Как избавиться от артикуляции. Как научиться читать про себя не проговаривая

Как избавиться от артикуляции при чтении? Немного о чтении и артикуляции Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения: o Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью) o Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость) o Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения) Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь - это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы. Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Данная статья посвящена именно артикуляции и здесь мы разберём несколько основных способов подавления внутренней речи. А если есть желание обучиться скорочтению с помощью других методик, то приглашаю вас на курс по скорочтению:

Подавление артикуляции Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция - это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами. Первый способ подавления артикуляции Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми. Второй способ подавления артикуляции Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста. Третий способ подавления артикуляции Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного. Четвёртый способ подавления артикуляции Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм: o Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции. Пятый способ подавления артикуляции Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп. Шестой способ подавления артикуляции Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки. Седьмой способ подавления артикуляции Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём. Восьмой способ подавления артикуляции Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии. И ещё один способ, направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости. Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их - и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники. Кирилл Ногалес Успехов вам! Пусть в вашей жизни будет больше добра и позитива! Поделитесь с друзьями полезным контентом и присоединяйтесь к нашему сообществу, получайте новые интересные и нужные знания и применяйте их сразу в своей жизни, повышая её качество

Одним из камней преткновения в быстром чтении (я бы предпочла привычный мне термин "динамического" чтения) считается проговаривание, то есть активизация внутренней речи. Эта часть всех традиционных курсов по скорочтению дается слушателям тяжелее всего и, судя по письмам, вызывает наибольший дискомфорт и чувство неуспешности. "Борьба" с проговариванием, как правило, заканчивается победой нашего гибкого интеллекта и неотъемлемого его инструмента - свернутой внутренней речи. Человеческий мозг обучается очень быстро - простукивать, пропевать, проскальзывать глазами текст и проговаривать ключевые слова. Часто может создаваться иллюзия подавления внутренней речи, что скорее свидетельствует о высокой мотивированности обучающегося, чем о его наблюдательности. Конечно, с помощью определенных упражнений можно достичь состояния медитативного покоя и "отключения внутреннего диалога", но это состояние не будет свидетельствовать о прекращении взаимодействия нашего сознания с потоком информации. При чтении мы всегда имеем определенную цель такого взаимодействия, имеем возможность осуществлять его активно и сознательно. В этом случае внутренняя речь - не помеха, а превосходный индикатор, помогающий нам максимально полно ее реализовать. Главным критерием успешного взаимодействия с конкретной информацией является как раз соответствие наших интеллектуальных, волевых, эмоциональных действий поставленной цели.

Скорость чтения равна скорости нашего мышления, скорости восприятия и формирования обратной связи, наконец, скорости сопутствующего эмоционального процесса. Если вы читаете любимое стихотворение, если какая-либо фраза в тексте встречает ваш эмоциональный отклик, поток значимых для вас образов, если вы просто сталкиваетесь с относительно новой и значимой для вас информацией - здесь будет присутствовать и внутренняя речь, и активное осмысление (с ее помощью), и погружение в образную среду, индивидуальную для каждого читателя и каждого произведения. При активном восприятии создается единое информационное пространство. Меня часто спрашивают, можно ли после моего курса динамического обучения читать учебник по математике или "Войну и мир" с такой же скоростью, как и вечернюю газету. Можно "читать" еще быстрее. Все зависит от нашего индивидуального интеллектуального и личностного своеобразия. Учебник по математике для первого курса математического факультета я, математик по образованию, "читаю" значительно быстрее, чем стихи Мандельштама. Однако, как только я дохожу до любимых нелинейных и топологических многомерных пространств - интеллектуальные эмоции, наслаждение от соответствующего потока образов, взаимодействие с ними, поиск актуальных решений тут же "тормозят" процесс, традиционно называемый чтением. И начинается "проговаривание" :-). Внутренняя речь в сжатом виде маркирует значимую для нас информацию. Проделайте небольшой эксперимент - проскользите глазами какой-нибудь текст и обратите внимание на то, какие именно слова вами проговариваются. Чаще всего они являются ключевыми, несущими основную смысловую или эмоциональную нагрузку. Конечно, я не беру крайний вариант, когда проговариваются все слова без исключения - при активном восприятии в процессе чтения мы максимально приближаемся к характерной для нас модели мышления. Внутренняя речь - неотъемлемая ее часть. Именно она позволяет нам свертывать уже освоенную информацию и актуализировать ее в зависимости от контекста умственного действия. Л.С. Выготский говорил о том, что мысль не воплощается в слове, а совершаетсяя в слове. Внутренняя речь предоставляет нам план умственных действий, который затем развертывается во внешнюю речь, в результат этих действий.

Если внимательно проследить за внутренней речью, мы заметим, что именно уровень ее "сжатости" свидетельствует об эффективности интеллектуального процесса. "Динамичный" читатель не борется с проговариванием, а изучает, использует его, совершенствует общий процесс восприятия информации - и это энергоцелесообразная стратегия. Мы все помним, как в школе впервые столкнулись с названием "дезоксирибонуклеиновая кислота", я даже помню, как в такт шагов повторяла по слогам это слово, чтобы наконец-то можно было воспроизвести его без запинки. Что происходит сейчас, когда вы сталкиваетесь с ним в тексте при быстром чтении? Произносите ли вы его полностью или "сжимаете", не проговаривая целиком, даже не заменяя компактной аббревиатурой "ДНК"? Внутренняя речь может многое рассказать нам о нашем состоянии, об уровне подготовки в том или ином вопросе, об актуальности информации, наконец, о наших мыслительных стратегиях и особенностях восприятия. "Подавить" ее проще, чем кажется, достаточно читать невнимательно, бесцельно, но зачем? Вот я пролистываю, скользя глазами, "Войну и мир" - и вдруг глаза выхватывают фразу на заложенной странице, и тихий голос произносит ее: "Мудрость не нуждается в насилии"... А потом происходит пресловутая регрессия, глаза сами возвращаются к ней, и голос снова повторяет ее, но уже с другой интонацией и еще медленнее. Примерно то же самое происходит и с "Максимами и мыслями узника Святой Елены" Наполеона, эту книгу я купила сегодня, почти прочла. Многое я воспринимаю очень быстро, но некоторые фразы останавливают какими-то проговоренными про себя значимыми словами, я возвращаюсь к ним и произношу уже полностью. Например: "Написано более чем достаточно; я хотел бы поменьше книг и побольше здравого смысла" :-)... Можно добавить - и пристальности к нашему внутреннему миру, умного обращения с нашими мыслительными особенностями. Знакомство с добросовестными научными исследованиями также бывает полезно в оптимизации своих умственных действий. С этой точки зрения очень рекомендую главу из книги А.Р. Лурии "Язык и сознание" о происхождении и структуре внутренней речи.

Проговаривание при чтении

Как показывает мой опыт, проговаривание можно убрать при соблюдении следующих условий:

1. Следует научиться некоторое время не думать (методик полно).

2. Следует выбивать ритм всей рукой. Должны участвовать как рука, так и предплечье.

3. Ни в коем случае нельзя напрягаться.

4. Следует осознать важность упражнений.

При чтении должна быть конкретная цель. Не просто цель-- хочу быстро читать, а конкретно -- я хочу быстро читать, чтобы получить конкретную информацию в данный момент времени. После этой установки вы будете автоматически выбирать то, что вам нужно.

А нужно ли проговаривать слова

при чтении?

Возьмите какую-либо статью и просмотрите ее. НЕ ЧИТАТЬ, а смотреть!После просмотра статьи попробуйте вспомнить, о чем идет речь в статье. Просмотрите статью еще раз (смотреть, но НЕ ЧИТАТЬ). Подумайте о том, что Вы пропустили в первый раз.Так сделайте несколько раз.Попытайтесь следить за внутренними ощущениями во время поиска ключевых слов (что происходит в мозгу -- произносится слово, а может быть, оно вспыхивает или звенит?). Ваши ответы и будут ответами на Ваш вопрос ("проговаривание должно подавляться полностью или что-то остается?").

Из своего опыта могу сказать, что читаются (проговариваются) не все слова, а лишь избранные.Количество фиксаций сильно зависит от текста.

И тут я вспомнил, как недавно прочитал фразу:"Па*р... России... Владивосток". Конечно же я прочиталтак: "Партизан всей России приехал во Владивосток". Однако через несколько предложений я понял, что ошибся и еще раз перечитал:"Патриарх всея... приехал во Владивосток".

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Практически во всех методиках скорочтения указываются три основных ограничителя быстрого чтения: артикуляция, малое поле зрения и регрессии.

И часто в качестве главного врага называют артикуляцию , или проговаривание вслух (или шепотом) текста, который читаешь.

Правда многие избавились от такого шептания, но все равно осталось внутреннее проговаривание – или вокализация (субвокализация).

Вот от этих двух видов проговаривания читаемого текста и предлагают избавиться практически все методики скорочтения.

Поможет ли это?

Давайте посмотрим на собственном примере.

Берем текст – не более 100 слов (или ниже приведенный отрывок из книги Т. Бьюзена «Учебник быстрого чтения» , в нем 118 слов ).

«Франклин Делано Рузвельт был одним из самых быстрых и самых ненасытных читателей среди всех государственных лидеров. Различные источники сообщают, что он был в состоянии прочитать целый абзац одним взглядом, завершая чтение любой книги, как правило, за один присест.

Известно, что Рузвельт стартовал в этой сфере со средних показателей скорости чтения, над повышением которых решил всерьез работать. В числе его первых достижений было увеличение области, первоначально охватывавшейся в ходе приостановки до четырех слов, а впоследствии Рузвельт довел это количество до шести и, далее, до восьми слов.

Затем он практиковался в одновременном чтении двух строк, после чего начал продвигаться по страницам зигзагообразно, прочитывая небольшие абзацы одним движением глаз. Его подход был идентичен тому, который применяется лидерами быстрого чтения и сегодня».

Опыт 1: читаем вслух, своей обычной речью.

Включаем секундомер — начали чтение – закончили чтение – выключаем секундомер.

Подсчитываем количество слов в минуту: (118/кол секунд)*60.

Для справки: средняя скорость речи русского человека – 100-120 слов/минуту.

Опыт 2: читаем вслух на своей максимальной скорости, но так чтобы речь можно было понять.
Обычно при скорости больше 200 слов/минуту – речь слаборазборчивая.

Определим количество слов/минуту на повышенной скорости.

Для справки: Нынешний рекорд скорости речи принадлежит английскому актеру и ведущему Стиву Вудмору – 637 слов в минуту.

Правда понять ее можно только записав и прокрутив на пониженной скорости, поскольку есть скорость восприятия, и при 300 словах речь уже не различается.

Но тем не менее такой рекорд есть, хотя возможно кто-то из ваших знакомых также близок к подобному рекорду. Такое встречается.

Опыт 3: читаем не вслух, а про себя.

Определяем количество слов/минуту при внутренней вокализации.

Что же мы выяснили из этих опытов?

1. Действительно артикуляция и вокализация снижают скорость чтения.

2. Скорость чтения при внутреннем проговаривании выше, чем при чтении вслух или шепотом – в 2-3 раза.

Отсюда первый вывод: исключаем ненужное «бормотание» даже шепотом, при чтении не шевелим губами.

С артикуляцией разобрались, а вот с избавлением от субвокализации сложнее.

Внутренняя речь – это настолько укоренившаяся привычка, что бороться с ней практически невозможно.

И хотя методики скорочтения настаивают на упражнениях, позволяющих подавить или вытеснить внутреннюю речь, добиться этого очень сложно. Определяются даже сроки – 20 часов выстукивания ритмов, отвлекающих от проговаривания.

Откуда все это пошло, возникает вопрос?

Ссылаются на различные фундаментальные исследования специалистов лингвистов и психологов.

Ведь чтение связано с проговариванием, и проработать текст, не подключая мышцы, отвечающие за говорение – невозможно. Это доказывают специальными приборами, фиксирующими внутреннее проговаривание текста, — даже при немом чтении мышцы гортани работают также, как и при чтении вслух.

Об этом в частности пишет М. Зиганов в своей книге «Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным". «Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ. Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально. Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ» .

Об этом пишет и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения»: «беззвучное проговаривание не может и не должно полностью устраняться в подлинном смысле этого слова ». «Нет нужды огорчаться, если вы будете эпизодически осознавать, что беззвучно проговариваете слова, поскольку эта привычка универсальна и неистребима ».
«…беззвучное проговаривание не является — по определению- медленным и мешающим процессом. Ваш мозг вполне в силах мысленно проговаривать до 2 000 слов в минуту ».

Даже в методике Эвелины Вуд, считающейся первой кто системно занялся скорочтением, говорится следующее: «600-900 слов в минуту. Это максимально возможная скорость для тех, кто использует субвокально — линейный подход».

Автор книги — Stanley D. Frank.

В этой же книге указывается, что субвокально-линейный способ используют даже эксперты в области визуально- вертикального чтения. Например при чтении – поэзии, сложных технических книг с новой терминологией, при чтении шуток, афоризмов.

Как же быть и кому верить?

Ведь даже в фундаментальном курсе Андреева О.А. и Хромова Л.Н. «Учитесь читать быстро» вся глава 5 посвящена «Артикуляции» и способам борьбы с ней.

А упоминание таких ученых как П. Брок, открывший зону Брока в мозге или Э. Вернике, установившем зону сенсорной речи – зону Вернике, видимо должно развеять наши сомнения, относительно необходимости подавлять ненужное проговаривание.

Хотя я больше склонен поддержать точку зрения М. Зиганова «Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом «подавлении артикуляции», якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро» .

Акцент – на «плохо ознакомившиеся».

Но, как и в любом деле – истина находится посредине.

Избавиться от проговаривания – невозможно, но можно изменить схему обработки информации.

От традиционной, заложенной в школе:

увидел – проговорил – услышал – понял.

К более рациональной и скоростной:

увидел – понял.

В этом случае в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения.

Проще, объяснить так – слово узнается. Если вы часто встречали конкретное слово, то при очередном чтении, вам уже нет необходимости читать/проговаривать его полностью. Взглянули – визуально узнали – поняли.

Например, слово: Рецессия. Встречается редко, у большинства. Поэтому сложно его сразу узнать, читаем полностью, про себя или вслух.

А вот слово – Магазин, более знакомое. Его не стоит читать, оно узнается и без прочтения.

Думаю, смысл понятен, — что означает перевести из режима проговаривания в режим визуального узнавания.

Некоторые читатели понимают мыслить визуально, — как видеть образ каждого слова – кот- это кот, а вот слово – необходимость – как его визуализируешь.
Придумывать образ не надо, слово просто должно быть узнаваемо по форме, буквам и тд.

Хотя сам процесс распознавания слов пока не изучен, есть несколько гипотез, и если ранее главенствовала модель формы слова, то сейчас модель параллельного буквенного распознавания, хотя и это надо полагать, не последняя гипотеза.

Поэтому пока неважно – какая гипотеза выиграет, опыт показывает, что чем шире у читателя его Тезаурус, тем больше слов он узнает сразу.

Узнаванию помогает и антиципация (догадка или предвосхищение). Именно на этом свойстве нашего мышления построена система И.З. Посталовского – Предвосхищение при чтении. Но об этом в следующий раз.

Ну и в конце этой статьи, — ведь можно повысить и скорость речи, как один из факторов скорости проговаривания. Хотя она и зависит от темперамента человека, но все же.

Скороговорки – одна из возможностей это сделать.

Корабли лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали!

Произнося скороговорки и повышая их скорость, вы развиваете мелкую речевую моторику – способность языка, губ и гортани совершать мелкие мышечные движения. «Нестандартные» слова в тексте уже не будут служить препятствием, об которое ранее спотыкались, сбавляя темп чтения.

Итак, краткое резюме по сегодняшней статье:

Один из врагов скорости чтения – проговаривание текста.

Вы убедились в этом на опытах, и узнали вашу скорость.

Вариант избежать проговаривания: увидел- понял.

Способы:

1. Стараться избавиться от артикуляции (шевеления губами и шепота). Достигается просто – закрыли рот и читаем. Это шутка. На самом деле существуют различные способы.

2. Повышать скорость речи. Быстро говоришь – быстро читаешь, хотя бы вслух, хотя бы на уровне внутреннего проговаривания. Один из способов – скороговорки.

3. Расширять свой словарный запас (тезаурус).

4. Антиципация слов. Пример — предугадываем слово по первым буквам. Подробнее в следующий раз.

И не надо никаких простукиваний, отвлекающих от внутреннего проговаривания. Привычка, сложившаяся годами – вряд ли уйдет быстро. Кроме того непонятно – это привычка или естественный физиологический процесс.

Возможностей увеличить скорость чтения масса, и мы их рассмотрим в дальнейшем.

На этом сегодня все, продолжу тему в следующей статье.

Надеюсь, что возникли вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.