Что такое 2 сигнальная система. Все про вторую сигнальную систему

Ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности. Первая сигнальная система имеется и у животных и у человека.

Деятельность этой системы проявляется в рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней и внутренней среды, за исключением смыслового содержания слова. Сигналами 1-й сигнальной системы являются запах, цвет, форма, температура, вкус предметов и т.д. Эти сигналы воздействуют на рецепторы анализаторов, от которых в головной мозг поступают нервные импульсы. И человек и животные в результате деятельности 1-й сигнальной системы осуществляют анализ и синтез этих нервных импульсов.

Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности.

Характерными чертами условных рефлексов 1-й сигнальной системы являются:

1) конкретность сигнала (то или иное явление окружающей действительности);

2) подкрепление безусловным раздражителем (пищевым, оборонительным, половым);

3) биологическая природа достигаемого приспособления (к наилучшему питанию, обороне, размножению).

У человека в процессе его социального развития, в результате коллективной трудовой деятельности появилась, по словам И.П. Павлова, «чрезвычайная прибавка» к механизмам работы мозга. Ею стала 2-я сигнальная система, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью слова и речи. Вторая сигнальная система тесно связана с сознанием и абстрактным мышлением человека.

Сигналами 2-й сигнальной системы являются слова устной и письменной речи, а также - формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Деятельность 2-й сигнальной системы проявляется, главным образом, в речевых условных рефлексах. Сигнальное значение слова для человека заключается не в простом звукосочетании, а в его смысловом содержании (в отличие от дрессированных животных. Причём смысловое значение слова, например апельсин, не зависит от звучания этого понятия на рзличных языках.

Слово для человека является таким же и даже более сильным физиологическим раздражителем, как предметы и явления окружающего мира. Вторая сигнальная система является всеобъемлющей, способной заменять и обобщать все раздражители 1-й сигнальной системы. Сигналы 1-й сигнальной системы, поступающие из различных частей тела и окружающей среды, непрерывно взаимодействуют с сигналами 2-й сигнальной системы. При этом образуются условные рефлексы второго и более высших порядков.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного речевого мышления , присущего только человеку. Абстрактное мышление позволяет человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений окружающего мира, мыслить словами, заменяющими эти предметы, словесно сопоставлять и обобщать их в виде понятий и умозаключений. В осуществлении функций 2-й сигнальной системы принимают участие структуры правого и левого полушарий головного мозга.


Человек, как и животные, рождается только с безусловными рефлексами . В процесс роста и развития и у человека и у животных происходит формирование условных рефлексов 1-й сигнальной системы. У человека процесс развития ВНД на этом не заканчивается и на базе 1-й сигнальной системы формируются условные рефлексы 2-й сигнальной системы. Они начинают формироваться, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающий мир. Условные рефлексы у него на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Следовательно, поведение человека складывается из безусловных рефлексов, условных рефлексов 1-й сигнальной системы и условных рефлексов 2-й сигнальной системы.

В физиологических условиях 2-я сигнальная система несколько притормаживает активность 1-й сигнальной системы. С появлением 2-й сигнальной системы возникает новая форма нервной деятельности - отвлечение и обобщение множества сигналов, поступающих в мозг. Это обусловливает высокую степень адаптации человека к окружающей среде. Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающем мире.

Характерными чертами условных рефлексов 2-й сигнальной системы являются:

1) распространение сигнального значения слов на все смежные, похожие факты и явления, т.е. всё более широкое обобщение понятий и отвлечение от конкретных частностей (человек идёт, поезд тоже идёт, часы идут, дождь идёт и т.п.);

2) одномоментность формирования и перестройки временных нервных связей. Например, можно объяснить приезжему, как найти нужный ему дом, и человек, никогда не бывший в этом городе, прямо придет к месту назначения Животное же, чтобы найти правильный путь в лабиринте, сделает множество проб и ошибок.

3) Отображение во второй сигнальной системе временных связей, образованных в первой, и наоборот. Например, если у человека выработать условный рефлекс вставания на звук звонка, а затем вместо включения звонка сказать слово «звонок», то человек встанет. Или же, если словами описывать вид и вкус любимого человеком кушанья, то у человека начнет выделяться слюна.

4) Чем более абстрактно и отвлеченно понятие, выраженное словом, тем слабее связь этого словесного сигнала с конкретным сигналом 1-й сигнальной системы.

5) Более высокая утомляемость и подверженность внешним влияниям рефлексов второй сигнальной системы по сравнению с первой.

Взаимодействие двух сигнальных систем выражается в явлении избирательной иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием связей между сенсорными зонами коры больших полушарий, воспринимающими стимулы и нервными структурами, обозначающими эти стимулы словами. Между двумя сигнальными системами существует также иррадиация торможения. Выработка дифференцировки к сигнальному стимулу может быть воспроизведена и при замене дифференцировочного раздражителя его словесным обозначением.

В процессе онтогенеза взаимодействие двух сигнальных систем проходит через несколько стадий. Первоначально условные рефлексы ребенка реализуются на уровне первой сигнальной системы: непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и двигательными реакциями. Во втором полугодии ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями, следовательно, добавляются условные связи «словесный раздражитель - непосредственная реакция». К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок уже начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, используя отдельные звуки для обозначения предметов, происходящих событий, а также своего состояния.

Позже ребенок начинает произносить отдельные слова. Сначала они не связаны с каким-либо предметом. В возрасте 1,5-2 лет часто одним словом обозначается не только предмет, но и действия и связанные с ним переживания. Лишь позже происходит дифференциация слов на категории, обозначающие предметы, действия, чувства. Появляется новый тип связей: непосредственный раздражитель - словесная реакция.

На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 слов и более. Он уже может объединять слова в простейшие речевые цепи и строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500-700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Появляется новый тип связей: словесный раздражитель - словесная реакция.

С развитием речи у ребенка в возрасте 2-3 лет усложняется интегративная деятельность мозга: появляются условные рефлексы на отношения величин, весов, расстояний, окраски предметов. В возрасте 3-4 лет вырабатываются различные двигательные и некоторые речевые стереотипы.

Вторая сигнальная система присуща человеку и является системой речевых сигналов, формой Ещё И.П.Павлов выдвигал понятие о различиях в работе головного и животных. Так, животным присуще развитие первой сигнальной системы, поскольку их мозг отвечает только на звуковые, зрительные и иные раздражители. Человек помимо этого имеет способность обобщения сигналов первой системы словом. Такая способность обеспечивает человеку возможность ориентироваться в окружающем его мире. Процесс обобщения возникает в результате условных связей, и зависит от их количества и характера.

Вторая сигнальная системаобразовалась в процессе эволюции под влиянием общения с иными людьми, поэтому важную роль здесь играет социальный фактор. Так, в поведении человека огромную роль занимают социальные реакции.

Следует отметить, что в образовании речи принимают участие три участка коры головного мозга - двигательный анализатор, слуховой и зрительный.

Первым начинает формироваться он находится на задней части левой височной извилины. Если этот отдел нарушен какой-либо патологией, утрачивается возможность восприятия значений слов, но способность воспринимать звуки в виде отдельных слов сохраняется. Поскольку данный анализатор связан с остальными двумя отделами анализаторами, утрачивается также способность читать и писать.

Двигательный анализатор находится в нижней части центральной извилины. При его поражении возникает паралич двигательных речевых мышц, что приводит к утрачиванию способности произносить слова.

Вторая сигнальная система человека является результатом деятельности коры больших полушарий. Её работа связана с деятельностью и получает в ней подкрепление, поэтому регулирует жизнь человека, управляя его эмоциями.

Устройство воспроизведения речи связано со становлением связей центров речи с моторными зонами. Здесь немаловажную роль играет например, координированные движения пальцев рук. Именно поэтому, развивая такие координированные действия, можно ускорить процесс формирования и развития речи.

Можно сказать, что вторая сигнальная система проявляет первые признаки своего развития уже на первом году жизни человека. Раньше всего формируются сенсорные механизмы речи, которые способствуют восприятию слов, затем развиваются механизмы моторные, которые связаны с умением говорить. По мере того, как созревают большие полушария мозга, совершенствуются подвижность и сила нервных процессов, что способствует образованию условных связей, связанных с созреванием ассоциативных путей, которые объединяют корковые центры головного мозга. Также для становления речи необходим зрелый периферический аппарат - язык, мышцы губ и гортани, мягкое нёбо и их совместная деятельность. Эти органы обеспечивают способность произносить членораздельные звуки, то есть артикуляцию.

Таким образом, вторая сигнальная система не развивается без развитого периферического аппарата.

Принято различать внешнюю речь, письменную и внутреннюю. Внешняя речь выступает средством общения людей, она строится таким образом, чтобы была понятна для слушателя. Речь внутренняя направлена на себя, она играет роль в развитии мышления. Самосознания и сознания. Письменная речь выражена в умении писать и читать, она тесно связана с речью внутренней.

Таким образом, первая и вторая сигнальные системы позволяют воспринимать человеку окружающий мир через органы чувств и слова. Развитие и функционирование второй сигнальной системы есть результатом работы коры головного мозга, в частности, больших его полушарий.

Две Сигнальные системы. Наличие второй сигнальной системы как основная отличительная особенность человека.

У человека в процессе труда и жизни в социуме появился, развился и усовершенствовался дополнительный механизм выработки условных рефлексов – речь. Этот механизм заключается в восприятии и анализе слов в качестве условных раздражителей. Павлов ввёл понятие «сигнальные системы»: общая для животных и человека первая и специфичная только для человека вторая.

Первая сигнальная система – непосредственные ощущения и восприятия – совокупность условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители. У человека иррадиация и концентрация идут быстрее, чем у животных, поэтому образуются условные рефлексы.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека на основе первой как система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых), слов. В словах содержится обобщение сигналов первой сигнальной системы. Качественное отличие связей второй сигнальной системы от первой: слово, хотя и является конкретным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), отражает не конкретные , а обобщённые и отвлечённые, наиболее существенные, основные свойства и отношения действительности. Через слово человек может получать знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. Возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений, передаются во вторую сигнальную систему. Вторая сигнальная система развивается у человека на основе первой и формируется только в процессе его социализации. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

Только в грудном возрасте первая сигнальная система действует автономно.

49. Слово (речь) -- это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет. Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение. Образование условного рефлекса на основе речевой деятельности является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека. Со второй сигнальной системой теснейшим образом связана особенность высшей нервной деятельности человека- способность к отвлечению и обобщению. Вторая сигнальная система имеет две функции -- коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей.

Почти у всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа:

1) мыслительный;

2) художественный;

3) средний (смешанный).

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.

К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

50. Речь функции. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля.

Речь имеет три функции : сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств) : Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Втора́я сигна́льная систе́ма - свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. Понятие о второй сигнальной системе ввел И.П. Павлов (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает только на непосредственные раздражения (зрительные, звуковые) или их следы. Возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. Человек обладает, помимо этого, способностью обобщать словом сигналы первой сигнальной системы. При этом слово, по выражению И.П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции. Первая и вторая сигнальные системы представляют собой различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая сигнальная система играет ведущую роль. Формирование второй сигнальной системы происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, то есть определяется не только биологическими, но и социальными факторами.

В связи с тем, что для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, И.П. Павлов предложил выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. Соответственно, художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, а средний - как уравновешенный по этому признаку. Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем. В ходе изучении второй сигнальной системы сначала происходило накопление фактов, а затем объяснение нервных механизмов действия слова. Было установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей и при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определенных пунктов коры мозга. Развитие второй сигнальной системы - результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией ограниченного отдела мозга невозможно.

Первая сигнальная система

Замечание 1

Впервые понятие сигнальные системы ввел И. П. Павлов, для различения ВНД человека и животных.

Первая сигнальная система присуща человеку и животному. Характеризуется, первая сигнальная система, проявлением в рефлексах, которые формируются на раздражении внешней и внутренней среды, кроме смыслового слова.

Сигналы первой сигнальной системы:

  • Запах;
  • Форма;
  • Вкус;
  • Цвет;
  • Температуру и т. п.

Поступление таких сигналов, от рецепторов поступают в головной мозг нервные импульсы животного и человека поддаются анализу и синтезу

Характерные черты первой сигнальной системы:

  1. Определенность сигнала (любые явления окружающей реальности человека или животного);
  2. Подкрепление безусловным раздражителем (например, оборонительными, пищевыми или половыми раздражителями);
  3. Биологическая природа целевого приспособления (человек или животное постоянно стремится к лучшему: питанию, жилищу, размножению, обороне).

Вторая сигнальная система

В процессе социального развития человеческий организм приобрел вторую сигнальную систему, которая стала обеспечивать формирование общего представления об окружающей реальности с помощью слова и речи. Вторая сигнальная система взаимосвязана с сознанием и абстрактным мышлением человека.

Сигналы второй сигнальной системы:

  • Слова устной речи;
  • Слова письменной речи;
  • Знаки;
  • Рисунки;
  • Формулы;
  • Мимика;
  • Жесты;
  • Символы.

Сигнальное значение слова для человека заключается в его смысловом содержании.

Вторая сигнальная система способна заменить раздражители первой сигнальной системы. Поскольку, сигналы 1-й системы постоянно и непрерывно взаимодействуют с сигналами 2-й системы. Таким образом, возникает условный рефлекс второго и последующих высших порядков.

Благодаря второй сигнальной системе человек способен к абстрактному речевому мышлению.

Для функционирования второй сигнально системы оба полушария головного мозга принимают участие.

Замечание 2

При 2-й сигнальной системы возникло, в нервной деятельности, отвлечение и обобщение сигналов, который непосредственно поступают в головной мозг. Вследствие, обусловливается адаптационная функция человека к внешней среде. Так, вторая сигнальная система регулирует различные формы поведения человека.

Характерные черты второй сигнальной системы:

  1. Обобщение понятий и отвлечение от общих свойств;
  2. Одновременность в перестройки и формирование временных нервных связей;
  3. Отображение временных связей;
  4. Абстрактность и отвлечение понятия;
  5. Утомляемость и влиятельность рефлексов.

Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами

Взаимодействие между системами, заключается в проявлении избирательной иррадиации нервных процессов между ними. Такое взаимодействие характеризуется наличием связей сенсорных зон коры больших полушарий между собой, которые воспринимают стимулы и нервные структуры. Также существует, между сигнальными системами, иррадиация торможения.

Стадии взаимодействия сигнальных систем в процессе онтогенеза:

  1. Реализация условных рефлексов на уровне первой сигнальной системы;
  2. Реакция на словесные раздражители вегетативными и соматическими реакциями;
  3. Словесная реакция, реализация второй сигнальной системы (начинается с произношением отдельных слов, связанных с отдельным предметом. Затем слова обозначают действия и переживания. Чуть позже происходит дифференциация слов на категории. В конечном итоге с каждым годом жизни ребенка увеличивается его словарный запас);
  4. Появление условных рефлексов;
  5. Выработка двигательных и речевых стереотипов.