Франц Кафка: цитаты и афоризмы. Франц Кафка: цитаты

Франц Кафка

Афоризмы

Размышления об истинном пути

1. Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему.

2. Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности, мнимая сосредоточенность на мнимом деле.

3. Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются.

4. Многие тени усопших заняты только тем, что лижут волны реки смерти, потому что она течет от нас и еще сохраняет соленый вкус нашего моря. От отвращения река эта вздымается, начинает течь вспять и несет мертвых назад в жизнь. А они счастливы, поют благодарственные песни и гладят возмущенную реку.

5. Начиная с определенной точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь.

6. Решающее мгновение человеческого развития длится вечно. Правы поэтому революционные духовные движения, объявляющие все прежнее ничтожным, ибо еще ничего не произошло.

7. Один из самых действенных соблазнов зла – призыв к борьбе.

8. Она – как борьба с женщинами, которая заканчивается в постели.

9. А. очень напыщен, он думает, что весьма преуспел в добре, поскольку, будучи, очевидно, объектом всегда заманчивым, испытывает все больше искушений с совершенно неведомых ему прежде сторон.

10. А верное объяснение состоит в том, что в него вселился большой бес и прибежала тьма маленьких, чтобы служить большому.

11–12. Различие взглядов, какие могут быть, скажем, на яблоко: взгляд малыша, которому надо вытянуть шею, чтобы только увидеть яблоко на доске стола, и взгляд хозяина дома, который берет яблоко и без труда подает его сотрапезнику.

13. Первый признак начала познания – желание умереть. Эта жизнь кажется невыносимой, другая – недостижимой. Уже не стыдишься, что хочешь умереть; просишь, чтобы тебя перевели из старой камеры, которую ты ненавидишь, в новую, которую ты только еще начнешь ненавидеть. Сказывается тут и остаток веры, что во время пути случайно пройдет по коридору главный, посмотрит на узника и скажет: «Этого не запирайте больше. Я беру его к себе».

14. Если бы ты шел по ровной дороге, шел по доброй воле и все же отступал назад, тогда бы дело было пропащее; но поскольку ты взбираешься по отвесному склону, такому отвесному, что снизу ты сам кажешься повисшим на нем, то шаги вспять могут быть вызваны только особенностями почвы, и отчаиваться тебе не следует.

15. Словно дорога осенью: только ее выметут, как она уже снова покрывается сухими листьями.

16. Клетка пошла искать птицу.

17. В этом месте я еще ни разу не был: иначе дышится, ослепительнее, чем солнце, сияет с ним рядом звезда.

18. Если бы возможно было построить Вавилонскую башню, не взбираясь на нее, это было бы позволено.

19. Не позволяй злу уверить тебя, что у тебя могут быть тайны от него.

20. Леопарды врываются в храм и выпивают до дна содержимое жертвенных сосудов; это повторяется снова и снова, и в конце концов это может быть предусмотрено и становится частью обряда.

21. Так крепко, как рука держит камень. А держит она его крепко лишь для того, чтобы швырнуть его как можно дальше. Но дорога приведет и в ту даль.

22. Ты – это задача. Ни одного ученика кругом.

23. При настоящем противнике в тебя вселяется безграничное мужество.

24. Понять, какое это счастье, что почва, на которой ты стоишь, не может быть больше, чем способны покрыть две твои ступни.

25. Как можно радоваться миру? Разве только если убегаешь в него.

26. Укрытиям нет числа, спасение лишь в одном, но возможностей спасения опять-таки столько же, сколько укрытий.

Есть цель, но нет пути; то, что мы называли путем, – это промедление.

27. Делать отрицательное – это на нас еще возложено; положительное дано нам уже.

28. Стоит лишь впустить в себя зло, как оно уже не требует, чтобы ему верили.

29. Задние мысли, с которыми ты впускаешь в себя зло, – это не твои мысли, а зла.

Животное отнимает плетку у хозяина и стегает себя, чтобы стать хозяином, но оно не знает, что это – только фантазия, вызванная новым узлом на плетке хозяина.

30. Добро в каком-то смысле безотрадно.

31. К самообладанию я не стремлюсь. Самообладание означает хотеть действовать в каком-то случайном месте бесконечных излучений моей духовной личности. А уж если приходится замыкать себя такими кругами, то предпочитаю делать это бездеятельно, просто дивясь этой чудовищной совокупности и унося домой лишь подкрепление, которое, е contrato, дает этот взгляд.

32. Вороны утверждают, что одна-единственная ворона способна уничтожить небо. Это не подлежит сомнению, но не может служить доводом против неба, ибо небо-то как раз и означает невозможность ворон.

33. Мученики не недооценивают тела, они стараются возвысить его на кресте. В этом они едины со своими противниками.

34. Его усталость – это усталость гладиатора после боя, его работа состояла в том, что он белил угол канцелярского помещения.

35. Нет обладания, есть только бытие, только жаждущее последнего вздоха, жаждущее задохнуться бытие.

36. Раньше я не понимал, почему не получаю ответа на свой вопрос, сегодня не понимаю, как мог я думать, что можно спрашивать. Но я ведь и не думал, я только спрашивал.

37. Его ответом на утверждение, что он, может быть, и владеет, но не существует, были только дрожь и сердцебиенье.

38. Некто удивлялся тому, как легко ему идти путем вечности; а он стремглав несся по этому пути вниз.

39а. Злу нельзя платить в рассрочку – а непрестанно пытаются.

Можно допустить, что Александр Великий, несмотря на военные успехи своей молодости, несмотря на отличное войско, которое он создал, несмотря на устремленные изменить мир силы, которые он в себе чувствовал, остановился бы у Геллеспонта и никогда не переступил бы его, причем не от страха, не от нерешительности, не из-за слабой воли, а из-за земной тяжести.

39б. Путь бесконечен, тут ничего не убавишь, ничего не прибавишь, и все же каждый прикладывает к нему свой детский аршин. «Конечно, ты должен пройти еще этот аршин пути, это тебе зачтется».

Кафка родился в еврейской семье, жившей в Пражском гетто. У него было два младших брата и три младших сестры. Мальчики скончались до того, как Францу исполнилось шесть лет, а девочки Элли, Валли и Оттла погибли в нацистских концентрационных лагерях. Закончив Карлов университет, Кафка получил степень доктора права, после чего поступил на службу в страховое ведомство, где и проработал на скромных должностях до преждевременного выхода на пенсию по болезни.

Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в своих многочисленных дневниках и письмах он не раз признавался в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом для него всегда была литература, "оправдывающая всё его существование".

Свой творческий путь Кафка начал в 1909 году, когда им были напечатаны два отрывка из неоконченного рассказа "Описание одной борьбы". В 1911 году писатель путешествовал по Италии, Франции и Швейцарии, а в 1912 начал работу над романом "Пропавший без вести" (позже получившем название "Америка"). В это же время были написаны новеллы "Приговор" и "Превращение" . Следующий год был ознаменован выпуском сборника "Созерцание", после чего Кафка принялся за роман "Процесс" . В 1919 году был опубликован сборник новелл "Сельский врач".

В жизни писателя было много проблем: он постоянно болел, никак не мог наладить отношения с отцом и создать семью. Всё это нашло отражение в его сложных, абсурдных, атмосферных и подчас шокирующих произведениях. Среди четырёх людей, которых писатель, "не претендуя сравниться с ними в силе и разуме", ощущал "своими кровными братьями", были Гюстав Флобер, Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский и Генрих фон Клейст.

В 1922 году из-за обострения тубуркулёза, был вынужден выйти на пенсию. В это время он начал работу над романом "Замок" , подготовил к печати сборник новелл "Голодарь" , повесть "Исследования одной собаки" и рассказ "Нора". 3 июня 1924 года писателя не стало.

Кафка оставил после себя три неоконченных романа, несколько сборников новелл и притч, писем и дневников. Слава пришла к нему посмертно, когда вопреки завещанию, его душеприказчик не стал уничтожать рукописи, а опубликовал их.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых цитат и афоризмов писателя, творчество которого признано уникальным явлением в мировой литературе.

"У меня нет интереса к литературе, литература - это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу".

"Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие "веселье"; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически - в противовес печали".

"Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге".

"Всё несчастье моей жизни происходит от писем или от возможности их писать".

"Женщины - это капканы которые повсюду дожидаются мужчин с тем, чтобы затащить их обратно, в Конечное".

"Начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь".

"Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему".

"Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе".

"Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему".

"Вера - это топор гильотины, так же тяжела, так же легка".

"Две возможности: делать себя бесконечно малым или быть им. Второе - завершение, значит, бездеятельность, первое - начало, значит, действие".

"Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать".

"Первый признак начала познания - желание умереть".

"Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно".

"Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл".

"Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, - бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть. Болезнь всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому болезнь, боль, страдание - важнейший источник религиозности".

"Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей".

"Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет".

"Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично".

"Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели".

"Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями".

"Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги".

"Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца".

"Доктор, дайте мне смерть - иначе вы убийца (предсмертные слова Кафки)".

(1883 - 1924) - выдающийся чешский писатель еврейского происхождения. Свои произведения он писал на немецком языке, но почти нигде не публиковался. В своем завещании он попросил своего друга Макса Брода, чтобы все его литературное наследие было уничтожено. Но Брод не выполнил последнюю волю Кафки, благодаря чему весь мир увидел великие (но так и незаконченные) романы «Процесс» , «Замок» и «Америка» , а также гениальные новеллы. Как выяснилось, Кафка оказался одним из главных писателей прошлого века. Множество авторов по всему миру (в диапазоне от Мураками до Борхеса) называли его своим учителем.

Мы отобрали 20 цитат из произведений Франца Кафки:

Ты слишком много ищешь помощи у других. Неужели ты не замечаешь, что помощь эта не настоящая? «Процесс»

Только не останавливаться на полдороги, это самое бессмысленное не только в делах, но и вообще всегда и везде. «Процесс»

Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь. «Процесс»

Странно, - сказала фройляйн Бюрстнер, - странно, что мне приходится запрещать вам именно то, что вы сами должны были бы запретить себе. «Процесс»

Как же тут, при абсолютной бессмысленности всей системы в целом, избежать самой страшной коррупции чиновников? «Процесс»

Все на свете имеет отношение к суду. «Процесс»

Теперешнее правосудие, очевидно, состоит в том, чтобы осудить человека не только невинного, но и неосведомленного. «Процесс»

Даже ночной мотылек, жалкое насекомое, с наступлением дня ищет тихое местечко, где бы распластаться и замереть, мечтая вовсе исчезнуть и страдая оттого, что исчезнуть невозможно. «Замок»

Скажи: разве не кажется тебе, что она какая-то особенно умная?
- Мне кажется, что она какая-то особенно несчастная. «Замок»

От этого раннего вставания, - подумал он, - можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться. «Замок»

Можешь сколько угодно подбадривать человека с завязанными глазами - пусть смотрит сквозь платок, все равно он ничего не увидит, и, только когда снимут платок, он увидит все. Помощь - вот что нужно человеку, а вовсе не подбадривания. «Замок»

Её не так легко понять, потому что часто не знаешь, с насмешкой она говорит или всерьез. Чаще всего она говорит серьёзно, а звучит как насмешка. «Замок»

Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам:они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты. «Дневники»

Всё - фантазия: семья, служба, друзья, улица; всё - фантазия, более далёкая или более близкая, и жена - фантазия; ближайшая же правда только в том, что ты бьёшься головой о стену камеры, в которой нет ни окон, ни дверей. «Дневники»

Оставь мне мои книги. Это все, что у меня есть. «Дневники»

А коли с тобой все время обходятся как с собакой, то в конце концов начинаешь думать, что ты собака и есть. «Америка»

Презрение полиции куда лучше ее внимательности. «Америка»

Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно. «Письмо к отцу»

Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге. «Из писем Фелице»

Но когда же вы спите?
- Да уж, сплю! Спать я буду, когда завершу образование. А пока пью черный кофе. «Америка»

Франц Кафка – один из основных немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом – и являются уникальным явление в мировой литературе.

Кафка родился 3 июля 1883 г. в еврейской семье пражского коммерсанта, проживавшего в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто Праги. У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались. Сестры погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше.

В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу, потом гимназию, затем закончил в 1901 г. Пражский Карлов университет. В 1906 г. получил степень доктора юридических наук, поступил на службу чиновником в страховое ведомство, очень раздраженно относился к своей работе, проработал на скромных должностях до преждевременного (по болезни) выхода на пенсию в 1922 г.

Кафка был застенчивым, крайне неуверенным в себе человеком, высокого роста, но слишком худощав, что являлось следствием слабого здоровья. Он не любил собственное тело, постоянно сутулился, чтобы скрыть высокий рост. Однако, его острый ум, умение тонко пошутить заставляли особ противоположного пола обращать внимание на юношу.

Хронические болезни изводили его, помимо туберкулёза, он страдал от мигреней, бессонницы, запоров, импотенции, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими способами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока.

В период между 1912 и 1917 гг. он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности.

Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять вскоре была расторгнута. В начале 1920-х гг. он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений – Миленой Есенской.

В 1922 г. из-за болезни, был вынужден выйти на пенсию. Начал работу над романом «Замок», подготовил к печати сборник новелл «Голодарь», повесть «Исследования одной собаки», рассказ «Нора». В 1923 г. Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве. Но здоровье ухудшилось, и 3 июня 1924 г. Кафка умер в санатории под Веной. Тело перевезли в Прагу, где оно было захоронено на Новом еврейском кладбище, в общей семейной могиле.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику – Максу Броду – уничтожить все неопубликованные рукописи, но Брод нарушил завещание Кафки и уже в 1925-1926 гг. издал три его неоконченных романа: «Америка», «Процесс» и «Замок», а в 1931 г. – сборник рассказов «На строительстве китайской стены». В этих произведениях были пророчески нарисованы картины грядущего общества, попавшего под пяту гитлеризма, которые вскоре начали привлекать к себе внимание.

В жизни Кафки было много проблем, как внешних, так и внутренних. Он был очень болен огромным количеством заболеваний. Были сложные отношения с деспотичным отцом. Так и не удалось создать семью, не смотря на то, что женщины были в его жизни. Все это отразилось в его сложных, абсурдных и подчас ужасно-прекрасных, шокирующих произведениях, где философия теряется в абсурде, а реальность слишком тесно переплетена с вымыслом. Романы и рассказы Кафки в большинстве завораживающе увлекательны, порой извращенно жестоки, нередко производят тягостное впечатление.

В дневнике Кафки, который он вел с 27 лет, постоянно проступает тема самоубийства. До этого не дошло, но зато с предсказанием времени собственной смерти — «не доживу до 40 лет» – Кафка почти не ошибся.

Франц Кафка — один из самых странных, необычных и шокирующих своими работами писатель 20 века. Из-за сложной и тяжелой жизни Кафка постоянно пытался идти против общества. К сожалению, его работы обрели популярность только после его смерти. Цитаты Франца Кафки достаточно резкие, но заставляют о многом задуматься.

Кто уходит, того нетрудно любить.

«У меня нет интереса к литературе, литература - это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу».

«Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге».

«Всё несчастье моей жизни происходит от писем или от возможности их писать».

«Женщины - это капканы которые повсюду дожидаются мужчин с тем, чтобы затащить их обратно, в Конечное».

«Начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь».

«Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему».

«Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе».

«Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему».

«Вера - это топор гильотины, так же тяжела, так же легка».

«Две возможности: делать себя бесконечно малым или быть им. Второе - завершение, значит, бездеятельность, первое - начало, значит, действие».

«Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать».

«Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей».


«Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет».

«Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично».

«Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями».

«Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги».

«Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца».

«Доктор, дайте мне смерть - иначе вы убийца (предсмертные слова Кафки)».

«Первый признак начала познания - желание умереть».

«Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

«Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл».