Что такое рационализация в психологии. Рационализация в психологии – примеры из жизни

rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права"). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях.

Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью", то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность). Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы" будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс). В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность). 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы).

Неполное определение ↓

Нем.: Rationalisierung. -Франц.: rationalisation. - Англ.: rationalization. - Исп.: racionalizaci?n. - Итал.: razionalizzazione. - Португ.: racionalisa??o.

o Процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства и пр., подлинные мотивы которых остаются в тени. Так, может идти речь о рационализации симптома, навязчивой защиты, той или иной реакции. Состояние бреда тоже характеризуется рационализацией, приводящей к более или менее отчетливо выраженному системостроительству.

o Этот термин был введен в повседневную психоаналитическую практику Э.Джонсом в статье "Рационализация в повседневной жизни" (Rationalization in everyday life, 1908).

Рационализация - это весьма обычный прием, распространенный в очень широкой области - от различных видов бреда до нормального мышления. Поскольку любое поведение допускает рациональное объяснение, подчас нелегко бывает решить, верно ли это объяснение. В частности, при психоаналитическом лечении обнаруживаются все промежуточные стадии между двумя крайностями. В некоторых случаях бывает несложно доказать пациенту искусственность приводимых им мотивов и убедить его отказаться от них. В других же случаях рациональные мотивировки оказываются весьма прочно обоснованными (психоаналитикам хорошо известны случаи, при которых сопротивления маскируются "ссылкой на факты"), однако и тут оказывается полезно "заключить их в скобки", чтобы обнаружить бессознательные удовлетворения или зашиты, которые наслаиваются на эти мотивировки.

Примеры первого типа встречаются при рационализациях симптомов, невротических или перверсных (так, мужская гомосексуальность объясняется интеллектуальным и эстетическим превосходством мужчин), навязчивых защит (особые ритуалы, связанные с принятием пищи, объясняются, например, требованиями гигиены).

Гораздо труднее показать субъекту роль рационализации на примере черт характера или поведения, тесно связанных с Я.

Обычно рационализация не считается защитным механизмом, несмотря на свою неявную защитную функцию. Дело в том, что она нацелена не прямо на осуществление влечений, но скорее на вторичную маскировку различных элементов защитного конфликта. Таким образом, и защиты, и сопротивления анализу, и реакции разного рода сами, в свою очередь, могут стать предметом рационализации. Рационализация находит себе прочную опору в готовых идеологических схемах, общепринятой морали, религиях, Политических убеждениях и т.д., причем во всех этих случаях Сверх-Я усиливает защиты Я.

Рационализацию можно сравнить с вторичной обработкой*, которая строит из образов сновидений связный сценарий.

Именно в этом ограниченном смысле Фрейд считает возможным использовать рационализацию для объяснения бреда. С точки зрения Фрейда, рационализация не может порождать тематику бреда (1): это мнение противоположно традиционным представлениям, согласно которым мегаломания - это рационализация бреда преследования ("я, должно быть, великая личность, раз меня преследуют столь влиятельные люди").

Понятие "интеллектуализация" близко по смыслу рационализации; однако их следует разграничивать.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

1. Бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны. Приписывание своему поведению неправильных, но удобных причин. Псевдоразумное объяснение своих желаний или поступков, на самом деле вызванных причинами, признание коих грозило бы потерей самоуважения.

Самые яркие феномены рационализации называются "кислым виноградом" и "сладким лимоном": первый известен по басне Крылова, второй имеет целью не столько дискредитацию недосягаемого, сколько преувеличение ценности того, что имеется - "синицы в руках".

2. Один из механизмов защитных - форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, кои в действительности обусловлены иррациональными влечениями, неприемлемыми личностно или социально. Обеспечивает маскировку, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий, и тем самым - формулировку более приемлемых объяснений собственного поведения, обеспечение состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение, предотвращение переживания вины или стыда.

Рационализация направлена на блокирование осознания тех мотивов, что выступают как социально неприемлемые или неодобряемые, или же индивидуально нежелательные, ввиду расхождения с Я-концепцией (несоответствия образу идеального Я), жизненными планами и конкретными целями деятельности.

Неосознаваемость мотивов, способных вызвать рационализацию, может детерминироваться не только социальной или личной неприемлемостью, но и внушением постгипнотическим, действиями в состоянии аффекта, и пр.

После совершения действия, детерминируемого неосознаваемыми мотивами разного рода, субъект рефлексивно анализирует свое поведение и ситуации, рационализирует происшедшее и приписывает своим поступкам более приемлемые причины (мотивировки), находя "защитные" объяснения.

Согласно З. Фрейду и его последователям, на ранних стадиях развития личности рационализация - эффективный механизм защитный. У взрослого человека активное использование процессов рационализации ведет к неадекватному контролю поведения, к отсутствию правильного понимания себя и мира.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (RATIONALIZATION)

Термин, обозначающий процесс построения субъективно-рассудочных, сознательных объяснений отдельных собственных действий или установок, в основе которых лежат бессознательные, скрытые, неприемлемые для данного индивида мотивы. Хотя рационализация и не относится к какому-либо четко фиксированному механизму защиты, ее принято рассматривать в аспекте защит. Рационализация, кок правило, усиливает механизмы вытеснения. От интеллектуализации (то есть изоляции аффекта, при которой к сознанию допускается лишь потенциально объективируемое, осмысленное содержание) рационализация отличается отсутствием эмоциональных побуждений,

Рационализация

Rationalization). Защитный механизм, при котором индивид находит допустимые причины для недопустимых мыслей и действий. Этот механизм маскирует мотивы, делая наши поступки морально оправданными и тем самым подчиняясь давлению, исходящему от супер-эго.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

лат. rationalitas - разумность). Один из Фрейда механизмов психологической защиты, характеризующийся бессознательной попыткой рационально обосновать абсурдный, иррациональный импульс, противоречащую общепринятому идею, преследующую неблаговидную цель. Так, например, не оказав помощи ближнему в экстремальной ситуации, человек пытается это логически обосновать тем, что его вмешательство все равно оказалось бы безрезультатным и привело бы только к увеличению, числа жертв; страдающий алкоголизмом ссылается на советы врача применять небольшие дозы алкоголя при язвенной болезни желудка. Термин предложен E. Jones .

Рационализация

Один из защитных механизмов по теории Фрейда: попытка объяснить наше поведение самим себе и другим, пользуясь рациональными и социально приемлемыми способами. К примеру, мы можем скрывать детскую привычку есть из особой тарелки или пить только из своей чашки за объяснением вроде «я не хочу наглотаться чужих микробов».

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

rationalisation) - (в психиатрии) объяснение каких-либо событий или поведения человека таким образом, при котором стираются его истинные причины. Например, человек может объяснить свой отказ от посещения вечеринки тем, что он слишком устал и хочет отдохнуть, тогда как истинной причиной его отказа является то, что он просто боится встречи с новыми, незнакомыми ему людьми.

Рационализация

Словообразование. Происходит от лат. rationalis - разумный.

Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

1. В общих понятиях: процесс, в результате которого то, что было запутанным, неясным и иррациональным (или, возможно, лучше нерациональным) становится ясным, четким и рациональным. 2. В психоаналитической теории этот термин употребляется в общем значении, но с дополнительной коннотацией: что это используется для того, чтобы скрыть истинные мотивы действий, мыслей или чувств человека. В этом смысле термин обычно относится к защитным механизмам. 3. Результат процесса рационализации в любом из вышеуказанных значений.

Рационализация

Тенденциозный анализ аргументации, когда желательное заключение расценивается как приемлемое, либо нежелательное заключение расценивается как неприемлемое. Обычно рационализация происходит бессознательно.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

защитный психологический механизм, целенаправленная попытка человека разумно объяснить и оправдать какое-либо свое действие, которое на самом деле не поддается вполне разумному объяснению и безусловному оправданию.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс логического, рассудочного объяснения человеком собственных мыслей, установок, поступков и действий, позволяющий оправдывать и скрывать истинные их мотивы.

Представления о рационализации содержались в работах многих писателей и ученых, поскольку данное явление широко распространено в жизни людей. Однако психоаналитическое понимание этого феномена впервые было дано английским психоаналитиком Э. Джонсом (1879–1958) в его статье «Рационализация в повседневной жизни» (1908).

Процесс рационализации не ускользнул от внимания З. Фрейда. Напротив, во многих своих работах он не только продемонстрировал масштабность распространения этого процесса, но и показал важность раскрытия в психоаналитической терапии стоящих за рационализацией бессознательных влечений.

В психоаналитической практике рационализация пациентов может быть связана с различного рода логическими построениями и конструкциями, с помощью которых они объясняют свои невротические симптомы, оправдывают свои отношения с другими людьми, включая аналитика, выражают протест против иных интерпретаций их поведения и образа жизни. Пациенты воспринимают свои собственные логические построения и конструкции в качестве сознательных умозаключений, свидетельствующих о здравом отношении к реальности. В действительности же в основе их рассудочной деятельности лежат такие мотивы, которые являются бессознательными и не осознаются пациентами.

Рационализация тесно связана с защитными механизмами, используемыми индивидом для разрешения внутрипсихических конфликтов. В некоторых случаях она воспринимается в качестве своеобразного защитного приема, к которому может прибегать любой нормальный человек, не осознающий глубинные мотивы своего мышления и поведения. Вместе с тем, с психоаналитической точки зрения, рационализация не является защитным механизмом в строгом смысле этого слова. Ее основная функция заключается в сокрытии подлинных мотивов мышления и поведения, в логическом оправдании и поддержке предшествующих психических защит, использованных человеком при решении конфликтов, в том числе и патологических, приведших к бегству в болезнь. В этом отношении рационализация выступает в качестве вторичного образования по сравнению с первичными защитными механизмами, то есть становится как бы защитой защиты.

Как вторичное образование рационализация оказывается действенной, часто используемой пациентами не только по отношению к рассудочному оправданию бессознательного проявления собственных психических защит, но и по отношению к различного рода сопротивлениям, возникающим в процессе аналитической терапии.

Распространенной является точка зрения, согласно которой рационализация основывается на принятой в обществе идеологии, морали. Однако некоторые психоаналитики выступают против подобного понимания рациональности. В частности, К. Хорни (1885–1952) считала, что в действительности имеется «широкий диапазон индивидуальных различий как в содержании, так и в методах рационализации». В работе «Наши внутренние конфликты» (1945) она показала те различия в аргументации, к которой прибегают уступчивый и агрессивный типы личности. Первый тип приписывает свое желание быть полезным чувствам симпатии, и если у него слишком заметны наклонности к деспотизму, то он «рационализирует их как проявление заботы о других». Второй тип отрицает наличие какого-либо чувства симпатии, и в случае, когда он является полезным, приписывает свои действия исключительно целесообразности.

К. Хорни полагала, что диапазон индивидуальных различий в содержании и методах рационализации вполне очевиден, если «рассматривать рационализацию как один из способов поддержки невротических попыток создания искусственной гармонии». В общем плане она исходила из того, что рационализация – это «самообман посредством логического рассуждения».

В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) К. Хорни предостерегала, что «пользоваться концепцией рационализации означает работать с опасным оружием». Речь идет о том, что психоаналитик не должен считать ту или иную установку или убеждение пациента рационализацией чего-то другого, если на то нет соответствующих доказательств. Если, например, человек не соглашается на хорошо оплачиваемую, но трудную работу, объясняя это тем, что не может пойти на компромиссы со своими убеждениями, то, возможно, его убеждения действительно более ценны для него, чем финансовая выгода. Не исключено также и то, что основным мотивом его решения являются не его убеждения, а страх, связанный с опасением не справиться с предложенной работой. Возможны и какие-то другие мотивы отказа человека от предложенной работы. Это означает, что психоаналитику следует сперва разобраться в подлинных мотивах мышления и поведения человека, прежде чем усматривать в его решении действие процесса рационализации. По мнению К. Хорни, в данном случае «мы можем говорить о рационализации лишь тогда, когда в действительности более сильной мотивацией являются страхи».

В обыденном представлении понятие рационализации нередко смешивается с интеллектуализацией. В психоаналитической литературе между ними проводится различие. Рационализация соотносится с рассудочным объяснением, маскирующим подлинные мотивы мышления и поведения человека, в то время как интеллектуализация – с сознательной деятельностью, основанной на активизации мыслительных процессов.

Рационализация – это выработанный в ходе столкновения с психоэмоциональными перегрузками способ объяснения механизмов реагирования внешнего и внутреннего мира с рационально-обусловленной позиции. Наиболее актуальными моментами служат ситуации отсутствия сознательного компонента, когда ситуация имеет бессознательную или неконтролируемую природу. Относится к защитному механизму, обусловленному использованием мышлением лишь части воспринимаемой из реальности информации, и подгона результата анализа, чтобы поведение выступало контролируемым и соответствующим действительности актом.

Рационализация – это защитный механизм, реализующий попытку объяснить необъясненное непонятное или не принимаемое поведение или же оправдать проступок, ошибку, в стремлении сохранить и позитивное самовосприятие. Коррелирует возникновение такого типа защиты с акцентуацией и индивидуалистичных черт личности. Тем не менее, являясь наиболее распространенной, по численным показателям встречаемости, формой защиты от , рационализация использовалась каждым, протекая в легкой или углубленной форме. Базовым стремлением к предсказуемости эмоциональных и действенных реакций, к стабильности окружающей системы, а также значимостью социальной желательности обусловлено возникновение рационализации, как наиболее социально приемлемого и эволюционно актуального способа защиты психики.

Рационализация в психологии

Рационализация в психологии это термин, введенный З.Фрейдом, а впоследствии и целая концепция, разработкой которой занималась А.Фрейд. Направлена рационализация на избегание , путем объяснения случившихся событий с точки зрения сознательного выбора, тогда как в реальности действия и выбор осуществлялись не контролирующей частью сознания, а под руководством бессознательных .

Рационализация – защитный механизм, позволяющий скрыть неприятные или неугодные мысли и чувства не только от общества, но также от самого себя. Являясь наиболее распространенным механизмом защиты психики от фрустрирующих моментов, рационализация не имеет ничего общего с намеренным обманом или попытками оправдаться. Весь механизм действия происходит вне контроля сознания, но может носить логическое обоснование и иметь под собой вполне существенные аргументы. Однако в построении рационализаторских концепций наличествует лишь малая доля истины, а остальное замещается фантазией и подменой понятий, что несет в себе угрозу для личности человека.

Мир рационализатора прост, строен, предсказуем, сам человек уверен, с и сохраненным . При таком подходе нарушена живая связь с реальностью и недоступны новые источники получения опыта, который часто приходит через болезненные ощущения. Обедняется сама личность человека, из которой вырезаются все негативные (относительно убеждений человека), но возможно вполне полезные (эволюционно) навыки, чувства и желания.

Рационализация в психологии это достаточно широкое по спектру проявления понятие – от защитного механизма психики нормального человека (не влияющего существенно на ход жизни и развития) до симптоматики психиатрической клиники, как одного из видов бреда (когда доказательная база, опирающаяся на логические построения направлена на поддержание бредовой концепции пациента).

Сложность в работе с данным типом психической реакции зависит от стадии рационализаторских убеждений. В одних случаях бывает достаточно легко показать человеку надуманность приводимых им доводов, после чего наступает работа с травматическими переживаниями, скрывающимися за не истинным объяснениями ситуации. А бывают случаи, когда логическое оспаривание и приведение любых фактов не дает никакого результата. В этом варианте моменты рационализации тесно сопряжены с непосредственной безопасностью Я человека или же стоят на страже глубокого травматического опыта. При наличии столь сильного сопротивления не имеет смысла силой ломать защиту, так как есть высокая вероятность, что психика не обладает в данной временной точке необходимыми ресурсами для интеграции опыта, который придется пережить в случае убирания защитной заслонки. В данном контексте имеет смыл сначала поработать над поиском ресурсов и подбираться к травматичной области аккуратно, ориентируясь на готовность клиента к контакту с собственным переживаниями.

Способы рационализации имеют два проявления – человек либо оправдывает себя, либо ищет объяснения в факторах, не имеющих отношения к его персоне (обстоятельства, действия других). Какое бы направление (относительно внутреннего мира или внешних факторов) не носила рационализация, стоит, прислушиваясь к действительности уловить тот момент, когда данный механизм приобретает серьезные объемы и становится непробиваем при простом разговоре и указании фактов. Также следует обратить внимание на длительное использование рационализации для обезболивания в месте повторяющихся случаев или относительно всего мира, как способ существования. В таких случаях стоит заглянуть к психотерапевтам, основная работа которых при снятии рационализации сводится к умению показать, что реальный мир не так ужасен, а истинные поступки и желания не приведут к глобальным катаклизмам. Что можно жить счастливым человеком, имея недостатки, негативные , агрессивные мысли – стоит лишь посмотреть, что так живут многие и найти свой собственный способ организации окружающего пространства так, чтобы мир или сам человек себе не был противен.

Рационализация в психологии – примеры из жизни

Рационализация в жизни выглядит как поиск смыслов и объяснений даже в тех моментах, когда стоит довериться ситуации, рискнуть или сделать упор на чувствование. Это один из способов избегания тревоги и сохранения мнимого чувства комфорта. Один из общих примеров будет выглядеть как поиск смысла в путешествии с непонятными людьми в незнакомую страну, когда речь идет о расширении кругозора, своего общения и эмоционального опыта. Тревога от предвкушения нового заставляет искать, как человеку это пригодится для его работы или совершенствования навыка. При отсутствии рационализации тревоги и признании факта ее наличия человек скорее проанализирует возможные риски, подготовится к особо волнующим моментам или откажется от мероприятия, если на данный момент не под силу совладать со всеми возможными трудностями.

Также рационализация может проявляться в объяснении собственного поведения, противоречащего нормам этики или морали. Например, пройдя мимо лежащего на тротуаре, мы объясняем это тем, что, скорее всего это алкоголик, а когда берем взятку, оправдываемся тем, что так поступают все и вообще без этих денег не купить новые сапоги, а уже зима. Стремление в объяснении собственных неудач внешними факторами направлено на перекладывание ответственности за неудачу на внешние факторы и тем самым сохранение чувства достоинства и самооценки. Можно выстроить целую систему доказательств того, что выговор был получен из-за плохого настроения шефа, а также что все поступившие на бюджет дали взятку или имеют блат. В таких историях человек выглядит невинной жертвой ужасного окружающего мира, а не лентяем, который завалил сроки проекта или не готовился к экзаменам.

Даже при внешне положительном поступке мы можем столкнуться с рационализацией, если спросим у человека истинные мотивы. В том случае, если они окажутся негативными или порицаемыми или же вступают в конфликт с внутренними представлениями о себе, человек выдаст крупицу правды и стройную рационализацию.

Данный механизм мешает замечать реальность, анализировать ее и делать выводы, набираясь опыта для дальнейшей жизни. Живя в иллюзорном мире собственной благополучности и предсказуемости мира, человек неизбежно сталкивается с событиями, которые оказываются сильнее этого механизма защиты и тогда удар оказывается сокрушительным, ведь навыка преодоления негатива не выработалось. И когда рушатся защитные стены, оказывается, что нужно учиться принимать себя несовершенного, а порой ужасного, смиряться с тем, что некоторые свои реакции и поступки вы сможете объяснить через длительное время раскопок на психотерапии и учиться жить в непредсказуемом мире, где у вас отсутствует контроль над всем происходящим.

Иногда, кажется, что мы не живём, а спим. Почему такое представление возникает? Оно возникает тогда, когда стараешься жизнь подменить умом. В результате делаешь жизнь серой и скучной, не остаётся в ней места чуду!

З. Фрейд заметил, что после сеанса гипноза, во время которого человеку внушили, чтобы он раскрыл свой зонтик, совершающий это бессмысленное действие человек, сразу находил себе оправдание, а по сути самооправдание. Но рациональный человек не тот кто постоянно занимается самооправданием.

Обычно у людей объяснение было следующее: « проверяю, как зонт работает».

Загипнотизированному до этого человеку было невдомёк, что на самом деле это действие ему внушили.

Фрейд назвал этот защитный механизм «рационализация». Рациональный человек всегда найдёт логичное объяснение своему поведению, оправдывающее его. Даже если эти объяснения притянуты за уши.

Чем умнее человек(Рациональный человек), тем больше он найдёт аргументов в своё оправдание в той или иной ситуации.

Давайте обратимся к нашей палочке-выручалочке, к Википедии:

Рационализация (психология)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Рационализа́ция (лат. rationalis - разумный, лат. ratio - разум) - механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины. Термин был предложен Зигмундом Фрейдом, в дальнейшем понятие развила его дочь Анна Фрейд.

Защитная функция рационализации состоит в попытке post factum создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации, или попытка оправдать неудачу или ошибку.

Например, пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - желанием сделать окружающих более самостоятельными. И везде рационализация по сути выступает как самооправдание и самообман. Во всех этих случаях решение, как поступить, принимается подсознательно и человек не осознаёт лежащей за ним мотивации. Если вдруг встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается неблаговидной, часто человек вместо её осознания ищет рационально выглядящее оправдание, призванное убедить его и окружающих в разумных и благовидных причинах принятого решения. При этом человек и сам искренне верит в свои рационализации.

Знаменитый пример рационализации - басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Такое вот самооправдание и самообман.Как видим из этого примера, рационализация может быть очень полезной и объективно приносить пользу. Проблемы начинаются тогда, когда рационализация используется для того чтобы выдавать себе индульгенции на деструктивное поведение.

Рационализация может противоречить логике и фактам, но это не обязательно. Её иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным.

Постоянная рационализация, прежде всего невроз, когда человек спонтанные свои поступки обязательно оправдывает!Сглаживание разницы между желаемым и действительным всегда является подспудной целью рационализации. Ненароком с помощью логики завышается ценность достигнутого результата и умаляется то, что по разным причинам не получилось. И это всё тоже самооправдание и самообман.

Рационализация напоминает комфортное осмысление, такое осмысление, которое удобно и не вызывает тревожных сомнений. Но не лучше ли, не сдерживая возбуждения, ослаблять тревогу, а не пытаться всю жизнь свою под комфортное осмысление подгонять.

Рационализация как невроз и защитный механизм особенно наглядно у психастеников проявляется! Мнительный психастеник постоянно всё объясняет и доказывает, предусматривает и планирует. Сил на реальные стремления и находки уже и не остаётся!

Рационализацию очень часто путают с интеллектуализацией. Конечно, эти два процесса тесно связаны и зачастую сопутствуют друг другу. Тем не менее, разница между ними есть.

Интеллектуализация, по сути, нейтрализация эмоций и чувств, замена их мыслями, а рационализация ещё и объяснение своих переживаний и поступков. Общее между рационализацией и интеллектуализацией не что иное, как самооправдание.

Для полной и ясной картины рационализации полезно сравнить её с тем, что называется объяснение. Постоянное объяснение самому себе своего поведения, поступков, мотивов и есть рационализация. И это конечно всегда объяснение комфортное, удобное и оправдывающее.

Рационализация не решает проблемы, а только ретуширует её, тщательно при этом её скрывая!

Стремление человека жить в упорядоченном, логичном, стабильном мире и вызывает рационализацию и интеллектуализацию. Но мир не только устойчив, но и изменчив, часто непредсказуем и логике не подчиняется. И чтобы тяжело не переживать противоречия жизни, человек прибегает к рационализации как самооправданию и самообману.

Невроз это постоянный самоконтроль, обязательно включающий в себя рационализацию! И чем меньше самоконтроля, тем и меньше будет рационализации.

А рационализируем ли мы свои эмоции? (В данной статье я использую слово «эмоции» в широком смысле, как весь спектр переживаний, начиная от простейших комплексов ощущений и продолжая сложными чувствами.)

Рационализируем. Ещё как. И тем самым врём себе .

Вы хотите полностью объяснять эмоции? При большом желании, вы этого достигните. В лучшем случае это буде схематичное, мало что означающее для практической жизни «словоблудие». В худшем: очередное сдерживающее влияние на эмоции, их искажение.

Мы не всё в жизни способны объяснить? Рождение и смерть, бесконечность недоступны нашему пониманию. А почему подвластны уму эмоции?

Воле они подвластны, а уму нет. А воля, этот экстренный, аварийный я бы сказал, механизм психики, срабатывает тогда, когда надо себя заставить что-то сделать или задавить в себе. Например, эмоции подавить.

Допустим, мы подумали и решили, что страх это плохо! Подключили волю и . Вместо того, чтобы страх пережить сполна и тем самым освободиться от него, мы загнали его внутрь и устроили с ним борьбу, тратя на это немало нервных сил.

Рационализация представляет собой попытку условно логически объяснить, оправдать какие-либо действия, ощущения, мысли, которые воспринимаются как «недостойные».

В психологии и в частности в психоаналитическом подходе (психоанализ) под рационализацией понимается один из вариантов защитных механизмов. Это состояние проявляет себя в ситуациях, когда возникает риск развития внутреннего конфликта, дискомфорта, связанного с противоречием между поведением и гармоничным существованием.

Рационализация – это попытка псевдообъяснения и самообмана, позволяющая предотвратить развитие негативных состояний (тревога, болезненное волнение, страх, самобичевание и другое) или помогающая притупить неприятные чувства.

Рассматривать этот механизм как непосредственное заболевание невозможно. Состояние в разной степени свойственно всем людям. Оно способствует сохранению психики. Однако в ряде случаев рационализация может иметь невротический характер, доминировать в жизни. Либо соседствовать с такими нарушениями как бред, мании, неврозы, навязчивости.

Такой защитный механизм, как рационализация, считается самым востребованным и распространенным на фоне других вариантов психологических защит. К нему прибегает любой человек хотя бы несколько раз в жизни. Потому некоторые специалисты склонны полагать, что под рационализацией может пониматься врожденная личностная черта. У одних людей эта черта ввиду особенностей психики и личного опыта может быть заостренной и доминирующей, у других же заявлять о себе лишь время от времени, в исключительных кризисных ситуациях.

Подобный самообман, уберегающий психику от потрясений, заметен уже в раннем возрасте. Типичным мотивом для условно рационального объяснения выступает неосознаваемое желание избежать перемен в мыслях, действиях и поступках, при этом оправдать себя в своих глазах за недопустимые или противоречивые моменты в поведении и чувствах.

Причинами для рационализации могут стать разного рода внешние ситуации, обстоятельства, вынуждающие человека отыскать максимально обоснованное и логическое объяснение своим действиям. Однако зачастую основные мотивы скрываются внутри личности.

Внутренние причины

«Запустить» рационализацию как попытку бегства от дискомфорта могут следующие внутренние основания:

Рационализация также может быть продиктована инфантильностью, определенным воспитанием, низкой стрессоустойчивостью и невозможностью справляться с кризисными ситуациями.

Для человека со слабой психикой защитный механизм может сыграть положительную роль, но, доходя до абсурда либо маскируя какие-либо нарушения, рационализация способна негативно отразиться на жизни. В ситуациях, когда «логический самообман» совершенно невозможен, хоть и необходим, личность может пострадать в большей степени, испытывая сильнейший внутренний конфликт.

Проявления

Заметить данное состояние можно в попытках человека логически обосновать тот или иной спорный момент. Зачастую выглядит рационализация как самооправдание, с помощью которого личность выставляет себя в более выгодном свете, «отбеливает» себя. При этом нередко, вступая в диалог или спор с таким человеком, возникает ситуация, когда индивид до последнего борется за свою правоту, находя все новые и новые варианты самообмана и рационального объяснения.

Некоторые примеры

В детском возрасте оправдания рационального характера могут встречаться в ситуациях, когда ребенок не желает делиться какой-то вещью. В рамках этого могут звучать фразы о том, что родители не разрешают давать ту или иную игрушку, что они будут ругаться.

Для школьников или студентов типичными вариантами патологии выступают ситуации, когда человек старательно убеждает и себя, и всех вокруг, что нет его вины в низкой оценке за экзамен. Даже если не осуществлялась достойная подготовка к зачету, контрольной работе, такой индивид старательно перекладывает ответственность за результат на преподавателя («он слишком критично ко мне относится») или внешние обстоятельства («было шумно, я не мог сосредоточиться»).

Самым основным примером защитного механизма в любом возрасте является самоубеждение, что итоговый, не самый приятный результат ситуации выглядит не таким уж плохим. Другой вариант – невозможность получить нечто желаемое и нужное заставляет изменить взгляд на потребность. И тогда человек, стараясь предотвратить внутренний дискомфорт, обманывает сам себя, утверждая, что потребность не столь и сильна («не очень-то и хотелось»).

Механизм защиты фигурирует в поведении родителей, избегающих тесного контакта с ребенком и принятия участия в его воспитании. Оправданием служит необходимость работать и заниматься бытовыми делами.

Безработный человек, «сбегая» от угрызений совести, может оправдываться тем, что нет достойных вакансий. Индивид, имеющий какие-либо зависимости, может находить оправдания в контексте идеи о том, что, избавься он от привычки, у него не останется друзей или будет некуда девать энергию, свободное время. Решение деловых либо неформальных вопросов по телефону или при личной встрече может откладываться ввиду внутренней неуверенности человека. И тогда рациональными оправданиями служат фразы о нехватке времени, повседневной загруженности.

Что с этим делать

В большинстве случаев, когда рационализация является нормой, состояние не требует вмешательства психолога либо психотерапевта. Если защитный механизм приобретает невротические черты, проявляется как попытка маскировки негативного состояния психики или вызывает осознанное беспокойство, тогда проведение корректирующих мер может быть оправдано.

Лекарственное воздействие

Использование соответствующих медикаментов допустимо, когда присутствуют какие-либо нарушения психики. Например, если патологическая тревога провоцирует постоянную активацию защитного механизма, то могут быть назначены успокаивающие препараты.

Лекарства подбираются, исходя из индивидуального состояния. Но основная ставка при работе с человеком делается именно на психотерапевтический подход.

Психотерапия

Первостепенной задачей становится определение, насколько рационализация в жизни индивида принимает невротический характер. После этого акцент делается на индивидуальную беседу, в ходе которой определяются внутренние мотивы, вызывающие склонность к самообману.

Перед специалистом стоит цель не только раскрыть причины, помочь человеку принять и осознать их, но и необходимость проработать те или иные проблемы. А также обучить новым вариантам реакций, поведения.

Процесс психотерапии может строиться на основе устранения вытесненных воспоминаний о психотравмах, спровоцировавших развитие тревоги и страхов, которые неосознанно подталкивают к оправданиям, на коррекции самооценки и самоотношения и так далее.

Любое влияние осуществляется с учетом текущего психического состояния. Из методов может применяться психоанализ, использоваться когнитивно-поведенческий подход, выбираться различные методики арт-терапии.

Несмотря на то, что защитный механизм рационального типа является распространенным, необходимо внимательно относиться к тем моментам, когда он о себе заявляет. И если замечается возникающее в жизни напряжение от такого проявления, разумно обратиться за консультацией к специалисту.