«Иго» Золотой Орды: что это было на самом деле. Золотая Орда и Русь: падение Золотой Орды

В середине XIII в. в результате завоевательных походов на территории Евразии образовалось одно из монгольских государств - Улус Джучи. Оно включало в себя степные пространства Западной Сибири, Казахстана, Восточной Европы до Дуная Эти области назывались Дешт-и-Кьшчак (Кыпчакская степь). Кроме того, в состав государства вошел ряд оседлых обла­стей со старыми городскими центрами: Северный Кавказ, Крым, Молдавия Волжская Болгария, среднеазиатские области до низовий Сырдарьи, часть Хорезма. В зависимом положении находилась Русь.

Позднее государство Улус Джучи стало называться у русских Золотой Ордой. Это название закрепилось в исторической литературе. Первона­чально оно означало «золотой шатер» (ставка хана).

В своем развитии Золотая Орда пережила несколько этапов: становле­ние (1242-1266гг.);расцвет (1267-1359гг.);упадок (с 60-х до 80-хгг. XlVe.), когда Орда властвовала только в пределах Поволжья.

Одной из примечательных особенностей Орды с самого ее основания является то, что она была носителем двух хозяйственных систем - коче­вой степной и городской ремесленно-торговой. Этим определялось свое­образие золотоордынского общественного строя. На первом этапе своего существования Орда рассматривала районы с оседлым населением и го­родскими центрами как объект периодических грабительских походов. Только во второй половине XIII в. монгольская аристократия стала скло­няться к политике покровительства оседлым землям и городам, содейство­вала восстановлению хозяйства и превращению покоренных территорий в объекты систематического налогового обложения Изменению политики золотоордынской аристократии в определенной степени способствовало освобождение Улуса Джучи от власти главы Чингизидской империи - ве­ликого каана. Примечательно, что именно джучидские ханы в 1270-е гг. первыми из правителей монгольских государств стали чеканить монету от своего имени.

Освободившись к концу XIII в. от высшей имперской вла­сти, золотоордынские правители сократили выплату дани в Монголию средства оставались в их собственной казне. С этого времени начинается интенсивный рост городов в основном районе Золотой Орды - в степных низовьях Волги. Если в середине XIII в. основными городами Орды были Болгар, Хорезм (Ургенч), крымские города , т.е. центры в окраинных осед­лых землях, то в XIV в. таким становится Сарай в дельте Итиля (Волги), практически в центре громадных владений Улуса Джучи.

На Нижней Волге, где возводились новые города, благоприятно соче­тались пойменные низины, удобные для земледелия, и степные просто­ры - для кочевий и пастбищ. Слабая заселенность давала возможность их более быстрого освоения, чем традиционная территория кочевий кыпчакского населения. Здесь же важнейшая восточноевропейская торговая ма­гистраль - Волга перекрещивалась с караванными путями из Причерно­морья, Средней Азии и Монголии. Над торговыми путями устанавливался контроль золотоордынской власти.


Золотоордынские города ставились на местах кочевий ханской ставки - собственно «орды». Рудимент старого кочевого быта , она была характер­нейшим элементом золотоордынского общественного строя. Ханская орда являлась главной столицей, политическим центром Улуса Джучи. Даже в XIV в., когда в Золотой Орде было множество больших и богатых городов, хана чаше можно было застать кочующим в орде. Сарай также выполнял роль столицы, политического центра государства, но делил ее с ордой, являясь при этом основным экономическим, культурным и религиозным центром страны.

Золотоордынские города были построены прежде всего как админист­ративные центры - форпосты ханской власти на завоеванной территории. Города возникали по повелению ханов. Расцвет городов пришелся на пе­риод сильной ханской власти, а упадок совпал со временем ее ослабления. Города строились в исторически быстрые сроки. Этому способствовало то, что грандиозные завоевания монголов вызвали массовый поток рабов-плен­ных. Рабы использовались первоначально как строители новых городов, а позднее как их население, как подневольные горожане. Постепенно рабы ремесленники высвобождались от рабской зависимости, превращаясь в фе­одально зависимых людей, живущих под опекой хозяев, но своим домом. Рабский труд трансформировался в труд феодально зависимого населения. Золотоордынские города появились не в результате длительного экономиче­ского развития в местах традиционной оседлости, а возникли «мгновенно» в райо­нах, лишенных длительной селитьбы. За короткий срок - вторая половина XIII - начало XIV в. - по берегам Волги и ее притоков от среднего течения и до дельты выросла целая цепь золотоордынских поселений. Археологические материалы фик­сируют не менее 75 городищ. Большинство их мало изучено, поэтому нет основа­ний все места с золотоордынскими слоями относить к городским центрам, однако размах строительства впечатляет, тем более что помимо Поволжья золотоордын­ские поселения возникают в Западной Сибири, на Северном Кавказе, в Подонье, в Крыму, в Поднепровъе, в Молдавии. Примечательно, что везде, даже в старых поселенческих районах, вблизи домонгольских городов, золотоордынские поселе­ния не имеют предшествующих культурных напластовании Городскими центрами в Нижнем Поволжье были Сарай - столица Улуса Джучи (ныне Селитренное городище, в 100 км выше Астрахани на протоке Волги - Ахтубе), Новый Сарай (Царевское городище под Вол­гоградом), в который в 40-х гг. XIV в. была перенесена столица, Водянское городище (в 40 км выше Волгограда), Увек (под Саратовом), Хаджи Тархан (Астрахань) и др.

Золотоордынские города, даже столичные центры, с момента своего возникновения были лишены оборонительных укреплений. Только в 1360-е гг., в период смут и междоусобиц, вокруг городов прокапывается ров и насыпается вал. Впрочем, их вряд ли можно назвать укреплениями в полном смысле этого слова: на валах отсутствовали какие-либо конструк­ции. Следовательно, у золотоордынских городов изначально и осознанно была исключена одна из важнейших (если не главная) функций - оборо­нительная, что было следствием уверенности ханской власти в своей силе. Ранние ордынские города состояли, вероятно, из группы замков-уса­деб, к которым пристраивались дворы рабов и полурабов - строителей и ремесленников, согнанных с захваченных земель. В период расцвета Орды отдельные замки превращаются в городские усадьбы с примыкающими к ним кварталами ремесленников. В этих городах появляются общественные места- мечети и минареты, бани, государственные ремесленные цеха, монетные дворы и т.п. Города и отдельные усадьбы благоустраиваются, обеспечиваются водой, канализацией, дорогами.

Жилые постройки в золотоордынских городах наглядно демонстриру­ют социальную ранжированность жителей.

Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы и полурабы. Они жили совместно в больших прямоугольных или овальных землянках. Эти жилища имели земляные лежанки (суфы) вдоль двух или трех стен и вход в виде узкой лестницы. Отапливались жаровнями. Площадь земля­нок 11-32 кв. м.

Зафиксированы случаи перестройки больших землянок в дома с эле­ментами благоустройства, когда в суфах прокладывались дымоходы-каны, соединявшиеся с печью-топкой, ставились круглые печи-тандыры для выпечки лепешек, делались тошнау - устройство для умывания.

Такие перестроенные или изначально благоустроенные землянки мень­шего размера (9-15 кв. м) служили жилищами индивидуальной семьи полусвободных или бедных свободных горожан. Малоимущие проживали так­же в однокомнатных домах, частично заглубленных в землю. Эти дома имели деревянные стены, обмазанные глиной.

Наземные однокомнатные квадратные в плане дома площадью от 10 до 50 кв. м с деревянными или кирпичными сырцовыми стенами могли быть жилищами бедняцких семей, слуг или зависимых людей. Постройки часто входили в комплекс богатых усадеб. Они имели все элементы благоустрой­ства внутри помещения. В суфах устраивались двойные или тройные ли­нии дымоходов. Иногда несколько однокомнатных построек соединялись в многокомнатные дома. Эта тенденция привела к тому, что позднее стали сразу ставить многокомнатные постройки, кирпичные и деревянные, об­разованные несколькими соединенными между собой домами, обычно с индивидуальными входами.

Жилищами золотоордынской аристократии были большие многоком­натные дома, которые нередко представляли собой настоящие дворцовые комплексы. Громадные постройки до 570-580 кв. м возводились из дерева, сырцового либо жженого кирпича. Пол выстилался жженым кирпичом, иногда поливным. Лежанки-суфы центрального зала имели многоканаль­ные каны. В центре устраивали бассейн. Стены центральных залов распи­сывались по белой штукатурке, украшались изразцовыми панно. По сто­ронам зала располагались жилые, складские, хозяйственные помещения, имелись специальные детские комнаты. Иногда в доме насчитывалось до 10 и более комнат. Жилые помещения белились, иногда расписывались. Специальные комнаты отводились под тошнау, обычно с кирпичным полом, тандыры, домашнюю мельницу. Имелись внутренние дворики.

Центральные входы архитектурно декорировались. Для остекления в окна вставлялись гипсовые решетки. Двери оформлялись алебастровыми орна­ментированными наличниками. Крыши таких домов, возможно, крылись

черепицей.

Вблизи дворца ставились баня, дома для слуг и охраны, мастерские ремесленников. Площади усадеб достигали 10 000 кв. м, возможно и боль­ше. Внутри усадеб обязательно располагался колодец, иногда бассейн. Перед дворцом иногда делали открытые платформы со стенками из жженого кир­пича. Во дворах у домов стояли тандыры, открытые или под навесами. Встречаются хозяйственные ямы, в том числе зерновые. На больших усадь­бах выгораживались сады. Усадьбы ограждались стенами домов, глухими фасадами выходившими на улицу, и глинобитными заборами. В летнее время во дворе ставились легкие шатры - юрты.

Стационарные юртообразные постройки встречаются в городской за­стройке. Юрты обкладывались обломками жженого кирпича (они-то и со­храняются). В юртах находят скопления углей от открытых очагов и час­тично мощение пола жжеными кирпичами.

В городах выявлены элементы благоустройства . Вдоль городских улиц выкапывались арыки - канавы с проточной водой. В кварталах рядовой части населения имелись общественные колодцы и устраивались большие квартальные водоемы на площадях. Использованная вода отводилась по деревянным дренажным трубам.

В застройке золотоордынских городов важное место занимали культо­вые постройки и общественные бани. По письменным данным, в Сарае было 13 соборных и много других мечетей, строившихся в комплексе с минаретами.

Общественные бани состояли из нескольких помещений: обширного отапливаемого предбанника с глинобитным полом и суфой, моечных с подпольным отоплением и подачей воды по керамическим трубам. Вода отводилась по подземному водостоку. В комнатах для отдыха посетитель мог остыть после мытья. Подобные бани были предназначены для рядо­вых горожан. В постройках для более привилегированных они были боль­шей площади (до 200 и более кв. м) - устраивался фонтан в предбаннике, оборудовались дополнительные помещения. Кроме общественных были усадебные бани, основные их конструктивные элементы аналогичны.

Погребальные постройки - мавзолеи были разных типов, однокамер­ные и двухкамерные. Они нередко декорировались, в том числе мозаика­ми. Наряду с наземными были подземные мавзолеи.

Золотоордынские города были крупными центрами ремесла . Формы организации ремесленного производства были разнообразны: индивиду­альные мастерские с узкой специализацией и небольшим объемом про­дукции; усадебные мастерские, в которых работа велась на хозяина; круп­ные производства, в которых десятки мастеров были объединены в одну мануфактуру, принадлежащую знатному владельцу; наконец, безусловно, были государственные мануфактуры, например монетные дворы.

Наиболее развито было гончарное ремесло .

Поливная или глазурованная керамика - ярчайшее и характернейшее проявление цивилизации и культуры золотоордынского города. Поливные сосуды изготовлялись из глины и капшна (кремнеземистой массы, сме­шанной с клеем, которой заполняли специальную форму). В керамике хо­рошо проявились присущие золотоордынской городской культуре синкре­тизм и многокомпонентность. Технология поливной керамики в Золотой Орде складывалась под воздействием трех мощных течений: иранско-сред­неазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного.

Формы поливной керамики разнообразны, но в видовом отношении ограниченны. Больше всего чаш разных вариантов с кольцевым поддоном. Имеются также тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность гла­зурованной посуды многократно компенсируется орнаментальным разно­образием. Полихромная гамма росписи обеспечивалась нанесением на бе­лый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, синего или коричневого контура рисунка и расцветкой деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. Чрезвычайно разнообразна орнаментация, сочетавшая раститель­ные (чаще всего цветок лотоса или трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица или крылатый кентавр) элементы, дополняемые в ряде случаев и орнаментами в виде арабской вязи.

Красноглиняная и реже сероглиняная керамика очень разнообразна: столовая кухонная посуда (кувшины, тарелки, миски, горшки, сковороды, кубки), бытовые предметы (светильники, копилки, свистульки, игрушки), тара (амфоры, хумы), технические изделия (трубы, черепица, кувшины для водоподъемных колес). Для декорирования столовой красноглиняной и сероглиняной столовой посуды использовали штамп, нарезной, иногда налепной орнамент.

Керамические изделия. Особый вид производства золотоордынских керамистов - изготовле­ние мозаик и майолик, широко использовавшихся в архитектурном деко­ре. Мозаиками покрывались наружные поверхности зданий, из них со­ставлялись панно, декорировались фризы, карнизы и т.п. Основу мозаик образовывали вырезанные отдельные элементы орнамента из керамиче­ских плиток, которые покрывались обычно непрозрачной поливой - ультра­фиолетовой, белой, голубой, красной, желтой. Своеобразие золотоордын­ских мозаик было в том, что мозаичные элементы дополнительно орнаментировались узорами из золотой фольги на красной основе. Майо­лики - керамические плитки с полным растительным либо геометриче­ским рисунком на поверхности.

Архитектурный декор дополняли терракотовые элементы со штампо­ванным орнаментом, резными гипсовыми оконными решетками, наклад­ками на отдельные детали зданий. Золотоордынский архитектурный декор развивался под воздействием иранских и восточнокавказских (азербайд­жанских) импульсов.

Сложное по технологии стеклоделие представлено многочисленными находками - сосудами, украшениями, оконным стеклом - и следами про­изводства. В Сарае обнаружена мастерская по изготовлению бус, подве­сок, перстней и браслетов, что свидетельствует о местном производстве и узкой специализации ремесленников. Формы стеклянных сосудов разно­образны: флаконы, кувшины, стаканы, бокалы, чаши. Оконное голубова­тое или зеленоватое стекло имело вид плоских дисков. Продукция золото­ордынских стеклоделов и состав стекла находят широкие аналогии в мастерских разных стран, в основном - среднеазиатских.

Железоделательное ремесло в нижневолжских городах специально не изучалось, но продукция его известна по археологическим материалам. Золотоордынские кузнецы выпускали различный инструментарий - топо­ры, долота, тесла, серпы, лопаты, пилы, наковальни, мотыжки; оружие - мечи и сабли, кинжалы, дротики, наконечники стрел разных типов, в том числе монгольские стрелы с прорезью («свистящие»); предметы конского снаряжения - арковидные стремена, удила, подковы; бытовые предметы - замки и ключи к ним, кресала, гвозди, костыли, скобы и др.

Так же как и в Волжской Болгарии, в золотоордынских городах с XIV в. производили чугун , из которого изготовляли котлы, втулки-оси для телег. В Новом Сарае был обнаружен чугунолитейный горн с 79 отверстиями для сопел. Такое количество необходимо было для постоянной подачи воздуха и достижения температуры плавления железа.

В Новом Сарае на двух усадьбах были открыты косторезные мастер­ские. Ассортимент изделий косторезов был ограниченным - главным об­разом рукоятки ножей, накладки, навершия, производились также кольца для натягивания тетивы лука, костяные стрелы, проколки, копоушки, пла­стинчатые орнаментированные накладки на колчаны и ларцы.

Мастерские ремесленников по обработке цветных металлов и ювелиров, работавших с золотом и серебром, раскопаны в нескольких золотоордын­ских городах. Ремесленники владели всеми технологическими приемами - литьем, в том числе способом литья «на выплеск», спайкой, штамповкой, чеканкой, гравировкой.

Из цветных металлов , в том числе серебра и золота, изготовляли массу украшений (серьги, браслеты, кольца и перстни), детали одежды (пряжки, поясные бляшки, накладки и бубенцы), бытовые предметы (посуду, зерка­ла, пуговицы, бронзовые замочки в виде фигур животных, подсвечники и светильники, миниатюрные сосудики). Формы предметов (особенно укра­шений) были разнообразны. Они нередко орнаментировались, чаще всего гравировкой. Великолепны литые браслеты с львиными личинами на кон­цах, бронзовые и золотые. В большинстве случаев декорировалась внешняя сторона зеркал геометрическим и растительным орнаментом; изображения­ми животных, бегущих по кругу; сценами охоты на льва; изображениями лисицы и винограда - сюжет античной басни.

Торевтика наряду с поливной керамикой - область художественного ремесла, где наиболее ярко проявилось высочайшее мастерство и степень культуры золотоордынских ремесленников. Серебряные сосуды - кубки, чаши, кувшины - покрывались тончайшей гравировкой. Интересна груп­па золотых и серебряных сосудов с ручками в виде дельфинов и драконов, иногда с кольцами в пасти, почти всегда с тонким проволочным украше­нием по гребню.

Золотоордынские города создавались ханской властью на торговых пу­тях, что изначально превращало их в важнейшие центры международной торговли и места оживленного внутреннего торга . Ханы и аристократы покровительствовали торговле, которая приносила большие доходы. Су­ществовали купеческие объединения с участием аристократов, которые организовывали крупную караванную торговлю. Государственная власть обеспечивала почтовую связь и безопасность дорог.

Международная торговля в золотоордынских городах в значительной сте­пени была транзитной и потребительской. Импорт был объемнее экспорта. В города Нижнего Поволжья стекались товары с востока и запада, с севера и юга: фарфор и драгоценности, стеклянная и металлическая посуда, юве­лирные украшения и оружие, шелк и парча, древесина, пряности и благово­ния. Все эти товары шли либо на потребность золотоордынской знати, или оптовыми партиями поставлялись в другие страны, тем самым осуществ­лялся обширный средневековый товарообмен. Есть свидетельства о суще­ствовании в золотоордынских городах постоянных купеческих контор.

Находки торгового инструментария повсеместны и многочисленны: весы «аптечного» типа и детали от них, безмены, весовые гирьки. Золотоордынские гирьки - бронзовые, призматические шести- и восьмигранные или многогранные. Разновесами служили также цилиндрики или розетковидные толстые пластины. Обычно золотоордынские гирьки не имели обо­значения кратности.

Интенсивности рыночных отношений способствовала золотоордынская монетная чеканка, организованная первыми ханами в Болгаре, а позднее переведенная в города Нижнего Поволжья и другие ордынские центры. Золотоордынская монета имела хождение во многих странах и в первую очередь на подвластных территориях.

Известно большое количество монетных кладов, найденных как на го­родищах, так и вдали от них. Последние, вероятно, были зарыты купцами недалеко от трассы дороги в моменты опасности. Встречаются очень боль­шие клады - до 30 тыс. серебряных монет. Огромное количество монет, главным образом медных, находят в культурном слое золотоордынских городищ. Кроме серебряных и медных монет в денежном обращении Зо­лотой Орды ходили палочковидные «ладьевидные» серебряные слитки, встречаются золотые монеты.


Раздел геологии по изучению закономерностей формирования современных осадочных пород.

Палеогеография - наука, изучающая физико-географические обстановки, их динамику, источники (факторы) этой динамки - изменения климата, тектонические движения - на поверхности Земли в геологическом прошлом.

История всегда поражает изучающих ее вселенскими масштабами действий, производимых отдельными личностями, но иногда и целые государства способны привести в трепет почти полконтинента, а потом просто исчезнуть с лица земли, кануть в Лету, или в другое, какое-нибудь не менее интересное место. Начиная с тринадцатого века, когда наши территории еще пестрели разрозненными княжествами, все необъятные степи от Господина Великого Новгорода, и вплоть до Юго-Восточной Азии, а также от голубого Дуная и до самого синего Японского моря, занимало великолепное, мощное, как сама жизнь и казавшееся совершенно несокрушимым, государство Улус Джучи, или же просто – Золотая орда.

Она вошла в Монгольскую империю и уже в самом начале двадцатых годов четырнадцатого века приняла ислам, успев уже на то время изрядно подпортить нервишки всем окружающим народам. Стоит обязательно обсудить образование Золотой Орды кратко, а также время ее существования и причины распада, и может быть, станет понятнее, что же случилось в те смутные и невообразимо тяжелые времена.

Образование Золотой Орды: дата, основатель, развитие

Вся территория, занимаемая Монгольской империей была единой страной, настолько могущественной и богатой, что соседи трепетали от одного упоминания о ней, или же о ее правителе. Если же говорить, про о бразование Золотой Орды, год доподлинно определить не так и просто, однако приблизительно в 1224 году всемогущий Великий Монгол, хан, с аутентичным именем Чингисхан решил разделить собственную империю меж сыновьями, справедливо полагая обеспечить их таким образом всем необходимым, от славы и могущества, до несметных сокровищ. Таким образом, на вопрос о том, кто основал государство Золотая Орда, есть вполне обстоятельный ответ. Понятно, что одну из частей получил отпрыск гениального правителя, юноша по прозвищу Джучи Бату.

Именно этот мальчик, поставленный отцом во главу нового государства, и упоминается в российских летописях, под именем Батый, именно его и считают основателем пресловутой Золотой Орды. Причем он даже и предположить не мог, что все его дела и достижения будут уничтожены и разрушены именно по вине, хотя и невольной, именно Джучи, старшего из рода, который после смерти отца поддержал кандидатуру великого хана Мункэ, что был сыном Толуя, то есть, власть просто была отдана иной династии, чего точно никак не мог бы предвидеть никто, даже сам Чингисхан. Но все это будет гораздо позже, а в самом начале основатель Золотой Орды Бату (Батый) решил, что желает основать самостоятельное ханство, то есть выйти из-под крылышка Монгольской Империи.

Получается, что самостоятельность и независимость была получена, а, следовательно, и Золотая Орда была основана в 1266 году, когда формальная принадлежность к Монгольской Империи уже утратила свою актуальность, влияние ее ослабевало день ото дня, а у новоявленного хана появилась возможность отхватить добрый кусок от общего пирога и насладиться им по полной. Причем несколько победоносных походов, которые и совершил хан Батый за время своего правления принесли ему не только славу и деньги, но и новые земли, после чего он и обосновался в нижнем Поволжье, где была отгрохана его столица. Оттуда было намного удобнее управлять, потому что дань, которую платили в то время русичи и другие народы стекалась именно туда.

Региональное деление: какую территорию включала в себя Золотая Орда и где была ее столица

Хан Батый взялся за правление новым государством очень рьяно, он желал полной независимости, а заодно, решил заняться и расширением собственных подконтрольных территорий. Как уже и говорилось, он победоносно пошел на Запад, присоединяя к своему улусу все новые и новые земли, принуждая их платить дань в определенном размере. Причем ярлыки и грамоты выдавались только лояльным к Орде княжествам, непокорные безжалостно уничтожались, и от одного упоминания об ордынцах, в дрожь бросало любого человека, от Дуная до самого Японского моря. Именно Джучи Бату присоединил к своим землям новые, и на момент расцвета ему принадлежали просто колоссальные площади.

  • Огромная часть современной России, за исключением Сибири, а также Дальнего Востока и Крайнего Севера.
  • Практически вся Украина, которая вообще не вступала в бои с ханством.
  • Порабощенный и стонущий под гнетом ордынцев близлежащий Казахстан.
  • Часть Туркменистана, а также Узбекистан.

Причем хан Батый, а впоследствии его потомки, не очень-то волновались по поводу управления Древней Русью. Они предпочитали оставить все как есть, потому страна жила своей жизнью, поля продолжали обрабатывать, а ремесленники все так же делали все дело, а сами правители попросту снимали дань, и жили для собственного удовольствия, иногда организовывая походы и вылазки, для пущей острастки, чтобы боялись и не вздумали поднимать головы. Причем малолетний сынок Батыя, имя которого было Улагчи, который по иным источникам был на самом деле его внуком (сын сына Батыя, Сартака), также вскоре отдал богу душу, и на престол сел брат Бату – Берке.

Причем почти трехсотлетнее правление татаро-монгольского ханства вылилось для Древней Руси весьма существенными последствиями, чего, впрочем, и следовало ожидать. Культура была в полном упадке, экономика разваливалась на части, а некоторые ремесла просто были утрачены напрочь. Деградация процветала, и если сказать честно, то скорее всего именно пресловутое татаро-монгольское нашествие и следующее за ним длительное иго отбросило развитие России на те самые триста лет назад, из-за чего она порядком отставала и в будущем, относительно более развитых стран Западной Европы, куда ни сам Чингисхан, ни его сынок Батый, вместе со всеми своими потомками, как-то не решился сунуться, причем, по каким-то совершенно непонятным причинам.

Интерсно

Нужно уточнить, что в состав Золотой Орды не вошли земли, завоеванные Батыем Владимиро-Суздальские земли, Киев, со всеми его территориями, и иные княжества российские. Причем закреплены они были за великим князем Ярославом, что и был братом Юрия Всеволодовича, убитого монголами, и имели от ордынского хана вассальную зависимость, то есть фактически, к государству-то и не относились.

Великолепный Сарай-Бату: столица Золотой Орды

По большому счету, ничего более и предпринимать не требовалось, захваченные сонмами татаро-монгольского войска нарды исправно платили дань, обеспечивая благосостояние и процветание как самому хану, так и его державе. Решено было строит и столицу, поближе к покоренным народам, чтобы было удобнее заниматься грабежами и снимать сливки. На вопрос, какой город являлся столицей Золотой Орды существует два ответа, и оба они верные, так как варианта на самом деле было два, но об этом чуть позже.

Стоит рассказать также о том устройстве, каким и отличалась Золотая Орда. Поделенная изначально мелкие ханства, то есть улусы, границы которых были совершенно не стабильны и постоянно менялись, это также была своего рода крупная империя, подчиненная единственному правителю, который и обосновался неподалеку от Астрахани.

  1. Первая столица Золотой Орды называлась Сарай-Бату и существовала она в то время, пока был жив Батый. В дословном переводе это можно перевести, как Старый Дворец, но у города было и иное название. К примеру, его называли Сарай ал-Махруса, то есть Дворец, Харнимый Богом, или же просто Сарай I. Причем столица золотой орды г. Сарай находилась всего в каких-то восьми десятках километров к северу от Астрахани, в районе современного села, под названием Селитренного, что в Харабалинском районе. Первое упоминание об этом великолепном городе относиться к рукописям знаменитого францисканского монаха, по имени Рубрук, датируемых 1254 годом, хотя по всей видимости, основан он был где-то лет за пять до этого момента. Нужно сказать, что разрушили город войска Ивана Грозного, уже в далеком 1556 году, когда упадок и деградация уже сожрали некогда великую Орду.

Занимательно

Стоит обязательно учесть, что население Сарай Бату было чрезвычайно разношерстным. Тут жили успешно трудились византийцы и русские, монголы и булгары, аланы, кыпчаки, черкесы и множество других национальностей. Причем жили они обособленными общинами, и в частную жизнь друг друга не мешались. В выстроенном из кирпича городе полностью функционировал водопровод и канализация, тут дули стекло, резали по кости, ограняли бриллианты, плавили и обрабатывали металлы, ковали знатные мечи, в общем, жизнь била ключом.

  1. Второй столицей пресловутой Золотой Орды стал город, под названием Новый Дворец, или же Сарай-Берке. Имелось и у него несколько иных имен, к примеру, Сарай аль-Джедид, что собственно и обозначало Новый Сарай. Сведения об этом городе уже достаточно разрозненные и есть несколько самостоятельных версий о том, где точно он мог находиться, а также в какое время существовал, так как он был разрушен до основания. По одной из версий, вернее, гипотез, располагался древний город над левым рукавом великой русской реки Волги, под название Ахтуба, что в Волгоградской области. Считается, что город стоял всего шестьдесят три года, после чего след его затерялся. Однако другие историки, к примеру, В. Л. Егоров, считают, что подобного города не существовало вовсе, а свидетельства указывают, что это просто иное название для Сарай-Бату.

Удивительные совпадения: герб Золотой Орды и скрытое наследие татаро-монгольского ига

Стоит начать издалека, и сказать, что многое из того, о чем мы даже и не догадываемся, можно отнести именно к наследию, оставленному нам всемогущими ордынцами, которые успешно канули в Лету. Причем многие факты так и остаются в тени, либо нарочно, либо же просто случайно замалчиваются. Российский историк Вадим Деружинский считает, что наиболее ярким примером подобного явления и оказался герб Золотой орды – двухголовая птица, а точнее орел. Официальная история считает, что ввел этот герб в качестве символа Российской империи царь Иван III, когда и заключил брак-сделку с византийской принцессой Софьей Палеолог, но нужно обязательно уточнить, что еще многие века до этого, эта странная птица-мутант чеканилась на монетах ордынцев, которые и находили археологи. Они существуют реально и их можно лично увидеть в музеях.

Однако это еще далеко не все, и если разбираться досконально, то информации можно накопать на добрый научный труд, ведь у Орды был и иной герб, который впоследствии вполне успешно перекочевал на пресловутую шапку печально известного царя Михаила Федоровича, а также на бухарские ордена, флаги и герб Таджикистана и прочее. Назывался иной герб Тамга, и представлял собой три золотых лепестка, соединенных воедино, на подобие трезубца.

Вкратце о падении и разрухе: причины распада Золотой Орды

Стоит также разобраться, кто разгромил Золотую Орду, как же получилось так, что ханство, держащее в узде полмира, вдруг поникло, как сейчас говорят, приуныло, а потом и вовсе рассыпалось в прах, не оставив после себя никаких практически следов былого величия. Последний законный хан, по имени Джанибек, скончался в 1357 году, а в стране разразилась самая настоящая грызня за власть и за период всего в четыре года на престоле успело погреться аж целых двадцать пять новоявленных правителей, пока к власти не пришел Мамай.

Причем именно эта война за трон и стала основной причиной распада великой и могучей Золотой Орды. Сперва отделился напрочь прекратив подчиняться, Хорезм, вслед за ним последовала и Астрахань, а для полного счастья еще и земли над Днепром захватили литовцы. В 1380 году случилось непоправимое, что и стало последней точкой в истории Орды, ханские войска потерпели сокрушительное поражение, нанесенное князем Дмитрием Ивановичем Донским на Куликовом поле. После этого, татаро-монгольские войска еще пытались кое-как восстановить влияние, совершали отдельные набеги, но вступить в откровенный бой уже больше не решались. К началу пятнадцатого века Орда напрочь распалась, и уже в 1480 году, Русь прекратила быть в вассальной зависимости. Спустя еще двадцать-тридцать лет государство, под названием Золотая Орда полностью прекратило свое существование.

История кратко: ответы на вопросы

Год образования Золотой Орды?

Кто основал государство Золотая Орда?

Хан Батый

Столица Золотой Орды?

Сарай Бату

Какие земли не вошли в состав Золотой орды?

Завоеванные Батыем Владимиро-Суздальские земли, Киев, со всеми его территориями, и иные княжества российские.

Кто разгромил Золотую Орду?

Дмитрий Донской на Куликовом поле в 1380 году

Когда Орда окончательно распалась?

Города, культура Золотой Орды

Особенности формирования и характерные черты золотоордынской культуры. Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был, достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, матери­альной и духовной культуры. И это не случайно.

Централизованное государство, каким была Золотая Орда, многочисленные города, широкие торговые связи с внешним миром создавали самые благоприятные условия для развития культуры. Многие золотоордынские правители стремились привлечь ко двору крупных ученых, богословов, поэтов, образованных людей из дальних стран, оказывали им покровительство. Такими покровителями в государстве джучи-дов были ханы Берке, Узбек и Джанибек. Вот несколько свидетельств современников. Берке снискал себе уважение тем, что «распространил ислам между всем народом своим, стал строить мечети и училища во всех своих владениях, приблизил к себе ученых и законоведов и сдружился с ними». Узбек построил в Сарае «медресе для науки, (потому что) он очень предан науке и людям ее». Джанибек «оказывал великое уважение ученым и всем, отличавшимся познаниями, аскетическими делами и благочестием». Кроме того, использовались возможности завоеванных и подчиненных Золотой Орде земель.

Городская культура Золотой Орды это сплав традиций мастеров-ремесленников различных стран, покоренных монголами. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булга-рии. Так, по Великому шелковому пути основные достижения китайской цивилизации легко проникали и в ордынские города. При их раскопках археологи находят китайские зеркала, фарфоровую посуду, костяные изделия с изображениями птиц и драконов, чугунные котлы, китайский шелк и т.д.

Страна городов. К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими являлись Сарай, Сарай ал-Джедид и Крым (Солхат).

Часть городов располагалась в оседло-земледельческих областях Среднего Поволжья, Крыма, Хорезма. Некоторые из них, особенно булгарские, сильно пострадали во время монгольских завоеваний, но переживали свое второе рождение в период правления Узбека. Значительная часть городов возникла практически на пустом месте, в степях, по велению хавов, стремившихся демонстрировать мощь и организованность своих улусов.

В середине XIII столетия ханом Батыем была основана первая столица государства Сарай или Сарай ал-Мах-руса (Дворец Богохранимый). Величественные его развалины (Селитренное городище) находятся на Нижней Волге, в Харабалинском районе Астраханской области. Это был город-гигант, размеры которого удивляли современ­ников. Ибн Баттута, арабский путешественник XIV в., посетил город и оставил следующую запись о нем: «Город Сарай один из красивейших городов, достигший чрез­вычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце города и выехали оттуда утром, а доеха­ли до другого конца только после полудня... Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем 13 мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей». Ибн Баттута ничего не преувеличивал. Дей­ствительно, город занимал огромную территорию (приблизительно 10 кв. км) и на обход его по кругу, включая пригороды, требовалось не менее дня.

В Сарае проживало около 75 тысяч человек. Среди них были монголы, кыпчаки, аланы, черкесы, русские, византийцы. Но словам Ибн Баттуты, «каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базар их».

На фоне других, особенно западноевропейских, сред­невековых городов Сарай отличался чрезвычайно высоким уровнем благоустройства. Здесь из керамических труб были проложены водопроводная и канализационная системы. Жители питьевую воду брали из фонтанов, соединенных с источником при помощи арыков.

Красивые дворцы и общественные здания строились из обожженного кирпича, а дома рядовых жителей из сырца и дерева. Жилые комнаты в богатых домах отапливались при помощи горячего воздуха из печи, которой подавался по находящимся под полом дымоходным каналам. У стен стояли теплые лежанки-суфы. Украшениями домов и сооружений служили резьба по камню и глине, гончарные плитки. В одном из помещений был сделан красивый бассейн с проточной водой.

Богатых домов в Сарае было немало. Некоторые из них почти в первозданном виде сохранились до XVI в., когда московский царь Федор Иванович велел их ломать и «делать город Астрахань».

Сарай был также крупным ремесленным центром. Целые кварталы в городе занимали гончары, металлурги, ювелиры; работали мастерские по изготовлению поливной посуды и различных архитектурных деталей. В. расположенных рядом простых домах жили ремесленники, в землянках ютились рабы, руками которых создавалось все это богатство. Их дома обычно не отапли­вались, в холодное время года обогревались жаровнями или кострами.

Немногим более 60 лет просуществовал Сарай ал-Джадид или Новый Сарай (Царевское городище южнее Волгограда) вторая столица Золотой Орды. Город был основан в XIV в. ханом Узбеком и разрушен в 1395 г. войсками Тимура.

Новый Сарай был славен десятками мечетей, шумными базарами, где можно было встретить купцов из многих близких и дальних стран. На месте этих базаров и сегодня можно найти десятки, даже сотни монет, разбросанных прямо на земле. В многочисленных мастерских трудились ремесленники. Привлекала взор архитектура зданий. Стены домов богатых горожан были облицованы глиняными плитами. Эти плиты покрывались цветными глазурями с растительным узором в виде крупных листьев и цветов на вьющихся стеблях, а также арабскими надписями белыми красками на синем фоне. Вдоль улиц были устроены арыки, соединенные сетью каналов с искусственными водоемами или же колодцами. Грунтовую воду от сооружений отводила система подземных дренажей в виде труб из долбленых стволов дерева. Археологи также раскопали многочисленные арыки вдоль улиц.

Третьим по значимости, численности населения и богатству городом Золотой Орды был Крым. Он располагался в центре Крымского полуострова, на южном побережье которого жили греческие, армянские и итальянские купцы генуэзцы и венецианцы. Превращение Крыма (или Солхата, как его называли генуэзцы) в крупный административный и экономический центр полуострова связано как раз с бурным расцветом генуэзской торговли, который приходится на время правления Узбека. Одним из красивейших зданий Крыма являлось медресе хана Узбека. Рядом с ним стоял фонтан, куда по керамическим трубам поступала вода из источника, расположенного на ближайшем горном хребте.



Среди наиболее известных городов были также Хад-житархан (совр. Астрахань), Укек (остатки находятся неподалеку от совр. Саратова), Мохша (в Пензенской области), Маджар (в Ставропольском крае), Аккерман (совр. Белгород-Днестровский) и некоторые другие. Все они переживали подъем в XIV столетии и практически перестали существовать в первой половине XV в.

Мир городской культуры. Центром этой культуры была столица Золотой Орды. Сарай уже при Берке-хане «сделался средоточием науки и рудником благодатей, и за короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных» (Ибн Арабшах).

Не только в Сарае, но и в других городах страны была создана широкая сеть различных учебных заведений. Здесь преподавали видные богословы, ученые и писатели, в том числе выходцы из известных центров мусульманского Востока. Так, в Болгаре долгое время жили крупные религиозные деятели Ходжа Хасан ибн-Омар ал-Болгари, выходец из Гянджи (Азербайджан), Абу Мохтар ибн-Махмуд ал-Казвини, беженец из Ирана, Госам ибн-Малик ал-Маргиани из Ферганы и другие.

Многие ученые и поэты владели несколькими языками и писали свои произведения на тюркском, арабском и персидском языках. Но письменная культура развивалась в основном на кыпчакском языке, очень близком к современному татарскому. На этом языке написаны официальные ханские ярлыки, шедевры золотоордынской литературы: «Хосров и Ширин» Котба (1342), иНахджелъ-фарадис Махмуда Болгари (1358), «Джум-джума-султан» Хисама Кятиба (1369), «Гюлистан бит тюрки» Саифа Сараи (1391).

При письме использовался арабский алфавит. Самые видные места общественных зданий купола, высокие порталы и двери украшались красивыми надписями арабской вязью изречениями из Корана, стихами восточных поэтов. Писали на бумаге металлическими перьями, писали на посуде, украшениях и бытовых предметах. Широко была распространена грамотность среди простого народа.

Период расцвета культуры в Золотой Орде продолжался недолго. С начавшимся во второй половине XIV столетия кризисом государства она вступает в полосу упадка. Страну покидают многие представители просвещенной части общества. Центром исламской науки и культуры становится Ближний Восток.

Вопросы и задания

1. Назовите крупнейшие города Золотой Орды. Чем они отличались от западноевропейских городов, городов Руси? 2. Какие факты говорят о том, что золотоордынские города активно участвовали в международной торговле? 3. Представьте этнический состав населения золотоордынских городов? 4. Какие виды ремесленного производства были развиты в горо­дах Золотой Орды? 5. Можно ли утверждать, что Сарай, Но­вый Сарай, Крым и другие крупные города были культурными центрами Золотой Орды? Обоснуйте свой ответ. 6. Какие факторы способствовали развитию культуры Золотой Орды? 7. Составьте рассказ об архитектуре золотоордын­ских городов. 8. На каком языке в Золотой Орде развива­лась письменная культура? Какое отношение этот язык имеет к современному татарскому языку? 9. На основании, ка­ких фактов историки утверждают, что в Золотой Орде грамотность была широко распространена среди простого народа? 10. Назовите наиболее выдающиеся литературные произведения и их авторов периода Золотой Орды. 11. Черты и достижения, каких культур были представлены в культуре Золотой Орды? Можно ли говорить, что эта культура носила синтетический характер?

В конце XII-нач. XIII вв. в степях Центральной Монголии начался процесс образования Централизованного монгольского государства, а затем и создания новой империи. Чингиз-ханом и его преемниками была завоевана почти вся Восточная и половина Западной Евразии. В течении 1206-1220 годов была завоевана Средняя Азия; до 1216 года - Китай; в период до 1223 года - Иран, Закавказье. Затем монгольские войска вышли в половецкие степи. 5 мая 1223 года на реке Калке объединенные русско-половецкие были разбиты монгольскими войсками.

В 1227 году умирает Чингиз-хан. Перед его смертью империя была разделена между четырьмя сыновьями: Угэдею досталось Монголия и Северный Китай, Тулую - Иран, Чагатаю - восточная часть средней Азии и современный Казахстан, Джучи - Хорезм, Дешт-и-Кипчак (половецкие степи) и не завоеванные земли на Западе. Однако старший сын Джучи умер в том же 1227 году и его улус перешел к сыну Бату.


Сражение польских и монгольских войск (1241). Часть триптиха. Польша.

В 1235 году в городе Каракоруме (столица Монгольской империи) состоялся курултай (съезд) монгольской аристократии, на которым был решен вопрос о походе на Запад. Руководителем похода был назначен Бату. Ему в помощь были выделены многие царевичи и полководцы. Осенью 1236 года монгольские войска соединились в пределах Волжской Булгарии. В течении 1236 года Булгария была покорена. Дешт-и-Кипчак был покорен в период 1236-1238 годов. В 1237 году были завоеваны мордовские земли. В течение 1237-1240 годов была порабощена Русь. Затем монгольские войска проникли в Центральную Европу, успешно воевали в Венгрии, Польше и дошли до Адриатического моря. Однако в 1242 году Бату повернул на Восток. В этом определяющую роль сыграла смерть каана (“великого хана”) Угедея, сообщение о которой пришло в ставку Бату. В конце 1242-начале 1243 годов монгольские войска, возвратились из Европы и остановились в причерноморских и прикаспийских степях. Вскоре в ставку к Бату за ярлыком на княжение приезжает великий князь Ярослав Всеволодович. На территории Восточной Европы складывается новое государство - Золотая Орда.

В 1256 году Бату-хан умирает, и на золотоордынский трон садится его сын Сартак, который, однако, вскоре умирает. Хозяином трона становится Улакчи, сын Сартака, и его правление было недолгим, он умирает в том же 1256 году.

Из сообщения современников:

“В лето 6745 г. Тое же зимы от восточные страны придоша татары на Рязанскую землю лесом со царем Батыем, и сташа Онузе, взяша ю. И в Рязань послаша послом жену черодеицу, а снею два мужа, просяще десятого в люде, а во князех и в коних, от всякия шерсти десятые лошади... И Татарове начаша воевати землю Рязанскую. И пришед, отступиша град Резянь и взяша град того месяца 16... Пойдоша х Коломне... И ту у Коломны бысть им бой крепок. А татари, пришедшие к Москве, взяша ю, а князя Володимера Юрьевича изымаша”.

Из Львовской летописи:

“Бату в ставке своей, которую он имел в пределах Итиля, наметил место и построил город и назвал его Сараем... Купцы со всех сторон привозили ему (Бату) товары; все, что она стоила. Султаном Рума (правители из династии сельджуков в малой Азии), Сирии и других стран он давал льготные грамоты и ярлыки, и всякий, кто приходил к нему на службу, без пользы не возвращался”.

Персидский историк Джувейни , XIII в.

“Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном, рядом с Бату сидела одна госпожа... Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе”.

Западноевропейский путешественник Г.Рубрук , XIII в.

“Он (Берке) первый из потомков Чингиз-хана принял религию Ислама; (по крайней мере) нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам”.

Египетский историк Ан-Нувайри, XIV в.

“Пребывающий там теперь султан его, Узбек-хан, построил в нем (т.е. в Сарае) медресе для науки, потому что он очень предан науке и людям его... Узбек из дел своего государства обращает внимание только на сущность дел, не входя в подробности обстоятельств”.

Арабский ученый ал-Омари , XIV в.

“По смерти Узбек-хана сделался ханом Джанибек-хан. Этот Джанибек-хан был чудный из мусульманских государей. Он оказывал великое уважение ученым и всем отличавшимся познаниями, аскетическими делами и благочестием...

После смерти Джанибека все царевичи и эмиры поставили Берди-бека в ханы. Берди-бек был человек жестокий, нечестивый, и душой черной, злорадный... Царствование его не продолжалось и двух лет. Бердибеком кончилась прямая линия детей Саин-хановых (т.е. Бату-хана). После него в Дешт-и-Кипчаке царствовали потомки других сынов Джучи-хановых”.

Хивинский хан и историк Абуль-Гази, XVII в.

Из трудов историков:

“Великий западный поход Батыя правильнее было бы называть великим кавалерийским рейдом, а подход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не ставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку город Сарай... В 1251 г. Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра”.

Л.Н.Гумилев

“Именно в 1243 г. Великий князь Ярослав впервые и первым из русских князей поехал на ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Все эти факты позволяют считать, что возникновение нового государства, получившего впоследствии название Золотая Орда, можно отнести к началу 1243 г.”.

В.Л.Егоров

“Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, связан с личностью его главы Узбек-хана, с его выдающимися организаторскими способностями и в целом большим талантом государственного и политического деятеля”.

Р.Г.Фахрутдинов

В середине ХIII в. в результате завоевательных походов на территории Евразии образовалось одно из монгольских государств - Улус Джучи. Оно включало в себя степные пространства Западной Сибири, Казахстана, Восточной Европы до Дуная. Эти области назывались Дешт-и-Кыпчак (Кыпчакская степь). Кроме того, в состав государства вошел ряд оседлых областей со старыми городскими центрами: Северный Кавказ, Крым, Молдавия, Волжская Болгария, среднеазиатские области до низовий Сырдарьи, часть Хорезма. В зависимом положении находилась Русь.

Позднее государство Улус Джучи стало называться у русских Золотой Ордой. Это название закрепилось в исторической литературе. Первоначально оно означало «золотой шатер» (ставка хана).

В своем развитии Золотая Орда пережила несколько этапов: становление (1242-1266 гг.); расцвет (1267-1359 гг.); упадок (с 60-х до 80-хгг. XIVв.), когда Орда властвовала только в пределах Поволжья.

Одной из примечательных особенностей Орды с самого ее основания является то, что она была носителем двух хозяйственных систем - кочевой степной и городской ремесленно-торговой. Этим определялось своеобразие золотоордынского общественного строя. На первом этапе своего существования Орда рассматривала районы с оседлым населением и городскими центрами как объект периодических грабительских походов. Только во второй половине XIII в. монгольская аристократия стала склоняться к политике покровительства оседлым землям и городам, содействовала восстановлению хозяйства и превращению покоренных территорий в объекты систематического налогового обложения. Изменению политики золотоордынской аристократии в определенной степени способствовало освобождение Улуса Джучи от власти главы Чингизидской империи - великого каана. Примечательно, что именно джучидские ханы в 1270-е гг. первыми из правителей монгольских государств стали чеканить монету от своего имени. Освободившись к концу XIII в. от высшей имперской власти, золотоордынские правители сократили выплату дани в Монголию, средства оставались в их собственной казне. С этого времени начинается интенсивный рост городов в основном районе Золотой Орды - в степных низовьях Волги. Если в середине XIII в. основными городами Орды были Болгар, Хорезм (Ургенч), крымские города, т.е. центры в окраинных оседлых землях, то в XIV в. таким становится Сарай в дельте Итиля (Волги), практически в центре громадных владений Улуса Джучи.

На Нижней Волге, где возводились новые города, благоприятно сочетались пойменные низины, удобные для земледелия, и степные просторы - для кочевий и пастбищ. Слабая заселенность давала возможность их более быстрого освоения, чем традиционная территория кочевий кыпчакского населения. Здесь же важнейшая восточноевропейская торговая магистраль - Волга перекрещивалась с караванными путями из Причерноморья. Средней Азии и Монголии. Над торговыми путями устанавливался контроль золотоордынской власти.

Золотоордынские города ставились на местах кочевий ханской ставки - собственно «орды». Рудимент старого кочевого быта, она была характернейшим элементом золотоордынского общественного строя. Ханская орда являлась главной столицей, политическим центром Улуса Джучи. Даже в XIV в., когда в Золотой Орде было множество больших и богатых городов, хана чаше можно было застать кочующим в орде. Сарай также выполнял роль столицы, политического центра государства, но делил ее с ордой, являясь при этом основным экономическим, культурным и религиозным центром страны.

Золотоордынские города были построены прежде всего как административные центры - форпосты ханской власти на завоеванной территории. Города возникали по повелению ханов. Расцвет городов пришелся на период сильной ханской власти, а упадок совпал со временем ее ослабления. Города строились в исторически быстрые сроки. Этому способствовало то, что грандиозные завоевания монголов вызвали массовый поток рабов-пленных. Рабы использовались первоначально как строители новых городов, а позднее как их население, как подневольные горожане. Постепенно рабы- ремесленники высвобождались от рабской зависимости, превращаясь в феодально зависимых людей, живущих под опекой хозяев, но своим домом. Рабский труд трансформировался в труд феодально зависимого населения.

Золотоордынские города появились не в результате длительного экономического развития в местах традиционной оседлости, а возникли «мгновенно» в районах, лишенных длительной селитьбы. За короткий срок — вторая половина XIII - начало XIV в. - по берегам Волги и ее притоков от среднего течения и до дельты выросла целая цепь золотоордынских поселений. Археологические материалы фиксируют не менее 75 городищ. Большинство их мало изучено, поэтому нет оснований все места с золотоордынскими слоями относить к городским центрам, однако размах строительства впечатляет, тем более что помимо Поволжья золотоордынские поселения возникают в Западной Сибири, на Северном Кавказе, в Подонье, в Крыму, в Поднепровье, в Молдавии. Примечательно, что везде, даже в старых поселенческих районах, вблизи домонгольских городов, золотоордынские поселения не имеют предшествующих культурных напластований.

Городскими центрами в Нижнем Поволжье были Сарай - столица Улуса Джучи (ныне Селитренное городище, в 100 км выше Астрахани на протоке Волги - Ахтубе), Новый Сарай (Царевское городище под Волгоградом), в который в 40-х гг. XIV в. была перенесена столица, Водянское городище (в 40 км выше Волгограда), Увек (под Саратовом), Хаджи Тархан (Астрахань) и др.

Золотоордынские города, даже столичные центры, с момента своего возникновения были лишены оборонительных укреплений. Только в 1360-е гг., в период смут и междоусобиц, вокруг городов прокапывается ров и насыпается вал. Впрочем, их вряд ли можно назвать укреплениями в полном смысле этого слова: на валах отсутствовали какие-либо конструкции. Следовательно, у золотоордынских городов изначально и осознанно была исключена одна из важнейших (если не главная) функций - оборонительная, что было следствием уверенности ханской власти в своей силе.

Ранние ордынские города состояли, вероятно, из группы замков-усадеб, к которым пристраивались дворы рабов и полурабов - строителей и ремесленников, согнанных с захваченных земель. В период расцвета Орды отдельные замки превращаются в городские усадьбы с примыкающими к ним кварталами ремесленников. В этих городах появляются общественные места - мечети и минареты, бани, государственные ремесленные цеха, монетные дворы и т.п. Города и отдельные усадьбы благоустраиваются, обеспечиваются водой, канализацией, дорогами.

Жилые постройки в золотоордынских городах наглядно демонстрируют социальную ранжированность жителей.
Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы и полурабы. Они жили совместно в больших прямоугольных или овальных землянках. Эти жилища имели земляные лежанки (суфы) вдоль двух или трех стен и вход в виде узкой лестницы. Отапливались жаровнями. Площадь землянок 11-32 кв. м.

Зафиксированы случаи перестройки больших землянок в дома с элементами благоустройства, когда в суфах прокладывались дымоходы-каны, соединявшиеся с печью-топкой, ставились круглые печи-тандыры для выпечки лепешек, делались тошнау - устройство для умывания.

Такие перестроенные или изначально благоустроенные землянки меньшего размера (9-15 кв. м) служили жилищами индивидуальной семьи полусвободных или бедных свободных горожан. Малоимущие проживали также в однокомнатных домах, частично заглубленных в землю. Эти дома имели деревянные стены, обмазанные глиной.

Наземные однокомнатные квадратные в плане дома площадью от 10 до 50 кв. м с деревянными или кирпичными сырцовыми стенами могли быть жилищами бедняцких семей, слуг или зависимых людей. Постройки часто входили в комплекс богатых усадеб. Они имели все элементы благоустройства внутри помещения. В суфах устраивались двойные или тройные линии дымоходов. Иногда несколько однокомнатных построек соединялись в многокомнатные дома. Эта тенденция привела к тому, что позднее стали сразу ставить многокомнатные постройки, кирпичные и деревянные, образованные несколькими соединенными между собой домами, обычно с индивидуальными входами.

Жилищами золотоордынской аристократии были большие многокомнатные дома, которые нередко представляли собой настоящие дворцовые комплексы. Громадные постройки до 570-580 кв. м возводились из дерева, сырцового либо жженого кирпича. Пол выстилался жженым кирпичом, иногда поливным. Лежанки-суфы центрального зала имели многоканальные каны. В центре устраивали бассейн. Стены центральных залов расписывались по белой штукатурке, украшались изразцовыми панно. По сторонам зала располагались жилые, складские, хозяйственные помещения, имелись специальные детские комнаты. Иногда в доме насчитывалось до 10 и более комнат. Жилые помещения белились, иногда расписывались. Специальные комнаты отводились под тошнау, обычно с кирпичным полом, тандыры, домашнюю мельницу. Имелись внутренние дворики. Центральные входы архитектурно декорировались. Для остекления в окна вставлялись гипсовые решетки. Двери оформлялись алебастровыми орнаментированными наличниками. Крыши таких домов, возможно, крылись черепицей.

Вблизи дворца ставились баня, дома для слуг и охраны, мастерские ремесленников. Площади усадеб достигали 10 000 кв. м, возможно и больше. Внутри усадеб обязательно располагался колодец, иногда бассейн. Перед дворцом иногда делали открытые платформы со стенками из жженого кирпича. Во дворах у домов стояли тандыры, открытые или под навесами. Встречаются хозяйственные ямы, в том числе зерновые. На больших усадьбах выгораживались сады. Усадьбы ограждались стенами домов, глухими фасадами выходившими на улицу, и глинобитными заборами. В летнее время во дворе ставились легкие шатры - юрты.

Стационарные юртообразные постройки встречаются в городской застройке. Юрты обкладывались обломками жженого кирпича (они-то и сохраняются). В юртах находят скопления углей от открытых очагов и частично мощение пола жжеными кирпичами.

В городах выявлены элементы благоустройства. Вдоль городских улиц выкапывались арыки - канавы с проточной водой. В кварталах рядовой части населения имелись общественные колодцы и устраивались большие квартальные водоемы на площадях. Использованная вода отводилась по деревянным дренажным трубам.

В застройке золотоордынских городов важное место занимали культовые постройки и общественные бани. По письменным данным, в Сарае было 13 соборных и много других мечетей, строившихся в комплексе с минаретами.

Одна из соборных мечетей исследована в ходе раскопок. Постройка представляла собой крупное прямоугольное здание площадью 1700 кв. м, сложенное из жженых кирпичей. Колонны делили центральный зал на девять нефов. Вход в мечеть был оформлен мощным порталом. У входа, внутри постройки, был вымощенный кирпичом дворик. К западу от главного портала стояло небольшое помещение с двумя колоннами, кирпичным полом и стенами, богато украшенными мозаикой с позолотой. Рядом с мечетью раскопан Г-образный дом с несколькими изолированными жилыми комнатами с канами и печами. Одна комната была пустая, с небольшой нишей: вероятно, это маленькая мечеть. Все здание, возможно, являлось странноприимным домом (хонако). Руины мечетей были исследованы и в других золотоордынских городах.

Общественные бани состояли из нескольких помещений: обширного отапливаемого предбанника с глинобитным полом и суфой, моечных с подпольным отоплением и подачей воды по керамическим трубам. Вода отводилась по подземному водостоку. В комнатах для отдыха посетитель мог остыть после мытья. Подобные бани были предназначены для рядовых горожан. В постройках для более привилегированных они были большей площади (до 200 и более кв. м) - устраивался фонтан в предбаннике, оборудовались дополнительные помещения. Кроме общественных были усадебные бани, основные их конструктивные элементы аналогичны.

Погребальные постройки - мавзолеи были разных типов, однокамер¬ные и двухкамерные. Они нередко декорировались, в том числе мозаиками. Наряду с наземными были подземные мавзолеи.

Золотоордынские города были крупными центрами ремесла. Формы организации ремесленного производства были разнообразны: индивидуальные мастерские с узкой специализацией и небольшим объемом продукции; усадебные мастерские, в которых работа велась на хозяина; крупные производства, в которых десятки мастеров были объединены в одну мануфактуру, принадлежащую знатному владельцу; наконец, безусловно, были государственные мануфактуры, например монетные дворы. Наиболее развито было гончарное ремесло.

Поливная или глазурованная керамика - ярчайшее и характернейшее проявление цивилизации и культуры золотоордынского города. Поливные сосуды изготовлялись из глины и кашина (кремнеземистой массы, смешанной с клеем, которой заполняли специальную форму). В керамике хорошо проявились присущие золотоордынской городской культуре синкретизм и многокомпонентность. Технология поливной керамики в Золотой Орде складывалась под воздействием трех мощных течений: иранско-среднеазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного.

Формы поливной керамики разнообразны, но в видовом отношении ограниченны. Больше всего чаш разных вариантов с кольцевым поддоном. Имеются также тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность глазурованной посуды многократно компенсируется орнаментальным разнообразием. Полихромная гамма росписи обеспечивалась нанесением на белый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, синего или коричневого контура рисунка и расцветкой деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. Чрезвычайно разнообразна орнаментация, сочетавшая растительные (чаще всего цветок лотоса или трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица или крылатый кентавр) элементы, дополняемые в ряде случаев и орнаментами в виде арабской вязи.

Красноглиняная и реже сероглиняная керамика очень разнообразна: столовая кухонная посуда (кувшины, тарелки, миски, горшки, сковороды, кубки), бытовые предметы (светильники, копилки, свистульки, игрушки), тара (амфоры, хумы), технические изделия (трубы, черепица, кувшины для водоподъемных колес). Для декорирования столовой красноглиняной и сероглиняной столовой посуды использовали штамп, нарезной, иногда налепной орнамент.

Особый вид производства золотоордынских керамистов - изготовление мозаик и майолик, широко использовавшихся в архитектурном декоре. Мозаиками покрывались наружные поверхности зданий, из них составлялись панно, декорировались фризы, карнизы и т.п. Основу мозаик образовывали вырезанные отдельные элементы орнамента из керамических плиток, которые покрывались обычно непрозрачной поливой - ультра¬фиолетовой, белой, голубой, красной, желтой. Своеобразие золотоордынских мозаик было в том, что мозаичные элементы дополнительно орнаментировались узорами из золотой фольги на красной основе. Майолики - керамические плитки с полным растительным либо геометрическим рисунком на поверхности.

Архитектурный декор дополняли терракотовые элементы со штампованным орнаментом, резными гипсовыми оконными решетками, накладками на отдельные детали зданий. Золотоордынский архитектурный декор развивался под воздействием иранских и восточнокавказских (азербайджанских) импульсов.

Сосуды со штампованным орнаментом:
1 - кувшин; 2 - фляга

Сложное по технологии стеклоделие представлено многочисленными находками - сосудами, украшениями, оконным стеклом - и следами производства. В Сарае обнаружена мастерская по изготовлению бус, подвесок, перстней и браслетов, что свидетельствует о местном производстве и узкой специализации ремесленников. Формы стеклянных сосудов разнообразны: флаконы, кувшины, стаканы, бокалы, чаши. Оконное голубоватое или зеленоватое стекло имело вид плоских дисков. Продукция золотоордынских стеклоделов и состав стекла находят широкие аналогии в мастерских разных стран, в основном - среднеазиатских.

Железоделательное ремесло в нижневолжских городах специально не изучалось, но продукция его известна по археологическим материалам. Золотоордынские кузнецы выпускали различный инструментарий - топоры, долота, тесла, серпы, лопаты, пилы, наковальни, мотыжки; оружие - мечи и сабли, кинжалы, дротики, наконечники стрел разных типов, в том числе монгольские стрелы с прорезью («свистящие»); предметы конского снаряжения - арковидные стремена, удила, подковы; бытовые предметы - замки и ключи к ним, кресала, гвозди, костыли, скобы и др.

Изделия из кости:
1 - безмен для взвешивания монет; 2 - пряжка; 3 - накладка; 4 — перстень лучника; 5 - рукоять
ножа; 6 - навершие посоха.

Гак же как и в Волжской Болгарии, в золотоордынских городах с XIV в. производили чугун, из которого изготовляли котлы, втулки-оси для телег. В Новом Сарае был обнаружен чугунолитейный горн с 79 отверстиями для сопел. Такое количество необходимо было для постоянной подачи воздуха и достижения температуры плавления железа.
В Новом Сарае на двух усадьбах были открыты косторезные мастерские. Ассортимент изделий косторезов был ограниченным - главным образом рукоятки ножей, накладки, навершия, производились также кольца для натягивания тетивы лука, костяные стрелы, проколки, копоущки, пластинчатые орнаментированные накладки на колчаны и ларцы.

Мастерские ремесленников по обработке цветных металлов и ювелиров, работавших с золотом и серебром, раскопаны в нескольких золотоордынских городах. Ремесленники владели всеми технологическими приемами - литьем, в том числе способом литья «на выплеск», спайкой, штамповкой, чеканкой, гравировкой.

Из цветных металлов, в том числе серебра и золота, изготовляли массу украшений (серьги, браслеты, кольца и перстни), детали одежды (пряжки, поясные бляшки, накладки и бубенцы), бытовые предметы (посуду, зеркала, пуговицы, бронзовые замочки в виде фигур животных, подсвечники и светильники, миниатюрные сосудики). Формы предметов (особенно украшений) были разнообразны. Они нередко орнаментировались, чаще всего гравировкой. Великолепны литые браслеты с львиными личинами на концах, бронзовые и золотые. В большинстве случаев декорировалась внешняя сторона зеркал геометрическим и растительным орнаментом; изображениями животных, бегущих по кругу; сценами охоты на льва; изображениями лисицы и винограда - сюжет античной басни.

Торевтика наряду с поливной керамикой - область художественного ремесла, где наиболее ярко проявилось высочайшее мастерство и степень культуры золотоордынских ремесленников. Серебряные сосуды - кубки, чаши, кувшины - покрывались тончайшей гравировкой. Интересна группа золотых и серебряных сосудов с ручками в виде дельфинов и драконов, иногда с кольцами в пасти, почти всегда с тонким проволочным украшением по гребню.

Изделия из цветного металла:
1,2 - зеркала; 3 - сюльгама; 4 - пряжка; 5 - серьга; 6 - перстень; 7 - браслет; 8 - сосудик (вид
сверху), 9 - привеска; 10 - ложечка; 11 - булава

Золотоордынские ювелиры заимствовали для орнаментики своих изделий китайские мотивы. Подобные сюжеты пользовались популярностью в кочевых ордах. Для изделий, вероятно, находивших большой спрос у горожан, золотоордынские мастера использовали другой стиль торевтики, сочетавший мусульманское, ближне-восточное, отчасти византийское и западноевропейское влияние. В этом отношении показательна находка в мавзолее г. Увека - серебряная чашечка с плоским дном, на внутренней стороне которой гравировкой изображен лев с загнутым вверх хвостом, который завершается растительным побегом. На боковых стенках сосуда шесть медальонов. В трех из них изображены птицы, а в других - растительный орнамент.

Высочайшее мастерство золотоордынских торевтов ярко проявляется в одном из шедевров ювелирного искусства, так называемой «шапке Мономаха» - тронной регалии русских царей. Золотой головной убор XIV в. покрыт тончайшей сканью и зернью так, что на поверхности образуется сложнейшая плетенка. Его филигранные узоры выполнены в традициях среднеазиатских мастеров.

Золотоордынские города создавались ханской властью на торговых путях, что изначально превращало их в важнейшие центры международной торговли и места оживленного внутреннего торга. Ханы и аристократы покровительствовали торговле, которая приносила большие доходы. Существовали купеческие объединения с участием аристократов, которые организовывали крупную караванную торговлю. Государственная власть обеспечивала почтовую связь и безопасность дорог.

Международная торговля в золотоордынских городах в значительной степени была транзитной и потребительской. Импорт был объемнее экспорта. В города Нижнего Поволжья стекались товары с востока и запада, с севера и юга: фарфор и драгоценности, стеклянная и металлическая посуда, ювелирные украшения и оружие, шелк и парча, древесина, пряности и благовония. Все эти товары шли либо на потребность золотоордынской знати, или оптовыми партиями поставлялись в другие страны, тем самым осуществлялся обширный средневековый товарообмен. Есть свидетельства о существовании в золотоордынских городах постоянных купеческих контор.

Находки торгового инструментария повсеместны и многочисленны: весы «аптечного» типа и детали от них, безмены, весовые гирьки. Золотоордынские гирьки - бронзовые, призматические шести- и восьмигранные или многогранные. Разновесами служили также цилиндрики или розетковидные толстые пластины. Обычно золотоордынские гирьки не имели обозначения кратности.

Интенсивности рыночных отношений способствовала золотоордынская монетная чеканка, организованная первыми ханами в Болгаре, а позднее переведенная в города Нижнего Поволжья и другие ордынские центры. Золотоордынская монета имела хождение во многих странах и в первую очередь на подвластных территориях.

Известно большое количество монетных кладов, найденных как на городищах, так и вдали от них. Последние, вероятно, были зарыты купцами недалеко от трассы дороги в моменты опасности. Встречаются очень большие клады - до 30 тыс. серебряных монет. Огромное количество монет, главным образом медных, находят в культурном слое золотоордынских городищ. Кроме серебряных и медных монет в денежном обращении Золотой Орды ходили палочковидные «ладьевидные» серебряные слитки, встречаются золотые монеты.

Взаимозависимость ханской власти и международной торговли определилась в дальнейшей истории. В годы междоусобиц 1360-1370-х гг. и похода Тимура (1395-1396) трассы Великого шелкового пути были перенесены на юг и пошли по маршруту через Среднюю Азию, Иран и Левант. В результате пострадала торговля золотоордынских городов, ослабла центральная власть золотоордынских ханов, города пришли в упадок.

Объемный материал раскопок золотоордынских городищ дает возможность достаточно детализированно реконструировать быт горожан. Для освещения домов пользовались масляными светильниками - глиняными и металлическими, а также свечами, вставлявшимися в керамические и бронзовые подсвечники. Богатые дома и общественные здания освещались подвесными арабскими стеклянными лампами и люстрами с несколькими лампами. Лежанки-суфы устилали кошмами и циновками. На пол стелились тростниковые циновки.

Пищу готовили тут же. Отдельных кухонь нет даже в богатых домах. Хлебные лепешки пекли в тандырах. Мясо жарили на жаровнях.

Играли в кости, шашки, шахматы. Находят детские игрушки - фигурки птиц и животных, свистульки. Была распространена достаточно сложная игра- «вавилон». Для нее расчерчивалось игровое поле на плитках, кирпичах или обмазке суфы.

В пищу шла конина, баранина, говядина. Свинина была запрещена Кораном. Растительная пища - рожь, пшеница, орехи, изюм, чернослив, персики, бобы, виноград, арбузы. Употребляли пряности. Пили кофе, кумыс, хмельной напиток - бузу, вино, чаще медовое, редко - привозное виноградное.

Одежда - штаны, рубахи, кафтаны, у богатых из дорогих шелковых и парчовых тканей. Употреблялась меховая и кожаная одежда. Носили кожаную обувь. Голову покрывали колпаками. Знатные женщины носили высокие головные уборы на каркасе-бокка. Опоясывались кожаными ремнями, кушаками, поясами с металлическими накладками, иногда золотыми с камнями. Пояса были знаком власти и принадлежности к элите. В числе женских, а иногда и мужских украшений - серьги, кольца, перстни, браслеты, нашивки на одежду. Общеупотребительны были деревянные гребни, у женщин - зеркала, туалетные щипчики, стеклянные флакончики.

Быт горожан дает дополнительные свидетельства высокого уровня культуры золотоордынской городской цивилизации.