Что такое разряд глагола. Возвратные и невозвратные глаголы
Выделяются лексико-грамматические разряды глаголов переходных и непереходных, возвратных и невозвратных, личных и безличных.
Переходные и непереходные глаголы - это два больших разряда глаголов, различающихся значением и особенностями управления.
Переходными называются глаголы, которые обозначают действие или отношение, направленное на определенный предмет (объект), и управляют беспредложной формой винительного падежа существительного (а при глаголах с отрицанием и ряде других глаголов - формой родительного падежа), имеющей значение предмета, на который направлено действие: читать газеты, не читать газет; попить чаю.
Не являются грамматически переходными: 1) глаголы, управляющие винительным падежом не со значением предмета, на который направлено действие или отношение, а с другим падежным значением: проболеть неделю (падежная фор-
ма существительного имеет значение меры времени); книга стоит тысячу рублей (винительный беспредложный имеет значение меры стоимости); 2) глаголы, при которых объектное значение (т. е. значение предмета, на который направлено действие) выражено не формой винительного падежа без предлога, а другими падежными формами или предложно-падежны-ми конструкциями: доверять другу; заведовать гаражом; трудиться над сочинением.
Непереходные глаголы (идти, лежать, верить и т. п.) никогда не сочетаются с беспредложным винительным падежом в указанном значении. Дополнительным показателем непереходности может служить возвратный словообразовательный постфикс -ся, имеющийся у многих непереходных глаголов: строиться, переговариваться, улыбаться и т. п. (возвратных переходных глаголов не бывает).
Возвратные и невозвратные глаголы различаются наличием/отсутствием специального возвратного словообразовательного постфикса -ся/-сь.
Невозвратными являются как переходные (брать, рисовать, говорить), так и непереходные (дышать, лежать, разговаривать) глаголы, не имеющие в своем составе постфикса -ся/-сь.
Возвратными называются глаголы со словообразовательным постфиксом -ся (они всегда являются непереходными): учиться, перезваниваться, смеяться. Большинство таких глаголов образовано от невозвратных глаголов: браться начитаться. Но есть и непроизводные возвратные глаголы: смеяться, улыбаться и др.
От возвратных глаголов необходимо отличать глагольные формы с не входящим в основу словоизменительным постфиксом -ся: 1) грамматические формы страдательного залога невозвратных глаголов: Гостиница строится туристической фирмой (в этом предложении использована страдательная форма невозвратного глагола строить); 2) безличные глагольные формы типа хочется (грамматическая форма невозвратного глагола хотеть), работается (грамматическая форма невозвратного глагола работать).
Личные и безличные глаголы различаются отношением к категории лица, грамматической сочетаемостью и ролью в предложении.
Личные глаголы составляют большую часть русских глаголов. Эти глаголы способны изменяться по лицам: читать (читаю, читаешь, читает), говорить (говорю, говоришь, говорит), толкнуть (толкну, толкнешь, толкнет) и т. п. Они имеют полный набор возможных для русского глагола спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм. В двусоставном предложении личные глаголы выполняют роль простого глагольного сказуемого и сочетаются с именительным падежом подлежащего (Учитель читает книгу).
Безличные глаголы (смеркается, нездоровится, недостает) - это глаголы, которые не сочетаются с подлежащим и используются в качестве главного члена односоставных безличных предложений: Детям надлежит учиться; В январе резко похолодало. Безличные глаголы обозначают состояние природы: вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится, тошнит; они выражают также различные модальные значения: подобает, следует, а также меру наличия чего-либо: недостает, хватает (не хватает).
Набор грамматических форм безличных глаголов отличается неполнотой - у них нет изменения по лицам и числам, используются лишь окончания 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: знобит, завьюжит, будет недоставать, а также среднего рода единственного числа прошедшего времени: пуржило и сослагательного наклонения: следовало бы. В составных формах глагольного сказуемого используются также формы инфинитива: Стало светать; Начнет холодать.
Кроме безличных глаголов, в современном русском языке имеются особые безличные глагольные формы «обычных» (личных) глаголов, образуемые при помощи словоизменительного постфикса -ся/-сь: Не спится, няня... (П.); форма спится представляет собой безличную форму глагола спать. Ср. также: Здесь хорошо работается (
Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в
Воспользуйтесь формой поиска
Лексико-грамматические разряды глаголов
релевантные научные источники:
- Морфология и словообразование. Курс лекций
| Лекция(и) | 2016 | Россия | docx | 0.35 Мб
Словообразование Вопрос 1. Словообразование как раздел языкознания. Предмет и задачи словообразования. Вопрос 2. Понятие о словообразовательной системе русского языка. Вопрос 3. Непроизводные и
- Ответы по Морфологии современного русского языка
| Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.12 Мб
1 Морфология как раздел науки о языке. Грам. значение, грам. категория, грам. форма. Принципы выделения частей речи. 2 Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды
- Ответы к экзамену по морфологии русского языка
| Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб
Морфология как раздел языкознания: предмет и задачи. Связь морфологии с другими уровнями языковой системы. Грамматическое значение слова. Способы и средства выражения грамматических значений.
- Ответы на билеты по дисциплине Русский язык
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.16 Мб
1. Понятие о современном русском литературном языке. Литературный язык и территориальные диалекты. Функциональные стили книжно-литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический,
- Шпаргалка по морфологии русского языка
| Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.06 Мб
1. Грамматика как наука. 2. Морфология как грамм. учение о слове. 3. Имя сущ. как часть речи. 4. Лексико-граммат. разряды сущ. 5. Категория одуш. ,неодуш. сущ. 6. Категория рода сущ. 7. Категория
- Морфемика. Морфология
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.27 Мб
Морфемика как лингвистическая дисциплина. Морфема, морф, словоформа. Морфемный анализ слова. 2. Корневые и аффиксальные морфемы, их различия. 3. Флексия. Словообразовательные и словоизменительные
Для описания грамматических свойств глагола важно различение следующих лексико-грамматических разрядов: глаголы полнознаменательные и неполнознаменательные, акциональные и неакциональные, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные.
В систему лексико-грамматических разрядов глагола включается также противопоставление глаголов по способам глагольного действия (и в первую очередь предельных и непредельных глаголов).
Одним из наиболее существенных признаков является роль глагола в построении предложения; по этому признаку противопоставлены полнознаменательные и неполнознаменательные глаголы.
Неполнознаменательные глаголы называются также вспомогательными, поскольку они сами по себе не являются членами предложения. В рамках этого разряда Г. А. Золотовой противопоставлены: связочные глаголы, которые используются при формировании составного именного сказуемого (быть, являться, становиться, делаться); модальные глаголы (хотеть, желать, мочь); фазисные глаголы, обозначающие фазу совершения действия (начать / начинать, продолжить / продолжать, закончить / заканчивать); глаголы-к омпенсаторы, которые восполняют в предложении недостающие грамматические смысловые элементы при синтаксической деривации (в приводимых ниже примерах разрядкой выделены члены словообразовательной пары, а жирным шрифтом - глаголы-компенсаторы): В саду собирают яблоки -> ведется сбор яблок; Спортсмены вынесли на стадион знамя -> осуществили вынос знамени; Девушка красива -» отличается красотой.
Полнознаменательные глаголы являются самостоятельными членами предложения: О, если б вы
видели, как она страдает в борьбе с собою... но я ее знаю... еще несколько дней... и она погибнет! (М. Лермонтов). Частеречное глагольное значение процессуального признака предмета реализуется для полнознаменательных глаголов в нескольких типовых разновидностях, каждая из которых является основанием для выделения особых лексико-грамматических групп, или подразрядов: ‘действие’ (работать, идти, петь), ‘состояние’ (лежать, спать), ‘процесс* (расти, уменьшаться), ‘о т- ношение’ (любить, принадлежать), ‘процессуальное свойство’ (крапива жжется; злая собака к у- с а етс я; станок не р а б о т а е т, т. е. ‘испорчен’), ‘бытие, или существование’ (существовать, быть ‘существовать’, иметься и т. п.).
Глаголы со значением действия (бежать, строить, исследовать, читать, женить, воевать) называются а к- циональными (от лат. actio ‘активность, действие, деятельность’), все остальные полнознаменательные глаголы относятся к разряду неакциональных. Различение акциональных и неакциональных глаголов важно, например, при изучении категории глагольного вида.
Способы глагольного действия (СГД) - это лексикограмматические разряды глаголов, различающиеся между собой характером представления процессуального признака (акционального или неакционального).
Классификация СГД является многоплановой, одни СГД пересекаются с другими. Противопоставлены прежде всего СГД с собственно номинативными и с экспрессивными семантическими характеристиками. В рамках СГД первой группы особенно важно для функционирования глагола, особенно его видовой системы, разграничение предельных и непредельных глаголов.
Предельные глаголы обозначают действие, которое стремится к достижению своего внутреннего предела как определенной критической точки; по достижении предела действие прекращается, исчерпав себя: Преподаватель весь урок читал наизусть стихи Есенина и прочитал их много; Из разбитой банки текла вода и через несколько минут вся вытекла. При этом предельные глаголы несовершенного вида обозначают стремление к достижению предела, а глаголы совершенного вида - само достижение этого предела. Только предельные глаголы способны к образованию видовых пар: делать - сделать, рассказать - рассказывать.
Непредельные глаголы, неспособные выразить стремление к достижению предела в указанном смысле (висеть, веселиться, спать и др.), не образуют видовых пар.
Следующим основанием классификации СГД является различение временных и количественных (кратных) СГД.
Временные СГД уточняют характер протекания действия во времени:
1) начинательный СГД содержит указание на начало действия: запеть, пойти, возненавидеть, разгореться;
2) окончательный СГД выражает значение завершения действия: сделать, отмучиться, доесть, прогреметь;
3) ограничительный СГД связан с обозначением ограничения действия временными пределами: поговорить, погостить, посидеть;
4) длительно-ограничительный СГД выражает завершенность длительного действия: пролежать, перезимовать;
5) длительно-дистрибутивный СГД содержит указание на медленно протекающее, неторопливое действие: разду мывать, разгуливать.
Количественные (кратные) СГД:
1) однократный СГД называет одноразовое, обычно мгновенное действие: прыгнуть, рубануть, сглупить, съездить;
2) многократный СГД связан с обозначением действия, совершаемого много раз: хаживать, говаривать, певать;
3) распределительный (дистрибутивный) СГД выражает указание на действие, исходящее от многих субъектов или направленное на несколько объектов: повыпрыгивать, перенумеровать, покусать;
4) многократно-дистрибутивный СГД включает глаголы, указывающие на взаимное многократное действие многих субъектов: переговариваться, пересмеиваться.
Экспрессивные СГД выражают помимо номинативных значений также и субъективную оценку говорящим интенсивности действия:
1) глаголы уменьшительно-смягчительного СГД содержат в своем значении указание на небольшую интенсивность, умеренность действия: приболеть, солгнуть, прилечь, подсесть, попугать;
2) длительно-смягчительный СГД связан с выражением длительности ослабленного (неинтенсивного) действия: полеживать, прихварывать, подшучивать;
3) прерывисто-смягчительный СГД имеет словообразовательное значение ‘время от времени с небольшой интенсивностью совершать действие, названное производящим глаголом’: посвистывать, пошучивать;
4) сопроводительно-смягчительный СГД выражает указание на действие, расцениваемое как побочное по отношению к другому действию: подпевать, приговаривать;
5) интенсивно-результативный СГД включает глаголы, объединяемые значением полноты и исчерпанности действия: выскрести, дознаться, забаловать, избить, раскор мить;
6) интенсивно-кратный СГД связан с обозначением действий, совершаемых интенсивно и многократно: нахлестывать, выплясывать.
Независимо от отнесенности к рассмотренным выше лексико-грамматическим разрядам все глаголы делятся на переходные и непереходные, возвратные и невозвратные.
Переходность/непереходность - это грамматический признак глаголов, заключающийся в возможности или невозможности подчинения глаголом сильноуправляемой субстантивной беспредложной формы винительного падежа (а при глаголах с отрицанием - формы родительного падежа) с объектным значением: любить молоко, не лю бить молока; написать монографию, не написать монографии. Глаголы, характеризующиеся грамматической переходностью, образуют лексико-грамматический разряд п е - реходных глаголов.
Все глаголы, не обладающие свойством переходности, составляют разряд непереходных глаголов. К ним относятся и так называемые косвенно-переходные глаголы, при которых возможен объектный распространитель, выраженный не формой винительного или родительного падежа без предлога, а другими падежными формами или предложно-падежными конструкциями: доверять другу, верить в друга, заведовать кафедрой, трудиться над диссертацией.
Один и тот же глагол в разных своих значениях может характеризоваться то грамматической переходностью, то непереходностью; ср.: Он пишет рассказы, переводит статьи с французского (переходные глаголы). - Он славно пишет, переводит (А. Грибоедов); в последнем примере глаголы писать ‘заниматься литературной деятельностью, созданием литературных произведений’ и переводить ‘передавать текст, речь средствами другого языка’ не предполагают объектного распространителя, являясь глаголами непереходными.
Переходность/непереходность глагола не только характеризует лексическое значение и грамматическую сочетаемость глагола, но отражается также и в особенностях его словоизменения. Для переходных глаголов отмечается возможность образования форм страдательного залога: Монография была написана известным ученым; книга, любимая многими. Непереходные же глаголы являются однозалоговыми, страдательных форм не имеют.
Возвратность/невозвратность представляет собой еще одно основание для классификации лексико-грамматических разрядов глагола.
Возвратные глаголы - это непереходные глаголы, в состав основы которых входит несловоизменительный постфикс -ся: учиться, перезваниваться, наброситься. Все остальные глаголы являются невозвратными: учить, звонить, петь.
Большинство возвратных глаголов образовано посредством постфикса -ся от соответствующих невозвратных глаголов: готовить - готовиться, брать - браться. Нередко в образовании возвратных глаголов участвуют наряду с постфиксами и приставки: лечь - разлечься, читать - начитаться. Лишь некоторые возвратные глаголы не имеют соответствующих невозвратных глаголов: смеяться, улыбаться.
Возвратный словообразовательный постфикс -ся может указывать на различные отношения действий к его субъекту или объекту. По характеру таких отношений в рамках лексико-грамматического разряда возвратных глаголов выделены следующие семантико-словообразовательные группы:
1) собственно-возвратные глаголы, указывающие совпадение субъекта и объекта действия: одеваться ‘одевать себя’, бриться, мыться, причесываться и др.; разновидностью этой группы являются так называемые п о- бочно-возвратные глаголы типа взяться, браться, цепляться (за руку); стукнуться, тереться, ушибиться (о дерево); этими глаголами называются действия с частичным совпадением субъекта и объекта, предполагающие конкретизацию той части субъекта, которая претерпевает воздействие: держаться (за ч т о), удариться (ч е м);
2) косвенно-возвратные глаголы, называющие действия, совершаемые субъектом в своих интересах: строиться ‘строить для себя дом’ (К весне сосед начал строиться), разг. укладываться ‘укладывать свои вещи, обычно в дорогу’, убираться ‘убирать свое жилище’ и др.;
3) общевозвратные глаголы, обозначающие безобъектное состояние субъекта: беспокоиться, веселиться, радоваться, сердиться, тревожиться и др.;
4) взаимно-возвратные глаголы, называющие взаимные действия нескольких субъектов, одновременно являющихся и объектами этих действий: встречаться, мириться, обниматься, переговариваться, ссориться, целоваться и др.;
5) потенциально-активные возвратные глаголы типа бодаться, кусаться, царапаться, называющие потенциальный активный признак субъекта: крапива жжется ‘может причинить боль каждому, кто с ней соприкоснется’;
6) возвратные глаголы качественно-характе- ризующего «пассивного» значения: нитки рвутся ‘их легко можно порвать’, стекло бьется.
Словообразовательный постфикс -ся в любом своем значении является дополнительным формальным показателем непереходности глагола: улыбаться, волноваться и т. п. (возвратных переходных глаголов не бывает).
От возвратных глаголов как особого лексико-грамматического разряда слов необходимо отличать омонимичные им грамматические формы страдательного залога; ср.: Гостиница строится «Стройинвестом», где словоформа строится выражает значение страдательного залога и входит в парадигму невозвратного глагола строить.
Не являются возвратными и безличные формы невозвратных глаголов: хочется - это безличная форма невозвратного глагола хотеть, работается - аналогичная форма невозвратного глагола работать.
Каждый глагол может быть включен одновременно в несколько лексико-грамматических разрядов. Так, поразговаривать - это полнознаменательный, акциональный, непереходный и невозвратный предельный глагол ограничительного способа глагольного действия; являться ‘быть’ (Москва является столицей России) - глагол неполнознаменательный, связочный, непредельный, непереходный, возвратный; ср.: являться ‘приходить’ (Ты в сновиденьях мне являлся... - А. Пушкин) - глагол полнознаменательный, акциональный, предельный, непереходный, возвратный.
Глагол – знаменательная часть речи, которая называет действие или состояние как процесс и выражает это значение в МК вида, залога, наклонения, времени и лица. Также категориями числа и рода (в формах прошедшего времени единственного числа и в формах сослагательного наклонения единственного числа) и падежа у причастий.
ЛГР - разряд, объединяющий слова, обнаруживающие сходство в ЛЗ и имеющие в результате этого общие грамматические признаки.
ЛГР глаголов: переходные – непереходные, возвратные – невозвратные, личные – безличные.
Деление глаголов на разряды переходных и непереходных тесно связано с категорией залога. Разряд переходности – непереходности выражает отношение действия к прямому объекту.
Переходные глаголы называют действие, которое направлено на прямой объект, выраженный зависимым именем в форме вин. п. (при наличии в предложении отрицания такой вин. п. регулярно заменяется род. п.: читал книгу – не читал книги ).
Существуют переходные глаголы, которые управляют именем в род. п. вне условий отрицания.
Некоторые глаголы достижения результата + знач. количественности: нарвать цветов, наделать ошибок, накупить книг ;
Глаголы, при которых может быть употреблен как род., так и вин. п.: ждать письмо и ждать письма; хотеть пряник и пряника; просить милостыню и милостыни.
Большинство переходных глаголов образуют форму страдат. причастия.
Непереходные глаголы называют действие, не предполагающее прямого объекта, выраженного формой вин. п. и замкнутое в сфере субъекта или переходит на косвенный объект.
Как правило, они не имеют в своей парадигме формы страдат. причастия.
Часть непереходных глаголов имеет формант непереходности – постфикс -ся: собираться, ссориться; другие непереходные глаголы этого форманта не имеют: белеть, бежать, стоять.
Значения переходных глаголов:
Действие, направленное на объект; создаваемый (строить дом), изменяемый (белить потолок, колоть дрова) , уничтожаемый (жечь письма, бить посуду);
Воздействие на объект, не производящее в нем никаких изменений: читать книгу, благодарить отца, поздравлять сестру, хвалить ученика, одобрить идею.
Чувственные восприятия (видеть картину, слушать музыку, чувствовать боль),
Отношение (любить человека, ненавидеть врага ).
Среди них нет глаголов бытийной семантики и движения
Объект при таких глаголах означает предмет, который воспринимается, к которому направлено отношение.
Значения непереходных глаголов:
Состояние – физическое (болеть, спать) и психическое (грустить, горевать, радоваться);
Движение (бежать, бегать, идти, ходить, плыть, ехать, лететь, мчаться);
Существование (жить, быть, существовать);
Положение в пространстве (стоять, сидеть, лежать);
Выявление и становление признака (белеть, краснеть, расти, таять, сохнуть);
Выявление свойств или способностей (лентяйничать) ; умение (говорить по-французски).
Профессиональное или непрофессиональное занятие (слесарничать, учительствовать, кашеварить).
Также глагол может в разных своих значениях быть переходным и непереходным.
Читать - переходный и управляет вин. п. в знач. воспринимать написанное : читать книгу, письмо ; этот же глагол является непереходным в знач. уметь воспринимать написанное : Малыш уже читает , заниматься чтением: Малыш сидит и читает. – абсолютивное употребление.
ВОЗВРАТНОСТЬ – НЕВОЗВРАТНОСТЬ
Возвратные глаголы – *непереходные глаголы с формально выраженной непереходностью (постфикс –ся). В некоторых случаях они несут значение страдательности и тогда употребляются в конструкции пассива: Дом строится рабочими. В других случаях такого значения нет – активная конструкция: Урок закончится в 10.
*Глаголы со значением отчуждения (бояться, опасаться…) являются переходными и возвратными.
Виды возвратных глаголо в: (в зависимости от того, какой глагол является мотивирующим):
Мотивированные переходными глаголами:
В глаголах собственно-возвратногозначения субъект и объект действия совпадают, это – глаголы физического действия: мыться , умываться , одеваться , раздеваться , обуваться , разуваться , причесываться , бриться , белиться , румяниться , кутаться ,гримироваться ; ряд глаголов со значением состояния : сдерживаться ,настраиваться , возбуждаться , унижаться (сравним: сдерживать себя , настраивать себя , возбуждать себя , унижать себя ).
Глаголы взаимно-возвратногозначения выражают взаимное (совместное, направленное друг на друга) действие нескольких субъектов: целоваться , обниматься (целовать ,обнимать друг друга ), встречаться , видеться , знаться (разг.), мириться , ссориться , шептаться .
Глаголы косвенно-возвратногозначения называют действие, совершаемое субъектом в своих интересах (для себя): прибираться , укладываться , строиться , построиться , запасаться , устраиваться .
Глаголы активно-безобъектногозначения при потенциально-качественном употреблении глаголов НСВ называют действие как постоянное и характерное свойство субъекта, его отличительную черту: крапива жжется , корова бодается , собака кусается , кошки царапаются .
Глаголы характеризующе-качественногозначения называют действие как характерную для субъекта склонность или способность подвергаться какому-либо воздействию: нитки плохие , рвутся ; машина хорошо заводится ; фарфор легко бьется ; кофе плохо растворяется .
Глаголы общевозвратногозначения называют действие, замкнутое в сфере субъекта как его состояние: сердиться , тревожиться , удивляться , радоваться , томиться , пугаться ,беспокоиться , веселиться , печалиться , конфузиться ;
Побочно-возвратные глаголы называют действие как соприкосновение с объектом, причем объект своим наличием как бы стимулирует, порождает само это действие, делает его возможным: держаться за перила , взяться за ручку двери , цепляться за руку , стукнуться , удариться , ушибиться об угол , тереться о забор .
Мотивированные непереходными глаголами. Они не организуются в более или менее четкие ЛГР.
Неперех. Гл. с постфиксом -ся очень часто образует глагол, лексически близкий к глаголу без постфикса -ся: грозить и грозиться, стучать и стучаться, звонить и звониться ;
В некоторых контекстах в подобных глаголах с постфиксом -ся выявляется оттенок интенсивности или настойчивости в осуществлении действия: Я стал стучаться в дверь. Вышел хозяин (Пушк.); Мы звонились долго, но напрасно (Верес.).
Постфикс -ся, присоединяясь к непереходным глаголам со знач. (видеться в каком-либо цвете), может привносить в значение глагола оттенок неопределенности, слабости выявления признака; ср.: белеть и белеться, краснеть и краснеться, чернеть и чернеться .
Т.о. Невозвратные глаголы - и переходные, и непереходные глаголы без постфикса –ся.
Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия (читать ), состояния (бледнеть ), процесса (таять ), движения (лететь ).
Постоянные грамматические признаки: вид, залог, возвратность, переходность (проявляется в контексте). Эти признаки характерны для всех форм глагола и являются собственно глагольными (так же, как и категории наклонения и времени). Постоянным также является тип спряжения глагола.
Непостоянные грамматические признаки : наклонение, а также (если есть) время, лицо, число, род. Эти признаки присутствуют не у всех форм глагола и по-разному проявляются в различных формах. Например, в прошедшем времени у личных форм глагола нет значения лица, но есть категория рода; категория падежа имеется только у причастий. Категории лица, рода и числа не являются собственно-глагольными.
Все глагольные формы (инфинитив, личные формы, деепричастие, причастие) имеют характеристики вида, залога, возвратности, переходности. Личные формы могут изменяться по наклонениям, временам, лицам, числам, в прошедшем времени по родам. Причастие (глагольно-именная форма) может изменяться также по падежам и родам.
Вид – грамматическая категория, выражающая способ протекания действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действия, протекающие без указания на их завершенность: думать, понимать, плыть, краснеть . Глаголы совершенного вида указывают на предел, ограничение действия началом или концом. Например, действие с обозначением начала: запеть, закричать, начать; действия с обозначением завершенности: решить, совершить, позеленеть . Большинство глаголов совершенного вида имеют приставки.
Категория вида связана с категорией времени. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное: рисую, рисовал, буду рисовать. Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое и прошедшее: нарисую , нарисовал.
Группы глаголов по виду
Большинство глаголов могут образовывать видовые пары , различающиеся не лексическим, а только грамматическим значением вида. Видовые пара образуются при помощи: 1) приставки: делал – сделал; 2) суффиксов -ыва- / -ива-, -ва-, -а-, -ну- и др.: засеять – засеивать, поднимать – поднять, засыхать – засохнуть; 3) перемещением ударения: нар е зать – нареза ть, расс ы пать – рассып а ть ; 4) супплетивным способом: брать – взять, класть – положить, ловить – поймать.
Одновидовые глаголы – это глаголы, образующие только одну форму либо совершенного, либо только несовершенного вида. Они могут быть приставочными и бесприставочными. Глаголы только несовершенного вида обозначают многократность, длительность, прерывистость и т.п.: осязать , воевать, сожалеть, разговаривать, грести. Глаголы только совершенного вида обозначают действия, имеющие обязательное завершение, протекающие мгновенно и имеющие результат: воспрянуть, ринуться, очнуться, миновать, опомниться. Причиной в невозможности образовать видовую пару является семантика глаголов или морфологическая структура.
Двувидовые глаголы – глаголы, которые при одинаковой графической оболочке могут в контексте становиться либо глаголами совершенного, либо глаголами несовершенного вида, не меняя при этом своей формы. Ср.: Отряд долго и безуспешно (что делал?) атаковал высоту. Вчера отряд (что сделал?) атаковал и захватил высоту . К двувидовым относятся следующие глаголы: ранить, казнить, венчать, женить, молвить, обещать, стартовать, даровать, заимствовать, телеграфировать и др.
Переходные глаголы называют действие, направленное на объект (предмет, лицо). Это глаголы созидания (создавать , ткать ), разрушения (ломать, сжечь) , восприятия (видеть, ощущать ), эмоционального отношения к субъекту (любить , очаровывать ), глаголы речи и мысли (спрашивать , обдумывать ).
Различают прямопереходные (собственно-переходные) и косвенно-переходные глаголы. Прямопереходные имеют дополнение в форме винительного падежа без предлога: читать книгу, строить дом или родительного (при обозначении части или при отрицании, при глаголах хотеть, желать): выпил чаю, принести воды, не читал новой газеты . Косвенно-переходные глаголы обозначают действия, направленные на объект, но при этом дополнение может стоять в косвенном падеже с предлогом: заботиться о сестре, помогать соседу, руководить предприятием.
Непереходные глаголы обозначают действия, которые не переходят на предмет. К непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие: 1) бытие, существование: быть, находиться ; 2) перемещение: идти, плавать, кататься; 3) физическое и психическое состояние: болеть, сердиться, стоять; 4) род деятельности: учительствовать, плотничать; 5) манеру поведения: храбриться, молодиться; 6) слуховое и зрительное восприятие: сверкать, стучать и др. Дополнения при таких глаголах могут быть с предлогами и без предлогов и стоят в косвенных падежах, кроме винительного: блеснуть знаниями, сгореть в огне, взять с полки.
Глаголы с постфиксом -сь / -ся являются непереходными.
Среди непереходных глаголов выделяют особую разновидность глаголов с постфиксом -ся (-сь). (Постфикс -ся используется после согласного, постфикс -сь – после гласного). Такие глаголы имеют категорию возвратности, которая передает особые семантические значения. В зависимости от значения возвратные глаголы представлены несколькими группами:
1) собственно-возвратные: действие субъекта направлено на себя: мыться, причёсываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с местоимением себя ;
2) взаимно-возвратные: направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;
3) косвенно-возвратные: действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции со словами для себя, себе ;
4) общевозвратные: действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться ; беспокоиться и некоторые другие.
Большинство возвратных глаголов могут образовывать соотносительную пару без постфикса -ся: стучать – стучаться, дымить – дымиться . Однако в русском языке есть глаголы, которые не имеют таких соотносительных пар, являются «только возвратными» и без постфикса -ся не употребляются: бояться, гордиться, лениться, надеяться, стараться и т.п.
Категория залога выражает отношения между субъектом, действием и объектом, над которым производится действие. Действительный залог глагола указывает, что подлежащее называет субъект, который сам выполняет действие. Студент пишет конспект. Я потрачу время на вас . Страдательный залог указывает, что подлежащее называет объект, который подвергается действию со стороны другого предмета, лица: Конспект пишется студентом . Время потрачено на вас.
Страдательный залог может выражаться: 1) постфиксом -сь / -ся: Последствия урагана ликвидируются; 2) формами страдательных причастий: Задача решена.
Не имеют форм залога: 1) все непереходные глаголы: идти, бежать и т.п.; 2) глаголы с постфиксом -ся, не имеющие пары без этого постфикса: бояться, проснуться; 3) личные глаголы в безличном значении с постфиксом -ся: не спалось, дышится легко.
Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени).
Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие иррреальное, которое может произойти при определенных условиях или является предполагаемым, желаемым. Формы сослагательного наклонения изменяются только по родам и числам: играли бы во дворе, чинил бы машину, читала бы мемуары.
Повелительное наклонение выражает просьбу, пожелание, приказ и выражается глаголами вне форм времени. Формы повелительного наклонения образуются, как правило, от основы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) или будущего времени (у глаголов совершенного вида). Первое лицо единственного числа у глаголов повелительного наклонения отсутствует, формы множественного числа с призывом совершить совместное действие – читаем или давайте почитаем – омонимичны формам настоящего времени. Наиболее употребительными являются глаголы в форме 2-го и 3-го лица, единственного и множественного числа. Формы 2-го лица единственного числа имеют два типа окончаний: -и или нулевое окончание: пиш-и, читай- Ø. Формы 2-го лица множественного числа образуются прибавлением к форме единственного числа постфикса -те: пиш-и-те, читай- Ø-те. При образовании форм повелительного наклонения у некоторых глаголов наблюдается чередование в корне: ви ть – ве й, ши ть – ше й . Формы 3-го лица единственного и множественного числа образуются при помощи частиц пусть, пускай: пусть читает, пусть читают. Особая аналитическая форма повелительного наклонения образуется при помощи частицы давай (давайте) и инфинитива несовершенного вида со значением призыва к совместному действию: давай читать, давайте решать.
У ряда глаголов при образовании форм повелительного наклонения наблюдаются особенности: 1) чередование и/е в корнях глаголов типа бить, пить, шить – бей, пей, шей ; 2) сохранение суффикса -ва-, который отсутствует в форме настоящего времени, но есть в инфинитиве: давать – дают – давай, вставать – встают – вставай ; 3) у глагола лечь форма повелительного наклонения ляг ; 4) у глагола ехать супплетивная форма повелительного наклонения поезжай.
У некоторых глаголов формы повелительного наклонения или совсем не образуются или не употребляются: видеть, слышать, хотеть, недомогать .
В русском языке формы одних наклонений могут употребляться в значении других: Ты бы поработал сегодня (сослагательное наклонение в значении повелительного). Вернись он вовремя – ничего бы не случилось (повелительное наклонение в значении сослагательного). В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив: Учиться тебе.
Категория времени – это словоизменительная категория, обозначающая соотнесенность действия к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи, прошедшее время – действие, предшествующее моменту речи, будущее время – действие, которое совершится после момента речи. Формы настоящего и будущего времени не имеют специального грамматического оформления, формы прошедшего времени выражаются суффиксом -л- или нулевым суффиксом в том же значении: прочита -л , принес- Ø . Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. Будущее время у глаголов несовершенного вида образуется при помощи вспомогательного глагола быть: буду читать, будешь читать , будет читать (сложная форма). Если в предложении несколько глаголов будущего времени, то вспомогательный глагол обычно используется один раз: Я буду петь и плясать . У глаголов совершенного вида – простая форма будущего времени: прочитаю, прочитаешь, прочитает.
В речи глаголы одного времени могут использоваться в значении другого: Уходим завтра в море (форма настоящего времени в значении будущего). Так я тебе и поверил (форма прошедшего времени в значении будущего).
Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. Первое лицо единственного числа (я) показывает, что субъектом действия является сам говорящий; первое лицо множественного числа (мы) – говорящий и другие. Второе лицо единственного числа (ты) показывает, что субъектом действия является собеседник; во множественном числе (вы) – собеседник и другие. Третье лицо единственного числа (он, она, оно) показывает, что субъектом действия является кто-то, не участвующий в диалоге; во множественном числе (они) – кто-то, не участвующий в диалоге, и другие.
Кроме указанных значений личных форм, в современном русском языке используются: 1) формы 1-го лица множественного числа в значении «авторское мы» вместо «я» в научном стиле: мы рассматриваем этот факт, мы провели эксперимент; 2) формы 1-го лица множественного числа в значении 2-го лица для выражения соучастия в эмоционально-экспрессивной речи: как мы себя чувствуем?; 3) формы 2-го лица множественного числа используются для выражения вежливости: Вы нам рассказывали .
Формальными показателями категории лица являются личные окончания: -у (-ю), -ем (-им), -ешь (-ишь), -ете (-ите), -ут (-ют), -ат (-ят).
Категория лица связана с категориями времени и наклонения. Формы лица есть только у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения. Категория лица отсутствует у глаголов прошедшего времени и у глаголов сослагательного наклонения.
Некоторые глаголы в русском языке имеют не все формы лица, т.е. являются недостаточными . Нет форм 1-го лица у глаголов дерзить, победить, очутиться, чудить . Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица у глаголов телиться, жеребиться, разрастись, отпочковаться, сблизиться, явствовать. Наряду с «недостаточными» глаголами в русском языке есть глаголы, которые имеют не одну, а две системы личных форм, т.е. являются избыточными : брызгать – брызжешь/ брызгаешь, мучить – мучаешь/ мучишь, курлыкать – курлыкают / курлычут . Между этими формами обычно существует или смысловое или стилистическое различие. Брызжешь – извергаешь брызги, разбрызгиваешь; брызгаешь – опрыскиваешь. Курлыкают (разговорное); курлычут (нейтральное) .
Безличные глаголы
Глаголы, не имеющие форм лица и обозначающие действия или состояния, протекающие сами по себе, бессубъектно, называются безличными . Безличные глаголы не изменяются по лицам, числам и родам. Могут употребляться в инфинитиве, изъявительном наклонении (в прошедшем, настоящем и будущем времени) и сослагательном наклонении. Могут быть с постфиксом -ся и без постфикса. При безличных глаголах невозможно употребление подлежащего: Скоро начнет светать. Смеркается. Вечерело. Знобило бы.
Некоторые личные глаголы в русском языке могут употребляться в значении безличных: Темнеет лес (личный глагол). Зимой темнеет рано (личный глагол в безличном значении). Безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении обозначают: 1) явления природы: дождит , смеркается; 2) состояния человека: лихорадит , знобит; 3) ощущения, чувства: мне не везет ; 4) бытие: не было времени; 5) долженствование: не надо печалиться.
Категория рода обозначает характеристику рода существительного или местоимения, с которым координируется или согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня . Средний род может также указывать на безличность глагола: Вечерело.
Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения мужского, женского или среднего рода есть у форм единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, у форм единственного числа условного наклонения и у всех причастных форм.
Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действия, при этом не изменяется значение действия: Студент пришел. Студенты пришли . Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам. Нет форм числа у инфинитива и деепричастия. Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределённость субъекта: В дверь стучат . Единственное число может указывать на безличность: Меня знобит .
Взаимосвязь глагольных категорий
1. Вид и время: у глаголов совершенного вида две формы времени (нет форм настоящего времени), форма будущего времени - простая. У глаголов несовершенного вида три формы времени (есть форма настоящего времени), форма будущего времени - сложная.
2. Время и наклонение: глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении, а в повелительном и условном наклонениях морфологическая характеристика времени отсутствует.
3. Лицо и род: эти категории у глагола взаимоисключают друг друга и не могут быть представлены в одной и той же форме. Категория лица есть у форм глагола в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в формах глагола повелительного наклонении, а род - у форм глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и у форм условного наклонении.
4. Переходность и возвратность: возвратные глаголы непереходные.
5. Переходность и залог: страдательные конструкции образуются только от прямопереходных глаголов. Переходные глаголы в основном способны образовывать формы страдательного залога.
Разговор о грамматических свойствах глагола необходимо начать с характеристики его лексико - грамматических разрядов.
Глагольные формы могут быть охарактеризованы по следующим лексико-грамматическим разрядам:
- полнознаменательные/ неполнознаменательные;
- возвратные/невозвратные;
- переходные /непереходные;
- разряд способов глагольного действия.
Неполнознаменательные (вспомогательные) глаголы - являются выразителями грамматического значения, но быть самостоятельным членом предложения не могут - они требуют семантического распространителя. К ним относятся:
- глаголы-связки: входят в состав составного именного сказуемого (СИС): быть, становиться, являться, делаться;
- модальные: мочь, желать, хотеть;
- фазисные: начать, продолжать заканчивать.
- глаголы, обозначающие физическое действие (строить, крошить, мыть);
- глаголы, обозначающие состояние (печалиться, плакать, веселиться);
- глаголы, обозначающие перемещение в пространстве (добраться, идти, приехать);
- глаголы, обозначающие проявление и изменение признака (худеть, лысеть краснеть);
- глаголы, обозначающие восприятие (видеть, ощущать, слушать);
- глаголы, обозначающие особенности речи (сказать, шептать, мяукать);
- глаголы, обозначающие взаимоотношения людей (видеть, уважать, заботиться) и т. д.
- собственно-возвратные глаголы выражают действие, субъект и прямой объект которого являются одним и тем же лицом: [Дочки] надушатся да припомадятся, что куклы нарядятся. Аффикс -ся в этих глаголах имеет значение «себя».
- взаимно-возвратные глаголы обозначают действие нескольких лиц, из которых каждое лицо одновременно является и субъектом и объектом обозначенного действия. Аффикс -ся у таких глаголов имеет значение «друг друга»: И новые друзья ну обниматься, ну целоваться.
- общевозвратные глаголы выражают внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта. Такие глаголы допускают присоединение слов «самому», «сам» - огорчаться, передвигаться (самому); огорчался, передвигался (сам): Попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится.
- косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя: Он был парень аккуратный. Всем запасся в путь обратный.
- безобъектно-возвратные глаголы обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство: Уж жжется солнышко. Мать штопала тулупчик, но он все рвался и рвался.
Еще по теме Лексико-грамматические разряды глаголов:
- 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола