Гиперактивный ребенок: норма или заболевание? Что делать родителям гиперактивного ребенка? Также решающую роль могут сыграть.

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Гиперактивный ребенок – это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Ранее наличие гиперактивности в анамнезе малыша считалась патологическим минимальным расстройством функций психики. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название синдром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью. Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых , даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе. Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо-эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5% детского народонаселения.

Признаки гиперактивного ребенка

Поставить диагноз гиперактивность у ребенка возможно только после длительного наблюдения специалистами за детским поведением. Некоторые проявления повышенной активности можно заметить у большинства детей. Поэтому так важно знать признаки гиперактивности, главным из которых является невозможность концентрации внимания длительное время на одном явлении. При обнаружении данного признака нужно учитывать возрастную принадлежность малыша, так как на различных этапах детского развития неспособность сосредоточить внимание проявляется неодинаково.

Ребенок, страдающий повышенной активности чересчур неусидчив, он постоянно ерзает или мечется, бегает. Если малыш находится в постоянном бесцельном движении и у него наблюдается неспособность концентрации внимания, то можно говорить о гиперактивности. Также действия малыша с повышенной активностью должны обладать некой долей взбалмошности и бесстрашием.

К признакам гиперактивного ребенка относят неумение соединять слова в предложения, устойчивое желание брать все в руки, незаинтересованность в прослушивании детских сказок, неспособность ожидать своей очереди.

У гиперактивных детей отмечается снижение аппетита наряду с повышенным чувством жажды. Таких малышей тяжело уложить спать, как в дневное время, так и в ночное. Дети постарше с синдромом повышенной активности страдают . Они остро реагируют на совершенно обычные ситуации. Наряду с этим их довольно сложно утешить и успокоить. Дети с данным синдромом чрезмерно обидчивы и довольно раздражительны.

К явным предвестникам гиперактивности в раннем возрастном периоде можно отнести нарушения сна и понижение аппетита, низкую прибавку в весе, беспокойство и повышенную возбудимость. Однако нужно учитывать, что всем перечисленным признакам могут быть и другие причины, не связанные с гиперактивностью.

В принципе, психиатры считают, что диагноз повышенная активность можно поставить малышам только после преодоления ими возраста 5 или 6 лет. В школьном периоде становятся более заметными и выраженными проявления гиперактивности.

В обучении ребенок с гиперактивностью характеризуется неумением работать в коллективе, наличием сложностей с пересказом текстовой информации и сочинением рассказов. Межличностные взаимоотношения с ровесниками не складываются.

Гиперактивный ребенок нередко проявляет в отношении окружения. Он склонен не выполнять учительские требования на уроках, отличается неусидчивостью на занятиях и неудовлетворительным поведением, часто не выполняет домашние задания, одним словом, такой малыш не подчиняется установленным правилам.

Гиперактивные малыши, в большинстве случаев, чересчур болтливы и крайне неловки. У таких детей, обычно, все выпадает с рук, они все задевают или обо все ударяются. Более выраженные трудности наблюдаются в мелкой моторике. Таким деткам тяжело самостоятельно застигнуть пуговицы или завязать себе шнурки. У них обычно некрасивый почерк.

Гиперактивного ребенка в общих чертах можно описать как непоследовательного, нелогичного, неусидчивого, рассеянного, непослушного, упрямого, неряшливого, неуклюжего. На старшем возрастном этапе неусидчивость и взбалмошность, обычно, уходят, но невозможность концентрации внимания остается, иногда на всю жизнь.

В связи с вышесказанным к постановке диагноза повышенной детской активности следует относиться с осторожностью. Также нужно понимать, что даже если у малыша и существует в анамнезе диагноз гиперактивность, то это не делает его плохим.

Гиперактивный ребенок – что делать

Родители гиперактивного ребенка должны, в первую очередь, обратиться к специалистам для установления причины возникновения данного синдрома. Такими причинами может быть генетическая предрасположенность, другими словами, наследственные факторы, причины социально-психологического характера, например, климат в семье, условия проживания в ней и т.д., биологические факторы, к которым относят различные поражения головного мозга. В случаях, когда после установления причины, спровоцировавшей появление гиперактивности у ребенка, назначается соответственное лечение терапевтом, такое как массаж, соблюдение режима, прием медикаментозных средств, его необходимо выполнять неукоснительно.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми, в первый черед, должна вестись родителями малышей, и начинается она с создания вокруг крох спокойной, благоприятной обстановки, так как любые расхождения в семье или громкие выяснения отношений только «заряжают» их отрицательными эмоциями. Любое взаимодействие с такими малышами, а в частности, коммуникативное, должно быть спокойным, мягким, ввиду того, что они крайне восприимчивы к эмоциональному состоянию и настроению близких, особенно родителей. Всем взрослым членам семейных отношений рекомендуется следовать единой модели поведения в воспитании чада.

Все действия взрослых в отношении гиперактивных детей должны быть направлены на выработку у них навыков самоорганизации, снятие расторможенности, формирование уважения к окружающим индивидам и обучение принятым нормам поведения.

Эффективным способом, побеждающим трудности самоорганизации, считается развешивание в помещении специальных листовок-памяток. С этой целью следует определить два наиболее важных и максимально серьезных дела, которые кроха сможет успешно совершить на протяжении светового дня, и написать их на листках. Такие листки следует вывесить на так называемой доске объявлений, например, в детской комнате или на холодильнике. Информацию можно отображать не только посредством письменной речи, но и при помощи образных рисунков, символьных изображений. К примеру, если малышу следует вымыть посуду, то можно нарисовать грязную тарелку или ложку. После того, как кроха выполнит поставленное поручение, он должен на листке-памятке напротив соответствующего поручения сделать специальную пометку.

Еще одним способом выработки навыков самоорганизации является использование цветовой маркировки. Так, например, для занятий в школе можно завести определенных цветов тетради, которые школьнику в дальнейшем будет проще отыскивать. С целью обучения ребенка наведению порядка в помещении также помогают разноцветные обозначения. Например, на ящики для игрушек, одежды тетрадей прикрепить различные по цветовой гамме листочки. Листы для маркировки должны быть большого размера, хорошо заметны и иметь различные рисунки, которые будут изображать содержимое ящиков.

В младшем школьном периоде занятия с гиперактивными детьми, главным образом, должны быть целеенаправлены на развитие внимания, выработку произвольной регуляции, тренировать формирование психомоторных функций. Также терапевтические методы должны охватывать отработку конкретных умений взаимодействия с ровесниками и взрослыми лицами. Первоначальная коррекционная работа с чрезмерно активным крохой должна происходить индивидуально. На данной стадии коррекционного воздействия необходимо обучить маленького индивида слушать, понимать инструкции психолога или другого взрослого и проговаривать их громко, выражать самостоятельно во время занятий правила поведения и нормы выполнения конкретного задания. Также желательно на этой стадии выработать вместе с крохой порядок поощрений и систему наказаний, которые впоследствии помогут ему приспосабливаться в коллективе ровесников. Следующая стадия предусматривает вовлечение чрезмерно активного малыша в коллективную деятельность и тоже должна реализовываться постепенно. Сначала ребенка необходимо вовлекать в игровой процесс иди в работу с небольшой группой детей, а затем его можно приглашать участвовать в групповых занятиях, которые предусматривают большое количество участников. В противном случае при несоблюдении такой последовательности малыш может перевозбудиться, что вызовет потерю контроля поведения, общее переутомление и дефицит активного внимания.

В школе также довольно не просто работать с чрезмерно активными детьми, однако и такие дети обладают своими привлекательными чертами.

Гиперактивные дети в школе характеризуются свежей спонтанной реакцией, они легко воодушевляются, всегда охотно помогают педагогам и другим ровесникам. Гиперактивные малыши совершенно незлопамятны, они выносливее сверстников, сравнительно реже одноклассников склонны к заболеваниям. У них нередко очень богатая фантазия. Поэтому педагогам рекомендуется для выбора грамотной стратегии поведения с такими малышами постараться понять их мотивы и определить модель взаимодействия.

Так, практическим путем было доказано, что развитие двигательной системы малышей оказывает интенсивное воздействие на их всестороннее развитие, а именно, на формирование зрительной, слуховой и тактильной анализаторных систем, речевых способностей, . Поэтому занятия с гиперактивными детьми непременно должны содержать в себе двигательную коррекцию.

Работа с гиперактивными детьми

Три ключевых направления предполагает работа психолога с гиперактивными детьми, а именно формирование функций психики, которые являются отстающими у таких малышей (контроля над движениями и поведением, внимания), отработку конкретных способностей взаимодействия с ровесниками и взрослым окружением, работу с гневом.

Такая коррекционная работа происходит постепенно и начинается с отработки какой-то одной функции. Так как гиперактивный малыш физически не в состоянии продолжительное время слушать педагога с одинаковым вниманием, сдерживать импульсивность и спокойно сидеть. После того, как были достигнуты устойчивые положительные итоги, следует переходить к одновременной тренировке двух функций, например, недостаток внимания и поведенческий контроль. На последнем этапе можно вводить занятия, направленные на развитие всех трех функций одновременно.

Работа психолога с гиперактивным ребенком начинается с персональных занятий, затем следует переходить к упражнениям в малых группах, постепенно подключая все большее количество детей. Поскольку индивидуальные особенности малышей с чрезмерной активностью мешают им сосредоточиться, когда рядом много ровесников.

Кроме этого, все занятия должны происходить в эмоционально приемлемой для малышей форме. Наиболее привлекательными для них являются занятия в форме игры. Особого внимания и подхода требует гиперактивный ребенок в саду. Так как с появлением такого малыша в дошкольном учреждении возникает множество проблем, решение которых ложится на воспитателей. Им необходимо направлять все действия крохи, а системе запретов должны сопутствовать альтернативные предложения. Игровую деятельность следует направлять на снятие напряжения, понижение , формирование способности сосредотачивать внимание.

Гиперактивный ребенок в саду довольно тяжело выдерживает тихий час. Если малыш не в состоянии утихомириться и уснуть, то воспитателю рекомендуется сесть рядом и ласково поговорить с ним, гладя по голове. Вследствие чего мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение будут снижаться. Со временем такой малыш привыкнет к тихому часу, и после него будет ощущать себя отдохнувшим и менее импульсивным. При взаимодействии с чрезмерно активной крохой довольно эффективным воздействием обладают эмоциональное взаимодействие и тактильный контакт.

Гиперактивные дети в школе также требуют особого подхода. В первый черед необходимо у них повышать учебную мотивацию. С этой целью можно применять нетрадиционные формы коррекционной работы, например, использовать обучение малышей более старшими учащимися. Старшие школьники выступают как бы инструкторами и могут обучать искусству оригами или бисероплетению. Кроме этого учебный процесс должен быть ориентирован на психофизиологические особенности учащихся. Так, например, необходимо сменять виды деятельности, если ребенок утомился, или воплощать в жизнь его двигательную потребность.

Педагогам необходимо принимать во внимание неординарность расстройств у ребят с гиперактивным поведением. Часто они мешают нормально проводить занятия, поскольку им тяжело дается контроль и управление собственным поведением, их всегда что-то отвлекает, они более возбуждены в сравнении с ровесниками.

В ходе школьного обучения, особенно вначале, детям с чрезмерной активностью довольно сложно выполнять учебное задание и быть аккуратным одновременно. Поэтому педагогам рекомендуется снижать требования к аккуратности у таких детей, что в дальнейшем поспособствует выработке у них чувства успеха, повышения самооценивания, следствием которых будет рост учебной мотивации.

Очень важным в коррекционном воздействии является работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на объяснение взрослым особенностей малыша с чрезмерной активностью, их обучение вербальному и неречевому взаимодействию с собственными чадами, выработку единой стратегии воспитательного поведения.

Психологически устойчивая ситуация и спокойный микроклимат в семейных связях являются ключевыми составляющими здоровья и благополучного развития любого малыша. Именно поэтому необходимо, в первый черед, родителям уделить внимание обстановке, окружающей кроху дома, а также в школьном или дошкольном учреждении.

Родители гиперактивного ребенка должны наблюдать за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Поэтому не рекомендуется превышать необходимую нагрузку. Переутомление ведет к детским капризам, раздражительности и ухудшению их поведения. Для того чтобы у крохи не наступило перевозбуждение важно соблюдать определенный распорядок дня, в котором обязательно отведено время на дневной сон, подвижные игры заменены спокойными играми или прогулками и т.д.

Также родителям следует запомнить, что чем меньше они делают замечаний своему гиперактивному чаду, тем лучше будет для него. Если взрослым не нравится детское поведение, то лучше постараться их чем-то отвлечь. Нужно понимать, что число запретов должно соответствовать возрастному периоду.

Для гиперактивного ребенка очень необходима похвала, поэтому хвалить его нужно стараться как можно чаще. Однако, при этом, не следует чересчур эмоционально это делать, чтобы не спровоцировать перевозбуждение. Также следует стараться, чтобы просьба адресованная ребенку, не несла за собой одновременно несколько указаний. При беседе с малышом рекомендуется смотреть ему в глаза.

Для правильного формирования мелкой моторики и всесторонней организации движений следует детей с высокой активностью вовлекать в занятия хореографией, различными видами танцев, плаванием, теннисом или каратэ. Необходимо привлекать крох к играм подвижного характера и спортивной направленности. Они должны учиться понимать цели игры и подчиняться ее правилам, а также пытаться планировать игру.

Воспитывая ребенка с высокой активностью не нужно перегибать, другими словами родителям рекомендуется в поведении придерживаться как бы средней позиции: не следует проявлять излишнюю мягкость, но также нужно избегать и завышенных требований, которые дети не в состоянии осуществить, совмещая их с наказаниями. Негативным воздействием на малышей обладает постоянная смена наказаний и настроений родителей.

Родителям следует не жалеть ни сил, ни времени на формирование и выработку у малышей послушания, аккуратности, самоорганизации, на развитие ответственности за собственные деяния и поведение, способности планировать, организовывать и доводить до завершения начатое.

Для улучшения концентрации внимания в ходе выполнения уроков или других заданий следует по возможности исключить все раздражающие и отвлекающие малыша факторы. Поэтому ребенку нужно выделить тихое место, в котором он сможет сосредоточиться на уроках или другой деятельности. В процессе выполнения домашних уроков родителям рекомендуется периодически заглядывать к малышу, чтобы проверить выполняет ли он задания. Также нужно предоставлять небольшой перерыв каждые 15 или 20 минут. Обсуждать с дитем его поступки и поведение следует в спокойной и благожелательной форме.

Кроме всего вышеперечисленного, коррекционная работа с гиперактивными детьми заключается и в повышении самооценки у них, приобретении уверенности в собственном потенциале. Родители могут это совершить при помощи обучения детей новым навыкам, умениям. Также успехи в учебе или какие-либо достижения в повседневной жизни способствуют росту самооценки у малышей.

Ребенок с повышенной активностью характеризуется чрезмерной чувствительностью, он неадекватно реагирует на любые замечания, запреты или нотации. Поэтому детям, страдающим избыточной активностью, больше других необходима душевная теплота близких лиц, забота, понимание и любовь.

Также существует множество игр, направленных на овладение гиперактивными детьми навыков контроля и обучение управлению собственными эмоциями, действиями, поведением, вниманием.

Игры для гиперактивных детей являются максимально эффективным способом выработки умения концентрировать внимание и способствуют снятию расторможенности.

Часто родственники детей с повышенной активностью испытывают множество трудностей в процессе воспитательных действий. Вследствие чего многие из них при помощи жестких мер воюют с так называемым детским непослушанием или, наоборот, отчаявшись, «махнули рукой» на их поведение, тем самым предоставив полную свободу действий своим чадам. Поэтому работа с родителями гиперактивного ребенка, прежде всего, должна включать обогащение эмоционального опыта такого ребенка, помощь ему в овладении элементарными умениями , что способствует сглаживанию проявлений чрезмерной активности и тем самым ведет к изменению взаимоотношений с близкими взрослыми.

Лечение гиперактивного ребенка

Сегодня остро встал вопрос по поводу необходимости лечение синдрома гиперактивности. Многие терапевты уверены, что гиперактивность является психологическим состоянием, которое должно подвергаться коррекционному воздействию для дальнейшей адаптации детей к жизнедеятельности в коллективе, а другие – против медикаментозной терапии. Отрицательное отношение к лечению лекарственными препаратами является следствием использования в некоторых странах с этой целью препаратов-психотропов амфетаминового ряда.

В бывших странах СНГ для лечения применяется лекарственное средство Атомоксетин, который не относится к психотропным препаратам, но также обладает рядом побочных действий и противопоказаний. Эффект от приема данного препарата становится заметным уже после четырех месяцев терапии. Выбрав медикаментозное вмешательство в качестве средства борьбы с гиперактивностью, следует понимать, что любые препараты направлены исключительно на ликвидацию симптомов, а не на причины заболевания. Поэтому эффективность такого вмешательства будет зависеть от интенсивности проявлений. Но все же медикаментозное лечение гиперактивного ребенка следует применять исключительно в самых сложных случаях. Так как оно нередко может навредить ребенку, вследствие того, что имеет огромное количество побочных эффектов. Сегодня самыми щадящими медикаментозными средствами являются гомеопатические препараты, поскольку они не оказывают такого сильного влияния на деятельность нервной системы. Однако прием таких препаратов требует терпения, так как эффект от них наступает только после накопления в организме.

Также успешно применяется немедикаментозная терапия, которая должна быть комплексной и разработанной индивидуально для каждого малыша. Обычно такая терапия содержит в себе массаж, мануальное воздействие на позвоночник и лечебную физкультуру. Эффективность таких средств наблюдается практически у половины пациентов. Недостатками немедикаментозной терапии считается необходимость индивидуального подхода, что практически невозможно в условиях организации современного здравоохранения, огромных денежных затрат, необходимость постоянной коррекции терапии, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченная эффективность.

Лечение гиперактивного ребенка предполагает также использование и других методов, например, использование методики биологической обратной связи. Так, например, методика биологически обратной связи полностью не заменяет лечение, однако способствует снижению и корректировке доз препаратов. Данная методика относится к поведенческой терапии и основывается на использовании скрытого потенциала организма. Ключевая задача этой методики предполагает формирование навыков и овладение ими. Методика биологической обратной связи относится к современным направлениям. Ее эффективность заключается в улучшении способности малышей планировать собственную деятельность и осознавать последствия непозволительного поведения. К недостаткам следует отнести недоступность для большинства семей и невозможность получения действенных результатов при наличии травм, смещении позвонков и других заболеваний.

Бихевиоральная терапия также довольно успешно используется для коррекционного воздействия гиперактивности. Отличие подхода специалистов по от подхода последователей других направлений лежит в том, что первые не стремятся понять причины явления или предсказать их последствия, в то время как вторые занимаются поиском истоков проблем. Бихевиористы работают непосредственно с поведением. Они положительно подкрепляют так называемое «правильное» или нужное поведение и отрицательно подкрепляют «неправильное» или неподходящее. Другими словами, вырабатывают у пациентов своеобразный рефлекс. Эффективность данного метода наблюдается практически в 60% случаев и зависит от выраженности симптомов и наличия сопутствующих заболеваний. К недостаткам можно отнести то, что бихевиоральный подход в большей степени распространен в США.

Игры для гиперактивных детей также являются методами коррекционного воздействия, способствующие выработке навыков контроля над двигательной активностью и управления собственной импульсивностью.

Комплексное и индивидуально разработанное лечение способствуют наступлению положительного эффекта в коррекции гиперактивного поведения. Однако при этом не следует забывать, что для максимального результата необходимы совместно направленные усилия родителей и другого близкого окружения малыша, педагогов, врачей и психологов.

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания.
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов . К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн . Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств . Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

Гиперактивность – чересчур оживленное поведение людей, при котором явно просматривается повышенная возбудимость человека. Обычно такое поведение бывает из-за неспособности контролировать эмоции. Поэтому синдром гиперативности наблюдается в основном у детей и подростков. Если же подобным образом ведут себя взрослые, можно говорить о наличии какого-то психического расстройства.

В отношении синдрома гиперактивности у детей и подростков специалисты придерживаются другого мнения. Они считают, что чрезмерная активность и высокая возбудимость в этом случае объясняются главным образом дефицитом внимания. Под дефицитом внимания в данном случае подразумевается отсутствие способности сконцентрироваться на конкретном предмете, звуке или виде деятельности.

Кроме того, причинами подобного поведения ребенка могут быть родовые травмы, какие-либо инфекции, недостаточное или неправильное питание, отравления ядами химического происхождения.

Синдром гиперактивности у мальчиков встречается гораздо чаще, чем у девочек. Обычно он дает о себе знать уже в два-три года. На сегодняшний день повышенная возбудимость отмечается почти у 10% учащихся начальных классов. Ей часто сопутствуют нарушения сна, дефекты речи, патологии развития, диарея, энурез.

Симптомы

Несмотря на то, что симптомы гиперактивности у детей появляются в очень раннем возрасте, на прием к специалисту они попадают чаще всего к 8-10 годам. Объясняется это тем, что изначально окружающие считают ребенка непоседливым или же просто не придают особого значения его неуправляемой подвижности. Она начинает требовать повышенного внимания тогда, когда становится помехой учебе в школе и мешает адаптации в обществе.

Основными симптомами гиперактивности у детей являются:

  • Неспособность долго на чем-то сосредоточиться;
  • Несобранность, невозможность сконцентрировать внимание на одном предмете;
  • Сложности с концентрацией на каком-то одном занятии;
  • Нежелание решать требующие умственного напряжения задачи;
  • Рассеянность;
  • Постоянная забывчивость;
  • Регулярное отвлечение на посторонний шум;
  • Непрерывные ерзания на стуле;
  • Частые вскакивания с места;
  • Импульсивные взмахи руками и неконтролируемые движения ногами во время волнения;
  • Неспособность чего-то спокойно ждать и что-то выслушивать до конца;
  • Постоянное стремление сорваться с места.

Если такие действия в поведении ребенка имеют место, есть серьезный повод заподозрить наличие у него синдрома гиперактивности. Это может иметь негативные последствия, выражающиеся в плохой социальной адаптации и нарушении нормального процесса обучения, чрезмерной раздражительности и вспыльчивости. Такие дети не могут сосредоточиться, испытывают гнев, когда приходится чего-то ждать и не осознают в момент совершения какого-то действия его последствия.

Особенно рискованными проявления синдрома гиперактивности бывают в конфликтном подростковом возрасте. Юноши и девушки с таким синдромом обладают сильным стремлением к лидерству и зачастую совершают вызывающие, граничащие с антиобщественными, поступки. Они рано начинают курить, употреблять алкогольные напитки или наркотические вещества.

Дети с симптомами гиперактивности требуют специфического подхода в воспитании и в присмотре. Их поведение обусловлено не отрицательными чертами характера, а нарушением ретикулярной формации. Это одна из функций головного мозга, отвечающая за обработку информации и за степень концентрации внимания. Сбой в ее работе приводит к чрезмерной утомляемости мозга и нарастанию эмоциональной тревожности, на фоне которой появляется неуправляемое желание постоянного движения.

Лечение и коррекция

Гиперактивность у детей не поддается обычному строгому контролю, так как ребенок в данном случае не способен реагировать на замечания и адекватно воспринимать угрозу наказания за свои поступки. Первоочередная задача коррекции – научить управлению собой. Она заключается в направлении энергии в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом или энергичные увлекательные игры, сочетающиеся с тщательном соблюдением режима дня и с обязательными прогулками на свежем воздухе.

Процесс лечения гиперактивности не допускает интеллектуального переутомления и длительного присутствия человека среди большой массы людей. Ребенка следует оберегать от стрессов и эмоциональных встрясок. К таким детям нельзя предъявлять слишком высокие требования. Но и быть с ними чересчур мягкими тоже недопустимо. Питание ребенка должно быть правильным, с достаточным содержанием микроэлементов и витаминов.

Терапевтическое лечение гиперактивности заключается в применении ноотропных препаратов в комплексе с мануальными методами. В качестве психостимуляторов используются амфетамины, которые можно принимать раз в сутки. Если психостимуляторы не дают ощутимых результатов, назначают нейролептики и антидепрессанты. Однако применение таких средств требует постоянного наблюдения за ребенком, так как создает риск возникновения сердечнососудистых отклонений.

Также используются транквилизаторы, снотворные препараты и Н1- блокаторы. Их применяют в случаях, когда другие лекарства оказываются неэффективными и только после кропотливого анализа причин безуспешности предыдущего способа лечения. Дополнительно для подавления или коррекции гиперактивности назначается клонидин и ряд противосудорожных медикаментов – карбамазепин, вальпроевая кислота и др.

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.