Город где казнили жанну. Загадки и версии происхождения Жанны д'Арк

Жанна д’Арк, Орлеанская Дева (Jeanne d"Arc, 6 января 1412 – 30 мая 1431) – наиболее известная историческая личность Франции. В Столетней войне выступала в качестве главнокомандующей, но попала в плен к бургундцам и, по приказу короля, была передана властям Англии. В результате религиозного обвинения, д’Арк была сожжена на костре, а позже – реабилитирована и даже канонизирована.

Детство

Жанна или Жанетта – так называла себя девочка – родилась в 1412 году в небольшой деревушке Домреми, находившейся на границе Лотарингии и Шампани. Доподлинно неизвестно, кем были её родители, поскольку одни источники утверждают об их беднейшем происхождении, в то время как другие – о вполне зажиточном статусе.

Так же ситуация обстоит и с датой рождения самой Жанетты: церковно-приходская книга содержит запись от 1412 года о рождении девочки, что и считалось долгое время точной датой её появления на свет. Однако 6 января 1904 года, когда Папа Римский Пий X причислял д’Арк к лику святых, он указал 1409/1408 года, тем самым опровергнув предыдущие сведения.

О раннем детстве Жанны практически ничего неизвестно. Сохранились лишь несколько записей в дневниках её родителей о том, что девочка родилась очень слабой и часто болела. В возрасте четырех лет она сильно простудилась и около месяца находилась между жизнью и смертью.

А поскольку на тот момент люди еще не могли готовить сильнодействующие препараты, родителям оставалось лишь молиться за успешное выздоровление ребенка. К счастью, спустя несколько месяцев д’Арк полностью восстановилась от болезни, но скрытной и молчаливой оставалась на протяжении всей своей жизни.

Юность

В тринадцатилетнем возрасте, по заявлениям самой Жанетты, она впервые увидела архангела Михаила. О своих видениях девушка могла рассказать лишь родителям, поскольку подруг она не имела. Но и родные не признавали того, что говорила д’Арк, списывая всё на фантазию Жанны и её стремление «обзавестись хотя бы вымышленными друзьями».

Но спустя несколько месяцев д’Арк вновь заявляет родителям о том, что видела архангела Михаила и двух других женщин (по версии ученых, это были святые Маргарита Антиохийская и Екатерина Александрийская). По словам девушки, явившиеся «гости» рассказали ей о её предназначении: снять осаду города Орлеана, навсегда изгнав захватчиков, и возвести на трон дофина.

Не получив должной поддержки со стороны родственников, Жанна д’Арк отправляется к капитану Роберту де Бондикуру, являвшемся на тот момент управляющим города Вокулёра. Там девушка рассказывает свою историю, но, к сожалению, видит абсолютно идентичную ситуацию: капитан лишь посмеивается над её нездоровой фантазией и отправляет назад, не желая даже выслушивать до конца. Жанетта, раздосадованная подобным отношением к своей персоне, отправляется в родной Домреми, но не сдаётся.

Спустя год ситуация повторяется: она вновь приходит к капитану, утверждая о возможности победы в сражении только в том случае, если он назначит её военачальницей. Решающим становится предсказание д’Арк об исходе так называемой «Селедочной битвы», которая должна пройти в недалеком будущем под стенами города Орлеана.

На этот раз де Бондикур прислушивается к словам девушки и решает разрешить ей участвовать в сражении. Жанетте выдают мужскую одежду (которую, к слову, она после этого начала предпочитать многочисленным платьям, заявляя, что такой образ не только помогает в бою, но и отбивает внимание к её персоне со стороны солдат) и снаряжают вместе с небольшим отрядом. Именно к нему впоследствии присоединяются двое лучших друзей д’Арк: рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Мец.

Участие в сражениях

Как только отряд был полностью снаряжен, Жанетта повела людей за собой. 11 дней они добирались до Шинона, где воинственная женщина планировала заручиться поддержкой дофина. Войдя в город, она заявила правителю о том, что «послана Небом для того, чтобы освободить Орлеан и принести мир и спокойствие», а также потребовала от него поддержки и обеспечение её армией. Но, несмотря на благородные стремления д’Арк, король Карл долго колебался, отдавать ли под её командование своих лучших войнов.

В течение нескольких недель он испытывал Жанну д’Арк: её допрашивали богословы, гонцы выискивали по приказу короля информацию о ней на родине, женщина проходила многочисленные испытания. Но не было найдено ни единого факта, который бы мог опорочить имя д’Арк, после чего действующая армия была всецело передана ей для командования.

С армией молодая военачальница идет к Блуа, где соединяется с другой частью войска. Новость о том, что теперь ими командует «посланница Бога» вызывает в солдатах небывалый моральный подъем. 29 апреля войска под командованием д’Арк проникают в Орлеан. После непродолжительных сражений, в которых действующая армия теряет всего двоих, 4 мая Жанетта освобождает крепость Сен-Лу.

Таким образом, невыполнимая для многочисленных военачальников миссия без особых усилий выполняется женщиной всего за 4 дня. За такие заслуги Жанна д’Арк получает титул «Орлеанской девы», а 8 мая назначается официальным праздником (кстати, он существует и по сей день).

Обвинение и инквизиционный процесс

Осенью того же года, сразу после коронации Карла, Жанна д’Арк, заручившись его поддержкой, начинает наступление на Париж, где на тот момент царят смута и хаос из-за стремления английских военачальников самостоятельно командовать оставшимися войсками. Однако, спустя месяц, король по неизвестным причинам отдаёт приказ на отступление и, вынужденная подчиниться Жанна, оставляет армию в Луаре.

Сразу после этого поступает сообщение о захвате бургундцами города Компьеню, на освобождение которого д’Арк бросается, даже не спросив согласия нового короля. В итоге, удача отворачивается от «Орлеанской девы» и она попадает в плен бургундцев, откуда её уже не может спасти ни король Карл, ни другие влиятельные персоны.

21 февраля 1431 года началось инквизиционное слушание Жанны д’Арк, которую бургундцы, не скрывая своего причастия к процессу, обвиняли в ереси и непослушании существующим церковным канонам. Жанетте приписывали и сношения с дьяволом, и пренебрежение церковными канонами, однако женщина отрицала любые негативные заявления в свой адрес.

Подобное мужественное поведение лишь затягивало решение церкви о сожжении д’Арк, ведь, в этом случае, она стала бы мученицей и, возможно, сподвигла бы народ к восстанию. Именно поэтому церковные служители идут на подлость: д’Арк подводят к «готовящемуся ради неё костру» и, взамен на жизнь, предлагают подписать бумагу с прошением перевести её в церковную тюрьму за тем, что она осознаёт содеянное и хочет искупить вину.

Необученная чтению женщина подписывает бумагу, которую затем заменяют на другую – в которой написано о полном признании Жанеттой всего того, в чем её обвиняли. Таким образом, д’Арк своей собственной рукой подписывает приговор о сожжении, который приводится в иполнение 30 мая 1431 года на площади города Руан.

Посмертное оправдание

В течение 20-ти последующих лет о Жанне д’Арк практически не вспоминали, и лишь к 1452 году король Карл VII, зная о подвигах мужественной девушки, решил выяснить всю правду о громком деле прошлого. Он велел собрать все документы и во всех деталях выяснить суть и ведение процесса над Жанеттой.

Для сбора всей необходимой информации поднимались рукописи церковных книг, опрашивались выжившие свидетели того времени и даже направлялись гонцы в Домреми – на родину «Орлеанской девы». К 1455 году было абсолютно ясно, что в ходе слушания дела д’Арк допускались чудовищные нарушения закона, и сама девушка действительно была невиновной.

Восстановление благородного имени Жанны д’Арк проходило сразу в трёх городах: Орлеане, Париже и Руане. Документы о её якобы причастности к дьяволу и незаконности действий были публично разорваны перед толпой на городской площади (кстати, в числе которых стояли друзья Жанны и её мать). 7 июля 1456 года дело было закрыто, а доброе имя девушки восстановлено. А в 1909 году Папа Римский Пий X объявил Жанну блаженной, после чего состоялась торжественная канонизация.

Город Руан у многих ассоциируется, прежде всего, с руанской девой. Это о Жанне Дарк, её здесь сожгли на костре. Именно поэтому сюда и приезжают туристы со всех стран, чтобы увидеть место, где был под ней разложен костер. Бесспорно, город Руан красив и без этого он самобытен и в нем есть, что посмотреть. Возможно это так, но мы приехали в Руан в начале июня во время проливного дождя и знакомство с Руаном было немного подпорчено, дождь лил без остановки весь день. Впрочем, это не удивительно, в Нормандии весной непогоды случаются часто.

Что посмотреть в Руане.

Свой маршрут по Руану мы составляли, пользуясь отзывами из интернета. Возможно, и мой отзыв кому-то очень пригодится для составления маршрута прогулки.

Тем не менее, с городом мы познакомились и всё самое интересное увидели, в том числе и главную Руанскую достопримечательность, место, где сожгли руанскую Деву, Жанну Дарк.

Мост Corneille через Сену.


Кафедральный собор.

Каждый турист начинает знакомство с городом с его старинной части именно туда мы и направились от ж/д вокзала, перейдя через Сену по самому красивому мосту «Pont Corneille». Сразу выходим к собору Нотр Дам де Руан, он будет с левой стороны. Можно войти внутрь, вход бесплатный. Честно говоря, эти католические соборы все одинаковые, отличаются разве что размерами и внешним убранством. Внутри различий вы почти не заметите. Мы уже почти все подобные соборы в Европе осмотрели, все они на один манер. Особенность руанского собора в том, что он запечатлен на картинах Клода Моне, которые сейчас находятся в . Ну и самое главное, это то, что в этом соборе захоронено сердце короля Англии и герцога Нормандии Ричарда Львиное Сердце.



А вот и сам красавец собор Нотр дам де Руан.

Не далеко от Нотр Дам находится ещё один собор, который называется церковь Сен-Маклу.


Внутри собора Нотр дам де Руан.


Настоящую голову кто-то отрубил, можно только догадываться, кто. Но на её месте появилась вот такая необычная голова.

Идем дальше. От Нотр Дам де Руан по улице (Больших часов) Horloge направляемся к знаменитым руанским часам «Гро Орлож». Очень похожи на часы в Берне и расположены они также над воротами старинного здания.


Руанские часы на улице "Грос Орлож" (Rue de Gros Horloge). Её легко найти на карте. Часы эти были запущены в 1389 г.


Вот они, только поближе. А кто знает, почему на них только одна часовая стрелка?


Гуляем по Руану, а дождь и не думает прекращаться. Мы обычно не пользуемся зонтиками, у нас на случай дождя имеются плащики, в которых одежда почти не промокает и в тоже время руки свободны для фотографирования.


Вдоль улицы множество ресторанчиков и сувенирных магазинов. Представляю, как всё это смотрится, когда на улице солнечно и тепло.


Идем дальше по улице Horloge и выходим к церкви святой Жанны Дарк, построенный вот в таком оригинальном стиле, напоминающим пламя костра. Если кому интересно, то рядом на площади де Голя находится и музей Жанны Дарк. Возле собора находится место казни Жанны Дарк.


Вот то место, где сожгли Жанну Дарк.




Если свернуть с главных туристических улиц в сторону, то можно увидеть вот такие красочные домики. А может и что-то ещё интересное. Старинные улицы в Руане сплошь состоят их фахверховых домиков. Раньше стены этих домов делали из глины и соломы. Я специально подходил и рассматривал вплотную, соломы не видно, а стена сделана из бетона.

И ; об этом же сообщается и у Перну и Клэн).

  • Традиционно считается, что речь идёт о святой Маргарите Антиохийской , однако, как отмечает В. И. Райцес в книге «Жанна д’Арк. Факты. Легенды. Гипотезы» (Л.: Наука, 1982. - Серия «Научные биографии»), никаких пересечений её жития и культа с жизнью Жанны обнаружить не удаётся. Исследователь, отмечая, что Жанна, по его мнению, не различала этих двух женщин, ссылается на легенду о «Маргарите, именуемой Пелагием», изложенную в «Золотой легенде» Якова Ворагинского под датой 8 октября. «Золотая легенда» никогда всерьёз не воспринималась теологами, однако была одной из самой читаемых (и, как следствие, весьма известной в устных пересказах) книг в XIV-XVI вв. В ней рассказывается, что Маргарита была очень красивой девушкой, но была воспитана в столь великом благонравии и целомудрии, что избегала даже взглядов мужчин. К ней посватался знатный юноша, родители дали согласие на свадьбу, но Маргарита, приняв решение сохранить свою девственность, остригла волосы и надела мужской костюм и под именем брата Пелагия укрылась в мужском монастыре, подверглась там несправедливым гонениям, но терпеливо вынесла все испытания и окончила жизнь в святости, открыв свою тайну только перед смертью. В 1455-1456 годах, накануне реабилитации Жанны, несколько авторитетных богословов написали специальные трактаты об оправдании Жанны, собрав все сведения о святых женщинах, которым пришлось по каким-то причинам носить мужскую одежду. «Маргарита-Пелагий» ими не упоминается, поскольку никогда не была канонизирована, а её жизнеописание Якова Ворагинского , по мнению исследователей, представляет собой вольное изложение жития других святых.
  • Исследователи называют разные даты - 23 февраля, 4 или 6 марта - точно день прибытия Жанны установить пока не представляется возможным (См.:Тогоева О. И. В плену у «Исторической действительности» ).
  • Традиционная версия встречи, которая повторяется с разницей лишь в незначительных деталях почти во всех работах, посвященных Жанне, не вызывала сомнений у исследователей до последней четверти XX века. Впоследствии историки Жак Кордье и Клод Дезама предположили, что во время аудиенции не было «опознания» Жанной дофина, и что он не сообщал ей «королевского секрета». В. Райцес сомневался в том, что встреча прошла при большом скоплении народа. В своём докладе, прочитанном весной 1989 года в орлеанском Центре Жанны д’Арк (фр. Centre Jeanne d"Arc ), Райцес отметил, что «торжественная встреча в Шиноне, по-видимому, историографическая легенда»(См.: Райцес В. «Свидание в Шиноне». Опыт реконструкции // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории - 2003. Выпуск 5. - М. , 2003. ).
  • Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк. Развлечения. Квинтина и бугурт // Жизнь и развлечения в средние века / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова; вступ. ст. профессора А. Н. Кирпичникова; науч. ред. Н. И. Милетенко; сост. С. Е. Еременко.. - СПб: Евразия, 1997. - 384 с. - (Культура средних веков в памятниках исторической мысли Франции). - 3000 экз. - ISBN 5-8071-0021-2 . «Квинтина (quintaine) - упражнение с копьем для всадника, называемое также cuitaine, состоявшее в том, чтобы поразить в центр щита манекен, облаченный в полный доспех»
  • Э тот пост о мученнице святой Жанне, как о ней не вспомнить, да еще в день ее казни...
    Впрочем, казни возможно и не было вовсе... но 30 мая официальная история считает днем сожжения Жанны д’Арк (Jeanne d"Arc), простой крестьянки, которая до сих пор известна во всем и особо почитаема во Франции, как национальная героиня.

    Жанна была одной из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре по обвинению в ереси и колдовстве. Спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) причислена Католической церковью к лику святых...

    Господь дал народу 4 обещания через Жанну: что будет снята осада с Орлеана, что дофин будет посвящен и коронован в Реймсе, что захваченный англичанами Париж будет возвращен законному королю Франции и что герцог Орлеанский, бывший тогда в плену у англичан, вернется на родину. Всё это казалось невероятным, но исполнилось в точности.

    Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

    Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках.

    Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375-1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377-1458) около 1412 года.

    Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337-1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства.

    В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V.

    Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой.

    В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

    Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне — музей.

    Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403-1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году... вроде бы все просто и ясно.

    Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны.

    Хронисты колеблются в названии даты казни девы. Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422-1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470-1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года. Разница большая.

    Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет.


    Башня в Руане, где допрашивали Жанну и памятник у места ее сожжения.

    Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»? Мало ли в то время было хитропопых блаженных с голосами? Да полно!

    Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379-1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404-1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

    Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

    Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

    Как вам такая Жанна, ню... да еще с нацистким приветствием? Это от французского художника Gaston Bussiere (1862-1929).

    Некоторые исследователи считают, что отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д"Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d"Orleans, 1394-1465).

    Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371-1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

    Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368-1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

    Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Некоторыми исследователями считается, что дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Но подобная традиция возникла во франции лишь в XVII веке. В описываемый период данная буква означали приставку «из». То есть Жанна из Арка, так что не все так однозначно...


    «Жанна д"Арк». Картина Рубенса.

    Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

    Герб Жанны д"Арк. Иллюстрация (Creative Commons license): Darkbob/Projet Blasons

    Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны.

    Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

    Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401-1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421-1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

    Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

    Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после... ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться... наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». Это только на картинах художников она с открытым лицом и в нарядных одеждах.

    По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

    Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее».

    А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

    Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора. Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

    В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

    А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее.

    В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404-1440), Жан Дюнуа и многие другие.

    Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

    Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

    Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто. Основа инфы: исследование Елены Анкудиновой.

    Существует более 20 фильмов, снятых по мотивам истории Жанны Д’Арк. Первый из них был снят на заре кинематографа, в 1898 году. Кстати, вы смотрели фильм «Посланница: история Жанны д"Арк»? Картина 1999 года, но рекомендую, там Жанну играет Милла Йовович.

    А французы Жанну и помнят и любят... и уже не важно согжгли ее или нет, веру народа в ее мученическую смерть уже невозможно опровергнуть. Это уже личность - легенда...


    Памятник Жанне в Париже.

    Картинки и фото (С) разные места инета.

    Жанна д"Арк (Jeanne d"Arc) (6 января 1412, Домреми - 30 мая 1431, Руан), народная героиня Франции.

    Видения.
    Жанна родилась в крестьянской семье. Её детство пришлось на тяжёлый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420 года), король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: "Женщина погубила Францию, дева её спасёт". Около 1424 года Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на неоккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну.

    Миссия Жанны.
    6 марта 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что её "голоса" сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. В народном сознании один только совершённый там акт миропомазания делал монарха законным государем. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил её с войском в Орлеан. Ко времени прибытия её в этот город (29 апреля 1429 года) молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасёт Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, 8 мая 1429 года осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии. 17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. В августе 1429 года французы начали наступать на занятый англичанами Париж.
    Попытка взять его оказалась неудачной, и несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. Осенью - зимой 1429 и весной 1430 годов Жанна участвовала в ряде мелких стычек с врагом, и 23 мая 1430 года попала в плен к англичанам.

    Суд и смерть.
    Её перевезли в Руан, и 9 января 1431 года она предстала перед судом инквизиции. Её обвинили в колдовстве и ереси: подчинённые англичанам церковники исходили из того, что тем самым нанесут ущерб Карлу VII, ибо в этом случае он окажется коронованным еретичкой и ведьмой. Жанна защищалась с редким мужеством и находчивостью, но 2 мая 1431 года ей было предъявлено обвинение в колдовстве (обвинения в ереси отпали) и было предложено отречься от веры в "голоса" и от ношения мужской одежды. Под страхом смерти она согласилась на отречение и 28 мая была приговорена к пожизненному заключению. Однако в тюрьме ей была подброшена мужская одежда, что означало рецидив преступления и автоматически вело к смерти. Несмотря на явную провокацию, Жанна заявила, что одела мужское платье добровольно, что берёт отречение обратно и сожалеет о нём. Два дня спустя её заживо сожгли на рыночной площади Руана.
    В 1455-1456 годах в Бурже прошёл процесс посмертной реабилитации Жанны д"Арк. 16 мая 1920 года она была причислена католической церковью к лику святых.

    Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на помощь Компьеню, осаждённому бургундцами. 23 мая в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали её англичанам. В ноябре - декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан.

    Процесс и осуждение
    Инквизиционный процесс Жанны д"Арк

    Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции.

    Английское правительство нисколько не скрывало ни своей причастности к суду над Жанной д’Арк, ни того значения, которое оно этому суду придавало. Оно взяло на себя все связанные с ним расходы. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

    В хрониках венецианца Морозини прямо сказано: «Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину». В ходе процесса выяснилось, что обвинить Жанну будет не так-то просто - девушка держалась на судилище с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки.
    Поскольку не удавалось добиться от неё признания в ереси, суд начал концентрироваться на тех фактах, где добровольное признание Жанны не требовалось - например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье.

    В надежде сломить волю узницы её содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют её, трибунал угрожает ей пыткой, но всё напрасно - Жанна отказывается покориться и признать себя виновной. Кошон понимал, что если он осудит Жанну на смерть, не добившись от неё признания вины, то лишь поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы. 24 мая он прибегнул к откровенной подлости - предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять своё обещание и снова отправил её в прежнюю тюрьму.

    Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения» - трибунал приговорил её к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Её пепел был рассеян над Сеной.

    Оправдательный процесс
    После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и предпринять расследование его законности. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и единодушно пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубейшие нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним.

    Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищей по оружию, простых жителей Орлеана.

    7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Доброе имя Жанны было восстановлено.

    В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её (День памяти - 30 мая). В настоящий момент практически в каждой католической церкви во Франции есть статуя святой Жанны д’Арк. Орлеанская дева изображается в мужском костюме, с мечом в руке.

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    В конце заметим, что мы представили здесь классическую версию происхождения и жизни Жанны д"Арк. В настоящий момент некоторые французские историки не без основания утверждают дворянскую родословную девушки, а кроме того, доказывают, что вместо неё на костре сожгли подставное лицо, что якобы и породило множество легенд о том, что Жанна жива. Но, по-видимому, открыть истину уже не удастся.

    Датой рождения Жанны считается 1412 год, однако в декрете папы Пия X о причислении Девы к лику святых названа дата 6 января 1409 года, что скорее всего более правдоподобно.

    "В моём краю меня звали Жаннеттой... Я родилась в деревне Домреми, которая составляет одно с деревней Гре. В Гре главная церковь... Мой отец - Жакоб д"Арк, моя мать - Изабеллетта, по прозванию Ромэ...
    Крестил меня, насколько я знаю, мэссир Жан Минэ, который был в то время священником в Домреми... Моё прозвище - д"Арк или Ромэ - в моём краю девушки носят прозвище матери"...

    «На площади, - писал Жан Мишле, - были воздвигнуты три помоста. На одном из них помещалась королевская и архиепископская кафедры, трон кардинала Англии, окруженный сиденьями его прелатов. Второй предназначался для действующих лиц мрачной драмы: проповедника, судьи, бальи и, наконец, самой осуждённой. Отдельно виднелся громадный оштукатуренный помост, заваленный дровами. Ничего не пожалели для костра, он пугал своей высотой. Это было сделано не только для придания торжественности обряду сожжения, но и с определённой целью: палач мог достать только снизу до костра, расположенного на большой высоте, и зажечь его; таким образом, он не был в состоянии ни ускорить казнь, ни покончить с осуждённой, избавив её от огненных мук, как обычно делал с другими… Жанна должна была сгореть заживо. Поместив её на вершине горы из дров, над кругом копий и мечей, на виду у всей площади, можно было предположить, что, долго и медленно сжигаемая на глазах любопытной толпы, она проявит, наконец, некоторую слабость, у неё вырвется если не признание, то, по крайней мере, несвязные слова, которые легко истолковать в желанном смысле; быть может, даже тихие молитвы или униженные моления о пощаде, естественные для павшей духом женщины».

    На казни Жанны присутствовали все её мучители - Кошон, де Метр, Уорвик, провокатор Луазелер… Кошон зачитал новое решение «священного» трибунала: «Во имя Господа аминь… Мы, Пьер, божьим милосердием епископ Бовэский, и брат Жан де Метр, викарий доктора Жана Граверана, инквизитора по делам ереси… объявляем справедливым приговором, что ты, Жанна, в народе именуемая Девой, повинна во многих заблуждениях и преступлениях. Мы решаем и объявляем, что ты, Жанна, должна быть отторжена от единства церкви и отсечена от её тела как вредный член, могущий заразить другие члены, и что ты должна быть передана светской власти… Мы отлучаем тебя, отсекаем и покидаем, прося светскую власть смягчить свой приговор, избавив тебя от смерти и повреждения членов». Инквизиторы знали, что их просьбы подобного рода отклоняются. Затем на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна.

    Хронисты отмечают, что во время казни Жанны инквизитор Кошон рыдал, возможно, он раскаялся в совершённом зле. Кто знает..
    Жанна попросила палача дать ей крест. Палач, обливаясь слезами, протянул ей две скрещенные хворостины и держал перед её глазами, пока тело Жанны не обратилось в прах.

    Жанна д’Арк на костре инквизиции… | INLAND

    16 октября 2011. Сколько времени Жанна д’Арк мучилась в огне, никто не знает, но очевидцы говорили, что вся одежда сгорела, прежде чем она умерла. По словам врачей, – это самая страшная боль, какую может испытывать живой организм.

    Задача данной статьи - показать как связана трагическая гибель Жанны д’Арк со "сценарием", заложенным в её код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

    Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека"

    Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

    Берём двойной код ПОЛНОГО ИМЕНИ ЖАННЫ Д* АРК:

    5 6 23 34 42 43 57 71 77 96 115 116 121 122 139 150 158 159 173 187 193 212 231 232
    Д* А Р К Ж А Н Н Е Т Т А + Д* А Р К Ж А Н Н Е Т Т А
    232 227 226 209 198 190 189 175 161 155 136 117 116 111 110 93 82 74 73 59 45 39 20 1

    8 9 23 37 43 62 81 82 87 88 105 116 124 125 139 153 159 178 197 198 203 204 221 232
    Ж А Н Н Е Т Т А Д* А Р К + Ж А Н Н Е Т Т А Д* А Р К
    232 224 223 209 195 189 170 151 150 145 144 127 116 108 107 93 79 73 54 35 34 29 28 1

    ЖАННЕТТА Д* АРК = 116 = ГИБЕЛЬ ВОИТЕ\ льницы \.

    116 = ГИПОКСИЯ = ОТРАВЛЕНИЕ М\ озга \.

    232 = 116-ГИБЕЛЬ ВОИТЕ\ льницы \ + 116-...ЛЬНИЦЫ.

    232 = 93-ПОРАЖЕНИЕ + 139-ГОЛОВНОГО МОЗГА.

    139 - 93 = 46 = ДЫМ.

    232 = 190-ПОРАЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО + 42-МОЗГА.

    190 - 42 = 148 = ГИБНУЩАЯ ОТ Д\ ыма \.

    232 = 190-ГИБНУЩАЯ ОТ ДЫМА + 42-...ЫМА.

    81 = ОТ ДЫМА
    ____________________________
    170 = КОНЧИНА ОТ ДЫМА

    Код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ: 6.01.1409. Это = 6 + 01 + 14 + 09 = 30 = ЧАД, ГИП\ оксия \.

    232 = 30-ЧАД + 202-ГИБЕЛЬ ОТ УГАРНОГО ГАЗА.

    202 - 30 = 172 = СМЕРТЕЛЬНЫЙ.

    232 = 30-ЧАД + 202-СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЧАД.

    Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 30.05.1431. Это = 30 + 05 + 14 + 31 = 80 = ЗАДЫХАН\ ие \, ОТ ДЫМ \ а \.

    232 = 80 + 152-ЖИЗНЬ ЗАВЕРШЕНА.

    232 = 80-ЖИЗНЬ ЗА\ вершена \ + 152-ЖИЗНЬ ЗАВЕРШЕНА.

    152 - 80 = 72 = ДЫМ КО\ стра \.

    Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 161-ТРИДЦАТОЕ МАЯ + 45-\14 + 31\-(код ГОДА ГИБЕЛИ) = 206.

    206 = ЗАДЫХАЮЩАЯСЯ = КИСЛОРОДНЫЙ ГОЛОД.

    Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 86-ДВАДЦАТЬ + 9-ДВА = 95 = ГАЗ КОСТРА.

    Справка:

    Что собой представляет дым от костра или из чего состоит?
    bolshoyvopros.ru›questions/1953059-chto…ot-kostra…
    Дым от костра - сложная смесь из газов, паров и аэрозолей, поднимающаяся вверх за счёт того, что нагретый воздух легче холодного.

    232 = 95-ДВАДЦАТЬ ДВА + 137-ЖИЗНЬ ЗАВЕРШЕ\ на \.

    137 - 95 = 42 = УГАР.

    Смотрим столбец в верхней таблице:

    57 = ДВАДЦАТ\ ь два \ = ...ТЬ ДВА
    _________________________________________
    189 = 95-ДВАДЦАТЬ ДВА + 94-ПОГИБЕЛЬ

    189 - 57 = 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

    Как мы видим - ЖАННА фактически сразу же задохнулась, прежде чем до неё дотянулись языки пламени.