День родного языка сценарий слово самоцветное. «Международный День родного языка

Звучит русская народная плясовая. Пританцовывая, выходят
Ведущая и Ведущий.I

Ведущая. Что за праздник нынче мы отмечаем, весельем да радостью встречаем?I

Ведущий. Праздник необычный, но очень симпатичный. День русского языка, вот какой праздник.

Ведущая. А-а-а, вот оно что. Наверное, этот день сегодня отмечают в школах всего мира, ведь праздник же международный.

Ведущий. Верно, он создан совсем недавно — с 2000 года по инициативе международной детской организации ЮНЕСКО с целью сохранения культурных традиций всех народов.

Ведущая. Вот и празднуют его сегодня на разных языках- в Германии на немецком, во Франции на французском, в Англии на английском. А мы — на своем, на родном нашем русском.

Ведущий. О, это великий язык. Сколько в нем прекрасных слов! И изучать русский язык можно до бесконечности, узнавая в нем все новые и новые стороны, делая все новые и новые открытия.
Ведущая. Учите русский годы кряду
С душой, с усердьем и с умом.

Вас ждет великая награда,

И та награда — в нем самом.

Ведущий. Попробуем провести небольшую викторину по русскому языку.

1 этап Что мы знаем о слове?

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего строительного материала и самая главная – корень.

КОРЕНЬ: У слов корень – это самое важное, самое главное. Он берет на свои плечи смысл не только одного слова, а и многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными.

ПРИСТАВКА: Слева от корня располагается приставка и придает слову новое значение. С помощью приставок представляются большие возможности образования новых слов. Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления.

Суффикс Справа от корня стоит суффикс, который также придает слову новое значение. В одних словах суффиксы отражают положительную оценку предметов, в других – отрицательную. Одни слова звучат ласково, другие – пренебрежительно, иронически.

ОКОНЧАНИЕ: В конце слова стоит окончание. Окончания служат для связи слов в предложении.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Извини меня!

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Свое пространство, свои рубежи,

И когда я слышу:

— Обереги меня!

Это значит:

Берегами меня окружи.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

— Защити меня!

Это значит:

Укрой меня щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Ведущий.. Вот вам первое задание.

Ребята, от какого слова произошло, слово извини?

— От какого слова произошло слово обереги?

— Какой корень в этом слове? Назовите приставку.

(Ответы детей)

— Какой корень в слове защити? Назовите приставку

— Какое окончание в этих трех словах?

Ведущая А вот второе задание.

Вы должны были посмотреть в толковом словаре значение слов ведьма, медведь и ответить на вопрос: «Какого цвета курочка Ряба?»

Учитель Являются ли слова ведьма и медведь родственными?

Дети. Слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, то есть знать. Ведьма - знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим. Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мед.

У. Назовите корни в этих словах.

Ответы детей.

А кто ответит, какого цвета курочка Ряба? Почему ее назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

Д. Курочка Ряба - рябая, пестрая.

— Скажите, что за ягодка?

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Д. Рябина.

У. Почему ее так назвали?

Если дети не объясняют, то учитель показывает им рисунок с гроздью рябины и говорит, что слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова ряб, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.

Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
Ответы детей.

Одни говорят, что корень ряб, а другие рябин. Кто же
прав? Значит, от корня могут образовываться не только но-
вые слова, но даже и новые корни. Суффикс ин так прирос в
слове рябина к корню ряб, что получился новый корень рябин. А из него выросли новые слова.

— Назовите за минуту родственные слова с этим корнем.

Д. Рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновый

Ведущий. Что же, ребята успешно справились с этими заданиями. Тогда — задание потруднее. Попробуем научиться писать стихи. Я вам дам рифмы для окончаний поэтических строчек, а вы придумайте к ним начала.

Ведущая. Я знаю: такая игра называется красивым французким словом «буримэ». Итак, ребята, играем в буримэ, сочиняем стихи

Ведущий. Вот последние слова в строчках: щенка — пока, помогите- найдите.

Ведущая. Вот еще одна интересная игра, которая возможна только в русском языке — расшифровка крылатых выражений

Ведущий.. Крылатые выражения — это сочетания слов, которые стали всем привычными. Например, когда человек отправляется на трудное задание, ему принято желать ни пуха, ни пера. Кто знает, откуда пошло такое выражение? Оказывается, его придумали охотники. Отправляясь на охоту, они боялись спугнуть удачу и притворно желали друг другу не принести домой ничего — ни пуха, ни пера. Теперь это ходячее выражение, которое означает пожелание успеха.

Ведущая. А кто сообразит, что означают следующие выражения

рукой подать, в час по чайной ложке, спустя рукава.

4 этап. Слова-невидимки.

Ведущий. Теперь давайте попробуем встретиться в словах русского языка с невидимками.

Ведущая. С невидимками? А что это такое?

Учитель:Это слова, которые запрятаны в другие слова. Попробуем их найти. (Вывешивает плакат с написанными словами хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.) Договоримся так, ребята. Я буду читать по одному слову, а каждый, кто найдет в нем другое, поднимет руку и расскажет о своей находке. (Чтение слов, школьники выполняют задание.)

Ведущая А вот задание потруднее.

Нет слов-неведимок хитрее на свете,

Запрятались так, что не всякий заметит.

Но мы их сумеем с вами найти.

Сначала слова на табличках прочти.

И помни: все буквы из первого слова

Должны появиться в составе второго,

Но только расставить их нужно иначе.

Попробуй-ка справиться с этой задачей.

Спаниель несется вскачь.

Принял апельсин за мяч.

В музее стоит золотая карета,

К далекой звезде стартовала ракета.

Насос накачивает шину,

Растет сосна среди равнины.

У лодки о камни корма раскололась.

Атлас листает задумчиво брат

Сестра уплетает на кухне салат.

Ромашка в поле расцветает.

Над нею мошкара летает

Ведущий. Недаром говорят, что русский язык от других отличается и напевностью, и музыкальностью, и поэтичностью. Поэтому на русском языке сложено так много песен, стихов и прибауток, пословиц, загадок

Ведущий. Причем, отметим, что сложены они с незапамятных времен, когда еще народ был в основном неграмотным, передавались из уст в уста и этому получили название «устное народное творчество». Вспомним эпизоды из таких сокровищ устного народного творчества.

Учитель. Назовите пословицы, связанные со всеми изображенными предметами.

(Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Цыплят по осени считают. Яблоко от яблони далеко не падает. Собака лает, ветер разносит. Шила в мешке не утаишь.)

Ведущая. Вот как много нового мы узнали сегодня о нашем родном языке — русском.

Ведущий. И как хорошо, что существует такой праздничный День родного языка, когда мы в очередной раз можем убедиться том, что русский язык- один из самых лучших языков во всем мире.

Учитель. Наш праздник заканчивается. Надеюсь, что вы сегодня убедились в том, что заниматься таким предметом как русский язык, вовсе не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно.

Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.

Международный день родного языка

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Подготовительная работа: подборка информации учениками 4 класса о быте русских, башкир, подбор фотографий для презентации. Организация выставки народных промыслов. Разучивание сценки (приложение 1). Оформление зала изречениями известных людей о русском языке (приложение 2).

Ход мероприятия

1. Сегодня мы поговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

2. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.

3. Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч…

4. Он – язык Луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

5. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

6. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В Челябинской области проживают носители различных языков.

7. Не случайно, мы сегодня перед вами предстали в русских народных костюмах. Мы являемся представителями данной национальности. Важно помнить, что

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в Конституции РФ. Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия - многонациональное государство. Давайте вспомним, что такое национальная культура.

8. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

9.«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

10.У каждого народа есть свой костюм. Особенности русского народного костюма вы видите на нас, они также представлены на слайде. А знаете ли вы, что Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы.

11. У русских, как и у других народов есть свои традиционные праздники. Такие, как святочные недели, масленица, Пасха, Посиделки (супредки), которые устраивались в осенне-зимний период, Сборы (хороводы, улицы), которое представлено как летнее развлечение молодежи наоколице деревни, на берегу реки или у леса.

12. Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

13. А знаете ли вы, Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье.

14. Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.

Это только небольшая часть обычаев и традиции русского народа. На нашей маленькой выставке представлена только сотая часть русской культуры.

Ребята, а вы знаете, сколько национальностей проживает в Челябинской области? На слайде представлены данные переписи населения 2010 года, из таблицы видно…..

Наше учреждение нельзя назвать однонациональным, так как вместе с вами в учреждении обучаются дети таких национальностей, как татары, узбеки и башкиры. И сегодня нам бы хотелось представить небольшое повествование о культуре башкир. А поможет мне в этом (приглашенный гость)

Знакомство с культурой башкир.

15. Ребята, вы сегодня наглядно увидели представителей двух национальностей. Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.

А чтобы сберечь свой язык, на нем надо говорить и писать правильно. ."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький). Посмотрите, к чему может привести незнание простейших правил.

Сценка про апельсин, колечко и сосна. (приложение 1)

16. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и любой язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

Игра собери пословицу.

Пословицы. На слайде «Собери пословицы»

Сначала подумай - потом говори.

Не храбрись словом, а покажи делом.

Меньше говори - больше дела твори.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

У народа речь - союзница,

Он в неё всю душу влил,

В самом сердце, словно в кузнице,

Все слова он закалил.

17. Любите свой родной язык, уважайте традиции. Ведь уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они имеют те слова, выражения и обороты, которые в точности отражают обычаи и менталитет народа. Как и наши имена, родной язык мы познаем и обретаем в глубоком детстве из уст матери. Он формирует наше восприятие жизни и сознание, пропитывает национальной культурой и обычаями.

18. Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

19. Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

20. Вот и подошёл к концу наше мероприятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Приложение 1

Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый

Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка

“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки.В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Вместе.

Что ты Женя сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!

Я до слёз возмущена!

Сосна.

Можно только лишь со сна

Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Женя! Женя! Брось лениться!

Так учиться, не годиться!

Колечко.

Невозможно без вниманья

Получить образованье.

Будет поздно! Так и знай:

Станет неучем лентяй!

Сосна.

Если ты ещё хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас –

Мы с тобой поступим круто:

Нашей честью дорожа

Имя Женя в полминуты

Переделаем в ежа.

Вместе.

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!

Женя вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту

Взялся за работу.

Приложение 2

Высказывания о русском языке:

"Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

"Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Международный день родного языка 21 февраля 1 Он был учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Празднуется с 2000 года.

День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, грамотно ли говорим. А ещё в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. На земном шаре существует около шести тысяч языков, половина из которых на грани исчезновения. Причина — поглощение наименее употребляемых языков наиболее распространенными, общепризнанными, на которых ведется документация, преподавание в школе, происходит общение. Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день родного языка, который впервые отмечался 21 февраля 2000 года. 21 февраля 2001 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он дает возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. Среди последних отдельными главами комментариев выделены, в частности, Сибирь и Кавказ. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30 процентов детей. Атлас отмечает, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются умирающими. В главе «Сибирь» сообщается, что большинству местных языков западной и южной Сибири грозит исчезновение. Речь, в частности, идет о финно-угорских (языки ханты, манси, коми, мари и др.), самоедском (ненцы), тюркских (якуты, тувинцы, хакасы, долганы, алтайцы и др.) и тунгусско-маньчжурских (нанайский, негидальский, орокский, орочский, удэгейский, ульчский, эвенкийский и эвенкий). На Кавказе, в частности, в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки.
Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило, по меньшей мере, 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро. Объединение «племен» в государство достигалось в ущерб языкам. Для единства страны было необходимо заставить людей говорить на одном языке.
С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует». Итак, 81 % страниц в Интернете на английском. Далее с большим отставанием следуют немецкий и японский языки, каждый по 2 %, затем французский, испанский и скандинавские языки, каждый по 1 %. Все остальные языки, вместе взятые, едва ли представляют 8 % веб-страниц.

ЮНЕСКО создало портал, позволяющий национальным меньшинствам, находящимся в неблагоприятных условиях, получить доступ к образованию и знаниям человечества. ЮНЕСКО оказывает помощь странам, которые хотят сохранить свое культурное многообразие, обеспечивая качественное обучения языков национальных меньшинств. Программа MOST работает над программами, призванными способствовать равенству между различными этническими группами. Она стремится предотвращать и решать этнические конфликты. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

1 ведущий с сообщением о русском языке:
В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей в многоэтническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.
Русский язык — важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны. В связи с этим 2007 год был объявлен в России Годом русского языка, но этого мало. Необходим новый закон Российской Федерации о русском языке, и каждый человек должен оценить и более приобщиться, и полюбить свой родной русский язык.

2 ведущий:
Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас наипервейшей задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры.
Развитие и сохранение русского языка и продвижение в мире русской словесности – задача замечательная. У нас великая культура – это, что мы должны представить миру, одновременно зарабатывая и формируя имидж страны с великой историей.

1 – ый чтец:

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык — богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

2-ой чтец:

Родной язык
Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек

Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем

теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе

Конкурс “Шарада ”.

Шарады — слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Предлагается разгадать всем вместе шараду:

Первый слог — занятие рыбака,
слог второй спроси у мясника.
Целое спортсмена отличает,
но и нам с тобой не помешает.
(Лов-кость )

Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.

Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.


Игроки, образовавшие слова I столбца — одна команда, II столбца — вторая команда.

3-ий чтец:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Конкурс “Из слова — слово, но другое”.

Анаграмма — это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист — на другую.

Задание : найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Ведущий 1. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий 2. «Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» — писал Белинский.

А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа. Его душа и быт родной…»

Конкурс “Наборщик”.

Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.

Ведущий 1. Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий 2. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!

Гулия Гарифуллина
Сценарий праздника к Международному Дню родного языка «О родной язык, певучий…»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Теремок»

Сценарий , посвященный

Международному дню родного языка

на тему :

«О родной язык , певучий… »

Составила и провела :

воспитатель

Гарифуллина Г. А.

Альметьевск 2015г.

Цели :

Закреплять знания о значении родного языка и необходимости изучения других языков ;

Воспитывать чувство патриотизма и гордости;

Способствовать развитию нравственных качеств характера;

Развивать у детей круг познавательных интересов;

Систематизировать и закреплять знания о Родине.

Ход мероприятия:

Мероприятие начинается с дефиле народных костюмов . В зал, под трогательную национальную музыку, входят в порядке очереди :

Первая тройка (воспитатель (1) в центре, ведет за руки детей (2) делает круг почета по залу, демонстрирует свои костюмы и встает полукругом вдоль украшенной стены, противоположенной зрителям.

Вторая, третья и последующие тройки проделывают те же самые действия, и встают рядом с предыдущими.

Дефиле завершает ведущий в национальной одежде, занимает место в центре зала :

Вед : Родной язык !

Он с детства мне знаком,

Родной язык !

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Вед : Вот уже 15 лет отмечается международный день родного языка . Этот праздник очень важный и нужный.

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык . Более 130 языков звучат в нашей стране. Послушайте, как звучит речь на армянском языке .

Стихи на армянском языке

(рассказывают воспитанники армянской национальности и их родители)

Вед : В нашем городе и республике мы можем услышать речь на разных языках : русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, таджикский, азербайджанский и другие языки . Дети разных национальностей есть и в нашем детском саду. Для нас представители азербайджанской национальности расскажут стихи на своем родном языке и расскажут о своем любимом национальном блюде.

Стихи на азербайджанском языке , презентация национального блюда

Вед : Каждый народ по своему восхвалял свой язык . А сейчас вашему вниманию блок номеров узбекской национальной культуры.

Стихи на узбекском языке

Андижанская полька

Игра «Тюбетейка»

Вед : В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком , но все, же язык , на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Стихи на русском языке

1. Есть слово такое хорошее - «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

2. Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

Выступление ансамбля ложкарей (исполняют дети)

Вед : В нашей стране два государственных русский и татарский, и в нашем детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке , но и изучаем татарский.

Игра «Переводчик»

(ведущий на русском языке называет слова , дети говорят татарский перевод этих слов)

Татарский танец

Вед : У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура, но всё же основной отличительной чертой каждого народа является язык , а также национальный, народный костюм .

Презентация «Костюмы народов Поволжья»

Вед : Во все времена, люди всех национальностей любили играть, мы тоже знаем и любим играть в народные игры :

Блиц-опрос для всех присутствующих : «Назови игры»

Вед : Вот сколько разных игр мы знаем, хоть названия у них и разные, зато правила игры бывают похожие. В нашей стране в дружбе и согласии живут люди разных национальностей, сегодня мы с вами еще раз смогли в этом убедиться. Приглашаем всех в центр зала и предлагаем скрепить нашу дружбу танцем.

Общий хороводный танец «Дружба»

(после игры все занимают свои места)

Вед : В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык .

Песня «Солнечный круг»

(с переводом на русский, татарский, английский язык исполняют дети подготовительной группы)

Вед : Действительно, все языки прекрасны , каждый язык красивый . Не забывайте, любите свой родной язык , берегите его, гордитесь им!

Исполняется песня «И, туган тел»

(с переводом на татарский и русский язык )

Вед : Живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты. До свидания!

Подготовила и провела :

воспитатель по обучению детей татарскому языку

МБДОУ «Детский сад №15 «Теремок»

Гарифуллина Гулия Аминовна

Публикации по теме:

«8 Марта». Праздник, посвященный Международному женскому Дню Сценарий праздника, посвященного 8 марта для детей старшего дошкольного возраста д. /с. Комбинированного вида № 15 «Аленка» Дети входят.

Конспект ООД «Поэзия - духовность нации, аромат родного языка». Цель. Закреплять навыки выразительного рассказывания стихов. Развивать воображение, речь, память. Учить называть приметы времён года. Учить.

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Международный день родного языка» Цель: Познакомить детей с "Международным днем родного языка". Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать.

Развлечение, посвященное Дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Развлечение, посвященное дню родного языка «Путешествие по городам Мордовии» Подготовила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский.

Сценарий праздника посвященный Международному женскому Дню 8 марта для 2 младшей группы Сценарий праздника к 8 марта Дети входят под песню «Варись, варись кашка» Танец Поварята Ведущий: Праздничное утро В дом стучится к нам,.

Литературная композиция, посвященная Дню родного языка

Тема: день родного языка

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

    Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

    Продолжать развивать и коррегировать устную связную речь учащихся, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

    Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов -«Дополни пословицу», «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

Форма проведения: конкурс «Знатоки родного языка».

Ведущий: Язык-одна из величайших загадок человеческого бытия. Одни ученые утверждают, что язык возник из звуков и жестов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию, но так или иначе люди когда-то разговаривали на одном языке.

Вопрос детям: А сейчас люди разговаривают на одном языке?(Нет) Хотите узнать как появились другие языки на Земле? Давайте посмотрим как это произошло.

!(пять слайдов презентации)

1-й ведущий (слайд 1) Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?

2-й ведущий (слайд 2) Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

(Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства)

(слайд 3) Господу не понравилось это дело.

(слайд 4) В наказание за такое суетное и гордое намерение, он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

(слайд 5) Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

Ведущий: В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля

(следующих 2 слайда)

Ведущий : Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

(следующий слайд)

Ученик:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Так тяжко на Земле без языка!

Не высказать ни счастья, ни печали...

Безмолвны горы долгие года.

О чём они, возвысясь, замечтали?

Всё в языке: рожденье, первый шаг,

Любовь и жизнь на новом взлете.

И если вдруг исчезнет мой язык.

То и меня вы больше не найдете!

Ведущий : Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, С.Я. Маршак, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,

(следующий слайд)

Родной язык

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже я десять лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

(следующие слайды про многонациональность)

Ученик:

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

Ведущий: Вот давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, но могли говорить и придумали за много сотен лет такие мудрые выражения – как пословицы. Наш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? Дети: (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

Ведущий:- Для чего нужны пословицы?

Дети : (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Ведущий: Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

И от беды нас берегут.

Объявляется такая игра «Собери пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их.

(Кто больше соберет пословиц,тот получит жетончик, а в конце занятия мы определим лучшего знатока родного языка)

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит, а человека - …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Язык мой - …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

Делу время … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

Ведущий: В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны.

Вопрос 1 кл.

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопрос 2 кл.

Сколько согласных букв? (21)

Вопрос 3 кл.

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)

Вопрос 4 кл.

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Вопрос 1 кл.

Сколько гласных букв? (10)

Вопрос 2 кл.

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Вопрос 3 кл.

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

Вопрос 4 кл.

Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

Вопрос 1 кл.

Как пишутся имена собственные?

Вопрос 2 кл .

Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др

. Вопрос 3 кл.

Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Вопрос 4 кл.

Сколько падежей в русском языке?

Ведущий: Проверим выполненные задания участников.

Ведущий: Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался « сечень », потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и « лютым » - ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя « березозол ».

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи - сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя « цветень », а маю - « травень ». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

Ведущий: В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий : «Наш язык-наш меч,наш свет, наша любовь, наша гордость»-писал К.Г Паустовский. А Н.Г.Чернышевский говорил: «Изучать родной язык необходимо…чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

(следующий слайд)

Конкурс «Крылатых выражений»

Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

2-й ведущий Раскройте смысл этих выражений.

1.Во весь дух. (быстро)

2.Сесть в лужу. (быть обманутым)

3.Прикусить язык. (замолчать)

4.Знать на зубок. (выучить)

5.Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

6.В час по чайной ложке. (медленно)

7.Водить за нос.(обманывать)

8.Зарубить на носу. (запомнить)

9.Чесать языком. (болтать)

10.Делать из мухи слона. (преувеличивать)

11.Белая ворона. (о лишнем человеке)

12.За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

Молодцы,ребята!

Ведущий: А вот еще- писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).
Надо быть знатоком многих языков, – чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке – «суд божий», а Акулина по-латыни – «орлица»

Ведущий: Много интересного вы узнали о нашем родном языке и о том, что очень много еще языков на Земле существует. Р ебята! А в нашей школе для некоторых детей родным языком является не только русский язык, но и эрзянский. .

Об эрзях как и о мокшах сообщал один иранский ученый в начале

В раннем средневековье эрзя - народность, которая оказывала сопротивление , и . Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному .

В отличие от мокши, признавшей в зависимость от , эрзяне отступают на в леса и оказывают монгольским войскам сопротивление. Письменность у мокшанского и эрзянского языков возникла во второй половине этих языков полностью совпадают с русским алфавитом

Мы сейчас с вами послушаем песенку на эрзянском языке, которую исполнят наши ребята.

(МОРДОВСКАЯ ПЕСЕНКА)

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий: Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота! И чтобы не потерять эти крупицы золота давайте постараемся запомнить простые правила речи.

(слайд «Заповеди речевого поведения»)

Ведущий:

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.


В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!

Ведущий:

В международный день родного языка

Тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.

У кого набралось больше всех жетонов, тот получает грамоту как лучший знаток родного языка.

РЕФЛЕКСИЯ: Лучики солнца.

Детям предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

(Красные- ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ЗАНЯТИЕ,

ЖЕЛТЫЕ- не очень ПОНРАВИЛОСЬ

СЕРЫЕ-НЕ ПОНРАВИЛОСЬ)