Как лексика и манера речи выдают низкую самооценку. Манера общения и стиль

Неуверенность рано или поздно становится заметна окружающим. Это заставляет нас чувствовать себя настолько беззащитными, что в итоге мы действительно раскрываем свои слабости и становимся уязвимыми. Как красный носок, случайно оказавшийся в машинке с белоснежным бельем, нерешительность оставляет знаки в нашей речи и текстах, портя образ безупречно уравновешенного человека, который мы стараемся транслировать окружающим.

Но если вы знаете, за какими лингвистическими маркерами стоит следить, вы можете распознать неуверенность в речи (и, возможно, исправиться до того, как кто-нибудь заметит). Ниже перечислены полезные рекомендации.

В первую очередь, остерегайтесь сверхкомпенсации. Ничто так не выдает комплекс неполноценности, как самореклама. Исследователи из Гарварда и университета Пенсильвании сообщают, что люди, находящиеся на периферии какой-либо группы, более склонны использовать слова, подчеркивающие их принадлежность к этой группе. А вот ключевые фигуры не стремятся демонстрировать свою причастность.

В одном из исследований сравнивались сайты топовых университетов, предлагающих программы PhD, и топовых университетов, предоставляющих лишь возможность получить магистерскую степень. И те, и другие позволяют получить высшее образование - в отличие от колледжей. Но исследователи предположили, что вузы, специализирующиеся на магистратуре, будут не так уверены в своем статусе. Добровольцам нужно было проследить, как часто на каждом сайте используются только названия учебных заведений (например, «Гарвард») и как часто упоминается их статус (например, «Гарвардский университет»). Оказалось, что «магистерские» вузы действительно чаще называли себя университетами, чем вузы с программами для аспирантуры.

Похожим образом ученые исследовали сайты международных аэропортов: оказалось, что маленькие аэропорты гораздо чаще подчеркивают свой международный статус, чем аэропорты уровня Хитроу. И, наконец, исследователи провели эксперимент со студентами двух вузов Лиги плюща, попросив их описать свои учебные заведения. Студенты менее престижного Пенсильванского университета чаще подчеркивали элитность своего вуза, чем их ровесники из Гарварда.

У социологов есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность

Вы можете возразить, что к такому откровенному обозначению статуса можно прибегать и просто для того, чтобы избежать неясности и двусмысленности. Мы по умолчанию предполагаем, что в крупных аэропортах есть международные рейсы - возможно, аэропортам поменьше просто полезно напомнить клиентам о всех возможностях, потому что они не так очевидны? А если кто-то не помнит, что Пенсильванский университет входит в Лигу плюща, есть вполне прагматические причины вызвать у собеседника «правильную» ассоциацию.

И все-таки мне кажется, что интерпретация исследователей хотя бы частично верна. Я помню, как в детстве орала во всю глотку в поддержку своей команды пловцов. Почему? Я отвратительно плавала и хотела доказать свою принадлежность к «Дельфинам».

Несмотря на то, что неуверенные в себе люди настаивают на своей причастности к группе, они все же предпочитают говорить только за себя. Теперь мы знаем, что низкая самооценка выражается в местоимениях. До недавнего времени многие эксперты верили, что частое использование слова «я» свойственно властным и нарциссичным людям, жаждущим внимания. Но как написал Джеймс Пеннибэйкер, психолог из Техасского университета в Остине, это местоимение часто сигнализирует об униженности и подобострастии. Более уверенный в себе человек чаще обозначает свою территорию (и, возможно, решает, что вам стоит сделать, а не беспокоится о том, что нужно делать ему). «Человек с высоким статусом фокусируется на окружающем мире, а человек с низким статусом интересуется самим собой» - считает Пеннибэйкер.

Неуверенность выражается не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Коллеги рассказывали мне, что понижали голос, чтобы выглядеть более авторитетными в трудные моменты, или использовали высокопарные слова. У социологов даже есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность . Она возникает, когда человек чувствует, что его язык сигнализирует о его неполноценности. Он пытается - сознательно или нет - «позаимствовать престиж» другой социальной группы, выбирая нетипичную манеру разговора. Лингвист Уильям Лабов впервые исследовал это явление в 1960-х. Он обнаружил, что в Нью-Йорке представители высшего класса произносят звук «r», а горожане из низов чаще опускают его на конце слов или перед гласными. Ученый попросил работников из престижного торгового центра Saks на Пятой авеню и дисконт-магазина S. Klein произнести словосочетание «forth floor». Оказалось, что сотрудники Saks гораздо чаще пытаются имитировать «элитное» произношение.

У лингвистической неуверенности есть и более экстремальная форма - гиперкоррекция: когда реальное или воображаемое грамматическое правило используется в неправильном контексте. В таких случаях попытка говорить «правильно» парадоксально приводит к неверному результату.

Также существуют речевые особенности, которые мы ошибочно принимаем за признаки неуверенности, хотя они таковыми не являются. Например, надтреснутый голос, манера произносить утвердительное предложение с вопросительной интонацией - скорее свидетельство энергичности и склонности к новаторству, а привычка часто говорить «эээ» или «вы знаете» - признак открытости и честности рассказчика.

Не секрет, что наш голос и манера говорить способны как заворожить собеседника, так и вызвать у него чувство напряженности и раздражения. И то и другое может произойти неосознанно, собеседник может, не отдавая себе отчета, вдруг проникнуться к тебе самыми лучшими чувствами, или наоборот – испытать острое желание немедленно прервать общение с тобой.

Почему так происходит? Голос и манера говорить отражают, как психологическое состояние твоей личности, так и твою способность выполнять принятую тобой на себя социальную роль. За тысячелетия, прошедшие со времени, когда люди овладели речью, мы научились воспринимать из нее не только информацию, содержащуюся в словах, но и ту, которая скрыта в самой манере говорить.

Без сомнения, значительная часть этой информации относит говорящего к определенной эпохе, культуре, социальному слою и т.п., но есть признаки, способные дать ему индивидуальную характеристику, они не зависят ни от содержания речи, ни от культурных или социальных различий. Но именно эти особенности формируют и степень нашего доверия к переданной информации и наше отношение к говорящему. Условно можно выделить десять манер говорить.

Такая манера говорить характеризует тебя, как человека с крайне неустойчивым душевным состоянием. Ты легко поддаешься смене настроения и бурно реагируешь, как на взлеты, так и на падения, очевидно, что у тебя серьезные проблемы с самоконтролем. Но такая манера говорить может носить и временный характер, в случае, если она вызвана с процессом перехода из подросткового во взрослое состояние. Столкновение с новыми жизненными ситуациями и ломка привычных в детстве способов решения проблем часто проявляются в такой манере говорить.

Полная противоположность предыдущему варианту. Создается впечатление, что ты стараешься контролировать все, что только возможно. Если ты хочешь проявить себя как ответственный работник – это тебе не повредит, но в устройстве личной жизни такая манера говорить далеко не лучший выбор. У собеседника, скорее всего, сложится мнение о тебе, как о целеустремленной, но холодной, лишенной души, стремящейся к доминированию особе. Кроме того, с тобой, вероятно, смертельно скучно.

Твой голос звучит столь высоко, что кажется будто он через секунду-другую оборвется. Такое бывает при эмоциональном напряжении, другим признаком является состояние мышц шеи и плеч: плечи поднимаются, мышцы шеи напрягаются. В жизни бывают различные ситуации, но если это твое состояние уже стало привычным – у тебя проблема. Находиться рядом с тобой тревожно, кажется, что ты вот-вот сорвешься в бездну неконтролируемых импульсов, и нет никаких гарантий, что шквал эмоций не изольется на окружающих. Не удивляйся, что люди стараются побыстрее свернуть общение с тобой и бежать, куда глаза глядят.

Создается впечатление, что ты полностью погружена в себя. Тобой владеют сентиментальные чувства. Ты склонна скорее к самолюбованию, чем к каким-либо активным действиям. Впрочем, как знать, может быть найдется человек, который полюбит тебя такой, как ты есть. На всех остальных твой неразборчивый шепот производит негативное впечатление, никому не хочется напрягать слух, чтобы разобрать, что ты там бормочешь.

Может быть твоя профессиональная деятельность предполагает способность доминировать (например, ты – учитель), но за рамками класса твоя манера говорить превращается в проблему. Люди чувствуют, что их воля находится под давлением твоего голоса и начинают неосознанно протестовать, им некомфортно общаться с тобой, и они стараются этого дискомфорта (а значит и общения с тобой) избежать.

Я уже неоднократно писала ранее, что люди не любят слушать, когда собеседник жалуется им на свои проблемы. А в твоем случае и слушать необязательно, твоя манера говорить сама полна жалоб на жизнь, даже если ты пытаешься рассказать, как только что выиграла миллион в лотерею. Ты удивляешься, что никто не радуется вместе с тобой. А наоборот, все разбегаются. Все просто: тебя никто не слушал, твой голос быстрее, чем слова донес до собеседников информацию (в данном случае ложную), что сейчас последует очередная жалоба на жизнь, вот все и «заткнули уши».

7. Громогласный, не контролируемый по силе голос.

Стремление перекричать собеседника свидетельствует вовсе не о силе твоей позиции, как раз наоборот, за сильным криком мы чаще всего стараемся скрыть слабость своих аргументов. Нам кажется, что за счет силы голоса мы можем донести свою позицию до окружающих, но это ощущение ложное. Психологи утверждают, что уровень доверия и к передаваемой таким образом информации, и к самому крикуну крайне низок. В ситуации, когда спор перешел в соревнование в децибелах, они советуют наоборот перейти на нормальный или даже тихий голос. Парадоксально, но так вероятность быть услышанной намного выше.

Но если нужно позвать на помощь или предупредить об опасности громогласный голос будет очень уместен.

8. Уверенный, спокойный, неторопливый, с четким произношением голос.

Такая манера речи порождает доверие к говорящему, сразу видно, что ты – человек организованный и ответственный. Даже если содержание речи так себе, она все равно воспринимается с доверием и энтузиазмом. Для того, чтобы убедить собеседника принять твою точку зрения лучшего и не придумаешь. Но в случае, когда нужно донести не информацию, а эмоции такая манера речи дает сбой, в личных отношениях, где передача чувств выходит на первый план, она начинает казаться занудной и скорее отталкивает, чем притягивает.

9. Бесцветный, монотонный, невыразительный, тихий голос.

Такая манера говорить показывает тебя, как человека больше всего на свете желающего спрятаться от чужого внимания. Причин тому может быть много, некоторых случаях коррекция потребует вмешательства специалиста. Я уже писала об этом в одной из предыдущих статей, когда рассказывала об имидж-масках, за которыми мы так любим прятать свои лучшие черты. Но до тех пор пока твоя манера говорить не поменялась, сложно рассчитывать на внимание к себе, а значит и на завязывание каких-то отношений.

10. Задушевный, бархатный, глубокий, грудной голос.

Этот голос призван ласкать слух и зачаровывать, как волшебная музыка. Говоря об уверенной, спокойной манере речи, я упомянула, что она идеальна для передачи информации, но не подходит для передачи чувств. Задушевная манера – наоборот передает в основном чувства, и погруженному в них собеседнику нет никакого дела до информации, он ее почти не воспринимает. Можно ли считать эту манеру речи дополнением к уверенной? Конечно, но на самом деле, чем в большей степени ты овладеешь своим голосом, тем лучше.

Безусловно, просто прочитать статью и тут же научиться приводить людей в восхищение своей манерой говорить невозможно. Самые известные риторы в истории по полжизни тратили на изучение этой науки и бесконечные тренировки. В наше время существуют педагоги по выразительности речи и психологи, занимающиеся этой проблемой. Но потребуется много времени и сил, чтобы используя их методики, научиться высвобождать скрытую в нашем голосе силу и красоту.

Эта статья призвана лишь вскрыть проблему и указать направление в самосовершенствовании, для тех, кто действительно хочет очаровывать своей речью. Но один совет я могу дать прямо сейчас. Для того, чтобы твой голос обладал для собеседника притягательной силой, в нем должна чувствоваться твоя искренняя заинтересованность в нем. Если же тебе нет дела до собеседника, не помогут никакие тренинги, он все равно это почувствует.

Манера и стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

Манера общения определяется:
1) тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.);
2) поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
3) дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

К наиболее распространенным относятся следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный (отрешенный), подавляющий (агрессивный), податливый, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:
1) лингвинистические (речевые);
2) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
3) паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность);
4) экстралингвистические (паузы, рмех, плач, темп речи);
5) пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования некоторых психотехнических приемов:
а) воображаемым диалогом («Я ему говорю..., а он мне отвечает....»);
6) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам себе.задает вопрос, и сам отвечает на него);
в) риторическим вопросом (содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли партнеров по общению, их эмоции, например, «Что может быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);
г) эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
д) инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов).

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров. Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность - паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия - это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.

Пониманию содержания словесного действия способствует дикция- ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, т. е. жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.

Манера речи

Мерабьян в своем исследовании (Egan 1982, р. 63–64) также останавливается на относительной важности манеры речи: «Вся информация на 7% передается вербально , на 38% - вокально и на 55% - через выражение лица». Таким образом, манера речи почти так же важна, как и невербальное общение, и намного важнее слов как таковых.

В манере речи прихожанина можно уловить много тонкостей. В качестве самых важных среди них Иган (1982, р. 64) выделяет тон голоса, высоту, громкость голоса, силу голоса, изменения голоса, растянутость слов, ударения, паузы, молчание и быстроту речи. Поскольку таких характеристик голоса очень много, Кэркхафф (1979, р. 49) предлагает главное внимание уделять двум из них - громкости и скорости речи - и их изменениям.

Подобно визуальному невербальному уровню, звуковой невербальный уровень помогает нам понять, что говорит прихожанин, сообщая нам информацию о своих чувствах. Звуковой невербальный уровень может соответствовать или, наоборот, не соответствовать интенсивности вербальных ответов, быть показателем такой интенсивности и, таким образом, тоже давать нам информацию о чувствах прихожанина. Например, если женщина говорит очень громко (или очень тихо) и при этом утверждает, что сердится, наблюдается соответствие между словами и манерой речи. И наоборот, если мужчина кричит на ребенка, но говорит, что не сердится на него, это пример несоответствия между вербальной и невербальной сторонами информации.

Манера речи, наряду с другими аспектами невербального общения, отражает эмоциональный настрой прихожанина. Эмоциональный аспект - важнейший для того, чтобы понять взгляды прихожанина (цель 1–й стадии). Характеристики голоса, как и визуальные невербальные данные, надо понимать в контексте социологической информации, индивидуального стиля и темы разговора. Например, медленная, рассудительная речь человека может говорить о его географическом происхождении (социологическая характеристика), привычке (индивидуальный стиль) или же стать показателем того, что ему трудно говорить на данную тему (содержание разговора).

Из книги Искусство спора автора Поварнин Сергей Иннокентьевич

Глава 10. Логический такт и манера спорить Отношение к доводам противника. Излишнее упорство. Излишняя уступчивость. Джентльменский спор. Война - так война. Хамская манера спорить. Спокойствие в споре. Подчеркнутое спокойствие. Вялость. 35:По отношению к доводам

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

Женская Манера Скрещивания Ног Мужчины часто сидят с широко расставленными ногами, вызывающе демонстрируя область гениталий, в то время как женщины скрещивают ноги для защиты своей нежной области гениталий. Женщины пользуются тремя позами для выражения своего

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

41. Виды речи Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Из книги Азбука для несовершеннолетних: Сборник автора Автор неизвестен

Развитие речи Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

Манера Садовник. Стиль или манеру?Модельер. Разве это не одно и то же?Садовник. Конечно, нет. Создать свой собственный стиль – значит выработать рамки воплощения для внутреннего образа. Скажите, вот вам удалось создать принципиально новый силуэт одежды? То есть новый по

Из книги Наука жить автора Адлер Альфред

Развитие речи Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Манера стоять Рассмотрим, к примеру, установки, которые проявляются в манере стоять.Не прилагая специальных усилий, можно увидеть, как стоит ребенок или взрослый: ровно, чуть горбясь или сильно сгибаясь. Мы должны отмечать все преувеличенное или неестественное. Человек,

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Манера опираться Рассматривая в этой связи другие положения тела, часто можно заметить, что неуверенный в себе человек старается на что-то опереться, например, облокотиться на стол или стул. Он не верит в собственные силы и ищет поддержки. Часто это отражает ту же

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Прощальные речи В жизни, как и в книге, самое важное – это финал. От того, как пройдет ваш последний разговор, зависит то, чем окончится ваш роман. Как же пройти это испытание достойно, оставаясь максимально дипломатичной и корректной?Коварный этический вопрос № 1, который

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§50. Культура речи Мы знаем уже, что наша мысль достигает полной чёткости и ясности только тогда, когда она получает выражение во внешней речи. Мы знаем, что невозможность сделать свою мысль понятной для другого свидетельствует о том, что она не до конца уяснилась и для нас

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Из книги автора

53. Виды речи В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или

Из книги автора

Одежда и манера поведения Внешность оратора должна быть привлекательной, но без излишеств, отвлекающих от содержания его выступления и снижающих доверие к излагаемому. Избегайте сочетания белого и черного, а также других контрастирующих цветов. Отдавайте

Человека характеризует не только его внешний вид, но и умение держаться в обществе. Особенно это касается речевых навыков, а именно: манеры общения, благодаря которой складывается положительное или отрицательное мнение о человеке.





Манера речи и стиль речи

Данное понятие включает в себя умение общаться в самом широком смысле этого слова. Сюда входит и тон повествования, и жестикуляция, и грамотность речи, а также умение не только говорить, но и слушать собеседника.





Речь – это сильное оружие, великие ораторы с помощью своих монологов оказывали почти магическое воздействие на публику. Вот почему так важно научиться правильно и красиво говорить.

В понятие «манеры общения» входит:

  • Тон повествования . Он может быть спокойным, взволнованным, шутливым, властным и др. В грамотной речи важно всё – громкость голоса, его высота, сила, скорость. Чрезмерная растянутость слов может утомить собеседника, а чересчур быстрая речь рискует остаться недопонятой.
  • Дистанция. Обращаться к собеседнику можно публично, интимно и т. д. От дистанции будет зависеть то, как именно человек будет говорить (громко, тихо и т. д.).
  • Поведение . Оно может быть спокойное, развязное, сдержанное, неуверенное и др. В это понятие входит и жестикуляция. Физические движения – неотъемлемая часть манеры речи.













Манеры общения бывают различными: от пренебрежительных или шутливых до серьёзных и озлобленных. Все они, так или иначе, неразрывно связаны с понятием «стиль».





Именно от него зависит эмоциональная атмосфера, а также выбранные правильные речевые средства для донесения информации. Существует некоторые приёмы, которые характеризуют разговорный стиль:

  • Воображаемый диалог («Я у него спрашиваю…, он мне отвечает»).
  • Риторический вопрос («Что может быть лучшим подарком, чем книга? »). С помощью этого приёма стимулируются мысли и эмоции собеседника.
  • Вопрос-ответ. Если риторический вопрос остаётся без ответа, то данный приём включает в себя собственный ответ на собственный вопрос. («И что я мог ответить? Разумеется, нет! »).
  • Эмоциональные восклицания. Они служат для привлечения внимания собеседника и немного похожи на риторические вопросы («Ты ещё спрашиваешь?! »)





Это примеры использования хороших речевых средств для вызова живого интереса у собеседника. Но здесь важно не забывать и о голосе, интонации, дикции (не проглатывать слова), тональности.

За счёт этих составляющих достигается выразительность речи. Немаловажную роль играет мимика и жесты, они являются неотъемлемым элементом общения.









Владение мимикой и жестами

Телодвижения могут многое сказать о человеке и его намерениях. Существует классификация основных жестов, которые используются в невербальной речи для донесения той или иной информации:

  • Открытые жесты. Они говорят о доброжелательности собеседника, и о том, что он говорит искренне. К ним относятся «раскрытые руки», когда человек демонстрирует руки, и его ладони при этом смотрят вверх. Ещё один жест, который говорит о доброжелательности, называется «расстёгивание пиджака». Понимать его нужно буквально, то есть это расстёгивание или даже снятие пиджака, что говорит о том, что человеку комфортно рядом с собеседником и он готов к дружескому разговору.









  • В противопоставление к жестам открытости являются скрытные жесты , которые говорят о недоверчивости и сомнениях. К данной группе относится позиция скрывания лица руками, потирания лба и висков. О скрытности также говорит несогласование в жестах и намерениях. Например, улыбка при враждебном настрое говорит о том, что человек таким образом скрывает свои эмоции.









  • Защитные позиции. Самой распространённой является поза со скрещенными руками, что говорит о том, что собеседник «обороняется». В таком случае следует сменить тактику разговора, иначе дальнейшее обсуждение ни к чему не приведёт. Если у собеседника сжаты пальцы в кулак, то он настроен враждебно, следовательно, необходимо смягчить интонацию, перейти на умеренный тон или просто сменить тему. Если собеседник обхватил себя за плечи скрещенными кистями рук, то он готов перебить другого, чтобы начать отстаивать свою точку зрения.













  • Жесты задумчивости. Самые известные размышляющие позиции – это расположение руки у щеки или трение указательным и большим пальцами подбородка. Данная позиция является уважительной и свидетельствует о заинтересованности собеседника в разговоре. Но если лицо у человека опирается на руку с указательным пальцем вдоль щеки (в то время, как остальные пальцы располагаются внизу подо ртом), то он не согласен с позицией собеседника. Когда человек закрывает глаза и пощипывает при этом переносицу, то он напряжённо о чём-то думает.









  • Какой жест может говорить о самоуверенности? Если собеседник закладывает руки за голову или за спину, то это говорит о некотором высокомерии и даже превосходстве.









  • Позиция «готовности». Если человек корпусом подаётся вперёд, а руки держатся за стул или располагаются на коленях, то это свидетельствует о том, что он готов завершить беседу и уйти.





Что касается мимики, то здесь существуют свои знаки, по которым можно определить настрой собеседника:

  • Особое внимание нужно обращать на глаза . Они, в отличие от позы, не смогут скрыть истинных намерений. Когда человек испытывает радость или возбуждение от услышанного, происходит расширение зрачков, а при негативных эмоциях зрачки сужаются. Считается, что для построения доверительных отношений при разговоре, нужно смотреть в глаза собеседнику большую половину времени (примерно шестьдесят или семьдесят процентов). Избегание взгляда не принесёт хороших плодов.





  • Большую роль в мимике при невербальном общении играют губы. Улыбка говорит о доброжелательности (если она не противоречит враждебной позе), если губы сжаты, то собеседник замкнут, при изогнутости губ можно прочитать у человека саркастический настрой. При грусти и плохом настроении уголки рта опускаются. Улыбка является сильным оружием и помогает в создании располагающей атмосферы.









Умение владеть мимикой и телодвижениями – это неотъемлемая часть манеры общения, и чем лучше она будет развита, тем грамотнее и интереснее будут излагаться мысли.

А знание языка жестов и мимики собеседника станет большим преимуществом при разговоре и позволит держать под контролем любую, даже конфликтную, ситуацию.





Как развить речь?

Чтобы поменять свои навыки общения к лучшему, нужно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Следует читать больше классической литературы (лучше даже вслух и с выражением). И важно после прочтения той или иной книги максимально грамотно и понятно пересказать содержание, избегая нежелательный и лишних слов. Лучше записать свой пересказ на диктофон, а затем прослушать его, чтобы проанализировать свои ошибки и понять, как речь звучит со стороны. Учитывать нужно не только саму лексику, но и тон повествования, скорость и громкость речи. То же самое относится к просмотренным фильмам, их пересказы помогут понять, где именно совершены ошибки и что следует исправить.









  • Для владения элитарной речью, важно расширять словарный запас. Для этого нужно не только читать книги, но и выяснять значения всех непонятных и незнакомых слов. Лучше завести себе отдельный блокнот, в который должны записываться толкования слов. Только употреблять их нужно правильно и в соответствии с ситуацией. То или иное выученное новое выражение не произведёт должного положительного впечатления на собеседника, если будет произнесено «не к месту».









  • Помимо чтения классической литературы, газет и журналов, можно разгадывать кроссворды, они тоже расширяют словарный запас новыми понятиями. Можно приобрести в магазинах развивающие игры и играть в компании друзей (например, «угадай слово по описанию» и наоборот).









  • Речь должна быть не только грамотной, но и красивой. Украсить её можно различными образными выражениями, метафорами, эпитетами и сравнениями. Найти их можно в поэтических сборниках. Это такое уместное дополнение, которое будет свидетельствовать о начитанности и грамотности. Главное здесь – не переборщить.













  • Во время разговора важно не только следить за содержанием речи, но и за интонацией. Важные слова, произнесённые тихо и монотонно, не будут услышаны и восприняты собеседником, а серьёзное заявление, сказанное в шутливой форме, вызовет диссонанс у окружающих людей. От интонации зависит многое. Например, собака не понимает слов и их значения, но улавливают интонации в голосе хозяина: когда он хвалит её, а когда ругает, от этого меняется его тон, интонация приобретает тот или иной окрас. На людей тоже можно повлиять с помощью интонации, поэтому не следует отодвигать это понятие на второй план.





  • Тренироваться в красивой речи можно не перед людьми, а перед зеркалом. Следует рассказать самому себе какой-то отрывок из прозы, стихотворения или просто описать то или иное событие, при этом следя за мимикой, жестами, скоростью произношения и интонацией.





Есть ещё одно интересное упражнение, которое поможет быстро и уверенно подбирать правильные слова. Нужно выбрать какой-то предмет, который есть в доме (лампа, холодильник, шкатулка и др.), затем завести секундомер на пять минут (потом больше) и рассказывать об этом предмете грамотным языком, используя тропы и стилистические фигуры. Сначала это будет даваться нелегко (пять минут говорить о расчёске), но с каждым разом слова будут приходить на ум всё быстрее и разнообразнее.

В конечном итоге это упражнение научит тому, как можно интересно говорить о простой сковороде в течение часа так, что собеседников будет сложно чем-то отвлечь.





Таким образом, соблюдая все эти правила, можно будет изменить свою манеру речи к лучшему, тем самым обретя уверенность и умение держаться в обществе.

О том, как научиться говорить красиво и грамотно, смотрите в следующем видео.