История России. Аскольд и Дир

Аскольд и Дир , дружинники Рюрика , киевские князья.

Поход на Константинополь

"Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила . Царь же был в это время в походе на агарян , дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне , и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой ".

В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне .

Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград , однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода года.

Крещение руссов

"По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире ", - пишет свт. Филарет (Гумилевский) .

Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.

Убиение киевских князей

Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом , захватившим город.

Были погребены на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчаном храмом св. Николая . Место это называется Аскольдовой могилой .

Литература

  • Повесть временных лет
  • ПСРЛ, IX
  • Георгий Арматол, Хроника
  • Константин Багрянородный, Жизнеописание Василия
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов»
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя - Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов
  • Никита Пафлагонский, Житие Патриарха Игнатия
  • Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003. С. 3-172.
  • Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов :

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи. Л. Н. Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.
Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.

В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.
Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей. Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.
Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали

корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой. Христиане или иудеи?

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».
Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным. Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был ли Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.
Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени. Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.

История древней Руси хранит немало тайн и секретов. Одна из таких загадок - первые князья Киева, которых мы знаем как Аскольда и Дира. Кто они были по происхождению, откуда пришли, кем приходились друг другу? А может, это вообще был один человек?

Попробуем разобраться, изложив общепринятую версию, а также несколько вариантов событий, которые допускают историки, основываясь на вполне конкретных фактах.

Официальная версия

Принято считать, что Аскольд и Дир были по происхождению варягами - русами, как их тогда называли. Они не имели родства с правящим князем Рюриком, а были просто его «боярами». Когда Рюрик сел в Новгороде, он стал раздавать своим ближайшим людям. Так Дира и Аскольда он отпустил на юг в поисках подходящего места для правления. Те, спускаясь по Днепру вниз, увидели славный город Киев, в котором жили поляне. Аскольд и Дир решили там остаться и объявили себя правителями.

Они лояльно относились к населению, местным обычаям и религии. Дань оставили на прежнем уровне. Кроме того, как любые северные воины, они хорошо знали военное дело и пришли в сопровождении хорошо вооруженного отряда. Поэтому киевляне решили не бунтовать и спокойно приняли своих новых правителей.

Примерно в 860-866 годах Аскольд и Дир совершили амбициозный военный поход на Константинополь. Чтобы защитить свой город от воинственных русов, правящий император Михаил III решил прервать войну с арабами и поспешно вернулся в столицу.

Прибыли под стены Константинополя, ведя за собой внушительную флотилию из двухсот кораблей. Они быстро и успешно разграбили предместья и осадили город. Над столицей Византии нависла реальная угроза завоевания. Тогда император Михаил и святой стали усиленно молиться о защите центра христианского мира. Внезапно на море поднялась жуткая буря, которая разметала и уничтожила воинственные корабли русов. Константинополь был спасен Божественным провидением.

Аскольд и Дир вынуждены были заключить мирный договор с Византией и решили креститься в христианство.

В 879 году скончался в Новгороде князь Рюрик, оставив наследником малолетнего сына Игоря, а его опекуном - своего родственника, который известен как Вещий Олег. Тот решил взять власть не только над северными, но и над южными землями, поэтому собрал из славян и варягов внушительное войско и двинулся в южном направлении. Ему покорились Смоленск и древний Любеч. Вскоре Олег подошел и к Киеву.

Он хорошо понимал, что киевские князья имеют сильную дружину и будут защищаться, чтобы не отдать власть. Поэтому решил действовать хитростью. Он оставил основное свое войско в засаде, а сам выдал себя за мирного купца и пригласил Аскольда и Дира к себе на переговоры о торговле. Те без опасений пошли на встречу, но на берегу их окружила военная дружина. Согласно «Повести временных лет», Олег вышел перед схваченными князьями и обвинил их, что они не знаменитого роде и обманом правят народом. Затем он показал на маленького Игоря и сказал:»Вот князь, вот сын Рюрика!»

Аскольд и Дир были незамедлительно убиты. Курган с останками Аскольда до сих пор стоит на крутом берегу Днепра, а прах Дира длительное время покоился возле храма Святой Ирины.

Так Олег начал править в Киеве от Именно он объявил Киев матерью городов русских, центром русских земель. В 882 году впервые северные и южные земли объединились под властью одного князя.

Такова официальная версия событий. Но историки рассматривают множество вариантов, основываясь на сравнении различных летописей и преданий.

Варианты истории

Например, существуют разногласия о происхождении Дира и Аскольда. Одни историки полагают, что Аскольд был славянином и прямым потомком Дира. Другие, напротив, только Диру приписывают и роль подчиненного, а Аскольда считают варягом и воеводой.

Древние византийские источники при описании военного похода руссов 866 года вообще упоминают только об одном князе, поэтому вполне возможно, что Аскольд и Дир - один и тот же человек, варяг Аскольд по прозвищу Дир. В переводе с древнесеверного языка Дир означало «Зверь», что могло быть прозвищем-титулом.

Если все же уверенно рассматривать их как двух отдельных людей, то вполне логично предположить, что Аскольд и Дир правили в разное время, а в Повести временных лет они искусственно объединены в соправителей. Летописец мог их объединить по логике, как двух незаконных правителей. Историков удивляет факт, что два князя, убитые одновременно, согласно писанию, были похоронены в столь удаленных друг от друга местах. А Иоакимовская летопись гласит, что Олег убил только одного князя - Аскольда, а имени Дира там вообще не упоминается.

Если сравнивать множественные исторические источники, то становится вполне очевидно, что Дир был первым правителем Киева и жил в начале и середине 9 века, а Аскольд стал его преемником и княжествовал во второй половине 9 века.

Как мы видим, в истории этих киевских князей много невыясненных обстоятельств, которые надежно укрыты от нас многовековой историей. Разгадаем ли мы их когда-нибудь?

? — 882 год

Один из дружинников легендарного Рюрика. Аскольд вместе с Диром покинули Новгород, правили в Киеве и в 866 г. пошли в поход на Византию. В 882 г. в процессе объединения Северной и Южной Руси в одно государство был убит воинами князей Олега и Игоря.

Аскольд - один из древнейших исторически засвидетельствованных правителей на Руси. В 862 г. в составе «приглашенных» варягов пришел на Русь. Вместе с осуществили знаменитый поход на Византию и стали правителями Киева. В 882 г. во время объединения Северной и Южной Руси в одно государство был убит воинами князей и .

Путь на Киев

Имя Аскольда связано с самым началом русской истории. Когда, согласно рассказу «Повести временных лет» под 862 г., Рюрик стал раздавать города на севере Руси мужам своим, двое варягов - Аскольд и Дир, отпросились у него в поход на Византию вместе со «своим родом».

Архангелогородский Летописец сообщает, что Аскольд и Дир в 863 г. были рядом со , но не обосновались в нем, потому что это был «большой город» и нужно было много сил, чтобы его завоевать. Далее в 864 г. они остановились в Киеве, по словам летописи, «небольшом городке», который платил дань хазарам. По мнению некоторых ученых, например, Х. Ловмяньского, Аскольд и Дир не завоевывали Киев, а город их «призвал на княжение», то есть заключил договор («ряд»), подобно тому, как это бывало в и Северной Руси.

Установив свою власть над Киевом и местным племенем полян, Аскольд и Дир, по данным русских летописей, вели войны и с другими народами - полочанами, кривичами, древлянами, уличами, а также с болгарами и печенегами. Никоновская летопись (XVI в.) даже сообщает о том, что в 864 г. в Болгарии был убит «Оскольдов сын». На основании уже сведений Иоакимовской летописи считал, что сына Аскольда убили греки, и это свидетельствует о войне Руси с греками еще до известного по летописям похода на Царьград.

Поход на Царьград

В 866 г., как сообщает Повесть временных лет, Аскольд и Дир, собрав дружину из «многих варягов», совершают поход на Византию на 200 кораблях. В византийских источниках действительно сообщается о крупном набеге руси, но несколько раньше, в 860 г. Новгородская первая летопись помещает это событие в запись с еще более ранней датой - 854 г.

Большинство историков в настоящее время считает, что именно византийская дата, 860 год, является наиболее достоверной. Ранние даты в русских летописях изначально отсутствовали и были приурочены к годам правления императоров в византийских хрониках. Некоторые исcледователи отмечают, что сам эпизод похода описан, скорее, с византийской, чем с русской точки зрения и мог быть скопирован в летописи из византийских хроник. Согласно всем источникам поход окончился неудачей из-за бури, которая внезапно поднялась (ей предшествовали молитвы императора и патриарха и опускание в воду ризы Богородицы) и разметала корабли Руси. К сожалению, греческие авторы не упоминают имена предводителей похода, но при этом по их рассказу создается впечатление, что им руководил все же один человек. Новгородские летописцы так же, как и византийцы, не упоминают в связи с этими событиями имен Аскольда и Дира.

Жертвы лжекупцов

В 882 г. новгородский князь вместе с (еще малолетним - если верить Повести временных лет) предпринял большой поход на Киев. Приплыв к городу, Олег остановился в урочище на берегу Днепра. Прикинувшись купцом, да еще сказавшись больным, князь пригласил к себе на встречу Аскольда и Дира. Во время встречи Олег заявил, что только Игорь, сын , и он сам, как его родич, имеют права на княжение в Киеве. После этого выскочившие из ладей воины Олега убили Аскольда и Дира.

В описании этих событий много неясного. С одной стороны, если изложение событий в летописях верно, непонятно, почему Аскольд и Дир вышли к ладьям не известных им «купцов», не заподозрив засады. С другой стороны, если, как считают некоторые историки, дружина князей-соправителей была так немногочисленна, что им самим приходилось встречать купцов, то непонятно, зачем Олегу было нужно пускаться на подобную хитрость.

Согласно предположениям ряда исследователей Аскольда и Дира заманили в ловушку, дав им понять, что с ними хотят установить связь противники Олега и «рода Рюрика» в борьбе за власть над всей Русью. Может быть, потомки братьев Рюрика - или ? Целью Олега в любом случае было не только убийство Аскольда и Дира, но и утверждение «рода Рюрика» единственно законными правителями Руси.

Переход власти над Киевом к Олегу и Игорю - не единственный вопрос, который задали исследователям летописи в отношении Аскольда и Дира. Самые первые из них: кем на самом деле приходились Рюрику эти варяги, и было ли их на самом деле двое?

Аскольд - сын Рюрика?

Историки давно обратили внимание на то, с какой старательностью летописец Повести временных лет показывает, что Аскольд и Дир не принадлежали к «роду» Рюрика и, соответственно, приоритет власти над Киевом законно принадлежал именно Игорю. Под 862 г. он пишет о них: были у Рюрика два мужа, которые не были родственниками его, но были боярами. А в записи 882 г. подчеркивает, что полноправные князья Руси только из рода Рюрика.

Новгородская первая летопись, сохранившая более ранний пласт сведений о начале русской истории, указывает, что информаторы Олега в Киеве называли Аскольда и Дира братьями. При этом она не упоминает ни о том, что они были боярами Рюрика, ни о том, что они были вообще с Рюриком знакомы. Архангелогородский Летописец, в свою очередь, пишет об Аскольде и Дире, что они не принадлежали ни к княжескому, ни к боярскому роду.

Высказал предположение, что Аскольд был на самом деле сыном Рюрика и пасынком овдовевшей в 879 г. «княгини Рюриковой». Исследователь обратил внимание на то, что в Иоакимовской летописи в отличие от других упоминается только Аскольд. Дир, по мнению историка, появился из-за ошибки летописцев, принявших за имя сарматское по происхождению слово «тирар», что значит пасынок. Стоит, наверное, прислушаться внимательнее к аргументам В. Н. Татищева. Хоть и написано, что Аскольд не от рода Рюрика, однако последний его не отпустил бы с войском. Не был бы он князь и не получил бы он войска, то и в Киеве не смог бы княжение принять. Отсюда, считает первый русский историк, и зависть Олега к Аскольду и желание его убить.

Двое или один?

Гипотеза В. Н. Татищева, хотя и объясняет, почему русские летописцы задним числом так отстаивали приоритет именно Игоря (как победителя) перед Аскольдом на власть в Киеве, не пользовалась популярностью в науке. Зато идея о том, что Аскольд и Дир - это один и тот же человек, нашла немало сторонников.

Скандинавское имя Аскольда, как полагает большинство историков, звучит как Hoskuldr. Имя Дира находит ближайшие аналогии в древнесеверных языках - Djor, Djur, что, по мнению многих исследователей, означает «Зверь», эсхатологический образ в традиционной культуре. То есть, «Дир» могло быть прозвищем Аскольда. В последние годы в историографии широко обсуждается возможность того, что Аскольд и Дир, будучи все же личностями реальными, правили в Киеве, но не одновременно. Совмещение Аскольда и Дира в летописи как «соправителей» в период 862-882 гг., - писал известный ученый Г. С. Лебедев, - безусловно, искусственная конструкция. Одним из аргументом в пользу гипотезы о разновременном правлении Аскольда и Дира называют сообщения летописи о хоть и почетных, но все же разных местах их погребений на территории Киева. Это действительно выглядит странно, если учесть переданные летописью обстоятельства их одновременной гибели.

Датой, когда произошла смена власти, называют 860 г., время похода Руси на Царьград. Причем, по мнению Г. С. Лебедева, Дир правил Русью в 838-860 гг., то есть начал еще до 862 г. В качестве аргумента гипотезы о том, что Дир правил раньше Аскольда, часто приводится сообщение арабского автора Х в. ал-Масуди в сочинении «Золотые луга» о первом из славянских царей.

Аскольд - сын Одина?

Существуют в науке и сомнения в исторической реальности Аскольда. Например, Владимир Егоров, указывая на скудность исторических свидетельств и их противоречия, предполагает, что Аскольд и Дир были легендарными персонажами в летописи. По его мнению, их имена представляют собой измененное написание имен сыновей скандинавского бога Одина - Скольда и Тюра, легенды о которых могли быть занесены на Русь с варягами. Польский хронист Ян Дуглош (XV в.) считал, что Аскольд и Дир были потомками «полянской династии» основателей Киева, наследниками Кия, Щека и Хорива. Эта гипотеза поддерживалась позднее и другими авторами, стремившимися показать приоритет Киевской Руси перед Русью Рюрика.

Ярким свидетельством реальности Аскольда является проникновение на Русь христианства в период его правления.

Евангелия не горят!

Под 876 г. находим в Никоновской летописи повествование о первом крещении Руси при Аскольде. После неудачного похода на Царьград русы решили креститься, и император прислал на Русь архиерея. Князья хотели увидеть знамение и предложили архиерею бросить в огонь Евангелие, чтобы убедиться в силе учения Христа. Евангелие осталось нетронутым огнем, и Русь, потрясенная увиденным чудом, крестилась.

В. Н. Татищев первым из русских историков обратил внимание на сведения о крещении Руси при Аскольде и в византийских источниках, в которых также содержится сюжет о чуде несгоревшего в огне Евангелия. По его мнению, летописец Нестор удостоверяет крещение Аскольда убийством его от Олега и возведением христианами на месте его захоронения церкви святого Николая. Имя Николай, Аскольд, вероятно, принял при крещении. Историк высказывает предположение, что возможной причиной смерти Аскольда было нежелание киевлян принять крещение, которые потому и вступили в сговор с Олегом. Его можно почитать за первого святого мученика на Руси, и только из-за «неведения истории» его имя в святцы не внесено.

Хазарский «след»

По Повести временных лет Аскольд и Дир стали править Киевом вместо хазар, которым поляне ранее (с 859 г.) платили дань. Но ведь эта же летопись сообщает, что полян освободил от хазарской власти Олег после захвата им Киева. Поэтому многие ученые считают, что для того, чтобы утвердиться в Киеве, Аскольд и Дир должны были или могли признать себя вассалами хазар.

Важную роль в сложившейся в Киеве политической конструкции могли играть также находящиеся в восточноевропейских степях венгры, которые в этот период подчинялись Хазарскому каганату. Об их присутствии в Киеве свидетельствуют и местные топонимы угорского происхождения.

Русская летопись рассказывает, что после убийства Аскольда его тело отнесли на Угорскую гору, где был «Олъмин двор», там же захоронили. На месте погребения, согласно сообщению Повести временных лет, Олъма и возвел церковь св. Николы. Историк Г. В. Вернадский предположил, что за таинственным Оломой Повести, судя по всему, достаточно значимой личности в древнем Киеве, скрывается хорошо известный венгерский воевода Альмош, бывший в этот период вассалом хазарского кагана.

Началось ли русское летописание при Аскольде?

Известный ученый Б. А. Рыбаков, проанализировав сообщения Никоновского летописного свода за 867-889 годы, реконструировал их как самую раннюю древнерусскую летопись. Начата она была, по мнению исследователя, после крещения Руси при Аскольде и после изобретения славянской письменности солунскими братьями.

Споры по поводу реконструкции Б. А. Рыбаковым так называемой «Аскольдовой летописи» и отнесения, таким образом, начала составления русских летописей ко времени Аскольда до сих пор не утихают в научном мире. Будущие исследования покажут, был ли действительно этот человек вдохновителем первых русских книжников, но то, что он навсегда вошел в древнюю историю Руси, уже неоспоримо.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала

(2-я пол. IX - рубеж IX-X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90-х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск. более позднем - в «Повести временных лет» (10-е гг. XII в.), А. и Д. правили в Киеве до захвата его кн. Олегом . Древнейшая версия представляет А. и Д. пришельцами-варягами, вокняжившимися в Киеве нек-рое время спустя после легендарных основателей города - братьев Кия, Щека и Хорива и воевавшими с соседними восточнослав. племенами древлян и уличей (см. Славяне). Явившийся из Новгорода варяжский кн. Игорь обманом вызвал А. и Д. на переговоры, убил их под предлогом, что они княжат незаконно, не принадлежа к княжескому роду, и занял киевский стол. Могилы А. и Д. были известны во времена летописца (А.- на дворе некоего Олмы, Д.- близ мон-ря св. Ирины). Автор ПВЛ, знавший благодаря договору Руси с Византией от 911 г., что до Игоря в Киеве княжил Олег, справедливо предполагает, что именно по приказу Олега были убиты А. и Д., последних представляет дружинниками кн. Рюрика , а также снабжает рассказ искусственными датами (862 - призвание новгородскими словенами Рюрика и уход от него на юг А. и Д., 882 - захват Киева Олегом и убийство А. и Д.), к-рые нельзя признать сколько-нибудь надежными.

Варяжское происхождение А. и Д. подтверждается скандинавским именем А. (от древнесканд. основы ; ?) и, видимо, также Д. (древнесканд. Dýri? соответствует древнегерм. *tiuri - зверь). В парности имен А. и Д. иногда усматривают влияние хазар. модели двоевластия, но вполне возможно, что в устном предании соединились имена правивших в разное время князей. В подтверждение последнего мнения часто ссылаются на упоминание о якобы слав. кн. ад-Дире у араб. писателя 40-х гг. X в. аль-Масуди , информация к-рого о славянах, безусловно, много старше, чем 1-я пол. X в., однако надо учитывать, что и чтение ад-Дир, и его интерпретация как имени киевского князя спорны.

Не выглядит невероятным предположение составителя ПВЛ, что известный по греч. источникам поход рус. флота на К-поль в июне 860 г. (в ПВЛ он ошибочно датирован 866) исходил из Киева времен А. и Д. По свидетельству Окружного послания К-польского Патриарха свт. Фотия 866/67 г. и Жизнеописания имп. Василия I, написанного в сер. X в. имп. Константином VII Багрянородным , заключенный вскоре после похода русско-визант. мирный договор предполагал Крещение Руси и создание здесь епископии (по Константину VII, архиепиcкопии). Русь приняла греч. епископа и была крещена (в историографии за этим событием закрепилось название «первого крещения»; по сообщению Жизнеописания Василия I, Крещению предшествовало чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне, что убедило «варваров» в истинности христ. веры). По-видимому, память об А. и Д. как о первых рус. христ. правителях сохранялась в устной традиции, и по этой причине Олма поставил над могилой А. «церковь святого Николу» (НПЛ. С. 107). Начатки христианства, появившиеся в Киеве при А. и Д., были, очевидно, уничтожены языческой реакцией в правление Олега.

Никоновская летопись (1-я пол. XVI в.) содержит ряд дополнительных сведений об А. и Д. (об их войнах с полочанами и печенегами, о приходе к ним бежавших от Рюрика «новгородских мужей» и т. п.), достоверность к-рых сомнительна. Кроме того, вследствие неудачного соединения составителем Никоновской летописи известий из разных источников возникает впечатление о неск. походах А. и Д. на Царьград. Предполагать на этом основании существование какой-то древнейшей киевской летописи эпохи А. и Д. (Б. А. Рыбаков) нельзя. Столь же малоубедительны и попытки подтвердить достоверность сведений польск. историка XV в. Длугоша , что А. и Д. были слав. князьями из рода Кия.

Ист.: НПЛ. С. 106-107; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 20-23; Т. 2. Стб. 15-17; Т. 9. С. 7, 9, 13, 15; Истрин В . М . Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорус. переводе. Пг., 1920. Т. 1. С. 511; Летописец Еллинский и Римский. СПб., 1999. Т. 1. С. 455; Ситопt F . Anecdota Bruxellensia, I: Chroniques byzantines du manuscrit 11376. Gand, 1894. P. 33; Θωτίου ῾Ομιλίαι / Ed. В. Laourdas. Thessal., 1959. P. 29-52; Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia / Rec. B. Laourdas, L. Westerinck. Lpz., 1983. T. 1. P. 49; Constantini Porphyrogenneti de Basilio Macedone. IV, 33; V, 97 // Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / Rec. I. Becker. Bonnae, 1838. P. 196, 342-344; Les prairies d"or / Ed. Ch. Pellat. Beyrouth, 1966. P. 144; Joannis Dlugossii Annales, seu Cronicae incliti regni Poloniae / Rec. D. Turkowska. Warsz., 1963. T. 1. P. 121.

Лит.: Макарий . История РЦ. Кн. 1. С. 196-207; Голубинский . История РЦ. Т. 1/1. С. 35-52; Шахматов А . А . Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 319-323; Vasiliev A . A . The Russian Attack on Constantinople in 860. Camb. (Mass.), 1946; Рыбаков Б . А . Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. 1965. С. 159-173; Творогов О . В . Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 57, 71, 201, 259, 273, 283, 303; он же . Сколько раз ходили на Константинополь Аскольд и Дир? // Славяноведение. 1992. № 2. С. 54-59; Сахаров А . Н . Дипломатия Древней Руси: IX - первая пол. X в. М., 1980. С. 48-82 [Библиогр.]; M üll er L . Die Taufe Russlands: Die Frühgeschichte des russischen Christentums bis zum Jahre 988. Münch., 1987. S. 32-44, 57-66; Назаренко А . В . Русская Церковь в X - 1-й трети XV в. // ПЭ. Т. РПЦ. С. 38.

А. В. Назаренко

А. был погребен на дворе Олмы «на горе, еже ся ныне Угорьска наричеть» (НПЛ. С. 107), впосл. это урочище стало называться Аскольдовой могилой. До нач. XX в. на Аскольдовой могиле существовало кладбище, ныне это часть паркового комплекса на правом, высоком берегу Днепра. В 1810 г. на месте издавна стоявшей здесь деревянной ц. во имя свт. Николая, к-рая относилась к расположенному поблизости Николо-Пустынному мон-рю, был сооружен небольшой каменный храм с ротондой во имя свт. Николая по проекту арх. А. И. Меленского. В склепе под церковью в 1908 г. был погребен богослов еп. Каневский Сильвестр (Малеванский) . Церковь в советское время была перестроена в парковый павильон. Богослужения в ней возобновились в 90-х гг. XX в., в наст. время храм принадлежит греко-католикам . По летописным мотивам и народным преданиям М. Н. Загоскин в 1833 г. написал роман «Аскольдова могила», сюжет к-рого лег в основу одноименной оперы А. Н. Верстовского (1835).

Лит.: Закревский Н . Описание Киева. М., 1868. 2 т.; Титов Ф . Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева. К., 1910; Киев: Энцикл. справ. К., 1982.

Е. В. Лопухина