не абсолютно во всех отношениях. В частности, девочки и мальчики должны иметь разную сетку часов в расписании, например, по таким дисциплинам, как физкультура и языки.

«К мальчикам должны быть применены иные критерии дисциплинированности и с ними надо обсуждать иные темы, чем с девочками. В организации учебного процесса в школе должен реализовываться не идеологический, а прагматический подход — утверждает Гуггенбюль. – «это очень странно, когда у более половины школьников-мальчиков диагноз дефицита внимания и концентрации, поведенческого или во время чтения. Это скандальное недоразумение». Складывается впечатление: если ребенок не выдержал норматив по успеваемости, то он объявляется больным и плохо успевающим, и соответственно изгоем в классе. Это указывает на серьезные недостатки системы школьного образования.

Ценность отношений

Еще одна причина желания что-то узнать кроется в нашем стремлении к отношениям. Нам необходимы значимые персоны, на которых мы ссылаемся, с которыми мы находимся в более тесном эмоциональном контакте. Мы проявляем интерес друг к другу, фантазируем о других, неизбежно строим определенные ожидания и конфликтуем. Для детей и подростков, помимо членов семьи, чрезвычайно важное значение имеют наставники, люди, которые готовы в них инвестировать свое время и энергию.

Учащиеся больше выкладываются в школе, если у них возникает контакт с учителем. То есть, интерес к предмету у ученика инициируется за счет этого контакта. Дети быстро научаются распознавать, когда учитель доволен ими или чем может быть раздражен. Интерес к предмету может возникнуть, потому что ученик дорожит партнерскими отношениями с учителем. Поэтому преподаватель должен обладать достаточной внутренней свободой и временем, чтобы проявиться как личность для своих учеников. О таких учителях обычно говорят — «с чудинкой».

Обыденность скучна

Существует еще одна причина, почему у учащихся возникает интерес к учебе. Речь идет о стремлении к необычному . Американский психолог Джоан Лукариелло (Joan Lucariello) подвергла анализу спонтанную речь учащихся. То, о чем они охотно говорят без указаний со стороны их родителей и учителей. Вывод был очевиден: событиях и проблемы, выходящие за грани повседневности – безумства, неожиданности, непристойности или насилие. Обыденность не привлекала особого внимания, она скучна. Психологическая причина того: наше мышление активизируется, когда мы сталкиваемся с чем-то неординарным . Что и привлекает наше внимание. По этой причине мы, взрослые, смотрим новостные передачи. И если бы в них рассказывали только о повседневных, нейтральных событиях, их рейтинг упал бы до нуля. Подростки очень быстро осознают, что от них требует учебная программа, и могут утратить интерес к ней.

Интерес к учебному материалу возрастает, если он в какой-то части непривычен и воспринимается не только как обычная часть учебной программы. С позиции ученика, учитель должен быть не только медиатором учебного материала, но и транслировать живой интерес к окружающему миру, к загадкам и парадоксам бытия. То есть быть наставником. Школа как социальный институт сегодня прирастает лишь стараниями педагогов, способных заинтересовать учеников, раскрыться перед ними как личность, и устанавливая контакт с ними, людьми нового поколения, понимая их интересы, увлечения и переживания, быть с ними на одной волне, убежден Гуггенбюль. Словом те, кто в состоянии задействовать у своих учеников все резервы повышения внутренней мотивации к учебе .

Естественно, что такой учитель сможет состояться (и не один, а множество) только тогда, когда система образования строится на соответствующей концепции, и государство готово ее финансировать.

Светлана Александрова Линс

В работе над этой статьей были использованы публикации Аллена Гуггенбюля.

____________________________________________________
Активная ссылка на журнал при перепечатке обязательна.

Понравилось? Подписывайтесь на журнал прямо сейчас:

назад к выпуску

Что-то случилось с нашими маленькими школьниками – дети не хотят учиться, стали быстрее утомляться, чаще появляется плохое настроение и беспочвенные капризы, апатия и сонливость зачастили в гости, постоянные простуды не дают житья. А в тетрадках – Боже мой! – нелепые и глупые ошибки и описки. А почерк, некогда бывший вполне приличным – это и вовсе отдельная печальная история! “Весна… – вздыхаем мы – витаминов мало, организм растёт, перестраивается – гормоны дают о себе знать, да и запутанная сложность школьных программ зашкаливает – откуда тут нормальному самочувствию и состоянию взяться?” Это точно, песня про первый класс, который “вроде института”, перестала уже давно быть шуткой и стала всеобщим родительским стоном.
Спорить трудно, всё это действительно имеет место быть – и весна с витаминами, и программы с интегралами, и гормональные изменения в растущих организмах. Но ведь весеннему школьному “авитаминозу” подвержены далеко не все дети, у некоторых вполне хватает “пороха в пороховницах” добраться до летних . И дети вроде бы одного возраста, и программы одинаковые, а параллельный класс выглядит совершенно иначе.
И тут из тени появляется личность учителя, как же много от неё зависит! Что для него становится важнее – годовые контрольные, мониторинги, отчёты, оценки, результаты или своевременное и плавное развитие подопечных? Не всегда учителю хватает умения чувствовать, верно оценивать ситуацию, умения разряжать атмосферу и быстро собрать коллектив, не всегда достаёт чуткости и способности отказаться от каких-то вещей в пользу гармонии.

Думается, тут дело не только в профессионализме и опыте, а кое в чём другом, но темой для важного разговора станет именно сама ситуация: когда учитель учит “напролом”, оглядываясь и принимая во внимание лишь показатели и нормы, а не живых маленьких людей.

Что делать родителям? Мы не будем обсуждать радикальные меры, как перевод в другую школу или другой класс. Поразмышляем о том, как родители могут помочь своим маленьким ученикам избежать стресса, сохранить своё здоровье и – что тоже немаловажно! – желание учиться. Очень важную роль играет здесь родительский настрой. Как говорится: “если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней”. Попробуем увидеть положительное в создавшейся проблеме и преодолеть её по возможности легко и с юмором.

Совет первый: “Я – воздушный шарик”. Лёгкий и полётный, который не улетает от проблем, а парит НАД ними (при этом видит, замечает мелочи и решает задачи – легко и играючи). Это мантра для мамы! Большими красными буквами на холодильнике или над кроватью: “школа – это только ЧАСТЬ жизни!” Не стоит слишком зацикливаться на ней! Образование – безусловно, важная, ответственная, совершенно необходимая вещь. Но пока ещё ни одна образовательная программа не сделала “ножку маленькой, душу большой”, а ученика здоровым и счастливым. Это не самое главное, хоть и важная часть жизни – мама должна именно это транслировать ребёнку, а не трагедию, страх, уныние и вселенскую скорбь. Всё почти как во время беременности: мама напрягается – напрягается ребёнок, мама раздражается и пугается – раздражается и унывает ребёнок, мама досадует – а ребёнок уже не в состоянии справиться с этим шквалом эмоций, у него более уязвимая нервная система, чем у мамы, поэтому ему становится всё равно: желание перерастает в нежелание, появляется апатия (лень, говоря нашим родительским языком), отвращение к учёбе, а потом, как защитная реакция, и проблемы со здоровьем. Поэтому ищем в себе (в себе!) лёгкость и юмор – это совсем не значит, что мы уходим от реальных сложностей и проблем.

Совет второй: “Мы с тобой из одного футбольного клуба!” А раз мы – одна команда, значит, преодолеем все сложности. Важный момент – мы не противопоставляем себя вместе со школьными предметами ребёнку. Наоборот: мы “болеем” за ребёнка, вместе с ним выступаем против этих “занудных” правил (но ведь в них есть смысл – простим им это занудство!), вредных примеров и каверзных задач. И обязательно победим их! Такой настрой придаст ребёнку гораздо больше силы и уверенности, чем привычная установка разъясняющего и поучающего взрослого.

Совет третий: “Постоим на голове!” Иногда дело заходит настолько далеко, что уже сам вид школьного стола с белеющей на нём тетрадкой наводит тошнотворное уныние на ученика. Это включается ассоциативная память, шепчущая: “от этой картинки не жди ничего хорошего”. Значит, пришло время разнообразить ассоциативный ряд, поменять угол зрения и декорации. Сядьте делать какие-то уроки на диван или на пол, не пишите примеры в тетрадке, а выкладывайте их из карточек, спичек, орехов. С книгой для чтения переселитесь на балкон или вообще в парк. Приёмы смешные и нелепые на первый взгляд, но очень может быть, что станет легче, и рабочее место перестанет восприниматься как каторга и навевать тоску.

Совет четвёртый: “Отдохнём!” А лучший отдых, как известно – это смена деятельности, настолько частая, насколько это необходимо для ребёнка. Чередуем умственные, подвижные, сидячие, творческие занятия, возвращаемся к непонятному и нерешённому после подобного перерыва. Есть потребность это делать после каждого задания? Значит, пока так. Со временем ребёнок сможет концентрировать внимание на одном виде деятельности дольше. Кстати, прекрасная разрядка – это помощь по дому. Часто родители школьников стараются оградить чадо от домашних дел, считая это лишней нагрузкой. Напрасно! Конечно, всё хорошо в меру. Например, протереть пыль, вымыть пару тарелок, выстирать свои носки – на бедную Золушку этот набор ну никак не тянет, времени занимает немного, маме помощь, а ребёнку – радость от помощи маме плюс перерыв.

Совет пятый: “Человек – существо творящее”. Это его естественное состояние. Всячески поддерживаем детское творчество, хобби, увлечения – не путать с развлечением. Впрочем, приятные мелочи в разумных количествах, помогающие отвлечься и переключить внимание – милые покупки, поход кафе, шарики, мороженое, аттракционы – это, возможно, тоже иногда неплохо, подобные “конфетки” дарят на какое-то время хорошее настроение и эмоциональную разрядку. Но речь идёт именно о творчестве, тут совершенно другой принцип: творить – значит отдавать: свою энергию, силу, мысли, идеи. Причём, делать это с радостью и удовольствием (раз человек увлечён – то это подразумевается само собой). А чем больше отдашь, тем больше получишь – закон Природы, справедливый и незыблемый. Увлекается ребёнок чем-то – отлично! Поддерживаем и не боимся нанести ущерб учёбе. Бывает, что родители, когда есть какие-то неполадки в школьной жизни ребёнка, запрещают сыну или дочери посещать любимый кружок или студию, надеясь, что запрет сподвигнет школьника на учебные подвиги. Грубая ошибка! Не только не сподвигнет, но и лишит возможности самовыражения и разрушит доверие к родителям.

И совет напоследок, то, о чём мы подумали в самую первую очередь: “Ночь, улица, фонарь, аптека”. В нашем случае: “прогулка, полноценное питание, здоровый сон, витамины”. Поддержать не только боевой дух и настрой, но и тело нашего школьного “воина” тоже нелишнее. О здоровом образе жизни и разумном режиме написаны трактаты, поэтому не будем останавливаться на столь очевидных вещах.

Будем надеяться, что эти советы помогут справиться с весенней школьной “депрессией”. Начинаем с себя (как, впрочем, и в любом другом деле) и помогаем настроиться на нужный лад маленькому ученику. И тогда все школьные проблемы нам будут нипочём!

Первый раз в первый класс все детки идут с удовольствием, но после первых же каникул желание учиться у многих просто пропадает.

Надежды познания мира и получения новых завораживающих знаний могут просто рухнуть в один момент. Причин может быть несколько, но есть и пути их устранения. Достаточно только разобраться и не лениться уделять достаточно времени этому процессу.

Существуют школы, в которых старшеклассники стремятся отвечать на уроках так же, как в первом классе. И это происходит там, где работают талантливые учителя. Если в школе вашего ребенка с таковыми напряжёнка, придется постараться самим.

Почему пропадает желание учиться?

Испокон веков как в школе, так и дома, действует «принудительная педагогика». Поэтому вместо радости от получения новых знаний мы слышим от младшеклассников, что они боятся бешеных собак, землетрясений и… . Вот как воспринимают учебу наши малыши: как землетрясения в случае неправильного ответа на уроке!

Задача родителей и учителей - не привить страх к получению плохих отметок, а развить способности школьника, научить его мыслить и учиться. А землетрясением или бешеной собакой способности развить не получится, не так ли?

Ошибки родителей

Мы сами убиваем в ребенке желание учиться. Кому захочется любить математику, если из-за одного невыученного урока придется сидеть дома, занимаясь уроками, вместо игры в хоккей с друзьями? Так мы лишь развиваем у школьника отвращение к учебе .

Родители часто давят на своих отпрысков, рассказывая, что сами учились лишь на «хорошо» и «отлично». Поймите, что сейчас нагрузка у вашего ребенка в разы больше, чем была когда-то у нас! Вы ведь сами видите, с каким огромным тяжелым рюкзаком он ходит к школу и сколько времени у него отнимают домашние задания.

Взрослые придумали себе систему ценностей : если ребенок учится хорошо, значит он и человек хороший, если же он в рядах отстающих, значит, плохой. Так вы не только не научите своего малыша любить учебу, но и разовьете в ним комплекс неполноценности, который не позволит ему стать счастливым во взрослой жизни.

: «Хорошие школы - те, в которые дети хотят ходить, они стремятся получать новые знания и тянут руки на уроках даже в старших классах. Секрет успеха таких школ - отсутствие принудительной педагогики. Если ребенок не будет бояться получить плохую оценку или вызвать негодование учителей, это сделает его свободным, раскованным, уверенным в своих силах и способностях человеком. Такой ребенок вырастет полноценным и серьезным взрослым».

Как привить любовь к учебе?

Воспитание успехом . Если раньше ребенок чего-то не понимал или не умел, а затем научился это делать, поможет осознать величину собственных возможностей. Поддерживайте в маленьком ученике эту радость познания - подбрасывайте ему новые и новые задачки, по мере успехов наращивая их сложность. Такая способность увлекаться, жажда умственного труда определяют уровень развития ребенка.

Положительный пример . Вашему непоседе важно видеть, что его родители тоже чему-то постоянно учатся, и они получают удовольствие и пользу от приобретения новых знаний. Помните, что дети повторяют всё за своими мамами и папами. Поэтому запишитесь на курсы французского языка, танцы, конструируйте модели самолетов, собирайте их - такое времяпрепровождение пойдет во благо всем членам семьи.

Активный . Мы понимаем, что в выходной день хочется полежать на диване и ничего не делать, но развитию Вашего ребенка это не поможет. Ходите в музеи, театры, на выставки или концерты, затем обсуждайте всё увиденное. Такое детское любопытство постепенно перенесется и на учебу.

Эффект присутствия . Самостоятельное выполнение для младшеклассников - задача, порой, почти сверхъестественная. Если Вы оставите всё в таком же режиме, то сидеть вместе с чадом придется до конца школы. Попробуйте создавать видимость своей помощи в выполнении уроков. Будьте рядом, когда ребенок готовится, но при этом занимайтесь своими делами, лишь немного приглядывая, чтобы школьник не отвлекался.

Денис Филоненко, доктор педагогических наук : «Чаще всего в отсутствии интереса к учебе у ребенка виноваты сами родители. Он хорошо учится лишь, когда ему интересен предмет. С другой стороны, интерес появляется лишь, если ребенок хорошо знает предмет. Получаем замкнутый круг. Поэтому здесь так важна роль родителей, их усидчивость и желание заниматься с ребенком».

Преодоление трудностей . Научите своего ученика получать удовлетворение от преодоления трудностей. Вместе с ним отмечайте любую, даже самую незначительную победу, хвалите его и радуйтесь за него. Пусть он почувствует, что значит быть победителем.

Развиваем внимание

Умение концентрироваться на предмете - основа хорошей учебы. Существует много способов для тренировки внимания, силы воли.

Способ №1 . Ребенок стоит спиной, а Вы раскладываете на столе несколько предметов. Затем он поворачивается. Рассматривает предметы в течение 3-4 секунд, а дальше - снова отворачивается и перечисляет те, которые запомнил. Дальше Вы можете переставлять предметы, добавлять, пока школьник не устанет.

Способ №2 . На стене в детской развесьте цветные кружки. За те же 3-4 секунды ребенок должен запомнить и сказать название цветов: красный, синий, зеленый, желтый и в обратном порядке. Месяц тренировки позволяет запомнить 7-8 кружков, что равносильно запоминанию 3-4 страниц учебника после первого прочтения.