Главные положения методологии научных исследований. Методология и методика научных исследований

Научное исследование может быть условно подразделено на три этапа:

1. Установочный этап

2. Собственно исследовательский этап

3. Этап обработки исследования

На установочном этапе происходит:

Выбор темы исследования,

Определение объекта и предмета исследования,

Постановка целей и задач исследования,

Выбор методов исследования.

На исследовательском этапе происходит информационная проработка темы, результатом которой являются: обзор литературы по теме исследования; сформированная картотека публикаций по теме, попутно собранная информация. Проводится эксперимент или теоретическая работа с получением собственных результатов исследований.

На этапе обработки исследований происходит подготовка и написание научного текста, которая складывается из:

Формирования замысла,

Отбора и подготовки материалов,

Группировки и систематизации материалов,

Обработки рукописи.

Результатом же всей этой большой, кропотливой работы является курсовая или дипломная работа.

Выбор темы происходит в соответствии с таким понятием какактуальность. Чаще всего для исследований выбирают тему, которая является актуальной, когда необходимость исследований вызвана:

Решением жизненно важных задач,

Построением концепции для решения какой-либо проблемы,

Исследованием конкретного направления на определенный период времени,

Исследованием деятельности конкретного предприятия по конкретному направлению деятельности.

В разные периоды времени разные темы были актуальными . Научные исследования определяются самой жизнью. Но есть и “вечные” темы. Например, поиск новых источников энергии, новые материалы, обладающие заданными свойствами, изучение человека и т.д.

Сегодня, когда экономика страны в кризисе, когда стремительно меняется ситуация и в политике, и в экономике, актуальность научных исследований также стремительно меняется.

В 1980-е гг. активно разрабатывались темы, связанные с введением хозрасчета. В начале 1990-х гг. исследовались темы, связанные с деятельностью коммерческих банков, приватизацией предприятий. В конце 1990-х гг. появились темы, связанные с изучением деятельности бирж; операций с ценными бумагами и т.д.

Но что такое “новое”? Это - хорошо забытое старое. Поступательное спиралевидное движение вперед, но на более высоком уровне. Примером может служить новая экономическая политика, НЭП в 1920-е гг. в России и новая экономическая политика в 1990-е гг. уже в «новой» России.

Тематика научно-исследовательских работ (НИР) прикладного характера максимально приближена к повседневной жизни. Она решает сиюминутные задачи, в основном. Об этом можно судить уже по названиям («в новых условиях хозяйствования» или для конкретной отрасли или предприятия).

Теоретические исследования более долговечны.

При написании курсовой, дипломной или другой письменной работы в сжатом изложении в разделе “Актуальность темы” показывают, какие задачи стоят перед наукой и практикой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях; что (в самом общем конспективном изложении) уже сделано учеными, что осталось нераскрытым. На этой основе формируется противоречие. Как известно, противоречие (научное) – это важнейшая логическая форма развития познания. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки – оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием оборудования и т.д. Кроме того, наука не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, которые могут и не быть реализованы по разным причинам.

Вслед за проблемой, необходимо уяснить, что будет являться объектом ипредметом исследования.

Объект в гносеологии (теории познания) -это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. Т.е. это та часть практики или научного знания (в случае теоретических, методологических исследований), с которыми исследователь имеет дело.

Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, проекция, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные с точки зрения исследователя признаки объекта.

Один и тот же объект может быть предметом разных исследований и даже научных направлений. Например, объект «человек» может исследоваться и физиологами, и психологами, и историками, и социологами и т.д. Нопредмет этих исследований будет разным у разных специалистов. У физиолога предметом исследований будет, к примеру, состояние кровеносной системы человека; у психолога - психическое состояние человека в момент стресса и т.д.

Или такой объект исследований, как “банк“. Что может являться предметом исследований банка? Предметом могут быть валютные операции банка; кредитная политика банка; управление персоналом банка; операции с ценными бумагами и т.д.

Центральный момент занимает формулировка цели исследования . Цель исследования - это то, что Вы в самом общем виде должны или намерены достигнуть в итоге работы. Для чего будет выполняться работа? Какой ожидается конечный результат?

Примерами формулировок цели могут быть следующие: разработать, обосновать, проанализировать, обобщить, выявить и т.д. При формулировке цели следует избегать слова “пути”.

Общее количество целей не должно быть более 2-3-х, чтобы не загромождать работу. Каждая из целей может быть представлена в виде задач, совокупность решения которых обеспечивает их реализацию. Проще говоря, постановка задач наглядно демонстрирует, что необходимо сделать исследователю, чтобы добиться поставленной цели?

Следующий шаг - построение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, которое заключается в выдвижении гипотезы и последующей её экспериментальной, а иногда теоретической проверке. В результате гипотеза либо подтверждается, и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергается и тогда строится новая гипотеза и т.д. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования. Хорошо бы иметь многокомпонентную гипотезу или так её построить, чтобы проверить несколько вариантов. И тогда в работе можно будет сказать, что то-то получилось и вот почему, а то-то не получилось, это допущение было ошибочным. Это придаст работе убедительность.

С помощью каких методов будут решаться поставленные задачи? На этот вопрос необходимо ответить, перечислив методы исследования .

Методология - это вся совокупность приемов исследования, включая методику, технику и разнообразные процедуры (операции) с данными.

Метод (греч. – methodos)– в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме.

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной фундаментальности теории, которая сжимается в метод. В свою очередь метод «расширяется в систему», т.е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, использования в практике.

Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т.е. тем, что именно исследуется.

Любой метод, даже самый важный является лишь одним из многих факторов творческой деятельности человека, которая не ограничивается только логикой и методом. Творческая деятельность может включать в себя еще и другие факторы: силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т.д.

Методы исследования можно подразделить на методы теоретического и эмпирического исследования, фундаментальные и прикладные, количественные и качественные методы и т.д.

Каждый метод имеет три основных аспекта:

Объективно-содержательный,

Операциональный,

Праксеологический.

Первый аспект выражает обусловленность метода предметом исследования через теорию.

Операционный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта, его компетентности, способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод.

Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность, и т.д.

К числу характерных признаков научного метода относят объективность, воспроизводимость, необходимость, конкретность и т.д.

Под методом понимается совокупность операций и приемов, с помощью которых практически и теоретически можно изучить и освоить действительность. Благодаря методу человек вооружается системой правил, принципов и требований, используя которые, он может добиться и достичь поставленной цели. Владея тем или иным методом, человек может разобраться в том, в какой последовательности и каким образом совершать определенные действия для решения той или иной задачи.

Изучением методов уже длительное время занимается целая область знаний - методология научного исследования. В переводе с греческого понятие «методология» так и переводится - «учение о методах». Основы современной методологии были заложены еще в науке Нового времени. Так, в Древнем Египте геометрия являлась формой нормативных предписаний, с помощью которых определяли последовательность процедур по измерению земельных наделов. Изучением методологии занимались и такие ученые, как Платон, Сократ, Аристотель.

Занимаясь изучением закономерностей человеческой методология научного исследования вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Самой главной задачей методологии является изучение различных исследования, таких, как происхождение, сущность, эффективность и др.

Методология научного исследования состоит из следующих уровней:

1. Конкретонаучная методология - делает упор на методики проведения исследования и технические приемы.

2. Общенаучная методология - представляет собой учение о методах, принципах и формах знания, которые функционируют в различных науках. Здесь выделяются (эксперимент, наблюдение) и общелогические методы (анализ, индукция, синтез и т.д.).

3. Философская методология - включает философские положения, способы, идеи, которые можно использовать для познания во всех науках. Говоря о нашем времени, то этот уровень практически не используется.

Понятие научного исследования, исходя из современной методологии, включает в себя следующее:

· Наличие объекта исследования;

· Разработка методов, выявление фактов, формулирование гипотез, выяснение причин;

· Четкое разделение гипотезы и установленных фактов;

· Прогнозирование и объяснения явлений и фактов.

Цель научного исследования - это конечный результат, полученный после его проведения. И если каждый метод используются для достижения определенных целей, то методология в целом призвана решить следующие задачи:

1. Выявление и осмысление движущихся сил, оснований, предпосылок, закономерности функционирования познавательной деятельности, научного знания.

2. Организация проектно-конструкторской деятельности, проведение ее анализа и критики.

Помимо этого, современная методология преследует такие цели, как:

3. Изучение реальности и обогащение методологического инструментария.

4. Нахождения связи между мышлением человека и его реальностью.

5. Нахождение связи и взаимосвязи в мыслительной действительности и деятельности, в практике познания.

6. Выработка нового отношения и понимания к символическим системам познания.

7. Преодоление универсальности конкретнонаучного мышления и натурализма филосовского.

Методология научного исследования - это не просто набор научных методов, а настоящая система, элементы которой находятся в тесном взаимодействии друг с другом. С другой стороны, ей нельзя приписывать главенствующее положение. Несмотря на то, что методология включает в себя и глубину воображения, и гибкость ума, и развитость фантазии, а также силу и интуицию, она всего лишь вспомогательный фактор творческого развития человека.

Понятие «метод» означает способ исследования, путь познания действительности, форму теоретического и практического освоения её. Правильно выбранный метод играет решающую роль в познавательных процессах, так как него зависят результаты и успехи исследовании.,

Всеобщим методом познания действительности служит материалистическая диалектика. Она составляет основное ядро общей методологии познания. Её принципы и понятия выработаны на основе изучения наиболее общих законов природы, общества и мышления. Исследуя различные формы движения материи, материалистическая диалектика познает их качественную и количественную определенность, рассматривает окружающие нас явления во взаимосвязи и взаимообусловленности, в движении и развитии.

Каждая наука имеет свои методы поиска и обоснования научной истины Метод научного исследования – это система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.

Функция метода состоит в том, что с его помощью получают новую информацию об окружающей действительности, углубляются в сущность явлений и процессов, раскрывают законы и закономерности развития, формирования и функционирования объектов, которые исследуются.

От качества метода, правильности его использования зависит истинность полученных знаний.

Научный метод исследования характеризуется такими чертами:

· ясностью ;

· нацеленностью на достижение определенной цели, решение конкретных задач;

· детерминированностью – строгой последовательностью использования метода (максимальная его алгоритмизация);

· результативностью – способностью обеспечить достижение определенной поставленной цели;

· надежностью – способностью с высокой вероятностью обеспечить получение желаемого результата;

· экономичностью – возможностью получения определенных результатов с наименьшими затратами времени и средств.

Важным требованием к методу познания является его соответствие объекту исследования и уровню познания.

Одним из положений методологии является то, что каждый метод исследований сам должен быть теоретически обоснованным.

Метод – это способ достижения цели в теории, которая разрабатывается. Он должен быть объективным, так как отображает действительность в ее взаимосвязи. Одновременно метод является и субъективным, поскольку используется конкретным исследователем с его субъективными особенностями.

Дифференциация наук происходит не только по характеру объектов изучения, но и по методам, которые в них применяются. С другой стороны, отдельные науки, независимо от их различия, имеют много общего, прежде всего в связи с тем, что они рассматривают закономерности материального и духовного мира на основе их изучения, используют одни и те же законы мышления и методы исследований.

Научное познание можно представить в виде следующей схемы: факты – соотношения между ними – эксперименты – начальные гипотезы – теория – правдоподобные допущения – снова гипотезы – эксперимент – уточнение – проверка уже применяемой теории – возникновение парадоксов – теория – ситуация – озарение – новая теория, новые гипотезы – эксперимент и следующий цикл.

Методы научного познания делятся на философские, общенаучные (т.е. для всех наук) и конкретно-научные (для отдельных наук). Их классификация (по А. Шаблию) приведена на рис.3.1, но она в определенной степени является условной, так как по мере развития познания один научный метод может переходить из одной категории в другую .

Философские методы базируются на использовании в научных исследованиях категорий, положений, принципов и законов определенной философской системы. Такими системами сегодня являются позитивизм, неопозитивизм, постмодернизм и т.д.

Важнейшими принципами материалистической диалектики являются принципы движения и развития, абстрагирования и конкретизации, историзма, взаимосвязи и взаимообусловленности, причинности.

Абстрагирование – это метод научного познания, суть которого состоит в выделении нескольких признаков или особенностей объекта, который исследуется, при определенном умственном исключении других особенностей, связей и отношений предмета. Оно позволяет заменить сложный процесс в сознании человека более простым, который характеризует важнейшие признаки предмета или явления, что важно для создания многих понятий.

Процесс абстрагирования состоит из двух приемов: выделения в объектах, которые изучаются, наиболее важного и установления отсутствующих фактов, а также реализации возможностей абстрагирования путем замены реального объекта моделью.

Историзм – требует рассматривать каждую систему как такую, которая в своем развитии проходит ряд этапов (стадий) возникновения (зарождения), становления, развитого функционирования, превращения в другое качественное состояние.

В соответствии с принципом причинности одни явления обусловливают возникновение, развитие или функционирование других.

Общенаучные методы используются в преобладающем количестве наук, научных дисциплин и направлений. Они условно делятся на традиционные и современные.

К традиционным методам относятся:

· наблюдение – способ познания объективного мира на основе непосредственного восприятия предметов и явлений с помощью органов чувств. Оно ведется по плану и подчиняется определенной тактике;

· анализ – способ научного исследования, при котором процесс (явление) разлагается на составляющие с целью их всестороннего изучения. В нем особое место занимает системный анализ, который состоит из четырех этапов:

Определения объекта, целей и задач исследования, критериев для изучения и управления объектом;

Определения границ системы, ее структуры, объектов и процессов, которые имеют отношение к поставленной цели;

Составления математической модели исследуемой темы;

Анализа математической модели и полученных результатов;

· синтез – исследование явления (процесса) в целом на основании объединения одного элемента за другим в единое целое. Синтез позволяет обобщить понятия, законы и теорию. В теоретических науках он выступает как объединяющий конкурирующие в определенной степени противоположные теории в формы построения дедуктивных теорий;

· индукция – метод, при котором по конкретным фактам и явлениям устанавливаются общие принципы и законы;

· дедукция – метод исследования, при котором конкретные положения выводятся из общих;

· сравнение (по Гегелю) – это способ показать общее в различном и различное в общем;

· аналогия – такой прием познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве и в других признаках. Существование аналогии явлений составляет гносеологическую основу моделирования;

· обобщение – прием мышления, в результате которого выявляются общие свойства и признаки объектов. Операции обобщения могут повторяться несколько раз последовательно, приводя к новым понятиям.

К современным относятся методы моделирования, системный, формализации, идеализации, аксиоматико-дедуктивный.

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и использования его копии (модели), которая обладает общими с оригиналом



ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ

КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

Рис.3.1. Классификация методов исследований


свойствами, интересующими исследователя. Модель может соответствовать оригиналу по изучаемым признакам, но существенно отличаться по другим свойствам. Модели могут быть предметными и знаковыми.

Алгоритм метода моделирования включает: постановку задачи; создание или выбор модели; исследование ее; перенесение значений (экстраполяция) с модели на объект исследования.

Математическое моделирование – это создание математической модели и экспериментирование с ней с целью получения результирующего показателя при изменении параметров, влияющих на этот показатель.

Экономическая модель – это образ, изображение, копия, план, карта, формула, график, таблица и т.п., отображающие объект исследования, изучение которого дает новую информацию об этом объекте.

Метод формализации – изучение объектов путем отображения их содержания, структуры, формы или функционирования в знаковом виде с помощью искусственных языков: математического и логико-математического моделирование, язык химических символов и операций с ними.

Метод идеализации предусматривает создание идеальных моделей и сравнительных ситуаций, которые изучаются в идеальном варианте. При этом используются специфические особенности некоторых других методов - моделирования аналогии, абстрагирования и т.п. Идеальные модели строят двумя способами. Первый – это абстрагирование от всех, кроме одной самой важной в данном аспекте черты (особенности), которая доводится до абсолютизма. Второй способ – придание модели всех возможных черт и особенностей (функций, отношений), которые имеют реальные объекты.

Аксиоматико-дедуктивный метод применяется, как правило, в точных науках (математике, физике) и базируется на установлении начального набора понятий, формулировании нескольких аксиом, т.е. истин, которые не требуют доказательств и из которых затем строго логическим путем выводятся различные следствия.

Конкретно-научные методы исследования используются в отдельных или в нескольких близких между собой научных дисциплинах. Эти методы делятся на междисциплинарные и специальные.

К междисциплинарным относятсяметоды:

· полевых исследований (в геологии, географии, биологии, экологии и т.д.) используется для непосредственного изучения объекта в натуре путем наблюдения за ним, инструментальных измерений параметров, исследования функционирования или развития.

Существуют различные способы этих исследований – общий, выборочный, маршрутный. В них предусматриваются этапы: подготовительный (изучение источников информации об исследуемом объекте и формирование начальных идей, проблем, гипотез), непосредственный (сбор материалов и первичной информации, уточнение существующих данных) и камеральный (обработка, анализ, сопоставление, разработка выводов и т.д.). В экономике к ним относятся маркетинговые исследования реализации продукции и услуг;

· экономического районирования – основной метод обоснования территориально-комплексного развития и размещения производительных сил страны и ее экономических районов для разработки так называемых территориальных схем. Это предплановые (прогнозные) научные исследования экономического развития отдельных территориальных единиц на 15 и более лет;

· метод анализа аналоговых объектов – изучение подобных объектов путем их сравнения, если знания об одном из них являются достоверными. При этом выделяется два этапа:

Установление общих черт между объектами, которые исследуются, и уже известным объектом;

Изучение экономических черт между этими объектами;

· балансовый – группа расчетных приемов для анализа прогнозирования и планирования развития динамических систем с установлением потоков ресурсов и продукции («затраты – выпуск», «производство – потребление», «прибыль – затраты»). В экономике составляются балансы трудовых ресурсов, миграционных процессов, производства и потребления различных видов продукции, топлива, электроэнергии и др.;

· картографический – составление отдельных карт, их серий и атласов для получения новых знаний путем их анализа и преобразования. Карта – это носитель пространственной информации, ее хранитель и передатчик.

Специальные методы исследования обосновываются отдельной наукой и используются главным образом в ней. К ним относятся расчетно-конструктивный, экономико-статистический, теория вероятностей, методы деловых игр и экспертных оценок.

Особенно следует выделить методы социально-экономических
и социально-гуманитарных исследований. Они охватывают исследование экономических отношений между людьми в общественном производстве, отдельных фактов и процессов общественной жизни, носителем которых является не отдельный индивид, а социум, представляющий собой группу, коллектив или общество в целом, также изучение духовной деятельности человека.

В материальном производстве происходят определенные явления и процессы, постоянно повторяющиеся в производстве, обмене и распределении материальных благ. Экономические явления – одна из форм проявления действий людей в этом процессе.

Экономический процесс – закономерное, постоянное изменение явлений от простого к сложному. Его характерные черты – отмирание старого и возникновение нового явления. При этом каждое явление и процесс содержат совокупность глубинных явлений, отношений, закономерностей и законов, которые определяют тенденцию их развития.

Познание экономических явлений и процессов – сложный элемент отображения сути законов и закономерностей, их развития для использования в практической деятельности.

Для познания экономических явлений и процессов проводятся специальные исследования. Они включают: выбор темы, формирование цели исследования, гипотезы, составление программы, сбор фактов, их систематизацию, теоретическое обобщение, проверку теоретических выводов, разработку рекомендаций для использования их на практике.

В своем органическом единстве эти составляющие и являются циклом экономических исследований, который основывается на следующих принципах:

· изучение явлений и процессов в общественном производстве не изолированно друг от друга, а в их взаимосвязи (системный подход);

· изучение явлений и процессов не в статическом состоянии, а в историческом развитии (принцип историзма);

· рассмотрение явлений и процессов в развитии как переход количественных изменений в качественные (единство противоположностей);

· поиск нового, прогрессивного в существующем процессе (гносеологический принцип).

Важное место в экономических исследованиях занимает абстрагирование для упрощения ситуации и изучения процесса в «чистом» виде, при котором экономическая система расчленяется на подсистемы, части, составные элементы. Это аналитический этап. Затем переходят к синтетическому объединению их в единую систему теоретических экономических знаний.

В экономическом исследовании исходят из фактов, которые классифицируются по определенным группам, а затем систематизируются на основе логического отношения между ними. Факты обобщаются, и на их основе разрабатываются экономические гипотезы и модели, устанавливаются экономические законы и теории. Среди экономических теорий следует отметить:

· классическую теорию трудовой стоимости. Основные ее идеи были сформулированы Адамом Смитом, получили развитие в трудах Давида Риккардо и Джона Ст. Милля и заключаются в том, что стоимость товара определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство. Развивая эту теорию, К.Маркс показал, что с появлением машинного производства труд также создает и прибавочную стоимость, которая служит источником эксплуатации наемных рабочих;

· экономическую теорию Джона Майнарда Кейнса, которая отвергает саморегулирование рыночной экономики. Поэтому государство должно играть активную роль в регулировании экономики через фискальную и денежно-кредитную политику, которая смягчала бы периодически возникающие резкие спады производства путем снижения налогов и увеличения государственных заказов, поддерживала бы уровень безработицы на некритическом уровне. Д.М.Кейнс заложил основы макроэкономики, определил ее основные понятия и сформулировал важнейшие закономерности;

· монитаристскую теорию, выступающую против вмешательства государства в регулирование рынка. При этом исходят из того, что правильная кредитно-денежная политика, свободная от произвольного изменения курса и некомпетентного вмешательства правительства, наиболее эффективна в борьбе с инфляцией. В этой теории основная роль отводится процессам самоорганизации экономической системы вообще и рыночного механизма в частности;

· теории или концепции, характеризующие динамику и эволюцию экономических систем.

Наряду с фундаментальными экономическими теориями существует и множество частных, которые рассматривают проблемы развития отдельных секторов экономики: производства и обмена, потребления и распределения. Внутри этих секторов действуют теории ценообразования и потребительского спроса в рамках теорий распределения и потребления.

В экономических исследованиях используются все специальные методы (рис.2.1), имеющие две неразрывные стороны: формально-логическую и содержательно-генетическую.

Формально-логическая сторона включает способы и приемы организации и проведения исследований, сбора и обработки информации, характеризующей деятельность, которая изучается.

При исследовании общественных, социально-экономический явлений и процессов используются такие методы:

· исторический – периодизация процессов и явлений, анализ внутренней структуры и источников развития, активность действий;

· статистико-экономический – изучение массовых явлений и процессов общественной жизни на основе совокупности факторов, которые формируют данное явление или процесс;

· монографический – обобщение отдельных типовых общественных явлений и опыта передовых отечественных и зарубежных предприятий;

· экспериментальный – изучение организации и управления производством, организации и деятельности свободных экономических зон;

· абстрактно-логический – целеустремленное, плановое и систематическое изучение явлений и на этой основе выделение основной категории (понятия), в которой есть все важные признаки явления;

· экономико-математического программирования – установление оптимальных вариантов использования ресурсов и организации производства.

Методы социальных исследований систематизировались в процессе развития социологии , изучающей общество и социальную деятельность людей.

Родоначальником социологии считается французский ученый Огюст Конт (1798-1857), который в 1838 г. предложил не строить систему идеального общественного устройства, а исследовать научными методами общество, которое существует в действительности .

Ряд исследователей считают, что социальные явления суть вещи, подчиняющиеся законам. Другие, наоборот, отмечают, что социальные факты могут быть объяснены только на основе общих психологических законов. Защитники субъективного взгляда на метод социологии заявляют, что так как общество состоит из индивидов, то первоисточником для объяснения социологических фактов должны стать принципы индивидуальной психологии.

Вместе с тем определяющую причину данного социального факта следует искать среди предшествующих социальных фактов, а не в состояниях индивидуального сознания. Эта идея в более общей форме получила дальнейшее развитие в функционально-структурном подходе к социологии. Необходимо сочетание объективного подхода с учетом целесообразной деятельности участников социальных действий и процессов, их целей, интересов и мотивов поведения. Эти требования реализуются в теоретических и эмпирических методах современной социологии.

В настоящее время в теоретических исследованиях социологии сформировались три основных системы взглядов (концепций исследования):

· структурно-функциональная , при которой общество рассматривается как целостная система взаимосвязанных и взаимодействующих социальных структур, каждая из которых осуществляет в ней свою функцию. При этом каждое общество, чтобы существовать и развиваться, должно удовлетворять четырем функциональным требованиям:

Адаптироваться к окружающей среде, чтобы выжить;

Осуществлять дальнейшие цели и устанавливать их приоритетность после удовлетворения самых насущных материальных нужд членов общества;

Добиваться дальнейшей интеграции общества;

Поддерживать определенные формы или структуры действий;

· социально-конфликтная , при которой общество рассматривается как система с присущим ей социальным неравенством и возникающими из него конфликтами (экономическими, классовыми, расовыми, национальными, религиозными и др.).

По мнению ряда ученых, постиндустриальное общество, в отличие от феодального, которое опиралось в основном на традиции, отличается рационализмом в оценке средств достижения личных и общественных целей;

· символически-интерактивная , при которой социальные отношения исследуются на микроуровне , в отличие от рассмотренных выше, где изучаются процессы на макроуровне , т.е. исследуется общество в целом.

Эта система взглядов называется символической, поскольку рассматривает взаимоотношения людей в малых группах вместе с символическими и смысловыми значениями, которые они придают своим действиям.

Интерактивность характеризует непосредственные взаимодействия между людьми в малых группах в различных обстоятельствах. Каждый человек воспринимает именно непосредственные действия соприкасающихся с ним людей, а не такой абстрактный объект, как общество в целом.

Кроме того, выделяются эмпирические и гуманитарные методы.

Эмпирические отличаются большим разнообразием, так как социология изучает самые разнообразные стороны общественной жизни, начиная от социальных отношений, которые складываются внутри семьи, как ячейки общества, и заканчивая исследованием структур таких институтов общества, как государство, политические партии, классы, системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т.п.

Основным эмпирическим методом социологии является анализ результатов опроса репрезентативной выборки. Для повышения объективности результатов такого исследования проводится социальный эксперимент, главное назначение которого сводится к проверке гипотез, что придает работе целенаправленный и планомерный характер. Достоинством этого метода является воспроизводимость результатов другими исследователями.

К гуманитарным относятся методы изучения духовной деятельности человека. В этом случае основным объектом исследования становится текст, к которому в широком смысле слова относится всякий связанный знаковый комплекс. В общественной форме это запись материального или научного произведения, скульптура или картина, созданные художником, кинолента, радио- или телепередача и т.п.

В основе гуманитарных методов исследования лежат понятия герменевтики – общей теории лингвистического понимания любых текстов, независимо от их конкретного содержания. Ее принцип довольно прост и сводится к тому, что всякое понимание начинается с постижения целого, опираясь на которое переходят к познанию его частей, а затем на основе знания частей получают более полное понимание целого. При этом образуется непрерывно расширяющийся герменевтический круг. Это закономерность процесса понимания, переход от одного его уровня к другому, что соответствует уже не кругу, агерменевтической спирали понимания .

Тема 3. Методы научного исследования.

Понятие метода, методики и методологии научного исследования. Классификация методов исследования. Всеобщие, общенаучные и специальные методы исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования.

Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Методика - это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Любое научное исследование проводится соответствующими приемами и способами, и по определенным правилам.

Методологией называют учение о методах (методе) познания, т. е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Каждая наука имеет свою методологию.

Выделяют уровни методологии:

1) всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в ее содержание входят философские и общенаучные методы познания;

2) частная методология научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют всеобщие, общенаучные и частные методы познания;

3) методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются всеобщие, общенаучные, частные и специальные методы познания.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально - экономические, правовые и т. д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико - дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию).

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) специальные - для конкретной науки, области научного познания.

Всеобщие и общенаучные методы

научного исследования

Среди всеобщих методов научного исследования наиболее известными являются диалектический и метафизический.

Диалектика (греч. – «веду беседу, рассуждаю»). Понятие «диалектика» Возникло в Древней Греции и первоначально означало способность вести спор в виде вопросов и ответов.

Диалектика учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектика выступает в единстве двух сторон – субъективной и объективной.

Субъективная диалектика – развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной . Субъективная диалектика – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека.

Объективная диалектика – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.

В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития.

Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. (В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики).

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей взаимной связи.

2. Принцип развития через противоречия.

Основные законы диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания.

Метафизика – метод познания, противоположный диалектике,

рассматривающий явления обычно вне их взаимной связи, противоречий и

развития .

Характерные особенности – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не способен познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.

Метафизическая концепция развития :

Рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга .

Источник развития видит только во внешнем воздействии на вещь.

Развитие рассматривается или как движение по кругу , или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.

Общенаучные методы

Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового - взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения “наводят” на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений “выводят” определенную мысль из других мыслей.

Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в

теории подобия.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод - способ исследования, который

состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод - способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с использованием дедукции;

4) экспериментальная проверка следствий, выведенных из гипотезы.

Гипотетический метод используется при конструировании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 процентов на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.

Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.

Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором

отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Примерами использования этого метода являются: изучение развития потребительской кооперации в течение длительного времени с целью обнаружения ее тенденций; рассмотрение истории развития потребительской кооперации в дореволюционный период и в годы НЭПа (1921–1927).

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания заключается в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления),затем прослеживает, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого метода, например, для изучения экономических явлений предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих их свойствах и вскрывает характерные черты и присущие им закономерности развития.

Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой.

При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.

При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь - постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;

2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Счет - это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для определения степени и типа изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов.

Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.

Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Классифицируются эксперименты по различным основаниям:

- по отраслям научных исследований - физические, биологические, химические, социальные и т. д.;

- по характеру взаимодействия средства исследования с объектом - обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

Моделирование - метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей существенные черты оригинала. Таким образом, вместо оригинала (интересующего нас объекта) эксперимент проводят на модели (другом объекте), а результаты исследования распространяют на оригинал.

Модели бывают физические и математические. В соответствии с этим различают физическое и математическое моделирование. Если модель и оригинал одинаковой физической природы, то применяют физическое моделирование.

Математическая модель - это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какой-либо другой процесс. Математические модели при различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.

Математическое моделирование - метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями. Так, благодаря сходству математических уравнений электрического и магнитного полей можно изучать электрические явления с помощью магнитных, и наоборот. Характерная особенность и достоинство данного метода - возможность применять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изучению на физических моделях.

Специальные и частные методы исследования

Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Так, методы физики, привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.

В социально-гуманитарных науках в числе специальных методов используются:

    анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ);

    опросы, интервью, тестирование;

    биографический и автобиографический методы;

    метод социометрии - применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них;

    игровые методы - применяются при выработке управленческих решений - имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуации);

    метод экспертных оценок заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение терминов "метод" и "методология".

2. Какова методология научного исследования.

3. Раскройте диалектическую и метафизическую концепции развития.

4. Перечислите общенаучные методы научных исследований.

5. Какие методы причисляют к методам теоретического уровня?

6. Какие методы причисляют к методам эмпирического уровня?

7. Какие методы называются частными?

8. Какие методы называют специальными?

2.1. Общенаучные методы 5

2.2. Методы эмпирического и теоретического познания. 7

  1. Список литературы. 12

1. Понятие методологии и метода.

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1)совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2)учение о научном методе познания.

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.

Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей. Классификация методов научного познания представлена на рис. 1,2.

Каждая отрасль применяет свои конкретно-научные, специальные методы, обусловленные сущностью объекта исследования. Однако зачастую методы, характерные для какой-либо конкретной науки применяются и в других науках. Это происходит потому, что объекты исследования этих наук подчиняются также и законам данной науки. Например, физические и химические методы исследования применяются в биологии на том основании, что объекты биологического исследования включают в себя в том или ином виде физические и химические формы движения материи и, следовательно, подчиняются физическим и химическим законам.

Всеобщих методов в истории познания - два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.

Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

С середины 19-го века метафизический метод все больше и больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом.

2. Методы научного познания

2.1. Общенаучные методы

Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы (рис.2).


Краткая характеристика данных методов.

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий, фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

2. 2 Методы эмпирического и теоретического познания.

Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рис.3.

Наблюдение.

Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Это – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

· целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования);

· планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

· активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении).

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. Последнее необходимо для фиксирования технических свойств, сторон изучаемого объекта, которые составляют предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.

При непосредственном наблюдении те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. В настоящее время непосредственное визуальное наблюдение широко используется в космических исследованиях как важный метод научного познания. Визуальные наблюдения с борта пилотируемой орбитальной станции – наиболее простой и весьма эффективный метод исследования параметров атмосферы, поверхности суши и океана из космоса в видимом диапазоне. С орбиты искусственного спутника Земли глаз человека может уверенно определить границы облачного покрова, типы облаков, границы выноса мутных речных вод в море т.п.

Однако чаще всего наблюдение бывает опосредованным, то есть проводится с использованием тех или иных технических средств. Если, например, до начала XVII века астрономы наблюдали за небесными телами невооруженным глазом, то изобретение Галилеем в 1608 году оптического телескопа подняло астрономические наблюдения на новую, гораздо более высокую ступень.

Наблюдения могут нередко играть важную эвристическую роль в научном познании. В процессе наблюдений могут быть открыты совершенно новые явления, позволяющие обосновать ту или иную научную гипотезу. Из всего вышесказанного следует, что наблюдения являются весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире.