Диктант для первой класе. Фонетико-графические задания на повторение темы

В современной школе текстовые диктанты в первом классе не пишут. Более активно учителями применяется контрольное списывание, при котором первоклассники развивают внимательность и аккуратность. Фонематический слух за первый год обучения в школе окрепнет на словарных диктантах и уже можно будет приступить к текстовым. Но есть и такие ученики, для которых контрольное списывание - это слишком просто. Для таких способных деток мы и публикуем сборник диктантов без грамматических заданий. Можно использовать эти короткие диктанты и в качестве текстов для контрольного списывания.

Таким образом, диктанты вам пригодятся даже не во время обучения в первом классе, а уже ближе к его концу и после 1 класса в летнее время для желающих позаниматься русским языком дополнительно. Все слова четко проговаривайте, в особенности сложные моменты, именно так развивается фонематический слух.

Тексты для диктантов в первом классе

Мне семь лет. Я учусь в первом классе. Я умею читать и писать.

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

По Л.Толстому

Один человек крепко уснул. Во сне он увидел кисель. Но ему нечем было его есть. На другую ночь он лёг спать с ложкой. Но кисель ему уже не приснился.

По Л.Толстому

Лисичка ела рыбу. Мимо бежал волк. Он попросил рыбки. Лиса отослала волка к реке. Была зима. У волка примерз хвост к проруби.

По русской сказке

Оля и Рая завели кошку. Девочки несут Мурке молоко. Дядя Петя сделал ей домик. Тётя Ира сшила мягкую подушку.

Ребята были в лесу. Надя и Таня вышли на полянку. В густой траве зрела земляника. Вкусна первая ягодка.

Ваня сел на пень. Пень был у Вани будто конь. Он взял кнут и стал гнать его.

По Л.Толстому

Вот лежит пёсик. Он много есть и спит. Это будет лентяй. Вот этот щенок сердитый. Он рычит и со всеми лезет драться. Я не люблю злых.

По Е.Чарушину

Вот луг. На лугу зеленеет трава. Мальчик гонит на луг гусей. Гусь шипит на мальчика.

Был тёплый день. Мы были в лесу. Под кустом сидел зайка. Зайка испугался нас. Зверёк ускакал.

Настала дождливая осень. Опустели поля. Снят богатый урожай овощей. Зимой будет много еды для нас.

Дети вышли на улицу. Там много машин. Нельзя играть на мостовой. Соблюдайте правила дорожного движения.

Светит весеннее солнышко. Журчат ручьи. На деревьях набухли почки. Роща оживает. Кричат грачи.

Коля и Витя были на лугу. Тёмная туча закрыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.

Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.

Настал июль. Ребята идут на пруд. Они стали удить рыбу. Алёша поймал щуку. Саша выудил ерша.

Мы идём в лес. На лапах ели капли росы. Сухой лист упал на пень.

Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть. Юра строит дом из кубиков. Юля одевает куклу.

Была сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Надвинулась туча. Грохнул гром. Застучали крупные капли. Природа ожила.

День выдался жаркий. Яша и Андрей идут в рощу. Мальчики спустились к ключу. Он бил из земли.

Бумажный змей

У Никиты бумажный змей. Никита идёт в парк пускать змея. Змей набрал высоту и летит.

Дождик стучал по трубе. Он бил по стёклам. Кот Васька забился под стол. Ударил гром. Кот испугался грозы.

За домом была ива. На иве было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы. Они громко кричали.

Стоял тёплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли ландыши. Они были хороши.

Тёмная туча тихо плывёт по небу. Небо нахмурилось. Вот и дождик. У Юли зонтик. Ей дождь не страшен.

Диктанты довольно простые. Но если вы заметили, что ребенок делает ошибки на одну и ту же орфограмму, несмотря на ваше четкое произношение сложных слов, необходимо уделить внимание этой теме и повторить, а при необходимости объяснить заново эту орфограмму.

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.(21 слова) .

На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.(38 слов)

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.(35 слов)

В лесу

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.(44 слова) .

Грамматические задания

1. Записать слова, выделить в них корень. Подчеркнуть в корне букву, написание которой надо проверить.

I вариант. Глаза, лодка, берёзка.

II вариант. Весна, грядка, грибник.

2. Выписать слова с разделительным ь

I вариант. Воробьи, коньки, пеньки, веселье.

II вариант. муравьи, угольки, пальто, друзья.

Трудимся.

Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.

Нарядная будет елка! (18)

Грамматические задания

1. В первом предложении над словами указать количество слогов.

2. Во втором предложении над словами поставить знак ударения.

3. В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.

4. *Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.

5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).

Наш двор.

Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

2. В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.

3. Во втором предложении найти слово из двух слогов.

4. *Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.

Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.

5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).

Дождь.

Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)

Грамматические задания

3. Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.

4. *Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:

День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .

5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.

Зимний вечер.

На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)

Грамматические задания.

1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.

2. Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.

3. Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.

4. *Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.

5. *Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

В лесу.

Пушистый снег укрыл зимний лес.

Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.

3. Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.

4. *Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:

ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..

5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.

Летом.

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.

3. Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача , нарисовать звуковую схему.

4. *Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

5. *Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .

Питомцы.

Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

2. В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.

3. Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.

4. *Вставь первую букву и запиши слова:

…ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.

5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

Новичок.

В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.

3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.

4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.

5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

На реке.

Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.

4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……

Узкий - …..

Далеко- …

5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.

В лесу.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.

4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:

Высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….

5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.

Материал для подготовки поста Диктанты по русскому языку 1 класс второе полугодие взят из пособия по русскому языку для начальной школы — Узоровой О. В. «Диктанты и изложения по русскому языку: 1-4-й кл. (1-4); 1-3-й кл. (1-3)».

Диктанты

Диктант на чк, чн, чт

Банщик, птичник, отличник, бетонщик, зеленщик, барабанщик, фонарщик и сварщик плыли в солнечный день на речном пароходе. У дочки была привычка терять ручку, колечко, гречку, овечку и Жучку. Ночная бабочка нянчит птенчика.

Тренировочный диктант на жи\ши, ча\ща

Очаровательные ежи в тишине чащи шипят на шишки. Мыши решили сшить чалму для чайки. Птичка везёт колючку на тачке. У Наташи и Гриши чаепитие. Наши малыши ищут перчатки и карандаши.

Зимой

Хлопья снега тихо падают на землю. Во дворе играют малыши. Пруд и река покрыты льдом. Ольга идёт на каток. Дядя Яша учит всех кататься на коньках.

Слова для справок: кататься.

Прошла хмурая осень. Весело закружились в воздухе снежинки. Они засыпали всю землю. На рябине висели сочные ягоды. Стайка дроздов подлетела к дереву. Хорош корм для птиц!

В лесу

Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт?

Слова для справок: из-под

На реке

Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.

Слова для справок: побежал, не упал, поспешили

Утром

Весело закружились в воздухе снежинки. Ночью выпал снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов.

Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А чей след ведет к саду?

Слова для справок: оставили

Ягоды

Засыпало всю землю снежком. Трудно зайцу найти пищу. А на рябине висели сочные ягоды. Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. Крупные ягоды упали на снег. Зайка рад. Сыт пушистый зверёк.

Слова для справок: засыпало, рябина, висели

Вот и обед

Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.

Слова для справок: отправился, заметил, обед

Во дворе

Ночью был сильный мороз. На воде – лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.

Слова для справок: выпал, запряг, бежали

Весна

Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.

Слова для справок: показалась, разнеслась

Лед идет

Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.

Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке

Сходит снег

Вот и весна. Сходит снег с гор. Быстрые талые воды бегут к озеру. У воды стоят голые кусты. Грязные сугробы снега осели. Мутные струйки воды заполнили все ямки. Всюду лужи. Ребята играют у крыльца. Там сухо.

Слова для справок: бегут, стоят

Настала весна

Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко. Тёплые лучи играют в лужах с галками и воробьями. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.

Слова для справок: потемнела, дышат

Первые дни весны

Настали первые дни весны. Солнышко светит и греет. Тёплые лучи рушат снежные крепости. У крыльца лужи. Всюду звенит капель. На ветках набухли душистые почки. Распустились кустики ивы. На ветку клёна села ворона. Она хрипло кричит. Галка ищет место для гнезда.

Слова для справок: крепость, звенит, кричит, ищет.

Лодочка

Пришла тёплая весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки и сделали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали. Они не смотрели под ноги. Дети попали в лужу.

Утро

Вот и утро. За окном петух прокричал. Наступает новый день. Лесные опушки утопают в цветах. Громко гудят жуки. Пролетают птицы, зверьки пробегают. Летом лесная опушка – самое веселое место. Хороши летние дни!

Васька

Коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр. Лапки бархатные, стальные. Когти выпускные, глазки большие, зубки-то кривые. У Васьки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт. Мышка попалась – не прогневайся.

Кап! Кап!

Кусты наполнились водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей – сверкающий дождь! Начнёт пить, и капелька из-под самого носа – кап! Воробей к другой, другая – кап! Скок, скок воробей, кап, кап капельки!

Дружная работа

Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы.

Слова для справок: привёз, складывать, помогал.

Лиса

Поехал дед на речку за рыбой. Наловил он рыбки полный воз. Едет дед домой. На дороге лежит лисичка, как мёртвая. Старик взял лису и положил её на сани.

Слова для справок: наловил, едет, положил.

Март

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.

Слова для справок: осели, царствует, засыпаны

На реке

Мы с дедушкой жили на берегу реки. У деда была лодка. Мы часто бегали на реку ловить рыбу. Пёс Шарик весело встречал нас с уловом. Он любил свежую рыбу.

Слова для справок: встречал

Дятел

Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!

Весна

Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.

Слова для справок: ходить, светит

Собака Рябка

Мы жили на берегу реки. У нас была новая лодка. Я часто бегал на речку удить рыбу. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Собачка хорошо сторожила дом. Она была хорошим другом.

Слова для справок: у нас, стояла, сторожила


Проверка знаний, умений и навыков учащихся проводится с помощью традиционного инструментария: текстов диктантов, текстового списывания, заданий по развитию речи, текстов изложений, грамматических заданий. Предлагаю несколько вариантов текстов, что позволит получить более объективные данные о сформированности у учащихся знаний, умений предметных и общеучебных…

1 уровень

Гроза

Стоял тёплый день. Вдруг набежала большая туча. Ударил гром. Упали первые капли. Полил сильный дождь.

На реке

Витя и Коля пошли ловить рыбу. Коля закинул удочку. Клюёт! На крючке вертелся карась.

Русский язык

Как богат русский язык! Это язык мира и дружбы. Внимательно изучайте русский язык.

Наш гость

Дядя Миша – наш гость. Бабушка Анбта ставит на стол чайник и чашки. Все будут пить душистый чай.

2 уровень

Весна

Весна. Тёплый денёк. Весело кричат грачи. Журчат ручейки. Ребята идут на речку. По воде плывут льдины. Над водой чайки.

Утро

Утро. Весело пели птички. Петух и куры клевали зерно. Кот Васька пил молоко. У крыльца собака Жучка. Жучка и мальчик Юра будут играть.

Летом

Лето. Вот деревня Чайка. На лугу корова Зорька. Она ест сочную траву. Наша дача у реки. Мы там ловим рыбу. Алёша поймал щуку и леща.

Май

Май. Хорошо в лесу! Поют чижи и дрозды. Цветут ландыши. В траве шуршит ёж. На цветке сидит пчела. У тропы сосна и дуб. На сосне белка.

Весной

Настали чудные деньки. Журчат ручейки. У крыльца уже травка. Школьники идут гулять в рощу. Там поют птички. На лужайках Андрюша и Соня рвут цветы. Мальчики Ваня и Алёша бегут к реке. Дети рады весне.

Весна

Наступила дружная весна. Сильней греют лучи солнышка. На улицах лужи и ручейки. Летят наши крылатые гости. Шумят на полях машины. Сеют хлеб. Школьники работают в лесу. Весь день в лесах поют птички. На лугах цветут цветы.

Был тёплый денёк. С площадки открывался красивый вид. Ближе был сад. За ним – неширокая река. По ней скользили лодки. С реки долетал свежий ветерок. Воздух был наполнен ароматом цветущих лип.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ»

ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Хорошо зимой! Выпал снег. Деревья украсились инеем. Вам нравится зима?

2. В какую игру играют дети? Они играют в прятки. Мальчики спрятались. Миша их ищет. Весело ребятам!

Образцы графического обозначения (первое предложение):

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

На реке

Лето. Ребята пошли на реку. Над водой кружили чайки.

Зимой

Зима. Ребята идут на горку. У Лены санки. У Юры лыжи. Малыши едут с горы.

ТЕМА: «СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ

1. Подобрать и записать по два слова на любую из тем.

Звери; школьные принадлежности; деревья; цветы; времена года; одежда; посуда; домашние животные.

2. Найти лишнее слово в каждом ряду.

1) Тополь, ель, роза, сосна.

2) Опята, оса, груздь, сыроежка.

3) Молоток, портфель, пила, топор.

3. Подобрать и написать близкие по значению слова.

Дети — азбука

Врач — ребята

Алфавит — доктор

4. Подобрать и написать слова, противоположные по значению.

Ночь — белый

Черный — вечер

Сладкий — день

Утро — горький

5. Подобрать к данным словам подходящие по смыслу слова.

Колючий (еж), широкая, русский, дружные, теплое, трусливый.

6. Вставить пропущенные в загадке слова.

Трещит, а не ______________ , птица

Летит, а не _______________ , лошадь

Везет, а не _______________ . сорока

(Самолет.)

Письмо по памяти.

Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский)

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Во дворе куры и петух. Дима принес корм. Куры ели зерно. Петух пил воду.

ТЕМА: «СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. ПЕРЕНОС СЛОВ»

Предупредительный (объяснительный) диктант

Я учу уроки. На столе книги и тетради. Вася взял карандаш. Он рисует ель.

Фонетические задания для повторения темы

Ученик, учительница, ученица.

Скамейка, мыльница, учитель.

Красивая рыжая лисица выбежала на полянку.

2. Отметить ряд, в котором во всех словах одинаковое количество слогов.

1) Шофер, свекла, улитка.

2) Имя, аист, урок.

3. Отметить ряд, в котором ударение во всех словах падает на первый слог.

1) Ворота, арбузы, алфавит.

2) Торты, банты, краны.

3) Стаканы, повторить, щавель.

4. Обозначить в словах ударение и подчеркнуть ударный слог. Написать слово, которое получится из ударных слогов данных слов.

Удочка, подарок, ребус, низенький, ехать.

5. Дописать слог или слоги, чтобы получились слова.

Май ______ , по _____ , чай ______ , ре _______ , ро ______ .

6. Подобрать и написать слова, подходящие к схемам.

7. Разделить слова горизонтальной чертой для переноса.

Суббота, майка, радио, заяц, мальчик, петух.

8. Подчеркнуть (выписать) слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Ежик, чайник, урок, день, ученик, линия, класс.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

1) Стоит в поле теремок.

2) На цветок сел жук. У жука шесть лап.

ТЕМА: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ»

1) На траве роса.

2) На земле трава.

3) Ползет змея.

4) В саду цветы.

5) Поют дрозды и чижи.

6) На сосне гнездо совы.

7) В лесу нора крота.

8) У реки сидят рыбаки.

9) На снегу следы лисы.

10) У козы рога.

11) Плоты плывут по реке.

12) В шкафу пальто.

13) В ведре вода.

14) На листе капли дождя.

15) Сестра была у врача.

16) Ребята идут по тропе в лес.

Проверочный диктант

Весна. Капель. Кругом вода. Журчит ручей. Кричат грачи. На сосне трещит сорока. (12 слов)

1. Вспомнить буквы русского алфавита, обозначающие гласные звуки. Написать их в алфавитном порядке.

2. Дописать пропущенные буквы, обозначающие гласные звуки.

Е, __ , и, __ , у, __ , э, __ , я.

3. Поместить гласные звуки в их звуковые домики: .

4. Вслушаться в звучание каждого слова (слова даются на слух). Гласные звуки каждого слова поместить в их звуковые домики.

Мяч [а], рак [а], зонт [о], лук [у], клюв [у], сын [ы], жил [ы], мел [э], журавль [у], [а].

5. Подчеркнуть буквы, которыми различается каждая пара слов.

Оля — Уля, сон — сын, балка — булка.

6. Подчернуть в словах буквы, в которых «спрятались» два звука.

Поют зяблики. Проснулся ежик. Цветут яблони. Растет ель.

7. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

Кончил дело — гуляй смело.

Орфографические минутки

Записать. Подчеркнуть гласные, написание которых надо проверять. Объяснить написание каждого слова.

гроза, трава, доска, коза, глаза, нора;

окно, сова, грачи, моря, врачи, холмы;

ведро, цветы, зима, стена, змея, письмо;

бинты, свеча, стрела, лицо, лиса, плечо;

зерно, сестра, весло, гнездо, звезда, слеза;

роса, паруса, спина, мосты, края, мячи;

сады, слова, лиса, леса, шары, ряды;

шкафы, места, гора, блины, плита, река;

страна, поля, листы, озера, снега, плоды;

ворона, воробей, корова, петух, деревня, заяц;

пальто, лисица, ученик, пенал, учитель, язык.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

1) Широка страна моя родная.

2) Слава хлебу на столе!

3) Глаза на рогах, домик на спине. (Улитка.)

ТЕМА: «БУКВЫ И и Й»

Выборочные диктанты

Выписать слова, в которых есть звук [й’].

1) Книга — твой добрый друг. 2) Читай книги. 3) Пей чай. 4) Май — месяц года. 5) Где твой клей? 6) Мой клей на столе. 7) Воробей — птица. 8) Слышен лай собак. 9) Скорей домой!

Проверочные диктанты

Ребята идут в парк. У Иры санки. Коля взял коньки. Весело зимой. (12 слов)

У Никиты кот. Звали кота Васька. Шерсть у кота пестрая. Ушки и шейка белые. (14 слов)

Фонетическое задание

Соединить линией части предложений.

Звук [и] — это согласный звук.

Звук [й] — это гласный звук.

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть в словах букву й .

Май, чай, бой, воробей, змей, клей;

ручей, музей, лай, край, мой, твой;

лейка, тройка, двойка, стройка, зайка;

война, зимой, весной, сырой, большой.

2. Дописать слоги (-ка, -ник, -те), чтобы получились новые слова.

Трой ___ , лей ___ , двой ___ , май ___ , строй ___ , чай ___ , змей ___ , зай ___ .

ТЕМА: «ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БУКВАМИ»

Выборочные диктанты

Выписать слова, в которых мягкость согласного звука нужно обозначить мягким знаком.

I. 1) Рысь — лесной зверь. 2) Сталевар варит сталь. 3) Под дубом тень. 4) Карась и линь — рыбы.

II. 1) Самый короткий день в декабре. 2) У дома росла ель. 3) Журавль и цапля — птицы. 4) Учитель вошел в класс.

IV. 1) Стоят теплые деньки. 2) Ольга и Кузьма — школьники. 3) Коле подарили новые коньки. 4) Таня надела пальто. 5) Мальчики играют в хоккей. 6) Мама получила письмо от бабушки.

Проверочный диктант

Теплый день. На крыльце спит кот Васька. Под кустом тень. Там собака Жучка грызет кость. (15 слов)

Фонетико-графические задания на повторение темы

1. Подчеркнуть буквы, которые в слове указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

С, ь, е, ю, и, а, я, ё, у.

2. Подчеркнуть в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

При солнце тепло, а при матери добро.

3. Подобрать слова, в которых все согласные звуки твердые (например: шкаф); все согласные звуки мягкие (например: тюлень).

4. Соединить линией имена, которые начинаются с одинакового согласного звука.

Варя Люба Лара

Таня Тимур Вера

Тёма Луша Лёва

Лена Вася Валя

5. Подчеркнуть буквы, которые могут обозначать и мягкие, и твердые согласные звуки.

Б, г, ж, к, м, ч, с, р, з.

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость (твердость) предшествующего согласного звука.

Журавль, тюлень, осень, медведь, пальто;

клен, учитель, день, ключ, мяч, коньки;

Лена, Люся, Игорь, Ольга, Алеша.

2. Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Ребята, ель, сухарь, люстра, мальчик, чай;

цепь, ручей, кисель, июль, письмо.

ТЕМА: «ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ»

Объяснительные (выборочные) диктанты

Выписать те слова, в которых написание парного согласного звука в конце слова надо проверять.

I. 1) Кругом лежит снег. 2) Лед сковал пруд. 3) На улице идет дождь. 4) Ребята ели арбуз. 5) Луг покрыт цветами. 6) Олег — мой друг.

II. 1) У орла сильный клюв. 2) Мама испекла пирог. 3) Птицы улетели на юг. 4) За окном мороз. 5) Медведь любит мед. 6) Ученик взял тетрадь и карандаш.

III. 1) Уж полз в камыш. 2) Морж уплыл в море. 3) Девочки пошли в сад. 4) Хлеб лежит на столе. 5) Москва — красивый город.


Проверочные диктанты

Вот дуб. Там сосна и ель. У пня еж. В траве рос гриб. В кустах пел дрозд. К реке полз уж. (22 слова)

Слова для справок: дрозд.

В лесу рос дуб. Дуб красив. У тропы сосна. Жук грыз лист осины. В траве спал еж. Весело пел чиж. (20 слов)

Фонетико-графические задания на повторение темы

1. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие глухие (звонкие) согласные звуки.

Где цветок, там и медок.

Красна птица пером, а человек умом.

2. Подчеркнуть в словах буквы, которые обозначают парные по глухости-звонкости согласные звуки.

С ложью правда не дружит.

Лучше дать, чем взять.

3. В каком ряду есть все буквы, которыми обозначаются непарные звонкие согласные звуки? Записать эти буквы.

1) Л, м, й, н, р.

2) Л, ж, в, з, д.

4. В каком ряду есть все буквы, которыми обозначаются непарные глухие согласные звуки? Записать эти буквы.

1) С, ш, ф, ц.

2) Ц, х, ч, щ.

5. Соединить линиями слова, которые начинаются с парных по глухости-звонкости согласных звуков.

жар весть заяц порт

гость шар работа слон

лист флаг дрозд торт

ваза кость брат школа

Орфографические минутки

Записать слова. Подчеркнуть буквы, написание которых надо проверять.

Снег, шаг, лук, друг, флаг, крик, рог, луг;

круг, стук, урок, язык, враг, рак, бок;

дуб, боб, хлеб, серп, столб, краб, клоп;

зуб, суп, укроп, шип, гриб, карп;

лед, ряд, рот, год, сад, свет, труд, торт, тетрадь;

куст, мед, цвет, крот, град, брат, медведь;

нож, этаж, карандаш, чиж, еж, ландыш;

малыш, ерш, шалаш, уж, чертеж;

насос, груз, мороз, лес, приз, глаз;

нос, вкус, укус, газ, указ, трус, час;

шарф, лев, клюв, удав, шеф, любовь;

шкаф, граф, бровь, плов, торф.

ТЕМА: «ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ «

Предупредительные (объяснительные) диктанты

Подчеркнуть в словах буквосочетания на изученные правила письма.

1) В лесу пели чижи. 2) Дети пошли в рощу. 3) Птички ищут пищу. 4) В гнезде пищат птенцы. 5) В лесу журчал ручей. 6) Ольга была у врача. 7) Миша Чайкин поймал щуку. 8) Ужи ползут в камыши. 9) Девочка зажгла свечку. 10) Ручка лежит на столе. 11) Девочка пошла на почту. 12) Я учусь хорошо. 13) Лось идет в чащу леса. 14) Дятел стучал по дереву. 15) Весной встречай грача.

Проверочные диктанты

Юра Щукин ждал гостей. Гости пришли. На столе чай и чайник. Ребята пили чай. (14 слов)

У леса речка. Над водой чайки. Они ищут пищу. У реки камыши. Там живут ужи. В траве пищат птички. Малыши поймали щуку и леща. (24 слова)

Фонетико-графические задания на повторение темы

1. Написать буквы, которыми обозначаются шипящие согласные звуки.

2. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие шипящие согласные звуки.

Чашка, машина, роща, лыжник, щавель.

3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначаются только твердые шипящие согласные звуки.

Ч, ш, ж, щ, л, ц.

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть буквосочетания ча, ща, чу, щу, жи, ши .

Чай, чашка, час, свеча, часть;

кричать, стучать, пищать, прощать;

задача, роща, чаща, дача, туча;

чижи, ежи, шины, шишки, жить;

карандаши, машина, пружина, стрижи;

лыжи, мыши, ландыши, уши, лужи;

щука, чулки, чудо, чуткий, щуплый;

стучу, верчу, тащу, ищу, кричу.

2. Подчеркнуть буквосочетания чк, чн, нч, чт .

Ночка, речка, бочка, кочка, внучка;

девочка, точка, птичка, почка, дочка;

спичка, дачка, ручка, печка, свечка;

птенчик, ночной, точный, срочный;

почта, чтобы, строчка, речной.

ТЕМА: «ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ»

Проверочные диктанты

Во дворе малыши. У Димы машина. У Иры заяц Пух. У Марины медведь Мишка. (14 слов)

Юра Шишкин идет на луг. Там корова Милка и коза Зорька. Они щиплют траву. (14 слов)

Письмо по памяти

1) Заяц Егорка свалился в озерко.

2) Архип осип. Осип охрип.

3) Наш Полкан попал в капкан.

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть буквы на изученные правила письма.

Зоя, Денис, Лена, Игорь, Глеб, Ольга, Кузьма;

Ира Иванова, Ваня Чайкин, Валя Шишкина;

Андрей Чулков, дядя Толя, тетя Наташа;

город Курск, река Москва, озеро Байкал;

улица Мира, плошадь Победы, река Нева;

деревня Дубки, село Новое, поселок Мирный;

корова Зорька, собака Жучка, петух Бонька;

коза Милка, конь Орлик, котенок Васька.

2. Записать своё имя, отчество и фамилию.

3. Записать к полным именам неполные.

Елена (Лена), Екатерина, Дмитрий, Александр, Сергей, Анатолий, Наталья, Зинаида, Раиса.

ИТОГОВЫЕ (КОНТРОЛЬНЫЕ) ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Весна. В лесу ландыши. Поют чижи и дрозды. В траве шуршит еж. На пеньке змея. На цветке пчела. (18 слов)

Утро. Вот река Москва. Трава в росе. Ребята ловят рыбу. Глеб поймал щуку. Юра поймал два леща и окунька. (19 слов)

Ребята пришли в рощу. Там весело. Поют птички. Кричат грачи. Слава и Игорь играют в мяч. (16 слов)

Июль. Деревня Чайка. Вот луг. Там корова Зорька. Она жует сочную траву. У тропы дуб. Тут сидит Алеша. Мальчик играл в рожок. (22 слова)

Наша дача в лесу. У дома сад. Там душистые розы. В цветках капли росы. (14 слов)

У Димы есть брат и сестра. Дима учил уроки. Оля читала стихи Пушкина. Юра писал письмо. (16 слов)

Весна. Журчит ручей. На реке льдины. Над водой чайки. Они ищут пищу. (12 слов)

Лес. Светит звезда. Вышли на охоту рысь и еж. В чащу летит орел. На сосне кричит сова. (17 слов)

Мне семь лет. Я учусь в школе. Идет урок. Мы учим русский язык. Ученики работают хорошо. (16 слов)

Май. Поет дрозд. В кустах гнездо. Там пищат птенцы. У реки стрижи. К воде полз уж. (16 слов)

Утро. Весело кричал петух. У крыльца сидела собака Жучка. Кот Пушок пил молоко. Девочка дала козе хлеб. (17 слов)

Ученики идут на стройку. Там гудят машины. Рабочие строят дом. У стены кран. Кран поднял груз. (16 слов)

Проверочное списывание (с последующим грамматическим заданием)

Зяблики

В апреле прилетели в лес зяблики. У птиц розовая грудка и яркие белые полоски на крыльях. Всюду раздаются звонкие песни зябликов.

Грамматическое задание: 1). Обозначить ударение в словах первого предложения; 2). Разделить выделенное слово на слоги; 3). Подчеркнуть в слове зяблики гласные буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука; 4). Подчеркнуть в слове прилетели буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Дятел

Стоял в лесу дуб. Прилетел к дубу дятел. Он выдолбил в стволе глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел.

Грамматическое задание: 1). Подчеркнуть в словах второго предложения буквы, которыми обозначены безударные гласные звуки; 2). Выписать из первого предложения слово с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце; 3). Подчеркнуть в словах первого предложения буквы, написание которых надо проверять; 4). Подчеркнуть в слове прилетел буквы, которыми обозначены глухие согласные звуки.

У старой сосны

У старой сосны играли весёлые белки. Они были рады тёплому солнышку и светлой весне. Рыжими стали у белок спинки и хвостики. Зверюшки целый день резвились на тёплом солнышке.

Чудо

Весной мы с мамой посадили лилию. Она должна была быть белой. Мы ждали чуда. Вот и появились пять бутонов. Я всё ходил вокруг и любовался ими.

Зелёные бабочки

На тополях лопнули клейкие почки. Из каждой почки вылупились зелёные листики. Воробьи расселись по ветвям. Они стали склёвывать клейких зелёных бабочек.

У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла. (19 слов) .

Рома мал. Он сам мыл руки. Вот куры. Иван кормит кур.(11 слов) .

Ключ

Алёша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду.

Пролетело лето. В лесу красиво. У нас краски и кисти. Нина и Лена рисовали сосны. Антон рисовал кусты. (35 слов) .

Летом

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки. (18 слова) .

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. (21 слова) .

На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. (38 слов)

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл. (35 слов)

В лесу

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. (44 слова) .

Грамматические задания

  1. Записать слова, выделить в них корень. Подчеркнуть в корне букву, написание которой надо проверить.

    I вариант. Глаза, лодка, берёзка.

    II вариант. Весна, грядка, грибник.

  2. Выписать слова с разделительным ь

    I вариант. Воробьи, коньки, пеньки, веселье.

    II вариант. муравьи, угольки, пальто, друзья.

Смотрите также: Диктанты по русскому языку 2 класс

Комментарии посетителей сайта:

Учитель 1"б" (16:37:00 08/05/2012):
Начальный уровень написания диктантов и вкулячает в себя от 10 до 41 слова, не больше (это с 1-3 чатверть) в 4-ой четверти кол-во слов увеличевается на 4-5. Вы правильно делаете что работаете с детьми у нас новая и очень тяжёлая программа (ФГОС второго поколения) "принята не во всех школах РФ"!!!

Мама (12:34:57 18/12/2015):
Игрушки У нас был урок труда.Мы сами делали игрушки.Вот конь и замка.У Любы и Маши кукла.Коля сделал ёкак. Хороши наши игрушки! (26 слов) Автор Петрова Виктория.

карина фандеева (14:02:21 25/03/2018):
Очень хороший сайт, даю брату задания. Очень хорошие тексты. Большой выбор. Спасибо!

Шахризада (14:37:50 01/02/2019):
Жил да был один друг в деревне он уехал в другой город и он был очень занят и не мог вернуться назад

Гусев Сергей (19:28:08 07/02/2019):
хорошие диктанты

Настя (14:11:29 16/03/2019):
Моей сестре понравилось

Гость (14:30:25 16/03/2019):

Я (13:04:24 19/03/2019):
Давала девочке текст игрушки(7лет). 7 ошибок, поставила 3.

Ваше имя: