Что открыл Геродот в географии? Вклад ученого в науку. Геродот - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Кто такой геродот и как его называли

Труды Геродота сыграли важную роль в развитии античной культуры. В них Геродот подробно описал обычаи народов, существовавших в 5-ом веке до нашей эры, а также ход греко-персидских войн.

Геродот, прозванный «отцом истории», является одним из первых ученых-путешественников. Для написания своей знаменитой «Истории» объехал все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал в Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Он автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое описание жизни и быта скифов.

Геродота называют отцом истории. Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии. В знаменитой «Истории» он представил своим читателям весь Старый Свет - известный, неизвестный, а иногда и вымышленный, - все три старые страны света, которые ему были известны. Он пишет: «Я, впрочем, не понимаю, почему единой земле даны три разных названия». Эти три названия - Европа, Азия и Ливия, означающая Африку.

Путешествуя по странам мира, ученый опроверг представление греков о том, что земля дискообразна, по краям возвышается, а к середине углубляется. Прочтя труды по географии и истории, написанные греком Геродотом, нельзя переоценить его великий вклад в науку!

Геродота – учёного - путешественника называют одним из главных первопроходцев своего времени. Он собрал имеющиеся знание о мире в одном труде, подарил современникам и последователям описания многих племен, их быта, обычаев.

Из биографии Геродота:

До нас дошли два ключевых источника информации о жизненном пути Геродота: энциклопедия «Суда», созданная во второй половине десятого века в Византии, и тексты самого историка. Но некоторые данные в этих источниках противоречивы.

Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе (впрочем, сведения эти непроверенные, и точную дату его рождения никто не знает). Известно только точно, что родился он в промежутке между персидскими войнами. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи.

Будущий древнегреческий историк родился во влиятельной и обеспеченной семье Ликса. В молодости Геродот участвовал в политической жизни народа. Он примкнул к партии, поставившей целью низвергнуть тиранического правителя Лигдамида, был изгнан, некоторое время жил на острове Самос.

Рожденный в Галикарнасе мальчик с самого детства наблюдал за тем, как в порт приходят и уходят корабли из дальних стран. Скорее всего, это и породило в нем страсть к неизведанным землям, путешествиям и открытиям.

В молодые годы ему пришлось покинуть малую Родину из-за борьбы с тиранией, которая все же была установлена здесь. Пожив немного в Самосе, в 464 году отправляется в свой далекий путь путешественник Геродот, географические открытия которого внесут огромный вклад в науку.

В 464 году он отправляется в продолжительные и многочисленные путешествия. Геродот мечтает узнать про другие, гораздо более могущественные народы, иные из которых обладали цивилизацией значительно более древней, чем греки. Его, помимо того, занимает разнообразие и диковинность обычаев чужеземного мира. Именно это побудило его изучать историю персидских войн, вести обширное исследование обо всех народах, нападавших на Грецию, о которых греки в то время еще мало что знали.

Он побывал в Египте, Вавилоне, Малой Азии, Ассирии, Северном Причерноморье, Геллеспонте, а также объездил Балканский полуостров от Македонии до Пелопоннеса. Во время путешествий историк делал наброски для своего последующего творения.

В сорокалетнем возрасте Геродот поселился в Афинах. В то время он уже читал представителям высших слоев городского общества отрывки из своей «Истории», что и дало исследователям возможность сделать вывод о том, что наброски были написаны еще во время путешествий. В Афинах историк познакомился и сблизился со сторонниками Перикла – полководца и оратора, которого считают одним из основателей демократии в Афинах. В 444 году до нашей эры, когда на месте разрушенного города Сибариса была основана греческая колония Фурии, он принимал участие в восстановлении поселения из руин.

Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг.

Биография Геродота дошла до наших дней лишь в виде обрывочной информации, в которой невозможно найти данные о собственной семье ученого, о том, была ли у него жена и дети. Известно лишь, что историк был любознательным и общительным человеком, легко сходился с людьми и умел проявлять поразительную настойчивость в поиске исторически достоверных фактов.

Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где предположительно скончался в 425 году до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка. Много сведений о египтянах, финикийцах и других народах оставил после себя Геродот. Место его захоронения неизвестно.

Вклад Геродота в науку:

Благодаря Геродоту наука обогатилась фундаментальным сочинением «История». Эта книга не может быть названа историческим исследованием. Она представляет собой интересное повествование любознательного, общительного, одаренного человека, который побывал во многих местах и располагал обширными знаниями о современниках.

В «Истории» Геродота сочетаются сразу несколько компонентов:

1) Этнографические данные:

Историк собрал внушительный объем информации о традициях, обычаях, особенностях быта различных племен и народов.

2) Географическая информация:

Благодаря «Истории» стало возможным восстановление очертаний древних государств по состоянию на пятое столетие до нашей эры.

3) Естественно-исторические материалы:

Геродот включил в книгу данные об исторических событиях, свидетелем которых ему удалось стать.

Книга «История» Геродота

В общей сложности сочинение Геродота включает в себя девять книг.

При этом сочинение принято делить на две части:

1) В первой части автор рассказывает о Скифии, Ассирии, Ливии, Египте, Вавилонии и ряде других государств того времени, а также о возвышении Персидского царства. Поскольку во второй половине труда автор предполагал повести рассказ о многочисленных греко-персидских войнах, в первой части он стремился проследить вехи исторической борьбы между эллинами и варварами. Из-за стремления к подобному единству, взаимосвязанности изложения Геродот не включил в произведение все материалы, которые запомнились ему из путешествий, а обошелся ограниченным их количеством. В своем труде он нередко высказывает субъективную точку зрения на те, или иные исторические реалии.

2) Вторая часть труда Геродота – это хронологический рассказ о военном противостоянии между персами и греками. Повествование завершается 479 годом до нашей эры, когда афинские войска осадили и взяли персидский город Сеста. +При написании своей книги Геродот уделял внимание прихотям судьбы и зависти божественных сил по отношению к счастью людей. Автор верил в то, что боги постоянно вмешиваются в естественный ход исторических событий. Он признавал и тот факт, что личные качества политических деятелей также являются залогом их успеха.

Геродот осуждал правителей Персии за их дерзость, за стремление нарушить существовавший порядок устройства мира, в соответствии с которым персы должны жить в Азии, а эллины – на территории Европы. В 500 году до нашей эры состоялось ионийское восстание, из-за которого Древняя Греция и была вовлечена в кровопролитную войну. Это событие автор характеризует как проявление гордыни и крайней неосмотрительности.

Структура «Истории» Геродота:

Книга первая – «Клио»

В ней рассказывается о начале раздора между варварами и эллинами, приводится история древней страны Лидии, рассказ об афинском политике и мудреце Солоне, тиране Писистрате, история Мидии и Спарты. В этой книге Геродот упоминает и о скифах в контексте противостояния с киммерийцами, а также рассказывает о войне между массагетами и персами.

Книга вторая – «Эвтерпа»

В этой части труда историк решил рассказать об истории Ливии и Египта, о пигмеях и насамонах, о древних египетских фараонах. Здесь Геродот изложил легенду о том, как Псамметих I определил, что древнейшим народом в мире являются фригийцы.

Книга третья – «Талия»

В ней приводятся сведения об Аравии и Индии, о греческом тиране Поликрате, а также рассказывается о завоевании Египта персидским царем Камбисом, о восстании магов, заговоре семи и антиперсидском восстании, произошедшем в Вавилоне.

Книга четвертая – «Мельпомена»

Книга пятая – «Терпсихора»

В этой книге упор делается уже на события греко-персидских войн. Если в предыдущих томах автор отводил немало страниц под описание этнографических особенностей народов, то здесь он рассказывает о персах в Македонии, об Ионийском восстании, о пришествии персидского наместника Аристагора в Афины и афинских войнах.

Книга шестая – «Эрато»

Ключевые события из описанных – морское сражение «Битва при Ладе», взятие карийского древнегреческого города Милета, поход персидского полководца Мардония, поход персидских военачальников Артафрена и Датиса.

Книга седьмая – «Полигимния».

В ней речь идет о гибели Дария и восшествии Ксеркса (Дарий и Ксеркс были персидскими царями), о попытках Ксеркса завоевать Азию и Европу, а также о знаковом сражении персов и греков в ущелье Фермопилы.

Книга восьмая – «Урания»

Этот материал описывает морское сражение при Артемиссии, морскую битву при Саламине, бегство Ксеркса и приход Александра в Афины.

Книга девятая – «Каллиопа»

В завершительной части монументального труда автор решил рассказать о подготовке и ходе битвы при Платеях (одного из крупнейших сражений греко-персидских войн, проходившего на суше), битве при Меркале, в результате которой персидскому войску было нанесено сокрушительное поражение, и об осаде Сеста.

«История» данного древнегреческого мыслителя также носит название «Музы», поскольку каждую из ее девяти частей александрийские ученые решили назвать именем одной из муз. Девять муз дали названия томам «Истории» Геродота

В процессе работы Геродот использовал не только свои воспоминания и собственное отношение к событиям, но и руководствовался воспоминаниями очевидцев, записями оракулов, материалами надписей. Чтобы реконструировать каждое сражение максимально точно, он специально посещал места битв. Будучи сторонником Перикла, он часто воспевает заслуги его рода.

Несмотря на веру в божественное вмешательство, субъективный подход и ограниченность средств для получения информации в древности, автор не свел весь свой труд к тому, чтобы воспеть сражение греков за свою свободу. Он также старался определить причины и последствия, к которым приводили их победы или поражения. «История» Геродота стала важной вехой в развитии мировой историографии. +Успех произведения историка обусловлен не только тем, что в одном произведении он собрал множество фактов о народах и событиях своего времени. Он также продемонстрировал высокое искусство рассказчика, приблизив свою «Историю» к эпосу и сделав ее захватывающим чтивом как для современников, так и для людей Нового Времени. Большинство фактов, изложенных им в книге, впоследствии были доказаны в ходе археологических раскопок.

Интересные факты из жизни Геродота:

1. Он первый, кто обнаружил женский мифический эпос амазонок.

2. Историк довольно детально исследовал (путешествуя) многие районы Передней Азии, Малую Азию, острова Эгейского моря, остров Крит и побережье Сирии, Финикии, Македонию, Египет, Фракию, большую часть Греции, Южную Италию, Пелопоннес, Сицилию, берега Черного моря.

3.Великий мыслитель и писатель Древнего Рима Цицерон однажды назвал Геродота «отцом истории». С тех его так и называют.

4. Но стоит отметить, что Геродота вполне заслуженно можно назвать и «отцом» целого списка других наук. Среди них - этнография и география особенно, историческая география.

5. Геродот принимал участие в основании общегреческой колонии на юге Италии - Фурии.

6.Он тесно общался со скульптором Фидием, Периклом, драматургом Софоклом, философом Анаксагором.

7. В юности его выгнали из города, где он жил.

8. Историк свято верил в существование Рока и богов.

9. Свой труд «История» он написал на ионийском диалекте. Главная идея - противостояние древнегреческой демократии и азиатской деспотии.

10. Геродот положил начало путешествиям.

11. Он принимал участие в народном движении против тирана Лигдамиса и был за его свержение.

12. Геродот выделил 3 климатических пояса: северный (во Скифии), второй, находящийся на территории Средиземноморья, а третий – часть Северной Африки и Аравии.

13. Его считают первым человеком, кто обогнул всю Землю.

14. После Геродота попытку обойти землю сделала американка Нелли Бай только в 1889 году. И сделала она это за 72 дня.

15.Большое количество фактов из «Истории» Геродота нашли своё подтверждение во время археологических раскопок.

Цитаты, высказывания, афоризмы Геродота:

*Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучиться.

*Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

*В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы - сыновей.

* Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью унёс бы свои домой.

*Людям, решившим действовать, обыкновенно бывают удачи напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.

*Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным.

*Не исправляй беду бедою.

*Никто не может быть таким безумным, чтобы хотеть войны, вместо мира, ибо, когда мир, то дети хоронят отцов, а когда война, то отцы хоронят детей.

*Клевета ужасна потому, что жертвой её несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое: тот, кто распространяет клевету, и тот, кто ей верит.

*Обстоятельства правят людьми, а не люди обстоятельствами.

*Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные.

*Женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд.

*Смерть - восхитительное укрытие для истомленных людей.

*Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.

*Обычно люди видят во сне то, о чём они думают днём. *Уши людей недоверчивее, чем их глаза.

*Я обязан передавать все, что рассказывают мне, но верить всему не обязан.

*Никого не называй счастливым, пока он не умер.

ГЕОРОДОТ.

ИСТОРИЯ


Книга I КЛИО

Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения1, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния2как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом.

1. По словам сведущих среди персов людей, виновниками раздоров между эллинами и варварами были финикияне. Последние прибыли от так называемого Красного моря к Нашему морю3и поселились в стране, где и теперь еще живут4. Финикияне тотчас же пустились в дальние морские путешествия. Перевозя египетские и ассирийские товары во многие страны, они, между прочим, прибыли и в Аргос. Аргос же в те времена был самым значительным городом в стране, которая теперь называется Элладой. Когда финикияне прибыли как раз в упомянутый Аргос5, то выставили свой товар на продажу. На пятый или шестой день по их прибытии, когда почти все товары уже были распроданы, на берег моря среди многих других женщин пришла и царская дочь. Ее имя было Ио, дочь Инаха; так же называют ее и эллины. Женщины стояли на корме корабля и покупали наиболее приглянувшиеся им товары. Тогда финикияне по данному знаку набросились на женщин. Большая часть женщин, впрочем, спаслась бегством, Ио же с несколькими другими они успели захватить. Финикияне втащили женщин на корабль и затем поспешно отплыли в Египет6.

2. Так-то, говорят персы, Ио попала в Египет. Эллины же передают это иначе. Событие это послужило первой причиной вражды. Затем, рассказывают они далее, какие-то эллины (имя они не могут назвать) прибыли в Тир Финикийский и похитили царскую дочь Европу7. Должно быть, это были критяне8. Этим они только отплатили финикиянам за их проступок. Потом эллины все-таки снова нанесли обиду варварам. На военном корабле они прибыли в Эю в Колхиде и к устью реки Фасиса. Завершив там все дела, ради которых прибыли, эллины затем похитили царскую дочь Медею. Царь колхов отправил тогда в Элладу посланца с требованием пени за похищенную и возвращения дочери. Эллины, однако, дали такой ответ: так как они сами не получили пени за похищение аргивянки Ио, то и царю ничего не дадут.

3. Затем в следующем поколении, говорят они, Александр, сын Приама, который слышал об этом похищении, пожелал умыканием добыть для себя женщину из Эллады. Он был твердо уверен, что не понесет наказания, так как и эллины тогда ничем не поплатились. После того как Александр таким образом похитил Елену, эллины сначала решили отправить посланцев, чтобы возвратить Елену и потребовать пени за похищение. Троянцы же в ответ бросили им упрек в похищении Медеи. Тогда ведь, говорили они, сами эллины не дали никакой пени и не возвратили Медеи, а теперь вот требуют пени от других.

4. До сих пор происходили только временные похищения женщин. Что же до последующего времени, то, несомненно, тяжкая вина лежит на эллинах, так как они раньше пошли походом в Азию, чем варвары в Европу. Похищение женщин, правда, дело несправедливое, но стараться мстить за похищение, по мнению персов, безрассудно. Во всяком случае, мудрым является тот, кто не заботится о похищенных женщинах. Ясно ведь, что женщин не похитили бы, если бы те сами того не хотели. По словам персов, жители Азии вовсе не обращают внимания на похищение женщин, эллины же, напротив, ради женщины из Лакедемона собрали огромное войско, а затем переправились в Азию и сокрушили державу Приама. С этого времени персы всегда признавали эллинов своими врагами. Ведь персы считают Азию и живущие там варварские племена своими, Европа же и Эллада для них – чужая страна.

5. Таков, говорят персы, был ход событий, и взятие Илиона, думают они, послужило причиной вражды к эллинам. О похищении же Ио финикияне рассказывают иначе, чем персы, вот что. Именно, по их словам, они вовсе не увозили Ио насильно в Египет, так как она уже в Аргосе вступила в любовную связь с хозяином корабля. Когда же почувствовала себя беременной, то от стыда перед родителями добровольно уехала с финикиянами, чтобы скрыть свой позор. Так рассказывают персы и финикияне. Что до меня, то я не берусь утверждать, случилось ли это именно так или как-нибудь иначе. Тем не менее, я хочу назвать человека, который, как мне самому известно, положил начало враждебным действиям против эллинов9. Затем в продолжение моего рассказа я опишу сходным образом как малые, так и великие людские города. Ведь много когда-то великих городов теперь стали малыми, а те, что в мое время были могущественными, прежде были ничтожными. А так как я знаю, что человеческое счастье изменчиво, то буду одинаково упоминать о судьбе тех и других. 6. Крез, родом лидиец10, сын Алиатта, был владыкой народов по эту сторону реки Галиса (Галис течет с юга на север между землями сирийцев11и пафлагонцев и впадает в море, называемое Евксинским Понтом). Этот Крез, насколько я знаю, первым из варваров покорив часть эллинов, заставил платить себе дань; с другими же он заключил союзные договоры. Покорил же он ионян, эолийцев и азиатских дорийцев12, а с лакедемонянами вступил в союз. Однако до владычества Креза все эллины были свободными. Ведь нашествие киммерийцев13, которые еще до времен Креза дошли до Ионии, не было длительным завоеванием, а скорее простым набегом для захвата добычи.

7. Власть, принадлежавшая ранее дому Гераклидов, перешла к роду Креза (этот род зовется Мермнадами)14. Произошло это таким образом: Кандавл, которого эллины называют Мирсилом, был тираном Сард. Он был потомком Алкея, сына Геракла. Первым царем Сард из дома Гераклидов стал Агрон, сын Нина, внук Бела, правнук Алкея. Кандавл же, сын Мирса, был их последним царем. Цари, управлявшие этой страной до Агрона, были потомками Лида, сына Атиса, того лидийца, от которого весь нынешний народ (прежде называемый меонами) получил имя лидийцев. От них, по предсказанию оракула, получили власть Гераклиды. Последние вели свой род от Геракла и рабыни Иардана и правили в течение 22 людских поколений15, 505 лет, причем всегда сын у них наследовал власть от отца вплоть до Кандавла, сына Мирса.

8. Этот Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете. Был у него среди телохранителей некий Гигес16, сын Даскила, которого он особенно ценил. Этому-то Гигесу Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены. Вскоре после этого (ведь Кандавлу предречен был плохой конец) он обратился к Гигесу с такими словами: “Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены (ведь ушам люди доверяют меньше, чем глазам), поэтому постарайся увидать ее обнаженной”. Громко вскрикнув от изумления, Гигес отвечал: “Что за неразумные слова, господин, ты говоришь! Ты велишь мне смотреть на обнаженную госпожу? Ведь женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд!17Давно уже люди узнали правила благопристойности и их следует усваивать. Одно из них главное: всякий пусть смотрит только за своим. Я верю, что она красивее всех женщин, но все же прошу: не требуй от меня ничего, противного обычаям”.

Введение

Безусловно, скифская цивилизация сыграла огромную роль в исторических судьбах целых народов и внесла неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, прослеживания пути социально-экономического развития их цивилизации, а также изучения скифской культуры невозможно понять и историю всего Евразийского региона.

Древняя литература сохранила не столь много сведений о скифах. Лишь в совокупности произведения древних авторов могут дать довольно обширное представление об этом народе. Однако одним из наиболее авторитетных исторических источников, сообщающих читателям о скифах, может считаться «История» Геродота, который повествует не только об истории скифской цивилизации, но и о происхождении скифов, их верованиях и мифологических представлениях, быте и обычаях, контактах с соседями, военных столкновениях, культуре и восприятии мира. К сожалению, хоть «История» и описывает многие аспекты жизни скифов, она не может дать полное и всеобъемлющее представление о цивилизации. Поэтому я посчитала нужным привлечь к использованию в работе и другие источники, ведь теме скифской истории посвящено большое количество исследовательских работ, скифы становились героями произведений художественной литературы.

Мне бы не хотелось делать акцент на рассмотрение образа скифов сугубо с исторической точки зрения, то есть прослеживать историю народа с момента появления до фактического исчезновения. Я бы хотела уделить наибольшее внимание скифской культуре, обычаям, традициям, мифологии, а также общественному устройству и образу жизни. Однако начать свою работу я бы предпочла с описания территории, населяемой скифами, климатических условий, географического положения скифских земель, и населения Скифии непосредственно. Лишь только после этого небольшого экскурса можно приступить к рассмотрению основного предмета моей работы. В заключении будет сказано о месте скифского мира в древней истории и об историческом значении скифской культуры.

Таким образом, данная работа имеет целью получить наиболее полное представление о различных аспектах, как хозяйственной, культурной, так и общественно-политической жизни скифских народов, опираясь на текст «Истории» Геродота и некоторые другие источники.

Характеристика источника. «История» Геродота

Прежде чем начать характеристику источника, на мой взгляд, необходимо немного рассказать об авторе этого многотомного труда.

Геродот - древнегреческий историк, прозванный "отцом истории" [Цицерон. О законе. I, 1, 5]. Один из первых географов и ученых-путешественников. На основании виденного и расспросных сведений дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой "Истории", как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. По ходу своего повествования историк дает более или менее развернутые сообщения географического, этнографического и исторического характера о разных странах, народах. Нам он прежде всего интересен как автор первого описания жизни и быта скифов.

Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи.

В 464 году Геродот отправился в путешествие, первоначальной целью которого был сбор точных сведений о греко-персидских войнах. Результатом же явилось еще и обширное исследование о народах, о которых греки в то время еще мало что знали, предварявшее историю греко-персидских войн.

Удалось восстановить маршруты путешествий Геродота. Он поднялся вверх по Нилу до Элефантины (Ассуана), крайней границы Древнего Египта, проходившей вблизи от первого порога. На востоке он достиг Вавилона, отстоящего от Эгейского моря на две тысячи километров, возможно даже, что он добрался до Суз, однако это лишь предположение. На севере Геродот, возможно, посетил греческие колонии, основанные на Черноморском побережье, на территории современной Украины. На западе он побывал в Южной Италии, где принимал участие в основании греческой колонии. Также посетил нынешнюю Киренаику и нынешнюю Триполитанию.

Свою историю Геродот начинает с описания нравов и обычаев персов. Геродоту принадлежит первое дошедшее до нас описание Скифии и народов, населяющих ее, главным образом по расспросам сведущих лиц из числа греческих колонистов (нет доказательств, что Геродот побывал в крымских и приазовских городах). Характеристику скифских рек Геродот начинает с Истра (Дуная), который "течет через всю Европу, начинаясь в земле кельтов". Он считает Истр величайшей из известных рек, к тому же всегда полноводной, летом и зимой. После Истра наибольшая река - Борисфен (Днепр). Геродот правильно указывает, что течет она с севера, но ничего не говорит о днепровских порогах, следовательно, не знает о них. "Близ моря Борисфен - уже мощная река. Здесь к нему присоединяется Гипанис [Южный Буг], впадающий в один и тот же [Днепровский] лиман".

В своих описаниях Геродот пересказывает много мифов о происхождении скифского народа; в которых большая роль отводится Геркулесу. Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках скифов с воинственными женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага.

Геродот располагал сведениями о западных берегах Черного моря от устья Днестра до Босфора и большей части побережья Балканского полуострова.

Путешествия Геродота охватили и Северо-Восточную Африку: он побывал в Кирене. Его описание этой части материка - смесь опросных сведений и личных впечатлений - первая характеристика рельефа и гидрографии Древнего Египта и территорий к западу от него.

В экзотической фауне его интересует отчасти странность внешнего вида и поведения животных, но еще больше характер связей, которые возникли между человеком и животными. Эта взаимосвязь в Египте гораздо теснее, чем в Греции, и налагает на человека необычные обязательства. Геродот задумывается над "договором", заключенным египтянином с кошкой, ибисом и крокодилом, и его исследования позволяют ему сделать поразительные открытия не в отношении животного, а в отношении человека.

Путешественник с удовольствием собирает сведения о диковинных обрядах. Его картина Египта, какой бы чудесной или неполной она ни была, все же в основном подтверждается современными историками или, во всяком случае, считается ими правдоподобной.

Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум или Фурии, где прожил остаток своих дней, оставив о себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

Произведение Геродота под названием История» в 9 книгах написано на ионийском диалекте. Так говорит известный русский историк Татищев о композиции труда Геродота: «Его История состоит из девяти книг. И так как ее он при играх олимпических объявил и читал, то раз оная такую честь и похвалу получила, оным книгам имена девяти муз дали, как то: 1 Клио, 2 Евтерпа, 3 Талия, 4 Мельпомена, 5 Терпсихора, 6 Ерато, 7 Полимния, 8 Урания, 9 Каллиопа». Разделение на книги (и названия книг по именам Муз) имеет более позднее происхождение и часто представляется механическим, поскольку разрывает единые отрывки текста. Основной идеей сочинения Геродота является извечный антагонизм Востока и Запада. Переломным моментом в этом конфликте стали греко-персидские войны. Чтобы показать постепенное его нарастание, Геродот прослеживает все этапы формирования персидского царства. Персидские завоевания делают возможным изложение истории государств по мере их покорения персами. Геродот излагает историю Лидии, Мидии, Вавилонии, завоеванных Киром, историю покорения Египта Камбизом, описывает поход Дария против скифов. Ионийские восстания, первые в длинном ряду столкновений греков с персами, дают Геродоту возможность углубиться в историю Афин и Спарты, что, наконец, позволяет ему перейти к описанию греко-персидских войн Дария и Ксеркса, кульминационной фазы конфликта между персидским Востоком и греческим миром (сражения под Марафоном, Фермопилами, Саламином и Платеями). Композиция всего произведения Геродота чрезвычайно усложнена (основное повествование, экскурсы и отступления в рамках этих экскурсов), ибо Геродот не ограничивается политической историей, но, по образцу ионийских логографов (в основном Гекатея) [Геродот. История. Примечания. В.Г.Борухович «Научное и историческое значение труда Геродота»], приводит обширный географический и этнографический материал, формирующий малые монографии в составе произведения (описания Вавилонии, Египта, Скифии), не останавливается автор и перед свободным введением в свой рассказ повествований новеллистического типа. Создавая свое произведение, Геродот опирался на личные наблюдения, живую устную традицию, на литературные тексты и стремился создать по возможности объективную картину прошлого, приводил различные версии описываемых событий. Не раз он давал волю своим сомнениям, хотя вообще у него отсутствуют ссылки на собственное мнение. Цицерон не без основания назвал Геродота «отцом истории». В противоположность ионийским логографам, Геродот ограничил время повествования жизнью примерно двух поколений. В истории, помимо действия людей, Геродот видел божественный промысел, который определяет судьбы народов и отдельных людей, не допуская перехода определенных границ («зависть богов»). Значительную роль в произведении Геродота играют знамения и предсказания..

Его охотно цитировали позднейшие географы, хотя часто и оценивали его критически.

В 1474 г. Лоренцо Валла выполнил перевод Геродота на латинский язык с греческой рукописи, привезенной в 1427 г. из Константинополя - это был первый опубликованный перевод «Истории».

При оценке труда Геродота как исторического источника, способного предоставить исчерпывающие данные об интересующем нас народе, необходимо учитывать ряд таких особенностей, как исторический период, во время которого Геродот работал над своим трудом, а также политические взгляды и убеждения самого Геродота, не мало повлиявшие на текст источника. Поэтому одной из главных проблем, встающих перед исследователем, изучающим наследие греческого автора, становится вопрос достоверности и объективности сведений, изложенных в «Истории».

Картина расселения скифских племен, их обычаи и общественный строй, одежда и способы передвижения -- все, рассказанное Геродотом, в основном подтверждается археологическими исследованиями указанного района, содержимым скифских курганов, памятниками изобразительного искусства

Главным источником информации о Скифии для автора были его личные наблюдения, сделанные им при посещении Ольвии, а также рассказы местных жителей -- как скифов, так и греков.

Геродот не мог видеть резкой разницы между сказочным материалом, относящимся к незапамятным временам, и историческими фактами ближайшего времени -- в обоих случаях он, руководствуясь рассудком, пытается выбрать наиболее правдоподобную версию. То же самое касается и попыток Геродота выстроить стройную хронологию описываемых событий: опираясь в основном на устную традицию, он зачастую просто не располагал достоверными данными -- особенно когда речь шла о событиях глубокой древности. В связи этим описание Геродота в значительной мере расходится с данными памятников, что дало повод к суровой критике автора.

«История» Геродота выдержана в нескольких стилях. Автор может как и увлекательно передавать предания и легенды народов, так и убедительно повествовать в сдержанном научном стиле о фактах и событиях, свидетелем которых он стал лично.

Однако присущая Геродоту ясность мысли не покидает его, даже когда он передаёт услышанные им легенды и мифы. Он решительно опровергает слухи о фантастических существах с козлиными ногами и о людях, спящих по шесть месяцев в году. Как ни велик был сказочный элемент в этих рассказах, учёные всегда пытались обнаружить их реальную основу, ведь она, безусловно, существует.

Также проблематичным является вопрос о тех задачах, которые ставились при написании этого труда в целом и того или иного логоса в частности. Исследователи пытаются выяснить, работал ли Геродот по строго продуманному плану, или же его труд изначально представлял собой лишь географический и этнографический очерк, описание земель, в которых он побывал и о которых слышал. К сожалению, ответ на эти вопросы получить не так-то просто.

«История» Геродота была и остаётся одним из величайших произведений Древнего мира. Причиной этому могли служить не только научные заслуги автора, но и блестящий талант рассказчика, мастера художественной прозы, сумевшего из самых разнообразных материалов -- собственных наблюдений и изысканий, легенд, мифов, устных рассказов, документальных данных, трудов своих предшественников создать яркое и цельное по своему характеру произведение. Оно было делом всей его жизни, и в нем он рассказал о величайших событиях мирового значения.

Что сделал Геродот? Что написал Геродот? Географические открытия Геродота имели большое значения для развития географии, истории и картографии. Геродот впервые основал познавательный туризм.

Геродот — один из первых географов и ученых-путешественников.

Что открыл Геродот в географии:

  • впервые подробно описал реальную картину мира тех времен;
  • составил карты бассейнов Азовского, Каспийского и Черного морей;
  • собрал сведения о жизни сарматов и скифов, что впоследствии помогло в раскопках;
  • обнаружил мифический женский этнос: амазонок;
  • первый географ, который описал рельеф местности и особенности рек Древнего Египта;
  • изучил Балканский полуостров;
  • обозначил границы ойкумены (известной территории) и выделил три климатических пояса: северный (Скифия), второй, находящийся на территории Средиземноморья, а третий — часть Северной Африки и Аравии;
  • описал приметы, обряды, мифы, историю многих народов.

Для написания своей знаменитой Истории объехал все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов.

Геродот собирал увиденную информацию о жизни народа, его обычаях, о разливах Нила, фиксировал данных о пирамидах. Эти записи станут началом исторической хроники (поэтому Геродоту и присвоили впоследствии «звание» отца истории). Пройдя Египет, он спустился южнее, но, оставаясь уверенным в близости океана, благодаря которому можно вернуться обратно — по часовой стрелке через Гибралтар в Александрию, Геродот отправился назад, в Саудовскую Аравию.

Вероятно, излишняя религиозность населявших Аравийский полуостров жителей заставила быстро покинуть эти земли и продолжить путешествие сначала в Вавилон, Персию, а затем в далекую по тем временам Индию. Дойдя до конца мира, который заканчивался именно здесь, Геродот детально описал нравы и обычаи жителей этой страны. Он признал равенство Индии и ее возможное грядущее могущество в мире.

Из всех лиц этого имени в греческой истории литературы самый знаменитый - известный исторический писатель, названный отцом истории (Cic. legg. 1, 1, 5). Подробные обстоятельства его жизни малоизвестны и отчасти баснословны. Он родился в Галикарнассе, морском городе Карий, между 490-480 гг. до Р. X. и по своему происхождению принадлежал к знатному роду этого города. Его отец называется Ликсом (?????), мать - Дрионою (????) или Ройною (?????), брат - Феодором; в числе его родственников находится также и эпический поэт Паниасис (????????), убитый Лигдамисом (????????), тираном родного города. Об образовании Г. в юности нет никаких известий. По разным причинам весьма вероятно, что он начал с изучения древних поэтов, именно Гомера, вообще был близко знаком с греческими стихотворцами, затем познакомился с периегетами и логографами, хотя Дальман (Dahlmann) старался доказать, что кроме Гекатея он не пользовался ни одним логографом. Его охота к путешествиям также, кажется, возбудилась рано, благодаря пребыванию в морском городе с цветущей торговлей, а может быть, политические причины заставили его выехать из родного города. По заметке Свиды, тиран Лигдамис принудил Г. выселиться на остров Самос, где он написал свое сочинение; оттуда он будто бы возвратился в Галикарнасс, участвовал в изгнании Лигдамиса и затем, преследуемый завистью и недоброжелательностью своих сограждан, выселился в Фурии (???????), городе Италии. В этих известиях, по всей вероятности, перепутаны различные факты. На всякий случай следует отнести ко времени молодости Г. его дальние путешествия по земле и по морю (числом, вероятно, 6), которые он предпринял в Азию и Африку, именно в Египет, далее на острова прибрежья и морские порты Малой Азии и Греции. ср. : Hermes, т. 6, стр. 392-486. Переселение с острова Самос на материк, на первом плане в Афины, откуда он впоследствии уехал в Италию, вероятно, познакомило его с Грецией внутри и вне Пелопоннеса; он, кажется, путешествовал и по Южной Италии и по Сицилии. В своем историческом сочинении он часто упоминает об этих путешествиях и ссылается в подтверждение рассказа на то, что видел и слышал сам на месте; впрочем, он делает это только мимоходом, так что невозможно в подробности определить ни порядок отдельных путешествий, ни время пребывания его в отдельных местностях. Путешествия были, без сомнения, дальние и простирались почти на все местности, вообще доступные эллинам. Одно из главных мест занимает страна чудес, Египет; он прошел эту землю до крайних ее южных пределов, познакомился с нею подробно и описал ее верно. Г., кажется, до 456 г. до Р. X. возвратился из своих дальних путешествий на остров Самос или в Афины и стал заниматься разработкою собранного материала и составлением из него того сочинения, которое сохранилось до нас, хотя оно еще не приняло тогда тот оконченный вид, который имеет ныне. На всякий случай отдельные части целого, именно относящиеся к Азии и Востоку, разработаны уже в тот период (Kirchhoff предлагает такое мнение, что Г. написал в Афинах первую часть до 3, 119 уже в 445-443 г.) и приведены в настоящую их форму. По-видимому, он во время своих путешествий по греческой родине пользовался пребыванием в замечательных городах для того, чтобы публично читать отдельные обработанные части и отрывки собиравшемуся около него кругу слушателей. Такое чтение, говорят, произошло на Олимпийских играх в присутствии собравшихся эллинов, рассказ, который хотя и раскрашен, но все-таки, вероятно, основан на факте. Упоминаются древними писателями еще другие публичные чтения: одно в Афинах, другое в Крите, третье в Фивах. За чтение в Афинах, как рассказывает Плутарх, Г., по предложению государственного деятеля Анита, получил награду из казны в размере 10 талантов. При таком чтении, рассказывают, присутствовал и Фукидид мальчиком и был до такой степени тронут, что заплакал и решился также посвятить себя истории. Надо предполагать, что Г. долго жил в Афинах, т. к. он участвовал в экспедиции, предпринятой оттуда в 444 г. в Италию, чтобы основать Фурии. Во всяком случае, он продолжительное время пробыл в Фуриях и беспрерывно занимался таким составлением своего исторического сочинения. Осенью 413 г. он возвратился в Афины и работал над своим сочинением; затем, кажется, политические обстоятельства оказали замедляющее влияние; 429-428 гг. сочинение было доведено до 9 книги, остатки которой, вероятно, были написаны в 428 г.; наконец он бросил работу: «Все высоко задуманное сочинение осталось обломком (torso)» . Он умер ок. 424 г. Новейший разбор вопроса о его сочинении сделан Бауером (Bauer, die Entstehung des herodotischen Geschichtswerks, 1878; Herodots Biographie, 1878), который более остроумно, чем убедительно старается доказать, что Г. написал в различное время целый ряд независимых друг от друга рассказов (?????) и соединил их впоследствии отчасти в Фуриях, отчасти в Афинах в одно связное сочинение, причем, однако, осталось много следов первой редакции. К древнейшим составным частям сочинения принадлежит история похода Ксеркса, к позднейшим - описание Египта. ср. также Kirchoff, die Entstehungszeit des Herod. Geschichtswerks (2-е изд., 1878). История Г., разделенная александрийскими критиками на 9 книг, из которых каждая обозначена именем музы, - это первое известное нам крупное явление в исторической литературе. Г. уже не писал, подобно так называемым логографам (см. ????????o?, Логографы), историю одного города или одного племени, но соединил множество разных событий в Европе и Азии в одно связное историческое описание. Он начинает с царей лидийских и доходит до Персидских войн, охватывая все выдающиеся подвиги, совершенные в эти 240 лет эллинами и варварами. Так его характеризует Дионисий Галикарнасский. Предмет и содержание делают его сочинение в полном смысле национальным, потому что первая цель его - изобразить борьбу между Европою и Азией, последний результат которой - приобретенная персидскими войсками свобода Греции. Эта задача является средоточием сочинения, растекающегося на столько эпизодов и дигрессий; в своем труде автор притом изобразил все, что ему удалось узнать во время своих путешествий о состоянии отдельных стран и земель и о их истории и замечательных явлениях. Таким образом, в основании всего сочинения лежит единство, которое можно назвать эпическим и которое напоминает то время, когда неподчиненный размеру слог прозы произошел из эпического способа выражения. Помимо этого не менее заметна религиозная цель (см. К. Hoffmeister, die religi?se Weltanshauung des Herodot, 1832), образующая как бы ядро всего сочинения и отличающая Г. от всех позднейших исторических писателей Греции. Это вера в сверхъестественный порядок вещей, который, находясь вне природы и человека, дал каждому свое назначение и поставил ему предел, которого нельзя преступить, не нарушая этот вечный порядок вещей и не повергая через это себя самого в несчастие. Этот вечный порядок является ему в виде справедливости (???????), которая содержит все в равновесии, отдает каждому свое и сдерживает каждого в назначенных пределах. Таким образом, божество (?? ??????) представляется распорядителем нравственного порядка в мире. В этом смысле следует понимать место Г., где он говорит о зависти (?????) божества и называет оное завистливым существом. Шагом вперед, в сравнении с предшественниками, следует признать и применяемую Г. критику; из различных рассказов он указывает на наиболее достоверный или, по крайней мере, предоставляет решение самому читателю. Своими источниками он называет ´????, ????? и?????. Сочинение, написанное на ионическом диалекте, охватывает период в 320 лет, со времен царя Гигеса (?????) до сражения при Микале, 479 г. до Р. X., история Персидских войн рассказана подробнее всего. Иногда сомневались в достоверности Г.; но он никогда не желал обманывать умышленно. Где он передает неверные или неточные факты, там он сам ошибался и имел неверные сведения, а во многих случаях то, что прежде считалось баснословным, оказалось верным, вследствие новейших подробных исследований путешественников. ср. : F. С. Dahlman, Herodot, aus s. Buche s. Leben (1832) - Изд. H. Stephanus (1570 и 1592), Valkenaer und Wesseling (1763), Schweighauser с lexicon Herodoteum (1816), B?hr (2-е изд., 1856 слл. , главное издание для фактического толкования), H. Stein (1869-1871). Школьные издания Kr?ger (1855 слл. , некоторые выпуски 2-го изд.), Abicht (3-е изд., 1847 слл. ), Stein (4-е изд., 1877 слл. ). Изд. текста Stallbaum, Matthi?, 1. Berrer, Dietsch. Palm, Abicht и прочие латинские переводы Lor. Valla, немецкий: Lange (2-е изд., 1824), Stein (1875) и пр., английский с ученым комментарием Rawlinson (1858 слл. ). Кроме историка, упоминается еще:

Геродот

(греч. Herodotos )

(ок. 484 - ок. 425 до н.э.)

греческий историк. По свидетельству Свиды (Суды), Г. был родом из Галикарнаса (Малая Азия), происходил из знати; из-за тирана Лигдамида переселился на о-в Самос. Возвратившись на родину после изгнания тирана, Г. встретил недоброжелательное отношение со стороны сограждан и добровольно переселился в Южную Италию, в колонию Фурии, основанную афинянами. Там Г. умер и был похоронен на площади. Значительную часть жизни он провел в путешествиях, посетив Вавилон, Египет, Скифию, Колхиду, Фракию, Кирену, материковую и островную Элладу, Малую Азию и Южную Италию.

Главный и единственный сохранившийся труд Г. - «История», посвященная событиям Греко-персидских войн. По преданию, он читал ее отрывки в Афинах, Коринфе и Олимпии. «История» разделена на девять книг, каждая из которых названа именем одной из 9 муз. Однако авторское деление неизвестно. Труд состоит из двух частей: описание событий, предшествовавших Греко-персидским войнам (I-V кн.), и изложение истории Греко-персидских войн (V-IX кн.). Первая часть, кроме предисловия, включает историю Лидии, Мидии и Персии (в царствование Кира и Камбиза) со вставками о Египте, самосском тиране Поликрате, Дарии и его походе в Скифию. Во второй части рассказывается об ионийском восстании 500 - 494 гг. до н.э., походах в Элладу Мардония в 492 г. до н.э., Датиса и Артаферна в 490 г. до н.э., описываются битвы при Марафоне, Фермопилах, Саламине и Платеях.

Главными источниками Г. были его личные наблюдения во время путешествий, устные сообщения собеседников и письменные памятники (в их числе - литературные произведения, изречения оракулов, официальные документы, надписи). Вся «История» Г. проникнута убеждением, что история - результат миропорядка, установленного управляющим судьбой божеством. Г. верил в постоянное вмешательство божества в человеческие дела, верил в сны, оракулы, знамения и чудеса. Божество, по Г., карает дурных людей и награждает хороших. Как противник тирании Г. был сторонником рабовладельческой демократии.

В исторической науке утвердился взгляд на Г. как на правдивого историка, что противоречит господствовавшему в древности мнению. Напр., современник Ксенофонта Ктесий стремился в своей «Истории Персии» уличить Г. в лживости; Аристотель относил его к числу авторов сказок; мало верили в сведения Г. Феопомп, Цицерон, Авл Геллий, Страбон и Лукиан. Историк Плутарх написал специальный трактат «О злокозненности Геродота», в котором старался доказать, что Г. сознательно искажал истину. В то же время римский оратор Цицерон обращал внимание на универсализм Г. (благодаря которому в поле зрения историка оказываются не только греки и персы, но и другие народы и племена), его мастерство новеллиста и называл Г. «отцом истории» (О законах. I, 1, 5).

Геродот. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. Л., 1972; Дитмар А.Б. От Скифии до Элефантины. Жизнь и путешествия Геродота. М., 1961; Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота (тексты, перевод, комментарий). М., 1982; Лурье С.Я. Геродот. М.; Л., 1947; Нейхардт А.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 47-72, 92-99; Bornitz H.Fr. Herodot-Studien. Beitrдge zum Verstдndnis der Einheit des Geschichtswerkes. Berlin, 1968; Laschenaud G. Mythologie, religion et philosophie de l´histoire dans Herodote. Paris, 1978; Myres J.L. Herodotus, father of history. Oxford, 1966; Powell J.E. A lexicon to Herodotus. 2. ed. Hildesheim, 1960.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

(ок. 484 - 425 до н. э.)

Греческий историк, "отец истории". Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной "Истории" войну между греками и персами, Геродот впервые отнесся критически к своим источникам и систематизировал факты. На греко-персидскую войну Геродот смотрел как на конфликт европейских и восточных идеалов. Свои наблюдения, сделанные во время путешествий, Геродот использовал для антропологических и географических отступлений, а Египту он посвятил целую книгу. Известен колоритный эпизод, когда Геродота его собратья-греки называли "отцом лжи" (см. Гипербореи). Геродот был практически свободен от национальных предрассудков: понимание культурного многообразия народов и глубокий интерес к отдельным личностям делают Геродота одним из самых интересных античных авторов.

Греческий путешественник и историк, который посетил Египет и записал свои впечатления в пятом веке до нашей эры.

(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)

(490/480 - 430/424)

др.-гр. историк. Род. в Галикарнассе (М.Азия). Принадлежал к знатной и богатой семье, принимал активное участие в полит, жизни своей родины, но был вынужден покинуть ее. В нач. 40-х предпринял ряд путешествий по разл. районам Греции и Персидского ц-ва. Побывал также в Вавилоне, М. Азии, Египте, Фракии, Скифии, на о-вах Эгейского моря, в Южн. Италии и Сицилии. Длительное пребывание в Афинах, близость к Периклу и его кружку оказали решающее влияние на формирование полит, взглядов Г.: к демокр. строю Афин Г. относился с большим сочувствием. Из Афин Г. переселился в Фурии (Южн. Италия). Место его смерти неизвестно. Основной труд Г., дошедший до нас, условно наз. «История» и касается событий почти всего мира, извест. грекам того времени. Александрийские ученые разделили его на 9 кн., каждая из к-рых носит имя одной из муз: I - Клио; II - Евтерпа; III - Талия; IV - Мельпомена; V - Терпсихора; VI - Эрато; VII - Полигимния; VIII - Урания; IX - Каллиопа. В основу «Истории» положена идея о древ, вражде между эллинами и вост. народами, между Европой и Азией. Цель своего труда Г. видел в том, чтобы не были забыты деяния и подвиги, совершенные как эллинами, так и варварами, и чтобы не потеряла своего величия та причина, по к-рой они начали войну. Весь материал он располагает вокруг единой темы: борьбы между Европой и Азией, приведшей к Греко-персидским войнам. В рамки этой темы Г. вводит рассказы о разл. странах, по мере того как они входят в поле зрения его повеств. Г. начинает «Историю» с покорения ионийских городов персами, рассказывает историю Лидии до этого момента. Повествуя о желании Креза, лидийского царя, войти в дружбу с самыми сильными эллинскими племенами, Г. делает экскурс в историю Афин (с Солона) и историю Спарты (с Ликурга). Изложение истории Перс, державы заставляет Г. включить в свой труд сведения о Вавилоне, Египте, Скифии, Ливии и Фракии. С 5-й кн. «История» повествует о Гр.-перс. войнах, три последние кн. посвящены кульминационному пункту этой войны - походу Ксеркса. Осн. идея этой части - прославление афинян как «спасителей Эллады». Хотя гл. нить повеств. (о вражде и борьбе Востока и Запада) постоянно прерывается отступлениями и каждая кн. составляет небол. целое, труд Г. построен по единому худож. плану. Соч. проникнуто убеждением, что ход истории соответствует мировому порядку, установленному божеством. Г. твердо верит в непрестанное вмешательство божества в челов. дела. Иногда он объясняет события предопределением судьбы. Наряду с этим Г. считает, что успехи ист. деятелей явл. результатом их личных способностей и умения. Порой его анализ основан на собств. жизненном опыте, а также на реальных исторических и географических данных.

Для написания «Истории» Г. пользовался разл. источниками: личными наблюдениями, заключениями и разысканиями; устными сообщениями разных лиц; письменными памятниками. Описания Г. отличаются точностью и достоверностью, а некоторые геогр. и этногр. сведения подтверждаются во мн. случаях новейшими археол. исследованиями. Одним из достоинств Г. как писателя явл. его иск-во рассказчика. В этом отношении «История» близка к эпосу, отличаясь бесхитростной повествовательностью народных рассказов. Соч. Г. - своего рода ист.-геогр. и этногр. энциклопедия, неисчерпаемая сокровищница сведений о прошлом. «История» была известна в Элладе уже в к. V в. до н. э. В лит. эпохи эллинизма Г. вошел уже как классик. В рим. эпоху Г. начинают ценить гл. обр. с худож. стороны. Его упоминают Страбон, Диодор, Иосиф Флавий, Лукиан, Плутарх и др. Г. был хорошо известен в византийскую эпоху.

(Античная культура: литература, театр , искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓