Главное правильно подать ложь. Как правильно врать

В процессе подготовки к собеседованию на должность менеджера по продажам изучите список нижеприведенных вопросов и постарайтесь сформулировать свои ответы. Также ознакомьтесь с . Многие из нижеприведенных вопросов открытые, побуждающие Вас говорить о том, что Вы думаете, или как Вы поступите в той или иной ситуации. Не всегда вопрос имеет правильный ответ. Чаще Ваши ответы на вопросы используются для создания полной картины Ваших компетенций и личностных особенностей. С их помощью компания может спрогнозировать, насколько Вы с Вашим набором качеств и навыков впишитесь в их компанию.

Мы разделили вопросы на несколько разделов.

Знание техники продаж, опыт

  • Вы озвучили и продублировали по электронной почте коммерческое предложение. Каким образом лучше получить обратную связь от клиента?
  • В конце продуктивного, как Вам показалось, разговора по телефону, потенциальный клиент говорит, что он не готов принять решение о сотрудничестве сразу, и ему необходимо подумать. Как вы поступите?
  • Вы направили потенциальному клиенту коммерческое предложение на рассмотрение. Однако клиент отказался, толком не аргументируя своё решение. Что вы сделаете?
  • Клиент отказывается от сотрудничества, высказывая незначительную (с Вашей точки зрения) причину. Вы понимаете, что вы с клиентом взаимно интересны. Как Вы будете себя вести?
  • Что необходимо для проведения грамотной презентации продукта?
  • Как понять, кто в переговорах контролирует ситуацию?
  • Какие приёмы Вы используете при обсуждении цены?
  • Какие есть способы предотвращения негативных реакций со стороны клиента?
  • Потенциальный клиент на переговорах говорит, что озвученная сумма больше, чем может позволить их компания. Как Вы поступите?
  • В конце личной встречи потенциальный клиент говорит, что ему необходимо ещё раз обдумать Ваше предложение. Что Вы будете делать?
  • Что ответить на заявление клиента о том, что Ваши цены слишком высоки для них?
  • Что Вы продавали на прошлой работе? Проведите презентацию этого продукта/услуги.
  • Был ли у Вас план продаж? Каков процент выполнения плана в течение года?
  • Сочетание каких качеств менеджера по продажам важны для переговоров с потенциальным клиентом на начальном этапе взаимодействия?
  • Какие у потенциального клиента могут быть критерии в процессе принятия решения о начале работы, помимо стоимости товара или услуги?
  • Потенциальный заказчик в процессе переговоров начинает приводить Вам преимущества Ваших конкурентов. Как вы поступите?
  • Каков был процент повторных продаж на прошлом рабочем месте? Почему уходили клиенты?
  • Какова цель «холодного» звонка?

Ваши личностные качества

  • Вы сильно устаёте, когда приходится много говорить?
  • Вам нравится знакомиться с людьми?
  • Что делает Вас успешным?
  • Что позволило Вам стать успешным менеджером по продажам?
  • Вам нравится быть на виду?

Мотивация

  • Вы готовы к резким колебаниям зарплаты?
  • Какая система мотивации была бы для Вас наиболее комфортна?
  • Что вам нравится и что не нравится в работе менеджера по продажам?
  • На какой уровень дохода Вы рассчитываете выйти через полгода? Через год?
  • Что для Вас наиболее ценно в работе менеджера по продажам?
  • Как Вы думаете, что важнее — высокое качество товара/услуги или высокий клиентский сервис?
  • Какие факторы являются решающими в случае сравнения двух конкурентов?
  • Почему Вы не открыли свой бизнес?

Лояльность

  • Есть ли у Вас наработанная база клиентов?
  • Допустим, Вам предложат остаться в текущей компании. Что могло бы Вас склонить к положительному решению?
  • Что Вы знаете о нашей продукции/услуге?

У Вас есть свой опыт прохождения собеседования на позицию менеджера по продажам? Поделитесь им в комментариях!

Слишком агрессивны или наоборот не настойчивы. Отсеять таких лучше на стадии собеседования. Мы подготовили список из 25 вопросов, которые помогут вам проверить соискателя «на вшивость».

1. Как вы оцениваете роль обучения в процессе продаж?

Если соискатель растерялся или задумался, то прежде чем ответить на вопрос, то, вероятнее всего, он не готов к постоянному саморазвитию.

2. Как вы отслеживаете изменения в своем сегменте продаж?

Даже если целевой сегмент прошлого места работы кандидата не совпадает с вашим, то вы все равно сможете оценить способности соискателя по поиску и анализу информации. В идеальном варианте он вам расскажет, что следит за изменениями законодательства, посещает отраслевые сайты, подписан на специализированные блоги, рассылки и так далее.

3. Объясните мне…

Такая просьба поможет вам оценить . Вопрос лучше задавать невзначай, чтобы это не было похоже на часть собеседования.

4. Что хуже: невыполненный план или недовольные клиенты?

В зависимости от целей вашей компании, правильными могут быть оба ответа. Однако следует с осторожностью отнестись к кандидатам, для которых выполнение плана важнее потребностей клиентов.

5. Расскажите про свой подход к коротким и длинным продажам? Какие различия вы можете обозначить между ними?

Короткие продажи требуют от продавца навыков быстро «закрывать» сделки, а длинные наоборот - более тщательного и проработанного подхода. Кандидат должен иметь четкое понимание кардинального различия между ними. Ищите это в его ответах.

6. Когда стоит отступить?

Правильный ответ на этот вопрос зависит от процесса продаж в вашей компании, но в целом, чем настойчивее и упорнее специалист по продажам, тем лучше. Основатель компании The Bridge Group Триш Бертуцци считает неправильным сдаваться раньше шести-восьми попыток.

7. С какими клиентами вам приятней работать и почему?

Кандидат может четко описать или дать демографическое обобщение, не имеющее связи с процессом продаж. В зависимости от полученного ответа вы сможете оценить, насколько хорошо он знает своего клиента. Чем четче и детальнее описание, тем лучше.

8. Какой этап процесса продаж вам нравится меньше всего?

Если озвученный этап принципиально важен для вашего процесса продаж, то это, скорее всего, красная карточка претенденту. Данный вопрос помогает выявить слабые стороны соискателя.

9. Что вас мотивирует?

Деньги, высокие результаты, помощь клиентам, желание быть первым во всем - варианты ответов разнообразны. Какой из них будет считаться удачным или неудачным, зависит от культуры компании. Например, если у вас первостепенна командная работа, то претендент, который непременно хочет быть первым во всем – не самый лучший выбор.

10. Каковы ваши карьерные ожидания?

Согласно результатам исследования американской компании Glassdoor, отсутствие перспектив роста - одна из трех причин, заставляющих менеджеров по продажам искать новую работу. Если карьерные ожидания кандидата идут вразрез с возможностями вашей компании, то скорее всего, вам не по пути.

11. Какими тремя прилагательными вас могли бы описать прошлые клиенты?

Постарайтесь распознать в ответе синонимы слов «отзывчивый» и «полезный», так как сегодня становятся актуальными именно консультативные продажи.

12. Почему вы хотите работать в продажах?

Финансовая мотивация - вполне приемлемый ответ, но все же не самый лучший.

13. Можете ли вы сохранять позитивный настрой, несмотря на тяжелый рабочий день?

Этот вопрос помогает оценить отношение к отказам. В большей степени изучайте реакцию на вопрос, чем ответ. Много ли времени требуется кандидату, чтобы прийти в себя после неприятного разговора или он сразу готов двигаться дальше?

14. Расскажите о черных полосах в вашей работе? Как вы справились с трудностями?

У всех бывают периоды спада, поэтому будьте осторожнее с теми, кто говорит, что никогда с этим не сталкивался. Во временном кризисе нет ничего страшного, если из него извлечены правильные уроки.

15. Как бы вы повысили эффективность продаж в нашей компании?

Этот вопрос раскрывает сразу несколько важных аспектов.

  • Во-первых, становится понятно, насколько хорошо кандидат готовился к собеседованию.
  • Во-вторых, можно оценить уровень теоретической подготовки в вопросах продаж.
  • В-третьих, в грамотных ответах проявляется системность мышления, а также креативные и предпринимательские способности.

16. В каком соотношении вы тратите время на выстраивание отношений с клиентами и поиск новых? Почему именно так?

Как правило, каждая компания ищет сотрудника с определенным подходом. Это может быть продавец-охотник (эффективен в поиске новых клиентов и взаимодействии с ними) или продавец-фермер (эффективно выстраивает отношения с действующими клиентами). Хорошо, если претендент обладает навыками сразу двух подходов. Это ценное сочетание для эффективной работы. Избегайте тех, у кого они взаимоисключающие.

Менеджер по продажам – незаменимый работник в любой организации. Его знания, темперамент, харизма и умение красиво говорить – залог финансового благополучия и процветания компании, ведь именно он зарабатывает для предприятия деньги.

Какими качествами должен обладать специалист?

Соискатели на должность менеджера по продажам должны обладать определенными личностными качествами, знаниями и талантами: красиво и грамотно предложить товар или услугу, уметь убедить потенциального покупателя открыть свой кошелек и отдать свои деньги, обладать талантом оратора, знать психологию, стремиться к карьерному росту, быть амбициозным, желать зарабатывать как можно больше денег.

Личная заработная плата менеджера по продажам напрямую зависит от его активности, компетентности и природных талантов. Обычно она складывается из небольшого фиксированного оклада и определенного работодателем процента с каждой заключенной менеджером сделки. Менеджер по продажам должен быть активным и стрессоустойчивым. Именно активность позволяет специалисту этого уровня искать новые пути и возможности для зарабатывания денег, при этом не обращать внимания на негатив, который можно получить от потенциального клиента.

Не зацикливаться на негативе, уметь быстро сбрасывать с себя эмоционально-стрессовые ситуации, быстро и эффективно разрешать споры – качества, которыми должен обладать соискатель на эту должность.

Как провести собеседование?

Чтобы грамотно провести собеседование с соискателем на вакансию менеджера по продажам, работодатель (менеджер по персоналу) должен составить план, чтобы проверить, насколько кандидат подходит для этой работы. Перечень заранее подготовленных вопросов облегчит рекрутеру проведение встречи.

Перед началом собеседования соискателем на вакансию заполняется анкета, в которой изложена основная информация о возрасте, образовании, опыте работы в продажах.

Чтобы выявить, насколько кандидат на менеджера по продажам подходит для этой работы, наниматель использует разные «инструменты»: визуально оценивает внешний вид, определяет психотип соискателя, его манеру вести себя с незнакомыми людьми, уверенность в себе, ответы на задаваемые вопросы . Иногда работодатель проводит групповые собеседования, когда на встрече одновременно присутствует несколько кандидатов на одно место. Такой способ позволяет сравнить соискателей между собой и выявить, кто из них лучше подходит на эту должность. От того, как проходит собеседование, напрямую зависит, получит соискатель эту работу или нет.

Оптимальная структура собеседования состоит из определенных моментов и вопросов.

  • Вначале рекрутер должен:
    • представиться (имя, отчество и должность);
    • уточнить, каким количеством времени соискатель располагает;
    • изложить кандидату информацию о структуре собеседования.
  • Предложить соискателю самопрезентоваться: кто я есть, чего достиг, к чему стремлюсь.
  • Через вопросы и ответы:
    • выявить навыки, мотивацию и стремления;
    • уточнить желаемую заработную плату.
  • Ответы на вопросы кандидата на должность:
    • рассказать о вакансии, требованиях к ней;
    • ответить на другие вопросы соискателя.
  • Завершение собеседования:
    • рекрутер должен знать, как будет выбирать кандидата, кто будет принимать окончательное решение;
    • сообщить кандидату, когда будет ответ;
    • оставить контакты на случай непредвиденных ситуаций.

Что нужно спросить у кандидата?

Чтобы выяснить, насколько кандидат подходит для должности менеджера по продажам, рекрутер должен задать определенные вопросы, постепенно переходя от общих к личным. Существует стандартный перечень вопросов к соискателю на эту должность.

  • Почему вы пришли именно к нам, в нашу организацию?
  • По шкале от нуля до десяти оцените свои знания.
  • Какая заработная плата вам интересна?
  • Какую заработную плату в цифрах вы планируете получать через несколько лет?
  • Каким должен быть ваш рабочий день?
  • Как вы планируете привлекать потенциальных клиентов?
  • Какая у вас была самая успешная совершенная сделка?
  • Как поступите, если потенциальный покупатель не желает продолжать разговор и наотрез отказывается от покупки товара или услуги?
  • Готовы ли вы выполнять утвержденный план продаж?
  • Каким образом будете строить свой рабочий день при условии повышенной загруженности? Расставьте приоритеты.
  • Есть ли у вас наработанная вами клиентская база?
  • Как должен выглядеть на деловой встрече менеджер по продажам?
  • Из вашей практики, какая сделка далась вам труднее всего?
  • На ваш взгляд, какой основной фактор влияет на успешную продажу?
  • Почему вы ушли с предыдущего места работы? Причины?
  • В чем ваши сильные и слабые стороны как личности и как продажника?
  • Какую характеристику вам дали бывшие коллеги по работе?
  • Почему именно вы должны получить эту вакансию?
  • Если решение будет положительным, с чего вы начнете свой первый рабочий день?

Готовые кейсы

Подбирая работников для компании, менеджер по персоналу использует различные инструменты: классическое собеседование, психологическое тестирование, кейс-интервью. Кейс – это смоделированная или реальная проблемная ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и различных вариантов ее решения. Кейсы еще называют ситуационным интервью, которое позволяет выявить способности кандидата неординарно мыслить, правильно выстраивать логические цепочки – умозаключения и выводы, эффективно решать конкретную проблему.

Готовые кейс-интервью условно делятся на несколько категорий, которые проверяют:

  • наличие у соискателя определенных навыков;
  • ценности, взгляды, мотивацию;
  • модель поведения кандидата, его личностные качества, характер.

Каждый кейс состоит из определенной ситуации и предлагает соискателю найти оптимальный выход из нее.

Такой метод собеседования позволяет выявить не только способность кандидата быстро и эффективно решить проблему, но и уровень его конфликтности, агрессивности, способность перекладывать поставленные задачи на чужие плечи.

Как подготовиться к деловой встрече?

Чтобы успешно пройти собеседование при приеме на работу, соискатель должен тщательно подготовиться к встрече с потенциальным работодателем, подготовить ответы на возможные вопросы, проанализировать свой внешний вид и поведение. Предварительная подготовка поможет кандидату держаться уверенно, отвечать на поставленные вопросы четко и внятно, не нервничать, не впадать в панику. Чтобы хорошо подготовиться к собеседованию и не провалить его, соискатель должен:

  • получить подробную информацию о компании (чем занимается, сколько лет работает на рынке, адрес проведения интервью);
  • проанализировать свой внешний вид, выяснить, установлен ли в компании дресс-код, правильно подобрать одежду и аксессуары (самый лучший вариант – деловой стиль одежды: белый верх, темный низ);
  • провести анализ своего резюме (насколько точно оно отражает знания и личность соискателя), быть готовым быстро ответить на любой вопрос по содержанию резюме.

Чтобы успешно пройти собеседование, нужно:

  • не опаздывать на встречу, но и не приходить слишком рано , оптимальный вариант – прийти в офис за 10 минут до начала интервью, чтобы было время вокруг осмотреться, успокоиться, при необходимости снять верхнюю одежду;
  • не показывать, что вам очень нужна эта работа и вы в ней заинтересованы;
  • не лебезить, не льстить, не отпускать комплименты потенциальному работодателю – лучше проявить вежливый, дружелюбный настрой;
  • на провокационные вопросы отвечать смело, без смущения (так рекрутер проверяет реакцию будущего работника), не тупите, не теряйтесь, не переходите на повышенный тон разговора, не хамите, а главное – не молчите;
  • задавайте работодателю вопросы касательно распорядка рабочего дня, должностных обязанностей, организации рабочего процесса;
  • не нужно интересоваться у нанимателя о его личной жизни, семье;
  • не спрашивать о возможности опозданий или ухода с работы до окончания рабочего дня.

Какие вопросы задавать рекрутеру?

Существует несколько вопросов, которые вы обязательно должны задать потенциальному работодателю.

  • Почему образовалась вакансия, она временная или постоянная, по каким причинам ушел с этой должности предыдущий менеджер?
  • Что держит рекрутера именно в этой компании, почему он здесь работает? Тут можно получить некоторую полезную информацию для себя.
  • Какие должностные обязанности по этой вакансии, какие задачи нужно будет решать в самую первую очередь?
  • Каковы успехи в продажах у компании за последние 3–5 лет? Ответ на этот вопрос позволит выявить кандидату, насколько успешна компания, планирует ли она расширяться, внедрять новые продукты и услуги.
  • Какой шаг со стороны работодателя будет следующим? Многие кандидаты на вакансию во время собеседования стрессуют, впадают в ступор и не задают этот очень важный вопрос, а нужно просто попроситься на должность.

Примеры ответов

Соискатель на должность менеджера по продажам должен быть готов ответить на вопросы работодателя относительно образования, опыта работы в продажах, количества успешных сделок и их суммы в рублях, а также каково его/ее семейное положение в настоящий момент, личные предпочтения в жизни, хобби и увлечения.

Не нужно говорить о своих неудачах и разочарованиях в жизни – это никому не интересно. Старайтесь превратить диалог с рекрутером в интересный и объективный рассказ о себе.

  • «Расскажите об опыте в продажах, о своем образовании?» . Получил высшее образование по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», в настоящее время получаю дополнительное образование в сфере продаж, обучаюсь дистанционно.
  • «Кем вы себя видите через несколько лет?». Я – успешный продавец, у меня своя оптовая фирма. Или я стал руководителем финансово-экономического отдела.
  • «Если клиент не в духе, раздражен и не желает вас слушать, как вы поступите?». Я буду спокоен и вежлив и несмотря на негатив, продолжу консультировать клиента по товарам и услугам.
  • «Расскажите, в чем ваша сила и слабость?». Я целеустремленный, активный, амбиционный – в этом моя сила. Слабость – упрямство, самоедство.

Вопросы со стороны работодателя могут абсолютно разные, поэтому нужно заранее подготовить примерные ответы, чтобы не растеряться или ответить невпопад.

Обман - это запутанный и сложный процесс, особенно для тех, кто не часто им занимается. Начинающим обманщикам необходимо уяснить несколько основных составляющих хорошей лжи, таких как ее простота и правдоподобность. Если вы планируете свою ложь заранее, будет полезно выделить немного времени и запомнить подробности. Для этого их нужно записать и тренироваться до тех пор, пока ложь не начнет звучать убедительно. Если уж вы врете, то, пожалуй, самое главное - делать это убедительно. Кроме того, стоит избегать самых распространенных ошибок, которые выдают ложь: не ерзайте на месте, не меняйте тон голоса и не отводите взгляд в сторону.

Шаги

Заложите основу эффективной лжи

    Ложь должна быть простой. Добавьте подробности, чтобы звучать убедительнее, но не переусердствуйте, иначе ложь станет слишком запутанной. Тщательно продуманный обман подразумевает много подробностей, которые нужно запомнить, и, как правило, его нужно больше объяснять. Легче придерживаться простой, незамысловатой лжи.

    • Вот пример тщательно продуманного обмана: “Я опоздал потому, что когда я выехал на МКАД, там была такая пробка, что мне пришлось возвращаться на съезд и, в итоге, добираться в объезд”. А вот как могла бы выглядеть простая ложь: “На МКАДе были пробки”.
    • Простота лжи покажет, что вам нечего к этому добавить.
  1. Не вмешивайте других людей в свой обман. Использование кого-то в качестве свидетеля или алиби сделает ложь более запутанной, чем она должна быть. Если тот, кому вы врете, проверит вашу отговорку, он может выяснить, что вы сказали неправду.

    • Если вы впутываете еще кого-то в свою ложь, обязательно сообщите человеку об этом. Некоторым людям вряд ли понравится быть частью этого.
    • Если вы планируете свою ложь заранее, хотя бы обсудите это с человеком и посмотрите, захочет ли он прикрыть вас. Не стоит ставить его перед фактом, когда вы уже соврали о его причастности.
  2. Сделайте ложь правдоподобной. При обмане включайте только ту информацию, которая внушает доверие. Не доводите до того момента, когда слушатель начнет задавать вопросы относительно ваших слов. Врите как можно более реалистично.

    • Окиньте свою ложь критическим взглядом и решите, кажется ли она вразумительной. Не основывайтесь только на собственных суждениях, подумайте, прозвучит ли это обоснованно для того, кому вы врете.
    • Например, сказать жене, что в дом влетела птица и разбила лампу, - это не очень разумно. А вот сказать, что вы споткнулись о собаку и разбили лампу, - это более правдоподобно.
  3. Добавьте в ложь немного правды. Полностью ненатуральную ложь легче вычислить, однако щепотка правды сделает ее более убедительной. Найдите способ доказать, что часть вашего обмана соответствует действительности, чтобы закрепить этот обман в целом.

    • Настоящие эмоции проще выражать тогда, когда вы говорите правду, а не когда врете. Если вы сделаете акцент на правдивой части, вы сможете замаскировать свои эмоции.
    • Например, вы задержались в компании друзей, где была ваша бывшая девушка Оля. Скажите своей нынешней девушке: “Я гулял с Сашей, Настей и Стасом”. Вы и правда были с ними, но при этом утаили (а значит, соврали), что там была Оля.
  4. Соврите до того, как настанет необходимость. Чтобы не врать, находясь под давлением, сами заведите разговор на эту тему. Добровольно соврите до того, как вас о чем-то спросят. Ваш собеседник может решить, что раз вы сами выдали информацию, значит, вы говорите правду.

    • Если тот, кому вы врете, уже расстроен или что-то подозревает, скорее всего, он воспримет вашу ложь скептически. Если же он еще не обдумал ситуацию, то он с большей вероятностью примет вашу версию без дальнейших расспросов.
    • Если вы ходили на концерт своих друзей, и они звучали ужасно, подойдите к ним после выступления и скажите: “Ну вы, ребята, отожгли!”, прежде чем у них появится возможность спросить вас об этом.
  5. Оставайтесь спокойным. Если вы будете качаться взад-вперед, топать ногой или, в целом, много двигаться - все это будет признаками того, что вы лжете. Кроме того, не стоит чрезмерно пожимать плечами. Полностью расслабив тело и не двигаясь, вы добавите самообладания своему внешнему виду и не вызовете подозрения у людей.

    Держите руки раскрытыми и не скрещивайте их. Скрещивание рук считается закрытой позой, и когда вы врете, вы невольно себя разоблачаете. Поэтому не делайте этого. Держите руки вдоль тела или, если вы сидите, положите их на колени.

    Контролируйте моргание. Обманщики обычно нервно моргают, и это явный признак, заметный для людей. Кроме того, имейте ввиду, что если вы будете долго держать глаза открытыми, это тоже будет подозрительно, поэтому сделайте сознательную попытку моргать в обычной манере.

    Используйте зрительный контакт в качестве своего преимущества. Один из бесспорных признаков лжи - человек отводит глаза от собеседника. Контролируйте направление своего взгляда, чтобы замаскировать ложь. Смотрите человеку в глаза достаточное количество времени, чтобы заставить его вам поверить.

    • Вам необходимо найти баланс между недостаточным и чрезмерным зрительным контактом. Если вы будете пристально смотреть на человека, не отводя взгляд, вы будете выглядеть так же подозрительно, как если бы вообще не встречались с ним глазами.
  6. Когда врете, повернитесь телом к человеку. Считается, что разворачиваясь или поворачиваясь боком, вы подаете сигнал, что пытаетесь что-то скрыть. Убедитесь, что ваше тело остается направленным на собеседника. Кроме того, смотрите в его направлении вместо того, чтобы уставиться в пустоту.

  7. Используйте физические прикосновения, чтобы создать чувство близости. Произнося ложь, дотроньтесь до человека, которому вы врете, но делайте это грамотно. Положите руку ему на плечо, схватите за руку или слегка дотроньтесь ноги, если сидите рядом. Притронувшись к человеку, вы смягчите его настрой по отношению к вам, вызывая больше доверия.

    • Инициируя физический контакт, принимайте во внимание, насколько близки ваши отношения с этим человеком. Во многих ситуациях это может быть неуместно.

Да, сегодняшняя статья будет о лжи. Сразу хочу разъяснить, что статья ни в коем случае не служит попыткой научить вас правильно и убедительно врать. 7 советов, о том, как врать, скорее направлены на то, чтобы вы смогли защититься от этого качества, которое в нашем обществе, к сожалению очень распространено. Воспринимайте ее от противного, и будет вам правда.

С детства наши родители пытались привить нам осознание того факта, что человек всегда должен говорить правду. Этому же нас учит пресловутая Библия, в которой черным по белому в одной из заповедей указано, что ложь является большим грехом.

Не отстает от божьих и родительских наставлений и народная мудрость. Поговорки «Единожды солгавши, кто тебе поверит», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и подобные им сотни лет ходят миром, дополняясь и несколько преобразовываясь, но их суть от этого не меняется.

И не странно, ведь суть одна и она до боли банальна – врать нехорошо. Потому что тебя потом назовут лжецом, потому что тебе перестанут верить, потому что это грех … и таких потому что, если хорошо поразмыслить, наберется несколько десятков.

И стоит признать, ни представители старшего поколения, ни священное писание, ни народ не ошибаются, и каждый здравый человек это прекрасно понимает.

Как говорил доктор Хаус из одноименного сериала: «Все лгут» — и как это ни прискорбно осознавать, он абсолютно прав. Я сам неоднократно лгал людям и должен признаться делал это довольно успешно (все, буду горячие сковородки в аду вылизывать). И все люди, которые меня окружают и мне встречаются, я убежден, врали неоднократно. И даже ты, уважаемый читатель, делал это неблагородное дело, и еще не раз его сделаешь. И не важно, какие у тебя будут на это причины, или какие у тебя будут отговорки.

Врать вы будете потому, что соврать вам надо, причем еще и сделать это весьма убедительно, чтоб у собеседника не возникло и толики сомнения в вашей нечестности.

Представляю вашему вниманию семь действенных проверенных (я уже упоминал, что и сам неплохо умею врать) советов, которые помогут преобразить в истину самую отчаянную ложь.

  1. Продумайте детали. Убедительно лжет тот, кто предварительно в подробностях продумал сюжетную линию своего рассказа. Чтобы не запутаться в собственном вранье, детали истории можно списать с реальных прототипов. Например, если вам нужно описать несуществующего человека, скопируйте его портрет с реального персонажа – своего знакомого или дальнего родственника, чтоб не путаться в деталях, если вам придется вдруг повторить вышесказанное. То же самое касается и событий – пусть они будут максимально правдивыми, но с вкраплениями лжи, в истинности которой вам нужно убедить собеседника.
  2. На время поверьте в собственную ложь. Мозг человека устроен так, что его действительно можно обмануть. И самовнушение играет в этом процессе далеко не последнюю из ролей. Естественно, самообман – вещь временная, и наше сознание способно отличить зерна от плевел, но его вполне можно запрограммировать и на какой-то промежуток времени вы должны сами поверить в собственную ложь, тогда переубеждать в ней собеседника и при этом не бояться быть выкрытым вам будет значительно легче. Даже если ваш оппонент заподозрит в словах ложь, значительно проще и увереннее будет выглядеть ваше возмущение, когда вы сами будете верить в то, что сказали.
  3. Контролируйте жесты. Конечно, не каждому среднестатистическому гражданину известно, что определенные жесты способны выдавать человека, говорящего неправду. И уж тем более он не может знать точно, что именно это за жесты. Но все-таки риск попасть на человека, подкованного в данном вопросе, существует. Кроме того, некоторые собеседники, особенно люди с развитой интуицией способны на подсознательном уровне улавливать дисбаланс между речью и движениями человека, говорящего неправду. Поэтому возьмите на вооружение, что лжеца могут выдавать: скрещенные руки или ноги, слишком активная жестикуляция, покачивание ног, щелканье пальцами, почесывание носа. Старательно избегайте вышеперечисленных телодвижений. Ведите себя так, будто это ваши привычные жесты, это будет не сложно, если вы поверите в собственную ложь. А даже если вы прокололись, то можно через некоторое время повторить движение тела, которое вас выдало, чтобы сбить с толку собеседника. Возможно, у вас глаз от нервов дергается, или ухо (нос) чешется потому, что давно его не мыли.
  4. Следите за движением и направлением глаз. Я считаю, ложью то, что человек, который вам врет, не может смотреть в глаза. Поверьте, еще как может, а если он очень хочет, чтобы вы поверили, то зрительный контакт — это не проблема. Вот только фишка в том, что лжец смотрит вам не в самые глаза, а в какую-то определенную точку, прямо над глазами или как-бы насквозь (рассредоточивая свой взор) и вам только кажется, что человек сверлит вас взглядом. Выходя из сказанного выше можно сделать вывод о следующем совете для лжецов: смотрите спокойно открыто в глаза собеседника, на ресницы или будто сквозь человека, однако не переусердствуйте — слишком пристальный взгляд может пробудить подозрение.
    Для жертв : А знаете почему, лжецы смотрят вам в глаза? Так они пытаются определить грань, сколько им еще нужно сказать или не сказать, чтобы вы поверили. Даже во лжи есть своя мера. Когда ее слишком много, она всегда перельется через край чаши правды.
  5. Не улыбайтесь. Если неискренность слов еще можно не заметить, то отличить натянутую улыбку от душевной и искренней может практически каждый. Настоящая улыбка отображается и на губах, и в глазах, а фальшивая – только на губах, и то они при этом выглядят напряженными.
  6. Запоминайте сказанное. Если вы уже решились на вранье, роль нужно играть до конца. А чтоб оставаться убедительным, всегда запоминайте в деталях, что именно кому именно вы солгали. Да, это не просто, поэтому в хороших лжецов, как правило, очень хорошая память, которую, в свою очередь, также необходимо развивать.
  7. Контролируйте интонацию. Запомните: обычно убедительнее звучит то, что говорится громко. Неуверенность, робость, понижение тона способны вызвать сомнения в вашей правдивости. А еще, порой ложь, сказанная под видом лжи (именно так, я еще в здравом уме) прекрасно воспринимается людьми. Вы можете улыбнуться или изменить интонацию так, чтобы это явно выглядело, словно вы солгали, и чтобы человек это понял. В таком случае даже если ложь не скрытая, собеседник может принять ее за правду только потому, что он увидел, что вы ничего не скрываете. Вот только проблема в том, что такой способ действует не для всех и нужный момент контекста разговора выпадает очень и очень редко.

Вот такая, несколько противоречивая статья получилась. Надеюсь, все читатели вынесут из нее что-то полезное. А как это каждый применит — уже его личное дело. Только помните, чем больше лжи в нашей жизни, тем раскаленнее потом будет сковородка, для вашего языка.