Государственное устройство крымского ханства кратко. Территории крымского ханства

Крымское ханство: история, территория, политическое устройство

Крымское ханство возникло в 1441 году. Этому событию предшествовала смута в Золотой Орде. По сути, на престол в Крыму тогда взошел сепаратист – Хаджи Гирей, дальний родственник Джанике-ханым, жены золотоордынского хана Едигея. Ханша не пожелала взять в свои руки бразды правления когда-то мощного государства и отправилась в Кырк-Ор, посодействовав в продвижении Хаджи Гирея. Вскоре этот город стал первой столицей Крымского ханства, которое занимало территории от Днепра до Дуная, Приазовье, почти весь современный Краснодарский край.

Дальнейшая история нового политического образования – это неустанная борьба с представителями других золотоордынских родов, которые старались покорить владения Гиреев. В результате долгого противостояния Крымское ханство сумело одержать окончательную победу, когда в 1502 г. не стало последнего ордынского правителя Шейх-Ахмеда. Во главе Крымского юрта тогда стоял Менгли-Гирей. Убрав своего политического врага, хан присвоил его регалии, титул и статус, однако все это не спасало от постоянных набегов степняков, которые то и дело внедрялись в Крым. Современные историки склоняются к тому, что Крымское ханство никогда не намеревалось захватить чужие территории. Вполне вероятно, что все действия, которые предпринимались крымскими ханами, были направлены на сохранение и утверждение их власти, на борьбу с влиятельным ордынским родом Намаганов.

Все это прослеживается даже в отдельных исторических эпизодах. Так, после смерти хана Ахмата Крымское ханство решило наладить взаимоотношения с его сыновьями и гостеприимно приютило их. Но наследники ордынского престола решили покинуть ханскую столицу, за что одного из них Менгли-Гирей взял в плен. Второй – Шейх-Ахмед – бежал. Третий сын – Сеид-Ахмед II, – который на тот момент стал ордынским ханом, организовал поход на Крым. Освободив Муртаза, Сеид-Ахмед II взял Эски-Кырым, а потом отправился к Кефе.

В Кафе тогда уже стояла турецкая тяжелая артиллерия, которая заставила ордынцев бежать без оглядки. Вот так дружеский жест крымского хана послужил предлогом к очередному разорению полуострова, а турки показали, что смогут отстоять территории, которые находятся под их влиянием. Тогда Менгли-Гирей догнал обидчиков и отобрал награбленное в ханстве имущество и пленников.

Взаимоотношения ханства с Османской империей занимают особое место в истории Крыма. Во второй половине XV века турецкие войска оккупировали генуэзские владения полуострова и территорию княжества Феодоро. Крымское ханство также оказалось в турецкой зависимости, но с 1478 года хан стал вассалом падишаха и продолжал управлять внутренними областями полуострова. Вначале султан не вмешивался в вопросы престолонаследования в Крымском ханстве, но через столетие все изменилось: крымские правители назначались прямо в Стамбуле.

Интересно, что в юрте действовал специфический для того времени политический режим. Что-то наподобие демократии. На полуострове существовали выборы хана, во время которых принимались во внимания голоса местной знати. Впрочем, было одно ограничение – будущий правитель ханства мог принадлежать только к роду Гиреев. Вторым политическим лицом после хана был калга. Калгой, чаще всего, назначался родной брат правителя ханства. Представительная власть в ханстве принадлежала Большому и Малому диванам. В первый входили мурзы и уважаемые люди местности, во второй – чиновники, приближенные к хану. Законодательная власть находилась в руках муфтия, который следил за тем, чтобы все законы ханства соответствовали Шариату. Роль современных министров в Крымском ханстве исполняли визири, их назначал хан.

Мало кто знает, что Крымское ханство способствовало освобождению Руси от золотоордынского ига. Произошло это еще при отце Шейх-Ахмеда. Тогда ордынский хан Ахмат отвел свои войска, не вступив в бой с русичами, потому что не дождался польско-литовского подкрепления, которое сдержали крымско-татарские воины. Вопреки распространенному мнению, отношения между ханским Крымом и Москвой долгое время носили дружественный характер. При Иване III у них был общий враг – Сарай. Крымский хан помог Москве избавиться от ордынского ига, а потом стал называть царя «своим братом», тем самым признавая его ровней, вместо того, чтобы обложить царство данью.

Сближение с Москвой пошатнуло дружественные отношения Крымского ханства с Литовско-польским княжеством. Казимир нашел общий язык с ордынскими ханами, надолго рассорившись с Крымом. Со временем Москва начала отдаляться от Крымского ханства: борьба за земли Прикаспия и Поволжья привела к тому, что царь искал поддержку среди тех самых Намаганов, с которыми Гиреи долгое время не могли поделить власть. При Иване IV Грозном Девлет I Гирей хотел восстановить независимость Казани и Каспия, турки вызвались помогать хану, но он не позволил вмешиваться в сферу влияния Крымского ханства. В конце весны 1571 г. татары сожгли Москву, после чего московские государи до конца XVII в. вынуждены были платить крымскому хану регулярные «поминки».

После образования Украинской гетманской державы Крымское ханство сотрудничало с правителями казацкого государства. Известно, что хан Ислам III Герай помогал Богдану Хмельницкому во время освободительной войны с Польшей, а после битвы под Полтавой крымские войска отправились на Киев вместе с людьми Пилипа Орлика – преемника Мазепы. В 1711 г. Петр I проиграл бой с турецко-татарскими войсками, после чего Российская империя вынуждена была забыть о Причерноморье на несколько десятков лет.

Между 1736 и 1738 гг. Крымское ханство поглотила российско-турецкая война. В результате боевых действий погибло много людей, часть из которых подкосила эпидемия холеры. Крымское ханство стремилось к мести, поэтому способствовало возгоранию новой войны между Россией и Турцией, которая началась в 1768 г. и длилась до 1774 г. Однако, русские войска снова одержали победу и заставили крымчан покориться, избрав в ханы Сахиба II Герая. Вскоре на полуострове начались восстания, местное население не захотело смириться с новыми властями. Последним ханом на полуострове был Шахин Гирей, но после того, как он отрекся от престола, в 1783 г. Екатерина II окончательно присоединила земли Крымского ханства к Российской империи.

Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли в Крымском ханстве

Крымские татары, как и их предки, очень ценили животноводство, которое было способом заработка и добычи пищи. Среди домашних животных лошади у них стояли на первом месте. Одни источники утверждают, что татары сохранили две разные породы, издавна проживающие в Северном Причерноморье, не допустив их смешивания. Другие говорят о том, что именно в Крымском ханстве образовался новый вид лошадей, который отличался небывалой на те времена выносливостью. Кони, как правило, паслись в степи, но за ними всегда присматривал табунщик, он же ветеринар и селекционер. Профессиональный подход прослеживался и в разведении овец, которые были источником получения молочных продуктов и редких крымских смушек. Кроме лошадей и овец, крымские татары выращивали крупный рогатый скот, коз и верблюдов.

Оседлого земледелия крымские татары не знали даже в первой половине XVI в. Долгое время жители Крымского ханства пахали земли в степи, чтобы уйти оттуда весной и вернуться только осенью, когда надо будет собирать урожай. В процессе перехода к оседлому образу жизни появился класс крымско-татарских феодалов. Со временем территории стали раздавать за военные заслуги. В то же время собственником всех земель Крымского ханства был хан.

Ремесла Крымского ханства изначально носили бытовой характер, но ближе к началу XVIII века города полуострова начинают приобретать статус больших ремесленных центров. Среди таких населенных пунктов были Бахчисарай, Карасубазар, Гезлев. В последнем веке существования ханства там начали появляться ремесленные цеха. Специалисты, работающие в них, объединились в 32 корпорации, которые возглавлял уста-баши с помощниками. Последние следили за производством и регулировали цены.

Крымские ремесленники того времени делали обувь и одежду, ювелирные изделия, медную посуду, войлок, килимы (ковры) и много чего другого. Среди мастеров были и такие, которые умели обрабатывать дерево. Благодаря их работе, в Крымском ханстве появлялись суда, прекрасные дома, инкрустированные сундуки, которые можно назвать произведениями искусств, детские люльки, столы и другие предметы домашнего обихода. Кроме всего прочего, крымские татары знали толк в камнетесном деле. Об этом свидетельствуют частично сохранившиеся до наших дней усыпальницы дюрбе и мечети.

Основой экономики Крымского ханства была торговая деятельность. Это мусульманское государство трудно представить без Кафы. Кафинский порт принимал купцов чуть ли не со всего мира. Там регулярно бывали выходцы из Азии, Персии, Константинополя и других городов и держав. Торговцы прибывали в Кефе, чтобы приобрести рабов, хлеб, рыбу, икру, шерсть, изделия ремесленников и многое другое. В Крым их манили, прежде всего, дешевые товары. Известно, что оптовые рынки находились в Эски-Кырыме и в городе Карасубазар. Внутренняя торговля ханства также процветала. В одном только Бахчисарае существовали хлебный, овощной и соляной рынок. В столице Крымского ханства были целые кварталы, отведенные под торговые лавки.

Быт, культура и религия Крымского ханства

Крымское ханство – это государство с хорошо развитой культурой, представленной, в основном, образцами архитектуры и традициями. Самым большим городом Крымского ханства была Кафа. Там проживало около 80 000 человек. Бахчисарай был столицей и вторым по численности населенным пунктом ханства, где обитало всего 6 000 человек. Столица отличалась от остальных городов наличием ханского дворца, однако, все крымско-татарские поселение строились с душой. Архитектура Крымского ханства – это удивительные мечети, фонтаны, усыпальницы… Дома обычных горожан, как правило, были двухэтажными, возводились из дерева, глины и бута.

Крымские татары носили одежду из шерсти, кожи, домотканых и приобретенных заморских материалов. Девушки заплетали косы, голову украшали бархатной шапочкой с богатой вышивкой и монетками, поверх нее одевали мараму (белый шарф). Не менее распространенным головным убором был платок, который мог быть шерстяным, тонким или цветным узорчатым. Из одежды крымские татарки имели длинные платья, рубахи ниже колен, шаровары и теплые кафтаны. Женщины Крымского ханства очень любили украшения, особенно кольца и браслеты. На голове мужчин красовались черные барашковые шапки, фески или тюбетейки. Свои рубахи они заправляли в шаровары, носили безрукавки, похожие на жилет, куртки и кафтаны.

Основной религией Крымского ханства являлся ислам. Важные государственные должности в Крыму принадлежали суннитам. Однако на полуострове вполне спокойно проживали шииты и даже христиане. Среди населения ханства были люди, которые привозились на полуостров в качестве рабов-христиан, а потом принимали ислам. После истечения определенного срока – 5-6 лет – они становились вольными гражданами, после чего могли уйти на родные территории. Но не все покидали прекрасный полуостров: нередко бывшие невольники так и оставались жить в Крыму. Мусульманами также становились мальчики, похищенные в русских землях. Таких юнцов воспитывали в специальной военной школе и уже через несколько лет они пополняли ряды ханской гвардии. Мусульмане молились в мечетях, возле которых располагались кладбища и мавзолеи.

Итак, Крымское ханство образовалось в результате раскола Золотой Орды. Это произошло около 40-го года XV века, возможно, в 1441 году. Его первым ханом был Хаджи Гирей, он стал основателем правящей династии. Конец существования Крымского ханства связан с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году.

В состав ханства входили земли, ранее принадлежавшие монголо-татарам, в том числе княжество Кырк-Ор, покоренное во второй половине XIV века. Кырк-Ор был первой столицей Гиреев, позже ханы обитали в Бахчисарае. Взаимоотношения Крымского ханства с генуэзскими территориями полуострова (затем турецкими) можно охарактеризовать, как дружественные.

С Москвой хан то союзничал, то воевал. Российско-крымское противостояние обострилось после пришествия османов. С 1475 года крымский хан стал вассалом турецкого султана. С тех пор в Стамбуле решали, кто будет сидеть на крымском престоле. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского договора 1774 года все турецкие владения в Крыму, кроме Керчи и Ени-Кале, стали частью Крымского ханства. Основная религия политического образования – ислам.

Карта, изданная в Вене около 1790 года с границами Едисанской орды

От Кубани до Буджака

Часть 1

Крымское ханство было одним из самых мощных государств Восточной Европы. Его границы охватывали довольно обширную территорию. Помимо самого крымского полуострова как центра страны в пределы ханства входили земли на континенте: на севере сразу же за Ор-Капы раскинулся Восточный Ногай, на северо-западе – Едисан, на западе – Буджак, а на востоке – Кубань.

Границы ханства зафиксированы во многих письменных источниках XV – XVIII веков. Другими словами, если взглянуть на современную карту и сопоставить имеющиеся карты прошлых столетий, то можно увидеть, что в границы независимой крымскотатарской державы входили современная Одесская, Николаевская, Херсонская, частично Запорожская области Украины и большая часть современного Краснодарского края России.

Восточный Ногай

Сразу же за городом-крепостью Ор-Капы начинались бескрайние степи. Это и была историческая область, получившая название Восточный Ногай. На юго-западе он омывался Черным, а на юго-востоке – Азовским морями. На севере ногайские земли граничили с Диким полем, позже – с землями Запорожской Сечи. Его естественной границей были реки Шилки-Су (Конские воды) и Озю-Су (Днепр). Жителями этой степи были две большие ногайские орды. Юг принадлежал джамбулукам, а север – едичкульцам. Каждая между собой делилась на отдельные кланы. Шведский историк Иоганн Эрих Тунманн посетивший ханство во второй половине XVIII века назвал имена наиболее знатных семейств: Чазлу, Кангли-Аргакли, Ивак, Казай-Мурза, Игури, Исмаил-Мурза, Ирхан-Кангли, Бадраки, Джегал-Болди, Бояташ и Баютай. А другой путешественник, немец Эрнст Клееман, посетивший Крым в 1768-1770 годах сообщил не менее важную информацию о численности жителей Восточного Ногая, а именно о 500 000 ногайских семей.

Во главе каждого рода был мурза, который, в свою очередь, находился под властью крымского хана. Как известно, в Крымском ханстве не было регулярной армии. Но крымский хан всегда мог положиться на своих верных ногайцев. По первому уведомлению из Бахчисарая о военном походе в степи собирались аскеры и присоединялись к ханскому войску, выступавшему из Ора. Как правило, над каждой из пяти наиболее крупных ногайских орд находился один из принцев династии Гираев в высокой должности – сераскир, другими словами военачальник, или военный министр. Именно сераскир мог командовать ногайскими аскерами в период военной кампании.

По заведенной традиции главы знатных ногайских кланов были обязаны в канун больших мусульманских праздников посылать в Бахчисарай, ко двору крымского хана, четырех мурз с подарками и пожеланиями счастья и долгого правления.

В остальном же ногайцы были свободными людьми. Степняки имели свой уклад жизни, удобный им в привычном ареале проживания. Нельзя сказать, что в степи не было городов, крепостей и крупных населенных пунктов. Конечно же, они были. Вот только какая численность населения была в городах, сейчас сказать трудно. Однако они процветали и богатели, благодаря товарно-рыночном отношениям. В Восточном Ногае известны такие города, как Алешки (сегодня это небольшой город в Херсонской области, переименованный в Цюрупинск), Аслан – город на Днепре, о котором сохранилось крайне мало сведений, Ениче – современный город Геническ на берегу Азовского моря и Кинбурун или Кыл-Бурун, которого уже не найти на современной карте. Из укрепленных городов-крепостей сохранились сведения о Кызы-Кермен на Днепре, Ислам-Кермен (ныне город Каховка), рыбацкое поселение Али-Агок (ныне город Скадовск).

Кроме этого, по всей восточно-ногайской степи были поселения и укрепления. Как правило, в плане они были однотипными: прочные дома, большие дворы, между которыми обязательно оставались пустые промежутки в 50 или 60 шагов. Посреди каждой деревни находилось обширное пространство – площадь, на которой молодые татары могли упражняться в боевых искусствах, а на другой площади, в центре селения, обязательно возвышалась мечеть. Несмотря на то, что ногайцы были мусульманами, у них еще долгое время сохранялись обычаи, восходящие к временам, когда тюрки исповедовали тенгрианство.

Путешественники в своих описаниях о Татарии отзывались о ногайцах степи, как о людях приветливых и гостеприимных, называя их храбрыми воинами. Во время военных действий ногайцы были самыми лучшими лучниками. Кроме лука большинство из них были вооружены саблей, длинным дротиком, называемым сунгу, кинжалом и кожаными веревками. И лишь немногие носили огнестрельное оружие.

В мирное время едичкульцы и джамбулуки занимались отгонным скотоводством и земледелием. Так как почва в степи была плодородной, здесь выращивали пшеницу, красное и желтое просо, ячмень, гречиху, спаржу, чеснок и лук. Излишки шли на экспорт, их ногайцы, как правило, везли в крымские портовые города. Главными объектами сбыта были злаковые культуры, мясо, масло, мед, воск, шерсть, шкуры и т. д.

Восточный Ногай территориально довольно обширен и представлял собой равнину с редкими возвышенностями. Чувствовался недостаток в пресной воде из-за малого количества рек, особенно в центральной части этой области. Однако спасали колодцы, которые ногайцы сооружали повсюду. Правда, на юге все же было единственное озеро Сут-Су (Молочные Воды) с пресной водой. Повсюду росли кустарники, лесов здесь тоже не было.

Как замечает Тунманн, в степи росли душистые травы, и воздух здесь был пропитан очень приятным, одурманивающим, крепким запахом. А тюльпаны были здесь самыми обычными цветами.

Климат в степи суровый, сырой. Холода начинались с конца сентября. Лето жаркое, но из-за постоянно дующих в степях ветров, зной переносился довольно сносно.

В ногайских степях водилось множество диких животных: волки, лисы, сурки, куницы, дикие кабаны и козы, зайцы, рябчики, куропатки, а также дикие лошади. Именно об этой необычной породе лошадей можно прочесть в трудах многих путешественников, посетивших Крымское ханство. Одно из ранних упоминаний встречается в 1574 году у польского хрониста Яна Красинского.

Эти дикие лошади отличались тем, что рождались с красноватой шерстью, которая с годами становилась серого, мышиного цвета, а грива, хвост и полоска по крестцу оставались черными. Они славились своим норовом и выносливостью, их было трудно поймать и очень тяжело приручить. Как правило, эти дикие «мустанги» ходили табунами под предводительством самых сильных жеребцов.

Нельзя обойти вниманием еще одну особенность ногайских степей. Это курганы над могилами некогда захороненных в Северном Причерноморье знатных тюрок. Многие из этих курганов восходили к скифским временам. Многие путешественники, побывавшие здесь в ханский период, еще могли наблюдать на вершинах курганных насыпей каменные статуи с лицом, всегда обращенным к востоку.

Едисан, или Западный Ногай

Границами между ханскими областями на континенте в основном служили реки. Так, земли едисанцев – Едисан или Западный Ногай раскинулись между реками Ак-Су (Бугом) и Турла (Днестром), гранича на западе с Баджаком. На юге земли Едисана омывало Черное море, а на северо-западе граничили с Польшей (позднее с Гетманщиной) в районе реки и одноименного населенного пункта Кодыма.

Вся эта территория изначально находилась под властью крымских ханов. В 1492 году на побережье Черного моря, рядом с устьем Днепра, крымским ханом Менгли Гираем была заложена крепость Кара-Кермен. Но в 1526 году крепость перешла во владение османов и с этого года стала именоваться Ачи-Кале. А вот остальная территория Едисана по-прежнему оставалась за крымскими властителями, и населяли ее ногайцы Едисанской орды.

Историк и путешественник Тунманн писал, что Едисанская орда сформировалась как часть Большой Ногайской Орды в степях между Волгой и Яиком (ныне река Урал). Но после XVI века мигрировала на Кубань, а оттуда в степи Северного Причерноморья под защиту крымского хана, который и закрепил за ними земли для жительства, ставшие известными как Едисан. Эти земли уже входили в состав Крымского ханства и были населены ногайцами, с которыми, возможно, впоследствии и смешались едисанцы. Тунманн замечает, что эта орда была довольно сильная, именно она в 1758 году восстала против крымского хана Халима Гирая и привела к власти хана Крыма Гирая.

В общественном строе и образе жизни едисанцы мало отличались от восточных ногайцев. И историческая судьба этой страны была схожа с Восточным Ногаем и Крымом.

Природа и климатические условия здесь довольно схожи с Восточным Ногаем. Однако в северной и восточной его части есть горы и долины. А вот в южной, у моря, – равнины и редко встречающиеся песчаные холмы. Растительность в этих местах была скудная, только высокая трава, где выпасались стада овец, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Дичь водилась здесь в изобилии. Почва была такой же плодородной, как в соседнем Восточном Ногае. Здесь произрастали хорошие сорта пшеницы, которые приносили немалый доход местным жителям. Были прибыльнымии и несколько соляных озер на юге Едисана. И если во внутренних областях Восточного Ногая чувствовалась нехватка воды, то через Западный Ногай протекали реки Ак-Су, Турла, Кодыма, Чапчаклы, Большая и Малая Березань, Улу, Кучук-Делигель и множество мелких речушек.

Историческими центрами региона были татарские города: Балта, приграничный город на реке Кадыма, Дубассары – город на реке Турле (Днестр); Ени-Дунья – город на побережье Черного моря с гаванью и крепостью; Возия – прибрежный город и Хаджибей у Черного моря, неподалеку от устья Турлы. Жители городов Едисана, как правило, занимались торговлей. Главными объектами торговли были зерно и соль.

Продолжение следует…

Подготовила Гульнара Абдулаева

Бахчисарай - небольшой городок между Симферополем и Севастополем. Столица Крымского ханства. Название города переводится с крымскотатарского как «сад-дворец».

Легенда о происхождении Бахчисарая
Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости в долину. Сразу же за крепостными стенами начались дремучие леса, полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц, зайцев и даже трех диких козлов. Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-Су, Верхушки деревьев, позолоченные заходящим Солнцев, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину. Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-Су. Из прибрежного кустарника быстро выползла змея. Еe преследовала другая. Завязалась смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела. Долго длилась схватка. Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу и началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в траве, освещаемые солнцем, невозможно было уследить, где одна, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносились злобное шипение и треск веток. Сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее. Вот такие же искусанные убежали в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то идет битва, а кто в ней одолеет: золотоордынцы – турок или турки – золотоордынцев? А ему и отцу его, Менгли-Гирею, уже не подняться, как этой змее… Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, силится поднять голову. С трудом ей это удалось. Медленно поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Извиваясь все быстрее и быстрее, полуживая приобрела гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, быстро переплыла реку и невдалеке от изумленного человека скрылась в кустах. Возликовал сын Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще живут, как эта змея… Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу,что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а самого загнал в крепость на крутой скале. На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Так возник Бахчисарай. Двух перевившихся в схватке змей, хан велел высечь на дворцовом гербе.

У этого маленького городка богатая история, окрестности города просто клад для археологов из-за многочисленности памятников разных эпох.
Обнаружены стоянки неандертальцев в Староселье. Есть стоянки кроманьонцев возрастом около 40 тыс. лет – Качинский навес, Сюрень и др. К памятникам медно-каменного века (III тыс. до н. э.) относятся менгиры и антропоморфные стелы, наскальная роспись Таш-Аира. В конце прошлой эры в горах проживали тавры, а в степи было несколько скифских поселений, входивших в состав позднескифского государства. Под натиском сарматов, готов, а затем гуннов оно слабеет и окончательно прекращает свое существование в III веке нашей эры. Скифское население постепенно покидает свои поселения в степи и уходит в горную Таврику, сливаясь с таврами. Оседают в здешних горах и часть готов с сарматами (аланами). Были здесь и римляне. Их небольшая крепость на месте позднескифского укрепления Алма-Кермен (с. Заветное) возникает во II веке. Но просуществовала она недолго.

В период V-VI вв. здесь возникают крупные поселения и крепости. Сейчас они известны под общим названием «пещерные города», т. к. наземные постройки в значительной мере разрушились, а вспомогательные помещения, вырубленные в скалах (оборонительные, культовые, хозяйственные) – сохранились. Эти города-крепости возводились местными жителями в период существования реальной угрозы нашествий кочевников (гуннов, тюрок) и служили для защиты и укрытия населения от этих набегов. В сооружении «пещерных городов» была заинтересована и Византия, в сферу политических интересов которой входила юго-западная Таврика.
Чуть позднее (VIII–IX вв.) бежавшие из Византии иконопочитатели основывают здесь ряд пещерных монастырей. В этот период практически весь этот район захвачен хазарами.
К XI веку здесь вновь восстановлено влияние Византии. К этому времени в юго-западной Таврике уже сложилась из потомков разных народов единая этническая общность, перенявшая греческий язык, православную христианскую веру, воспринявшая византийскую культуру. Их называли крымскими греками. Здесь стали набирать силу отдельные христианские княжества. Самыми крупными из них были княжество Феодоро с центром в Мангупе и Кырк-Орское княжество с центром в Чуфут-Кале.
В XIII веке в Таврике стали оседать татары, а с начала XIV века они постепенно захватывают земли в юго-западной части Крыма. Первым татарским поселением на юго-западе полуострова стал Эски-Юрт (район нынешнего ж/д вокзала в Бахчисарае).
К середине XV века, когда Золотая Орда значительно ослабла, образовалось Крымское ханство, первым ханом которого стал Хаджи-Девлет-Гирей, внук Тохтамыша. Он стал основателем династии Гиреев, правившей Крымом следующие 350 лет. В начале XVI века столицей ханства становится Бахчисарай. Здесь, помимо ханского дворца, возводились мечети, дюрбе (мавзолеи) знатных татар, жилые дома и другие строения. Город стал не только административным, но и культурным, и экономическим центром ханства. В нём проживало до 25 тыс. человек. Помимо татар, здесь жили греки, караимы, армяне.
После присоединения Крыма к России Бахчисарай теряет свое значение и становится заштатным городком Симферопольского уезда. Во время Великой Отечественной войны леса юго-западного Крыма стали одним из центров партизанского движения на полуострове. После освобождения Крыма всех крымских татар выселили в восточные районы страны. В ночь на 18 мая 1944 г. началась депортация, которая за два дня была закончена. 15 июня 1944 г. судьбу крымских татар разделили крымские греки, болгары и армяне. Многие села Бахчисарайского района обезлюдели. Лишь в девяностые годы прошлого века стали возвращаться в Бахчисарай крымские татары, придав городу определенный восточный колорит.
Сейчас Бахчисарай - это небольшой городок с восточным колоритом, узкими кривыми улочками, множеством татарских кафе с тахтами и диванчиками. В городе проживают крымские татары, русские, караимы, армяне. Слышны мусульманские эзаны, и тут же развиваются русские флаги над домами.
Главным историческим памятником и туристическим объектом Бахчисарая является дворец крымских ханов - Хансарай. Фонтан слёз в ханском дворце прославлен в романтической поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1822). В городе много мечетей, среди них можно выделить Тахталы-Джами. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале.

Qırım Yurtu , قريم يورتى ‎). Помимо степной и предгорной части собственно Крыма занимало земли между Дунаем и Днепром , Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России. В 1478 году Крымское ханство официально стало союзником Османского государства и сохранилось в этом качестве до Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года . Было аннексировано Российской империей в 1783 году. В настоящее время большая часть земель ханства (территории к западу от Дона) принадлежит Украине, а оставшаяся часть (земли к востоку от Дона) - России.

Столицы ханства

Главным городом Крымского Юрта был город Кырым, известный также как Солхат (современный Старый Крым), ставший столицей хана Оран-Тимура в 1266 году . По наиболее распространенной версии название Кырым происходит от чагатайского qırım - яма, окоп , существует также мнение, что оно происходит от западно-кипчакского qırım - «мой холм» (qır - холм, возвышенность, -ım - аффикс принадлежности I лица единственного числа).

При образовании в Крыму независимого от Орды государства столица была перенесена в укреплённую горную крепость Кырк-Ер , затем в расположенный в долине у подножия Кырк-Ера Салачик и, наконец, в 1532 году во вновь построенный город Бахчисарай .

История

Предыстория

В ордынский период верховными правителями Крыма были ханы Золотой Орды, но непосредственное управление осуществляли их наместники - эмиры . Первым формально признанным властителем в Крыму считается Аран-Тимур, племянник Батыя , получивший эту область от Менгу-Тимура . Это название затем распространилось постепенно и на весь полуостров. Вторым центром Крыма стала долина, примыкающая к Кырк-Еру и Бахчисараю .

Многонациональное население Крыма тогда состояло в основном из обитавших в степной и предгорной части полуострова кыпчаков (половцев), государство которых было разгромлено монголами, греков, готов, аланов, и армян, живших в основном в городах и горных селениях, а также русинов, обитавших в некоторых торговых городах. Крымская знать была в основном смешанного кыпчакско-монгольского происхождения.

Ордынское правление, хотя и имело положительные стороны, в целом было тягостно для крымского населения. В частности правители Золотой Орды неоднократно устраивали карательные походы в Крым, когда местное население отказывалось выплачивать дань. Известен поход Ногая в 1299 году , в результате которого пострадал ряд крымских городов. Как и в других регионах Орды, в Крыму уже вскорости стали проявляться сепаратистские тенденции.

Существуют неподтвержденные крымскими источниками предания о том, что в XIV веке Крым якобы неоднократно подвергался разорению армией Великого княжества Литовского . Великий князь Литовский Ольгерд разбил татарское войско в 1363 году близ устья Днепра, а затем якобы вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Подобное предание существует и о его преемнике по имени Витовт , который в 1397 году якобы дошёл в крымском походе до самой Каффы и вновь разрушил Херсонес. Витовт в крымской истории известен также тем, что во время ордынской смуты конца XIV века предоставил убежище в Великом княжестве Литовском значительному количеству татар и караимов , потомки которых живут теперь в Литве и Гродненской области Беларуси. В 1399 году Витовт , выступивший на помощь ордынскому хану Тохтамышу , был разбит на берегах Ворсклы соперником Тохтамыша Тимур-Кутлуком, от лица которого Ордой управлял эмир Едигей , и заключил мир.

Обретение независимости

Вассалитет у Османской империи

Войны с Русским Царством и Речью Посполитой в ранний период

C конца XV века Крымское ханство совершало постоянные набеги на Русское Царство и Польшу . Крымские татары и ногаи владели в совершенстве тактикой набегов , выбирая путь по водоразделам. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях , шедший от Перекопа до Тулы между верховьями рек двух бассейнов, Днепра и Северского Донца . Углубившись в пограничную область на 100-200 километров, татары поворачивали назад и, развернув от главного отряда широкие крылья, занимались грабежом и захватом рабов. Захват пленников - ясыря - и торговля рабами были важной статьей экономики ханства. Пленники продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в европейские страны. Крымский город Кафа был главным невольничьим рынком. По оценкам некоторых исследователей, на крымских работорговых рынках было продано за два века более трех миллионов людей, преимущественно украинцев, поляков и русских. Ежегодно Москва собирала весной до 65 тысяч ратников, чтобы они несли пограничную службу на берегах Оки до глубокой осени. Для защиты страны применялись укрепленные оборонительные линии, состоящие из цепи острогов и городов, засек и завалов. На юго-востоке древнейшая из таких линий шла по Оке от Нижнего Новгорода до Серпухова , отсюда поворачивала на юг до Тулы и продолжалась до Козельска . Вторая линия, построенная при Иване Грозном , шла от города Алатыря через Шацк на Орёл , продолжалась до Новгорода-Северского и поворачивала к Путивлю . При царе Фёдоре возникла третья линия, проходящая через города Ливны , Елец , Курск , Воронеж , Белгород . Первоначальное население этих городов состояло из казаков , стрельцов и других служилых людей. Большое количество казаков и служилых людей находилось в составе сторожевой и станичной служб, которые наблюдали за движением крымцев и ногаев в степи.

В самом Крыму ясыря татары оставляли немного. По старинному крымскому обычаю рабов отпускали в вольноотпущенники через 5−6 лет неволи - есть ряд свидетельств русских и украинских документов о возвращенцах из-за Перекопа, которые «отработались». Некоторые из отпущенных на волю предпочитали остаться в Крыму. Известен описанный украинским историком Дмитрием Яворницким случай, когда напавший на Крым в 1675 году атаман запорожских казаков Иван Сирко захватил огромную добычу, в том числе около семи тысяч христианских пленников и вольноотпущенников. Атаман обратился к ним с вопросом, желают ли они идти с казаками на родину или вернуться в Крым. Три тысячи изъявили желание остаться и Сирко приказал перебить их . Тех, кто в рабстве менял веру, отпускали сразу , так как шариат запрещает держать в неволе мусульманина. По данным российского историка Валерия Возгрина , рабство в самом Крыму почти полностью исчезло уже в XVI-XVII вв. Больша́я часть пленников, захватывавшихся во время нападений на северных соседей (пик их интенсивности пришёлся на XVI век), продавалась в Турцию, где рабский труд широко использовался в основном на галерах и на строительных работах.

XVII - начало XVIII века

6-12 января 1711 г крымская армия вышла за Перекоп. К Киеву направились Мехмед Герай с 40 тыс. крымцев в сопровождении 7-8 тыс. орликовцев и запорожцев, 3-5 тыс. поляков, 400 янычар и 700 шведов полковника Цюлиха.

В течение первой половины февраля 1711 г крымцы легко овладели Брацлавом , Богуславом , Немировом , немногочисленные гарнизоны которых не оказали практически никакого сопротивления.

Летом 1711 г, когда Пётр I с 80-тысячной армией отправился в Прутский поход , крымская конница численностью в 70 тысяч сабель совместно с турецкой армией окружила войска Петра, оказавшиеся в безнадежном положении. Сам Пётр I чуть не попал в плен и был вынужден подписать мирный договор на крайне невыгодных для России условиях. В итоге Прутского мира Россия потеряла выход к Азовскому морю и свой флот в азовско-черноморской акватории. В результате Прутской победы объединенных турецко-крымских войн российская экспансия в Причерноморье была остановлена на четверть столетия.

Русско-турецкая война 1735-39 годов и полное разорение Крыма

Последние ханы и аннексия Крыма Российской империей

После вывода русских войск, в Крыму произошло повсеместное восстание. В Алуште высадился турецкий десант; русский резидент в Крыму Веселицкий был взят в плен ханом Шахином и передан турецкому главнокомандующему. Произошли нападения на русские отряды в Алуште, Ялте и других местах. Крымцы избрали ханом Девлета IV. В это время получен был из Константинополя текст Кучук-Кайнарджийского договора. Но крымцы и теперь не хотели принимать независимости и уступить русским указанные города в Крыму, а Порта сочла нужным войти в новые переговоры с Россией. Преемник Долгорукова , князь Прозоровский вёл переговоры с ханом в самом примирительном тоне, но мурзы и простые крымцы не скрывали своих симпатий к Османской империи. У Шахина Герая же сторонников было мало. Русская партия в Крыму была невелика. Но на Кубани он был провозглашён ханом, а в 1776 году сделался, наконец, ханом Крыма и въехал в Бахчисарай. Народ присягнул ему.

Шахин Гирей стал последним ханом Крыма. Он пытался провести в государстве реформы и реорганизовать управление по европейскому образцу, но эти меры были крайне запоздалыми. Вскоре после его воцарения началось восстание против русского присутствия. Крымцы повсеместно нападали на русские войска, причём погибло до 900 человек русских, и разграбили дворец. Шахин смутился, давал разные обещания, но был свергнут, а ханом избрали Бахадыра II Гирея. Турция готовилась отправить к берегам Крыма флот и начать новую войну. Восстание было решительно подавлено русским войсками, Шахин Гирей беспощадно наказал своих противников. Преемником Прозоровского на посту командующего русскими войсками в Крыму был назначен А. В. Суворов , но и к новому русскому советнику хан относился весьма настороженно, особенно после депортации им в 1778 году всех крымских христиан (ок. 30 000 человек) в Приазовье: греков - в Мариуполь , армян - в Нор-Нахичевань .

Только теперь Шахин обратился к султану как к халифу, за благословительной грамотой, и Порта признала его ханом, при условии выхода из Крыма русских войск. Между тем в 1782 году в Крыму началось новое восстание, и Шахин вынужден был бежать в Еникале, а оттуда на Кубань. В ханы был избран Бахадыр II Герай, который не был признан Россией. В 1783 году русские войска без предупреждения вошли в Крым. Вскоре Шахин Герай отрёкся от престола. Ему было предложено избрать в России город для жительства и отпущена сумма на его переезд с небольшой свитой и содержание. Он жил сначала в Воронеже , а потом в Калуге , откуда, по его просьбе и с согласия Порты, отпущен в Турцию и поселён на острове Родосе, где был лишён жизни.

Существовали «малый» и «большой» диваны , игравшие очень серьёзную роль в жизни государства.

«Малым диваном» назывался совет, если в нём принимал участие узкий круг знати, решавший вопросы, требующие срочных и конкретных решений.

«Большой диван» - это собрание «всей земли», когда в нём принимали участие вообще все мурзы и представители «лучших» чёрных людей. За карачеями по традиции сохранилось право санкционировать назначение султаном ханов из рода Гераев, выражавшееся в обряде посажения их на престол в Бахчисарае.

В государственном устройстве Крыма во многом были использованы золотоордынская и османская структура государственной власти. Чаще всего высшие государственные должности занимались сыновьями, братьями хана или другими лицами знатного происхождения.

Первым должностным лицом после хана был калга-султан. На эту должность назначался младший брат хана либо другой его родственник. Калга управлял восточной частью полуострова, левым крылом ханского войска и администрировал государство в случае смерти хана до назначения на престол нового. Он же был главнокомандующим, если хан лично не отправлялся на войну. Вторую должность - нуреддин - также занимал член ханской фамилии. Он был управляющим западной части полуострова, председателем в малых и местных судах, командовал в походах меньшими корпусами правого крыла.

Муфтий - это глава мусульманского духовенства Крыма, толкователь законов, обладающий правом смещать судей - кадиев , если они судили неправильно.

Каймаканы - в поздний период (конец XVIII в.) управляющие областями ханства. Ор-бей - начальник крепости Ор-Капы (Перекоп). Чаще всего эту должность занимали члены ханской фамилии, либо член фамилии Ширин. Он охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Должности кадия, визиря и других министров аналогичны тем же должностям в Османском государстве.

Кроме вышеуказанных существовали две важные женские должности: ана-беим (аналог османского поста валиде), которую занимала мать или сестра хана и улу-беим (улу-султани), старшая жена правящего хана. По значимости и роли в государстве они имели ранг, следующий за нурэддином.

Важным явлением в государственной жизни Крыма была очень сильная независимость знатных бейских родов, в чём-то сближавшая Крым с Речью Посполитой. Беи управляли своим владениями (бейликами) как полунезависимым государствами, сами вершили суд и имели своё ополчнеие. Беи регулярно принимали участие в бунтах и заговорах, как против хана, так и между собой, и часто писали доносы на не угодивших им ханов османскому правительству в Стамбул.

Общественная жизнь

Государственной религией Крыма был ислам , а в обычаях ногайских племён существовали отдельные пережитки шаманизма . Наряду с крымскими татарами и ногайцами, ислам исповедовали и проживающие в Крыму турки и черкесы.

Постоянное немусульманское население Крыма было представлено христианами различных деноминаций: православными (эллиноязычные и тюркоязычные греки), грегорианами (армяне), армянокатоликами, римокатоликами (потомки генуэзцев), а также иудеями и караимами.

Примечания

  1. Будагов. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, Т.2, с.51
  2. О.Гайворонский. Повелители двух материков.т.1.Киев-Бахчисарай. Оранта.2007 г.
  3. Тунманн. «Крымское ханство»
  4. Сигизмунд Герберштейн, Записки о Московии, Москва 1988, с. 175
  5. Яворницкий Д. И. История Запорожских казаков. Киев, 1990.
  6. В. Е. Сыроечковский, Мухаммед-Герай и его вассалы, «Ученые записки Московского государственного университета», вып. 61, 1940, с. 16.

В 1385 году Тимур разгромил Золотую Орду, что привело к ее окончательному распаду на отдельные части, каждая из которых пыталась играть главенствующую роль. Кочевая знать Крыма воспользовалась обстановкой для создания собственного государства. Длительная борьба между феодальными группировками закончилась в 1443 г. победой Хаджи-Гирея, основавшего независимое Крымское ханство.

Столицей ханства во главе с династией Гиреев до конца XV в. оставался город Крым, затем на короткий срок она переносится в Кырк-Ер, а в XIV в. строится новая резиденция Гиреев — Бахчисарай. Территория государства включала Крым, причерноморские степи и Таманский полуостров. Обстановка в Крыму к этому времени значительно изменилась. С конца XIII в. прерываются все торговые отношения Крыма с Востоком. Генуэзское купечество пыталось поправить дела за счет продажи местных товаров — рыбы, хлеба, кожи, лошадей, а также рабов. Все большее число рядовых кочевников начинает переходить к оседлости, что вызывает появление множества мелких селений.

В 1475 г. войско турецкого султана Мехмеда II захватило генуэзские владения в Причерноморье. Крымское ханство во многом утратило свой суверенитет и попало в зависимость от осман, что было закреплено возведением на престол «из рук» султана сына Хаджи-Гирея — Менгли-Гирея. С начала XVI в. султаны держали в Стамбуле заложниками представителей рода Гиреев: в случае неповиновения хан мог легко быть заменен всегда находившимся под рукой «запасным» правителем.

Важнейшей обязанностью ханов было выставление войска для участия в завоевательных походах османов. Татарские отряды регулярно воевали в Малой Азии, на Балканском полуострове. В начале XVI в. крымское войско поддержало в борьбе за престол будущего султана Селима I. Есть сведения, что брат и главный соперник Селима Ахмед погиб от руки одного из сыновей Менгли-Гирея. Активное участие ханов в войнах османов с Польшей, Молдавией превратило ханство в проводника агрессивной политики султанов в Восточной Европе.

Связи крымских ханов с Русским государством установились еще до подчинения Крыма османам. Вплоть до падения Большой Орды — главного соперника Крыма — Менгли-Гирей поддерживал с Русью дружественные отношения. В основе русско-крымского союза лежали общие интересы борьбы с Ордой и ее союзником — Великим княжеством Литовским. После разгрома в 1502 г. Орды союз быстро сходит на нет. Начались регулярные набеги крымских отрядов, нередко доходивших до самой Москвы. В 1571 г. татары и ногайиы во время одного из набегов взяли и сожгли Москву. Агрессивность Крыма создавала постоянную угрозу для южных границ Руси. Вплоть до присоединения к России в 1552—1556 гг. Казанского и Астраханского ханств Крымское ханство претендовало на роль их покровителя. При этом ханы получали помощь и поддержку султанов. Непрестанные набеги феодалов с целью грабежа на русские, украинские, польские, молдавские, адыгские земли приносили не только трофеи, скот, но и многочисленных пленников, которых обращали в рабов.

Определенные выгоды ханам и высшей знати приносили «поминки» (подарки) от русского и литовского правительств. Это была символическая форма дани, оставшаяся в наследство от золотоордынских времен. Крымское ханство не было единым государством, а распадалось на владения отдельных могущественных
беев — бейлики. От воли татарской знати зависели и сами ханы. Главную роль в политике играли члены нескольких знатных родов—Ширин, Барын, Аргын, Седжеут, Мангит, Яшлау, главы которых носили титул «карачи».

Образование Крымского ханства усилило процесс формирования крымских татар как народности. В XIII - XVI вв. население Таврического полуострова, издревле отличавшееся своей многоэтничностью, становится еще более сложным и неоднородным. Кроме обитавших здесь ранее греков, алан, русов, болгар, караимов, эихов, кипчаков появляются монголы, итальянцы, армяне. В XV в. и позднее сюда вместе с османскими войсками переселяется некоторая часть турок из Малой Азии. Состав местного населения пополняется также за счет многочисленных пленных самого различного происхождения. В такой исторически сложной и этнически пестрой обстановке происходило формирование народности крымских татар.

Антропологические исследования позволяют сказать, что средневековые обитатели полуострова жили компактными группами по этнической или религиозной принадлежности, но городское население выглядело более неоднородным, чем сельское. Происходило смешение между численно преобладавшим населением европеоидного вида и носителями монголоидного физического облика. Советские ученые (К. Ф. Соколова, Ю. Д. Беневоленская) считают, что ко времени появления монголов в Крыму уже сложился тип населения, близкий по своему составу к обитателям Приазовья и Нижней Волги. В своей преобладающей массе это были люди европеоидного типа, напоминавшие во многом кипчаков. Скорее всего именно на их основе и происходило в дальнейшем формирование северных групп крымских татар. В состав южнобережных татар вошли, по-видимому, главным образом потомки ряда проникших ранее на полуостров тюркоязычных и других народов. Материалы более поздних мусульманских захоронений, обследованные видным советским антропологом В. П. Алексеевым, позволяют думать, что процесс сложения доминирующего типа крымского населения завершился где-то к XVI—XVII

вв., однако некоторые различия, особенно между городскими и сельскими-жителями, сохранялись продолжительное время.

В силу особенностей происхождения, исторических судеб, диалектных различий крымские татары подразделились на три основные группы; первую из них составили так называемые степные (северокрымские), вторую — средние и третью — южнобережные татары. Между этими группами существовали определенные черты отличия в быту, обычаях и диалектах. Степные татары были довольно близки к тюркоязычным кочевым племенам северо-западной кипчакской группы. Южнобережные и значительная часть так называемых средних татар в языковом отношении принадлежали к юго-западной, или огузской, группе тюркских языков. Среди крымских татар выделяется и определенная часть, которая называлась «ногайлы». Очевидно, это было связано с переселением в Крым тюркоязычных кочевых ногайцев из причерноморских степей. Все это говорит о разнохарактерности этнических компонентов и сложности процесса формирования народности крымских татар в XIII—XVI вв.

В истории Крымского ханства XVII век знаменуется усилением феодальной раздробленности. Это было связано с поземельными отношениями и социально-экономическим строем ханства, где существовало несколько видов феодальной собственности. Значительный масив земельного фонда принадлежал турецким султанам, их наместникам, крымским ханам, беям и мурзам. Татарские феодалы наряду с земельной собственностью имели. под своей властью и зависимых сородичей из простых скотоводов. В их хозяйстве, особенно земледелии, широко применялся и труд рабов из военнопленных.

Основной отраслью местного хозяйства в этот период оставалось экстенсивное кочевое скотоводство. Процветала работорговля, и только на южном побережье имелись очаги оседлого земледелия. Труд земледельца считался уделом раба и поэтому не был в особом почете.

Примитивное скотоводческое хозяйство не могло
обеспечить население необходимыми для поддержания жизни продуктами. Сами крымские татары говорили
в XVII в. посланцам турецкого султана: «А ведь вот есть больше ста тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. Если им не делать набегов, то чем жить станут? Это и есть наша служба падишаху». Страшная бедность, тяжелый гнет и засилье феодалов делали жизнь значительной массы кочевников почти невыносимой. Используя это обстоятельство, татарские мурзы и беи набирали многочисленные отряды и совершали грабительские набеги на соседей. Кроме того, приток массы невольников, захватывавшихся во время таких набегов, приносил огромные финансовые выгоды и использовался для пополнения янычарского войска, гребцов на морских галерах и в других целях.

Татарские феодалы только за первую половину века угнали в полон из русских земель более 200 тыс. пленников (население Европейской России в 1646 г. составляло около 7 млн человек). Еще больше пострадали хуже защищенные украинские земли. Только за 1654—1657 гг. с Украины угнали в рабство более 50 тыс. человек. К 80-м годам XVII в. Правобережная Украина почти полностью обезлюдела. С 1605 по 1644 г. на Речь Посполитуго, в состав которой входила Украина, было совершено не менее 75 татарских набегов.

Потребность в рабах примитивного хозяйства Крыма была незначительной, и потому тысячи полоняников продавались на невольничьих рынках. В 1656—1657 гг. русскому правительству удалось выкупить из Крыма 152 человека, уплатив 14 686 руб. 72 Коп. (примерно за каждого пленника по 96 руб. 55 коп.), что для середины XVII в. было баснословно высокой цифрой. Захват пленных и работорговля были выгодно феодальной верхушке Крымского ханства и Османской империи.

Громадные средства от полона никак не могли оживить экономику ханства, изменить застойный характер его натурального хозяйства. Десятая часть награбленного имущества и рабов шла хану, затем следовала плата беям, мурзам. Поэтому рядовым кочевникам, участвовавшим в набегах, доставалась лишь незначительная доля. Следует при этом учесть невероятную дороговизну продуктов питания в Крыму. В рассматриваемый период одна осмина (мелкая мера объема) ржи стоила 50—60 коп. В итоге простые улусные татары оставались в полунищенском состоянии и, чтобы свести концы с концами, участвовали в набегах. Бедственное положение в ханстве особенно усугубилось после того, как в XVI и XIV вв. сюда прикочевала часть ногайцев.

Османская империя в XVII в. переживала острый кризис, охвативший все стороны внутренней жизни и резко ослабивший ее международное положение. Кризис был связан с ростом наследственного землевладения и усилением крупных феодалов, пришедших на смену военно-ленной системе, которая была основана на временном и пожизненном владении землей.

Зависимость крымских ханов от Стамбула тяготила и нередко раздражала татарскую знать. Поэтому ханам приходилось в XVII в. либо идти на поводу у аристократии, либо вести с ней борьбу. И в том, и в другом случае ханы обычно быстро лишались престола. Именно поэтому на крымском престоле в XVII в. сменилось 22 хана. Гиреи, опираясь на знать, нередко предпринимали попытки вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю
политику. В начале XVII в. пытался обособиться от Турции хан Шагин-Гирей, долго боровшийся за престол с Джанибек-ханом. Стремился с помощью Богдана Хмельницкого сбросить власть султана Ислам-Гирей (1644—1654), а с помощью России и Польши —хан Адиль-Гирей (1666—1670). Однако попытки обрести самостоятельность оканчивались неудачей для Крыма.

В начале XVII в. Крымское ханство приняло деятельное участие в войне Османской империи против Польши. В 1614—1621 гг. татарские феодалы предприняли 17 крупных походов и 6 мелких набегов, разорив Подолию, Буковину, Брацлавщину, Волынь. В ходе этих военных кампаний они доходили до Львова, Киева и Кракова,
Хотя в 1630 г. между Польшей и Турцией был заключен мир, но это не остановило набеги из Крыма. Более мирные отношения ханство в этот период поддерживало с Россией, и интенсивность набегов на русские земли была меньшей, чем на Речь Посполитую.

Однако ситуация изменилась в 1632 г., когда Россия начала войну за Смоленск, который в 1611 г. был захвачен Польшей. Отряды крымского хана, насчитывавшие до 20—30 тыс. человек, стали разорять окрестности Тулы, Серпухова, Каширы, Москвы и других городов России. Значительные отряды русских войск пришлось снять из-под Смоленска и перебросить на южные рубежи.

Внешняя политика Крымского ханства в XVII в. Не сводилась только к нападениям и грабежам соседних государств. Основным принципом этой политики было поддержание «равновесия сил», а точнее, ослабление как России, так и Речи Посполитой. В XVI и XVII вв. крымские ханы неоднократно в открытой и завуалированной форме пытались представить себя наследниками Золотой Орды.

Война за Смоленск показала ненадежность обороны южных границ России, и в 1635—1654 гг. была возведена система пограничных укреплений — Белгородская оборонительная черта. Непрерывный вал с частоколом начинался в Ахтырке (под Харьковом) и через Белгород, Козлов и Тамбов выходил к Симбирску на Волге, прикрывая русские земли. Поэтому интенсивность крымских набегов на Россию заметно уменьшается, если не считать кратковременные нападения 1645 г. Причиной учащения набегов была морская турецко-венецианская война за Крит в 1645—1669 гг. Война требовала гребцов-невольников для османского флота на Средиземноморье.

Освободительная война украинского и белорусского народов 1648—1654 гг. и Переяславская рада 1654 г. резко изменили внешнеполитические цели Крымского ханства, России и Речи Посполитой. В годы этой войны Ислам-Гирей рассчитывал при поддержке Хмельницкого освободиться от власти Османской империи. Однако хан боялся чрезмерно ослабить Польшу и поэтому в критические моменты неоднократно предавал Богдана Хмельницкого.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Крымское ханство меняет внешнеполитический курс и заключает союз с Речью Посполитой против России и Украины. Однако в 1655—1657 гг. польские и татарские войска потерпели крупные поражения под Ахматовом, Львовом, в устье Днепра и Буга.

В конце 60-х — начале 70-х гг. ХУП в. произошло новое обострение отношений между Османской империей, Россией и Польшей. Русские и украинские полки в 1677 и 1678 гг. отбили нападения и дважды нанесли крупное поражение турецким и союзным им татарским отрядам под Чигирином. Военные действия между Турцией и Россией окончились в 1681 г. мирным соглашением, заключенным в Бахчисарае. Однако в 1686 г. Россия примкнула к так называемой Священной лиге, в которую входили Австрия, Речь Посполитая и Венеция. Блок этих государств был направлен против Османской империи, усилившей военный натиск на Центральную Европу. Выполняя свои обязательства перед союзниками, русская армия начала в 1687 г, военные операции против Крыма. Хотя походы 1687—1688 гг. под командованием В. В. Голицына окончились неудачей, они помогли за-
держать силы крымских ханов у Перекопа.

В 1689—1694 гг. Россия боролась против Крымского ханства главным образом силами донских и запорожских казаков, но их походы не могли ликвидировать опасность нападения крымских и белгородских татар. Стремясь устранить эту угрозу, а также пробиться к берегам южных морей, в 1695 и 1696 гг. Петр I предпринимает Азовские походы. Одновременно русские и украинские полки овладевают некоторыми татарскими крепостями в устье Днепра. Согласно условиям договоров, заключенных в 1699 и 1700 гг.. Османская империя отказалась от притязаний на Украину, а к России отошел Азов. В XVII в. Крым пытался не только ликвидировать свою зависимость от Турции, но и расширить территорию за счет соседей. Совместная борьба России, Украины и Польши положила предел этим агрессивным устремлениям.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее », Институт истории СССР АН СССР, 1988