Есенин сергей - пороша.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Кристалл»

Технологическая карта

открытого занятия по образовательной программе дополнительного образования « Весёлая палитра »

Тема : «Дремлет лес под сказку сна»

Подготовила: Солдаткина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования,

I квалификационной категории.

Тулун

2016 год

Технологическая карта занятия

Педагог Солдаткина Светлана Александров на

Название программы «Весёлая палитра»

Тема занятия: «Дремлет лес под сказку сна»

Возраст учащихся: 7-9 лет

Цель занятия (образовательная):

Формировать умение создавать картину зимнего леса по замыслу, рисовать густой лес ярусами, начиная с заднего плана. Совершенствовать умение детей рисовать разными способами и техниками рисования

Цель занятия (развивающая):

Развивать наблюдательность, творческое воображение, образное мышление, сенсорную чувствительность, мелкую моторику, координацию движений рук.

Цель занятия (воспитательная):

Воспитывать эстетические переживания и чувства, любовь к родной природе.

Тип занятия Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Форма проведения «Занятие-путешествие»

Педагогическая технология: игровая, ИКТ

Методы: беседа, показ, демонстрация презентации, практическая работа, частично-поисковый метод, художественное слово, музыкальное сопровождение

Дидактический материал: д/и «Тёплые и холодные цвета», гуашь, кисти, ёмкость для воды, клеёнки, зубные щётки, формат А3, палитры, репродукции картин художников, заготовки фонов, презентация «Зимний лес», музыка Вивальди «Зима» и Чайковского «Времена года», стихотворение С.Есенина «Пороша», зрительный ряд работ, доска, поролоновые губки.

Предполагаемый результат: знать разнообразные техники рисования, понятия перспектива, композиция, пейзаж

Предполагаемый результат: уметь владеть художественными инструментами и материалами, передавать в работе состояние зимнего леса

Контрольно- оценочные средства(КОС): опрос, выставка работ

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Коллективная деятельность

Индивидуальная деятельность

Одаренные

Уч-ся, имеющие затруднения

1.Орг. момент.

Приветствие. Эмоциональный настрой на работу. Загадка про зиму.

Какой может быть зима? (Вьюжная, снежная, веселая, морозная…) Зима приглашает нас в гости в заснеженный лес. Отправимся в путешествие?

Приветствие. Слушают, воспринимают информация. Принимают игровую ситуацию на себя.

2. Основная часть (Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения, определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы)

Просмотр презентации, чтение стих-я С. Есенина «Пороша» на фоне музыки Чайковского «Декабрь». Беседа.

Вам нравится в зимнем лесу? Почему? Что вас особенно привлекает? Вы рады приходу зимы? Как ласково её называют в стихах и рассказах? Что вы чувствовали, когда рассматривали картины зимнего леса?

Тише, дети, не шумите, спящий лес наш не будите.

Нарисуйте Зимний лес, полный сказок и чудес.

И отправьте их Морозу, положив под ту березу.

Мы его развеселим, на нашу Ёлку пригласим!

Давайте не будем мешать лесу видеть зимние сны. Вернемся к своим рабочим местам и нарисуем для Мороза красивые картины зимнего леса? Что мы будем рисовать? Как будем рисовать? Давайте рассмотрим варианты рисования фона, при помощи каких техник рисования он нарисован? Вспомним с вами, что такое перспектива, плановость, композиция рисунка?

Какими красками мы можем нарисовать заснеженный лес? Д/и «Тёплые и холодные цвета», подбор зимней цветовой гаммы.

Гимнастика для пальчиков и приготовим их к работе.

Дедушка Мороз накрыл все деревья снежным одеялом, и лес сразу стал сказочным (внимание на репродукции картин). Вот такой дремлющий лес мы и нарисуем сегодня. А чтобы рисунок получился более выразительным, нарисуем лес в вечернюю пору. Так нам легче будет нарисовать снежные покрыв

Просматривают презентацию, активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы, высказывают предположения, воспроизводят полученные знания, слушают, воспринимают полученную информацию, определяют цель занятия, ставят перед собой учебные задачи.

Активно помогают при определении цели, показывают приёмы и способы рисования

Повторяют приёмы и способы рисования

3. Практическая самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

Определение расположения листа, композиция рисунка. Этапы работы:

1. Фон

2. Физ.минутка

3. Дальний план

4. Средний план

5. Ближний план, прорисовка

Побуждать детей к самостоятельному выбору оригинальных способов рисования работ, обратить внимание на технику безопасности.

Выполняют практическую работу, проговаривают технику безопасности, этапы выполнения работы

Поощрение интересных идей и способов изображения

Индивидуальный подход при возникающих вопросах

3. Итог занятия и рефлексия (Обобщение и оценка выполненной работы)

Посмотрите, какие красочные рисунки у вас получились! Ну разве скажешь, что зима - некрасивое время года? Да, зимой мы не увидим весеннего буйства красок. И все-таки даже такое небольшое цветовое разнообразие позволяет зиме создавать невиданную красоту, которую вы так хорошо сумели передать в своих рисунках. Выставка работ. Анализ.

Думаю, Деду Морозу понравятся наши рисунки, и он с удовольствием придёт к нам на Новогодний праздник.

Любуются работами, анализируют, делают выводы.

Выделяют самые интересные работы, с подробным анализом и комментариями.

Формулируют недостатки работ, объясняя причину.

Эмоциональный настрой: Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Вдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек, любовь к природе.

Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром. (Зима)

Гимнастика для рук:

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках,

Дружно ими побросались –

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили.

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

Деревья спят

Вот и мороз, забыта осень,
Застыл, затих зеленый лес,
Под низкой крышею небес.
Деревья спят, одежды сбросив,
И не тревожит их немало,
Ни ветра свист, не вьюги вой,
Закутала их с головой,
Зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне,
С дождем желанным, гром разбудит,
Деревья спят, совсем как люди,
И день за днем, растут во сне.

К. Чолиева

Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль
.

Сергей Есенин

Физминутка :

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем..

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы.


Тема любви прозвучала во весь голос в последней, пятой книге «Жизни Арсеньева». Над пятой книгой («Лика») Бунин работал с перерывами с 1933 по 1939 год. Сначала Бунин отделял «Лику» от первых четырех книг. Об этом, в частности, свидетельствует первый полный выпуск романа в 1939 году в издательстве «Петрополис». На обложке книги значилось: «Бунин. «Жизнь Арсеньева». Роман «Лика».

Всего двадцать лет прошло с того времени, как Александр Блок написал первые стихи, составившие цикл Ante Lucem, до поэмы «Двенадцать», венчающей его творческий путь. Но какие шедевры создал за эти два десятилетия великий поэт. Теперь мы можем проследить путь Блока, изучая его биографию, историю отдельных стихотворений, перелистывая страницы старых газет и журналов, читая воспоминания современников. И постепенно раскрывается перед нами прекрасная и загадочная душа одного из проникновеннейших певцов России.

Вселенское братство! Вечный мир! Отмена денег! Равенство, труд. Прекрасный, удивительный Интернационал! Весь мир - ваша Отчизна. Отныне нет никакой собственности. Если у тебя два плаща, один у тебя отнимут и отдадут неимущему. Тебе оставят одну пару обуви, и если тебе нужен коробок спичек, «Центрспички» его выдадут.

Текст стихотворения Есенина «Пороша» дети учат на уроках литературы уже в третьем классе. И недаром: произведение такое воздушное, свежее, радостное, что легко находит отклик в детских душах. Очаровательные образы колдуна-невидимки, старенькой сосны в косынке из снега, укутанной в пушистую снежную шаль земли кажутся иллюстрацией к волшебной сказке. Олицетворения (лес дремлет, сосна подвязалась косынкой) еще больше усиливают атмосферу волшебства. Преобладающие в стихотворении короткие предложения (в том числе из одного слова) создают иллюзию простоты и придают произведению изящество и лаконичность.

Стихотворение, написанное в 1914 году, следует отнести к пейзажной лирике. Причем это, безусловно, один из лучших образцов пейзажной лирики поэта. В произведении отразились детские воспоминания Сергея Александровича о родной деревне Константиново в Рязанской губернии. Но горечь и тоска не слышатся в этих чистых и нежных строчках. Убегающая «лентой вдаль» дорога манит вперед и вселяет надежду на радость в будущем. В более поздней лирике ничего подобного мы уже не найдем.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старышка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.