История жизнь египетского вельможи составить рассказ. этап

    Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

    Представьте себе, вы оказались в гостях у египтянина. Как выглядел его дом? Чем были заняты женщины, дети? Чем вас угощали?

    Из древних записей мы узнаем, что в Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два куска ткани. Почему был возможен такой, на наш взгляд, неравноценный обмен?

Сегодня, мои юные историки, мы с вами посмотрим, как жили египетские вельможи. Тема урока: «Жизнь египетского вельможи» .

План:

    О чем могут рассказать гробницы вельмож

    В усадьбе вельможи

    Служба вельмож

    Вельможа во дворце фараона

1 . Кто такой вельможа? Мы с вами рассматривали росписи, созданные древнеегипетскими художниками. Эти росписи были обнаружены на стенах гробниц вельмож. Посмотрите на рис. на с. 58 «Вход в гробницу вельможи». Приближенные фараона задолго до своей смерти приказывали строить для себя каменные гробницы. Стены гробниц художники расписывали красочными картинами с изображением повседневной жизни египтян. После смерти вельможи в гробницу ставили гроб с его телом. Египтяне верили, что все эти изображения оживут и умерший будет любоваться привычными картинами жизни. Найденные в гробницах рисунки и надписи являются очень важными источниками наших знаний о жизни древних египтян.

В Древнем Египте страну мертвых часто называли Аментис, что в переводе значит «запад». Чем можно объяснить это название? Каждый день солнце умирало на западе. И кладбища египетских городов также располагались на западе.

2 . Посмотрите на статую вельможи (с. 40). Правдиво воссоздан облик пожилого вельможи с бритой головой. Весь он полон сознания собственного достоинства.

Художник нашего времени, изучив египетские росписи, создал рисунок, на котором изображена усадьба египетского вельможи (с. 41). Как вы видите, вельможа жил в большом красивом доме, рядом с домом – пруд и фруктовый сад. Давайте представим себе один день из жизни вельможи.

Утром он принимал своих служащих – кого? Писцов, которые докладывали ему о выполнении его поручений. В это же время слуги приносили вельможе полотенце, таз и кувшин с водой для умывания. Один слуга, присев на корточки, растирал душистым маслом ноги вельможи, другой массировал ему спину, третий приводил в порядок ногти.

Если вельможа отправлялся на прогулку, он садился на носилки, которые несли много слуг. Следом за носилками тащили корзины с вкусной едой, опахала. Если он шел пешком, за ним несли кресло, переносную кровать с навесом, дающим тень (а вдруг господин устанет!).

За обедом вельможе подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, жареную птицу, пирожки с финиками и медом, молоко. Во время пира развлекали вельможу музыканты и красивые танцовщицы.

3 . Давайте теперь почитаем о служебных обязанностях вельмож (с. 42 «Фараон давал…).

4 . А теперь представьте, вернулся с войны военачальник фараона. Вошел во дворец, чтобы доложить о результатах похода. Военачальник знатен и богат, но при виде правителя Египта у него от волнения подкашиваются ноги, он теряет дар речи. И хотя вельможа вернулся с победой, ни в чем не повинен, подойдя к трону он встает на колени и падает лицом вниз. Он находится в такой позе, пока фараон не разрешит ему встать и говорить.

Посмотрите на статую фараона Рамсеса. Он представлен сидящим на троне в величественной позе. На его голове корона в виде шлема. В правой руке он сжимает жезл с изогнутым концом – знак его огромной власти. Приближались к нему, подняв руки в знак обожания. Всех подданных, в том числе и вельмож, фараон считал своими слугами.

Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций мира, которая зародилась на северо-востоке Африки. Властителем Египта считался фараон, которому прислуживали вельможи. Ремесленники и земледельцы представляли большую прослойку населения Древнего Египта и находились в подчинении у вельмож. В градации жителей Древнего Египта эти два сословия занимали низменные положения. Далее мы расскажем, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Рабочие будни

Земледельцы и ремесленники кормили не только себя, но еще и вельмож, писцов, воинов фараона. Большая часть наработанного земледельцами и ремесленниками уходила в государственную казну. День земледельца в Древнем Египте начинался с восходом солнца, а заканчивался на закате. Вся жизнь земледельца была тесным образом связана с Нилом - одной из величайших речных систем в мире. Когда река разливалась, нужно было следить, чтобы орошенными оставались не только поля и земли вблизи Нила, а также и те, которые были на некотором отдалении. На полях, которые располагались далеко от реки Нил, древние египтяне прокапывали каналы, которые перекрывали специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворяли.

После процесса полива крестьяне приступали к севу. Мягкая, плодородная египетская земля удобрялась илом и не требовала каких-то колоссальных усилий при обработке. Жали египетские земледельцы и крестьяне с помощью деревянных серпов, где в качестве режущей части использовались кремниевые вкладыши. Впоследствии серпы стали изготавливать из бронзы. Первые сжатые колосья крестьяне относили своему господину - вельможе.

Еще одну большую прослойку общества в Древнем Египте составляли ремесленники: горшечники, кожевники, ткачи.

Изделия своего труда они не продавали, так как на тот момент не существовало еще товаро-денежных отношений. Однако у историков существуют мнения и гипотезы о том, что некое мерило стоимости было, на древнеегипетских изображениях можно увидеть, как некоторые покупатели несут с собой маленькие коробочки. Предположительно, это были коробочки для измерения зерна. В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги. Например, один богатый вельможа очень щедро вознаградил мастеров-ремесленников, построивших ему роскошную гробницу.

Жилище

Как обстояла жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте с бытовой точки зрения?

Следует сказать, что дома ремесленников и земледельцев не могли похвалиться особо изысканным убранством. Основным назначением их жилища была защита от жары днем и от пронизывающего холода и ветра по ночам. В качестве строительного материала использовался не камень, что странно, ведь Египет - страна, богатая камнем, а глина. Причем кирпич лепили из смеси глины и камыша с навозом. Это придавало дополнительную прочность строению. Чтобы попасть в дом ремесленника, нужно было спуститься на пару ступеней вниз, так как уровень пола в доме был ниже, чем уровень земли. Делали это для того, чтобы в доме всегда было прохладно.

Пища

Питались ремесленники и земледельцы достаточно невкусной, но сытной пищей - лепешками из ячменя. Редко употребляли в пищу мясо и овощи и, как правило, получали их от вельмож. Основным продуктом питания ремесленных и крестьянских сословий было корневище папируса, приготовленное специальным образом и приобретавшее в процессе готовки крахмальный вкус. Что же касается напитков простонародья, то основным было пиво. На сельскохозяйственных работах существовал специальный человек, который следил, чтобы земледельцу вовремя подносили напиток. Многие ученые считают, что это все же было не пиво, а квас.

Внешний вид

Атрибуты одежды земледельцев и ремесленников не отличались особым разнообразием. Стандартный костюм выглядел следующим образом: набедренная повязка или юбка длиною до колен, повязка на голову. Ходили крестьяне босиком, сандалии стали использоваться в Древнем Египте в более поздний период расцвета цивилизации.

О чем могут рассказать гробницы вельмож Жилища египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени. Их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем, как жили знатные люди в Древнем Египте.

Для вельможи еще при его жизни строили каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить.

Поэтому вельможа приказывал изобразить в гробнице себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, - и даже лучше.

В усадьбе вельможи. Рассматривая изображения на стенах гробниц, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.

Одежда вельможи - из тонких льняных тканей. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений: золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями.

В комнатах у него - удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, роскошные ларцы и вазы. В надписях на стенах гробницы перечисляются всякие яства, которые приносили вельможе при жизни и должны давать ему после смерти: всевозможные виды хлеба и печенья, жареная птица, мясо, фрукты и сладости, разные сорта пива. Здесь же художник изобразил некоторые из угощений: горы лепешек, виноград и финики, огромную бычью ногу.

Развлекают вельможу музыканты и красивые танцовщицы. Слуги готовы выполнить все распоряжения вельможи. Ему даже не нужно ходить пешком за пределы дома. Рабы носят его в специальном кресле с навесом, защищающим от солнца.

В гробницу ставили и маленькие фигурки работников. Египтяне верили, что они оживут и будут трудиться в стране мертвых на своего покойного господина.

3. Служба вельмож. В надписях на стенах гробниц вельможи рассказывали о том, чем они занимались в жизни и какими милостями были осыпаны. Они надеялись, что в стране мертвых сохранят свое высокое положение и будут жить счастливо.

Фараон давал вельможам различные поручения. Один распоряжался работами в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц. Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце. Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона. Четвертый в стихах сообщал о том, как он возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии.

В гробнице одного из вельмож есть надпись. В ней рассказывается, как фараон послал его с военным отрядом в глубь Африки, чтобы добыть слоновую кость, черное дерево и разнообразные душистые вещества - благовония. По возвращении вельможи владыка Египта дал ему еще более сложное поручение - привезти черного карлика, который исполнял бы перед фараоном священные пляски и веселил его сердце.

Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооруженных воинов, стражники, а также писцы, которые вели учет добычи или налогов.

Вельможа во дворце фараона. Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных.

К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа прославлял его могущество и мудрость, заключая речь такими словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости» .

Все почести, которыми фараон одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стенах своей гробницы. Часто знатные египтяне униженно называли себя ничтожными людишками, которые всем обязаны лишь благодеяниям фараона.

Мало кому выпадала честь находиться перед самим фараоном. Бывало, что при виде его у вельможи от волнения подкашивались ноги, он терял дар речи, не понимая, жив он или мертв. Ведь перед ним на троне восседал сам великий владыка Египта.

В знак особой милости вельможу могли назначить, например, «носителем царских сандалий» . Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом и самого его приказать побить палками.

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 10.

КАРТОЧКА № 10

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

— Где находится Египет?

— Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

— Расскажи о некоторых из них.

— Легким ли был труд ремесленников?

— В каких условиях жили ремесленники?

— Что такое налог?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную, нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

2. Пока ученик готовится, можно попросить зачитать рассказ от имени египетского земледельца.

3. Индивидуальная работа. Выполнение теста.

4. Заслушивание устного ответа по карточке № 10. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. урок № 10).

III. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и вельможи.

— Как жили египетские вельможи?

IV. Изучение новой темы

План

1) В усадьбе вельможи.

2) Служебные обязанности вельможи.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

2. Беседа по прочитанному.

— Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

— В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.)

— О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае — о вере в загробную жизнь.)

Информация для учителя

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

3. Работа по историческому документу.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности.)

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)

(Назначение судей).

… его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником в случае любого тайного дела…

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами.)

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта.)

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 33-34.

4. Беседа по тексту документа.

— Кто такой вельможа? (Это знатный и богатый египтянин.)

— Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (Смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона.)

— Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (Выполнял так, что царь его хвалил.)

— Как относится к своему царю этот вельможа? (Он его боготворит, пытается выслужиться.)

V. Закрепление изученного материала

Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

— Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми, признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на три группы: «вельможи», «земледельцы» и «ремесленники». Представители каждой группы должны рассказать о своем образе жизни.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Ученики должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) род занятий;

2) жилище;

4) источники информации.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждый аргументированный ответ ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени египтянина «Почему я стал писцом?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Итоги урока

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание: прочитать § 8 Вигасина или § 12 Михайловского; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Сравни условия жизни земледельцев, ремесленников и вельмож»; подготовить сообщение о вооружении египетского войска (1 человек).

Дополнительный материал

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 31.

Жизнь египетского вельможи

Древний мир

5 класс

Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород

Бортникова Т.И.


Для вельможи еще при его жизни строили каменную гробницу , стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами.

Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Стены художники расписывали красочными картинами, на которых изображали природу Египта, полевые работы, охоту на зверей и птиц, военные отряды, сражения.

Вход в гробницу вельможи


О чём могут рассказать гробницы вельмож

  • В Древнем Египте кладбища городов или «царство мёртвых» находилось на западе, на окраине Ливийской пустыни.
  • Почему страна мёртвых - Аментис- находилась на западе?

  • Вельможа жил в большом и красивом доме, построенном из сырцового кирпича. Рядом с домом находился пруд и фруктовый сад, спасавший от изнурительной жары. При виллах имелись собственные угодья и все необходимые хозяйственные службы: кухни, зернохранилища, пекарни, бойни, пивоварни, различные мастерские.

Похвала хозяину дома

Приходящие в дом гости начинали с обращения к хозяину дома:

«Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке - сирийские жеребцы… Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками… Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали - не существует».


  • За обедом вельможе и гостям подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, пирожки с финиками и мёдом, молоко. Пирующие брали пищу руками с невысокого столика на одной ножке. Руки пачкались, поэтому слуги подносили не только еду и напитки, но также тазы и полотенца для омовения рук.

Праздники древних египтян проходили под музыкальную программу. Музыканты, одетые одинаково, в белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр зала. Они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны. Рассаживались они на полу и начинали играть - сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм. Песни восхваляли бога Амона-Ра.


Служба вельможи

Фараон давал вельможам различные поручения.

Один распоряжался работами в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц.

Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце.

Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона.

Четвертый в стихах сообщал о том, как он возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии.


Служба вельможи

В гробнице одного из вельмож есть надпись.

В ней рассказывается, как фараон послал его с военным отрядом в глубь Африки, чтобы добыть слоновую кость, черное дерево и разнообразные душистые вещества - благовония.

По возвращении вельможи владыка Египта дал ему еще более сложное поручение - привезти черного карлика, который исполнял бы перед фараоном священные пляски и веселил его сердце.


Служба вельможи

Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооруженных воинов, стражники, а также писцы, которые вели учет добычи или налогов.


  • Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть.
  • Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных.

К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания.

Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить.

Обращаясь к фараону, вельможа прославлял его могущество и мудрость, заключая речь такими словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».


Все почести, которыми фараон одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стенах своей гробницы. Часто знатные египтяне униженно называли себя ничтожными людишками, которые всем обязаны лишь благодеяниям фараона


В знак особой милости вельможу могли назначить, например, «носителем царских сандалий».

Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом и самого его приказать побить палками.


Из книги И.Е.Ефремова «Путешествие Баурджеда».

«Пестрые занавеси в оконных просветах колыхались под легким ветерком. По коричневой полированной поверхности деревянных колонн пробегали слабые блики света. В комнату, тяжело ступая, вошел великий властитель, молодой фараон Джедефра. Следом за ним спешили два человека с золотыми нагрудными знаками. Они с привычной ловкостью распростерлись на полу перед фараоном. Нетерпеливое движение руки Джедефры заставило их встать. Один, высокий и худой, носивший звание хранителя царских сандалий, снял с ног фараона сандалии из позолоченной кожи. Другой, смотритель ларца с притираниями, осторожно освободил Джедефру от тяжелого парика, прикрытого полосатым чехлом и двойной короной - пшентом, снял футляр, заменявший бороду. Фараон с облегчением провел ладонью по гладко выбритой голове».


Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям.

Он и вельмож считал своими слугами.


Вставка рисунка

Чем отличалась жизнь вельможи от жизни земледельцев и ремесленников?


Домашнее задание

§ 8, вопросы и задания на с. 43.

Индивидуальное задание: подготовить пересказ текста «Приключения Синухета».


  • http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-11.html
  • http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000127/st002.shtml
  • http://annales.info/egipet/monte/egram_08.htm
  • http://www.hurghada-life.ru/vse-chto-svyazano-s-egiptom/interesnye-fakty-o-egipte/trapeza-v-drevnem-egipte
  • http://annales.info/egipet/avdiev/vide1_3.htm
  • http://www.brashstyle.ru/uroki.html
  • http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm